30
ЗНиСО
МАЙ №t (278)
УДК 613.955:371
К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СЭБ: АПРОБАЦИЯ НОВОГО ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В.Р. Кучма1, М.И. Степанова1, Т.В. Шумкова1, И.Э. Александрова1, А.С. Седова1, В.В. Молдованов2, С.Г. Сафонкина2
^Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва, Россия
Разработан и апробирован методический подход к гигиенической оценке образовательной среды в детских образовательных организациях для объективного определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия и эффективного планирования профилактических мероприятий. Все обследованные образовательные организациии отнесены к потенциально опасным по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия - в 63,9 % школ результаты инструментальных исследований не соответствовали гигиеническим нормативам (шум, освещенность, состав воздуха и пр.).
Ключевые слова: образовательная среда, риск, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
V.R. Kuchma, M.I. Stepanova, T.V. Shumkova, I.E. Aleksandrova, A.S. Sedova, V.V. Moldovanov, S.G. Safonkina □ TO THE QUESTION OF HYGIENIC ASSESSMENT OF THE LEVEL OF SANITARI-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING: APPROBATION NEW HYGIENIC APROACH □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia; Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow, Moscow, Russia.
The methodical going is worked out and approved near the hygienical estimation of edu-cational environment in child's educational establishments for objective determination of level of sanitary-epidemiological prosperity and effective planning of prophylactic events. All inspected educational organizations are attributed to the potentially-dangerous terms, and in 63,9 % schools the results of instrumental researches fell short of to the hygienical norms (noise, lumi-nosity, composition of air, etc.).
Key words: educational environment, risk, health, sanitary and epidemiological welfare.
Интегральным показателем, характеризующим качество образовательной среды общеобразовательной организации (ОО) во взаимосвязи со здоровьем дошкольников и школьников, является уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (УСЭБ) ОО. В практике госсанэпиднадзора распределение образовательных организаций на группы (по санитарно-гигиеническому состоянию объекта) по-прежнему проводится на основании методических указаний [4], в которых:
- к I уровню СЭБ относят объекты, санитарное состояние которых соответствует действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в них отсутствует превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований за предыдущий год (вода, воздух, шум, освещенность, уровни электромагнитного излучения и др.);
- ко II уровню СЭБ относят объекты, состояние которых не соответствует действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, но в них отсутствует превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований;
- к III уровню относят объекты, санитарное состояние которых не соответствует действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в них ре-
гистрируют не только превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований, но и групповые инфекционные заболевания, пищевые отравления.
Анализ санитарно-эпидемиологического благополучия ОО г. Москвы выявил несоответствие количества ОО 3-го уровня СЭБ и числа ОО, в которых установлены превышения ПДК и ПДУ показателей образовательной среды по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований [6]. Это, прежде всего, обусловлено отсутствием комплексной оценки и четких критериев по всем группам показателей образовательной среды, невозможностью интегрировать полученные разрозненные данные, и следовательно оперативно принимать управленческие решения.
Цель исследования - разработка и апробация методического подхода к гигиенической оценке образовательной среды для объективного определения уровня СЭБ в ОО и для эффективного планирования профилактических мероприятий с учетом приоритетных по степени негативного влияния на здоровье детей факторов среды.
Материалы и методы. Разработанный совместно с Роспотребнадзором методический подход гигиенической оценки УСЭБ ОО включает: санитарно-гигиеническое обследование, оценку полученных результатов, ранжирование
Май Н0Е (278)
ЗНиСО
31
^Р показателей, определение санитарно-эпидемиологического благополучия ОО путем отнесения к одной из групп санитарно-эпидемиологического благополучия [2, 3, 7].
Санитарно-гигиеническое обследование общеобразовательной организации (ОО) включает заполнение разработанной таблицы, которая содержит 267 показателей. Все показатели от-■—^ ражают требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [5]. В них включе-=1 ны объективные физико-химические характе-^¡^ ристики воды, воздушной среды помещений, уровни освещенности и шума, ЭМИ, микро-1— биологические показатели смывов на пищеблоке и медицинском кабинете, а также некоторые критерии, ратифицированной Россией Парм-ской декларации по окружающей среде, 2010 г. (пешая доступность школы, наличие грибкового поражения в школьных объектах и т. д.) [1]. Но каждый показатель в зависимости от отклонения в лучшую или худшую сторону может быть отнесен к 4 градациям - оптимальная, допустимая, потенциально опасная и опасная - в зависимости от степени предполагаемого воздействия на организм ребенка. Новизна предложенного подхода заключается в том, что впервые, как в гигиене труда, оценена степень риска воздействия на ребенка факторов школь-
ной среды. Фрагмент гигиенической оценки представлен в табл. 1
Предложенный способ гигиенической оценки уровня СЭБ был апробирован в 36 школах г. Москвы, которые относились к I и II уровню СЭБ (по используемой в настоящее время оценке).
Результаты исследования. По результатам комплексного обследования школы набрали от 329 до 517 баллов, что соответствует потенциально опасному уровню. О реальной информативности нового метода показано в табл. 2.
Результаты лабораторных и инструментальных исследований, проведенных в школах, показал следующее:
- в 14,9 % школ при анализе воздуха учебных помещений на содержание вредных химических веществ был обнаружен фенол и формальдегид в классных помещениях;
- в 20,0 % школ освещенность не удовлетворяла гигиеническим требованиям;
- в 14,9 % школ обнаружены нарушения микроклимата (температура и влажность);
- в 16,6 % школ было отмечено превышение уровня шума в учебных помещениях;
- в 33,3 % школ было отмечено превышение уровня шума на территории в 2 метрах от здания.
Таблица 1. Гигиеническая оценка условий и режима обучения детей в общеобразовательных организациях
Характеристика условий и режима обучения (уровень, балл)
№ п/п Показатель оптимальные (3 балла) допустимые (2 балла) потенциально опасные (1 балл) опасные (0 баллов
1. Расположение общеобразовательной организации в населенном пункте
1 Удаление от автомобильных дорог (в метрах) 170 и более 100-169 50-99 49 и менее
2 Характеристика автомобильной дороги (кол-во транспортных единиц в сутки) < 1 000 1 001-3 000 3 001-7 000 > 7 000
3 Экологическая характеристика месторасположения зеленая зона внутриквартально на магистрали рядом с интенсивной магистралью
4 Количество обучающихся, которые тратят на дорогу в школу (в одну сторону) не более 30 мин (%) 100-95 94-76 75-50 <50
5 Количество обучающихся, добирающихся в школу и обратно пешком (%) 100-95 94-76 75-50 <50
2. Территория образовательной организации
6 Озеленение (%) более 50 35-50 34-20 менее 20
7 Зонирование наличие зон отдыха, физкультурно-спортивной, хозяйственной, учебно-опытной наличие зон отдыха, физкультурно-спортивной, хозяйственной отсутствие зон отдыха и/или хозяйственной при обязательном наличии физкуль-турно-спортивной отсутствие пришкольной территории или физкультурно-спортивной зоны
32
ЗНиСО
МАЙ № (270)
Таблица 2. Сравнительная оценка условий и режима обучения в общеобразовательных школах по новой и принятой в настоящее время методики
Исследуемые показатели Общеобразовательные организации
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
Уровень СЭБ по данным предыдущего исследования I I I I II II II I
Количество набранных баллов по предложенной методике 329 337 517 505 492 494 498 495
Итоговый уровень условий и режима обучения по сумме набранных баллов ПО* ПО ПО ПО ПО ПО ПО ПО
Превышения ПДК, ПДУ, (освещенности, температуры, шума и т. п.) по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований да да да нет да нет да нет
Соответствующий ему итоговый уровень СЭБ с учетом данных лабораторных исследований III III III II III II III II
* ПО - потенциально опасный.
Полученные данные позволили отнести 63,9 % обследуемых школ к «опасному» III уровню СЭБ, так как там были зафиксированы превышения ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследований.
Данные свидетельствуют об объективности предлагаемого метода и получении реальной информации для принятия управленческих решений администрацией ОО с учетом приоритетов в работе по гигиенической оптимизации условий образовательной среды. УСЭБ также может использоваться для сравнения между собой различных ОО, что может служить ещё одним стимулом для создания оптимальных и безопасных условий жизнедеятельности учащихся. Предложенный методический подход «Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций» включен в стандарты проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок, которые утверждены приказом ФБГЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» от 30.12.2013 № 250.
Выводы. Апробация метода гигиенической диагностики санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся по предложенной методике дала следующие результаты:
• все обследованные школы, по набранным баллам, отнесены к потенциально опасным;
• школы, где результаты инструментальных исследований не соответствовали гигиеническим нормативам, были отнесены к III группе УСЭБ и таких ОО было 63,9 %;
• доказала объективность и надежность предлагаемого метода;
• подтверждена доступность в его реализации и потенциальная возможность использования для проведения производственного контроля в ОО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Итоги министерской конференции «Окружающая среда и здоровье». Пармская декларация. 12.03.2010.
2. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.
3. Кучма В.Р. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова [и др.] // Гигиена и санитария. 2014. № 4. С. 110-115.
4. Система оценки и контроля качества деятельности центров госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров: МУ 5.1.661-97. М., 1997.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10. М., 2011.
6. Сафонкина С. Г. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений Москвы. / С.Г.Сафонкина, В.В. Молдованов, Е.И. Шубочкина [и др.] // Школа здоровья. 2011. 4. С. 15-17.
7. Сухарева Л.М. и др. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях / Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, М.И. Степанова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 4-5.
Контактная информация:
Шумкова Татьяна Владимировна, тел.: +7 (495) 917-48-31, e-mail: shumkova_tv@ mail.ru Contact information: Shumkova Tatiyana, phone: +7 (495) 917-48-31, e-mail: shumkova_tv@ mail.ru
♦ ♦ ♦