Научная статья на тему 'К вопросу о дискриминации в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы'

К вопросу о дискриминации в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / ТРУДОВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / DISCRIMINATION / LABOUR OF CONVICTS / CRIMINAL-EXECUTIVE LAW / CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Елена Владимировна

Рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования труда осужденных к лишению свободы, а также исключение возможности дискриминации осужденных по признакам, предусмотренным законодательством в сфере труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the norms of International law, the Constitution of the Russian Federation (Article 19), the Labour Code of the Russian Federation (Article 3), discrimination in the sphere of labour is forbidden. In Article 1 of the Convention of the International Labour Organisation (ILO) № 111, discrimination is any distinction, exclusion or preference based on race, colour, sex, religion, political views, ethnic or social origin, which has the purpose or effect of ifying or impairing the equality of opportunities or references in the sphere of labour and employment. Employers have no right to limit the labour rights and worker's freedoms on the basis of their personal qualities or public attributes, which are not directly connected with labour activity. Execution of criminal punishment provides legal influence on the person, which depending on its behaviour, can be expressed in restriction or expansion, granting or liquidation of socially significant opportunities or duties for a certain person. According to the Constitution of the Russian Federation the rights and freedoms of man and citizen may be limited by the federal law only to such an extent to which it is necessary for the protection of the fundamental principles of the constitutional system, morality, health, the rights and lawful interests of other people, for ensuring defence of the country and security of the State. (Article 55 of the Constitution of the Russian Federation). Legal restrictions of the condemned have a legitimate legal basis fixed in the norms of Russian legislation that cannot be considered as discrimination. Thus, it is necessary to emphasize that in the conditions of organization of labour in places of imprisonment the opportunity of discrimination of the condemned on the criteria stipulated by the legislation in the sphere of labour is excluded.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дискриминации в сфере трудового использования осужденных к лишению свободы»

Е.В. Емельянова

К ВОПРОСУ О ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования труда осужденных к лишению свободы, а также исключение возможности дискриминации осужденных по признакам, предусмотренным законодательством в сфере труда.

Ключевые слова: дискриминация; трудовое использование осужденных; уголовно-исполнительное право; исправительные учреждения.

В соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации (ст. 19), Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 3) дискриминация в области труда запрещена. В ст. 1 Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 111 под дискриминацией понимается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Таким образом, выделяется несколько оснований, по которым запрещается проводить различия между людьми в сфере труда. Работодатель не вправе ограничивать трудовые права и свободы работника на основе его личностных свойств или общественных признаков, не имеющих непосредственного отношения к трудовой деятельности.

Вместе с тем в научной литературе время от времени появляются работы, авторы которых высказывают мнение о том, что привлечение осужденных к труду в учреждениях, исполняющих наказания, сопровождается дискриминацией в сфере их труда [1]. Среди основных доводов присутствия элементов дискриминации и принуждения в местах лишения свободы приводится законодательное закрепление обязательности труда осужденных (ч. 1. ст. 103 УИК РФ) [2].

Для того чтобы получить научно обоснованный ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к анализу законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере труда осужденных, а также практике использования труда осужденных в учреждениях, исполняющих наказания.

К числу основных международных документов, регулирующих вопросы организации труда в местах лишения свободы, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) (далее -Правила ООН). Основным принципом указанных Правил ООН является недопустимость дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения (правило 6).

Согласно рассматриваемым Правилам ООН отбывающие наказания должны быть соответствующим образом подготовлены к жизни на свободе. В связи с этим самостоятельный раздел (п. 71-76) посвящен порядку организации труда заключенных, которым предписано, что все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психологическими способностями, удостоверенными врачом.

Данные положения получили также закрепление и в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве. Так, например, в УИК РФ 1996 г. выделена специальная группа норм (гл. 14), регулирующих отношения, возникающие в связи с трудовой деятельностью осужденных. Нормы данной главы определяют, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительных учреждений (ч. 1. ст. 103 УИК РФ). Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест (ч. 1. ст. 103 ФЗ РФ от 06.06.2007 № 91-ФЗ). Таким образом, в отличии от свободного рынка труда осужденным в любом случае гарантировано трудоустройство при наличии соответствующей производственно-технической базы.

Исполнение уголовного наказания предусматривает правовое воздействие на личность, которое «...в зависимости от ее поведения может выражаться в ограничении или расширении, предоставлении или ликвидации социально значимых для конкретной личности возможностей или обязанностей» [3. С. 38]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Таким образом, правоограничения осужденных имеют легитимную юридическую основу, закрепленную в нормах уголовно-исполнительного законодательства, что не может рассматриваться в качестве дискриминации.

Однако, по мнению А.В. Губенко, «возможность привлечения осужденных к труду без оплаты труда является дискриминацией по социальном положению» [1. С. 50]. В настоящее время осужденные привлекаются к работам без оплаты труда (ст. 106 УИК РФ). Закрепление указанной нормы в законодательстве вызывает неоднозначную реакцию. Так, например, Н.Н. Дерюга, считает, что возможность привлечения осужденных к общественным работам без оплаты труда содержит карательные элементы [2. С. 17]. Однако, как отмечает В. А. Уткин [4. С. 77], в пр. 28.1 Правил ООН говориться, что заключенных не следует назначать в дисциплинарном порядке на работу по обслуживанию самого заведения. В российском законодательстве такое положение было закреплено ранее в ИТК РСФСР

1970 г. (ст. 53) и было исключено из состава норм УИК РФ 1996 г. При этом в п. 2 пр. 28.1 Правил ООН подчеркивается, что это правило не должно препятствовать должному функционированию системы самоуправления, при которой ответственность за определенные виды деятельности возлагается на самих заключенных. Привлечение осужденных к работам без оплаты труда по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в течении 2 часов в неделю есть не что иное, как данная осужденным возможность приучиться к самоорганизации и управлению в непростых условиях отбывания наказания, что, несомненно, поможет им быстрее адаптироваться к жизни после освобождения. Например, В.А. Уткин, считает, что тем осужденным, которые не работают на производстве и у которых при этом масса свободного времени, такие работы могут быть увеличены до 12 часов в неделю, а также увеличение возможно для всех категорий осужденных при выполнении спасательных, аварийно-восстановительных и неотложных работ по обеспечению жизнедеятельности исправительных учреждений. Думается, можно с этим предложением согласиться, тем более, что ИУ - это, по сути, место, в котором осужденные прибывают достаточно большой промежуток времени, и от того, как сами они организуют для себя условия (в плане чистоты, комфорта, уюта и т.д.), будет зависеть и вся их дальнейшая жизнь.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в условиях организации труда в местах лишения свободы исключается сама возможность дискриминации осужденных по признакам, предусмотренным законодательством в сфере труда.

Вместе с тем анализ практики привлечения осужденных к труду показывает, что современное состояние организации труда в местах лишения свободы сопровождается рядом проблем. Так, требует обновления производственно-материальная база ИУ (износ основных производственных фондов в целом по УИС в среднем составляет 80%). Вывод на оплачиваемые работы на собственное производство и контрагентские объекты за 2008 г. составил только 24,7% от списочной численности всех трудоспособных осужденных. На собственном производстве ИУ необходимо создание не менее 222,3 тыс. рабочих мест при наличии только 146,6 тыс. [5. С. 24]. В последнее время заводы, работающие по кооперации с производственным сектором УИС, прибегают к отсрочкам платежей за ранее отгруженную продукцию. Сокращаются объемы заказов практически по всем видам производств. При этом

производственный сектор УИС обязан ежегодно производить налоговые платежи по 10 видам федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Современное налоговое законодательство не учитывает специфику деятельности производственного сектора УИС.

Однако проблемы организационного характера не могут быть отнесены к элементам дискриминации. В настоящее время негативные тенденции в области организации труда осужденных решаются в рамках реформы производственного сектора УИС. Трудовая занятость осужденных способствует снижению нарушений дисциплины в исправительных учреждениях, а также дает возможность осужденным зарабатывать деньги для погашения исков, оказывать помощь семье и т.п. Сегодня в исправительных учреждениях отбывают наказания осужденные, имеющие иски по исполнительным листам за моральный и материальный ущерб, причиненный совершенными ими преступлениями государству и обществу. Иски имеют 45,2% осужденных от их среднесписочный численности. Общий размер исков на начало 2009 г. составил 17,2 млрд руб. Кроме того, 14,1% от среднесписочной численности отбывающих наказания обязаны выплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей [5. С. 4].

Вместе с тем обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Анализ общественных отношений в сфере труда на современном этапе деятельности организаций и предприятий различных форм собственности за пределами мест лишения свободы показывает, что различные формы дискриминации в России существует. Например, весьма распространена гендерная дискриминация, для многих очевидна возрастная дискриминация [6. С. 131-136].

По данным Росстата, в конце апреля 2009 г. уровень безработицы достиг рекордной отметки 10,2% экономически активного населения, по методологии Международной организации труда, или 7,7 млн человек. В этой ситуации усиливаются проявления трудовой дискриминации. Боясь потерять работу, работник не отстаивает свои права, а приспосабливается к требованиям, которые выдвигаются работодателем.

Таким образом, необходимо отметить следующее. Анализ законодательства и практики его применения показывает несостоятельность высказываний относительно дискриминации в отношении труда осужденных. При этом по некоторым позициям осужденные больше защищены от дискриминации, в отличии от свободного рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губенко А.В. Правовое регулирование трудовых отношений осужденных при отбывании наказания в виде лишения свободы. Ростов н/Д,

2006. 132 с.

2. Дерюга Н.Н. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы: Автореф. дис. ... д-ра

юрид. наук. Владивосток, 2003. 21 с.

3. Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001. 138 с.

4. Уткин В.А. Бесплатный труд осужденных в местах лишения свободы // Вестник Томского государственного педагогического университета.

2006. Вып. 11 (62). С. 76-78.

5. Концепция обеспечения устойчивой работы производственного сектора УИС и повышения экономической эффективности труда лиц, отбы-

вающих наказания в виде лишения свободы. М.: УТО ФСИН России, 2009. 36 с.

6. ГвоздицкихА. Дискриминация в сфере труда // Российский бюллетень по правам человека. 2008. Вып. 26. С. 131-136.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.