ISSN 1994-5094 ♦-
73 -♦
Lyudmila Alexeevna Podsumkova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of trade, tourism and hospitality industry, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 339.37(470)
Людмила Алексеевна Подсумкова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ И ФАКТАХ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Рассмотрены необходимость и основные направления развития розничной торговли в Российской Федерации. Даны определение формату розничной торговли и характеристика популярных современных торговых форматов в России, проанализирована роль малого бизнеса в данной сфере обращения.
В статье представлены статистические данные о развитии розничной торговли в РФ за последние финансовые периоды, динамика розничной торговли в Саратовском регионе, а также подробно проанализированы данные о динамике оборота розничной торговли по российской розничной сети, показано изменение среднего чека, охарактеризован по показателям деятельности сектор онлайн-торговли. Динамика российского оборота розничной торговли сопоставлена с практикой розничной торговли в ЕС за сопоставимый период. Определены тренды развития розничной торговли, дана оценка их влияния на ее состояние. Сделан вывод о влиянии факторов внешней среды на выбор перспективных форматов розничной торговли.
Ключевые слова: торговля, формат розничной торговли, розничная сеть, супермаркет, гипермаркет, дискаунтер, ретейл, оборот розничной торговли, онлайн-торговля, средний чек.
SOME FACTORS AND FACTS OF THE DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE IN RUSSIA
The article considers the necessity and major directions of the development of retail trade in the Russian Federation, gives a definition of the retail trade format, discusses the most popular current trade formats in Russia, and analyzes the role of small business in this sphere.
The author presents statistical data on the development of retail trade in the Russian Federation in recent financial periods, the dynamics of retail trade in the Saratov region, as well as gives detailed analysis of the dynamics of retail trade turnover in the Russian retail network, discusses changes in the average check, and examines the performance of online trade sector. The dynamics of Russian retail trade turnover is compared with the data of retail trade in the EU for the same period. Trends in the development of retail trade are identified and their impact on the state of retail is assessed. It is concluded that external factors influence the choice of promising retail formats.
Keywords: trade, retail trade format, retail network, supermarket, hypermarket, discount retail, retail, retail turnover, online trade, average check.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ и по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет занимает второе место среди основных отраслей экономики. Именно поэтому исследования в данной области являются актуальными.
Перспективной формой развития торговли в настоящих условиях является розничная торговля, которая включает в себя торговлю товарами (оказание услуг) потребителю с целью личного, семейного или домашнего использования, но не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
В настоящее время розничная торговля занимает ведущие позиции среди всех секторов российской экономики. За последние три года объемы розничной торговли увеличились на треть. Развитие российской розничной торговли идет параллельно
с процессами смены форматов торговли, наращиванием объемов реализации продукции покупателям именно посредством внедрения мировых современных форматов розничной торговли. В качестве эталона стоит выделить такие страны, как Германия, США и Франция, в которых уровень объема продаж в розничной торговле через магазины современных форматов равняется 80-90% [9]. Этот же показатель на территории Российской Федерации достигает в среднем 20%.
Под форматом торговли обычно понимается совокупность объемов, площадей, информационных технологий и обеспечения, в соответствии с принятым стандартом. Таково международное определение термина. Формат магазина в России определяется при помощи ряда параметров: размеры торговой площади, оборот товара, объемы продаж, численность персонала и пр. [1, с. 54].
Стоит отметить, что каждому формату торговли свойственны свои отличительные черты. Сравнение наиболее интересных покупателям и перспективных форматов представим в табл. 1.
74 Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦
Таблица 1
Сравнительная характеристика форматов розничной торговли
Параметр сравнения Форматы розничной торговли
гипермаркет СазЬ&Саггу супермаркет дискаунтер
Площадь торгового зала, м2 4000 7000 500-2000 450-800
Площадь склада, м2 не > 4500 - 250-600 100-250
Число касс, шт. 25-40 - 5-20 до 10
Ассортимент, тыс. наим. 25-40 до 10 3,5-20 до 2,5
Число покупателей в день, тыс. чел. до 15 до 10 до 3 до 2,5
Число сотрудников, чел. 600-900 до 150 50-190 до 35
Годовой товарооборот, млн руб. от 50 до 30 до 5 до 5
Только при соблюдении всех пунктов, перечисленных в табл. 1, торговая точка имеет полное право называться гипермаркетом, супермаркетом или дискаунтером. Более того, в планах комитета по товарному рынку приоритетом сегодня стоит развитие слабых направлений [3, с. 67].
Сегодня существует высокая потребность покупателей в гипермаркетах, розничных магазинах, где можно торговать как продовольственными, так и непродовольственными товарами, и эта потребность, по мнению экспертов, пока не удовлетворена. Поэтому в ближайшие годы стоит увеличивать число таких торговых площадей, тем более что с приходом федеральных и международных сетей это будет не сложно. В настоящее время в России работают следующие гипермаркеты: «Ашан», «Икеа», «Гигант», «Лента», «Рамстор», «Окей», «Магнит» и пр.
Са8Ь&Саггу представляет собой мелкооптовую и розничную продажу товаров и является переходным звеном к формату гипермаркета. Склад таких торговых точек организован непосредственно в зале. Са8Ь&Саггу не имеет четких параметров формата, так как отечественные и западные представления существенно отличаются [6, с. 231].
Самым распространенным форматом торговли в большинстве городов нашей страны являются супермаркеты. Каждый год в городах открывается от 10 до 20 супермаркетов.
Формат дискаунтера в посткризисные 2014— 2018 годы набирает интерес у покупателей в силу того, что ведет низкую ценовую политику. По мнению экспертов, дискаунтер - это перспективное направление, которое в настоящее время динамично развивается. Тенденция последних лет свидетельствует о том, что потребители с рынков переходят именно на дискаунтеры.
Кроме того, в настоящее время широко распространены торговые форматы, называемые «убийца категорий». Ярким примером такого формата является «Икеа».
На фоне растущего количества крупных розничных сетей розничная торговля в России характеризуется также наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, дея-
тельность которых можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса. От владельцев этих предприятий требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умение хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить прибыль. Коммерческая работа малого предприятия в розничной торговле -это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. В условиях стирания границ рынков сбыта фактором успеха розничной торговой организации становится качественное информирование служб предприятия о рынке сбыта и потребительских предпочтениях [5, с. 34].
Большая конкуренция ведет к тому, что меняются факторы выбора покупателем формата торговых точек. Для 60% россиян фактор цены играет ведущую роль, однако и эта тенденция меняется в пользу качества товара и широкого ассортимента. Торговые сети сегодня активно развивают мульти-форматность, что позволяет привлекать большее число потребителей разных категорий.
Согласно статистическим данным Росстата, даже в кризисные 2014-2016 годы падения объемов продаж в рознице не происходило, а, наоборот, отмечался ежегодный прирост, причем как по стране, так и по Саратовскому региону (рис. 1).
2014 2015 2016 2017
Период, годы
Оборот розничной торговли РФ
Оборот розничной торговли Саратовской области
Рис. 1. Динамика темпов роста оборота розничной торговли РФ и Саратовской области (по данным Росстата)
НБЫ1994-5094 ♦-
75 -♦
Тенденция снижения покупательной способности населения и антироссийские санкции привели к снижению темпов роста оборота розничной торговли в 2015 г. в большей степени за счет снижения интереса к продовольственным товарам, приобретаемым на рынках и ярмарках. Общая динамика рынка, построенная по данным Росстата за 2014-2017 гг., признается положительной. Восстановление платежеспособности населения обеспечили пятипроцентные темпы роста товарооборота розничной торговли в 2017 г. Более высокие темпы роста продаж населению через торговые организации и розничные сети, составившие в 2017 г. ежегодный прирост в 6%, показывают интерес к данной форме торговли, по-видимому благодаря появлению магазинов новых форматов розничной торговли.
В период 2014-2016 гг. россияне имеют стабильный интерес к приобретению непродовольственных товаров, что сохраняется и в 2017 г. Сопоставление темпов роста оборотов розничной торговли по Саратовской области с общероссийскими данными показывает, что они несколько ниже. Саратовская область по темпам роста розничной торговли уступает общероссийскому показателю, однако это несоответствие составляет около 1%.
Активизация покупок россиянами на международных онлайн-рынках предполагает исследование тенденций розничной торговли за рубежом. Так, розничная торговля в ЕС характеризуется ростом внутреннего объема товарооборота.
Определяя объемы розничной торговли и темпы их роста по странам ЕС относительно данных 2010 г., получаем, что в 2017 г. рост ретейла по ЕС составил 2,4% [9]. Динамика темпов роста розничной торговли по странам Европейского союза за последние 7 лет представлена на рис. 2.
Рис. 2. Динамика темпов роста розничной торговли по странам Европейского союза, рассчитанная по базе 2010 г.
Интересными представляются выводы о сравнении темпов роста розничной торговли с РФ и странах Евросоюза за 2014-2017 гг. [9; 10]. Так, темпы роста товарооборота в розничной торговле у России и стран Еврозоны схожи по значениям только в 2016 г. В России именно этот период считается провальным, принявшим на себя последствия кризиса российской экономики и введения мировых антироссийских санкций. В Европе же темпы роста розничной торговли из года в год стабильны, колеблются в пределах 102,1-102,6%. Для российской розничной торговли характерны более высокие темпы роста в данном секторе экономики, причем в 2017 г. они составляют более 5%.
Таблица 2
Соотношение темпов роста объемов розничной торговли РФ и ЕС
Регионы Годы
2014 2015 2016 2017
Российская Федерация 111,3 104,4 102,9 105,3
Европейский союз 102,1 102,6 102,4 102,4
Исследование внешней торговли между Россией и странами Евросоюза показало обоюдную важность данного взаимодействия. Например, в 2010 г. Россия была третьим по значимости торговым партнером ЕС после США и Китая, составляя 6% его экспорта ЕС и 11% - импорта. В 2017 г. в качестве торгового партнера Россия уступила свое место в списке Швейцарии, но при этом в объемах ввозимого в ЕС позиции России не подверглись сокращению. Так, по данным Евростата, объем экспорта США составляет 16,9% от общего объема экспорта товаров, Китая - 15,3%, Швейцарии -7,0%, России - 6,2%, Турции - 4,1%, Японии - 3,5%.
Итак, анализ на международном уровне показал, что розничная торговля в России стремительно развивается. Перспективы развития розничной торговли или тренды развития, на наш взгляд, сегодня заключаются в следующем:
1. Бренды максимально увеличивают каналы продаж. Федеральный ретейл, реализующий политику омниканальности (такой подход к взаимодействию с покупателями, когда последние выбирают наиболее удобный для себя способ совершения покупки), увеличивает количество каналов продаж. При этом запускаются гипермаркеты-агре-гаторы, которые обеспечивают максимальное присутствие стратегии бренда.
2. Диджитализация рынка. Представители рынка активно выходят и обосновываются в интернете, ставят себе на службу технологии, используют большие данные и т. д. В розничной торговле все чаще внедряют чат-ботов и промоботов, которые участвуют в программах лояльности компаний, помогают увеличивать продажи и улучшают клиентский опыт [7, с. 284].
800 700
Страна ЕС
2014 год -2015 год
2016 год 2017 год
76 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦
3. Увеличивается доля промоакций. В 2017 г. поиск в магазинах товаров со скидками стал самым популярным способом экономии у россиян. Покупательская способность россиян низка, они вынуждены экономить, поэтому сетям приходится «соответствовать».
4. Программы лояльности становятся еще более персонифицированными. Эксперты рынка розничной торговли говорят, что покупатели ждут к себе особого - теплого и индивидуального - отношения. Люди ценят честность и открытость сетей [2, с. 21].
5. Розничная торговля продолжает переход на онлайн-кассы. Сегодня на территории РФ зарегистрировано почти 1,5 млн единиц контрольно-кассовой техники (ККТ) нового образца и 2,36 млн фискальных накопителей [8].
Специалисты проводят множество исследований в сфере розничной торговли, выясняя, какие перспективы и возможности открываются в ней, как меняется поведение покупателей и что уходит безвозвратно.
На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация людей посещать крупные торговые мультицентры - моллы на окраине города снижается. Покупатель предпочитает удовлетворять потребности ближе к месту проживания, чтобы не тратить время на дорогу [4, с. 35]. Рациональный подход снижает бесконтрольное желание покупать много. Выверенный ассортимент является одним из ключевых факторов в повышении лояльности покупателей и увеличении продаж.
2. Следует отметить тенденцию к стиранию в настоящее время границ между онлайн- и офлайн-торговлей. Современный потребитель в интернете сам подбирает товар, сравнивает с ценами конкурентов, изучает всю необходимую информацию. Многие магазины, следуя этой тенденции рынка, объединяют онлайн- и офлайн-торговлю в единую торговую площадку.
3. Ретейлтейнмент - один из ведущих трендов розничной торговли. Это смесь торговли и развлечений. Покупателю стало недостаточно просто делать покупки: появилась дополнительная потребность в развлечениях и интересном досуге [7, с. 289]. Специалисты отмечают: чтобы покупатель пришел в магазин вместо совершения покупок онлайн, нужно дать ему уникальные впечатления от посещения магазина. Однако после Кемеровской трагедии специалисты прогнозируют «охлаждение» со стороны покупателей к таких форматам розничной торговли.
4. Использование информации при взаимодействии с каждым клиентом. Ведущие компании прикладывают усилия и вкладывают средства для сбора и анализа данных о клиентах. Развитие цифровых технологий, социальных сетей, мессендже-ров способствует сбору большого объема данных о клиентах. Возможность анализировать собира-
емые данные и понимать, как их использовать, -ключ к увеличению продуктивности и роста компании.
Таким образом, рынок розничной торговли развивается, и сегодня покупателю важны территориальная близость, качество продукции и сервис, досуговая составляющая, индивидуальный подход и мобильность. Успешный бизнес строится на умении быть гибкими и быстро реагировать на рыночные изменения.
Однако наряду с положительными перспективами импортозамещение привносит в развитие розничной торговли и отрицательные моменты. Например, для крупных торговых сетей, имеющих более 50 000 торговых наименований достаточно трудозатратно представить весь торговый ассортимент в соответствии с меняющимися правилами закупок и законодательством.
На наш взгляд, единственная составляющая розничной торговли, тенденция развития которой является полностью положительной, - это интернет-рынок. За последний год он вырос практически на 20%, что дает возможность оценивать перспективу его развития в 2018 г. как положительную.
Резюмируя, отмечаем, что розничная торговля в своем развитии имеет ряд как положительных, так и отрицательных перспектив, на которые оказывает влияние множество факторов: изменение уровня цен, проведение государством политики импортозамещения, развитие интернет-рынка и др. Однако благоприятных перспектив развития розничной торговли в России на данный момент, на наш взгляд, все-таки весомо больше.
1. Альбеков А. У. Экономика коммерческого предприятия / А.У. Альбеков, С.А. Согомонян. Ростов н/Д: Феникс, 2015.
2. Горская Ю.А. Инновационные возможности развития предприятий розничной торговли // Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 2 (36). С. 17-22.
3. Ермакова Н.В. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Коммерческий директор. 2017. № 2. С. 65-69.
4. Крылова Н.Н. Оценка конкурентоспособности производственно-сбытовой деятельности предприятия // Управление ассортиментом, качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг: материалы междунар. науч.-практ. конф. Энгельс: Ред.-изд. отдел Поволжского кооперативного института, 2015. С. 33-36.
5. Мусаев Д.Р. Коммерческая деятельность в розничной торговле: теоретические аспекты // Экономика. 2017. № 6. С. 33-38.
6. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2017.
7. Ромина А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2013.
8. URL: https://www.retail-loyalty.org/
9. URL: http://www.ec.europa.eu/eurostat.
10. URL: http://www.gks.ru.