ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 69-73.
УДК 930
М.Н. Шевченко
Омская государственная медицинская академия
К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В СОЧИНЕНИИ ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА «ПРАВИТЕЛЬНИЦА»
Предпринята попытка реконструкции представлений Ермолая-Еразма о царской власти на основе анализа текста и контекста принадлежащего ему сочинения «Правительница». В качестве контекста рассматриваются библейские и околобиблейские трактаты, на которые Ермолай-Еразм опирается в своем произведении в виде цитирования, центона или парафраз. Исследование контекста сочинения позволяет осуществить более полную реконструкцию взглядов публициста на сущность и характер царской власти.
Ключевые слова: публицистика, царская власть, библейские архетипы, центон, парафраз.
Известно, что средневековые авторы, и Ермолай-Еразм не является исключением, для обоснования своей идейной позиции часто пользовались выдержками из Св. Писания и Св. Предания, тем самым предоставляя читателю возможность лицезреть мудрость церковной традиции. Приводя в своих сочинениях выдержки из Библии или Св. Предания, автор делал читателя сопричастным «онтологической вечности», наполняя окружающую повседневность высшим смыслом. Вместе с тем, цитируя или пересказывая библейские тексты, автор словно расширял идейный контекст своего труда, отправляя читателя к источнику, тем самым авторский замысел выходил за рамки написанного им сочинения.
В данной статье мы предпримем попытку реконструировать представления Ермолая-Еразма о царской власти на основе анализа текста и контекста принадлежащего ему сочинения «Правительница».
Полное название сочинения Ермолая-Еразма звучит так: «Благохотящим царем правительница и землемерие» [1]. Слово «правительница» употребляется в смысле руководства. Заголовок сочинения можно перевести следующим образом: «Руководство, как править государством и как измерять землю» [2]. То есть уже в названии автор определяет глобальность своих намерений и конкретность своих задач.
Свое сочинение автор начинает цитатой: «Премудрость Соломоня глаголеть: “Слышите убо, царие, и разумейте, и навыкните, судиа концем земли, внушите, держащии множества и гордящеся о народех языческих, яко дася от Господа держава вам и сила от Вышняго”».
Автор напоминает властьимущим о том, что любая власть происходит от Бога. Генетически эта мысль восходит к посланию ап. Павла к Римлянам (Рим. 13:1) и к первому посланию ап. Петра (1Петр 2:13 - 14, 17 - 18). Приведенная Ермолаем-Еразмом цитата - это стихи № 1 - 3 из шестой главы «Книги премудрости Соломона». Следует отметить, что третий стих приведен публицистом не полностью. В оригинале стих № 3 выглядит следующим образом: «От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего,
© М.Н. Шевченко, 2010
Который исследует ваши дела и испытает намерения» (Прем. 6:3). Полностью (стихи № 1 - 3) звучит так: «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения» (Прем. 6:1 - 3). То есть первым абзацем своего сочинения автор задает одну из главных интонаций своей работы, а именно, цари имеют огромную власть, но и несут большую ответственность, они ответственны перед Богом.
«Книга премудрости Соломона» не является канонической книгой Библии. Возникает вопрос, почему автор начинает свое сочинение цитатой из неканонической книги? Пожалуй, ответом на вопрос может служить популярность царя Соломона в религиозной литературе как некоего идеала правителя. Согласно Библии, царь Соломон воплотил в себе ряд необходимых государю качеств. Наряду с мудростью (3Цар. 4:29 -34; 10:1 - 9, 24) авторитет Соломона в религиозной литературе был основан на жреческой функции царя-священника: он сам приносил жертвы (3Цар. 3:3 - 5), построил Иерусалимский храм и играл центральную роль в его освящении (3Цар. 6; 8:22 - 64). Царь Соломон мог даже отстранить от служения первосвященника (3Цар. 2:26 - 27). Известно, что образ Соломона, как, впрочем, и других ветхозаветных персонажей, активно использовался в сочинениях древнерусских авторов. В списках Хронографической Палеи находятся многочисленные апокрифические повести о Соломоне, которые пользовались большой популярностью у русских книжников [2].
Вернемся к шестой главе «Книги премудрости Соломона». Она состоит из 27 стихов, первые три из которых - это своеобразный пролог к последующим 24 стихам. Прежде чем рассмотреть оставшиеся стихи шестой главы, в дополнение к общему контексту, обратим внимание на главу пятую, а именно на стихи с 15 по 24: «А праведники живут вовеки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и зашдтит их мышцею. Он возьмет всеоружие - ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню - в правду, и возложит на
Себя шлем - нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит - святость; строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев. ...Восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их. Так беззаконие опустошит всю землю, и злодеяние ниспровергнет престолы сильных» (Прем. 5:15 - 20, 23 - 24).
На наш взгляд, эти стихи определяют уровень, которому должен соответствовать молодой государь, если он надеется на помощь и покровительство высших небесных сил и церкви.
Теперь рассмотрим оставшиеся 24 стиха шестой главы. Суть их состоит в претензии к нерадивым правителям: «будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией» (Прем. 6:4). Таких государей ждет возмездие от Бога, ибо «строг суд над начальствующими» (Прем. 6:5) и «сильные сильно будут истязаны» (Прем. 6:6). Но выход есть - необходимо, чтобы государи «научились премудрости» (Прем. 6:9), ибо «множество мудрых - спасение миру, и царь разумный - благосостояние народа» (Прем. 6:27).
Но что же такое премудрость? В главах 7 - 12 «Книги премудрости Соломона» поясняется, что источник премудрости - это сам Бог, премудрость зафиксирована в Святом Писании, изобилующем массой положительных примеров.
Любопытно, что первые три стиха шестой главы «Книги премудрости Соломона» содержатся в литургии на «Неделю Всех Святых» и читаются в субботу на Великой вечере вместе со стихами из пятой главы данной книги (Прем. 5:15 - 24; 6:1 - 3) [5]. Напомним, что «Неделя всех святых» - первая неделя (первое воскресенье) после праздника Пятидесятницы, в которую совершается память всех святых. Появление данного праздника и, соответственно, службы к нему в церкви относится к концу IV - началу V вв. [4]. И, видимо, не случайно то, что во второе воскресенье после праздника Пятидесятницы в русской православной церкви отмечается день «Всех Святых, в Земле Российской просиявших». День памяти «новых чудотворцев Русских» был установлен на церковном Соборе 1547 г. К началу 50-х гг. XVI в. появилась и служба к этому празднику, связанному с канонизационной деятельностью митрополита Макария [6], к которой был причастен
и Ермолай-Еразм. По заказу митрополита Макария он даже писал жития святых для великих Четьих миней.
Таким образом, приводя цитату, Ермо-лай-Еразм отправляет читателя, в первую очередь самого царя, поскольку именно ему была адресована «Правительница», к тексту, содержание которого должно стать предостережением от безответственного правления («Правительница» написана в 1547-1549 гг. [?], т. е. после боярского правления 1533-154? гг. и накануне грандиозных преобразований 1550-х гг.). Думается, что замысел Ермолая-Еразма состоит в напутствии молодому царю Иоанну IV, а цитата из «Книги премудрости Соломона» задает общий тон.
Другая идея, которая формулируется Ермолаем-Еразмом в «Правительнице», звучит так: московский государь - единственный православный царь. Данный тезис присутствует в «Правительнице» в виде парафраз, мысли сформулированной за четверть века до Ермолая-Еразма старцем Фи-лофеем о богоизбранности и мессианстве Московского государства, государя и русской православной церкви в послании государеву дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину.
Сравним. Филофей: «...малая словеса изречем о нынешнем православном царстве пресветлейшего и высокостолнейшего государя нашего, иже во всей поднебесной единаго христианам царя и броздодержа-теля святых Божиих престол святыя все-ленскиа апостольскиа Церкве, иже вместо римскои и констянопольской, иже есть в богоспасеном граде Москве святого и славного Успения Пречистыя Богородица.
. вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя.» и «вся христианская царства потопишася от неверных, токмо еди-наго государя нашего царство едино благо-датию Христовою стоит» [3].
Ермолай-Еразм: «Аще же убо вЪрных царь в нынешнее время испытоваем, во
всіх языцех кромі русийскаго языка не
вЪмы правовірствующа царя».
Филофей сформулировал то понимание сущности власти московских государей, которое вызревало на страницах сочинений русских книжников на протяжении второй половины XV в. Московский великий князь - это царь, фигура, наделенная как высшей светской властью, так и высо-
ким религиозным авторитетом. Сформулированная Филофеем идейная конструкция к середине XVI в. становится общим местом в древнерусской литературе. Обращаясь к ней, Ермолай-Еразм тем самым восхваляет Иоанна IV как единственного в мире православного царя, покровителя вселенского православия. Публицист утверждает, что если монарх «верою справедлив есть», то и справедлив должен быть в устроении общества. У Ермолая православный царь равно справедливый царь.
Автор «Правительницы» также полагает, что государь должен заботиться и о нравственном облике подданных. Свое мнение публицист обосновывает двумя аргументами: притчей «о благоразумном домоправителе» и выдержками из послания ап. Павла к Галатам.
В своем сочинении Ермолай-Еразм использует заключительную, наиболее эффектную часть притчи «о благоразумном домоправителе»: «Аще ли же сам царь вос-хощет, дабы ему за всю землю не отвещати, якоже коемуждо человеку за свой дом? Рече бо Господь: “Емуже дано боле, и взищет-ся боле от него, и емуже дано множайше, множайше и просят от него”» (Лука 12:43).
В Евангелии эта притча адресуется апостолам. Публицист же использует притчу в контексте обращения к царю. В святоотеческой традиции «притчу о домоправителе» принято толковать следующим образом: «Выслушав эту притчу, Апостолы
должны были понять, что Господин - это Христос, поручающий им как домоправителям раздавать. всем людям блага Его учения; они посвящены в это учение, им много дано, и потому с них много и взыщется, если они вздумают отступиться от точного исполнения воли Его и соблазниться житейскими благами» [9].
Для усиления своего тезиса Ермолай-Еразм обращается к авторитету ап. Павла: «Глаголет же и апостолъ к галатом, яко блудницы и прелюбодейцы и пьяницы цар-ствиа Божиа не наследят».
Данной фразы в послании ап. Павла к Галатам мы не найдем, поскольку это цен-тон, сконструированный из двух стихов пятой главы, а именно: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» и «ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не
наследуют» (5 глава, стих 19 и 21 соответственно). Не наследуют «Царства Божьего» и те, кто находится под влиянием таких пороков, как «идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси» (5 глава, стих 20).
Похожую фразу можно обнаружить и в первом послании ап. Павла к Коринфянам: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9 - 10) (впервые параллели между данной цитатой из «Правительницы» и посланием к Коринфянам провела Р. П. Дмитриева [10]).
Так или иначе, Ермолай-Еразм отсылает читателя к посланию ап. Павла к Галатам, и, судя по всему, делает это неслучайно. Все в той же пятой главе этого послания можно найти ряд любопытных моментов. В частности, по мнению ап. Павла, люди следуют всевозможным порокам по причине того, что живут «по плоти», а не «по духу». Сама возможность выбора возникла потому, что Христос искупил своим страданием человечество, избавив от греха и, одновременно, ветхозаветного закона (Гал. 5:1 - 6). Свобода
- это возможность выбора жить, либо следуя плотским утехам, либо совершенствуясь духовно (Гал. 5:13, 16, 1?). Средство, позволяющее не погрязнуть в грехах, - нравственное совершенствование, которое начинается с любви к ближнему, долготерпения, милосердия, кротости и т. д. (Гал. 5:22, 23). Судя по сочинениям авторов середины XVI в., пороки, перечисленные Ермолаем-Еразмом, были широко распространены в русском обществе того времени. Видимо, по мысли публициста, определять меру нравственной свободы, направлять своих подданных должен царь, ибо московский государь
- это царь «правоверствующий».
Если государь будет соответствовать всем перечисленным автором критериям, то «Цареви же за се отдание согрешением и воздание будущих некочаемых благ от Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в веки веком, аминь».
Итак, автор советовал Иоанну IV брать пример с библейских героев. Предупреждал о том, что царство дано государю от Бога. Согласно Ермолаю-Еразму, для того чтобы царь мог рассчитывать на помощь божественных сил и церкви, ему необходимо постигать мудрость через Св. Писание и Св.
Предание. Но если царь пребывает в небрежении к мудрости, источником которой является Бог, растрачивает свое время на вещи приходящие, такого государя, как и его державу, Бог сметет с лица земли. Для Ер-молая-Еразма идеал правителя - это «мудрец на троне», каким являлся библейский царь Соломон. Государь ответственен за свой народ в целом, за его материальное и духовное благосостояние. Поэтому он должен определять меру нравственной свободы своих подданных. Московский государь - единственный во вселенной православный царь и в этой связи выступает в качестве покровителя вселенского православия.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Сочинения Ермолая-Еразма [Подготовка текста
и комментарии Р. П. Дмитриевой, перевод А. А. Алексеева и Л. А. Дмитриева] // Библиотека литературы Древней Руси / рАн. ИРЛИ ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб., 2000. Т. IX: Конец XIV - первая половина XVI века.
[2] Подробнее см.: Ржига В. Ф. Литературная дея-
тельность Ермолая-Еразма // Летопись занятий Археографической комиссии (ЛЗАК). Вып. 33. Л., 1926. С. 158-159. Имеется отдельное издание данного сочинения, на которое и ссылается автор данной статьи.
[3] Бондарь К. В. Соломонов цикл по ранним спискам //
«Вопросы славяно-русского рукописного наследия». IX Конференция молодых ученых (к 75-летию Отдела древнерусской литературы). С 29 сентября по 2 октября в Пушкинском Доме. СПб., 2008. Работу можно посмотреть также по адресу: http://odrl.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?
tabid=7817
[4] Подробнее см.: Азбука веры: Триодь цветная.
Неделя Всех Святых. URL: http:// azbyka.ru/ bogosluzhenie/triod_ tsvetnaya/ zvet56v.shtml
[5] Подробнее см.: Лукашевич А. А. Всех Святых
Неделя // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». URL: http://www.sed-mitza.ru/ text/714816.html
[6] Подробнее см.: Священник Виталий Глазов. История праздника Всех Святых, в Земле Российской просиявших // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». URL: http://www. sedmitza.ru/text/719492.html; Лукашевич А. А. Неделя Всех Святых, в Земле Российской просиявших // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». URL: http://www.sedmitza.ru/ text/719485.html
[7] Подробнее см.: Ржига В. Ф. Указ соч. С. 159-
160; Зимин А. А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958. С. 121; Дмитриева Р. П. Ермо-лай-Еразм // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV -
XVI в.). Ч. 1: А - К / АН СССР. ИРЛИ; отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1988.
[8] Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция
русской средневековой концепции. М., 1998. Приложение № 1. С. 345-346.
[9] Подробнее см.: Гладков Б. И. Толкование Еванге-
лия. 4-е изд. СПб., 1913. Гл. 27. Или: Православная электронная энциклопедия «Азбука веры».
11Р1_: _1"йр://а2Ьука.ги/1'1П8йап8^о/ЫЫ1уа/поуу1_2ауеУ Ь1коуап1е_еуапде11а_27-а11.зМт1
[10] Сочинения Ермолая-Еразма [Подготовка текста и комментарии Р. П. Дмитриевой, перевод А. А. Алексеева и Л. А. Дмитриева] // БЛДР. СПб., 2000. Т. IX: Конец XIV - первая половина XVI века. Сноска № 25.