Экономика и современный менеджмент: теория и практика _______________________________№ 12 (54), 2015 г
Список литературы:
1. Интерактивный портал службы труда и занятости населения Краснодарского края. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.kubzan.ru/.(Дата обращения 10.11.2015)
2. Седых Н.В. Обеспечение эффективности развития предприятий сахарной промышленности в условиях рыночной интеграции // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный технологический университет. Краснодар, 2009
3. Седых Н.В. Теоретические аспекты перехода пищевой промышленности
на инновационный путь экономического развития. Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-
экономические науки. - 2012. - № 4. - С. 196-199.
4. Седых Н.В., Халяпина О.Г. Тенденции развития банковской кредитной политики реального сектора национальной экономики. Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-1 (63-1). - С. 46-48.
5. Семидоцкий В.А., Раевский П.К. К вопросу эффективного государственного регулирования развития региональных социально-экономических систем. Вестник Российского университета кооперации. - 2013. -№ 3 (13). - С. 38-41.
0.6АК
www.sjbac.info
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Филипчук Кристина Витальевна
магистрант 1 курса факультета менеджмента по направлению
подготовки — Управление персоналом Академии маркетинга и социально-информационных технологий
РФ, г. Краснодар E-mail: kristina. philipchuk@gmail. com
Геращенко Ирина Николаевна
канд. географических наук, доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций Академии маркетинга и социально-информационных технологий
РФ, г. Краснодар E-mail: [email protected]
168
ЛГ СибАК
Экономика и современный менеджмент: теория и практика
№12 (54), 2015г.__________________________________________wmv.sibaeinfo
ABOUT THE QUESTION OF STATE EMPLOYMENT POLICY
Kristina Philipchuk
1-year Master’s Degree Student of Management Department in the line of “Human Resources ”, Academy of Marketing and Socially-Information Technologies,
Russia, Krasnodar
Irina Gerashchenko
candidate of Geographical Sciences, associate Professor, Department of Technology Services and Business Communications Academy of Marketing and Socially-Information Technologies,
Russia, Krasnodar
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль предприятия как основного элемента функционирования системы государственной политики занятости населения.
ABSTRACT
The article describes role of enterprise as main element a functioning system of the state policy of population employment.
Ключевые слова: государственная политика; рынок труда; занятость населения; роль предприятия.
Keywords: state policy; labor market; employment; the role of the enterprise.
Вопрос государственной политики занятости населения является одним из важнейших социально-экономических вопросов, так как обеспечение трудоспособного населения рабочими местами есть первостепенная задача любого государства. Хотим отметить, что занятость напрямую связана, в первую очередь, непосредственно с самими людьми и их трудовой деятельностью, а во вторую уже, с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. Во многом из-за этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, которая характерна абсолютно для всех общественно - экономических строев.
Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику
169
Экономика и современный менеджмент: теория и практика _____________________________№ 12 (54), 2015 г
государства в сфере труда, отношения к человеку как главной производительной силе общества и личности [4]. В свою очередь, государственная политика занятости устанавливается комплексом целей и задач, которые сформулированы и поставлены государством в данной сфере. Общеизвестно, что она имеет несколько уровней: федеральный, региональный и локальный.
Рынок труда в России ускоренно трансформируется в свете последних геополитических и экономических мировых тенденций, что говорит о необходимости учёта накопленного опыта зарубежных стран.
Как известно, в развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают, с одной стороны, работодатели и наёмные работники, а с другой - государство. Государство, в лице работодателя на предприятиях c государственным участием выступает в качестве основного инвестора, финансируя при этом наиболее значимые социальные проекты и программы. Но главная функция государства заключается всё же в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнёров на рынке труда.
В соответствии с действующим российским законодательством, важнейшую роль в осуществлении государственной политики занятости играют координационные комитеты содействия занятости населения. Данные комитеты образуются из представителей профессиональных союзов, иных представителей органов работников, работодателей, органов службы занятости и других, заинтересованных в целях разработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на всех уровнях в рамках социального партнёрства.
Деятельность работодателя как субъекта отношений занятости оказывает определяющее влияние на реализацию государственной политики в области занятости.
Ключевую роль, как на региональном уровне (Служба труда и занятости населения по Краснодарскому краю), так и на федеральном (РОСТРУД) играет работодатель (предприятие). Это обусловлено, прежде всего, тем, что внутренний рынок труда предприятия связан с внешним.
Перечислим основные функции предприятия на внешнем рынке труда.
1. Предприятие создаёт спрос на рабочую силу. Соответственно на предприятии в полной мере осуществляется процесс соответствия цены рабочей силы и стоимости затратам на её воспроизводство.
0.6АК
www.sjbac.info
170
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________
СмбАК
www.sibac.info
2. Предприятие поставляет на внешний рынок труда избыточные или же не соответствующие по своим качественным характеристикам требованиям производства трудовые ресурсы [2].
Решения аппарата управления на предприятии, направленные на удовлетворение текущей и перспективной потребности в рабочей силе, должны, прежде всего, увязываться с возможностями предложения рабочей силы на территории функционирования самого предприятия или же в регионе.
Так, например, используя материалы интерактивного портала труда и занятости населения, на региональном рынке труда в рамках реализации инвестиционных проектов Краснодарский край на протяжении с 2015 по 2020 год испытывает наибольшую потребность в следующем количестве квалифицированных кадров.
Таблица 1.
Данные прогноза потребности в квалифицированных кадрах в результате реализации инвестиционных проектов в 2015-2020 гг.
Уровень профессионального образования Дополнительная потр< кад Юность в квалифицированных рах, человек
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 20152020 гг.
Всего, в том числе: 4476 2345 1470 1497 498 222 10651
Квалифицированные рабочие (СПО) 2698 1365 647 705 287 166 5707
Специалисты среднего звена(СПО) 310 246 69 63 31 4 875
Специалисты и служащие (ВО) 711 355 517 509 142 25 2449
Для наглядности данных прогноза потребности в квалифицированных кадрах представим следующую диаграмму.
Рисунок 1. Структура прогноза потребности в кадрах в 2015-2020 гг.
171
Экономика и современный менеджмент: теория и практика ____________________________№ 12 (54), 2015 г
Исходя из всё тех же данных, прогноз потребности в квалифицированных кадрах по Краснодарскому краю в 2015-2020 гг. составил 320,9 тыс. человек.
В разрезе видов экономической деятельности, по данным всё того же прогноза, наибольшую потребность в квалифицированных кадрах в 2015-2020 гг. будут испытывать организации отраслей здравоохранения, образования и обрабатывающих производств, 58,1 тыс. неквалифицированных рабочих [3].
В силу вышеизложенного, предприятиям крайне необходимо проводить маркетинговые исследования на рынке товаров и услуг, поскольку от этого напрямую зависит занятость персонала, условия его найма на работу, а также существенно оказывает влияние на возможности профессионального и должностного продвижения во многом определяются изменяющейся конъюнктурой на товарном рынке. Качество прогноза спроса на продукцию, ее производство и потребность в рабочей силе, напрямую определяет сама процедура и механизм реализации исследования.
Кроме того, необходимо также учитывать складывающуюся ситуацию на внешнем рынке труда в масштабе страны, региона и, конечном счёте, отрасли. В подтверждение этому служат данные прогноза потребности в кадрах на уровне региона рассмотренные ранее. Так, повышение спроса на работников той или иной профессиональной или квалификационной группы вынуждает работодателей предпринимать всевозможные меры по сдерживанию оттока с предприятия работников, которые решились сделать этот шаг из-за потенциальной возможности обрести на другом месте большую оплату за свой труд или же дополнительные социальные льготы и услуги.
Следовательно, существующие и складывающиеся проблемы занятости населения в регионе в значительной степени могут быть решены предприятиями, поскольку именно на них формируется первичный спрос на рабочую силу, тем самым создаются новые рабочие места.
Ко всему прочему, политика в области занятости должна учитывать стадию и уровень экономического развития страны, а также связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями. При этом принятие решений в сфере занятости требует согласованных действий, как со стороны государства, так и со стороны работодателей и наёмных работников [1].
В целом, складывающаяся ситуация на рынке труда, справедливо определяет необходимость в усилении государственной политики,
0.6АК
www.sjbac.info
172
Экономика и современный менеджмент: теория и практика № 12 (54), 2015 г____________________________________
СмбАК
www.sibac.info
которая включает в себя меры по регулированию занятости, включая при этом региональный аспект.
Т аким образом, политика занятости - это взаимосвязанная работа государства (правительства), территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий. То есть от того, насколько налажен процесс взаимосвязи между субъектами государственной политики занятости населения, зависит как уровень занятости так и экономическая ситуация в целом.
Список литературы:
1. Гелета И.В. - «Государственная политика занятости: основные
направления, эффективность и совершенствование». Экономический вестник РГУ № 4 часть 2, 2006 г.
2. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие/ Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с.
3. Интерактивный портал Службы труда и занятости населения
Краснодарского края «Прогноз потребности в кадрах до 2020 года» Сайт -[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL http://www.kubzan.ru (дата обращения 15.11.2015).
4. «Занятость: социально-экономическая сущность, основные
характеристики» Сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL
http://www. finaroad.ru (дата обращения 25.11.2015).
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА -ВЫБОР МЕТОДА ОЦЕНКИ
Чмирева Елена Валентиновна
соискатель
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
РФ, г. Санкт-Петербург Е-mail: lenalisova@mail. ru
CREATING A WAGES SYSTEM FOR SALES STAFF
Elena Chmireva
Applicant Saint-Petersburg State University Of Economics
Russia, St. Petersburg
173