Профессиональное образование и воспитание
Vocational Training and Education
В раздел включены статьи участников VIII всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве», состоявшейся 26 ноября 2020 года в Самарском государственном социально-педагогическом университете при поддержке Российской академии образования и Московского психолого-социального университета.
УДК [378.14:378.342]:37.036
К ВОПРОСУ
О ХОЛИЗМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКИХ КОНКУРСОВ И ОЛИМПИАД
ON THE HOLISM OF THE EDUCATIONAL AND MOTIVATIONAL POTENTIAL OF STUDENT COMPETITIONS AND OLYMPIADS
© 2020
В.Н. Аниськин, Е.В. Галиева, Т.В. Добудько, Н.Н. Кислова V.N. Aniskin, E.V. Galieva, T.V. Dobudko, N.N. Kislova
В статье с позиции холистического подхода анализируются возможности воспитательного и мотива-ционного потенциалов студенческих профессиональных, творческих, исследовательских и иных конкурсов, а также предметных и межпредметных олимпиад в решении задач индивидуального и коллективного умственного, профессионального, правового, экологического и других видов воспитания, включаемых в рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в качестве обязательных частей основных образовательных программ вузов на основании изменений в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», законодательно внесенных в текущем году. Раскрывается сущность воспитатель-но-мотивационного потенциала студенческих конкурсов и олимпиад как системной совокупности индивидуальных и групповых возможностей участников профессионально-творческих состязаний, обозначенной учетом потенциала среды их проведения. Дается построенное на основе принципа холизма авторское определение холистичной информационно-образовательной среды вуза, влияющей на особенности внешнего проявления компонентов и качеств воспитательно-мотивационного потенциала студенческих конкурсов и олимпиад. Определяется системообразующая значимость ценностных ориентаций обучающихся в интеграции воспитательной и мотивационной компонент потенциала конкурсных и олимпиадных студенческих соревнований. Приводятся примеры образовательно-воспитательных достижений студентов СГСПУ - участников конкурсов и олимпиад.
Ключевые слова: воспитание; обучение; образование; холизм; система; синергия; эмерджентность, студенческие конкурсы и олимпиады; ценностные ориентации обучающихся; воспитательно -мотивационный потенциал; холистичная информационно-образовательная среда; соревнование; стимул; саморазвитие; самовоспитание; качество образования.
The article employs the holistic approach in analyzing the possibilities of educational and motivational potential of student professional, creative, research and other competitions, as well as subject and interdisciplinary olympiads for solving problems of individual and collective mental, professional, legal, environmental and other types of students' education as part the outlines of course programs and calendar outline of educational activities work - obligatory requirements of the main educational programs for universities on the basis of amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation», introduced on legislative basis this year. The authors define the educational and motivational potential of student competitions and olympiads as a system of individual and group abilities of participants in terms of potential of the environment. On the basis of the principle of holism, the features of the holistic information and educational environment of the university is revealed, which affects the explicit manifestation of the components and qualities of the educational and motivational potential of student competitions and olympiads. Examples of achievements in SSUSSE student competitions and olympiads are given.
Keywords: education; training; teaching; holism; system; synergy; emergence, student competitions and olympiads; students'values; educational and motivational potential; holistic information and educational environment; competition; stimulus; self-development; self-education; the quality of education.
Вступивший в силу с 1 сентября 2020 года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ содержит обновленное определение понятия воспитания, которое становится обязательной и неотъемлемой составляющей образовательного процесса как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1] и включается во все ныне действующие и создаваемые примерные основные образовательные программы (ООП) общего, среднего профессионального и высшего образования в виде примерных рабочих программ воспитания (РПВ) и примерных календарных планов воспитательной работы (КПВР).
Следует отметить, что такой вариант дефиниции воспитания, значимый и полезно актуализирующий и адаптирующий этот жизненно важный для нашего общества и для каждого его члена феномен к современным проблемным реалиям социума, безусловно окажет свое благоприятное влияние на активизацию и оптимизацию воспитательной работы в образовательных учреждениях (ОУ) и организациях (ОО) всех уровней образования. Ведь ООП этих ОУ и ОО, представлявшие собой до принятия упомянутого ФЗ о внесении изменений
по вопросам воспитания обучающихся комплект учебно-методической документации, состоящий из учебного плана, календарного графика учебного процесса, рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ практик и иных документов организационно-учебного содержания [2], должны быть дополнены в течение 2020/2021 учебного года РПВ и КПВР.
Вместе с тем такое директивное дополнение воспитательной составляющей учебных компонентов ООП и по форме, и по сути не является каким-то особенным нововведением, т.к. воспитание, обучение и образование как основные фундаментальные категории современной педагогики всегда были диалектически и органически взаимосвязаны, а планы воспитательной работы входили в разряд обязательных документов, регламентирующих деятельность ОУ и ОО, но не являлись обязательным компонентом ООП. При этом воспитание, рассматриваемое в современной науке как общественное явление, испокон веков представляло собой передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению и как всеобщая категория исторически включало в себя «обучение» и «образование», которое понимается как: «1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего; 4) как система, основными элементами которой являются цель, средства, результат, объекты и субъекты процессов обучения и воспитания с целью развития человека» [3, с. 24-26].
Подобное обстоятельство, вкупе с дея-тельностным и процессным подходами к определению содержания воспитания, создает необходимость включения в РПВ и КПВР ООП ОУ и ОО не только новых и доказавших свою эффективность традиционных учебных и внеучебных воспитательных мероприятий, но и тех известных в образовательном процессе форм, которые позволяют под новым творческим и исследова-
тельским ракурсом объединить обучение и учение, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование. Применительно к мотивации и стимулированию достижения воспитательных целей обучающимися (воспитанниками) такое комбинирование и интеграция основных процессов взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса с повышением роли личностного потенциала и усилением самостей учащегося для его успешного и лидерского позиционирования среди одноклассников и одногруппников может не только поспособствовать, но и существенно облегчить получение запланированных результатов воспитательной работы.
По-нашему мнению, одной из форм такой работы являются профессиональные, творческие, исследовательские конкурсы и предметные олимпиады учащихся школ, студентов колледжей и вузов, которые позволяют их участникам в какой-либо сфере образования, экономики, искусства, науки, моно- или полидисциплинарной области изучаемых предметов публично в состязательном формате продемонстрировать свои знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные и освоенные в процессе соответствующей общеобразовательной или профессиональной подготовки по конкретным ООП.
Можно предположить, что весьма заметное место при этом будет занимать мо-тивационная (моральная и материальная) составляющая воспитательной работы, не только обеспечивающая эффективность интеграционных комбинаций «обучение - самообучение», «воспитание - самовоспитание», «образование - самообразование» для достижения поставленных целей, но и позволяющая обучающемуся (воспитаннику) определять особо значимые для него личностные ценности, в том числе и воспитательного характера, на основе сочетания функций и качеств субъекта и объекта учебно-воспитательного процесса, в который включаются конкурсные и олимпиадные мероприятия соревновательного характера.
Как отмечает Е.П. Ильин [4], характеризуя соревнование как стимулирующий фактор, такого рода соревнования (конкурсы, олимпиады, иные творческо-исследова-тельские и учебно-воспитательные мероприятия-поединки с ярко выраженными элементами соперничества их участников) с давних пор широко применялись в педагогике для усиления мотивировки к учению. Ученые подчеркивают, что уже в «Правилах поведения, собранных для юношества» Я.А. Коменского имелись рекомендации «школьникам состязаться в прилежании», а в начале прошлого века сразу несколькими исследователями-психологами (В.М. Бехтеревым, Н. Триплеттом, Ф.Г. Олпортом) было установлено, что «нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность и даже воображаемая связь (заочный контакт) может стимулировать человека» [4, с. 300]. Несомненно, что «эффект соперничества» будет позитивно влиять на обновление форм, методов и технологий воспитательной работы в ОУ, реализуемых с использованием мотивационного потенциала, определяемого Е.П. Ильиным как «сила воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул» [4, с. 301] (в нашем случае - стимул личностного роста студенческих конкурсов и олимпиад.).
Что же касается воспитательного потенциала студенческих конкурсов и олимпиад, то о нем, по всей видимости, имеет смысл говорить с учетом возможностей (потенциала) той образовательной среды, в которой проводятся эти состязания. При этом необходимо принимать во внимание статус и уровень конкурса или олимпиады (районный, городской, региональный, российский, международный и др.), а также тематику этих соревнований (профессиональную, предметную, межпредметную, исследовательскую, творческую и т.п.), определяющие место их проведения. Понятно, что подобные мероприятия могут быть организованы и проведены как в образовательной среде вуза, являющейся основным информационно-коммуникативным
средством обучения и воспитания обучающегося, имеющих целью формирование и развитие его общепрофессиональных, профессиональных, общекультурных, универсальных личностных компетенций и качеств (в том числе в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) колледжа, института, университета), так и за ее пределами, то есть во внешнем учебно-воспитательном, культурно-творческом, учебно-производственном, научно-исследовательском и ином пространстве, обладающем совершенно другими возможностями по сравнению с внутривузовским и, соответственно, другими условиями для реализации воспитательно-мотивационного потенциала конкурсов и олимпиад обучающихся.
С ресурсно-тематических (междисциплинарной и метапредметной) позиций воспитательный потенциал студенческих конкурсов и олимпиад можно определить как системную совокупность учебно-воспитательных, профессионально-предметных, культурно-творческих, исследовательских и иных возможностей как самих участников состязаний, так и среды их проведения (применительно к ЭИОС вуза - ее корпоративных систем и сетей, баз данных и знаний, электронных почты, библиотеки, портфолио, личных кабинетов обучающихся и обучающих, других механизмов, средств, источников, ресурсов среды) [5-7], реализация которых создаст основу для решения индивидуальных и коллективных задач воспитания (умственного, трудового, эстетического, духовно-нравственного, правового, экологического и др.), определив выбор воспитательных мероприятий, включаемых отныне в РПВ и КПВР ОУ на основании вышеупомянутого Федерального закона Российской Федерации от 31 июля 2020 года.
Информационно-образовательная среда ОУ (ИОС), в нашем случае - ЭИОС Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) и его факультета математики, физики и информатики (ФМФИ), в условиях которой
организуются и проводятся факультетские и межфакультетские, кафедральные и межкафедральные студенческие конкурсы и олимпиады, имеет свой учебно-воспитательный потенциал, который весьма эффективно способствует оптимизации и рационализации индивидуальной и коллективной воспитательной работы, обеспечивающей достижение общих целей воспитания [6] и решение задач, отражаемых в РПВ вуза. При этом воспитательный потенциал индивида и воспитательный потенциал коллектива, представляющий собой холистичную (от греч. bolos - целый, цельный; в проекции на проблему нашего исследования - воспитание и «целостное формирование личности в педагогическом взаимодействии» [8, с. 162]) совокупность «социально-психологических факторов и педагогических условий, определяющих возможные индивидуальные и межличностные (групповые) изменения, влияющие на разностороннее развитие членов коллектива» [9, с. 5], могут интегрироваться на основе ценностных ориентаций обучающихся.
Применительно к вопросу о холизме воспитательно-мотивационного потенциала студенческих конкурсов и олимпиад уместно отметить, что в широком смысле феномен холизма представляет собой идеалистическую философскую категорию или философскую позицию по отношению к проблеме соотношения части и целого [10], смысл которой заключается в признании приоритета и качественного превалирования целого в отношении к его частям. Ученым и педагогам-исследователям должно быть знакомо и такое классическое определение холизма (холистичности, холистского принципа), как «философии целостности», предложенное Я. Смэтсом, и его же дополнение философского тезауруса термином «холизм», базирующимся на постулате Аристотеля из Метафизики: «целое больше, чем сумма его частей» [11, с. 797].
Известно также, что холистский принцип лежит в основе понятий синергии, т.е. возрастания эффективности какого-
либо вида деятельности в результате интеграции отдельных ее частей в единую систему, и эмерджентности - возникновения в какой-либо системе нового качества, не сводимого к сумме качеств элементов системы, т.е. системного эффекта. Синерге-тические процессы характеризуются такими результатами деятельности, в которых целое обладает свойствами, не присущими ни одной из его частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, а части отражают свойства целого. Поэтому суть системно-синергетического эффекта заключается в том, что интеграция и комбинация всех отдельных действий обеспечивает гораздо большую эффективность и продуктивность общего (конечного, итогового) результата деятельности, чем сумма индивидуальных действий [7 ; 11].
С позиции проблемы нашего исследования можно сделать вывод о высокой степени значимости холистичного систем-но-синергетического эффекта конкурсной и олимпиадной деятельности студентов, достигаемой благодаря интегративной совокупности синергии и эмерджентности как самой деятельности, так и среды ее проведения (как системы), для получения участниками состязаний нового системного качества - верного решения (итогового результата) конкурсного или олимпиадного задания.
В свою очередь, такое утверждение позволяет перевести наши рассуждения в плоскость анализа холистичной ИОС, каковой по существу является ЭИОС СГСПУ и его ФМФИ, в условиях которой проводятся внутривузовские, факультетские и кафедральные студенческие конкурсные и олим-пиадные мероприятия. Поэтому в дальнейшем мы будем анализировать воспитатель-но-мотивационный потенциал конкурсов и олимпиад студентов нашего вуза, имея в виду холистичную ИОС, обладающую совокупными возможностями (потенциалом) для решения воспитательных задач, входящих в РПВ и КПВР ООП, реализуемых университетом.
Холистичная ИОС вуза определяется нами как системно-интегративный комплекс традиционных (бумажных) современных и перспективных (цифровых) электронно-коммуникативных средств, систем, технологий обучения и воспитания; образовательно-воспитательных ресурсов, в том числе библиотечных, музейных и др.; программных средств учебно-воспитательного назначения и программно-методических комплексов, средств их разработки, хранения и обеспечения удаленного (дистанционного), контактного и смешанного доступа к информации, необходимой пользователям; традиционных технических средств обучения, лабораторного и иного учебно-производственного оборудования [7].
Очевидно, что специфика такой ИОС будет оказывать заметное влияние на интеграцию ценностных ориентаций обучающегося, являющихся, по-нашему мнению, одним из основообразующих компонентов воспитательно-мотивационного потенциала студенческих конкурсов и олимпиад.
Логично предположить, что именно ценностные ориентации будут тем связующим звеном между воспитательным и моти-вационным потенциалами творческих конкурсов и предметных олимпиад студентов СГСПУ - будущих учителей-предметников, которое позволит повысить результативность индивидуальной и коллективной учебно-воспитательной работы в соответствии с новыми законодательными требованиями к ее качеству.
Теоретическим основанием нашего предположения может служить положение В.П. Бездухова [12], который определяет ценностные ориентации уже действующего и будущего педагога (студента педагогического вуза) как жизненную позицию учителя (воспитателя) - его отношение к окружающему миру и месту в нем себя и своих учеников (воспитанников), отмечая при этом действенность и высокую продуктивность связующей и мобилизационной функций ценностных ориентаций для объединения личных мотивов, целей и намерений субъектов образования. По мнению
ученого, ценностные ориентации служат тем обязательным критерием рейтинга результатов, который позволяет оценить реальные достижения учителя в его профессионально-педагогической деятельности.
Очевидно, что целевое объединение (холистичное по существу) личных мотивов (внутренних и внешних) и иных стимулов участников студенческих конкурсов и предметных олимпиад на основе ценностных ориентаций позволит активизировать участие обучающихся в подобных мероприятиях для получения запланированных результатов воспитательной работы одновременно с решением основных (тематических) учебно-исследовательских, культурно-творческих, профессиональных, предметно-методических и других задач этих состязаний. По сути, ценностные ориентации в конкурсах и олимпиадах студентов играют роль факторов, актуализирующих личные и коллективные мотивы участников таких соревнований, повышая тем самым мотивацион-ный и воспитательный потенциалы этих мероприятий и объединяя их в единую целую систему, что в полной мере соответствует принципу холизма.
Подобное холистичное объединение имеет особую значимость для повышения эффективности коллективной воспитательной работы с обучающимися при проведении конкурсов и олимпиад, т.к. дополняет воспитательный потенциал академической студенческой группы, рассматриваемой как формальное молодежное объединение, новыми ценностями, системно организованной совокупностью социально-психологических факторов [13], определяющих потребности студентов в успешности и результативности всех видов деятельности группы и инициирующих генерацию продуктивной сочетаемости процессов саморазвития и креативности личности в рамках субъект-субъектных, субъект-объектных и объект-субъектных отношений.
Наше утверждение основывается на результатах исследований В.П. Бездухова и Л.В. Вершининой, доказывающих возможность перехода объективных ценностей
в субъективную ценностную систему будущего учителя [12] на основе принципа перехода «ценности "для себя"» в «ценности для "другого"», который (принцип) ориентирует студента-педагога на определение правильного (прямого и встречного) направления обмена ценностями между субъектами в аксиологическом образовательном пространстве с использованием рефлексии как механизма взаимоперехода, обеспечивающего эффект взаимопринятия каждым другого и эффекты «со-участия, со-чувствия, со-действия» [14, с. 91].
Такой механизм взаимоперехода полностью соответствует холистичности принципов синергетики и эмерджентности в плане самогенерации системного эффекта, т.е. приобретения индивидом нового качества в виде востребованных им компонентов объективных ценностей. Осмысление особенностей указанного взаимоперехода ценностей применительно к студенческим профессиональным, предметным, исследовательским, творческим и другим теоретическим и практическим конкурсам и олимпиадам, как правило, содержательно наполненным предметными и научными знаниями, еще не освоенными и новыми для их участников, позволяет сделать заключение о высоком потенциале конкурсных и олимпиадных состязаний, в том числе и воспитательном, в процессе подготовки будущих педагогов. Данный вывод подкрепляется результатами многочисленных исследований, посвященных проблемам повышения качества образования и подготовки будущих специалистов для различных отраслей и сфер экономики с использованием мотивационно-воспитательного потенциала всех средств и форм организации учебной и внеучебной деятельности, в том числе студенческих конкурсов и олимпиад. В рамках темы нашей статьи к таким исследованиям можно отнести работы Ф.Н. Апиш [15], А.Ф. Ахмеровой [16], В.А. Гусева и О.В. Мезеневой [17], Е.А. Гуськовой [18], Т.А. Дудниковой [19], А.Ю. Жуковой [20], В.Г. Иванчихина [21], Е.А. Кузиной и Т.А. Кордон [22], Т.А. Мар-
футенко [23], О.Ф. Пахомовой [24], Г.Ф. Приваловой [25], Р.И. Цветковой [26], большая часть из которых опубликована в последнее время.
Подытоживая наши рассуждения и опираясь на материалы работ названных ученых, мы определяем холистичный вос-питательно-мотивационный потенциал студенческих конкурсов и олимпиад как си-стемно-синергетическую совокупность социально-психологических факторов, влияющих на потребность личности в саморазвития и уровень ее креативности и на повышение уровня рейтинговых показателей при позиционировании академической группы среди других объединений учащихся; на развитие ценностных ориентаций обучающихся - участников конкурсных и олим-пиадных мероприятий, их внутренних и внешних мотивов, индивидуальных и коллективных стимулов этих состязаний, а также на актуализацию ресурсов среды их проведения, интеграция которых может обеспечить достижение поставленных воспитательных целей и решение задач воспитательной работы, входящих в РПВ ООП вуза, и способствовать приобретению студентами новых эмерджентно сгенерированных личностных компетенций и качеств, приобретших для обучающихся статус объективных ценностей.
Результаты исследований в области теории воспитания, затрагивающие вопросы организации студенческих конкурсных и олимпиадных мероприятий [15-26], позволяют подтверждать, что об эффективности учебно-воспитательной работы можно говорить только тогда, когда мотивацион-ное усилие преподавателя (руководителя конкурсной работы учащегося) объединяется с мотивационным усилием обучающегося (непосредственного исполнителя работы - конкурсанта, разработчика, исследователя), т.е. когда субъекты образования, обучения и воспитания имеют одну цель и направление деятельности [27].
Совершенно нежелательными и даже вредными оказываются такие формы совместной деятельности, в том числе кон-
курсной и олимпиадной, когда цели преподавателя и студента не совпадают, а усилия одного из них не сопровождаются и не подкрепляются усилиями другого, снижая силу мотивации и стимулирования в достижении запланированных результатов общей работы (предметно-методической, творческой, научно-исследовательской и т.п.). Однако и в этом случае можно предположить, что охарактеризованный нами воспитательно-мотивационный потенциал студенческих конкурсов и олимпиад, проходящих в условиях холистичной ИОС (как исследова-тельско-творческой и метапредметной системы), в которую одновременно погружены преподаватели-руководители и студенты-конкурсанты в период подготовки и проведения соревнований, будет эффективным средством, оптимизирующим их усилия, сглаживающим и демпфирующим различия в подходах к организации и проведению совместной работы субъектов образования и воспитания за счет усиления мотива к получению того верного результата, каковым в большинстве случаев является именно системный эффект, достигаемый за счет синергии и эмерджентности среды проведения мероприятий.
С позиции практической значимости результатов нашего исследования в повседневной образовательно-воспитательной деятельности будет правильно отметить, что воспитательно-мотивационный потенциал студенческих конкурсов учитывается и используется большинством обучающихся и преподавателей ФМФИ СГСПУ при подготовке студенческих научных работ, прикладных разработок, творческих, исследовательских, учебно-методических и других проектов, представляемых и защищаемых участниками на таких состязаниях внутреннего уровня и статуса и внешнего по отношению к СГСПУ уровня и статуса.
Ежегодно студенты и педагоги факультета принимают активное участие в кафедральных, факультетских, вузовских, городских, региональных, всероссийских и международных конкурсных и олимпиадных мероприятиях, мотивирующих их участников
к обретению новых личных и коллективных ценностей в виде профессионально-педагогических, учебно-воспитательных, научно-исследовательских, предметно-методических, творческих и иных достижений. Количество конкурсов и олимпиад, участниками которых становятся представители ФМФИ, приближается к показателю, выражаемому трехзначным числом.
В последние годы студенты и преподаватели ФМФИ - руководители научно-исследовательских работ, творческих проектов и иных разработок обучающихся неоднократно становились лауреатами, призерами и победителями этапов и номинаций престижных международных олимпиад в сфере информационных технологий «ГГ-Планета» (Москва, Сочи, Тюмень) и олимпиад по элементарной и высшей математике среди студентов педагогических вузов (Екатеринбург), всероссийских студенческих олимпиад по теории и методике обучения физике (Челябинск) и методико-математической олимпиады для студентов-педагогов математических профилей подготовки (Пермь), олимпиад «Я - профессионал» (Санкт-Петербург, Томск) и «Волга-1Т» (Ульяновск), а также некоторых других межрегиональных конкурсов стартапов и хакатонов.
Несомненно, студенческие олимпиады международного и всероссийского ранга позволяют их участникам в соревновательном формате не только оценить свои общепрофессиональные, предметно-методические, информационно-технологические компетенции и при необходимости внести в них коррективы для уточнения векторов своего дальнейшего профессионального развития и личностного становления в период подготовки в СГСПУ, но и обладают большим воспитательно-мотивационным потенциалом для решения задач умственного, профессионального, политехнического воспитания.
Весьма отчетливо проявляется и влияние холизма воспитательно-мотивационного потенциала студенческих олимпиад на плодотворную и полезную для обучающихся интеграцию организационно-содержатель-
ных механизмов и технологий образования, обучения и воспитания в их системном сочетании с возможностью проявления эффектов синергии и эмерджентности для повышения общего качества подготовки будущих учителей-предметников.
Стоит отметить также систематическое участие студентов ФМФИ в таких окружных, региональных и городских конкурсных мероприятиях, как областные студенческие научные конференции, на секционных заседаниях которых представители факультета постоянно занимают победные и призовые места; молодежные форумы Приволжского федерального округа <аВол-га 2.0» с многомиллионным призовым фондом и возможностью для победителей и призеров получить грантовую поддержку на реализацию своих проектов (два проекта обучающихся факультета отмечены грантами в 150 и 170 тысяч рублей); окружные и региональные этапы хакатона «Цифровой прорыв» для ГГ-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики (вхождение команды ФМФИ в шорт-лист финалистов) и конкурса «УМНИК (участник молодежного научно-инновационного конкурса)», ориентированного на финансовую поддержку научно-технических проектов учащихся (две победы студентов ФМФИ в полуфиналах); ежегодные областные конкурсы «Студент года» (победа и призовые места представителей факультета в номинациях «Студенческая творческая личность года», «Доброволец года», «Интеллект года» и др.
Примеры плодотворного участия студентов ФМФИ в олимпиадах и конкурсах разного статуса, уровня, тематики и возможностей морального и материального стимулирования, предметно-методических состязаний дают нам основания утверждать, что в учебно-воспитательном процессе СГСПУ эффективно использован развивающий потенциал созданной в вузе хо-листичной среды.
Мотивируя наше утверждение, укажем на положение Е.П. Ильина об усилении или ослаблении силы личного или коллективно-
го мотива внешними стимулами (включая характер выполняемой работы, т.е. уровень ее рутинности или креативности) и определения правильного направления использования мотивационного потенциала для ролевой значимости мотивов (социально-положительной или социально-отрицательной) в решении задач профессионального, интеллектуального, социального, правового и других видов воспитания. При этом сила мотивов может зависеть от похвалы или порицания, результатов соревнования с другими, задетого самолюбия, проблемности и загадочности конкурсно-олимпиадной задачи, привлекательности объекта состязания, удовлетворенности студента социально-психологическим климатом в группе, которая создает устойчивость мотива к этой работе и т.п. [4, с. 300-302].
Еще одним подтверждением значимости воспитательно-мотивационного потенциала личных достижений обучающихся на региональных, всероссийских и международных студенческих конкурсах и олимпиадах является их высокий рейтинг в электронном портфолио обучающихся, входящем как в ЭИОС, так и в общую систему менеджмента качества СГСПУ [28], который оказывает большое влияние на интенсификацию процессов формирования и развития мотивации будущих педагогов к овладению воспитательными умениями и навыками, общепрофессиональными, профессиональными, общекультурными и универсальными компетенциями. Очевидно, что холистичность олимпиад и конкурсов, а также ИОС в целом способствовует определению студентами своих потребностей и способностей к самодетерминации.
Наряду с престижными «внешними» студенческими конкурсами и олимпиадами заметное влияние на повышение продуктивности воспитательной работы ФМФИ оказывают университетские, факультетские, кафедральные профессиональные, предметно-методические, научно-исследовательские и культурно-творческие состязания обучающихся, ставшие ежегодными и традиционными [29-31]. Это студенческие конференции-конкурсы СГСПУ и ФМФИ «День науки», вузовские фестивали-конкурсы во-жатского мастерства «Вожатство: Ум! Находчивость! Драйв!», выставки-конкурсы самодельных физических приборов и конкурсы студенческих методических работ «Я иду на урок...» (организатор - кафедра физики, математики и методики обучения), олимпиады по правовой информатике и олимпиада «Безопасный Интернет», конкурсы работ студентов по методике обучения информатике и 3D-моделированию, творческие соревнования «Информатика в шутку и всерьез», тематические патриотические и профессиональные конкурсы электронных плакатов ко Дню Победы и Дню Учителя (кафедра информатики, прикладной математики и методики их преподавания), а также другие массовые мероприятия, в которых отчетливо проявляется холистичный воспитательно-мотивационный потенциал.
Обобщая наши рассуждения относительно холизма воспитательно-мотиваци-онного потенциала студенческих конкурсов и олимпиад, можно сделать вывод о явной теоретической и практической значимости этого феномена и его ведущей роли в решении задач воспитательной работы, определяемых РПВ и КПВР ООП, реализуемых вузом.
* * *
1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 12.11.2020).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 12.11.2020).
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2006. 304 с. (Серия «Учебник нового века».)
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы : учебное пособие. СПб. : Питер, 2002. 512 с. : ил. (Серия «Мастера психологии.)
5. Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования. 2008. № 1. С. 90-97.
6. Шакурова М.В., Козельская К.А. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2018. № 50. С. 22-34.
7. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Галиева Е.В., Добудько Т.В. Модель холистичной интеллектуальной обучающей системы на базе компьютера и компьютерных сетей // Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования : материалы междунар. науч.-практ. конференции (2-3 декабря 2016 года, г. Самара). Самара : СГСПУ, 2016. С. 130-136.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2001. 176 с.
9. Попова С.В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2008. 234 с.
10. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М. : Политиздат, 1981. 445 с.
11. Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Котова Т.А. Холистичный синергетический потенциал современной образовательной среды вуза как фактор повышения качества подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 2(4). С. 796-799.
12. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя : монография. Самара ; СПб. : СГПУ : ИОВ РАО, 1997. 172 с.
13. Чамкаева Е.П. Сущность понятия «воспитательный потенциал молодежных объединений» в немецкой педагогике // Молодой ученый. 2012. № 5(40). С. 536-539.
14. Вершинина Л.В. Принципы формирования ценностного сознания студента - будущего учителя // Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6, № 3(20). С. 89-95.
15. Апиш Ф.Н. Педагогическая рефлексия как средство формирования учебной мотивации студентов в образовательной среде вуза // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6(61). С. 237-239.
16. Ахмерова А.Ф. Преобладающие мотивы внеучебной творческой деятельности студентов вуза // Высшее образование сегодня. 2016. № 5. С. 56-58.
17. Гусев В.А., Мезенева О.В. Практика активизации мотивационного потенциала образовательной среды колледжа // Поволжский педагогический вестник. 2017. № 3(16). С. 93-97.
18. Гуськова Е.А. Мотивация как фактор реализации творческого потенциала студентов в вузе // Психология XXI века : материалы междунар. науч.-практ. конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (22-24 апреля 2005 года) / под науч. ред. В.Б. Чеснокова. СПб. : Санкт-Петербургский университет, 2005. С. 292-293.
19. Дудникова Т.А. Воспитательный потенциал профессиональной подготовки: технологии, проблемы, задачи // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3(6). С. 171-173.
20. Жукова А.Ю. Особенности ценностных ориентаций у студентов-выпускников педагогического института // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017. № 4(35). С. 26-33.
21. Иванчихин В.Г. Психолого-педагогические и личностно-мотивационные факторы формирования креативности личности старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса гимназии // Молодой ученый. 2009. № 4(4). С. 250-256. URL: https://moluch.ru/archive/4/253/ (дата обращения: 14.11.2020).
22. Кузина Е.А., Кордон Т.А. Воспитательный проект в педагогическом вузе как средство формирования духовных и нравственных ценностей у будущих учителей // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. № 4(100). С. 193-200.
23. Марфутенко Т.А. Проблема формирования творческого потенциала личности в высших педагогических учебных заведениях // Система ценностей современного общества : сборник материалов XVII междунар. науч.-практ. конференции. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск : НГТУ, 2011. С. 235-240.
24. Пахомова О.Ф. Воспитательный потенциал полихудожественной образовательной среды в развитии творческой активности личности // Воспитание в современной образовательной среде : материалы межрегион. науч.-практ. конференции «Современное воспитание: задачи, проблемы и перспективы развития» (26 марта 2019 года). СПб. : Ленинградский областной институт развития образования, 2019. С. 36-40.
25. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога : дис. ... канд. пед. наук : Екатеринбург, 2008. 221 с.
26. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления : дис. ... д-ра психол. наук. Хабаровск, 2007. 530 с.
27. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Добудько Т.В. Использование потенциала холистичной информационно-образовательной среды вуза на этапе перехода к цифровому обучению // Региональная информатика (РИ-2020) : материалы XVII Санкт-Петербургской международной конференции (28-30 октября 2020 года). Ч. 2. СПб. : СПОИСУ, 2020. С. 35-37.
28. Аниськин В.Н., Кислова Н.Н., Королев А.И., Шалифова О.Н. Моделирование и конструирование комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2015. № 4(13). С. 11-14.
29. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Гусев В.А., Гусев О.В. Эколого-правовое просвещение и воспитание студентов в учебном процессе // Проблемы правовой культуры, правового просвещения и защиты прав человека : материалы всероссийской научно-практической конференции (6 декабря 2012 года. Северо-Кавказский (г. Махачкала) филиал РПА Минюста России). В 2 ч. Ч. II. М. : РПА Минюста России, 2012. С. 182-186.
30. Аниськин В.Н. О некоторых организационных аспектах воспитательной деятельности факультета вуза (из опыта работы ФМФИ ПГСГА) // Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе : материалы международной научно-практической конференции (29 марта 2013 года, РПА Минюста России, Северо-Кавказский (г. Махачкала) филиал) / отв. ред.: А.Г. Далгатов, Б.М. Магомедов, Ш.К. Шахов. В 2 ч. Ч. II. М. : РПА Минюста России, 2013. С. 255-259.
31. Аниськин В.Н., Шатрова Ю.С. Подготовка студентов педагогического университета к реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2(23). С. 30-35.