Научная статья на тему 'К вопросу о гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса в Российской Федерации'

К вопросу о гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
425
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / GENDER SELF-IDENTIFICATION / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / LEGAL STATUS / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL IDENTITY / ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / HUMAN RIGHTS ORGANIZATIONS / ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ДИСКУРС / HUMAN RIGHTS DISCOURSE / КУЛЬТУРНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / CULTURAL MINORITIES / ЛГБТ / LGBT / ЛГБТКИАП / LGBTQIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна, Кочеганова Полина Петровна

В статье анализируется российская специфика проблемного поля исследования гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса. Правовое положение культурных, социальных меньшинств и представителей ЛГБТ движения в Российской Федерации сегодня является чрезвычайно политизированной темой дискуссий, что крайне затрудняет как объективное исследование, так и процесс самоидентификации, в том числе гендерной самоидентификации взрослеющего человека. Студенты высших учебных заведений, как наиболее образованная и вместе с тем активная и неравнодушная часть общества, оказываются вовлечены в процессы обсуждения проблем связанных с борьбой за права меньшинств, и в первую очередь гендерных меньшинств в силу возрастной заинтересованности вопросами пола и гендера. Какого-либо рода противодействие со стороны государства, попытки стигматизации проявлений свободной гендерной самоидентификации может вызвать в молодежной среде противодействие, «бунтарское» восприятие всех вопросов, связанных с определением гендера и защитой прав на свободную гендерную самоидентификацию. Это также может вызвать политизацию понятия гендера и восприятие гендерной самоидентификации студентами как способа социального протеста или самовыражения. Правозащитный дискурс не может не оказывать влияния как на формирование гендерной самоидентификации, так и на успеваемость студентов, так как активное вовлечение в проблематику подобного рода занимает значительные объемы ресурсов времени, внимания и т. д. В качестве иллюстрации правозащитного дискурса, политизирующего понятие гендера, в статье рассматривается ряд прецедентов, связанных с правовым положением меньшинств в РФ в 2017-2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF GENDER SELF-IDENTIFICATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN HUMAN RIGHTS DISCOURSE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the Russian specificity of the problems of the study of gender self-identification of students in the context of modern human rights discourse. The legal status of cultural, social minorities and representatives of the LGBT in the Russian Federation today is an extremely politicized field, which makes it extremely difficult for both objective research and the process of self-identification, including the gender identity. Students of the university, as the most educated and at the same time active and not indifferent part of the society, are involved in the processes of discussing problems related to the struggle for the rights of minorities, and especially of gender minorities due to specific age-related interests. Any kind of opposition from the state, attempts to stigmatize manifestations of free gender identity can cause in the youth environment resistance, "rebel" perception of all issues related to the definition of gender and the protection of human rights and freedoms. This can also lead to politicization of the concept of gender and the perception of gender identity by students as a means of social protest or self-expression. This is influence to the natural formation of gender identity and student achievement, since active involvement in such problems occupies significant amounts of resources of time, attention and other resources. As an illustration of the human rights discourse, the article considers some precedents related to the legal status of minorities in 2017-2018.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса в Российской Федерации»

психологические науки

Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна, Кочеганова Полина Петровна К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ...

УДК 159.922.

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОЗАЩИТНОГО ДИСКУРСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2018

Балашова Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: balashova.l.s@gmail.com) Богачева Анна Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания русского языка в других языковых средах Института филологии и журналистики Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: bogachova_a_v@mail.ru)

Кочеганова Полина Петровна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: polya.co4eganova@mail.ru)

Аннотация. В статье анализируется российская специфика проблемного поля исследования гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса. Правовое положение культурных, социальных меньшинств и представителей ЛГБТ движения в Российской Федерации сегодня является чрезвычайно политизированной темой дискуссий, что крайне затрудняет как объективное исследование, так и процесс самоидентификации, в том числе гендерной самоидентификации взрослеющего человека. Студенты высших учебных заведений, как наиболее образованная и вместе с тем активная и неравнодушная часть общества, оказываются вовлечены в процессы обсуждения проблем связанных с борьбой за права меньшинств, и в первую очередь гендерных меньшинств в силу возрастной заинтересованности вопросами пола и гендера. Какого-либо рода противодействие со стороны государства, попытки стигматизации проявлений свободной гендерной самоидентификации может вызвать в молодежной среде противодействие, «бунтарское» восприятие всех вопросов, связанных с определением гендера и защитой прав на свободную гендерную самоидентификацию. Это также может вызвать политизацию понятия гендера и восприятие гендерной самоидентификации студентами как способа социального протеста или самовыражения. Правозащитный дискурс не может не оказывать влияния как на формирование гендерной самоидентификации, так и на успеваемость студентов, так как активное вовлечение в проблематику подобного рода занимает значительные объемы ресурсов времени, внимания и т. д. В качестве иллюстрации правозащитного дискурса, политизирующего понятие гендера, в статье рассматривается ряд прецедентов, связанных с правовым положением меньшинств в РФ в 2017-2018 гг.

Ключевые слова: гендер, гендерная самоидентификация, права человека, правовое положение, социальная идентичность, правозащитные организации, правозащитный дискурс, культурные меньшинства, правозащитный дискурс, ЛГБТ, ЛГБТКИАП.

TO THE QUESTION OF GENDER SELF-IDENTIFICATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN HUMAN RIGHTS DISCOURSE IN THE RUSSIAN FEDERATION

© 2018

Balashova Elena Sergeevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: balashova.l.s@gmail.com) Bogacheva Anna Valeryevna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Teaching Russian in Other Linguistic Environments of the Institute of Philology and Journalism National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Avenue, 23, e-mail: bogachova_a_v@mail.ru) Kocheganova Polina Petrovna, student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: polya.co4eganova@mail.ru)

Abstract. The article analyzes the Russian specificity of the problems of the study of gender self-identification of students in the context of modern human rights discourse. The legal status of cultural, social minorities and representatives of the LGBT in the Russian Federation today is an extremely politicized field, which makes it extremely difficult for both objective research and the process of self-identification, including the gender identity. Students of the university, as the most educated and at the same time active and not indifferent part of the society, are involved in the processes of discussing problems related to the struggle for the rights of minorities, and especially of gender minorities due to specific age-related interests. Any kind of opposition from the state, attempts to stigmatize manifestations of free gender identity can cause in the youth environment resistance, "rebel" perception of all issues related to the definition of gender and the protection of human rights and freedoms. This can also lead to politicization of the concept of gender and the perception of gender identity by students as a means of social protest or self-expression. This is influence to the natural formation of gender identity and student achievement, since active involvement in such problems occupies significant amounts of resources of time, attention and other resources. As an illustration of the human rights discourse, the article considers some precedents related to the legal status of minorities in 2017-2018.

Keywords: gender, gender self-identification, human rights, legal status, social identity, human rights organizations, human rights discourse, cultural minorities, human rights discourse, LGBT, LGBTQIA.

Проблема гендерной самоидентификации, как отмечают многие ученые, общественные деятели и политики, становится все более актуальной в начале XXI века. Гендерная самоидентификация человека, в первую очередь взрослеющего человека сама по своей природе генерирует множество остросоциальных проблем и тем исследования, что отмечают в своих трудах М. Киммел

[1], Р. Коннел [2], О.А. Осипенок [3], Н.М. Римашевская [4], Э. Фромм [5] и многие другие. В этом широком дискуссионном поле можно выделить несколько особо актуальных секторов, в том числе проблематику формирования гендерной самоидентификации современных студентов, что отмечают в своих исследованиях Л.У. Курбанова [6], Н.В. Писаренко [7], Р. Сарсембаева

[8] и смежные с этими проблемы формирования у студентов собственной культурной, социальной идентичности, эмоциональной зрелости и связанных с этим проблем формирования образовательных результатов и компетенций [9-11]. Формирование тендерной идентичности современных студентов также представляет собой чрезвычайно актуальную как в России, так и за рубежом тему исследования через призму актуальных вопросов правозащитной деятельности и развития демократического законодательства, противодействующего дискриминации [12-15].

Гендерная самоидентификация взрослеющего человека, в том числе студента - это протяженный во времени процесс, который зависит не только и не столько от изначально присущих психологических особенностей личности, сколько от:

- бытующих в данном обществе представлений о тендерной типологии;

- от отношения к различным тендерам, принятым в данном обществе;

- от отношения к социальным и культурным меньшинствам, принятого в данном обществе;

- от социальной, экономической и прочей нагрузки, которая традиционно ложится на тот или иной гендер;

- от принятого отношения к социальным и культурным меньшинствам;

- от уровня экономического развития государства;

- формы правления и государственного устройства в данной стране;

- от степени информированности населения о событиях, происходящих в области правоприменения и множества иных факторов.

Возможность свободного, не скованного внешними социальными ограничениями формирования собственной гендерной идентичности является одним из нормальных этапов взросления, и залогом нормального развития интеллектуальных способностей, культурных, практических компетенций и осознания человеком своей роли и места в жизни, как указывают в своих трудах Э. Фромм [5] и многие другие. Гендерная самоидентификация по сути является одновременно и социальным, и психологическим процессом: «Общество формирует гендер как социальную модель для мужчин и женщин и определяет их роль и статус во всех сферах жизнедеятельности. А социальные модели, в свою очередь, предполагают наличие маскулинных и фемининных свойств» [3, с. 157] . Какого-либо рода противодействие со стороны государства, попытки стигматизации проявлений свободной гендерной самоидентификации может вызвать в молодежной среде противодействие, «бунтарское» восприятие гендера, политизацию гендера и восприятие гендерной самоидентификации студентами, как наиболее образованной частью молодого поколения, как способа социального протеста. Подобного рода ситуация может стать источником многочисленных проблем как с точки зрения психологии, так и педагогики, так как требует от индивида значительных ресурсов внимания, времени и многих других.

В России на протяжении длительного времени при поддержке органов государственной власти существовала так называемая патриархальная культура и патриархальная система ценностей, характеризующаяся, помимо всего прочего, определенной инертностью населения в отношении вопросов реализации прав граждан на участие в законотворческой деятельности, управлении государством, низкое внимание к разного рода социальным и культурным меньшинствам, так называемая правовая «невидимость» ЛГБТ движения, кроме того, в период существования СССР уголовным преследованием за однополые отношения. В наши дни Россия, в том числе как один из активных участников процессов глобализации самых разных сфер экономики, образования и производства, переживает период трансформации как самих представлений о гендерной идентичности чело-340

века, так представлений о методах и практике защиты прав человека и гражданина на свободную самоидентификацию, в том числе гендерную. Сегодня в России разного рода национальные, культурные и социальные меньшинства при поддержке государства, или по меньшей мере не встречая противодействия заявляют о себе в СМИ, общественной деятельности и других видах социальной активности. В то же время сегодня не существует единого определения культурного или социального меньшинства; под массу существующих определений попадают как молодежные субкультуры, так и малые народы Российской Федерации, религиозные объединения, творческие движения или группы лиц с ограниченными возможностями. Наиболее проблематичным является корректное определение так называемых сексуальных меньшинств. В том числе потому, что сформировавшееся за рубежом определение ЛГБТ или ЛГБТКИАп (ЛГБТ+) включает людей различного пола, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, а также цисгендерных гетеросексуальных индивидов, поддерживающих движение. Кроме того, существует значительное число индивидов, имеющих сексуальную ориентацию отличную от гетеросексуальной, но при этом не поддерживающих движение ЛГБТ, не считающих себя его частью и не разделяющих его взгляды на легализацию однополых браков на территории Российской Федерации, например. В-третьих, надо отметить, что многие правозащитники и представители движения ЛГБТ негативно относятся к термину «сексуальные меньшинства», подчеркивая его негативную коннотацию [15]. Сформированное за рубежом на сегодняшний день определение ЛГБТ+ объединяет всех людей с негетеросексуальной ориентацией и небинарной гендерной идентичностью, однако в связи с такой неоднородностью ряд отечественных социологов, юристов и политиков не признает ЛГБТ как единую социальную группу по причине дефицита общих признаков. Такое положение дел не только акцентирует на проблеме внимание, позволяя помещать ее в центр разного рода политических спекуляций, но и затрудняет все вопросы, связанные с гендерной самоидентификацией человека в нашей стране.

Примерами политизированных спекуляций вокруг этого предмета можно назвать освещение как в отечественных, так и зарубежных СМИ дискуссии вокруг закона о «запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних», по поводу которого Европейский суд по правам человека 20.06.2017 г. Заявил, что этот закон является дискриминационным и нарушает право на свободу выражения мнений [14]. ЛГБТ+ сообщество видит в данном законе не только правовую дискриминацию, но и непонимание самой сути гендера и процессов формирования сексуальной ориентации, имеющих иную природу, не связанную с пропагандой.

Также продолжается дискуссия вокруг заявления российской ЛГБТ-сети о преследовании и пытках представителей ЛГБТ+ в Чечне. 7 апреля 2018 года в Мюнхене, в городах Бразилии, в Лондоне, Ереване, Берлине, Риме, Стокгольме и Нью-Йорке прошли протестные акции в поддержку ЛГБТ в Чечне. Эксперты Совета по правам человека ООН заявили, что репрессии против чеченских геев «это беспрецедентные акты преследования и насилия в регионе, они представляют собой серьёзные нарушения международных обязательств Российской Федерации в области прав человека» [12] в то время как представители государственных структур Чечни отрицают как факт преследований, так и присутствие на территории Чеченской республики данной социальной группы в принципе. Один из пострадавших, М. Лапунов подал заявление в Следственный комитет РФ, однако процессуальное производство велось с нарушениями, о чем 30 января 2018 года Ессентукский городской суд вынес соответствующее постановление [23]. Подобный резонанс вызвала первая в России попытка заключения официального однополого брака в январе 2018 г.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

психологические науки

Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна, Кочеганова Полина Петровна К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ...

Московский Центр государственных услуг ратифицировал брак между Е. Войцеховским и П. Стоцко, который они заключили в Копенгагене, где однополые союзы легализованы. МВД РФ однако признало паспорта мужчин недействительными, после чего сотрудники полиции изъяли документы супругов в принудительном порядке. В совокупности подобного рода правовые коллизии [15] и дискуссия вокруг них, с неизбежностью попадая в сферу исследования учебных дисциплин правового и социологического характера, превращают сам вопрос о гендерной самоидентификации в поле политической дискуссии и потенциальной дискриминации, что в корне противоречит целям образовательного процесса и негативно сказывается на многих сторонах общественной жизни, в том числе на успеваемости студентов.

Проблема свободной гендерной самоидентификации в контексте современного правозащитного дискурса, таким образом, на сегодняшний день является крайне идеологически окрашенной, что затрудняет поиск решений и объективную оценку ситуации. Так ряд юристов, а также российская ЛГБТ-сеть отмечают наличие ярко выраженной дискриминации прав и свобод ЛГБТ+ в России, отмечая, что все выдвигаемые организацией требования есть требования равных прав, гарантированных Конституцией РФ и международным правом [13; 15]. Другие российские юристы, в том числе И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов и Н.А. Михалева апеллируют к традиционной системе ценностей, отмечая, что либерализация правовой системы в данном направлении, обуславливает привилегированное положение ЛГБТ-сообщества по отношению к другим объединениям и социальным группам в Российской Федерации [14].

Нормативно-правовые акты в РФ по этому вопросу также можно толковать двояко. Уголовный кодекс РФ не содержит упоминаний об ответственности за гомосексуальные отношения [17], на основании чего можно заявить об отсутствии какой-либо дискриминации в отношении ЛГБТ+. Правозащитники напротив отмечают, что действующая правоохранительная и судебная система не обеспечивает защиту жизни и здоровья ЛГБТ-граждан от различного рода дискриминации. Так в России еще ни в одном уголовном деле официально не фигурировал мотив ненависти к ЛГБТ. Спорными также являются НПА, связанные с действиями сексуального характера с несовершеннолетними лицами. Так наибольшее наказание за добровольный гетеросексуальный контакт с лицом от 14 до 16 лет составляет четыре года тюремного заключения в соответствии с ч. 1 ст. 134 УК РФ. Аналогичные гомосексуальные контакты наказываются тюрьмой до шести лет в соответствии ч. 2 ст. 134 УК РФ. Здесь также важно отметить, что в соответствии со ст. 134 УК РФ, лицо, впервые совершившее подобное преступление по ч. 1 ст. 134 УК РФ освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо вступило в брак с потерпевшей(им), что также является дискриминацией гомосексуальных отношений [17]. В ст. 56 УПК РФ перечислен, перечь лиц, которые могут отказаться давать показания в суде, но гомосексуальные партнёры не входят в этот перечень [18]. Уголовно-исполнительный кодекс РФ содержит ст. 116, согласно которой, добровольные гомосексуальные связи считаются злостными нарушениями порядка отбывания наказания, а также оцениваются как девиантное поведение.

[19].

Несколько лучше ситуация с жилищным и трудовым правом. Так ЖК РФ опирается на понятие «семья», но, в отличие от Семейного кодекса, для определения членов семьи важна не государственная регистрация, а самоидентификация и сожительство [20]. Это даёт возможность гомосексуальным партнёрам защищать свои жилищные права. Однако признание такого сожительства семейным возможно только в судебном порядке. Поэтому на практике однополые пары, как правило, прибегают к договорным отношениям, дарственным, насле-

дованию по завещанию. В ТК РФ отсутствуют нормы, дискриминирующие ЛГБТ-граждан, и, несмотря на то, что на практике дискриминация такого рода крайне распространена, закон, как правило, защищает права незаконно уволенных граждан. Так в 2017 г. ЛГБТ-активист в Омске отсудил 30 тыс. рублей за отказ взять его на работу, по причине «женственные манеры и излишняя ухоженность» [21]. При этом в наши дни вырос и размер компенсации морального вреда в сравнении со стандартным. В июле 2015 г. Железнодорожный районный суд Новосибирска признал незаконным отказ в приеме на работу гомосексуальной женщины А. Балаш и обязал ответчика компенсировать моральный вред в размере одной тыс. рублей.

Один из британских правозащитников, П. Тэтчелл отмечает, что в России существует тенденция к эскалации гомофобных репрессий, последними из которых стали запрет усыновления детей иностранными гомосексуальными парами и объявление ЛГБТ-организаций, получающих гранты из-за рубежа, «иностранными агентами» [22].

Процесс развития правозащитных ЛГБТ-организаций в России существенно отличается от аналогичного в западных странах, что связано с целым рядом различных факторов, таких как специфика национального сознания, большое количество негативных стереотипов, наследие советской идеологии, религиозность большинства россиян. В 2010 г. Комитет министров Совета Европы, членом которого является и Россия, принял рекомендацию для всех государств-участников о борьбе с дискриминацией и насилием в отношении ЛГБТ-людей. Однако 9-я конференция министров по делам молодёжи Совета Европы, проходившая в Санкт-Петербурге, была сорвана, так как РФ наложила вето на принятие совместной декларации, содержащей требования по борьбе с дискриминацией ЛГБТ. Это дает повод правозащитникам утверждать, что юридически РФ не разделяет международные нормы права, связанные с защитой прав ЛГБТ+. В доказательство этого мнения приводят данные программы мониторинга Российской ЛГБТ-сети, согласно которым в 2016 г. со сложностями в отношениях с работодателями или коллегами по причине гомо/бисексуаль-ной ориентации и/или гендерной идентичности столкнулись 653 человека из 3759 принявших участие в опросе [26].

Генедрная самоидентификация в современном мире приобретает политизированный характер не только в Российской Федерации, но и в других странах как способ обратить внимание на проблемы защиты прав отдельных индивидов и целых групп по причинам, связанным в том числе с характером изменений в современном обществе и массовой культуре. Словами Э. Фромма: «Мужчина и женщина стали одинаковыми, вместо того чтобы стать равными как противоположные полюсы» [5]. Эта своеобразная гендерная унификация, тенденции к которой можно проследить в нормах современного делового общения, сетевого этикета и многих других сферах жизни, сама по себе может вызывать внутренний протест взрослеющего человека в процессе гендерной самоидентификации.

Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что свободная гендерная самоидентификация взрослеющего человека, в нашей стране - в значительной мере политизированный процесс, который невозможно рассматривать в отрыве от правового и правозащитного дискурса. В первую очередь это относится к студентам высших учебных заведений как наиболее образованной части молодежи, в силу освоения иностранных языков и учебных дисциплин правового содержания воспринимающих проблемное поле вокруг гендерной самоидентификации полнее других представителей молодежи. Развитие дискурса связанного с гендерной самоидентификацией в русле сегодняшних тенденций с нашей точки зрения может привести в том числе к развитию право-

вого нигилизма и оппортунизма. Одним из направлений выхода из этой ситуации нам представляется планомерное исследование проблем гендерной самоидентификации у студентов в современной России и формирование некоего в большей мере соответствующего реальности определения представителей движения ЛГБТ+ как социальной группы в рамках процесса борьбы с дискриминацией во всех ее проявлениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

I. Киммел М. Гендерное общество. - М.: РОССПЭН, 2006. - 464 с.

2 Коннел Р. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 432 с.

3. Осипенок О.А. К вопросу о гендерном превосходстве в процессе ведения переговоров // Азимут научных исследований, Т. 7, №1 (22), 2018. - С. 156-159.

4 Римашевская Н.М. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования. - М.: Наука, 2009. - 273 с.

5. Фромм Э. Искусство любить. - М.: АСТ, 2011. -224 с.

6. Курбанова Л.У. К проблеме гендерной идентичности: социокультурный аспект // Научные ведомости БелГУ. - Белгород, БелГУ, 2011. С. 292-298.

7. Писаренко Н.В. Гендерные аспекты предъявляемой идентичности студентов // Сибирский психологический журнал, №1 (2006). - Томск, ТГУ, 2006. С. 56-63.

8. Сарсембаева Р. Феминизм как политическое явление. Теоретико-методологические проблемы социальной науки // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и Политология. 2004. №3., С.73-78.

9. Балашова Е.С., Карпова М.А. Насильственные практики в формировании культурной идентичности // Vita memoriae: теория и практики исторических исследований. - Н. Новгород, Мининский университет. 2017. С. 133-136.

10. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскуль-турной коммуникации // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.

II. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета, Т. 6, №1 (2018). - Н. Новгород, Мининский университет, 2018.

12. Дискриминационные законы и практика и акты насилия в отношении лиц по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности. — Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека. — 2011. — С. 25-31 с.

13. Кондаков А. Правовые раны: значение прав человека для геев и лесбиянок в России (рус.) // Laboratorium. — 2012. — № 4(3). — С. 84-104.

14. Понкин И.В., Кузнецов М.Н., Михалева Н.А. Доклад «О праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях навязывания гомосексуализма». — 2011. — 52 с.

15. Созаев В. Как избежать использования языка вражды в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров. Руководство для журналистов. — Московская Хельсинкская группа. — М, 2013. — 72 с.

16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018).

18. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018).

19. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12. 342

20. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018).

21. ЛГБТ-активист в Омске отсудил 30 тысяч рублей за отказ взять его на работу / Российская ЛГБТ-сеть: официальное сообщество [электронный ресурс] // URL.: https://vk.com/lgbtrussia?w=wall-497578_50464 (дата обращения: 25.03.18).

22. Tatchell P. Vladimir Putin, The Czar of Homophobia [электронный ресурс] // URL.: https://www.huffingtonpost. co.uk/peter-g-tatchell/homophobia-russia-vladimir-putin_b_3544610.html (дата обращения: 25.03.18).

23. Суд признал процессуальные нарушения в ходе проверки заявления Максима Лапунова о пытках / МОО Комитет против пыток [электронный ресурс] // URL.: http://www.pytkam.net/press-centr.novosti/4683 (дата обращения: 05.04.18).

24. Sewell Chan. U.N. Experts Condemn Killing and Torture of Gay Men in Chechnya // New York Times : газета. — New York, 2017. [электронный ресурс] // URL.: https://www.nytimes.com/2017/04/13/world/europe/un-chechnya-gay-men-killing-abuse.html (дата обращения: 05.0.18).

25. Press Release issued by the Registrar of the Court ECHR 207 (2017) 20.06.2017 Legislation in Russia banning the promotion of homosexuality breaches freedom of expression and is discriminatory.

26. Официальная информация ГУ МВД России по г. Москве [электронный ресурс] // URL.: https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/12148596/ (дата обращения: 25.03.18).

Статья поступила в редакцию 09.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.