РАЗДЕЛ VIII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.5: 355
Т. В. Маркелова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Профессиональный психологический отбор (ППО) является одним из приоритетных направлений психологического обеспечения подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, который позволяет прогнозировать успешность обучения и регулировать соответствие контингента требованиям военной подготовки и службы.
Профессиональный психологический отбор является частью комплекса мероприятий по отбору студентов для поступления на военные кафедры (ВК) и факультеты военного обучения (ФВО). Структура отбора студентов для военной подготовки в гражданских вузах представляет собой систему, состоящую из мероприятий военно-профессиональной ориентации, медицинского освидетельствования, осуществляемого военно-врачебными комиссиями военкомата, сбора сведений об уровне физической подготовки, представляемых факультетом физической подготовки и спорта, анализа образовательного уровня по результатам успеваемости по базовой специальности, оценки военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологических качеств. В результате этой работы составляется конкурсный список претендентов и отбираются наиболее профессионально пригодные для военной подготовки студенты.
Актуальность внедрения профессионального психологического отбора студентов для обучения на ВК (ФВО) обусловлена неизбежностью экономических потерь вследствие отчислений в ходе обучения студентов с неудовлетворительным развитием необходимых психологических качеств. Об этом свидетельствует анализ причин отчисления студентов, проходящих военную подготовку: в 2000/01 учебном году из 51 Д0% отчисленных с ФВО Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) 15,30% человек отчислены по неуспеваемости, 15,43% - по нежеланию учиться и недисциплинированности, 1,80% - по состоянию здоровья и 18,57% -по причине, связанной с обучением по гражданской специальности. Это, в свою очередь, привело к невыполнению плана выпуска военных специалистов на 30%.
Необходимость орг анизации профессионального психологического отбора тесным образом связана с ухудшением качественных характеристик граждан, призываемых на военную службу. Анализ демографической обстановки в Российской Федерации показывает, что в России 5 миллионов человек страдают тяжелыми психическими заболеваниями, 36,5 миллионов человек имеют различные психические расстройства, 25% населения сталкиваются с проблемами в плане психического здоровья и нуждаются в психиатрической и психологической помощи. Десять лет назад эта цифра была в 2,5 раза ниже. Распространение среди молодежи наркомании, игромании и алкоголизма провоцируют социальную дезадаптацию, расстройства психики, суицидальную активность среди призывного контингента. Профессиональный психологический отбор становится фильтром, препятствующим привлечению в ряды Вооруженных Сил России лиц с психическими и психологическими отклонениями. В связи с этим актуализируется проблема оценки уровня соответствия человека требованиям воинской деятельности и прогноза его подготовки как военного специалиста на военной кафедре с учетом отведенного лимита времени. Эффективность ППО рассматривается как показатель правильности прогноза военно-профессиональной пригодности испытуемых на основе данных об их фактической успешности в ходе обучения.
Сравнительный анализ ППО абитуриентов на военное обучение в гражданских и военных вузах позволил выделить следующие особенности организации данной процедуры на ВК (ФВО):
• низкая мотивация студентов на военное обучение и дальнейшую военную службу;
• недостаточный, искаженный уровень информированности о возможностях военной подготовки на военных кафедрах;
• отсутствие предварительной информации из военных комиссариатов о результатах ППО, полученных при первичной постановке на воинский учет;
• отсутствие штатных подразделений профотбора и квалифицированных психологов;
• отсутствие утвержденного единого комплекса психодиагностических методик и технических средств ППО;
• ограничение ППО во времени и отсутствие возможности психолого-педагогического наблюдения в ходе деятельности;
• отсутствие необходимости выявления общеинтеллектуального и образовательного уровня студентов классического университета;
• подготовка специалистов одновременно по двум специальностям (базовой гражданской и военно-учетной специальности), ведущая к ограничению возможностей формирования ПВК, военно-профессиональной мотивации и проведения психокоррекционных мероприятий;
• возможность использовать данные, представленные факультетом физической подготовки и спорта, для оценки физической подготовленности;
• неотработанность системы получения обратных отзывов из войск об успешности прохождения военно-профессиональной деятельности выпускниками ВК и ФВО для оценки эффективности ППО.
В связи с отсутствием утвержденного нормативно-правовыми актами обязательного или рекомендованного перечня психодиагностического инструментария для использования в ходе ППО, возникла необходимость создания подобного комплекса. С этой целью на ФВО ННГУ в период 2000-2004 года нами разрабатывалась и внедрялась система профессионального психологического отбора, приемлемая для классического университета. В рамках научно-исследовательской работы изучались возможности реализации военно-профессиональной ориентации молодежи и определения профессиональной пригодности к ВУС, апробировался комплекс психодиагностических методик для процесса профессионально-психологического отбора [1].
Разработка методики проведения ППО осуществлялась в несколько этапов:
1. разработка профессиограмм ВУС;
2. анализ профессиограмм ВУС с выделением психограмм, определяющих требования специальности к индивидуально психологическим особенностям личности;
3. создание психодиагностического комплекса профессионально-психологического отбора;
4. исследование военно-профессиональной пригодности абитуриентов ФВО;
5. разработка методик оценки внешних критериев успешности военно-профессиональной подготовки;
6. проверка достоверности и эффективности методик профессионально-психологического отбора.
Теоретической основой работы явилось положение о зависимости успешности выполнения военно-профессиональной деятельности от общих и специальных способностей.
В ходе разработки профессиограмм был применен метод экспертных оценок. К работе привлечены 97 опытных специалистов в возрасте от 29 до 44 лет, имеющих высшее военное образование, стаж практической работы специальности не менее 5 лет, хорошо знающих особенности деятельности по конкретной военно-учетной специальности и требования к индивидуально-психологическим качествам военнослужащих, которые обеспечивают успешность выполнения ими функциональных обязанностей. Среди них 36 сотрудников ВК и ФВО, остальные - военнослужащие в/ч 54046.
По данным полученных профессиограмм общими профессионально важными качествами для всех ВУС являются исполнительность, высокое чувство долга, умение сохранять работоспособность и активность при развивающемся утомлении.
По критерию сходства требований воинской деятельности с индивиду -
ально-психологическими особенностями выделились и на основе психологической классификации воинских должностей, используемой в ВС РФ, выделились два класса военно-учетных специальностей, по которым организована подготовка студентов на ФВО ИНГУ: командные и операторские.
Командные (организаторские) ВУС требуют от военнослужащих развитых организаторских и познавательных способностей, умения ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, а также инициативности, самообладания, ответственности. требовательности, самостоятельности.
Профессионально важными для класса операторских (сенсорно-гностических) ВУС являются технические способности, точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер, устойчивость и концентрация внимания, оперативная память, быстрота мышления и умение выделить в информации главное, координация движений руками.
Для психологической оценки профессиональной пригодности был сформирован психодиагностический комплекс, направленный на выявление общих способностей - военно-профессиональной направленности и нервно-психической устойчивости и специальных способностей студента.
Комплектование психодиагностической батареи осуществлялось на основе классических методик, изначально отвечающих критериям надежности, валидности, достоверности и стандартизованности. Релевантность методик обеспечивается опорой на психограммы ВУС, в которых отражены требования профессии к военному специалисту. К преимуществам используемых методик следует отнести быстроту их выполнения и унифицированность обработки данных. При этом интерпретация полученных результатов предполагает участие профессионального психолога.
В данный психодиагностический комплекс включены методика оценки адаптационных способностей «МОАС», разработанная на основе 16-ФЛО Р. Кетгелла и позволяющая исследовать адаптивность личности и связанную с ней нервно- психическую устойчивость; модифицированный вариант методики «Незавершенные предложения» Дж. Роттера (1992) для изучения эмоционально-ценностного отношения к военно-профессиональной и военно-учебной деятельности («МНП»); методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей («КОС») В. В, Синявского и В. А. Федоро-шина; методика исследования интеллектуальной лабильности («ММК») В. Козловой, используемая с целью прогноза успешности в военно-профессиональном обучении и деятельности требующей точности и быстроты зрительного и слухового восприятия, точного глазомера, устойчивости и концентрации внимания, оперативной памяти, быстроты мышления и умения выделить в информации главное. [1-6].
Для исследования общих военно-профессиональных способностей предложены первые две методики: «МОАС» и «МНП».
Для изучения специальных способностей претендентов на командирские ВУС предназначена методика «КОС», операторских - «ММК».
В зависимости от количества набранных баллов по результатам испытаний претендента относят к одной из групп профессиональной пригодности (табл. 1).
Таблица 1
Группы профессиональной пригодности
Общая сумма баллов Группы профессиональной пригодности
13-15 1. Рекомендуется к приему без ограничений (полностью соответствует требованиям воинской деятельности)
11-12 2.Рекомендуется к приему (в основном соответствует требованиям воинской деятельности)
9-10 3. Рекомендуется к приему с ограничениями (минимально соответствует требованиям воинской деятельности, допускается к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов)
6-8 4. Не рекомендуется к приему (не соответствует требованиям воинской деятельности)
При составлении конкурсного списка кандидатов на военную подготовку учитываются все показатели психодиагностического комплекса. Однако если испытуемый проявляет низкий уровень адаптивных способностей по методике МОАС, то его автоматически относят к группе не рекомендуемых к приему.
Эффективность данного психодиагностического комплекса была подтверждена в ходе психолого-педагогического эксперимента по внедрению профессионального психологического отбора на ФВО ННГУ, В данном случае имеет смысл говорить об эффективности профессионального психологического отбора как показателе правильности прогноза военно-профессиональной пригодности испытуемых на основе данных об их фактической успешности в ходе обучения.
Оценка эффективности применяемой технологии профессионального психологического отбора произведена на основе анализа процентного распределения контролируемых результатов успешности обучения в экспериментальной и контрольной группах [161]. В качестве показателей успешности обучения использованы показатели успеваемости, социальной активности и отчисляемости.
Всего в психолого-педагогическом эксперименте принимали участие 1375 студентов. По мере наборов 2001, 2002 и 2003 годов из учащихся формиро-
вались экспериментальные группы и контрольные группы. При этом участники экспериментальных групп принимались на военное обучение вследствие успешного прохождения профессионального психологического отбора (688 человек), контрольные группы участия в ППО не принимали и комплектовались без учета результатов ППО (687 человек). Группы сравнения комплектовались при соблюдении следующих условий: одинаковое количество участников, один факультет и один курс.
Студенты, подвергшиеся в ходе эксперимента процедуре ППО и зачисленные на ФВО, ежегодно распределялись по группам профригодности (табл. 2).
Таблица 2
Распределение по группам профессиональной пригодности студентов,
зачисленных на ФВО
Год зачисления на ФВО Группа профессиональной пригодности (в %)
1 2 3
2001 7,3 57,4 35,3
2002 9,2 58,4 32,4
2003 5,8 61,3 32,9
2004 8,6 79,9 11,5
Из таблицы 2 видно, что преобладающее большинство претендентов (57,4-79,9% в зависимости от года поступления) в основном соответствует требованиям воинской деятельности. Достаточно большое количество студентов (до 35,3%) минимально соответствует требованиям воинской деятельности и допущено к обучению вследствие недостатка кандидатов.
Кроме этого, около четверти от общего количества претендентов ежегодно оказываются несоответствующими требованиям воинской деятельности и по причине профнепригодными к военному обучению на ФВО не допускаются.
В результате эксперимента установлено, что в экспериментальных группах показатели успешности обучения выше, чем в контрольных. Об этом, говорит сравнительный анализ показателей текущей успеваемости в контрольных и экспериментальных группах (табл. 3).
Таблица 3
Средний балл текущей успеваемости в группах сравнения
Группы сравнения Набор 2001 года Набор 2002 года Набор 2003 года
экспериментальные 3,6 3,5 3,4
контрольные 3,3 3,1 2,9
Из таблицы 3 видно, что попарное сравнение среднего балла текущей успеваемости по дисциплинам военной подготовки говорит в пользу экспериментальных групп.
Данные таблицы 4 отражают процесс выравнивания групп сравнения по итоговым показателям успеваемости к окончанию срока военного обучения.
Таблица 4
Средний балл успеваемости по результатам государственного выпускного экзамена
в группах сравнения
Группы сравнения Набор 2001 года Набор 2002 года Набор 2003 года
экспериментальные 4,1 3,9 4,0
контрольные 4,0 3,9 3,95
Это объясняется как высоким профессионализмом профессорско-преподавательского состава ФВО ННГУ и эффективностью применяемых методов и средств обучения, так и количеством отчисленных студентов, относящихся к контрольным группам. Так, за весь период военного обучения из экспериментальных групп было отчислено 20,6% студентов, а из контрольных - 53,3%. В связи с этим можно говорить о существовании естественного отбора, ведущего к отторжению профессионально непригодных граждан. В результате этого процесса к окончанию военной подготовки в контрольных группах остались наиболее успешные студенты.
Среди причин отчисления с факультета военного обучения, как в контрольных, так и в экспериментальных группах, преобладает неуспеваемость, непосещаемость и отчисление с базового факультета, вуза. Однако в экспериментальных группах недисциплинированность как причина отчисления не является типичной, а в контрольных группах по этой причине отчислено 16% учащихся. Анализ состава лиц, отчисленных из экспериментальных групп, показывает, что 80% из них были отнесены к III группе профпригодности. Особенно важно отметить, что 70% отчисленных имеют низкие показатели военно-профессиональной направленности, выявленные методикой МНГ1 в ходе профессионально-психологического отбора.
Социальная активность, как следующий показатель успешности военного обучения, исследовалась через оценку количества поощрений поощренных за активное участие в добровольных мероприятиях военно-патриотической направленности, деятельности военно-научного общества студентов и т. д. (табл. 5).
Таблица 5
Показатели социальной активности студентов в группах сравнения
Группы сравнения Поощрения (в %) Поощряемые (в %)
экспериментальные 64 47,5
контрольные 33,7 30,7
Из таблицы 5 видно, что общее количество поощрений и поощренных студентов в экспериментальных группах преобладает. При чем выяснено, что среди студентов, получивших поощрения за активное участие в мероприятиях, 85,3% имеют хороший или высокий уровень военно-профессиональной направленности. А. Н. Абрамов в своем исследовании подтверждает наличие высокой корреляции между успешностью военного обучения и показателями военно-профессиональной направленности студентов, диагностированных модифицированньм вариантом методики «Незавершенные предложения» [1; 7].
Приводя доказательства практической пригодности психодиагностического комплекса для процедуры профессионально-психологического отбора на ФВО, следует отметить большую выраженность мотивации военно-профессиональной подготовки среди студентов, отобранных в ходе профессионально-психологического отбора, их большую заинтересованность в получении дополнительной специальности, проявления большей ответственности в процессе обучения.
После апробации и подтверждения эффективности, психодиагностический комплекс был представлен на экспертизу ведущим специалистам в области психологии, одобрен Ученым советом университета, утвержден ректором и рекомендован к практическому применению как обязательный локальный нормативный акт, регламентирующий отбор студентов для обучения на факультете военного обучения ННГУ. В результате разработанная нами система профессионального психологического отбора с 2002 года применяется на факультете военного обучения ННГУ им НИ. Лобачевского, а с 2003 года - на военной кафедре Нижегородского государственного педагогического университета.
Таким образом, организация профессионально-психологического отбора студентов для военного обучения на военных кафедрах является одним из актуальных направлений работы по психологическому обеспечению подготовки офицеров запаса в гражданских вузах. Профессионально-психологический отбор является первентивной технологией, позволяющей делать благоприятный прогноз успешного формирования психологической готовности студентов военных кафедр к военно-профессиональной деятельности. Профессиональная пригодность кандидата определяется с помощью исследования военно-профессиональной направленности, нервно-психической устойчивости и специальных способностей студента.
Библиографический список
1. Исследование достоверности методики профессионально-психологического отбора и эффективности влияния рейтинговой оценки на уровень учебной деятельности студентов в ходе образовательного процесса на ФВО: Отчет о научно-исследовательской работе (итоговый). УДК355.234.; Инв. 307. —Н.Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2002.
2. Бурлачук, Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб.: Питер, 2001.
2. Козлова, В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на нормотив // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 71-77.
3. Методики военного профессионального психологического отбора. Методическое пособие / Под общ. ред. В. И. Лазуткина, Н. Н. Запарного, Г. М. Зараковско-го - М.: ] 78 НПЦ ГШ МО РФ, 1999.
4. Методические указания по организации и проведению профессионального психологического отбора кандидатов из числа офицеров на учебу в вузы МО РФ. -М.:МО РФ, 1998.
5. Маркелова, Т. В., Кошелева С. И. Особенности эмоционально-ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности студентов факультета военного обучения // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы развития личности». - Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. - С. 28-32.
2. Абрамов, А. Н. Организационно-педагогические условия отбора студентов на факультет военного обучения классического университета: Авторсф. дис. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2004.
УДК - 3 78.015,3:159.9.072
Н. Б. Подсосоеа
ДИАГНОСТИКА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА
На первом и втором курсах происходит адаптация студентов к социальной среде вуза. Бывшие школьники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают отношения друг с другом и с педагогами.
Анализируя особенности адаптации студентов в вузе, исследователи выделяют следующие трудности:
- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
- неопределенность в выборе профессии;
- недостаточную психологическую подготовленность к ней;
- неумение осуществлять саморегулирование поведения и деятельности;
- неумение выбрать оптимальный режим груда и отдыха в новых условиях:
- отсутствие навыков самостоятельной работы.
Знания, умения и навыки студентов в этот период еще не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны различных структур вуза. Поэто-