УДК 796(094)
К ВОПРОСУ О ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ ДЕТЕЙ 8-12 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© Михаил Валерьевич БУДАРИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры теории и методики, спортивных дисциплин, e-mail: [email protected] © Александр Юрьевич КЕЙНО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, e-mail: [email protected]
Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более трехсот миллионов человек с умственной отсталостью. По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из шестисот тысяч общего количества учащихся с отклонениями в развитии шестьдесят процентов составляют дети с умственной отсталостью.
Ключевые слова: двигательная рекреация; умственная отсталость; адаптивное плавание; физические нагрузки; экспериментальная методика.
В последнее десятилетие значительно возрос интерес исследователей и практиков к проблемам физической культуры и спорта людей, имеющих проблемы в состоянии здоровья - адаптивной физической культуре или физической культуре для лиц с отклонением в состоянии здоровья.
Известно, что занятия адаптивной физической культурой способствуют укреплению здоровья и формированию у инвалидов разнообразных двигательных компенсаций, скорейшему овладению и совершенствованию жизненно необходимых навыков и как следствие повышение их социального статуса (П.И. Белоусов, В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих, С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова и др.).
В последние годы в области адаптивной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям. Опреде-
ляющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии с возрастом и физической подготовленностью человека. Как показано в исследованиях Н.Ж. Булгаковой, среди множества средств адаптивной физической культуры, применяемых в работе с инвалидами, наиболее приемлемым является адаптивное плавание. Автор объясняется это, прежде всего тем, что:
- во-первых, плавание является жизненно необходимым навыком;
- во-вторых, «водная среда», явление гидроневесомости «уравнивает» инвалидов со здоровыми людьми;
- в-третьих, занимаясь плаванием, инвалиды имеют неограниченные возможности для своего физического и спортивного совершенствования [1].
Становление адаптивного плавания в нашей стране началось с середины 1990-х гг. с вовлечения в процесс обучения двигательным действиям детей-инвалидов преподавателями и аспирантами СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта. В бассейне академии более 700 детей-инвалидов с различной патологией и последствиями заболеваний и поражений прошли индивидуальный курс гидрореабилитации.
Занятия и их результаты вызвали интерес не только отечественных специалистов из Москвы, Волгограда, Нижнего Новгорода, Мурманска, Архангельска, Краснодара, Самары, Южного Сахалина, Красноярска, Салехарда, Караганды, но и Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, США, Канады, Португалии, Венесуэлы, Германии, Израиля, Италии, Финляндии, Вьетнама, Кореи, Польши, Болгарии.
Занятия адаптивным плаванием с детьми с ограниченными возможностями проводились в тесном сотрудничестве со специалистами ведущих Санкт-Петербургских научно-исследовательских центров ортопедии, психоневрологии, нейрохирургии, мозга человека, экспериментальной медицины, медицинских вузов, врачей городских поликлиник и больниц, персонала Домов ребенка.
С тех пор адаптивное плавание зарекомендовало себя как наиболее приемлемое дидактическое средство в организации и проведении занятий с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
Анализ методик обучения плаванию показал, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей с ограниченными возможностями принимались адаптированные средства и методы, заимствованные из опыта обучения здоровых детей. Однако исследователи в области адаптивной физической культуры (С.Д. Антонюк, С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев, С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова) подчеркивают, что такие методики являются малоэффективными для людей с проблемами состоянии здоровья, особенно для детей с умственной отсталостью.
Ряд специалистов, занимающихся изучением детей с умственной отсталостью (М. С. Певзнер, Ж.И. Шиф, Г.Е. Сухарева,
Н.П. Вайзман, В.И. Лубовский, А.С. Самы-личев, А.А. Дмитриеви др.), установили, что
умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всего состояния человека, характеризующиеся значительным снижением уровня физических, интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств [2-7].
Клинические и психологические исследования показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалан-сированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения содействия сигнальных систем. Все это является физиологической базой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личности в целом. А органическое поражение центральной нервной системы на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные) обусловливает стойкий характер особенности деятельности умственно отсталых детей. В результате особенные дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире, их опыт крайне беден [3].
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Многочисленными исследованиями (Б.В. Сер-меева, В.М. Мозгового, Б.П. Пинсткого,
А.А. Дмитриева, В.В. Бобошко, О.А. Бара-баш и др.) было установлено, что дети с умственной отсталостью имеют значительные потенциальные возможности в развитии при правильно организованном коррекционнообразовательном воздействии [8-12].
По нашему мнению, среди детей с умственной отсталостью наиболее приемлемы занятия, проводимые по форме двигательной рекреации.
В отечественной науке физическая рекреация изучается преимущественно в рамках теории физической культуры, последняя считается ее родовым понятием, обосновываясь тем положением, что наличие в словосочетании «физическая рекреация» слова «физическая» исходно ориентирует на сферу физической культуры, воздействие на состояние организма человека, т. е. на его биологическую основу [2].
М.Г. Бердус показывает, что помимо рассмотрения физической рекреации как вида физической культуры, в социальном ас-
пекте место физической рекреации видится в «сфере досуга», «в культуре свободного времени», «в конкретных условиях жизни», «в сфере труда, образования и досуга», «в неформальной обстановке» как «вид рекреации», «часть общей рекреации», «вид отдыха», «форма организации отдыха вообще», «частичный аналог физической культуры», «массовая физическая культура».
Исследуя физическую рекреацию как сложное социальное явление, Ю. Е. Рыжкин сообщает, что предметные области физической рекреации весьма широки и объемны. Так, в научных исследованиях, как правило, выделяют следующие аспекты физической рекреации:
1) биологический (влияние физической рекреации на оптимизацию состояния организма человека);
2) социальный (мера, способствующая интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе физической рекреации происходит обмен социальным опытом);
3) психологический (мотивы, лежащие в основе рекреационной деятельности и новообразования, возникающие у человека в результате физической рекреации как деятельности);
4) образовательно-воспитательный (влияние физической рекреации на формирование личности человека в ее интеллектуальном, физическом, нравственном и творческом развитии).
5) культурно-аксиологический (культурные ценности, усваиваемые человеком в процессе физической рекреационной деятельности, и мера, в какой она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей).
6) экономический (способ организации физической рекреации: используемые средства, кадры ее организующие) [1; 4].
С.П. Евсеев отмечает, что, «хотя и в упрощенном виде» в процессе занятий адаптивной физической рекреации, реализуются процессы обучения двигательным действиям, развитие физических качеств и способностей.
Рядом исследователей подчеркивается важное значение физической (двигательной) рекреации для различных групп населения. Так, В.К. Бальсевич, В.В. Кузин, Р.М. Эноки, С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, Е.Н. Степанова, М. С. Данилейко и другие особенно выде-
ляют физическую (двигательную) рекреацию для детей. В.М. Выдрин, Б.К. Зыков,
А.В. Лотоненко, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубы-шева, М.Я. Виленский, А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов, А.В. Мазурина, И.Г. Виноградов и другие - студенческой молодежи. Ряд исследований (М.Г. Шибалкина, Ю.А. Глебова, Т.Г. Меньшуткина, М.И. Якимовой, Е.С. Крючек, Я.В. Жигалова и др.) посвящено особенностям рекреации женщин и мужчин различного возраста. О.Н. Мос-ковчежо, Т.А. Шубина, Д.А. Шубин и другие уделяют внимание значимости двигательной рекреации для лиц с нарушениями опорнодвигательного аппарата, А. В. Мухина - для школьников-инвалидов по зрению, D. Brace,
О.А. Шпитальная - для школьников с проблемами интеллекта, Е.В. Новикова - для неслышащих детей 8-11 лет.
При рассмотрении контекста физической рекреации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, заслуживает внимания концептуальный подход С.П. Евсеева, Л.В. Шапковой. Так, исследователи определяют, что содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности, на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
По мнению С.П. Евсеева, под адаптивной двигательной рекреацией следует понимать компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
Из этого определения, как отмечает автор, вытекают важные ее специфические функции, которые отражают сущность адаптивной двигательной (физической) рекреации. Так, С.П. Евсеев и Л.В. Шапкова функции адаптивной физической рекреации подразделяют на педагогические и социальные.
К педагогическим функциям исследователи относят: гедонистическую (развлечение, наслаждение, удовольствие, ощущение сча-
стья), оздоровительно-восстановительную
(оздоровление, профилактика, восстановление физических сил, переключение на другой вид деятельности), развивающую (поддержание физических кондиций), ценносто-ориен-тационную (освоение ценностей адаптивной физической культуры, ориентация на роль физической активности в жизни человека), творческую (внедрение новых типов физкультурной деятельности), самовоспитатель-ную (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости). А к социальным - коммуникативную, интегративную и социализирующую функции. Авторы специально подчеркивают, что выделение этих функций носит условный характер, т. к. их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя поведение, характер, отношения с обществом, людьми и природой [13; 14].
Позднее, конкретизируя функции адаптивной двигательной рекреации, С.П. Евсеев главным образом выделяет: гедонистиче-
скую; лечебно-восстановительную и рекреационно-оздоровительную; ценностно-ориентационную (ориентация на самостоятельность, на возможность самореализации, на возможность свободного равноправного общения, на самостоятельные физкультурные объединения в сфере адаптивной физической рекреации); спортивную и соревновательную; творческую и коммуникативную функции.
В качестве основных средств физической рекреации современные авторы считают физические упражнения [15; 16]. Однако
В.К. Бальсевич замечает, что выбор средств физической рекреации должен исходить из возрастных периодов занимающихся. И позже В.К. Бальсевич относит к главным стратегическим принципам оздоровительно-рекреационных занятий «адекватность содержания физической подготовленности и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизацию и оптимизацию нагрузки».
В 2010 г. на базе ДЮСШ № 6 г. Тамбова была апробирована экспериментальная методика «Развитие двигательной сферы детей 8-12 лет с умственной отсталостью посредством адаптивной двигательной рекреации». Занятия проводились с детьми с умственной отсталостью 8-12 лет. Экспериментальная методика строилась на адаптации концептуального подхода В.М. Выдрина, включающая:
- экскурсии и развлечения на открытой воде;
- народные физические упражнения, игры и развлечения;
- упрощенные игры с мячом.
Среди наиболее часто используемых игровых видов адаптивной двигательной рекреации нами использовались:
1) подвижные игры на воде, использующие сюжет как основу, стимулирующую двигательную активность занимающихся;
2) эстафеты на воде с использованием разнообразных двигательных действий;
3) игры с использованием техники спортивного плавания.
При обучении плаванию нами, прежде всего, учитывалось психоэмоциональное состояние обучаемых как определяющий компонент эффективности всего занятия. При выполнении упражнений строго соблюдался принцип от простого к сложному. Упражнения на суше и в воде первоначально осваиваются совместно с партнером, который направлял локомоции занимающегося, помогал ему осваивать движения. Каждое движение начиналось с контроля за положением головы обучающегося ребенка.
Вся техника плавания была эмпирически расчленена на сходные двигательные композиции таким образом, чтобы ребенок с умственной отсталостью смог овладеть ею в течение недели [1; 8].
На занятиях широко использовались звуковые и речевые сопровождения, т. к. слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. В связи с тем, что умственно отсталые дети обладают низким уровнем психических свойств, каждое занятие включало подвижные игры, где использовались уже освоенные двигательные действия.
Таким образом, анализ современной литературы показал, что в последнее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с проблемами в состоянии здоровья активно используется такое средство адаптивной физической культуры, как адаптивное плавание, однако разработанные методики, к сожалению, недостаточно реализуют возможный потенциал детей с умственной отсталостью. Повышение эффективности коррекционо-
развивающего воздействия на детей 8-12 лет с умственной отсталостью мы видим в применении методики адаптивного плавания в сопряжении с рекреационным воздействием.
1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М., 2008
2. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников. Омск, 1997.
3. Блюмина М.Г. Клиника и этиология умственной отсталости // Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред.
В.В. Воронковой. М., 1994.
4. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
5. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин БМ. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. М., 1997.
6. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1995. № 5.
7. Бернейштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.
8. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., 2000.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии: собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 5.
11. Горская И.Ю., Синельникова Т.В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Омск, 1999.
12. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.
13. Шапкова Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры. СПб., 1997.
14. Шапкова Л. В. Функции адаптивной физической культуры. СПб., 1998.
15. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам. Л., 1985.
16. Евстафьев Б.В. Физические способности как вид способностей человека. Л., 1987.
Поступила в редакцию 4.10.2012 г.
UDC 796(094)
ON QUESTION OF IMPELLENT RECREATION OF 8-12 YEAR OLD CHILDREN WITH INTELLECTUAL BACKWARDNESS
Mikhail Valeryevich BUDARIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Theory and Methodics of Sport Disciplines Department, e-mail: [email protected]
Aleksander Yuryevich KEINO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodics of Sport Disciplines Department, e-mail: [email protected]
The intellectual backwardness is the most widespread from all violations of health of the person. In the world there are more than three hundred million people with intellectual backwardness. According to Head department of rehabilitation service and vocational education of the Ministry of Education of the Russian Federation six hundred thousand of pupils with deviations in development of sixty percent are the children with intellectual backwardness.
Key words: impellent recreation; intellectual backwardness; adaptive swimming; physical activities; experimental technique.