Общественно -гуманитарные науки
УДК 37.025
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Бужинская Дарья Сергеевна
к.филол.н, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск Кашуба Мария Геннадьевна студент гр. МЖб-15-1 ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск
Аннотация: Необходимость уделения внимания к рассмотрению проблемы коммуникативной компетентности специалиста диктуется современным социальным заказом на подготовку будущего профессионала. Так же резкое обострение социальных проблем в молодежной среде, снижение образовательного и культурного уровня, размытие жизненных ориентиров, неготовность к конструктивному взаимодействию и к разрешению конфликтов, что приводит к росту преступности и к саморазрущающему поведению. В данной статье мы рассмотрим анализ состояния проблемы формирования коммуникативной компетентности в психолого-педагогической теории и практике.
Ключевые слова: коммуникация, компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативная установка, общение.
THE QUESTION OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE
Daria Sergeevna Buzhinskaya
Ph.D., Аssociate Professor of Russian language, General linguistics and mass communication
Nosov Magnitogorsk State Technical University Russia, the city of Magnitogorsk Kashuba Maria Gennadievna student gr. MGB-15-1 Nosov Magnitogorsk State Technical University Russia, the city of Magnitogorsk
Abstract: the Need to pay attention to the consideration of the problem of communicative competence of a specialist is dictated by the modern social order for the training of the future professional. There is also a sharp aggravation of social problems among young people, reduction of educational and cultural level, blurring of life guidelines, unwillingness to constructive interaction and conflict resolution, which leads to an increase in crime and self-destructive
174
behavior. In this article we consider the analysis of the problem of formation of communicative competence in psychological and pedagogical theory and practice.
Key words: communication, communication, competence, communicative competence, communicative installation.
Сегодняшнее общество ждет успешного специалиста, у которого хорошо развиты мышление, внимание, способность прогнозировать, коммуникативность и обладающего высоким уровнем мобильности. Проще говоря, успешный выпускник - выпускник, имеющий развитые компетентности, одной из этих компетентностей является коммуникативная.
Профессиональный имидж - это обобщенный, сложившийся в массовом сознании образ специалиста в определенной сфере дятельности, который включает в себя определенный ряд ценностей, умений, особенностей и качеств и оказывает определенной влияние на окружающих. Он зависит от предъявяемых требований к данной профессии, основными свойствами которого выступают: динамичность, осознаваемость, активность и прадоподобность. Составляющими професстонального имиджа является и коммуникабельность [6].
В настоящее время студенческая молодежь действительно является важнейшим кадровым ресурсом профессиональной сферы, делая ставки на который, можно всерьез рассматривать вопрос о финансово-экономическом возрождении России [5].
Несмотря на широкое освещение проблемы формирования коммуникативной компетентности как социокультурного феномена, который проявляется в умении индивида к эффективному взаимодействию, проведенные исследования, на вопрос, как в высшем учебном заведении подготовить коммуникативно компетентную личность, которая будет способна продуктивно взаимодействовать с партнерами в постоянно меняющемся информационном пространстве, конкретного ответа не дают.
Рассмотрим ключевые понятия. Когда рассматривают коммуникацию в узком смысле слова, то, имеют в виду, прежде всего, что в процессе какой-либо совместной деятельности люди между собой обмениваются всякого рода представлениями, интересами, чувствами, идеями, настроением и т.д. Согласно таким авторам, как Баскет, Силларс и Вангелисти, мы под коммуникацией понимаем средство, при помощи которго люди конструируют и поддерживают свои взаимоотношения. А переходя ко второй составляющей нашего основного понятия «коммуникативная компетентность», т.е. к «компетентности» мы согласны с определением Н.С. Колмогоровой, которая отмечает, говоря о новой модели личности, что компетентность отождествляется как владение определенными умениями, знаниями, жизненными опытами, позволяющими судить, делать или решать что-либо. Отличия проявлялись в понимании компетентности, как набора необходимых качеств человека или скрытых психологических новообразований, качеств личности [3].
Дадим определение основному понятию: коммуникативная компетентность -интегративное личностное качество, которое обеспечивает умение к адаптивности в разных ситуациях и свободное владение вербальными и невербальными средствами обмена информации, возможность осмысленного понимания психических состояний личности другого индивида, правильной оценки и прогнозирования особенностей поведенческого характера воспринимаемой личности.
Способности, из которых складывается коммуникативная компетентность личности:
1. Способность к определению социально-психологического прогноза коммуникативной ситуации, где предстоит общение.
2. Способность к определению социально-психологического процесса коммуникации, опираясь на индивидуальность этой ситуации.
3. Способность к осуществлению социально-психологического распоряжения процессами взаимодействия или общения в ситуации [1].
Стоит отметить, что первая из этих способностей, т.е. умение прогнозировать формируется в ходе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка - это неповторимая схема поведения индивида в процессе хода общения. Степень этой установки может предсказываться в процессе определения каких-либо предпочтений партнера, проявления эмоций и оценочного отношения к разным событиям, а так же включенности собеседников в коммуникативное взаимодействие [3].
Целесообразно рассмотреть общение, как системный и интегрирующий процесс, который включает в себя следующие составляющие (каждая из этих которых требует специального социально-технологического анализа):
- коммуникативно-оценочную (оценка социально-психологической обстановки в предстоящей коммуникации, определение наиболее возможных противоречий, с которыми есть вероятность столкнуться во время общения);
- коммуникативно-планирующую (выработка плана взаимодействия, определение стиля, разработка примерного диалога, выбор занимаемой дистанции и позиции общения);
- коммуникативно-организационную (мотивирование собеседников к коммуникативной деятельности и концентрация их внимания;
- коммуникативно-исполнительскую (определение вариантов развития этой ситуации и предположение об итоге общения) [4].
В ходе изучения понятия коммуникативная компетентность выделяет такие составляющие, как точность восприятия других индивидов; развитость невербальных средств взаимодействия; владение устной и письменной речью. А так же группу таких качеств, как:
- умение личности брать на себя и выполнять всякого рода социальные роли;
- способность адаптироваться в различных ситуациях и группах, умение свободно владеть невербальными и вербальными средствами общения;
- знания о том, как организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе вовлеченного и лидерского взаимодействия с людьми; осознание личных ценностей, потребностей;
- техники работы с людьми; перцептивные возможности [1].
Определяют три составляющие коммуникативной компетентности. Достижение трех ступеней равноценности собеседников: интерактивной, перцептивной и коммуникативной. Так же она отмечает, что коммуникативная компетентность предполагается, как завершенность и способность выстраивать контакты на разных психологических дистанциях, т.е. и в отдаленной и близкой дистанции. Но, возможно, проблемы могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и ее совместной реализацией, в независимости от индивидуальных характеристик партнера и обстановки ситуации. Именно грамотное умение к смене психологических позиций и является самым главным показателем компетентной коммуникации [3].
Не смотря на такие всевозможные отличия в определении составляющих коммуникативной компетентности, многие авторов все таки объединяет мнение о том, что коммуникативная компетентность - это умение выстраивать и поддерживать нужные связи с остальными людьми. Особенности характера коммуникативной активности людей предопределяется именно его коммуникативной компетентностью, признаваемыми коммуникативными ценностями, зависит от специфических особенностей мотивации и
потребности в коммуникации. В онтогенезе развитие коммуникативных компетентностей происходит по мере формирования характера и направленностей умственной и общей активности.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность является интегральным, относительно стабильным, целостно психологическим образованием, проявляющимся в поведении и общении конкретной личности.
Список литературы:
1. Абрамкина, О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся [Текст] / О.Г. Абрамкина. - М.: Книжный мир, 2003. - 457 с.
2. Александрова, О. В. Проблема воспитания речевой(коммуникативной) культуры в процессе обучения [Текст] / О.В. Александрова // Учитель в школе. 2009. - № 4. - C. 60-65.
3. Колмогорова, Н.С. Комменикативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук (19.00.0) / Колмогорова Наталья Степановна; АлтГПА. - Барнаул, 2004. -27 с.
4. Ивкина, Ю.А. Развитие коммуникативного потенциала студентов технического вуза [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Ивкина Юлия Анатольевна; Магнитогорский государственный университет. -Магнитогорск, 2002. - 22 с.
5. Оринина, Л.В. Студенческая молодежь как основной кадровый ресурс промышленных предприятий России в условиях глобальных перемен в стране [Текст] / Л.В. Оринина // Профессиональное образование и занятость молодежи XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской энокомики (региональный аспект): сб. науч. тр. / ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2016. -С. 44-46.
6. Савва, Л.И. Профессиональный имидж студента технического вуза [Текст] / Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015 - №2. - С. 170-177.