DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-75-79 NIION: 2018-0076-9/23-672 MOSURED: 77/27-023-2023-9-672
ИВАНОВ Андрей Викторович,
адъюнкт кафедры гражданского
и трудового права, гражданского процесса
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
магистр наук,
е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМЕ СОГЛАСИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЧАСТНОПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД
Аннотация. Предмет и цель. Проблемные вопросы формы согласия на опубликование и использование изображения гражданина в Российской Федерации и Республике Беларусь предопределили предмет настоящего исследования. Разработка основных направлений решения выявленных проблем обусловила поставленную цель. Методы и методология исследования. Общенаучный диалектический метод научного познания выступил методологической основой настоящего исследования в совокупности со сравнительно-правовым методом, методами анализа и синтеза, методом толкования правовых норм. Результаты исследования. Выявлены особенности формы согласия на опубликование и использование изображения гражданина в ходе реализации гражданином своего права на неприкосновенность изображения в рамках общественных отношений, которые опосредуются общими и специальными нормами права. Проанализированы проблемные вопросы в области формы согласия на использование изображения гражданина как нематериального блага в Российской Федерации и Республике Беларусь в контексте предмета исследования. Область применения результатов. Результаты исследования и сделанные на их основе выступят в качестве доктринальной основы совершенствования правового регулирования правоотношений в сфере формы согласия на использование изображения гражданина в Российской Федерации и Республике Беларусь. Новизна исследования обусловлена выявлением несовершенства правового регулирования общественных отношений, в рамках которых находит свое отражение необходимая форма согласия права гражданина на собственное изображение, а также формированием предложений по совершенствованию правового регулирования рассматриваемой сферы. Выводы. Выявлены особенности формы согласия на опубликование и использование изображения гражданина в частноправовой сфере общественных отношений, а также в рамках отношений, опосредуемых специальными нормативными правовыми актами. Автором аргументировано обстоятельство несовершенства правового регулирования в рамках рассматриваемой проблематики и сформированы предложения по их устранению.
Ключевые слова: нематериальные блага; личное неимущественное право; право гражданина на собственное изображение; форма согласия; письменная форма согласия; гражданско-правовая сделка.
ON THE ISSUE OF THE FORM OF CONSENT FOR THE USE OF A CITIZEN'S IMAGE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS: THE LEGAL FRAMEWORK
Annotation. Subject and purpose. Problematic issues of the consent form for the publication and use of a citizen's image in the Russian Federation and the Republic of Belarus predetermined the subject of this study. The development of the main directions for solving the identified problems
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
IVANOVAndrey Viktorovich,
Adjunct of the Department of Civil and Labor Law, Civil Proceedings in Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot,
Master of Science
determined the goal. Methods and methodology of the study. The general scientific dialectical method of scientific cognition was the methodological basis of this study in conjunction with the comparative legal method, methods of analysis and synthesis, and the method of interpretation of legal norms. The results of the study. The peculiarities of the form of consent to the publication and use of a citizen's image during the exercise by a citizen of his right to inviolability of the image within the framework of public relations, which are mediated by general and special norms of law, are revealed. The problematic issues in the field of the consent form for the use of the image of a citizen as an intangible good in the Russian Federation and the Republic of Belarus in the context of the subject of the study are analyzed. The scope of the results. The results of the study and the conclusions based on them will serve as a doctrinal basis for improving the legal regulation of legal relations in the field of consent forms for the use of a citizen's image in the Russian Federation and the Republic of Belarus. The novelty of the study is due to the identification of imperfections in the legal regulation of public relations, within which the necessary form of consent of a citizen's right to his own image is reflected, as well as the formation of proposals for improving the legal regulation of the sphere under consideration. Conclusions. The peculiarities of the form of consent to the publication and use of a citizen's image in the private legal sphere of public relations, as well as in the framework of relations mediated by special regulatory legal acts, are revealed. The author argues for the fact of the imperfection of legal regulation within the framework of the problem under consideration and formed proposals for their elimination.
Key words: intangible benefits; personal non-property right; citizen's right to own image; consent form; written consent form; civil transaction.
Изображение физического лица в контексте цифровой трансформации общественных институтов постиндустриального общества заняло значимое место среди прочих нематериальных благ. Данное суждение подтверждается многократно увеличившейся правоприменительной практикой; регулированием законодателем специальной нормой порядка реализации и охраны права на собственное изображение, объектом которого выступает изображение гражданина, в отличие от ряда иных нематериальных благ, что является констатацией запроса на урегулирование сферы общественных отношений, возникающих в ходе реализации и охраны права на собственное изображение; выявлением в содержании данного нематериального блага имущественной составляющей, так как изображение отдельно взятых граждан стало ценным активом, могущим приносить дивиденды своим обладателям. Однако значительное количества возникающих деликтов в контексте реализации гражданами свое права на изображение, учитывая направленность данного права на неприкосновенность личности, обусловлено, как полагает автор, несовершенством правовых норм в контексте формы согласия на опубликование, использование изображения гражданина.
Право на собственное изображение гражданина нашло свое закрепление в гражданском законодательстве Российской Федерации в рамках включения ст. 152.1. «Охрана изображения гражданина» в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) в 2006 году.
В Республике Беларусь по настоящий момент изображение гражданина Гражданским
кодексом Республики Беларусь (далее - ГК Беларуси) не охраняется, и реализация данного права не обеспечена надлежащим образом.
В 2018 году Конституционным Судом Республики Беларусь данное состояние правовой действительности, обусловленное отсутствием регулирования порядка реализации и охраны права гражданина на собственное изображение, было названо «правовой неопределенностью», а состояние законодательства - имеющим «правовой дефект»1.
22 декабря 2021 г. Палатой представителей в первом чтении был принят Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов», который предусматривает включение в ГК Беларуси статьи 1531. «Охрана изображения гражданина»2. Однако по настоящий момент указанный законопроект не был принят во втором чтении, и норма об охране изображения не была включена в кодекс. Однако автор настоящего исследования считает, что обстоятельство законодательной неурегулированности рассматриваемой сферы общественных отношений не исключает возможности защиты прав и законных интересов граждан в ходе реализации их права на изображение, его охраны и защиты, путем применения аналогии
1 О правовом регулировании в гражданском законодательстве использования и охраны изображения гражданина [Электронный ресурс] : решение Кон-ституц. Суда Респ. Беларусь, 30 окт. 2018 г., № Р-1145/2018 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.
2 Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов». Режим доступа: https://pravo.by/docum ent/?guid=3941&p0=2021029011.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
закона и общих начал гражданского законодательства.
Таким образом, в Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации, право на собственное изображение гражданина по настоящий момент не нашло своего закрепления в гражданском законодательстве.
В ч. 1 ст. 152.1. ГК РФ содержится положение, согласно которому опубликование и использование изображения гражданина допускается только с его согласия1. Какие-либо требования к форме согласия в правовой норме не отражены. В Постановлении Пленума Верховного Суда дано разъяснение, что по смыслу ст. 153 ГК РФ согласие на обнародование и использование изображения гражданина является сделкой. В ст. 158 ГК РФ отражено, что сделки могут быть совершены в устной или в письменной форме, а также путем совершения конклюдентных действий. Форма согласия определяется общими правилами ГК РФ, если иное не установлено законом.
В контексте общественных отношений, возникающих на территории Республики Беларусь, учитывая то, что в ст. 154 ГК Беларуси под сделками понимаются «действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей»2, обстоятельство дачи согласия на обнародование и использование изображения гражданином Республики Беларусь будет также представлять из себя сделку. Вопрос о необходимости согласия на опубликование и использование изображения гражданина в рамках гражданско-правовых отношений автором констатируется на основании содержания указанного права, специальных норм законодательства, регулирующие отдельные аспекты формы согласия граждан на использование изображения, которые будут отражены в ходе настоящего исследования, содержания вышеуказанного Проекта Закона и ст. 152.1 ГК РФ. Ст. 159 «Форма сделок» ГК Беларуси идентична по своему текстуальному содержанию ст. 153 ГК РФ, что позволяет заключить, что согласие на использование изображений граждан Республики Беларусь может быть получено в устной и письменной форме, а также согласие может быть выражено путем совершения конклюдентных действий.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. -05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
2 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 218-3 (изм. и доп. Закон Респ. Бела-
русь от 18 декабря 2019 г. № 277-3) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.
Эрделевский А.М. указывает, что согласие на обнародование и использование изображения гражданина представляет из себя одностороннюю гражданско-правовую сделку [1].
Автор исследования разделяет позицию Николаевой А.А., которая полагает, что согласие на использование изображения гражданина является двусторонней гражданско-правовой сделкой, которая должна совершаться в простой письменной форме [2].
Позиция автора основывается на том обстоятельстве, что, опубликование и использование изображения, будучи сделкой, может быть заключена путем выражения воли двух сторон: одной выразить заинтересованность в опубликовании и использовании изображения, а второй - исходя из внутренних убеждений принять решение о таковом дозволении. Жизнеспособность положения, при котором дается согласие на опубликование и использование изображения без выраженной воли заинтересованного лица, вызывает сомнение.
В рамках дискуссии, по результатам которых было вынесено вышеуказанное решение Конституционного Суда, Министерством юстиции было высказано мнение, что необходимости в правовом регулировании права граждан на собственное изображение отдельной нормой ГК нет, так как данные правоотношения будут урегулированы законом, обеспечивающим защиту персональных данных. Действительно, в Законе Республики Беларусь «О защите персональных данных» категория изображение физического лица подпадает под критерии определения данного нематериального блага в качестве биометрических персональных данных, обработка которых допускается только с согласия субъекта обработки персональных данных, которое согласно ст. 5 указанного закона может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или иной электронной форме. Закон не распространяется на отношения, при которых обработка персональных данных осуществляется в личных или семейных целях физическим лицом3.
Федеральный закон Российской Федерации «О персональных данных» также позволяет констатировать изображение физического лица в качестве биометрических персональных данных. Согласие на обработку персональных данных может быть выражено в письменной форме, а также путем учинения электронной подписи на
3 О защите персональных данных : Закон Респ. Беларусь от 7 мая 2021 г. № 225-З : (изм. и доп. Закон Респ. Беларусь от 01 июня 2022 г. № 82-3) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
электронном документе. Конклюдентные действия, могущие выражаться в молчании или бездействии, не могут признаваться в качестве согласия на обработку персональных данных. Обработка персональных данных в личных и семейных целях исключает возможность распространения на возникающие правоотношений положений данного закона1. Р.В. Новиков высказал мнение, что применение наряду с положениями ГК РФ норм ФЗ «О персональных данных» допустимо в случаях, когда изображение гражданина, хотя и не относится к биометрическим персональным данным, но его обнародование и использование связано с осуществлением автоматизированной обработки данных или с совершением иных действий, входящих в предмет регулирования указанным федеральным законом [3]. Данный тезис видится дискуссионным. Автор полагает, что факт автоматизации выступает лишь средством обработки персональных данных, но окончательное решение об идентификации гражданина принимается оператором.
Таким образом, для применения положений указанного закона в преломлении изображения гражданина необходимо соблюдение следующий условий, а именно: 1) факт наличия оператора обработки персональных данных (например, банковский работник, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; 2) направленность деятельности оператора по сбору биометрических персональных данных на идентификацию личности субъекта персональных данных; 3) письменное согласие гражданина или согласие в виде учинения им электронной подписи на использование его изображения в рамках общественных отношений, опосредуемых законодательством о персональных данных; 4) обстоятельство обработки персональных данных оператором должно быть продиктовано его профессиональной или предпринимательской деятельности, а не в целях личного или семейного пользования.
В связи с изложенным вызывает интерес правоприменительная практика, складывающаяся на предмет применения положений Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных». Так, в своем решении по гражданскому делу по иску Б. к А., А., суд констатировал запечатленные истцом изображения иных граждан, которые он предоставил в суд в качестве доказательства, биометрическими персональными данными, указав на необходимость отобрания согласия на использование этого изображения у гражданина, чье изображение было предоставлено в
суд. А в силу того, что соответствующего согласия получено не было, то суд не счел возможность предоставленные истцом изображения признать в качестве допустимых доказательств2.
На основании изложенного автор считает верных заключить, что законодательство о защите персональных данных регулирует лишь отдельные частные аспекты реализации и охраны права гражданина на его изображение, в которой превалирует публично-правовой аспект, и не может рассматриваться в качестве правовой категории, которая всецело урегулировала общественные отношения в сфере права на изображение.
Вопросы формы согласия на использование изображения гражданина в Российской Федерации и Республике Беларусь регулируются и иными актами законодательства. Законодательство Республики Беларусь о средствах массовой информации3, о рекламе4 устанавливает обязанность получать согласие на использование изображения лица, однако не предъявляет требований к форме такого согласия. Законодательство Российской Федерации устанавливает схожие требования к необходимости получения согласия на использование изображения гражданина в рамках общественных отношений, регулируемых законодательством о средствах массовой информации и рекламе. Однако в контексте средств массовой информации журналист обязан лишь ставить в известность при производстве, например, фотосъёмки5, когда белорусский законодатель обязал журналиста получить согласие. Законодательство о рекламе в Российской Федерации не устанавливает общих требований о необходимости получения согласия на использование изо-бражения6. В свою очередь в Российской Федера-
1 См. ч. 4 ст. 9, ч. 8. ст. 10.1, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // Доступ из справ.-правовой системы ''Кон-сультантПлюс''.
2 Решение суда Октябрьского района г. Витебска от 01.12.2022 г. по гражданскому делу № 24ГИП221072 // https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/ bank-sudebnykh-resheniy/document/940342 (дата обращения: 27.09.2023 г.).
3 См. п. 4 ст. 34 О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №427-З (изм. и доп. Закон Респ. Беларусь от 14 октября 2022 г. № 128-З) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Нац. центр правовой инорм. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.
4 См. п. 9 ст. 10 О рекламе : Закон Респ. Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З : (изм. и доп. Закон Респ. Беларусь от 17 января 2017 г. № 82-3) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.
5 См. п. 6 ст. 49 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О средствах массовой информации" // Доступ из справ.-правовой системы ''Консуль-тантПлюс''.
6 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" // Доступ из справ.-правовой системы ''Кон-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
ции при использовании изображения гражданина в агитационных материалах необходимо получить на это его письменное согласие1. В Республике Беларусь таковые требования в законодательстве о выбор и проведении референдумов не содержит.
Таким образом, в рассмотренных нормативных правовых актах Республики Беларусь законодатель закрепил обязанность истребования согласия на использование изображения гражданина, но не предъявил требований к его форме. Порядок регулирования получения согласия на использование изображений граждан Российской Федерации в отмеченных нормативных правовых актах видится обусловленным регулированием порядка использования данного материального блага, выступающего объектом соответствующего личного неимущественного права, ГК РФ.
Отдельно автор считает необходимым остановиться на проблеме использования изображения умершего лица. В ч. 1 ст. 152.1 ГК РФ закреплено, что изображение гражданина после его смерти может быть использовано только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Указанная формулировка правовой нормы представляется автору не совсем удачной, так как не усматривается очевидно необходимого критерия единства воли перечисленных лиц, чьё согласие необходимо получить на использование изображения умершего. Данное обстоятельство может стать причиной злоупотребления правом, посягательством на права и законные интересы той части родственников, которые имеют свой отличный взгляд от взгляда прочих на возможное обстоятельство использования изображения умершего. Автор исследования придерживается позиции о необходимости получения единогласного согласия указанных в диспозиции ч. 1 ст. 152.1 ГК родственников, что исключит двойственность толкования и возможное нарушения прав.
сультантПлюс".
1 См п. 9 ст. 48 Федерального закона 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы ''Кон-сультантПлюс''.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
опубликование и использование изображения есть двусторонняя гражданско-правовая сделка;
право гражданина на собственное изображение реализуется и охраняется посредством норм гражданского законодательства и специальных нормативных правовых актов;
согласие на опубликование и использование изображения умершего лица должно носить единогласный характер.
Список литературы:
[1] Эрделевский, А.М. Об Охране изображения гражданина / А. М. Эрделевский // Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"
[2] Николаева А.А. Изображение гражданина: проблемы правового регулирования, использования, охраны и защиты: дисс... канд. юрид. наук: 12.00.03. — Москва, 2015. — 221 с.
[3] Новиков, Р.В. Охрана прав на изображение гражданина в гражданском законодательстве и законодательстве о персональных данных / Р. В. Новиков // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. материалов VI Между-нар. науч.-практ. конф., Пермь, 2-4 апр. 2019 г. / Перм. ин-т Федер. службы исполн. наказаний России ; сост. Н. А Санников. - Пермь, 2019. - С. 170174.
Spisok literatury:
[1] Erdelevsky, A.M. On the Protection of the image of a citizen / A.M. Erdelevsky // Access from help.- the legal system "ConsultantPlus"
[2] Nikolaeva A.A. Image of a citizen: problems of legal regulation, use, protection and protection: dissertation. ... candidate of legal sciences: 12.00.03. — Moscow, 2015. — 221 p.
[3] Novikov, R. V. Protection of the rights to the image of a citizen in civil legislation and legislation on personal data / R. V. Novikov // Penitentiary system and society: experience of interaction: collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Perm, 2-4 Apr. 2019 / Perm. in-t Feder. execution services. punishments of Russia; comp. N. A. Sannikov. - Perm, 2019. - pp. 170-174.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023