Евгения СИМАЕВА
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОТРАСЛИ ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИИ И КАНАДЫ
Представленная статья посвящена исследованию структуры системы права Российской Федерации и Канады. В российской системе права под воздействием развития общественных отношений в различных сферах формируются правовые отрасли (банковское право, страховое право, земельное право), предметом которых являются публично-правовые и частноправовые отношения. В этой связи возникает потребность в определении предмета и методологии комплексной правовой отрасли.
The article is devoted to researching the structure of system of law in the Russian Federation and Canada. In the Russian system of law under the influence of development of public relations in various spheres legal branches (the bank law, the insurance law, the land law) are formed, subjects of which are publicly-legal and private-legal relations. Thereupon there is a requirement for definition of a subject and methodology of complex legal branch.
Ключевые слова:
правовая система, система права, комплексная отрасль права, правовая семья, региональная правовая система, предмет отрасли права; legal system, system of law, complex branch of law, legal family, regional legal system, subject of branch of law.
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения.
Система права является одной из составляющих правовой системы государства. Категории «система права» и «правовая система» тесно связаны между собой, но не тождественны. Система права характеризуется целостностью, открытостью, взаимодействием с внешней средой и, следовательно, она подвержена объективному изменению, развитию.
Под правовой системой принято понимать конкретно-историческую совокупность права, его источников, юридической практики и господствующей правовой идеологии соответствующего государства.
Правовые системы различных государств имеют как сходные черты, так и различия. В современном обществе наблюдается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения правовых систем. Правовые системы государств, которые имеют сходные существенные элементы, образуют группы, которые называют правовыми семьями1. Внутригосударственная (национальная) правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность нормативного правового материала, юридической практики и преобладающего правового менталитета какого-либо конкретного суверенного публично-правового образования (т.е. государства). Ее общее восприятие позволяет уяснить правовой тип того или иного политически и территориально обособленного общества2.
Существует и другая разновидность правовой системы, так называемая региональная правовая система. Региональная система
1 Потапова А.М. Развивать международное влияние континентального права и противостоять экспансии общего права // Вестник Федеральной палаты адвокатов, № З, 2008, с. 14.
2 Азми Д.М. К вопросу об уровневой градации правовых систем // Адвокат, №З, 2010, с. 21.
СИМАЕВА
Евгения
Петровна —
к.ю.н., доцент
кафедры
гражданского
права и процесса
Волгоградского
государственного
университета
пртидент^оЬи.т
116
ВЛАСТЬ
201 0’07
права типична для государств с определенной сложностью территориального устройства, а именно для федеративных (федеральных, союзных) или регионализированных (отличающихся особым статусом какой-либо из своих территориальных составляющих). Соответственно, она присуща субъектам федерации или автономным территориальным образованиям, входящим в состав простых (в отношении остальных частей корреспондирующей площади) суверенных публичных организаций политической власти. Таким образом, для унитарных государств в собственном смысле слова данный уровень правовой системы может быть и вовсе нехарактерен, что свидетельствует о ее факультативном характере1.
Национальная правовая система Российской Федерации содержит в себе признаки романо-германской правовой семьи: единая система писаных источников права (нормативно-правовых актов); деление права на частное и публичное и др. При этом правовая система России не претерпевала особых изменений в своем историческом развитии.
Внутригосударственная правовая система Канады, напротив, с течением времени подверглась некоторому объективному преобразованию. В прошлом колония Британской Северной Америки, Канада почти полностью относилась к англосаксонской правовой семье, где основным источником права выступает судебный прецедент, носящий казуистический характер. Однако со временем особое место в правовой системе Канады заняли статуты (писаные нормативные акты), появилось разделение права на публичное и частное. Кроме того, в канадской провинции Квебек на протяжении долгого периода времени действует кодифицированный источник гражданского права — Гражданский кодекс Наполеона.
На сегодняшний день в Канаде сложилась специфическая национальная правовая система. Прежде всего, это связано с тем, что, наряду с элементами англосаксонской правовой системы, преобладающей во многих провинциях Канады, в провинции Квебек действует французское право, которое, как известно, относится к романо-германской правовой семье. Иными словами, канадскую правовую
1 Там же, с. 22.
систему составляют правила как англосаксонской правовой системы, в соответствии с которой основным источником права признается судебный прецедент, так и положения романо-германской правовой системы, где ведущее место занимает закон или статут. При этом важно подчеркнуть, что в последнее время роль статутного права в канадской правовой системе увеличивается.
В теории юридической науки отмечается, что конструктивными элементами региональной правовой системы являются: совокупность правовых ценностей, отражающих культурно-исторические, религиозные, национальные, бытовые и иные особенности того или иного региона; правотворчество; иерархически организованный собственный правовой массив общерегионального значения; реальный процесс правоприменения2.
Итак, региональные правовые системы существуют в государствах с федеративным устройством, в т.ч. в Российской Федерации и Канаде.
Между тем, в конституционно-правовой науке до сих пор нет единого мнения относительно существования в России региональных правовых систем. Несмотря на очевидный факт существования и развития регионального законодательства и даже наличия признака системности в формировании законодательства субъектов РФ, вряд ли можно говорить о существовании автономной правовой системы субъекта РФ в собственном смысле 3.
В конституционно-правовой литературе также отмечается, что правовая система Российской Федерации включает федеральную правовую систему и производную от нее правовую систему субъектов Российской Федерации (формирующуюся на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации, и в тех пределах, в каких субъекты Российской Федерации наделены правом осуществлять собственное правовое регу-лирование)4.
Одной из основных тенденций развития
2 Личичан О.П., Лаврик М.А. Региональная правовая система как категория современной юриспруденции // Юридический мир, 2009, № 2, с. 11.
3 Личичан О.П. Современные тенденции развития региональных правовых систем // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 14, с. 16.
4 Личичан О.П., Лаврик М.А. Указ. соч., с. 12.
регионального элемента национальной правовой системы РФ является усиление роли процессов систематизации законодательства. Активное наращивание нормативной базы привело к пониманию необходимости комплексного изменения регионального законодательства. В большинстве субъектов РФ наблюдается усложнение структуры нормативных правовых актов, формирование комплексных (кодифицированных) актов1.
Прежде всего, понятие региональной системы права в своем сущностном понимании применимо к национальной правовой системе Канады, в частности к системе права провинции Квебек. Система права Канады предполагает деление права на публичное (общее право) и частное. Кроме того, предусмотрено отраслевое деление права на уголовное, гражданское, финансовое, где особое место занимает конституционное право. Примером функционирования региональной правовой системы в Канаде может служить тот факт, что в каждой провинции действуют соответствующие правовые нормы, статуты, регулирующие образовательный процесс в провинции. При этом какие бы то ни было федеральные образовательные стандарты в данном случае отсутствуют.
Что касается системы российского права, то необходимо указать, что в настоящий момент она претерпевает существенные изменения. Так, можно отметить значительное увеличение комплексных отраслей права, которые нельзя полностью отнести ни к публичному, ни к частному праву.
Впервые идею о наличии основных и комплексных отраслей права, расположенных в системе права, выдвинул
В.К. Райхер. Его позиция в принципе была поддержана Ю.К. Толстым, выступившим с утверждением, что комплексные отрасли права, в отличие от основных, никакого места в системе права не занимают, а им отводится лишь условное место в зависимости от целей систематизации при систематике норм. Идея существования комплексных отраслей права первоначально была поддержана также О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородским, считавшими ее плодотворной с точки зрения практического применения для систематики действующего законодательства.
1 Личичан О.П. Указ. соч., с. 16.
Существуют и иные мнения. Так, например, советский ученый-юрист
С.С. Алексеев в составе системы советского права различает три группы отраслей права: профилирующие (фундаментальные) отрасли (государственное, административное, гражданское, уголовное право, процессуальные отрасли), другие основные отрасли (трудовое, земельное, колхозное, семейное, финансовое право, право социального обеспечения) и вторичные комплексные образования, именуемые комплексными отраслями права (морское, банковское, хозяйственное, страховое, природоохранительное право)2.
Иными словами, проблема комплексной отрасли права ввиду постоянного развития общественных отношений, появления новых отраслей законодательства является актуальной и по сей день.
В данном случае можно полностью согласиться с доцентом Г.П. Курдюк: «Эволюционные процессы, происходящие в обществе, кардинально изменившие все без исключения отрасли права, трансформировали отношение к частному и публичному в праве. В условиях современности мы все чаще наблюдаем процессы проникновения элементов публичного права в отрасли частного права и, наоборот, элементов частного права в отрасли публичного права»3.
Как известно, основными критериями разграничения отраслей права является предмет и метод правового регулирования. Под предметом понимают совокупность однородных общественных отношений. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: субъекты; их поведение, действия; объекты; юридические факты. Иными словами, это сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Правильно квалифицировать предмет правовой отрасли необходимо с учетом определения специфики объекта общественных отношений. Общественные отношения возникают либо по поводу частных интересов, либо по поводу публичных. Если же в правоотношении затрагиваются оба вида интересов, то такой структурный
2 Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 1981, с. 247-259.
3 Курдюк Г.П. Историко-правовые предпосылки современного представления системы российского права // Общество и право, 2009, № 4, с. 18.
элемент системы права можно отнести к комплексному.
Метод правового регулирования, являясь вторым критерием, представляет собой определенную совокупность приемов, способов, средств воздействия права на общественные отношения. При этом метод служит дополнительным юридическим критерием.
Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов: 1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта; 2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления; 3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; 4) рекомендательный, предлагающий адресату самостоятельно определить желательный для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей1.
В правовой системе Канады комплексные отрасли только начинают формироваться. Как правило, рассматривая систему права Канады, можно отметить комплексные правовые институты, регламентирующие вопросы публичной и частной ответственности. И для формирования комплексных правовых отраслей в системе права Канады потребуется немало времени ввиду значительного влияния положений англосаксонской правовой семьи. В целом, представляется некорректным определять канадскую правовую систему полностью как англосаксонскую.
На настоящий момент влияние на формирование той или иной отрасли права также оказывает наличие системы источ-
1 Байтин М.И., Петров Д.И. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права, 2006, № 2, с. 21.
ников права (отрасли законодательства), регламентирующих однородную группу общественных отношений, и системы принципов, лежащих в основе отрасли.
Таким образом, комплексная отрасль права как объективно складывающийся элемент системы права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих как публично-правовые, так и частноправовые отношения, которые невозможно регламентировать одной отраслью права.
Методологию комплексной отрасли, по сути, составляет система основных методов правового регулирования: императивный и диспозитивный методы. Однако представляется необходимым сформировать специальный метод регулирования, который бы распространял свое действие на все комплексные правовые отрасли. Основное назначение данного комплексного метода — установление сбалансированного воздействия на публично-правовые и частноправовые интересы.
Комплексная отрасль права, регулируя особую смешанную группу общественных отношений, является структурным элементом системы российского права. Впоследствии комплексная отрасль права может быть преобразована в отрасль права, регулирующую однородную группу публично-правовых либо частноправовых отношений.
Вместе с тем следует учитывать, что изменения, происходящие в системе права, безусловно, отражаются на положениях соответствующей национальной правовой системы.
Правовая система Канады как федеративного государства ввиду существенной децентрализации состоит из собственно национальной (внутригосударственной) системы и региональной правовой системы. В правовой системе Российской Федерации региональная правовая система находится только на пути формирования.