Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
Л.Ю. Нежкина, В.С. Карнович К ВОПРОСУ О ДИССОНАНСЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ И ОБЫДЕННЫХ ОЦЕНОК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
В статье представлен опыт изучения личности курсанта, рассматриваются теоретические аспекты изучения личности сотрудника органов внутренних дел, значимость формирования и становления личности курсанта в образовательных организациях системы МВД России.
Ключевые слова: личность, профессиональная деятельность, ценности, здравый смысл, патриотизм, чувство долга, справедливость, формирование, развитие.
L.Y. Nezhkina, V.S. Karnovich
THE DISSONANCE OF ORDINARY AND PSYCHOMETRIC ASSESSMENTS OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF THE CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
The article presents the experience of studying the individual cadet. The paper examines theoretical aspects of studying the personality of employee of organs of internal Affairs, the importance of forming and developing the personality of students in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Keywords: personality, professional activity, values, common sense, patriotism, sense of duty, justice, formation, development.
Традиционно предметом отечественных исследований в области психологии труда являлось изучение, описание и систематизация различных видов профессиональной деятельности с точки зрения требований, предъявляемых к субъекту труда. Основной задачей ставилось исследование рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. Выполнение профессиональной деятельности человеком предполагает обладание рядом профессионально значимых качеств, необходимых для данной профессии.
Профессионально значимые качества включают совокупность личностных, психологических, психофизиологических и антропометрических свойств индивида, обеспечивающих высокую вероятность успешности его профессионального становления. В качестве профессионально значимых качеств, согласно А.К. Марковой, могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям) [3].
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
Профессиональная деятельность в органах внутренних дел характеризуется постоянно увеличивающимся объемом работ, высокой эмоциональной напряженностью, изменением привычных условий труда, специфичностью профессионального общения, которые создают сложности в адаптации и прохождении службы лицами, принимаемыми на должности в оперативные службы.
Несоответствие профессионально значимых качеств требованиям деятельности в органах внутренних дел приводит к снижению ее эффективности, увеличению неудовлетворенности трудом у сотрудника и это порой является причиной нарушения дисциплины и закона, которые, к сожалению, способствуют формированию негативного отношения к представителям правоохранительных органов в обществе. В связи с этим к кандидатам на службу в правоохранительные органы предъявляются повышенные требования.
Так, в Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» обозначены основные задачи сотрудника полиции (поисковые, коммуникативные, организационные, социальные), решая которые, он должен проявлять высокий уровень профессиональных способностей и высокую личностную зрелость, определяющие эффективность выполнения оперативно-служебной деятельности (административной, оперативно-розыскной,
уголовно-процессуальной) в процессе решения типовых и служебных задач [7].
В приказе МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» основной целью ставится выявление лиц, способных выполнить обязанности сотрудника ОВД добросовестно, на высоком профессиональном уровне. В ходе отбора следует изучать профессионально важные качества кандидатов на службу в органы внутренних дел, в том числе в образовательные организации системы МВД России [6].
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» определен перечень личных и деловых качеств кандидатов, подлежащих психометрическому изучению в ходе комплексного психологического обследования: уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах; эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость; уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительно-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
сти, настойчивости, целеустремленности, работоспособности; внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело; уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали; зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности; самооценка, особенности мо-тивационной сферы личности [5].
Таким образом, основываясь на современных научных исследованиях [1, 2, 4] и нормативных документах, определяющих ориентиры в отборе сотрудников органов внутренних дел, возникает вопрос: «Имеют ли представление о выбранной профессии, значимых личностных и деловых качествах сотрудника ОВД абитуриенты, поступающие в высшие образовательные организации МВД России?». Ответ на поставленный вопрос послужил началом эксперимента, в рамках которого разработаны анкеты, включающие вопросы, направленные на изучение обыденного представления у курсантов о качествах личности сотрудника ОВД, обстоятельствах выбора профессии. В исследовании приняли участие 74 курсанта, принятые на службу в органы внутренних дел и направленные для
прохождения специальной подготовки в образовательную организацию высшего профессионального образования МВД России. Составленные нами анкеты включают вопросы и возможные варианты ответов, которые необходимо проран-жировать по степени значимости.
Один из вопросов, на который курсантам было предложено ответить, звучал так: «С какими обстоятельствами Вашей жизни связан выбор профессии сотрудника органов внутренних дел?» Ответы были получены разные, но большинство из них имеют следующее содержание: «с возможностью иметь льготы, стабильный заработок»; «стремление получить юридическое образование»; «пример родственников, знакомых, друзей работающих в ОВД»; «семейная традиция»; «интерес к работникам полиции». Небольшое количество ответов с содержанием: «стремление к справедливости», «склонность к военизированной службе». На заданный вопрос: «Какие качества личности сотрудника ОВД на Ваш взгляд характеризуют его как идеального?» получены следующие ответы: «грамотный, стрессоустойчивый, сильный»; «оптимистичный, уверенный, общительный»; «настойчивый, уравновешенный, смелый».
С целью выявления самооценки у курсантов личностных и деловых качеств, требуемых согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259, мы предло-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
жили определить уровень сформи-рованности предлагаемых качеств личности от нуля до десяти баллов, были получены следующие результаты: 25 % курсантов отмечают высокий уровень своего общего интеллектуального развития, способность к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах, 16 % отмечают слабый уровень интеллектуального развития, 59 %, т.е. большинство, опрошенных курсантов отмечают средний уровень своего интеллектуального развития.
48 % курсантов считают, что уровень их эмоциональной устойчивости, уравновешенности, способности контролировать свое поведение и внешнее проявление эмоций, эмоциональная зрелость сформированы недостаточно, 25 % курсантов отмечают высокий уровень своей эмоциональной устойчивости, 27 % считают, что эмоциональная устойчивость сформирована у них на среднем уровне.
Уровень своей волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности 35 % курсантов отмечают высокий, 38 % низкий и 27 % курсантов средний.
Внутреннюю организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело 42 % курсантов считают сформированными на вы-
соком уровне, 14 % на низком уровне и 44 % на среднем уровне.
28 % курсантов отмечают высокий уровень своего правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали, 14 % считают, что их уровень сформирован недостаточно и 58 %, т.е. большинство, опрошенных курсантов отмечают средний уровень.
Зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и самокритичность 12 % курсантов считают сформированными на высоком уровне, 54 % на низком уровне и 34 % на среднем.
36 % курсантов считают, что их уровень мотивации высокий: ответственность за выполнение работы, достижение высоких результатов в деятельности, стремление к самообразованию, 40 %, т.е. большинство опрошенных курсантов отмечают, что уровень их мотивации средний, 24 % курсантов не смогли определить уровень своей мотивации.
Таким образом, оценивая свои профессионально значимые качества, курсанты отметили, что обладают недостаточно высокими показателями их развития для избранной профессии. С одной стороны, это является закономерным, так как курсанты, принимавшие участие в исследовании
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
- это вчерашние школьники, начинающие свою профессиональную карьеру. С другой стороны, данные свидетельствуют о том, что у большинства из них не достаточно сформирована мотивация к службе в полиции. Как отмечалось нами ранее, требования, предъявляемые к профессионально значимым качествам граждан, желающих служить в правоохранительных органах, являются одним из условий добросовестного и эффективного выполнения своих обязанностей. Следовательно, необходимо не только обратить особое внимание на психологические аспекты процесса отбора кандидатов на службу в ОВД, а также формированию профессионально значимых качеств сотрудника, способного успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости формирования у курсантов, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России, профессионально значимых личностных качеств, которые при оптимальном сочетании, степени выраженности и достаточном уровне профессионально-психологической подготовки послужат основанием для дальнейшего развития личности профессионала в правоохранительных органах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Грачев Ю.А., Кежов А.А. Формирование устойчивых интересов курсантов Университета МВД к профессиональ-
ной деятельности сотрудника МВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 2. С. 133-136.
2. Баирова Т.Б. Изменение личностных особенностей сотрудников на разных этапах профессиональной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. 2012 № 14. С.97-102.
3. Нежкина Л.Ю., Ярославцева И.В., Капустюк О.Ю. О профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С. 184-188.
4. Петрова А.С., Шелепова М.А. Понятие нравственности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. Тюмень. 2013. № 2 (24). С. 101-105.
5. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 (с изм. от 06.03.2015г.) // Рос. газ. 2012. N 286;
О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 // Там же. 2014. № 223.
6. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г., с изм. от 14.12.2015) // Рос. газ. 2011. 8 февр. № 5401.
7. Чернов Ю.Н. Формирование личностно-профессионального отношения сотрудников полиции России к правоохранительной деятельности // Современные проблемы науки и образования. Пенза, 2015. № 3.
К.Р. Аветисян
РЕАКТИВНЫЕ, РЕСУРСНЫЕ И ФОНОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАСТНИКОВ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
И БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматриваются реактивные, ресурсные и фоновые информационные воздействия на участников массовых мероприятий как со стороны организаторов противоправных действий, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел с целью предупреждения и пресечения антисоциального поведения.
Ключевые слова: аудиальные информационные воздействия, обеспечение общественного порядка, безопасность, реактивные, ресурсные, фоновые, информационные воздействия.
K.R. Avetisyan
REACTIVET, RESOURCE AND BACKGROUND INFORMATIONAL IMPACTS ON PARTICIPANTS OF PUBLIC EVENTS WHEN PROVIDING A PUBLIC ORDER AND SAFETY
In article jet, resource and background information impacts on participants of mass actions are considered, both from organizers of illegal actions, and from the staff of law-enforcement bodies for the purpose of the prevention and suppression of antisocial behavior.
Keywords: audialny information influences, providing a public order, safety, jet, resource, background, information influences.
Правоохранительные органы призваны обеспечивать общественный порядок и личную безопасность гражданам при проведении массовых мероприятий. С учетом современных реалий необходимо обратить внимание на всевозможные явные и скрытые негативные манипулятивные средства и способы, техники и технологии воздействия на массовое сознание.
Опыт массовых социальных волнений в России и за рубежом последнего десятилетия, как отмечается в научной литературе, показывает, что поведение протестующей толпы не всегда остается в рамках закона. Нередки случаи, когда ее участники от выражения собственного неудовольствия переходят к активному противодействию сотрудникам правоохранительных органов [1].