130
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)
6. Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 14.01.2014 г. по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пункта 11 статьи 2 во взаимосвязи с частью 5 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 г. № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением Евсеевой Татьяны Альбертовны. URL: http://ksrk. karelia.ru/?p=898 (дата обращения: 23.08.2017).
7. Иванова Н.А. Защита основных прав и свобод граждан в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. URL: http ://lawtheses.com.
8. Пантелеев В.Ю. Повышение эффективности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 59-61.
СЕМЕНОВА Ирина Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: irina sem@rambler.ru.
SEMYONOVA, Irina Vladimirovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: irina_sem@rambler.ru.
УДК 347.965.9
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ АДВОКАТУРЫ КАК ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕЕ УЧАСТИИ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
П.А. Стерхов
Статья посвящена вопросу функционирования адвокатуры как института гражданского общества и ее роли в построении правового государства. На основе анализа различных источников автор предпринимает попытку аргументированно охарактеризовать адвокатуру как институт гражданского общества, отмечает значительную роль адвокатуры в вопросах обеспечения прав и свобод граждан на протяжении всего периода ее существования.
Ключевые слова: адвокатура; гражданское общество; права и свободы; российское законодательство; адвокат; юридическая помощь; правовое государство; судебное представительство.
P.A. Sterkhov. TO THE QUESTION ABOUT THE FUNCTIONING OF THE LEGAL PROFESSION AS INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY AND ITS PARTICIPATION IN BUILDING A LEGAL STATE
The article is devoted to the functioning of the legal profession as Institute of civil society and its role in building a legal state. The author attempts to convincingly characterize the legal profession as Institute of civil society based on analysis of various sources, notes the important role of advocacy in ensuring the rights and freedoms of citizens throughout the period of its existence.
Keywords: advocacy; civil society; rights and freedoms; Russian legislation; lawyer; legal help; state legal; legal representation.
В Российской Федерации установлено, что права и свободы человека являются высшей ценностью в государстве. Данное положение установлено в Конституции - основном законе России, который принимался всенародно в 1993 г.
Закрепление в Конституции прав и свобод человека в качестве высшей ценности представляет собой особую значимость и является важнейшим положением в процессе построения истинного демократизма и гражданского об-
щества в России. Данный факт предопределил вывод, что от качества обеспечения признанных и гарантированных прав и свобод личности во многом зависит отношение граждан к Конституции как к основному закону государства, а также к самому государству, его аппарату.
Большой объем работы в механизме обеспечения прав и свобод личности возлагается и на институты гражданского общества. Тем не менее, по мнению автора, именно адвокатура, являющаяся институтом гражданского общест-
ва, играет основную роль в качественном функционировании механизма обеспечения прав и свобод. Исходя из этого, исследование вопроса о значении института адвокатуры в построении демократического, правового государства и гражданского общества продолжает оставаться актуальным.
На сегодняшний день существуют различные точки зрения относительно того, является ли адвокатура институтом гражданского общества или нет. Но законодатель в долгожданном законе от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определил в ст. 3, что адвокатура - институт гражданского общества, который является несистемным элементом органов государственной власти, местного самоуправления. Сторонниками того, что адвокатура есть институт гражданского общества, являются А.Г. Кучерена, Г.М. Резник, Л.Ю. Грудцына. В свою очередь, не являются сторонниками такой точки зрения Н.В. Андриянов, Р.Г. Мельниченко.
Каждое из мнений заслуживает должного внимания. Вместе с тем до сих пор немалое количество граждан не владеют информацией о том, что вообще из себя представляет гражданское общество. Гражданское общество как категория, употребляемая в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, существует достаточно длительное время. Но до сих пор нет какого-либо понятия гражданского общества, регламентированного на законодательном уровне.
Родоначальником понятия «гражданское общество» считается немецкий философ, ученый Г. Лейбниц. Немалый вклад в изучение вопроса о гражданском обществе внесли Т. Гоббс, Ш. Монтескье. Общим в их взглядах было то, что исследование гражданского общества основывается на естественном праве и теории общественного договора [1].
Существует точка зрения, согласно которой гражданское общество представляет собой систему отношений субъектов, которые объединились на основе добровольности, на основе свободы в группы для реализации своих нужд [5]. Существует также точка зрения, в соответствии с которой гражданское общество представляет собой негосударственную, неполитическую сферу хозяйствования граждан, которая складывается между ними в процессе их взаимоотношений [3].
Если исходить из изученных подходов к понятию «гражданское общество», то под ним следует подразумевать сферу самопроявления свободных граждан, а также добровольно созданных некоммерческих формирований, ко-
торые функционируют без прямого влияния (вмешательства), каких-либо регламентаций (предписаний) со стороны государственной власти, бизнеса и иных субъектов правоотношений. Определяя адвокатуру как институт гражданского общества, можно регламентировать, что в своей деятельности она руководствуется принципами законности, независимости, равноправия членов адвокатского сообщества. На основании этого можно говорить о том, что адвокатура не является составным элементом системы государственной власти, осуществляет свою деятельность независимо от государства, права адвокатуры от произвольного вмешательства субъектов властных полномочий защищены законодательством.
Согласно точке зрения ученых, особенностью функционирования адвокатуры является исполнение ею роли как в качестве института, составного неотъемлемого элемента гражданского общества, так и в качестве субъекта, обеспечивающего протекцию этого общества на различных этапах его жизнедеятельности. Адвокатура должна по своей природе оказывать квалифицированную юридическую помощь различным участникам правоотношений. Она представляет заинтересованность самого общества, а к ней проявляется интерес государства. Посредством адвокатуры осуществляется представительство интересов субъектов правоотношений в различных видах судопроизводства. Данное представительство акцентировано не только на интересе, заинтересованности в разрешении дела субъектов правоотношений, а также на обеспечении реализации принципа состязательности, достижении истины по делам, а в целом - способствовании становлению демократического правового государства, где права и свободы личности являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Это является очень значимым не только для конкретного субъекта, но и для самого общества. Для достижения такой значимости Российская Федерация обеспечивает различные гарантии лицам, являющимся адвокатами. В данном аспекте нельзя не отметить обеспечение адвокатам независимости, оплату их услуг, оказанных субъектам правоотношений на бесплатной основе, а также обеспечение адвокатов в социальной сфере.
Автор статьи убежден, что адвокатура является элементом гражданского общества. Прежде всего, это прямо вытекает из закона. Также считать адвокатуру институтом гражданского общества позволяют и признаки, которые ей свойственны и на которых автор акцентирует внимание.
132
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3(29)
Одним из них является независимость от государства и органов государственной власти. Хотя адвокатура и является независимой, тем не менее в последнее время прослеживается некое «тесное сближение» представителей адвокатского сообщества с государством. Это проявляется и в назначениях на государственные должности, и в принятии участия адвокатами в функционировании общественных палат во многих субъектах Российской Федерации. За последнее время деятельность адвокатского сообщества приобретает более видимый характер для общества. Обращает на себя внимание и то, что адвокаты все чаще являются участниками при разработке различных законопроектов.
Адвокатура является публичной структурой и не принадлежит никому (еще один признак адвокатуры, характеризующий ее как институт гражданского общества). Статья 48 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем обеспечение данного положения Конституции государство возложило на адвокатуру. Следовательно, характер публичности свойственен не только адвокатуре, но и каждому адвокату, принимающему участие в реализации гражданами права на получение квалифицированной юридической помощи.
Адвокатуре характерна экономическая самостоятельность. Это свидетельствует о том, что финансирование адвокатуры за счет государственных средств происходит при особых обстоятельствах. Функционирование адвокатского сообщества в России осуществляется за счет самофинансирования.
Адвокатура осуществляет свою деятельность также и посредством самоорганизации. Это означает, что адвокаты самостоятельно делают выбор в пользу того адвокатского образования, какое они хотели бы приобрести, и как в дальнейшем осуществлять свою деятельность. Нюанс заключается в том, чтобы деятельность адвокатов осуществлялась в такой организационно-правовой форме, которая бы не противоречила действующему законодательству Российской Федерации.
В настоящее время следует признать, что адвокатура в Российской Федерации стала значимой частью ее политической системы, а также неотъемлемым звеном в построении правового государства. В свою очередь, осуществляя построение правового государства, никоим образом нельзя обходить стороной нормы международного права, а именно - его общепризнанные принципы. Ориентир на нормы между-
народного права предоставляет возможность получить представление о правовом развитии государства в генерации с правовым развитием современных государств. Такое взаимодействие и соответствие позволяют, в случае необходимости, своевременно и качественно реагировать на происходящие изменения в мировом сообществе и подстраивать систему права под эти меняющиеся условия [2].
Осуществляя свою профессиональную деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи независимо от органов государственной власти, должностных лиц, адвокат имеет все возможности обеспечить любому гражданину действенную защиту по различным спорам, в различных видах судопроизводства и на различных его этапах. Вместе с тем перспектива функционирования адвокатских бюро под эгидой государства представляется весьма сомнительной [4]. По этому поводу у автора имеется точка зрения, в соответствии с которой оказание квалифицированной юридической помощи будет малоперспективно, если адвокат будет зависимым в административном плане, и это может проявляться в том, что от начальника (руководителя) во многом зависит продвижение по карьерной лестнице, наложение дисциплинарных взысканий, применение мер поощрительного характера. Таким образом, можно сделать вывод о наличии возможности оказывать давление на адвоката.
При функционировании таких бюро нельзя исключать возможные факты коррупционных проявлений, которые могут иметь место в виде получения какой-либо выгоды за положительное решение какого-либо вопроса или оказание какого-либо влияния на кого-либо. Являясь государственными служащими, сотрудники таких бюро на сегодняшний день вряд ли получают заработную плату, позволяющую качественно удовлетворять свои потребности в процессе жизнедеятельности в целом. Исходя из этого, можно предположить, что стремление попасть в такую структуру на работу будут иметь лица, которые по юридической специальности имеют недостаточно большой опыт. Автор ни в коей мере не преследует цель умалить честь и достоинство тех лиц, кто уже там осуществляет свою трудовую деятельность, но общее предположение можно отметить.
При создании и обеспечении деятельности государственных бюро консультаций предопределены немалые денежные затраты: на обслуживание помещений, оргтехнику, оплату труда сотрудников. Данный факт нельзя не учитывать, особенно в период весьма непростой ситуации с Россией на политической
арене, когда граждане многих государств мира пытаются упрекнуть Российскую Федерацию в несуществующих угрозах, бедах и т.п.
Также нельзя исключать и то, что при оказании юридической помощи на бесплатной основе, особенно в период экономической, финансовой оптимизации различных направлений деятельности в государстве, должное бюджетное финансирование таких государственных бюро может быть несвоевременным, что в конечном счете скажется на качестве оказываемой юридической помощи.
Исследуя вопрос о роли адвокатуры в становлении правового государства и гражданского общества, важно отметить, что роль института адвокатуры заметно возрастает. Отношения в современном обществе сложны, многоаспектны, порой непредсказуемы, и динамично развивающееся общество часто испытывает потребность в получении квалифицированной юридической помощи, особенно в эпоху интеграции (хотя и кризисной) и повсеместной глобализации.
Адвокатура России имеет свою собственную давнюю и богатую историю. Различные периоды функционирования адвокатуры не всегда ознаменовывались ее качественным функционированием. Имели место времена, когда ад-
вокатура была лишена авторитета и услуги адвокатов не пользовались спросом (этот период был недолгим). Развитие государства, расширение круга правоотношений, дальнейшее законодательное закрепление права собственности предопределили право адвокатского сообщества быть и занимать нужное и достойное место в обществе - в целях обеспечения прав и свобод личности, становления правового государства и гражданского общества.
Список литературы
1. Андрианов Н.В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры. М.: Либроком, 2011. 293 с.
2. Матвеева М.А., Шагиева Р.В. Правовое регулирование и правотворчество в правовой системе общества: теоретико-методологические основы соотношения // Государство и право. 2014. № 12. С. 210-221.
3. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 83-89.
4. Стецовский Ю.И. Становление адвокатуры в России. М.: Волтерс Клувер, 2010. 538 с.
5. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. 300 с.
СТЕРХОВ Петр Анатольевич - кандидат юридических наук, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин. Восточно-Сибирский институт МВД России. Россия. Иркутск. E-mail: petrsterkhov@yandex.ru.
STERKHOV, Petr Anatolyevich - Candidate of Legal Sciences, Head of the Department of State and Legal Disciplines. East Siberian Institute of MIA Russian Federation. Russia. Irkutsk. E-mail: petrsterkhov@yandex.ru.
УДК 343.575
ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ НЕСОВЕРШЕНСТВО НОРМАТИВНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ КАК ПРИЧИНА НЕЭФФЕКТИВНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 82.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ
С.Г. Федоров
В статье рассматриваются пробелы института освобождения от наказания в части, определяющей отсрочку отбывания наказания больным наркоманией. Устанавливаются причины неэффективной практики применения ст. 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также определяются меры по их устранению. Автор считает, что, определяя реабилитацию в качестве обязательного условия применения ст. 82.1 УК РФ, законодатель не решил вопросов, касающихся ее регламентации, перечня субъектов, ее осуществляющих, и определения формальных признаков конечного результата.
Ключевые слова, уголовный закон; институт наказания; преступник-наркоман; социальная реабилитация; оптимизация законодательства.