Научная статья на тему 'К вопросу о формировании Стратегии социально-экономического развития региона'

К вопросу о формировании Стратегии социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
618
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ / POTENTIAL OF REGIONS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SOCIO-ECONOMIC POLICY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сычева И. Н., Пермякова Е. С., Усенко В. Д.

Одной из важнейших социальных проблем современной России является существенная дифференциация регионов по экономическому потенциалу. В статье рассмотрены сценарии и прогнозные показатели социально-экономического развития Алтайского края. На основе Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2015 года разработан SWOT-анализ долгосрочного развития региона, приведены механизмы реализации стратегических приоритетов развития регионов России, подробно расписаны стратегические и тактические действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сычева И. Н., Пермякова Е. С., Усенко В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT FORMATION OF STRATEGY OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

One of the major social problems of modern Russia is a significant regional disparities in economic potential. The article describes the scenarios and forecast indicators of socio-economic development of the Altai Territory. Based on the Strategy of socio-economic development of the Altai Territory till 2015 developed SWOT-analysis of long-term development of the region, given the mechanisms of realization of strategic priorities for the development of regions of Russia, detail painted strategic and tactical actions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании Стратегии социально-экономического развития региона»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

И.Н. Сычева, д-р экон. наук, профессор Е.С. Пермякова, канд. экон. наук, доцент В.Д. Усенко, старший преподаватель

Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова (Россия, г. Барнаул)

Аннотация. Одной из важнейших социальных проблем современной России является существенная дифференциация регионов по экономическому потенциалу. В статье рассмотрены сценарии и прогнозные показатели социально-экономического развития Алтайского края. На основе Стратегии социально -экономического развития Алтайского края до 2015 года разработан SWOT-анализ долгосрочного развития региона, приведены механизмы реализации стратегических приоритетов развития регионов России, подробно расписаны стратегические и тактические действия.

Ключевые слова: потенциал регионов, социально-экономическая политика, региональная политика.

Современный этап социально-экономического развития характеризуется значительной поляризацией регионов по уровню накопленного экономического потенциала, интенсивности ведения хозяйственной деятельности и социальных процессов. Неравномерность развития регионов коснулась всех сфер жизни. Асимметрия развития российских регионов делает целесообразным исследование эффективности региональной социально-экономической политики. Причем различия в социальных и экономических условиях, а также в правах регионов РФ имеют как количественный, так и качественный характер. Если количественная асимметрия легко прослеживается на основе статистических данных, то качественная требует более точной экспертной оценки.

Регион занимает промежуточное положение между федеральными и местными органами власти, имея, с одной стороны, возможность отслеживать особенности на местах и оптимизировать региональное развитие; с другой - через институты власти оказывать непосредственное влияние на общенациональный уровень и, в частности, на региональную социально-экономическую политику. Различные субъекты проводимой региональной социально-экономической политики (законодательные и исполнительные органы федеральной и региональной власти, органы местного самоуправления, а также ассоциации регионального развития) образуют соответствующие уровни регионального функционирования (рис. 1).

Международные I программ^1, ¿\ Международный

резолюция,

уровень

Результаты реализации

II

Федеральною законы, указы, постановления, распоряжения,

С/ Национальный уровень

Результаты реализации мероприятий,

111 ^

Региональные заьоны,

постановления, распоряжения,

С/ Региональный уровень

Ф

IV d

Местные указы,

постановления, распоряжения,

О

Местный уровень

Роезультать:! реализации мероприятий, социально-

Результаты реализации мероприятий, социально-

Рис. 1. Уровни регионального фуeьциоeиpоваeия

Ведущую роль в региональном развитии играют федеральные органы власти. Международный уровень действует, ьаь правило, опосредованно - через федеральные органы власти. Достаточно часто региональный уровень беспрекословно доводит указания федеральных органов власти до органов местного самоуправления, однако при этом может дополнить своими директивами.

Регион, выступая в качестве надсисте-мы местного уровня, способен влиять на выбор приоритетов в области регионального функционирования. На уровень региона также переводится часть функций национального уровня по управлению и координированию региональных процессов, отследить и учесть которые федеральные органы власти не в состоянии.

Еще в недавнем прошлом регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания, при этом последний не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных теориях регион исследуется как многофункцио-

нальная система. Наибольшее распространение получили следующие подходы к определению региона: регион-квазигосударство, регион-рынок, регион-квазикорпорация и регион-социум.

Регион-квазигосударство (по А.Г. Гранбергу) представляет собой «относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших федеральным органам власти. Кроме того, региональные органы власти продолжают оставаться крупными субъектами управления государственной собственностью и хозяйствования» [1, с. 70]. Особо значимыми при рассмотрении региона как квазигосударства выступают межбюджетные отношения между микро- и макроуровнем, которые влияют на консолидированные доходы бюджетов субъектов РФ.

Подход к региону как рынку, «имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-

финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знании, представляющих особый интерес для корпоративного сектора» [1, с. 83].

Регион как квазикорпорация характеризуется как крупный субъект собственности и экономической деятельности; участник конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг и капитала; место размещения филиалов национальных и транснациональных корпораций. Значимым в подходе к региону как квазикорпорации

является необходимость поиска внутренних резервов для создания конкурентных преимуществ региона.

Подход к региону как социуму акцентирует на воспроизводстве социальной жизни населения, образовании, здравоохранении, культуре, окружающей среде, качестве жизни населения, что в итоге влияет на продолжительность жизни населения в отдельных регионах.

В региональном развитии выделяют ряд закономерностей (рис. 2).

-Л V

-Л V

-Л V

-Л V

Рис. 2. Закономерности регионального развития

Используя приведенные теоретические постулаты, анализируя стратегию социально-экономического развития Алтайско-

го края до 2025 года, представим SWOT-матрицу долгосрочного развития региона (табл.1).

Таблица 1. SWOT- матрица долгосрочного развития региона

Конкурентные преимущества (сильные стороны) Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны)

- Выгодное геоэкономическое положение края Относительно благоприятные природно-климатические условия - Значительные площади сельхозугодий, позволяющие обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства - Высокая степень диверсификации отраслевой структуры экономики - Значительная доля обрабатывающих отраслей промышленности - Наличие ресурсной базы для строительной индустрии. - Наличие благоприятных условий для развития туризма - Сравнительно высокий уровень развития транспортной инфраструктуры - Развитый сектор малого предпринимательства - Значительный инвестиционный потенциал - Растущий кредитный рейтинг Высокий рейтинг инновационной активности - Развитая сеть учреждений социальной сферы - Высокий экологический рейтинг - Эффективно функционирующая региональная исполнительная власть - Высокий уровень физического и морального износа основных фондов - Недостаточная обеспеченность экономики квалифицированными кадрами - Высокая энергозависимость краевой экономики от поставок энергоносителей из других регионов страны - Недостаточный уровень развития энергетической инфраструктуры Неравномерность уровня социально- экономического развития муниципальных образований - Наличие территорий с моноэкономической структурой развития - Недостаточная обеспеченность края услугами рыночной инфраструктуры - Недостаточная развитость в крае социального обустройства, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей - Невысокий уровень развития малого предпринимательства в отраслях материального производства - Неблагоприятные демографические тенденции - Напряженность на рынке труда

Возможности Угрозы

- Федеральная поддержка развития агропромышленного комплекса - Стимулирование инновационной деятельности на основе реализации различных форм государственно-частного партнерства - Рост мирового спроса на продовольствие - Сохранение опережающих темпов экономического роста края - Улучшение конкурентных позиций края на российском и международном рынках - Вступление России в ВТО - Зависимость от конъюнктуры мировых рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия - Сохранение негативных демографических тенденций - Усиление техногенного воздействия на природные комплексы края (деятельность космодрома Байконур и др.)

Отметим, что наряду со «старыми» факторами в регионе появились «новые», связанные либо с несовершенством государственной региональной политики, либо с ее негативными социально-экономическими последствиями. В числе основных назовем: недоучет региональных последствий проведения государст-

венной экономической макрополитики (либерализации цен на энергоносители и транспорт и т.п.); незаконченность процесса разграничения прав между правительством, администрацией субъектов и органами местного самоуправления в сферах решения социальных проблем и воздействия на экономику; неконтроли-

руемый процесс дифференциации доходов населения, как между отдельными слоями, так и в региональном разрезе; необоснованное предоставление отдельным субъектам льгот и преференций от правительства для социальной поддержки населения и др.; различная интенсивность проведения в пространстве и во времени экономических преобразований; неравномерность в пространственном охвате,

скорости распространения и глубине экономического спада; последствия распада единого экономического пространства, формирование на территории республик локальных рынков.

Предлагаем варианты сценариев и прогнозных показателей социально-экономического развития Алтайского края (табл. 2, рис. 3).

Сценарий Описание сценария

Консервативный Сохранение текущих факторов экономического роста региона, неустойчивость внешней конъюнктуры, вероятность демографического и миграционного спада

Инновационный Модернизация экономики, развитие региональной инновационной системы, создание высококонкурентного производственного сектора и сферы услуг, положительный демографический и ускоренный миграционный тренд

Форсированный Интенсивный приток инвестиций и максимально благоприятные внешние условия на мировых продовольственных рынках, положительный демографический и ускоренный миграционный тренд

Таблица 2. Сценарий социально-экономического развития региона (макроэкономические сценарии)

—* — консервативный —■ • инновационный —*— формированный Рис. 3. Рост валового регионального продукта на душу населения, тыс. руб.

Рост валового регионального продуьпга (2025 г. к 2011 г., раз)

Консервативный сценарий - 1,6 Ин нов анионный сценарий - 2,2 Форсированный сн ей арий - 2,6

Рост промышленного производства (2025 г. к 2011 г., раз)

Кон сере атнвный сценарий - 1,5 Инновационный сценарий - 2,0 Форсированный сценарий - 2,6

Г

Рост сельскохозяйственного производства (2025 г. к 2011 г., раз)

Консервативный сценарий - 1.5 Инновационный сценарий - 2,0 Форсированный сценарий - 2,2

Рост инвестиции в основной капитал (2025 г. к 2011 г., раз)

Консервативный сценарий - 1,9 Инновационный сценарий - 4,1 Форсированный сценарий - 5,0

Реальные располагаемые доходы населения (2025 г. к 2011 г., раз)

Консервативный сценарий - 1,7 Инновационный сценарий - 2,3 Форсированный сценарий - 2,5

Рис. 4. Итоговые социально-экономические показатели

Заметим, что в настоящее время наукой и практикой разработаны механизмы реализации стратегических приоритетов раз-

вития регионов России, подробно расписаны стратегические и тактические действия (табл. 3).

Таблица 3. Механизмы реализации стратегических приоритетов развития Алтайского края_

Стратегические механизмы Тактические механизмы

I. Организационные

- участие в реализации федеральных отраслевых стратегий, долгосрочных программ, приоритетных национальных проектов - долгосрочное прогнозирование - разработка и реализация стратегий социально-экономического развития муниципальных образований края - разработка и реализация стратегий развития отраслей и территориальных кластеров - участие в реализации среднесрочных федеральных целевых и ведомственных программ - разработка и реализация ежегодных планов действий исполнительных органов государственной власти Алтайского края по реализации Стратегии - разработка и реализация региональных целевых программ - разработка и реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочный период - отбор, государственная поддержка и реализация социально и экономически значимых инвестиционных проектов

II. Нормативные правовые

- совершенствование существующих и создание новых правовых норм и институтов взаимодействия органов государственной власти края с федеральными органами государственной власти, проработка предложений по совершенствованию федерального законодательства

III. Финансово-бюджетные

- Федеральные целевые программы

- Федеральная адресная инвестиционная программа

- приоритетные национальные проекты

- программы, реализуемые совместно с институтами развития, обозначенными Министерством экономического развития России (Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Особые экономические зоны» и другие).

_IV. Информационные

- организация информационных потоков и документооборота в системе управления краем

- деятельность информационно-аналитической службы в интересах обеспечения подразделений администрации необходимыми материалами по стратегитесьим вопросам развития

- формирование коммуникационного пространства, обеспечивающего партнерские взаимоотношения между отдельными субъектами социально-экономических отношений в рамках края

- установление контактов и информационного взаимодействия с внешними партнёрами в стратегических интересах края

В основу Концепции социально-экономического развития регионов положены четко прописанные принципы региональной политики:

- принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы;

- принцип «преференции за реформы», согласно которому, если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена, в первую очередь, на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан;

- принцип синхронизации действий («принцип синергии»), требующий: 1) синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране, и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов; 2) выстраивания республиканских приоритетов в логике кооперации регионов; 3) согласованности направлений поддержки регионов и муниципальных образований в области регионального развития, используемый федеральными органами власти;

- принцип дифференцированности государственной политики регионального развития, суть которого заключается в различном подходе к выделенным в процессе интеграции в глобальную экономику территориальным зонам (сырьевые зоны инновационного развития, мировые города, старопромышленные регионы, территории, прошедшие первичную индустриализацию). Для каждой из зон должны быть сформулированы различные меры достижения данных целей;

- принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического

развития регионов (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, где они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.

С учетом сказанного, сформулируем ряд принципов формирования региональной политики. В их числе следующие:

1) Экономическая целесообразность, предполагающая: сочетание политики регионального выравнивания с политикой стимулирования экономического роста территориальных образований; снижение дифференциации в развитии внутрирегиональных социально-экономических систем как долговременный процесс; решение стратегических задач снижения дефицитности муниципальных бюджетов и обеспечение экономического роста; поощрение собственных усилий муниципальных образований путем институционального партнерства: совместного финансирования в определенных пропорциях мероприятий и программ из регионального и муниципальных бюджетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Взаимовыгодность территориальной политики для региона в целом и внутрирегиональных образований, позволяющая достичь консенсуса интересов; приоритет интересов развития региона в целом перед интересами отдельных внутрирегиональных образований, подразумевающий: ориентацию механизма внутреннего перераспределения ресурсов на решение общерегиональных задач (создание межрайонных систем социального обслуживания населения, интенсификацию процессов взаимосвязанного развития города и села, увеличение социального потенциала центров систем расселения и т.п.); приоритетное развитие внутрирегиональных территориальных образований, имеющих стратегическое значение для региона в целом и являющихся источниками его развития.

3) Приоритет перспективных интересов развития региона перед текущими, заключающийся в разумном компромиссе в использовании средств, направленных на достижение текущих целей региональной политики (внутрирегионального выравнивания условий жизнедеятельности различных территориальных групп) и реше-

ние перспективных задач социально- путем заключения договора-контракта; экономического развития региона. отказ от использования регионального

4) Принцип активной внутрирегио- бюджета в качестве «пассивного инстру-нальной территориальной политики, под- мента» распределения средств под зара-разумевающий: рациональное формиро- нее заданные нормы финансовых расхо-вание доходов по уровням бюджетной дов; рассмотрение бюджета как инстру-системы в пользу консолидированных мента влияния и регулирования террито-бюджетов субъектов и, в особенности, риальных аспектов развития региона поместных бюджетов; использование (наря- средством использования эффективных ду с бюджетными) внебюджетных инст- методов управления бюджетным процес-рументов сглаживания территориальных сом.

различий; увязку предоставления регио- Следование указанным выше принци-

нальной помощи с улучшением в пер- пам позволит сформировать эффективную спективе социально-экономического по- региональную политику. ложения муниципального образования

Библиографический список

1. Гранберг, А.Г. Пространственный аспект социально-экономического развития: научный доклад / А.Г. Гранберг. - М.: ИЭ РАН, 2008.

2. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Инструменты стимулирования инновационного развития аграрного сектора в регионах/ Вестник ОрелГИЭТ, 2016. - № 2 (36). - С. 13-22.

3. Ecological and Economical Prereguisites for the use of Fallow Land for Organic Production / RJPBBP-RJPBCS - Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences (ISSN09758585-India-Scopus), 2016. - Volume 7(4). - С. 1868-1877.

4. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Саморазвитие регионов в контексте межотраслевой интеграции / Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016.- № 10 - С. 119-125.

5. Межов И.С., Сычева И.Н. и др. Региональная экономика в стратегиях импортозамеще-ния: агропромышленные интегрированные корпорации: монография/ Барнаул: Изд-во Ал-тГТУ, 2016 - 289 с.

6. Сычева И.Н., Пермякова Е.С. Трансграничное развитие экономики региона в условиях евразийского экономического союза: состояние, проблемы, перспективы: монография/ Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2016 - 168 с.

7. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года: http://www.altairegion22.ru/territory/investic/strategiya-razvitiya-altayskogo-kraya-do-2025-goda/

8. Строителева, Е.В. Особенности развития социально-экономических программ в регионах России / Е.В. Строителева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - №2. - С. 47-49.

9. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

TO THE QUESTION ABOUT FORMATION OF STRATEGY OF SOCIAL-ECONOMIC

DEVELOPMENT OF THE REGION

I.N. Sycheva, doctor of economic sciences, professor E.S. Permyakova, candidate of economic sciences V.D. Usenko, senior lecturer Polzunov Altai state technical university (Russian, Barnaul)

Abstract. One of the major social problems of modern Russia is a significant regional disparities in economic potential. The article describes the scenarios and forecast indicators of socio-economic development of the Altai Territory. Based on the Strategy of socio-economic development of the Altai Territory till 2015 developed SWOT-analysis of long-term development of the region, given the mechanisms of realization of strategic priorities for the development of regions of Russia, detail painted strategic and tactical actions.

Keywords: potential of regions, socio-economic policy, regional policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.