скохозяиственным кооперативам принадлежит 90% всех австрийских боен.
Таким образом, фермерские хозяйства в зарубежных странах являются основной производительной единицей в аграрной сфере. Преобладающая их часть относится к мелким хозяйствам, однако прослеживаются тенденции повышения концентрации и углубления специализации производства. Развитие фермерских
хозяйств в экономически развитых странах происходит в условиях интенсивного использования имеющегося производственного потенциала, чему способствует аграрная политика, проводимая на уровне государства. Кроме того, бюджетные дотации выделяются в целях льготного кредитования фермеров, поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и стимулирования кооперации.
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
лёП5
МЛ. Гоядобина, И.Я. Кислом
Ссаьскос хозяйство, будучи жизнеобеспечивающей и одной из важнейших отраслей экономики любой страны, имеет специфические особенности (сезонный характер производства, непредсказуемое изменение используемых природных ресурсов, незавершенность преобразований в аграрном секторе и др.), которые обуславливают необходимость государственной поддержки и регулирования агропромышленного производства.
В большинстве стран с рыночной эконом и коЙ де йств уют раз в ити с с истсм ы господдержки аграрного производства, основными задачами которой являются:
1) поддержание стабильной экономической ситуации, рыночной конъюнктуры и колебаний доходности в отраслях сельского хозяйства;
2) поддержание продовольственной безопасности страны на должном уровне;
3) защита внутреннего рынка;
4) обеспечение конкурентоспособного участия национальных производителей в международном разделении труда и т.д.
Комплекс мер господдержки, как правило, находит отражение в соответствующих законах, учитывающих реальные ситуации в АПК и на рынке продовольствия. Так, в США создание четко функционирующей системы регулирования и поддержки фермеров позволяет аграрному сектору страны не только опережать другие страны мира в производстве продукции, но и гарантирован» социальную стабильность американского общества. Например, в 80-90-х гг. господдержка
сельхозпроизводителей в США составляла 23% общей стоимости произведенной продукции. Основная идея нового законодательства -поддержка не производства, а фермеров, которым на выплаты переходного периода 1996-2002 гг. выделяется 35,5 млрд. долл.
Развитые европейские страны также имеют свои законы и программы по поддержке сельскохозяйственных предприятий. Так, в странах ОЭРС (организация экономического сотрудничества и развития) поступление средств из бюджета в сельское хозяйство в 9 раз превышает сто выплаты в бюджет.
1осударственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в Российской Федерации предоставляется за счет средств бюджетов всех уровней и устанавливается в порядке, предусмотренном законами и нормативно-правовыми актами.
За 1997-2001 гг. из федерального бюджета РФ в сельское хозяйство и рыболовство было направлено 73,6 млрд. руб. (14.7 млрд. в среднем за год), из них большая часть в сельскохозяйственное производство - 60,5%, значительная доля - в земельные ресурсы (35,4%,) 3,9% - в рыболовное хозяйство и всего 0,2% па господдержку фермерских хозяйств.
В хозяйствах Алтайского края поступление бюджетных средств в среднем за год (2000-2001 гг.) составило 2,7 млн. руб. Конкретные размеры, направления и эффективность использования дотаций и компенсаций можно проследить на примере 18 сельхозпредприятий Псрвомай-
ского района (1,2), расположенного рядом с краевым центром (5 государственных унитарных предприятий, б закрытых акционерных обществ, 5 кооперативов, 2 товарищества).
Как видно, суммы государственной поддержки невелики. Платежи хозяйств Первомайского района в бюджет в 22 раза превышают поступление дотаций
и компенсаций. Только в тех хозяйствах, где выдерживаются требования к системе ведения отраслей и хозяйства на научной основе, затраты производства находятся в пределах нормативных, нет бесхозяйственности, господдержка помогла дотируемым отраслям стать рентабельными (производство яиц на ПТФ “Молодежная’; зерна в СП К “Повалихинский”).
Таблица 1
Дотации и компенсации сельхозпредприятиям Первомайского района, тыс. руб.
Направления использования 1997 г. 2000 г. 2001 г.
1. Господдержка программ по развитию животно- 3031 419 1495
водства, всего
1.1. В т.ч. отечественного овцеводства - 2 -
1.2. Племенного животноводства 2 - -
1.3. Племенного птицеводства 200 - 118
2. Господдержка программ по развитию растение- 438 1159 2059
водства, всего
2.1. В т.ч. производство элитных семян 69 105 94
2.2. Повышение плодородия почв 15 -
2.3. Приобретение удобрений для овощей 154 - -
3. Возмещение затрат по электроэнергии 172 - -
4. Компенсация потерь от стихийных бедствий - 6158 (1999 г.) 558
ВСЕГО 3469 1578 3554
Таблица 2
[ Уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции в хозяй-: ствах края и Первомайского района
Показатели 1997 г. 2000 г. 2001 г.
1. Дотации и компенсации в % к затратам на сельхоз производство 1.1. По хозяйствам края 3,8 1,1 1,8
1.2. По хозяйствам Первомайского района 2,1 0,6 1,2
2. Уровень рентабельности (убыточности) производства 2.1. По хозяйствам края -33,4/- 29,6* 26,5/28,1* 21,7/24,2*
2.2. По хозяйствам Первомайского района -25,0/- 22,2* 2,9/3,7* 7,2/8,7*
3. Увеличение уровня рентабельности (снижение убыточности) с учетом дотации, % 3.1. По хозяйствам края 3,8 Ь6 2,5
3.2. По хозяйствам Первомайского района 2,8 0,8 1,5
* - с учетом дотаций и компенсаций.
Проведенные исследования по организации и эффективности использования бюджетных средств сельхозпредприятиями позволяет сделать следующие выводы:
1. Господдержку оказывать тем сельхозпредприятиям (причем независимо от форм собственности), где наиболее высока отдача от вложенного капитала. Критерием эффективности селективной поддержки должен стать уровень рентабельности производства и использования ресурсного потенциала.
2. Дотации сельхозпредприятиям приоритетно выделять под осуществление научно-технических программ, для приобретения техники и оборудования, мелиорации и восстановления плодородия земель.
3. Государственная поддержка программ по развитию растениеводства и животноводства в сельхозпредприятиях должна строиться на системной основе, включающей организационно-административные, технолого-экономические, финансово-экономические и социальные факторы, с приоритетом финансово-экономических* методов государственного регулирования: адекватная кредитная и налоговая политика, страхование, поддержание и увеличение платежеспособного спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.
4. Бюджетные средства можно предоставлять в форме инвестиционных займов,
преимущества которых состоят в замене безвозвратного финансирования бюджетным кредитованием, осуществляемым на принципах платности и возвратности.
Переход на систему бюджетных субсидий, субвенций и кредитов требует фундаментальной подработки самих условий субсидирования и бюджетного кредитования, создания типового положения о субсидиях и бюджетных кредитах и практического расчета показателей финансоемкости и финансоотдачи. С реализацией этих мероприятий быстрее будет создана более эффективная система использования бюджетных ресурсов.
Библиографический список
1. Гордеев А.В. Аграрный комплекс на-
бирает обороты. Новые формы хозяйствования // Экономика сельского хозяйства России, 2002. 10.
2. Институт США и Канады. РАН Государство и рынок: американская модель. -М.-Англия, 1999.
3. Колобова А.И. Проблемы экономических реформ в России: Сб. науч. трудов АГАУ: Изд-во АГАХ2001.
4. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. - Барнаул, 2000.
5. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Алтайского края. Алтайский краевой комитет госстатистики. - Барнаул, 1998-2002.
ПРОБЛЕМЫ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАОР НП “УСТЬ-КАЛМАНСКИЙ МАСЛОСЫРЗАВОД” АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
И.Н. Поспелова
Молочная промышленность на Алтае, как и другие сельскохозяйственные отрасли, в настоящее время испытывает немалые трудности. Несмотря на расширение ассортимента и улучшение качества производимой продукции, большинство маслосырзаводов края не в состоянии сократить или удержать рост затрат при
ее получении. В то же время закупочные цены на сырье остаются низкими, что не позволяет производителю расширять производство молока.
Закуп молока по Усть-Калманскому маслосырзаводу с 1997 по 2002 гг. увеличился на 33% и составил 10,9 тыс. т. Производственные мощности завода по-