Научная статья на тему 'К вопросу о гармонизации содержания профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами'

К вопросу о гармонизации содержания профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / АКТУАЛИЗАЦИЯ / UPDATING / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валько Данила Валерьевич

Актуальность и цели. Существенную роль в обеспечении экономики страны квалифицированными кадрами играет система профессионального образования: практически каждый третий работающий сегодня гражданин России получил профессиональную подготовку в системе среднего профессионального образования. Направленность государственной образовательной политики России в области обеспечения качества получаемого гражданами профессионального образования нашла отражение в реорганизации системы образования и необходимости гармонизации основного содержания образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами (ПС). Однако и международная, и отечественная практика показывает, что на данном пути необходимо системным образом решить ряд организационно-методических проблем. Цель настоящей работы заключается в разработке рекомендаций по оптимизации процесса гармонизации и актуализации содержания основной профессиональной образовательной программы в соответствии с профессиональными стандартами на основе систематизации имеющегося опыта. Материалы и методы. Источниковой базой работы послужили нормативно-правовые акты Минтруда России, Минобрнауки России, а также научно-практические публикации отечественных и зарубежных исследователей. Методическую основу составили утвержденные методики актуализации содержания ОПОП, ФГОС и авторские наработки в этой сфере. Результаты. Предложены промежуточные разработочные таблицы в целях оптимизации процесса гармонизации содержания образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами. Выводы. Показана избыточность существующего алгоритма актуализации ОПОП в случае учета множества неоднородных ПС. Предложено оптимизировать процесс актуализации на основе включения в алгоритм предварительного этапа систематизации содержания отобранных профессиональных стандартов. Также рекомендована разработка реляционной базы данных по элементам отобранных ПС, что позволит выполнять комплексную актуализацию и гармонизацию на основе сложных запросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валько Данила Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE HARMONIZATION OF THE CONTENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN ACCORDANCE WITH PROFESSIONAL STANDARDS

Background. An essential role in providing the economy with qualified personnel plays a system of vocational education: nearly one in three working today Russian citizen received training in secondary vocational education. The focus of Russian state educational policy in the field of quality assurance, the citizens received vocational education, reflected in the reorganization of the education system and the need to harmonize the substantive content of educational programs in accordance with professional standards. However, the international and domestic practice shows that this path must be a systematic way to solve a number of organizational and methodological problems. The purpose of this work is to develop recommendations for optimizing the process of harmonizing and updating the content of the basic professional educational programs in accordance with professional standards, based on the systematization of the experience. Materials and methods. Source base work served as legal acts of the Russian Ministry of Labor, Ministry of Education of Russia, as well as scientific and practical publications domestic and foreign researchers... Background. An essential role in providing the economy with qualified personnel plays a system of vocational education: nearly one in three working today Russian citizen received training in secondary vocational education. The focus of Russian state educational policy in the field of quality assurance, the citizens received vocational education, reflected in the reorganization of the education system and the need to harmonize the substantive content of educational programs in accordance with professional standards. However, the international and domestic practice shows that this path must be a systematic way to solve a number of organizational and methodological problems. The purpose of this work is to develop recommendations for optimizing the process of harmonizing and updating the content of the basic professional educational programs in accordance with professional standards, based on the systematization of the experience. Materials and methods. Source base work served as legal acts of the Russian Ministry of Labor, Ministry of Education of Russia, as well as scientific and practical publications domestic and foreign researchers. Methodical basis totaled approved methodology updating content of education program and copyrights experience in this field. Results. Showed excessive education program updating existing algorithm in the case of a plurality of non-uniform accounting professional standards. It is proposed to optimize the process of updating on the basis of inclusion in the preliminary stage of the algorithm to systematize the content of selected professional standards. Conclusions. It is also recommended the development of a relational database on the elements selected by the professional standards, which will carry out a comprehensive updating and harmonization based on complex queries. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «К вопросу о гармонизации содержания профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами»

РАЗДЕЛ 3 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ

УДК 377

К ВОПРОСУ О ГАРМОНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Д. В. Валько

TO THE QUESTION OF THE HARMONIZATION OF THE CONTENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN ACCORDANCE WITH PROFESSIONAL STANDARDS

D. V. Valko

Аннотация. Актуальность и цели. Существенную роль в обеспечении экономики страны квалифицированными кадрами играет система профессионального образования: практически каждый третий работающий сегодня гражданин России получил профессиональную подготовку в системе среднего профессионального образования. Направленность государственной образовательной политики России в области обеспечения качества получаемого гражданами профессионального образования нашла отражение в реорганизации системы образования и необходимости гармонизации основного содержания образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами (ПС). Однако и международная, и отечественная практика показывает, что на данном пути необходимо системным образом решить ряд организационно-методических проблем. Цель настоящей работы заключается в разработке рекомендаций по оптимизации процесса гармонизации и актуализации содержания основной профессиональной образовательной программы в соответствии с профессиональными стандартами на основе систематизации имеющегося опыта. Материалы и методы. Источниковой базой работы послужили нормативно-правовые акты Минтруда России, Минобрнауки России, а также научно-практические публикации отечественных и зарубежных исследователей. Методическую основу составили утвержденные методики актуализации содержания ОПОП, ФГОС и авторские наработки в этой сфере. Результаты. Предложены промежуточные разработочные таблицы в целях оптимизации процесса гармонизации содержания образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами. Выводы. Показана избыточность существующего алгоритма актуализации ОПОП в случае учета множества неоднородных ПС. Предложено оптимизировать процесс актуализации на основе включения в алгоритм предварительного этапа систематизации содержания отобранных профессиональных стандартов. Также рекомендована разработка реляционной базы данных по элементам отобранных ПС, что позволит выполнять комплексную актуализацию и гармонизацию на основе сложных запросов.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, среднее профессиональное образование, актуализация, гармонизация.

Abstract. Background. An essential role in providing the economy with qualified personnel plays a system of vocational education: nearly one in three working today Russian citizen received training in secondary vocational education. The focus of Russian state educational policy in the field of quality assurance, the citizens received vocational education, reflected in the reorganization of the education system and the need to harmonize the substantive content of educational programs in accordance with professional standards. However, the international and domestic practice shows that this path must be a systematic way to solve a number of organizational and methodological problems. The purpose of this work is to develop recommendations for optimizing the process of harmonizing and updating the content of the basic professional educational programs in accordance with professional standards, based on the systematization of the experience. Materials and methods. Source base work served as legal acts of the Russian Ministry of Labor, Ministry of Education of Russia, as well as scientific and practical publications domestic and foreign researchers. Methodical basis totaled approved methodology updating content of education program and copyrights experience in this field. Results. Showed excessive education program updating existing algorithm in the case of a plurality of non-uniform accounting professional standards. It is proposed to optimize the process of updating on the basis of inclusion in the preliminary stage of the algorithm to systematize the content of selected professional standards. Conclusions. It is also recommended the development of a relational database on the elements selected by the professional standards, which will carry out a comprehensive updating and harmonization based on complex queries.

Key words: professional standards, vocational education, updating, harmonization.

Международная практика последнего десятилетия показывает, что система управления качеством образовательных программ неразрывно связана с профессиональными стандартами (ПС), которые являются основой для формирования критериев обеспечения качества и оценки качества как квалификаций, так и образовательных программ. Как известно, в зарубежной практике после уровня начального профессионального образования, обеспечивающего эффективный выход человека на рынок труда, следуют квалификации непрерывного профессионального образования, требующие практического опыта работы и получения дополнительных, более глубоких знаний, а также расширения диапазона компетенций, предусмотренных рамочной системой профессиональных стандартов [1, 2]. Основным элементом отечественной системы профессиональных квалификаций также являются профессиональные стандарты, в которых отражаются актуальные квалификационные требования.

Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов, ведущими профессиональными ассоциациями и крупнейшими компаниями организована работа по разработке профессиональных стандартов.

По состоянию на 8 декабря 2015 г. Минтрудом России утверждено 624, Минюстом России зарегистрировано 567 профессиональных стандартов. Планировалось, что к концу 2015 г. общее количество профессиональных стандартов составит 800, однако на 25 января 2016 г. в базе портала Минтруда России насчитывалось 568 стандартов [3].

Каждая единица профессионального стандарта соответствует конкретной трудовой функции и содержит измеряемые требования к качеству ее выполнения, т.е. профессиональный стандарт включает все требования к исполнителю профессиональной деятельности.

Кроме того, профессиональный стандарт интегрирует в себя также описание этических норм деятельности, обязательных к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества (требования к уровню развития профессионально важных, личностных качеств работника и т.д.).

В свою очередь в карточках видов трудовой деятельности профессионального стандарта описывается содержание требований работодателей к специалисту в виде целостных производственных функций, образованных единицами профессионального стандарта.

В этой связи очевидна насущная необходимость актуализации требований федеральных государственных стандартов (ФГОС) уровня среднего специального образования (СПО) и, в конечном счете, основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) всех профессиональных образовательных организаций, стремящихся готовить конкурентоспособных специалистов.

Формально процедура актуализации должна начинаться с анализа, выполняемого разработчиком ФГОС (рис. 1), однако содержание ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации») предполагает, что формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), при этом федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования подлежат приведению в соответствие с данными требованиями в течение одного года со дня вступления в силу изменений - с 1 июля 2016 г.

/ Л

Минтруд России направляет в Минобрнауки России информацию об утвержденных ПС 10 дней со дня вступления ПС в силу

Минобрнауки России рассматривает материалы, поступившие от разработчика ФГОС ВО 1 месяц

со дня получения от разработчика

При необходимости актуализации ФГОС или разработке нового ФГОС, МОиН обеспечивает рассмотрение проекта ФГОС (изменений в ФГОС) в установленном порядке (см. информацию по Постановлению №661)

Минобрнауки России направляет разработчикам ФГОС сведения об утвержденных ПС 20 дней

со дня получения из Минтруд России

I

Разработчик ФГОС приводит анализ его соответствия положениям утвержденных ПС и направляет в МОиН информацию:

1. Об учете во ФГОС положений ПС

2. О необходимости актуализации ФГОС или разработке нового ФГОС

1 месяц

со дня получения информации о ПС из Минобрнауки России

Минобрнауки России до утверждения актуализированного ФГОС (изменений в ФГОС) направляет проект в Национальный совет по профессиональным квалификациям Без срока

Рис. 1. Процедура актуализации ФГОС в соответствии с ПС

В результате перед образовательными организациями уже сейчас стоит важный вопрос: ждать выхода переработанных ФГОС СПО или уже сейчас перерабатывать свои образовательные программы в соответствии с требованиями опубликованных профессиональных стандартов [4]. Особенно этот вопрос актуален для образовательных организаций, подлежащих в ближайшее время аккредитационной экспертизе или иной проверке.

Необходимая нормативная работа в этом направлении организована, например, в части высшего образования: по информации Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России [5], подготовлена новая редакция приказа о внесении изменений во ФГОС в соответствии с принимаемыми ПС. В частности, раздел III будет дополнен пунктом 3.7 следующего содержания: «...ФГОС учитывает положения следующих профессиональных стандартов.» (вносится перечень учтенных ПС с указанием реквизитов НПА по их утверждению). Предполагается, что при разработке и реализации программ бакалавриата образовательная организация учитывает положения одного или нескольких профессиональных стандартов, указанных в данном пункте ФГОС, с учетом ориентации образовательной программы на конкретную область и вид профессиональной деятельности.

Согласно письму Минобрнауки РФ от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн использование профессиональных стандартов при разработке программ профессиональных модулей ОПОП СПО обязательно, так как профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, а освоение программы профессионального модуля обеспечивает готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности. В унисон звучит и позиция федерального и региональных институтов развития профессионального образования (ИРПО) - работу необходимо начать уже сейчас, и соответствующие распоряжения направлены в федеральные и региональные методические объединения по всем укрупненным группам специальностей профессионального образования.

Исследователи отмечают, что условия реального сопряжения ФГОС СПО и ПС показывают, что образовательные стандарты всех уровней должны формироваться с учетом профессиональных (квалификационных) требований работодателей по видам трудовой деятельности, а новые профессиональные стандарты, разрабатываемые в соответствии с потребностями рынка труда и требованиями бизнес-сообществ, должны пополнять национальную систему стандартизации профессий [6].

В настоящее время утверждены две аналогичных методики в этой сфере, касающиеся актуализации ФГОС СПО и ОПОП в соответствии с требованиями профессиональных стандартов [7]. Обобщенный алгоритм методик включает следующие этапы:

Этап 1. Формирование перечня профессиональных стандартов и обобщенных трудовых функций, сопряженных с ОПОП, ФГОС СПО.

Этап 2. Определение необходимости доработки ОПОП, ФГОС СПО.

Шаг 1. Определение необходимости коррекции перечня и наименований видов деятельности и требований к профессиональным компетенциям выпускников.

Шаг 2. Определение необходимости коррекции требований к умениям и знаниям.

Этап 3. Внесение изменений в ОПОП, ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС.

Шаг 1. Дополнение раздела «Характеристика профессиональной деятельности выпускников».

Шаг 2. Коррекция требований ОПОП, ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП, дисциплин (модулей) ее составляющих.

Анализ данных методик и обобщенного алгоритма позволяет прежде всего сделать вывод о весьма субъективной реализации отбора профессиональных стандартов и их содержания для целей актуализации. Кроме того, такой порядок не является оптимальным и весьма трудоемок в условиях необходимости актуализации с учетом сразу нескольких неоднородных профессиональных стандартов. Трудоемкость актуализации значительно возрастает пропорционально числу учитываемых стандартов, поскольку для каждого профессионального стандарта необходимо выполнить повторяющуюся последовательность действий и зачастую для повторяющегося содержания.

Нам представляется, что данный алгоритм можно оптимизировать на основе ряда рекомендаций, разработанных нами в результате актуализации содержания основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» по специальности 22.02.05 «Обработка металлов давлением» (в соотв. с ФГОС СПО, утв. приказом Минобрнауки России от 21.04.2014 № 359 (ред. от 17.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.05 «Обработка металлов давлением») в части междисциплинарного курса, преподаваемого автором в рамках профессионального модуля ПМ 03. «Подготовка и ведение технологического процесса обработки металлов давлением».

Для цели актуализации из перечня утвержденных и опубликованных стандартов по общности трудовых функций были избраны:

- оператор поста управления стана горячей прокатки (Профессиональный стандарт «Оператор поста управления стана горячей прокатки», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1016);

- оператор поста управления стана холодной прокатки (Профессиональный стандарт «Оператор поста управления стана холодной прокатки», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1074н);

- вальцовщик стана горячей прокатки (Профессиональный стандарт «Вальцовщик стана горячей прокатки», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1012);

- вальцовщик стана холодной прокатки (Профессиональный стандарт «Вальцовщик стана холодной прокатки», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1009).

Основанием отбора данных профессиональных стандартов является наличие одноименных профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках ППССЗ ФГОС в соответствии с ОК 016-94:

- 15890 «Оператор поста управления стана горячей прокатки»;

- 15892 «Оператор поста управления стана холодной прокатки»;

- 11345 «Вальцовщик стана горячей прокатки»;

- 11350 «Вальцовщик стана холодной прокатки».

Предварительный анализ содержания общих трудовых функций рассматриваемых профессиональных стандартов показал полный охват последних видами профессиональной деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.

Для цели оптимизации процесса актуализации ОПОП было принято решение включить в алгоритм этап систематизации содержания отобранных профессиональных стандартов. На данном этапе предполагается подготовка сопоставительной таблицы по перечню необходимых знаний и умений, предусмотренных отобранными профессиональными стандартами (рис. 2). На основе сопоставительной таблицы необходимо выполнить сортировку знаний и умений по однородности содержания и таким образом объединить совпадающие элементы знаний (и умений) в однородные группы.

№ П'П Знания по ПС Оператор поста управления стана горячей прокатки1

Техническое обслуживание оборудования и подготовка к работе стана горячей прокаткн (А/01.3) Управление вспомогательными технологическими операциями с поста управления стана горячен прокатки (А/02.3) Выполнение подготовительных операций поста управления к процессу горячен прокатки (В :01.5) Ведение технологического процесса производства горячекатаного проката (В/02.5)

1 Основы теории деформации металла при прокатке Основы теории деформации металла при прокатке

2 Технологнческая: техническая инструкция производства горячекатаного проката Требования технологических инструкции по горячей прокатке разных марок и профилей на обслуживаемом стане Технологнческая: техническая инструкции производства горячекатаного проката Требования технологических инструкций по горячей прокатке разных марок н профилей на обслужив аемом сгане

Рис. 2. Пример сопоставительной таблицы по отобранным профессиональным стандартам

Затем на основе соотнесения знаний (и умений), предусмотренных ОПОП, с сформированными однородными группами знаний (и умений) становится возможно сделать обобщающие выводы относительно необходимости коррекции требований ОПОП к умениям и знаниям по отобранным профессиональным стандартам в целом.

Например, на основе анализа и систематизации требований указанных выше профессиональных стандартов был сформирован обобщенный перечень необходимых профессиональных знаний, объединенных в 30 блоков, среди которых:

1) основы теории деформации металла, основы технологии прокатки, калибровка валков;

2) технологическая, техническая инструкции производства;

3) режимы обжатия металла разных марок и профилей, схемы деформации металла по пропускам, скорости прокатки и т.д.

В результате сопоставления содержания блоков с содержанием разделов и тем учебной программы профессионального модуля ПМ03 «Подготовка и ведение технологического процесса обработки металлов давлением» в части МДК 03.02 «Технологические процессы обработки металлов давлением» были сделаны следующие выводы (рис. 3):

1) содержание тем междисциплинарного курса построено на основе технологических и технических производственных инструкций и на 93 % охватывает требования отобранных профессиональных стандартов в части необходимых профессиональных знаний;

2) в том числе 36 % необходимых профессиональных знаний отнесены на другие дисциплины и междисциплинарные курсы;

3) оставшиеся 7 % профессиональных знаний охватывают вопросы сменного производственного задания, правил передачи смены и заполнения документации, в том числе в электронном виде. Частично данные вопросы отнесены на учебную и производственную практику в цехах, вместе с тем требуется актуализация раздела учебной программы в части общих вопросов организации производства.

N& n/n Дидактические единицы по ОПОП Знания по ФГОС Обобщенный блок шлешп но 1IC «Оператор поста управления стана горячей прокатан»5, «Оператор поста управления стана холодной прокатки»*, «Вальцовщик стана горячен прокатки»7, «Вальноянгик стана холодной прокатки»8

1 LI 1.2 31,32 1 Основы теории деформации металла, основы технологии прокатки, калибровка валков

2 2.1 2.5 31.32 2 Технологическая, техническая инструкции производства

3 1.2.2.1 2.5 31.32 3 Режимы обжатия металла разных марок и профилей, схемы деформашш металла по пропускам, скорости прокатки

1 2.1 -2.5, 3.1 -3.4 31.32 А Марки и группы марок сталей, свойства стали и сплавов, прокатываемых на стане, правила маркировки продукции

5 II -2,5 31.32 5 Устройство, состав, назначение, конструктивные особенности и принцип работы обслуживаемого стана, вспомогательного оборудовашш, приборов и механизмов. Правила их технической эксплуатащш

Û 2.1 -2.5 31,32 б Виды и пр1гшны возникновения дефектов и брака при прокатке

Рис. 3. Пример сопоставительной таблицы содержания обобщенных блоков с содержанием разделов и тем учебной программы

В результате по итогам анализа становится возможно актуализировать требования к результатам освоения и конкретные дидактические единицы учебных программ ОПОП в целом по группе отобранных профессиональных стандартов.

Перспективной в данном направлении можно признать разработку реляционной базы данных профессиональных стандартов с возможностью формировать составные запросы по отдельным элементам ПС и таким образом формировать обобщенные синтетические группы знаний, умений, трудовых функций и т.д., что позволит оптимизировать процесс актуализации ОПОП, ФГОС СПО и других образовательных материалов.

Список литературы

1. Explaining the European Qualifications Framework for Lifelong Learning. - Luxembourg : Office for Official Publications of the European Communities, 2008. - 10 p. -URL: https://ec.europa.eu/ploteus/sites/eac-eqf/files/brochexp_en.pdf

2. Прянишникова, О. Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта / О. Д. Прянишникова, А. Н. Лейбович // Промышленник России. - 2008. -№ 1. - C. 37-41. - URL: http://goo.gl/HRZqA2 (дата обращения: 31.01.2016).

3. Реестр профстандартов. Минтруда РФ. - URL: profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov (дата обращения: 31.01.2016).

4. Слюсарь, Н. Ю. О необходимости разработки образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов / Н. Ю. Слюсарь // ИНФОРМИО. - URL: http://goo.gl/Uz4RFM (дата обращения: 31.01.2016).

5. Доклад Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России. Москва, 10 декабря 2015 г. - URL: www.myshared.ru/slide/1297403/ (дата обращения: 31.01.2016).

6. Попкова, Л. П. Способы реального сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов по образовательным программам колледжа / Л. П. Попкова // Правопорядок: история, теория, практика. - 2014. - № 2 (3). - С. 55-60.

7. Письмо Минобрнауки России от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» // СПС Консультант-Плюс. - URL: pap.consultant.ru/list/2015/0227.html

Валько Данила Валерьевич

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией, Южно-Уральский институт управления и экономики, Южно-Уральский многопрофильный колледж (г. Челябинск) E-mail: [email protected]

Valko Danila Valeryevich

candidate of economic sciences,

head of laboratory,

South-Ural Institute of Management

and Economics,

South-Ural Versatile College

(Chelyabinsk)

УДК 377 Валько, Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу о гармонизации содержания профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами / Д. В. Валько // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 1 (17). - С. 364-371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.