_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
т.д.), 1000 гПа (~ 100 м), 850 гПа (~ 1500 м), 700 гПа (~ 3500 м), 500 гПа (~ 5000 м), 250 гПа (~ 10500 м), 70 гПа (~ 17500 м), 10 г Па (~ 26500 м).
Таблица 1
Режимы геопортала
Режим Наложение Единица измерения Диапазон значений
Атмосфера Скорость ветра км/ч 0 - 360
Температура воздуха °С -80,1 - 54,9
Относительная влажность % 0 - 100
Трехчасовые сумы осадков мм 0 - 150
Потенциальная энергия конвективной неустойчивости от поверхности Дж/кг 0 - 5000
Осажденная вода кг/м2 0 - 70 000
Содержание влаги в облаках кг/м2 0 - 1000
Давление на уровне моря гПа 920 - 1050
Индекс дискомфорта °С -37,1 - 58,9
Океан Течения м/с 0 - 1,5 м/с
Волны с 0 - 25
Химия Концентрация СО на поверхности ppbv 40 - 2500
Концентрация СО2 на поверхности ppmv (см3/м3) 352 - 462
Концентрация SO2 на поверхности мкг/м3 0 - 888
Аэрозоли Пыль т 0,0001 - 3
Экстинкция сульфатами т 0,002 - 2,5
Данный ресурс является очень познавательным, так как в нем можно отобразить не только данные на настоящее время, но и данные из архива, а также возможен просмотр прогноза. Обновление глобальных погодных условий происходит каждые 3 часа, вычисляемые параметры на поверхности океана - каждые 5 дней, температура поверхности океанов - ежедневно, океанические волны - каждые 3 часа.
В условиях глобализации, проблема географической грамотности приобретает острый характер. Современные геопорталы являются универсальными источниками данной информации. Список использованной литературы
1. Earth Wind Map [Электронный ресурс]. Режим доступа: earth.nullschool.net
2. Беляков О.И. Инновационные методы и направления в работе с геопространственной информацией // География и экология в школе XXI века - М.: Изд. «Известия», 2008 - №8 - с. 55-60
3. Глобальная онлайн карта ветров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.nencom.com/
4. Хизбуллина Р.З. Изучение географии и формирование у школьников аучного мировоззрения // Географ. исслед. молодых ученых в регионах Азии: матер. молодеж. конф. с междунар. участием - Барнаул: Изд. АлтГУ, 2012 - с. 221-223
© Бакиева Э.В., Хизбуллина Р.З., Якимов М.С., 2016
УДК 372.853
И.С. Бегашева
старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин
ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ
Т.Н. Степанова учитель физики МБОУ «СОШ №1» г. Коркино, Челябинская область, РФ
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Аннотация
На сегодняшний день стало не достаточно владеть знаниями, умениями и навыками, получаемыми в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
школе. Объем информации возрастает, появляются новые специальности, производство с новыми высокими технологиями, а временные рамки для овладения всем этим очень ограничены. Поэтому современный ученик должен научиться воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Ключевые слова
Метапредметные результаты, достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, смысловое чтение.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые определены на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.
Под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками»[5, с.5].
Одним из наиболее важных метапредметных результатов является формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его (смысловое чтение).
«Компоненты смыслового чтения включены в содержание всех универсальных учебных действий мотивация чтения, мотивы учения - в личностные, принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности - в регулятивные; концентрация внимания, память, воображение - в познавательные; умение осуществить сотрудничество с учителем и одноклассниками, передавать прочитанную информацию - в коммуникативные» [4, с. 149]
Как показывает практика, большинство обучающихся основной школы тяжело воспринимают информацию, которую несет научный текст, испытывают затруднения при выполнении заданий по тексту. Поэтому, целесообразно на уроках физики, для формирования навыков смыслового чтения, уделять должное внимание работе с текстами научного содержания.
Приведем некоторые примеры работы с текстом.
Например, текст по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»:
Задание 1.Прочитайте внимательно текст и заполните таблицу 1
Таблица 1
№ п/п Задание Результат выполнения задания
1 Озаглавьте текст одним словом (словосочетанием)
2 Охарактеризуйте материал текста одной фразой (предложением)
3 Найдите «секрет» текста, особенность, то, без чего он был бы лишен смысла
«Явление поглощения энергии при испарении жидкости имеет огромное значение в жизни человека, оно спасает их от перегрева и гибели. На поверхности тела человека расположено свыше 2106 потовых желез, из которых, когда ему становится жарко, выделяется пот - вода и некоторые продукты обмена веществ - минеральные соли. Кожа, отдавая некоторое количество теплоты на испарение пота, охлаждается, ее температура понижается, следовательно, понижается температура крови, приносящей к ней тепло из внутренних органов. Чем нам жарче, то есть, чем избыточного тепла больше, тем потребность организма в отдаче тепла больше, тем он выделяет больше пота. Так организм человека защищает себя от теплового удара, от гибели. Но возможности нашего организма не беспредельны: потеря организмом влаги приводит
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
к смерти, поэтому человек не может долго обходиться без воды, каждому из нас в сутки необходимо 2-5 литров питьевой воды. Тело человека отдает лишнее тепло быстрее тогда, когда процесс испарения проходит быстрее (обмахните веером лицо или подставьте его под струю сухого воздуха, идущего от вентилятора, и вы сразу почувствуете облегчение). В жаркую погоду в сухом климате человек чувствует себя лучше, чем во влажном, так как он постоянно отдает тепло; даже при полном покое он выделяет около 4200 Дж тепла; когда же человек занимается активной физической деятельностью, то 75% энергии сжигаемого им топлива - пищи выделяется в виде тепла»[2, с.56].
Задание 2. Прочитайте внимательно текст, ответьте на вопросы по тексту:
1. Как изменяется температура кожи человека при испарении пота?
A) увеличивается Б) уменьшается
B) не изменяется
2. Как организм человека защищает себя от теплового удара, от гибели?
A) при увеличении температуры окружающей среды уменьшается выделение пота потовыми железами Б) при уменьшении температуры окружающей среды увеличивается выделение пота потовыми
железами
B) при увеличении температуры окружающей среды увеличивается выделение пота потовыми железами.
3. В каком климате сухом или влажном в жаркую погоду человек чувствует себя комфортнее? Почему? На следующем учебном занятии можно предложить обучающимся работу с поврежденным или
деформированным текстом, в котором пропущены слова или предложения текста переставлены местами. Работая с таким текстом, обучающиеся прочитывают его несколько раз, стараются уловить мысль и последовательность изложения материала, логику рассуждений, пользуясь «способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий» [3, с. 195]. Кроме того, «выполняя данные задания, учащиеся успешнее осваивают понятийный аппарат» [1, с. 56]. Задание 3. Вставьте пропущенные в тексте слова
Кожа, отдавая _ на испарение пота, _, ее температура
_, следовательно, понижается _ крови, приносящей к ней
_ из внутренних органов. Чем нам жарче, то есть, чем _ больше, тем
потребность организма _ больше, тем он выделяет _. Так организм
человека защищает себя от_, от_.
Работа с текстами научного содержания позволяет: сформировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, выделять существенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность действий), анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения о свойствах и связях объекта, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям, а это, в целом, способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Список использованной литературы:
1. Коликова Е.Г. Приёмы формирования технологического мышления на уроках технологии/ Коликова Е.Г.// Сборник: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально- экономических исследований. Пермь.- 2016. - №8, С. 55-58.
2. Методические рекомендации по физике. Тепловые явления. / Сост. В.Д. Хомутский.- Челябинск.-1991.
3. Пяткова О.Б. Методы решения задач с химическим содержанием с учетом особенностей типов мышления учащихся. / О.Б. Пяткова // Символ науки. -2016. - № 6-2, С. 194-197.
4. Шайкина В.Н., Формирование устойчивого интереса к изучению математики у школьников / Шайкина В.Н., Задорин А.А. // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований.- Пермь.- 2016. - № С. 149-151.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа М1р://минобрнауки.рфМоситеШ^/938 (дата обращения 09.12.2016)
© Бегашева И.С., Степанова Т.Н., 2016
УДК 372.891
Бердыгулова Г.Е. к.г.н., доцент КазНПУ им. Абая., Дербисбекова М.Н., магистрант 2 курса, КазНПУ им. Абая.
г.Алматы, Казахстан
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТУРИСТСКО-
РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА г. ТАР АЗ
Аннотация
В статье рассмотрена исследовательская деятельность учащихся на уроках географии. Авторы раскрыли методику организации исследовательской деятельности учеников при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз.
Ключевые слова
Исследовательская деятельность, диалоговое обучение, проблемная ситуация, групповая работа.
В современной практике школ вопросы организации исследовательской работы школьников занимают одно из ведущих мест, так как данный вид деятельности предусматривает развитие творческих способностей и исследовательских навыков учащихся, формирование аналитического мышления в процессе творческого поиска.
География является одним из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
В мировой образовательной практике понятие «исследовательской деятельности» подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности, мы стараемся решать в школьной практике следующие задачи:
1. Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни.
2. Учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения.
3. Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа.
4. Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации [1].
Применяя исследовательский метод обучения, мы развиваем навыки исследовательской деятельности и формируем положительную мотивацию к географии.