Адаменко Игорь Евгеньевич
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583757)
К вопросу о философских основаниях уголовно-процессуальной деятельности
Статья посвящена философской доктрине, которая определяет тип (вид) мировоззрения в качестве фундаментальной основы научной концепции уголовно-процессуальной деятельности посредством определенной методологии. В работе определено место влияния философских учений на юридическую науку в целом и на науку уголовного судопроизводства в частности, что дает основание высказать мысль о том, что философские учения непосредственно и опосредованно оказывали и оказывают влияние на выработку научных концепций как уголовно-процессуального права, так и соответствующей этому праву деятельности.
Ключевые слова: уголовно-процессуальный закон, философские учения, мировоззрение, уголовно-процессуальная деятельность.
I.E. Adamenko, Master of Law, Assistant Professor, Professor of the Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583757.
To the question of the philosophical foundations of criminal procedure activity
Article is devoted to the philosophical doctrine that determines the type of worldview as the fundamental basis of the scientific concept of criminal procedure activity by inherent methodology. In this paper defined the place of the influence of philosophical doctrines to legal science in general and science in particular in criminal proceedings, which gives reason to express the idea that the philosophical doctrine directly and indirectly affected, and have an impact on the development of scientific concepts as criminal procedure, so and corresponding to this law activities.
Key words: criminal procedure law, philosophical doctrine, worldview, criminal procedure activity.
Духовная деятельность в своем мировоззренческом проявлении формирует философскую доктрину, которая для нижележащих уровней мировоззрения выступает в качестве базисной (всеобщей) основы (связи) и образует ядро фундаментальности научной концепции уголовно-процессуальной деятельности. Так, основоположниками революционного учения рабочего класса К. Марксом и Ф. Энгельсом было создано ядро формирования научного мировоззрения - философия диалектического материализма, которая одновременно являла собой «не только методологию научного мировоззрения, но и научную методологию его исследования» [1, с. 6].
Философская доктрина определяет тип (вид) мировоззрения в качестве фундаментальной основы научной концепции уголовно-процессуальной деятельности посредством свойственной ей методологии. По своей сути, методология философской доктрины предопределяет способ (принцип) формирования организации философского знания. Данное обстоятельство и определяет особенности философской доктрины как фундаментальной основы научной
концепции права, включая и ту ее часть, которая имеет непосредственное отношение к уголовно-процессуальной деятельности.
Мы не одиноки в своих суждениях. На непосредственное влияние философских учений на право указывает, например, видный представитель философии права В.С. Нерсесянц, который отмечает: «Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания... Как сами философские учения, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции» [2, с. 14]. Таким образом, философские учения непосредственно или посредством их интерпретации оказывали и оказывают существенное влияние на отечественную юридическую науку, одной из составных частей которой является наука уголовного судопроизводства.
Влияние философских учений на юридическую науку в целом и на науку уголовного судо-
56
производства в частности дает нам основание высказать следующую мысль. Философские учения непосредственно и опосредованно оказывали и оказывают влияние на выработку научных концепций как уголовно-процессуального права, так и соответствующей этому праву деятельности. Конечно, не следует отождествлять между собой научные концепции процессуального права и научную концепцию уголовно-процессуальной деятельности. Это различные, но все же взаимосвязанные концепции.
Предметом правовой концепции является собственно право, а предметом научной концепции уголовно-процессуальной деятельности - уголовно-процессуальная деятельность. В последней право выступает в качестве одного из социальных факторов, обусловливающих уголовно-процессуальную деятельность. Наряду с правом, на уголовно-процессуальную деятельность оказывает влияние и ряд других не менее значимых факторов, например ее организационная культура [3, с. 8], которая оказывает существенное влияние на достижение целей уголовно-процессуальной деятельности.
Для марксистско-ленинской философии принципом организации философского знания послужил принцип диалектического материализма, своими истоками опирающийся на положения исторического материализма. П.В. Копнин по этому поводу пишет: «История возникновения марксистской философии свидетельствует о том, что формирование марксистской философии включало выработку основных принципов исторического материализма, без которых невозможна новая форма философского знания. На основе исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс произвели существенные изменения в понимании всех коренных проблем философии. Диалектический материализм исходит из основных положений исторического материализма» [4, с. 69].
В советское время философия диалектического материализма выступала в качестве ядра фундаментального основания формирования научных концепций в юридической сфере. На общетеоретическом уровне на это обстоятельство указывает С.С. Алексеев, который пишет: «...жестко зажатая идеологией марксизма-ленинизма-сталинизма и практикой коммунистической диктатуры советская юридическая наука, при всей своей парадоксальности, в обстановке во многом ужасающей правовой действительности сумела все же на своеобразном, новом срезе этой действитель-
ности (имеющей в своей основе неполитический характер) раскрыть потенциал, свои теоретические резервы, выявить специфический спектр изучения права философского уровня, имеющий дальнюю перспективу, связанную к тому же с продолжением традиций либерального направления российской философско-пра-вовой мысли» [5, с. 35].
Не разделяя пессимизма С.С. Алексеева относительно отрицательного воздействия идеологии марксизма-ленинизма-сталинизма на советскую юридическую науку, мы, в свою очередь, хотели бы акцентировать внимание на нижеследующем. Влияние указанной идеологии - а правильнее говорить о мировоззренческом воздействии марксизма-ленинизма-сталинизма на юридическую науку - является бесспорным фактом. Не обошло такое воздействие и уголовно-процессуальную науку.
В советский период была сформирована, а затем воплощена в законодательство концепция уголовно-процессуальной деятельности, свойственная этому периоду нашей истории. В настоящем исследовании этой научной концепции уголовно-процессуальной деятельности мы дадим условное наименование «советская научная концепция уголовно-процессуальной деятельности». Один из последовательных ее представителей пишет: «Марксистско-ленинская теория подлинно научно объяснила возникновение и развитие человеческого общества, вскрыла движущие силы, основные смены общественных форм и развития всех общественных явлений, в том числе и таких, как преступления, дала исчерпывающее, опирающееся на научное обобщение исторического опыта человечества познание подлинных факторов преступности. Марксистско-ленинская теория установила, что одной из основных причин преступлений является частная собственность на средства производства» [6, с. 51].
Способ (принцип) организации философского знания свойственен не только марксистской философии, но и другим системам философского знания. Например, компонентами философии Просвещения были философские и этические концепции (принципы) рационализма, утилитаризма и индивидуализма. «Рационализм, - отмечает Людвиг Мизес, - философское учение, признающее разум основой всей деятельности людей. Утилитаризм - этическая концепция, рассматривающая стремление к личной пользе как главный стимул и побудительный мотив человеческого поведения. Индивидуализм - социологическая концепция,
57
утверждающая примат абсолютных прав личности, ее свободу и независимость от общества и государства» [7, с. 73]. Таким образом, философия Просвещения опиралась на те идеи (принципы), которые признавали разум, личную выгоду и абсолютизацию прав личности, ее свободу основой организации философского знания.
Мировоззренческие идеи философии Просвещения в наше время оказывают влияние на формирование научной концепции уголовно-процессуальной деятельности. О таком влиянии философии Просвещения уместно говорить, анализируя теорию доказательств, концепцию прав и свобод человека и гражданина, нашедших воплощение в законодательной доктрине отечественного уголовного судопроизводства.
Не вдаваясь в их скрупулезный анализ на данном этапе исследования, хотелось бы акцентировать внимание на нижеследующем. Несмотря на многочисленные поклоны правам и свободам человека и гражданина со стороны современного уголовного процесса, воплощенная в нем идеология, как одна из форм проявления мировоззренческого бытия философии Просвещения, может рассматриваться в качестве источника повышенной опасности.
На философском уровне опасность идей философии Просвещения для личности в российской общности нами объясняется следующим образом. Исторически российское общество было традиционалистским. В нем любые новации воспринимались только тогда, когда они осуществлялись в рамках традиции. С этих позиций базисные ценности, воплощенные в этих традициях, представляли и представляют собой своеобразные гены бытия российской общности.
По своему статусу эти гены бытия российской общности выступали в качестве основы нормирования (программирования) деятельности. Вполне возможно, что такую роль они выполняли и в правовой сфере. В этом отношении идеи философии Просвещения не укладывались в канву базисных ценностей традиционного общества России. Они были для него чуждыми (инородными). В силу различных обстоятельств идеи философии Просвещения стали активно проникать в нашу страну в качестве системной прививки западной культуры. Одной из таких прививок было формирование в нашем обществе правовой системы на основе не базисных ценностей правовых традиций, а идей философии Просвещения, воплощенных в качестве всеобщности западного права.
В этой идее всеобщности западного права базисные ценности российского общества не находили своего проявления, поскольку иногда они были диаметрально противоположными. Например, в российском обществе понимание ценности личности опиралось на коллективистский смысл, а в западноевропейской традиции философии Просвещения оно опиралось на индивидуализм. Это приводило к различному пониманию идеи свободы личности в западном обществе и российской общности. В.С. Степин пишет: «Архетипы свободы в традиционалистских культурах были связаны с особым пониманием ценности личности. Быть личностью в традиционных обществах значило быть частью некоторой корпоративной общности (клана, сословия, касты), к которой личность часто принадлежала от рождения. Поэтому и понимание свободы в традиционалистских культурах акцентировало ее коллективный смысл. Индивидуальная свобода понималась как подчиненная коллективной свободе» [8, с. 21].
Не менее важным является и то обстоятельство, что в нашем обществе свобода как таковая не имела существенного значения для нравственной организации бытия. В нравственном аспекте бытие российского народа основывалось не на свободе, а на правде. «В своей сущности, - пишет Ф.И. Кравцов, - российский народ является нравственным. В нем доминируют нравственные начала. В качестве своего идеала он рассматривает правду-истину. В совокупности эти обстоятельства дают вести речь о том, что в своей основе российский народ является народом высокого нравственного сознания. Отторжение им права происходит по той причине, что сегодняшняя версия права является плодом не российской, а западноевропейской культуры» [9, с. 212].
Процессуальная доктрина, воплощенная в УПК РФ, не учитывает ни особенности нравственного сознания российского народа, ни особенности понимания личности, сложившегося под влиянием коллективистского смысла. Она (данная процессуальная доктрина) методологически опирается на диаметрально противоположную идею индивидуализма. Такой подход создает опасность для личности в качестве самодостаточной базовой ценности российской общности. На эти ипостаси современного уголовного процесса указывает А.Ю. Епихин, который пишет: «...отдельные нововведения УПК РФ и отчасти сама идеология обновленного процессуального законода-
58
тельства зачастую содержит в себе скрытые препоны, генерирующие возникновение различного рода опасностей для личности, попавшей в сферу уголовного судопроизводства. Таким образом, современный уголовный процесс (его нормативная модель) в некотором смысле также может рассматриваться как " источник повышенной опасности"» [10, с. 5].
Содержание идеологией, воплощенной в УПК РФ, скрытых в ней различного рода потенциальных опасностей для личности, вовлечен-
1. Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига, 1984.
2. Нерсесянц В. С. Философия права: учеб. для вузов. М., 1998.
3. Степанов С.Н. Организация досудебного производства по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
4. Копнин П. В. Философские идеи В. И. Ленина и логика. М., 1969.
5. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
6. Вышинский А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. 3-е изд., доп. М., 1950.
7. Мизес Л. Антикапиталистическая мен-тальность / пер. с англ. Б. Пискер. 2-е изд. Нью-Йорк, 1992.
8. Степин В. С. Ценность права и проблемы формирования правового общества в России // Философия права в начале ХХ1 столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М., 2010.
9. Кравцов Ф.И. К вопросу о нравственной природе правового нигилизма в уголовно-процессуальной сфере // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3.
10. Епихин А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2004.
ной в уголовно-процессуальную деятельность, дает нам основание говорить о том, что на мировоззренческом уровне она обусловлена философией мышления, которая не соответствует особенностям ментального уровня мышления российской общности. По нашему мнению, такое несоответствие и приводит к тому, что нормативную модель современного уголовного процесса вполне можно рассматривать в качестве источника потенциальной опасности для личности в уголовно-процессуальной сфере.
1. Ashmanis M.G. Formation of scientific outlook. Riga, 1984.
2. Nersesyants US. Philosophy of law: textbook for high schools. Moscow, 1998.
3. Stepanov S.N. Organization of pre-trial proceedings in criminal cases involving crimes of an extremist: auth. abstr. ... Master of Law. Moscow, 2009.
4. Kopnin P.V. Philosophical ideas of V.I. Lenin and logic. Moscow, 1969.
5. Alekseev S.S. Climbing to the law. Searches and solutions. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 2002.
6. Vyshinsky A.Ya. The theory of forensic evidence in Soviet law. 3rd ed., ext. Moscow, 1950.
7. Mises L. The Anti-Capitalistic mentality / transl. from English by B. Pisker. 2nd ed. New York, 1992.
8. Stepin V.S. The value of law and problems of formation of a lawful society in Russia // Philosophy of law at the beginning of the XXI century through the prism of constitutionalism and constitutional economics. Moscow, 2010.
9. Kravtsov F.I. On the question of the moral nature of legal nihilism in the field of criminal procedure // Gaps in Russian legislation. 2011. № 3.
10. Epikhin A.Yu. The concept of human security in criminal proceedings: auth. abstr. ... Dr of Law. Nizhny Novgorod, 2004.
59