3. Ильина Т.А., Маслова О.П. Особенности обучения персонала российских компаний принципам бережливого производства // Вестник самарского муниципального института управления. - 2020. - №1. -С. 94-102.
4. ЕВРАЗ НТМК внедряет Lean-инструменты для повышения эффективности производства // Альфа-Союз URL: https://alfa-sous.ru/news/evraz-ntmk-vnedryaet-lean-instrumentyi-dlya-povyisheniya-effektivnosti-proizvodstva (дата обращения: 25.12.2023).
5. Умалатов.Р.С. Концептуальная модель измерений бережливого производства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2022. - № 1-1. - с. 267-278.
6. ЕВРАЗ // Tadviser Государство. Бизнес. Технологии URL: https://www.tadviser.ru/ index.php/ Компания:ЕВРАЗ%2C_EVRAZ_plc._%28ранее_EVRAZ_Group_S.A.%2C_ЕВРАЗ_Групп%29?cache=no&ptype=n ews&otr=&n_this_page=2#:~:text=Показатели%20деятельности,2022%3A%20Сокраш,ение%20производств а%20стали%20на%205%2С9%25%20до%2012,в%20конце%20мая%202023%20года. (дата обращения: 25.12.2023).
7. Контроль процессов производства: эффективные способы и методы Источник: https://vitavision.ru/kontrol-processov-proizvodstva-effektivnye-sposoby-i-metody // Vitavision URL: https://vitavision.ru/kontrol-processov-proizvodstva-effektivnye-sposoby-i-metody/ (дата обращения: 25.12.2023).
8. Бережливое производство: навык будущего // Ростех URL: https://rostec.ru/news/berezhlivoe-proizvodstvo-navyk-budushchego/ (дата обращения: 25.12.2023).
© Кичуткина Н.С., 2024
УДК 330.34.01
Марков Д.С.
преподаватель, ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ Петров Н.И. курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ
К ВОПРОСУ О ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме снижения газодинамической устойчивости двигателей в процессе эксплуатации летательного аппарата. Также рассмотрены пути ее повышения с помощью вспомогательных устройств.
Ключевые слова
Летальные аппараты, силовая установка, газодинамическая устойчивость.
Работа двигателя в составе силовой установки (СУ) летательного аппарата (ЛА) как правило, всегда связана с воздействием серьезных возмущений полного давления на входе. В основном это связано с отрывными течениями в воздухозаборнике. Высокий уровень этих возмущений может привести к нарушению устойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя (ГТД) (потере газодинамической
устойчивости (ГДУ)), что в свою очередь может привести к таким негативным последствиям, как помпаж двигателя.
Причинами нарушения ГДУ также, могут являться [1]:
- запуск двигателя при увеличенной подаче топлива в камеру сгорания;
- запуск двигателя при боковом ветре, если скорость ветра превышает установленную величину для данного типа (ЛА);
- попадание на вход в ГТД турбулентного воздушного потока или спутной струи от ГТД другого ЛА;
- запуск двигателя при поврежденных элементах конструкции системы перепуска воздуха из компрессора;
- попадание посторонних предметов в проточную часть ГТД;
- работа двигателя на частотах вращения, близких к верхней границе помпажа;
- изменение границы устойчивой работы компрессора в процессе эксплуатации:
- повышенный износ элементов конструкции компрессора ГТД;
- искажение потока воздуха и наличие вихря на входе в компрессор ГТД;
- запыленность и загрязнение воздуха отработавшими газами двигателей;
- попадание на вход в двигатели горячих газов;
- повышенная влажность воздуха;
- обледенение двигателя;
- попадание на вход в двигатель молнии, вызвавшей механические повреждения и оплавление элементов конструкции компрессора;
- атмосферные возмущения:
- переходные процессы, связанные с изменением степени дросселирования, осуществлением приемистости [2].
В этой связи, необходимость обеспечения ГДУ авиационных СУ возникла еще в конце 40-х годов ХХ века, с появлением первых реактивных самолетов с турбореактивными двигателями. Так, например в 1947 году в при испытаний самолета МиГ-9 был установлен факт выключения двигателя при стрельбе из передних пушек на больших высотах.
В 1947-1948 гг. был спроектирован двигатель, в котором осуществлялся перепуск воздуха из промежуточных ступеней [3].
Также, необходимо отметить, что регулирование осевого компрессора (ОК) путем перепуска воздуха устраняет рассогласование в работе первых и последних ступеней, предотвращает помпаж ОК, но уменьшает внутренний коэффициент полезного действия (КПД) ГТД и снижает тягу двигателя увеличивая удельный расход топлива, что ухудшает топливную экономичность двигателя, так как на воздух, отводимый в окружающую среду, затрачивается дополнительная работа, а этот воздух не участвует в рабочем процессе.
В 1952 году впервые в мировой практике на двигателе АМ-3 с восьми ступенчатым компрессором для перепуска воздуха из компрессора А.А. Микулин вместо клапанов применил ленту перепуска. На АМ-3 впервые осуществлялась регулировка компрессора за счет перепуска воздуха за первыми ступенями.
В 1952 г. Был разработан компрессор, который имел двухпозиционный регулируемый входной направляющий аппарат (НА). На выходе из кольцевой полости был установлен регулируемый створчатый смеситель, который обеспечивал регулирование степени двухконтурности по режимам работы двигателя.
В 1952 г. для обеспечения приемлемой мощности двигателя при запуске были применены клапаны перепуска воздуха из компрессора. Был, достигнут очень высокий КПД компрессора - 88%, при степени повышения давления 9,5.
Главный конструктор ОКБ-165 А.М. Люлька на двигателе АЛ-7 в 1953 г. применил механизированный компрессор: лопатки НА второй ступени компрессора могли изменять свой угол
установки в зависимости от частоты вращения ротора двигателя.
На разработанном в 1952-1955 гг. двигателе РД-9Б шестой серии была применена система типа «КС» кратковременного увеличения запаса устойчивости, основанная на уменьшении расхода топлива в основную камеру сгорания с помощью клапанов сброса, автоматически уменьшающая подачу топлива в двигатель.
Впервые двухроторная схема применена на разработанном в 1953-1956 гг. двигателе АМ-11, что позволило обеспечить высокую ГДУ и облегчить двигатель.
На разрабатываемом в 1954-1963 гг. двигателе НК-6 впервые были применены система регулирования степени повышения полного давления воздуха в вентиляторе и сверхзвуковые высоконапорные ступени компрессора.
В 1956 г. была начата разработка проекта однороторного высокотемпературного двухконтурного двигателя Д-21, имеющего регулируемое сверхзвуковой воздухозаборник, для полетов на сверхзвуковых скоростях.
В 1961 г. был внедрен в эксплуатацию способ повышения взлетной мощности двигателя при высокой температуре атмосферного воздуха впрыском воды на входе в двигатель.
В 1964 г. для обеспечения ГДУ применили дополнительные меры: вместо ленты перепуска установили надроторное устройство над первой ступенью в виде щелевой проставки с присоединенным замкнутым объемом над ней.
В 1987 г. на двигателе ПС-90А применена система управления радиальными зазорами в ОК.
Обеспечение устойчивой работы СУ истребителя при применении бортового оружия представляет не всегда выполнимую задачу, которая может быть надежно решена применением средств ликвидации помпажа и восстановления режима работы [3].
Системы защиты ГТД от нарушения ГДУ предназначены для предупреждения развития помпажа в случае его возникновения и защиты двигателя от механических перегрузок при помпаже.
Анализ систем защиты от нарушения ГДУ серийных двигателей показал, что системы имеют два режима работы:
1) дежурный: раннее обнаружение срывного режима, возникающего в компрессоре, ликвидацию неустойчивой работы двигателя, автоматическое восстановление исходного устойчивого режима;
2) специальный (при применении бортового оружия): кратковременное повышение запасов ГДУ двигателя.
Основным управляющим воздействием на двигатель для ликвидации его неустойчивой работы является кратковременное прекращение (отсечка) подачи топлива в основную камеру сгорания.
Если мероприятий по предварительному повышению запасов ГДУ компрессора и воздухозаборника на специальном режиме окажется недостаточно и возникает неустойчивая работа двигателя, то дополнительно производится отсечка топлива, то есть так же, как и при ликвидации помпажа на дежурном режиме.
Важно отметить, что задача обеспечения ГДУ ГТД и уменьшения «провала» тяги полностью не решена и является актуальной.
Использование регулируемых ОК (перепуск воздуха, поворот НА, разбиение компрессора на каскады) обеспечивает на всех установившихся и на значительной части неустановившихся режимах работы двигателей широкий диапазон скоростей и высот полета истребителей. Однако опасность возникновения срывных явлений и помпажа даже у регулируемых компрессоров при некоторых неблагоприятных сочетаниях режимов работы двигателя и условий полета все же сохраняется, в связи с чем приходится вводить ограничения в тех случаях, когда изменение режима работы компрессора сопровождается недопустимым по условиям эксплуатации снижением запаса ГДУ.
Следует отметить большое количество разработанных мероприятий для обеспечения ГДУ
авиационных ГТД. Однако применение известных мероприятий в большинстве случаев приводит к снижению тяги (мощности) и ухудшению динамических характеристик ГТД.
Проведённый в работе анализ свидетельствует о совершенствовании способов обеспечения ГДУ авиационных ГТД, что позволяло осуществлять переход к последующим поколениям двигателей. Разработка перспективных авиационных ГТД военного назначения 5 и 6 поколений будет во многом определяться решением проблемы обеспечения их ГДУ. Решение проблемы будет основано на применении известных и новых способов обеспечения ГДУ авиационных ГТД.
Список использованной литературы:
1. Скворцов Ю.А. Математическое моделирование нестационарных процессов и обоснование способов обеспечения газодинамической устойчивости силовых установок боевых самолетов при сильных возмущения потока. - 2014. - 362 с.
2. Краснов С.Е. Устойчивость авиационных ГДТ // Техника воздушного флота. - 2016. - 86 с.
3. Котельников В.Р., Хробыстова О.В., Зрелов В.А., Пономарев В.А. Двигатели боевых самолетов России / Под ред. В.В. Горшникова. - Рыбинск: Медиарост, - 2017. - 616 с.
© Марков Д.С., Петров Н.И., 2024
УДК 004.7
Музлова А.Д.
Бакалавр
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи, Черемисин Д.Г.
Бакалавр
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи, Мкртчян В.Р.
Бакалавр
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи
ТЕХНОЛОГИИ РАСШИРЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В ОБРАЗОВАНИИ И БИЗНЕСЕ
Аннотация
Технологии расширенной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR) играют ключевую роль в трансформации образования и бизнеса. Эти технологии не только изменяют методы обучения и управления в бизнесе, но и повышают эффективность процессов. Их интеграция открывает новые горизонты для образования и бизнеса, способствуя росту конкурентоспособности и уровню подготовки специалистов.
Ключевые слова
Расширенная реальность (AR), виртуальная реальность (VR), обучение, виртуальные экскурсии, виртуальные конференции, технологии образования, инновации в бизнесе