УДК 343.85
DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(1).27
Д. Г. Гайков
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей личности несовершеннолетних преступников, в частности совершающих насильственные сексуальные преступления. Обращается внимание на необходимость раскрытия и объяснения причин их преступного поведения, для чего проанализированы возрастные, психологические, социально и биологически обусловленные факторы, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений. По мнению автора, возрастные и половые характеристики несовершеннолетних сами по себе не определяют их преступного поведения. Таким фактором являются дефекты социализации, когда мотивация преступного поведения в большей степени связана с объективными условиями социальной среды, в которых развивался подросток. Делается вывод о том, что знание возможных психологических, социально-обусловленных или биологических факторов преступного поведения несовершеннолетних позволяет установить значение и степень их влияния на поведение несовершеннолетнего в ситуации совершения преступления.
Ключевые слова. Особенности личности несовершеннолетнего преступника; факторы насильственной сексуальной преступности несовершеннолетних.
Информация о статье. Дата поступления 23 октября 2014 г.; дата принятия к печати 27 октября 2014 г.; дата онлайн-размещения 20 января 2015 г.
Финансирование. Государственное задание № 29.1247.2014/К на выполнение работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 1247 «Пределы ограничения прав личности в уголовном судопроизводстве в целях обеспечения национальной безопасности государства: уголовно-процессуальный и криминалистический анализ» (номер госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС 114091140016).
D. G. Gaikov
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
ON THE QUESTION OF FACTORS CONTRIBUTING TO COMMISSION OF VIOLENT SEXUAL CRIMES BY MINORS
Abstract. The article is devoted to consideration of personality characteristics of juvenile offenders, particularly those who commit violent sexual crimes. Attention is drawn to necessity of detecting and explaining the causes of their criminal behavior, for which an analysis is made of the age, psychological, social and biologically conditioned factors that contribute to juvenile crimes. According to the author, the age and gender characteristics of minors, by themselves, do not determine their criminal behavior. Of such factors are defects of socialization, when the motivation of criminal behavior to a greater degree is related to objective conditions of the social environment in which a teenager maturated. The conclusion is that knowledge of the possible psychological, socially-conditioned or biological factors of criminal behavior of minors allows to define the value and extent of their influence on behavior of the minor in a situation of committing the crime.
© Д. Г. Гайков, 2015
Keywords. Personality characteristics of the juvenile offender; factors of violent sexual crime by minors.
Article info. Received October 23, 2014; accepted October 27, 2014; available online January 20, 2015.
Financing. Governmental order No. 29.1247.2014/K on performance of work in the field of scientific activities within the framework of the base part of the project No. 1247 «The limits of individual rights in criminal proceedings in order to ensure national security: criminal procedure and forensic analysis» (registration No. 114091140016 in FGANU TsITiS).
Хорошо известно, что личность преступника выступает в качестве одного из центральных элементов криминологической характеристики любого вида преступлений, поскольку именно в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, именно она является важнейшим звеном всего механизма преступного поведения [7, с. 26]. При этом справедливым является утверждение А. Б. Сахарова о том, что антисоциальные свойства личности преступника, присущие ей до преступления, лишь обусловливают его совершение, но признание конкретного лица преступником возможно только после и в связи с совершением им преступления [17, с. 18]. Поэтому изучение преступной личности возможно только через ее проявление, получившее такую квалификацию. Иной подход ведет к возможности употребления термина «личность, склонная к совершению преступления», что противоречит принципу презумпции невиновности.
Рассмотрение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей необходимо для раскрытия и объяснения причин их преступного поведения, поэтому представляется важным знание факторов, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, в том числе сексуального характера.
Определяющим обстоятельством в психологической характеристике несовершеннолетних правонарушителей является возраст, которым определяется физическое состояние и возможности лица, круг его потребностей и интересов, жизненных установок, ценностных ориентаций, стремлений и желаний. Проводимые психологами исследования, несмотря на различие в их методике и объеме, согласуются в определении периода развития подростков, характеризуя возраст с 14 до16 лет как переходный от детства к юности. Пубертатный, переходный, период является одним из наиболее сложных для подростка, что проявляется на всех уровнях его развития (физиологическом, психическом, социальном). В подростковом возрасте отклоняющееся от нормы поведение может быть вызвано ограниченным жизненным опытом стремлением к самоутверждению, которое находит внешнее проявление в некритичном воспроизведении поступков взрослых; неумении сдерживать непосредственные проявления; грубости; замкнутости и т. п. Отсюда типовые возрастные конфликты, когда подросток противопоставляет себя другим, в особенности старшим, противоречит, не подчиняется правилам. Этим в некоторой степени объясняются особенности поведения подростков — эпатаж в общественных местах, сквернословие, агрессивность и т. п.
Ускоренное половое созревание влияет на обострение интереса подростка к интимно-личностной сфере жизни человека, проблеме взаимоотношений между полами. Говоря словами А. С. Макаренко, для подростков в возрасте 14-15 лет характерен «естественный взрыв полового любопытства» [14, с. 162], когда подростки проявляют ярко выраженный интерес к вопросам сексуальной сферы, еще неизвестной им.
Кроме этого, учеными-психологами подростковый период уже с 13-14 лет характеризуется интенсивным развитием интеллекта и воли личности, кото-
рые позволяют соотносить побуждения с социальными нормами, а, значит, в этом возрасте интеллектуальное развитие подростков позволяет воспринимать, осмысливать информацию, необходимую для действий с «разумением» в практически доступных в этом возрасте сферах деятельности [19, с. 17-18]. При этом подростки осознают коллизию между «сущим» в их поведении и «должным», между асоциальными поступками и общественными требованиями и, значит, могут нести за содеянное ответственность. Поэтому трактовка несовершеннолетних преступников с элементами «детской» мотивации как не ведавших, что творили, находится в противоречии с их личностной характеристикой [13, с. 202]. В связи с этим мнение о том, что совершенное преступление — это всегда следствие дефектов социализации подростка, нравственной деформации личности, а не его возрастных особенностей, является верным.
Если говорить о половых различиях несовершеннолетних преступников, то среди них преобладают лица мужского пола, что объясняется психологическими особенностями мужчины и исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек [13, с. 353-354]. Согласно статистике в контингенте несовершеннолетних преступников абсолютно доминируют лица мужского пола — 95 % [16, с. 146]. Тем не менее, в последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, совершаемых лицами женского пола. На сегодняшний день не редки случаи, когда девочки-подростки занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.
Безусловно, возрастные и половые характеристики несовершеннолетнего сами по себе не определяют их поведения. Они преломляются через объективные социально-психологические условия и, лишь будучи опосредованными последними, влияют на поступки человека, давая возможность определить своего рода рамки криминальной активности населения, которые в отрыве от иных характеристик являются малозначимыми [12, с. 20].
Поскольку речь идет о несовершеннолетних, основным видом их деятельности является учебная. Криминологи указывают на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. Именно по отношению к учебе можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего в исполнении им своих социальных функций. Учеными практически единодушно отмечается тот факт, что среди несовершеннолетних преступников гораздо больше тех, кто плохо учится или не учится вовсе, чем среди законопослушных подростков. Более того, как верно указывает И. В. Щербаков, чем ниже образовательный и культурный уровень личности, тем агрессивнее и жестче ее требования и ожидания, поскольку необходимость самоутверждения сталкивается с примитивным набором средств для ее достижения. В целом несовершеннолетние из средств самоутверждения выбирают наиболее простой и для этой среды престижный — физический (культ силы) [20, с. 37].
Важно подчеркнуть, что для подростков успешный опыт разрешения возникающих проблем и конфликтов с помощью применения насилия оказывает значительное влияние на формирование установок и способов поведения. Осознание преимущества насилия, являющегося одной из форм проявления агрессии, формирует у них готовность к агрессивному поведению. Так, в ходе проведенного А. Б. Ефремовым исследования установлено, что более 80 % несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления и отбывающих наказание, до привлечения к уголовной ответственности уже имели значительный опыт применения насилия в отношении окружающих [6, с. 131].
Формирование таких черт, как повышенная конфликтность и агрессивность, зачастую связано с ошибками в воспитании. Исследования криминоло-
гов показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили конфликты, ссоры, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию [10, с. 355]. По данным проведенного М. А. Семикиным исследования, 19,2 % из числа опрошенных сексуальных преступников вспоминали о своем детстве как о периоде грубого насилия и жестокости над ними со стороны взрослых, 32,1% воспитывались в неполных семьях, где наблюдался низкий эмоционально-психологический уровень взаимоотношений [18, с. 15, 26].
Проявление насилия в семье почти всегда приводит к негативным последствиям. Если основной метод воздействия взрослых носит травмирующий характер (окрик, насмешка), если в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения взрослые предпочитают силовые методы, особенно физическое наказание, то у подростка формируется постоянная внутренняя эмоциональная напряженность, приводящая к возникновению импульсивного типа защитного реагирования — агрессии. И если первоначально такой вид протеста направлен против подобных методов, то впоследствии возможно проявление протеста уже против самих норм, так как за ними стоят отношения, субъективно воспринимаемые как насилие [9, с.76]. В результате у подростка возникает бессознательный, привычный протест против любых ограничений. Как следствие, ребенок, испытывающий на себе жестокость родителей, сравнительно легко решается на применения насилия к другим, при этом не испытывая к ним сочувствия [8, с. 5-6]. Более того, как отмечает А. И. Долгова, в результате неблагоприятных условий развития подростки бывают эгоистичны, отчужденно относятся к тем, кто не свой, оправдывают жестокость на том основании, что она проявлялась также и по отношению к ним самим. Такими подростками зачастую плохо осознается ценность человеческой жизни как таковой, честь и достоинство личности [4, с. 67]. Насилие в отношении детей трансформируется в насилие среди несовершеннолетних, таким образом происходит эскалация насилия по принципу «подобное рождает подобное».
Подростки, переживающие проявление насилия в семье, испытывают трудности в социализации. Решение своих проблем они нередко находят в криминальной, асоциальной среде, для которой характерно бесцельное времяпровождение, сопровождающееся, как правило, употреблением алкоголя, наркотических средств, что, в свою очередь, неизбежно ведет к девиантному поведению.
Такое негативное социальное явление, как употребление алкоголя оказывает существенное влияние на повышение уровня криминальной активности несовершеннолетних, в том числе совершающих сексуальные преступления. Характер влияния алкоголя на организм подростка давно и подробно изучен физиологами и медиками. У подростка нервная система неустойчива, поэтому алкоголь влияет на его организм сильнее и быстрее, чем у взрослых. Как правило, подросток под воздействием алкоголя значительно быстрее, чем взрослый теряет над собой контроль, способность критически оценивать свои поступки, становится легко возбудимым, развязным, злобным, черствым, склонным к асоциальным немотивированным поступкам. А.В. Баженов верно указывает, что алкогольное опьянение и половой инстинкт имеют тесную связь, а поскольку управление последним затрудняется из-за ослабления процессов торможения и стимулирования алкоголем процессов возбуждения, человек становится в провоцирующую позицию [1, с. 97]. При этом наиболее подвержены сексуальной провокации подростки с недостаточно развитым чувством моральных запретов, инфантильные, развитые физически, но не способные при этом давать несексуальный выход своей энергии [15, с. 376].
Кроме этого, важно отметить еще один аспект, на который указывал французский криминалист А. Бертильон: «Человеку свойственна особая склонность воспроизводить в сфере своих чувств и поступков именно то, что он наблюдает вокруг себя. Благодаря некоторым условиям человек насыщается и заряжается началами тех или иных действий непосредственно из окружающей атмосферы» [2, с. 65]. Поэтому мотивация преступного поведения несовершеннолетних часто отражает характер ситуаций, в которых развивался подросток.
Семейное окружение определяет нравственное и правовое сознание подростка, при этом низкий уровень правосознания нередко приводит к тому, что подросток ориентируется на нормы поведения, принятые в ближайшем окружении, зачастую носящие открыто криминальный характер. Отсюда следует, что для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте. При этом наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный «социализирующий коллектив» — семья [5, с. 324], где ребенок получает навыки общественного поведения, усваивает нормы социальных и межличностных, в том числе интимных отношений.
В этой связи А. В. Кулаков отмечает, что преждевременному пробуждению у подростков интереса к половой жизни способствует остро стоящая проблема жилья, скученность, проживание несовершеннолетних в одной комнате со взрослыми, что делает их невольными свидетелями интимной близости, а иногда половой аморальности взрослых, фиксирует внимание на вопросах пола, развращает психику, мешает правильному и здоровому развитию. Впоследствии такие несовершеннолетние пытаются совершать половые акты либо действия сексуального характера со своими сверстниками или младшими по возрасту подростками [11, с. 140]. Таким образом, происходит омоложение преступности в сфере сексуальных отношений, поскольку полученный от значимых для подростка взрослых пример, нередко негативный, «раздвигает» границы допустимого поведения во взаимоотношениях между полами. Общеизвестно, что поведение индивида определяется тем, что он себе запрещает и дозволяет, а значит, при низком уровне нравственного, социально-психологического развития преобладают спонтанно возникающие влечения.
В личностных аномалиях, кроме социально-психологического фактора, не должен игнорироваться и биологический, являющийся либо причиной, либо «благодатной почвой» для социально-психологического отклонения. Поэтому в ситуации совершения преступления при выборе варианта поведения имеют значение как социально, так и биологически обусловленные особенности личности преступника. А. И. Долгова в связи с этим верно указывает на необходимость установления того, действительно ли человек мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, или его поведение было жестко задано присущими конкретной личности биологическими особенностями [3, с. 179].
Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с социальной средой. К факторам, способствующим совершению несовершеннолетними преступлений, в том числе насильственного сексуального характера, обобщив изложенное, следует отнести следующие:
- гормональные изменения, связанные с переходным периодом;
- отрицательные социальные установки;
- низкий уровень образования и недостаточный уровень интеллектуального развития;
- утрата обществом духовных ценностей и, как следствие, отсутствие у несовершеннолетних стойких нравственных критериев;
- употребление алкоголя, наркотиков;
- семейное неблагополучие, проявление насилия в семье;
- неблагоприятный биологический фон.
При этом понятие фактора означает, что соответствующее явление имеет значение для преступного поведения. Знание возможных факторов преступного поведения позволяет сделать первоначальную ориентировку в кругу обстоятельств, подлежащих установлению в процессе расследования конкретного преступления, совершенного несовершеннолетним, и осуществить переход к изучению причинных зависимостей для выявления значения и степени влияния каждого фактора на поведение несовершеннолетнего в ситуации совершения преступления.
Список использованной литературы
1. Баженов А. В. Детерминация преступного поведения несовершеннолетних в условиях современного российского общества (криминологический анализ) / А. В. Баженов. — СПб. : ГУАП, 2002. — 144 с.
2. Гитин В. Анатомия криминала. Убийство. Изнасилование / В. Гитин, Б. Хи-гир. — Харьков : Паритет, 1996. — 416 с.
3. Долгова А. И. Криминология / А. И. Долгова. — М. : Норма, 1999. — 779 с.
4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А. И. Долгова. — М. : Юрид. лит., 1997. — 160 с.
5. Еникеев М. И. Общая и социальная психология : учеб. для вузов / М. И. Ени-кеев. — М. : Норма, 2002. — 624 с.
6. Ефремов А. Б. Сущность и типология антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления / А. Б. Ефремов // Человек: преступление и наказание. — 2007. — № 1. — С. 131-133.
7. Иванцова Н. В. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего субъекта преступлений / Н. В. Иванцова, Д. В. Бельцов // Российский следователь. — 2008. — № 10. — С. 26-28.
8. Ильяшенко А. С. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовой и криминологический аспекты : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 / А. С. Ильяшенко. — М., 2003. — 59 с.
9. Корнакова С. В. Основы этики. Профессиональная этика юриста : учеб. / С. В. Корнакова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 308 с.
10. Криминология : учеб. для вузов / под ред. В. Д. Малкова. — 2-е изд.- М. : Юсти-цинформ, 2006. — 524 с.
11. Кулаков А. В. Уголовно-правовой и криминологический аспекты насильственных действий сексуального характера : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / А. В. Кулаков. — Рязань, 2004. — 216 с.
12. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность / Н. С. Лей-кина. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. — 128 с.
13. Личность преступника / авт. кол. : Н. Н. Кондрашков, Н. С. Лейкина, С. С. Сте-пичев [и др.] ; ред. кол. : В. Н. Кудрявцев [и др.]. — М. : Юрид. лит., 1975. — 272 с.
14. Макаренко А. С. О воспитании в семье : избр. пед. произведения / А. С. Макаренко. — М. : Учпедгиз, 1955. — 319 с.
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. — 6-е изд., стер. — М. : Академия, 2000. — 456 с.
16. Нагаев В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Нагаев. — М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2010. — 255 с.
17. Сахаров А. Б. Актуальные вопросы учения о личности преступника / А. Б. Сахаров // Теоретические проблемы учения о личности преступника : сб. науч. тр. — М. : Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. — С.10-18.
18. Семикин М. А. Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с сексуальными посягательствами в отношении несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / М. А. Семикин. — Волгоград, 2004. — 26 с.
19. Ситковская О. Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / О. Д. Ситковская. — М. : Зерцало, 1999. — 96 с.
20. Щербаков И. В. Криминологические особенности изучения личности несовершеннолетних преступников и лиц молодежного возраста, отбывших наказание в виде лишения свободы / И. В. Щербаков // Российский следователь. — 2004. — № 12. — С. 35-37.
References
1. Bazhenov A. V. Determinatsiya prestupnogo povedeniya nesovershennoletnikh v usloviyakh sovremennogo rossiyskogo obshhestva (kriminologicheskiy analiz) [Determination of minors' criminal behavior in terms of modern Russian society (criminological analysis)]. St. Petersburg, GUAP Publ., 2002. 144 p.
2. Gitin V., Khigir B. Anatomiya kriminala. Ubiystvo. Iznasilovanie [Criminal Anatomy. Murder. Rape]. Kharkov, Paritet Publ., 1996. 416 p.
3. Dolgova A. I. Kriminologiya [Criminology]. Moscow, Norma Publ., 1999. 779 p.
4. Dolgova A. I. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty prestupnosti nesovershennoletnikh [Socio-psychological aspects of minors' criminality]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1997. 160 p.
5. Enikeev M. I. Obshhaya i sotsial'nayapsikhologiya [General and Social Psychology]. Moscow, Norma Publ., 2002. 624 p.
6. Efremov A. B. The essence and typology of anti-social mode of life of the minors who commit violent crimes. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Human being: crime and punishment , 2007, no. 1, pp. 131-133. (In Russian).
7. Ivantsova N. V., Beltsov D. V. Criminological characteristic of the juvenile criminal committer personality. Rossiyskiy sledovatel' = Russian Crime Investigator, 2008, no. 10, pp. 26-28. (In Russian).
8. Il'yashenko A. S. Protivodeystvie nasil'stvennoyprestupnosti v sem'e: ugolovno-pravo-voy i kriminologicheskiy aspekty. Avtoref. Dokt. Diss. [Counteractions to family violent crimes: criminal-legal and criminological aspects. Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2003. 59 p.
9. Kornakova S. V. Osnovy etiki. Professional'naya etika yurista [Fundamentals of Ethics. Lawer's Professional Ethics]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 308 p.
10. Malkov V. D. (ed.) Kriminologiya [Criminology]. 2nd ed. Moscow, Yustitsinform Publ., 2006. 524 p.
11. Kulakov A. V. Ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiy aspekty nasil'stvennykh deystviy seksual'nogo kharaktera. Kand. Diss. [Criminal-legal and criminological aspects of violent acts of sexual character. Cand. Diss.]. Ryazan, 2004. 216 p.
12. Leykina N. S. Lichnost' prestupnika i ugolovnaya otvetstvennost' [Criminal Personality and Criminal Responsibility]. Leningrad State University Publ., 1968. 128 p.
13. Kondrashkov N. N., Leykina N. S., Stepichev S. S. et al. Lichnost' prestupnika [Criminal Personality]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1975. 272 p.
14. Makarenko A. S. O vospitanii v sem'e [On family education]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1955. 319 p.
15. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Developmental psychology: phenomenology of development, childhood, boyhood]. 6th ed. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 456 p.
16. Nagaev V. V. Yuvenal'naya yustitsiya. Sotsial'nyeproblemy [Juvenile Justice. Social Problems]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., Zakon i pravo Publ., 2010. 255 p.
17. Sakharov A. B. Topical issues of the criminal identity doctrine. Teoreticheskie problemy ucheniya o lichnosti prestupnika [Theoretical Problems of Criminal Identity Doctrine]. Moscow, All-Union Institute of Studying Causes and Elaborating Crime Prevention Measures Publ., 1979, pp. 10-18. (In Russian).
18. Semikin M. A. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovye problemy bor'by s seksual'nymi posyagatel'stvami v otnoshenii nesovershennoletnikh. Avtoref. Kand. Diss. [Criminological and criminal-legal problems of struggle against sexual assault in regard to minors. Cand. Diss. Thesis]. Volgograd, 2004. 26 p.
19. Sitkovskaya O. D. Psikhologicheskiy kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiys-koy Federatsii [Psychological comment on Criminal Code of the Russian Federation]. Moscow, ZERTSALO Publ., 1999. 96 p.
20. Shherbakov I. V. Criminological features of studying personalities of juvenile offenders and youth age persons who have completed their terms in form of imprisonment. Rossiyskiy sledovatel' = Russian Crime Investigator, 2004, no. 12, pp. 35-37. (In Russian).
Информация об авторе
Гайков Дмитрий Геннадьевич — аспирант, кафедра криминалистики и судебных экспертиз, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: dgaykov@yandex.ru.
Библиографическое описание статьи
Гайков Д. Г. К вопросу о факторах, способствующих совершению несовершеннолетними насильственных половых преступлений / Д. Г. Гайков // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 1. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=19977. — DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).27.
Author
Dmitry G. Gaikov — PhD Student, Chair of Criminalistics and Forensic Examinations, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: dgaykov@yandex.ru.
Reference to article
Gaikov D. G. On the question of factors contributing to commission of violent sexual crimes by minors. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 1. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19977. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).27. (In Russian).
ой»
< t
i i
See «
H
H
о
H M
CO
H