вания, что осуществляется в рамках практикума по английскому языку. Вновь используются упражнения на закрепление профессионального вокабуляра, отработку грамматических образцов технических текстов, а также задания на отработку техники перевода.
ПК-7 предполагает знания английского языка в объеме активного владения, а также умения говорить и писать на английском языке. Данная компетенция охватывает все виды речевой деятельности и, соответственно, все виды заданий и упражнений на их формирование и закрепление.
Мы полагаем, что для отработки навыков чтения используются упражнения на подбор заголовков к отрывкам, ответы на вопросы по текстам и отрывкам, определение соответствия высказывания тексту, а также логическое завершение предложений из текста или отрывка [5, с. 160].
Для отработки навыков аудирования используются задания на определение основной мысли прослушанного текста, ответы на вопросы после прослушивания, соответствие - несоответствие высказывания прослушанному, завершение высказываний в соответствии с отрывком.
Говорение предусматривает описание картинки, разыгрывание диалога или ситуации, реакция на высказывание, аргументированные ответы на предложения собеседника. Темы могут быть как бытовыми, так и профессиональными. Уровень варьируется в зависимости от знаний студентов [6, с. 1282].
Библиографический список
Письмо охватывает умения и навыки написания личного и делового письма, а также возможность написания сочинений -рассуждений и описаний [7, с. 111]. Для тренировки указанных аспектов студенты должны знать правила написания различного рода писем, а также знания законов когезии. Студентам можно предложить описать различные картинки по экзаменационным топикам, а также составить резюме или письмо другу. Также им можно предложить письменно расписать какую-либо современную проблему, не имеющую однозначного решения, и выразить свою точку зрения логично и аргументировано [8, с. 56]. Можно также рассмотреть какую-либо тему широко, предложив студентам выполнить качественный проект. Он позволит студентам раскрыть свои возможности и скрытые способности, а также будет способствовать развитию указанной компетенции. Мы также рекомендуем написать отзыв по прослушанной лекции, аргументировано сформировать выводы и расписать их в письменной работе.
Итак, мы рассмотрели формирование и реализацию общих и профессиональных компетенций на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе с учетом их специфики и применения в учебном процессе. Как видим, та или иная компетенция предусматривает различные виды речевой деятельности либо их совместное применение. Рекомендуемые задания могут широко использоваться в учебном процессе и способствовать его успешности для студентов неязыковых вузов.
1. Лихачева О.Н. Сущность гуманитарного компонента в рамках неязыкового вуза на примере английского языка. Булатовские чтения. ООО « Издательский Дом-Юг». Краснодар, 2018, Т. 7: 113 - 114.
2. Лихачева О.Н. К вопросу об улучшении образовательного процесса в неязыковом вузе на примере иностранного языка. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар. 2016; № 10: 267 - 272.
3. Лихачева О.Н. Реализация лингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 11: 248 - 254.
4. Лихачева О.Н. Специфика процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 5: 178 - 188.
5. Лихачева О.Н. Формирование мотивации на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут», Вологда, 2016: 160 - 161.
6. Лихачева О.Н., Меретукова С.К. Некоторые рекомендации по совершенствованию учебного процесса на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. КубГАУ, Краснодар, 2017; 131: 1279 - 1288.
7. Лихачева О.Н. Творческая работа студентов-нелингвистов как аспект развития иноязычной коммуникативной компетенции. Булатовские чтения. ООО «Издательский Дом - Юг», Краснодар, 2018; Т. 7: 110 - 112.
8. Лихачева О.Н., Рубан Д.А., Черкесов Т.А. Особенности иноязычной коммуникативной компетенции в условиях современного неязыкового вуза. Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Стерлитамак, АМИ, 2017: 55 - 57.
References
1. Lihacheva O.N. Suschnost' gumanitarnogo komponenta v ramkah neyazykovogo vuza na primere anglijskogo yazyka. Bulatovskie chteniya. OOO « Izdatel'skij Dom-Yug». Krasnodar, 2018, T. 7: 113 - 114.
2. Lihacheva O.N. K voprosu ob uluchshenii obrazovatel'nogo processa v neyazykovom vuze na primere inostrannogo yazyka. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar. 2016; № 10: 267 - 272.
3. Lihacheva O.N. Realizaciya lingvisticheskogo komponenta inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 11: 248 - 254.
4. Lihacheva O.N. Specifika processa obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 5: 178 - 188.
5. Lihacheva O.N. Formirovanie motivacii na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauka segodnya: global'nye vyzovy i mehanizmy razvitiya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj centr «Disput», Vologda, 2016: 160 - 161.
6. Lihacheva O.N., Meretukova S.K. Nekotorye rekomendacii po sovershenstvovaniyu uchebnogo processa na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Politematicheskijsetevoj 'elektronnyjnauchnyjzhurnalKubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. KubGAU, Krasnodar, 2017; 131: 1279 - 1288.
7. Lihacheva O.N. Tvorcheskaya rabota studentov-nelingvistov kak aspekt razvitiya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii. Bulatovskie chteniya. OOO «Izdatel'skij Dom - Yug», Krasnodar, 2018; T. 7: 110 - 112.
8. Lihacheva O.N., Ruban D.A., Cherkesov T.A. Osobennosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii v usloviyah sovremennogo neyazykovogo vuza. Vzaimodejstvie nauki i obschestva: problemy i perspektivy. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sterlitamak, AMI, 2017: 55 - 57.
Статья поступила в редакцию 14.09.18
УДК 371
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Albekhadzhieva Z., postgraduate, Department of Pedagogics, Chechen State Pedagogical University Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE QUESTION OF THE FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN. The article reveals the contents of the work on the formation of information culture of younger students, in particular, the package of the authors' programs "I Learn to work with information", "I know my native land Chechnya", etc. The authors describe the results of ascertaining, forming and control stages of experimental work. The work shows the main ways of how to form the information culture and educational
cooperation how to teach to work in small groups and in pairs, etc. The authors conclude that the use of innovative and information technologies increases the level of information culture of primary school students. For its successful formation and development it is necessary to achieve understanding of the child of the information needs, understanding of their role and value of information in the development of modern society.
Key words: information culture, primary school students, experimental part of study, methods and forms of work on formation of information culture.
З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,
Е-mail: [email protected]
З. Альбекхаджиева, аспирант каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет,
г. Грозный, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается содержание работы по формированию информационной культуры младших школьников, в частности, пакет авторских программ: «Учусь работать с информацией», «Я познаю родной край Чечню» и т.д. Автором описаны результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментальной работы. Изложены основные способы и формы формирования информационной культуры у младших школьников. Авторы делают выводы о том, что использование инновационных и информационных технологий повышает уровень информационной культуры учащихся начальных классов. Для успешного ее формирования и развития необходимо добиваться понимания самим ребенком своих информационных потребностей, осмысление их роли и значения информации в развитии современного общества.
Ключевые слова: информационная культура, младшие школьники, экспериментальная часть исследования; способы и формы работы по формированию информационной культуры.
Глобальный характер информационной сети, интенсивность развития информационно-коммуникативных технологий и погружения детей в виртуальное пространство придает процессам образования, воспитания и социализации школьников принципиально новые свойства. Вопросы влияния информационной среды на становление личности приобретают первоочередное значение. В настоящее время на первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе образования, перестройка которого должна обеспечить подготовку личности с развитой информационной культурой. Сильные конкуренты - интернет и электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее и школа должна не только успевать и за своими учениками, и за развитием общества и за информационными потоками, но и опережать все это. В силу сказанного формирование информационной культуры младших школьников является приоритетом государственной политики в области информационной безопасности и модернизации образования.
В ФГОС НОО [1] информационная культура младшего школьника рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования, её формирование предполагается на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности. Основными составляющими умениями информационной культуры детей являются: поиск информации; запись, фиксация информации; представление и обработка данных; структурирование информации, ее организация с помощью компьютера и т. д.
Мы в своём исследовании основное внимание уделяли расширению личного опыта младших школьников по реализации важных установок в информационной деятельности и общении. Это объясняется тем, что особенностью младшего школьного возраста является интенсивное положение личного социального опыта, который определяет его внутренний мир, его внутреннюю позицию.
Как известно, поведение младшего школьника обусловлено его эмоциональными переживаниями, принимаемые решения ситуативны, интересы поверхностны и кратковременны, а внимание неустойчиво, его увлекает не столько результат творческой деятельности, сколько сам процесс; для младшего школьника характера подражательность и впечатлительность. Поэтому нами в исследовании сделан акцент на создание условий для развития и реализации ребенком собственной позиции в информационной деятельности, упражнение навыков самостоятельного выбора информации, оценки, самоорганизации и анализа результатов собственной деятельности. При этом соблюдается принцип согласованного и эффективного взаимодействия внешней социально-информационной среды (семья, общество) и информационной среды школы: это как педагогически организованные (доступные для детей в соответствии с их возрастом,
интересами и психологическими особенностями) мероприятия, направленные на мотивацию детей к самореализации в творческой информационной деятельности.
На основе изложенных теоретических положений было составлено содержание экспериментального исследования формирования информационной культуры младших школьников. Программа экспериментального исследования включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе эксперимента осуществлялось изучение массовой практики воспитания у младших школьников начальных школ Чечни информационной культуры, создание информационной среды школы и ее реализации; эмпирическое исследование содержания информационной деятельности детей и диагностика информационной культуры младших школьников. Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о том, что большинство учащихся находятся на низком уровне сформированности информационной культуры учителя. Учителя объясняют этот факт отсутствием программно-методического обеспечения, а то, что имеется, не соответствует задачам формирования информационной культуры младших школьников. Результаты опроса родителей учащихся подтвердили эти выводы, указав на то, что большинство учащихся не умеют самостоятельно работать с информацией, из-за чего испытывают трудности при обучении.
В рамках формирующего эксперимента осуществлялась апробация разработанных материалов по формированию информационной культуры младших школьников, в частности, комплекта авторских программ: «Формирование информационной культуры младших школьников», «Учусь работать с информацией», «Я познаю родной край Чечню», тематических информационных проектов.
Огромную роль в воспитании информационной культуры младших школьников сыграл созданный в школе пресс-центр: «Мой мир информации о Грозном». Работа центра базировалась на созданном школьном сайте и материалах школьной газеты. Учащиеся начальных классов (3 -4 класс) активно участвовали в сборе материалов - информации о родной школе, о Грозном: снимали репортажи о приезде знаменитостей в Грозный, о встречах Р. Кадырова с выдающимися спортсменами, деятелями творчества, искусства, о праздновании знаменательных дат в Грозном, о посещении грозненских небоскребов известными людьми, создавали презентации по результатам собранной информации.
В ходе такой организованной деятельности младшие школьники знакомятся со способами работы с информационными технологиями и с информацией; узнают о видах информационных объектов, учатся добывать информацию с различных источников, перерабатывать ее и передать в устной или письменной форме.
Особенностью такой работы является побуждение младших школьников к самостоятельности при переработке и использовании информации, развитие эмоционально-ценностного отно-
шения к окружающему миру, создание условий для их самореализации, формирование критического отношения учащихся к используемой информации.
Ведущими способами педагогической деятельности учителя по формированию информационной культуры младших школьников по нашей рекомендации явились: организация компьютерного моделирования учащимися; организация игрового моделирования ситуации; организация проектной деятельности школьников, а основными формами: учебное сотрудничество; работа в малых, а также в проектных группах; самостоятельная работа младших школьников с различными информациями.
На контрольном этапе эксперимента обобщались результаты развития информационной культуры младших школьников, которые нами были распределены по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень выражается: в умении младших школьников предвидеть последствия своих действий в информационной среде; критическом отношении к информации; ответственности за результаты и последствия своей информационной деятельности; навыков работы с компьютером. Средний уровень выражается в необходимости частичной помощи учащимся в получении и обработке информации; их действия направлены на процесс обработки информации, а не на результат. Низкий уровень выражается в том, что младшие школьники только с помощью взрос-
Библиографический список
лых (учителя, родителей) могут добывать, обработать информацию, слабо осознают важность информационной безопасности, только с помощью учителя умеют работать с информацией. Нами выявлена позитивная динамика уровней информационной культуры младших школьников: количество учащихся с высоким уровнем возросло с 10% до 28%; количество обучающихся со средним уровнем выросло с 26% до 42%; а количество учащихся с низким уровнем снизилось с 64% до 30%.
Таким образом, использование инновационных и информационных технологий повышает уровень информационной культуры учащихся начальных классов. При этом её формирование должно быть неразрывно с другими направлениями воспитания подрастающего поколения и выступать в качестве базовой основы личности современного человека [4; 5] Для успешного ее формирования и развития необходимо добиваться понимания самим ребенком своих информационных потребностей, осмысление их роли и значения информации в развитии современного общества. Информация, которую получает школьник, должна быть интересна и полезна. При этом немаловажную роль играет учитель и его способность отбирать материал, конкретные информационные технологии, доступные для освоения и понимания учащимся начальных классов. [6] Эти аспекты необходимо учитывать в процессе подготовки учителей начальных классов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён Министерством образования и науки РФ от 6.10.2009. № 373.
2. Альбекхаджиева З., Магомеддибирова З.А. Формирование информационной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 53 - 54.
3. Борисова Т.В. Воспитание информационной культуры младших школьников. Вестник ТГПУ. 2013; 13: 207 - 209.
4. Константинов Б.Б. Формирование основ информационной культуры младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
5. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников и младших школьников к изобразительной деятельности. ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт». Махачкала, 2014.
6. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Изобразительная деятельность детей 6-7 лет в развитии эмоционально-ценностных отношений. Международный журнал экспериментального образования. 2010; 11: 115 - 118.
7. Шамхалов Р.И., Магомеддибирова З.А. Модель подготовки будущего учителя начальных классов сельской школы. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 83 - 85.
8. Новикова И.В. Возрастные особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте. Информатика и образование. Москва: Образование и информатика, 2011; 10: 89 - 91.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Utverzhden Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF ot 6.10.2009. № 373.
2. Al'bekhadzhieva Z., Magomeddibirova Z.A. Formirovanie informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 53 - 54.
3. Borisova T.V. Vospitanie informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Vestnik TGPU. 2013; 13: 207 - 209.
4. Konstantinov B.B. Formirovanie osnov informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
5. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov k izobrazitel'noj deyatel'nosti. FGBOU VPO «Chechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut». Mahachkala, 2014.
6. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Izobrazitel'naya deyatel'nost' detej 6-7 let v razvitii 'emocional'no-cennostnyh otnoshenij. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; 11: 115 - 118.
7. Shamhalov R.I., Magomeddibirova Z.A. Model' podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov sel'skoj shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 83 - 85.
8. Novikova I.V. Vozrastnye osobennosti formirovaniya informacionnoj kul'tury v mladshem shkol'nom vozraste. Informatika i obrazovanie. Moskva: Obrazovanie i informatika, 2011; 10: 89 - 91.
Статья поступила в редакцию 17.09.18
УДК 371
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Navrazova M.R., postgraduate student, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS WITH REFERENCE TO CHECHEN PEOPLE'S TRADITIONS. The
article analyzes the basics, contents and problems of spiritual and moral education, characterizes the concept of "spirituality", analyzes the influence of the environment on its formation. The components of spiritual and moral education, such as sense of duty, mercy, loyalty in friendship, love for the motherland, responsibility, tolerance are considered. The authors come to the conclusion that it is important to find out the psychological characteristics of modern Chechen teenagers and to determine the extent, to which it is possible to influence their formation as a person with value motivation of behavior. The authors conclude that the value-semantic orientations provide the relationship and interaction of the inner and outer world of the individual and significantly affect the way of thinking of the teenager, his behavior.
Key words: spirituality, spiritual and moral education, national identity, constitutive component of personality, religious education, moral guidelines, traditions, culture.