УДК 343.293
Борисова Надежда Федоровна
преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии borisova.nadez@mail.ru
К ВОПРОСУ
О ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АКТОВ АМНИСТИИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Nadezhda F. Borisova
lecturer at the Department of criminal law and criminology. Nizhny Novgorod Legal Academy borisova.nadez@mail.ru
On the issue of
DIFFERENTIAL TREATMENT IN THE APPLICATION OF AMNESTY ACTS AGAINST MINORS
Аннотация. В статье рассматриваются основания для применения актов амнистии в отношении несовершеннолетних лиц. Выделяются основные и дополнительные признаки, являющиеся дифференцирующими при определении надлежащего субъекта амнистии. Проведена классификация оснований применения амнистий для несовершеннолетних по следующим критериям: 1) по специальным признакам субъекта преступления;
2) характеру преступления; 3) обстоятельствам осуждения; 4) пенитенциарному признаку. Рассматриваются вопросы целесообразности применения актов амнистии по отношению к несовершеннолетним, освобожденным условнодосрочно и к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия.
Ключевые слова: амнистия, акт амнистии, несовершеннолетние, основания применения актов амнистии, осужденные, досрочно освобожденные от отбывания наказания, условнодосрочное освобождение, принудительные меры воспитательного воздействия.
Annotation. This article discusses the use of the base acts amnesty for minors. Stand out basic and advanced features that are differentiating in determining the proper subject of amnesty. The classification of bases amnesties for minors is made on the following criteria: 1) special characteristics of the perpetrator; 2) the nature of the offense; 3) the circumstances of the conviction; 4) prison grounds. The author regards the questions of the appropriateness of amnesty acts against minors released on parole to which coercive measures of educational influence are applied.
Keywords: amnesty, amnesty act, minors, base of the instruments amnesty convicts, early release from serving a sentence, parole, compulsory educational measures.
Для наиболее четкого понимания содержания амнистирования в отношении несовершеннолетних представляет интерес вопрос о выделении оснований применения актов амнистии к указанной категории лиц. Поскольку УК РФ определяет условия и основания условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким его видом и недостаточно обозначает их для амнистии, выявление основных и дополнительных признаков дает целостное представление об институте амнистии и политике амнистирования несовершеннолетних осужденных.
Ч. 1 от. 84 УК РФ закрепляет, что амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. При этом УК РФ не содержит каких-либо отдельных положений в главе 14 относительно досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних осужденных, хотя особенности амнистирования их очевидны.
Если принять во внимание семантическое понятие слова «основание» в словаре русского языка как «причину, достаточный повод, оправдывающие что-нибудь» [1, c. 407], то основание амнистирования следует определять только в совокупности и взаимоотношении между собой необходимых и достаточных признаков категорий осужденных, к которым применяется акт амнистии.
В зависимости от принадлежности к выделенному кругу лиц в акте амнистии, А.С. Михлин различал осужденных, освобождаемых на общих основаниях, чье освобождение регламентируется применительно только к сроку наказания; осужденных, освобождаемые на льготных основаниях, т.е. тех, которые обладают определенными социальными признаками; осужденных, которые не подпадают под амнистию [2, c. 112]. Л. В. Яковлева, в свою очередь, предлагает разделить льготные основания освобождения по амнистии на общие и специальные. По мнению ученого, первые включаются в тексты практиче-
159
ски всех амнистий (пол, возраст, состояние здоровья и др.), вторые обусловлены основанием издания конкретного акта об амнистии [3, с. 201].
Довольно подробно исследовав основания применения амнистий, С.А. Сотников отмечает, что в постановлениях Государственной Думы РФ они имеют типичные черты и соотношение. Исследователь предложил классификацию оснований применения амнистий по следующим критериям: 1) по специальным признакам субъекта преступления; 2) характеру преступления; 3) обстоятельствам осуждения; 4) пенитенциарному признаку [4, с. 78].
Данную классификацию оснований для применения амнистии вполне возможно применить и по отношению к несовершеннолетним осужденным, в отношении которых применяются акты об амнистии. Если учитывать, что несовершеннолетие относится к основным признакам надлежащего субъекта, определяющее применение или неприменение амнистии, то определенный интерес вызывает выделение дополнительных или производных признаков, «роль которых состоит в дифференциации применения амнистии к субъектам, обладающим основными специальными признаками» [5, с. 78].
К первому критерию дифференциации применения амнистии к несовершеннолетним следует отнести принадлежность их к категории лиц, выделенных в государственно-правовом акте. Первоначальным этапом дифференциации применения амнистии следует назвать этап определения социальной группы - осужденные несовершеннолетние лица. В признаке несовершеннолетия отражается особое социальное положение осужденных, определяющее его как надлежащее основание для применения амнистии.
За последние двадцать лет рассматриваемый признак несовершеннолетия предусматривается практически во всех амнистиях, объявленных к значимым юбилейным датам или именующихся социальными. Но его отсутствие, например, в экономической амнистии от 2 июля 2013 года, а также в амнистии, объявленной в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного Федерального округа и т.п., объясняется не только спецификой экономических и политических оснований этих амнистий, но и правовым статусом несовершеннолетнего.
В то же время, признак несовершеннолетия законодатель в актах амнистии определяет по-разному. Например, в амнистии, объявленной в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, законодатель прямо говорит об освобождении несовершеннолетних лиц. При применении данного положения не возникало вопроса, к какой категории осужденных лиц применяется освобождение. В дальнейшем законодатель использует термин - «лица, совершившие преступления в несовершеннолетнем возрасте». Так, в амнистиях от 3о ноября 2001 года, от 19 апреля 2006 года, от 18 декабря 2013 года законодатель закрепляет
следующие категории лиц, подлежащих освобождению: совершившие преступления в возрасте до 16 лет, совершивших преступление от 16 до 18 лет, совершивших преступления в возрасте до 18 лет. Буквальное толкование положений актов названных амнистий позволяет сделать вывод, что законодатель имеет в виду здесь 2 категории осужденных лиц: собственно несовершеннолетних и лиц, совершивших преступления до 18 лет.
Возраст несовершеннолетних осужденных, в отношении которых применяются амнистии, несомненно, является дополнительным признаком. В амнистиях выделяется две категории несовершеннолетних: лица - до 16 лет и с 16 до 18 лет.
В то же время, необходимо отметить отличительную особенность дифференциации применения оснований для лиц до 16 лет и от 16 до 18 лет. Во-первых, возраст несовершеннолетних не является основным и достаточным основанием, так как для применения амнистии к указанным категориям лиц требуется соблюдение и других критериев (в зависимости от категории преступления, от срока наказания и т.д.). Во-вторых, лица, совершившие преступления до 16 лет, обладают большими «льготами» по сравнению с более «старшей» категорией несовершеннолетних лиц. И если, например, по амнистии 18 декабря 2013 года подлежали освобождению осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершенные в возрасте до 16 лет, то для лиц от 16 до 18 лет требовалось еще условие о том, что они ранее не отбывали наказание в воспитательных колониях. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет несут ограниченную ответственность -только за совершение 20 видов деяний, к ним чаще применяется условное осуждение, освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера. К тому же, криминологами давно сделан вывод, чем раньше начат процесс ресоциализации, тем больше вероятность снижения криминализации несовершеннолетних.
Заслуживает рассмотрения вопрос выделения признаков дифференциации оснований применения амнистии для несовершеннолетних по половому признаку. Можно отметить отсутствие ярко выраженных отклонений при распространении «льгот» в пользу несовершеннолетних лиц женского пола. Представляется, что такой дифференцированный подход может считаться справедливым во всех случаях (возрастные границы, основания освобождения, связанные с категорией совершенного преступления, и т.д.), выделенных актом об амнистии. Подход к несовершеннолетним мужского и женского пола должен быть единым. И если, например, по амнистии от 23 февраля 1994 года подлежали освобождению все осужденные женщины и несовершеннолетние лица мужского пола, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях, то в последующем предусматривалось освобождение несовершеннолетних лиц независимо от полового признака.
160
К следующему критерию, обуславливающиму применение досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних в связи с амнистией, следует отнести характер преступления, под которым подразумевают форму вины: умышленно или по неосторожности, (амнистии от 30 ноября 2011 года, от 19 апреля 2006 года, от 18 декабря 2013 года) и категорию совершенного преступления (все амнистии, где упоминаются несовершеннолетние лица). Категория преступления, предусмотренная ст. 15 УК РФ, как таковая, никогда прямо не указывается в актах амнистии, в них содержится указание только на максимальный срок наказания - лишение свободы. Анализ текстов амнистий позволяет сделать вывод, что дополнительным признаком, обуславливающих применений амнистии в отношении несовершеннолетних является совершение преступлений небольшой и средней тяжести, и только в одной в амнистии от 30 ноября 2001 года - тяжких преступлений.
Однако, указанный критерий никогда не является основным и единственным, он применяется во взаимодействии с другими - сроком наказания, условием об отбытии определенного срока назначенного судом, виде наказания.
К обстоятельствам осуждения, обуславливающим применение амнистии к несовершеннолетним, следует отнести осуждение впервые, осуждение к лишению свободы на определенный срок, осуждение к наказаниям, не связанным с лишением свободы, осужденных условно.
При наличии указанных в актах об амнистии в России оснований освобождаются осужденные несовершеннолетние к мерам наказания, не связанные с лишением свободы, и осужденные условно, независимо от возраста, пола, срока и вида наказания и др.условий, в то время как другие названные признаки отдельно не применяются. Этим законодатель как бы подчеркивает меньшую общественную опасность таких несовершеннолетних осужденных.
Отдельным критерием следует выделить и освобождение от неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении несовершеннолетних.
В данном случае, сразу возникает вопрос о целесообразности освобождения несовершеннолетних, уже освобожденных от отбывания наказания. Как замечает Л.В.Яковлева, акт об амнистии от 30 ноября 2001 года ввел новую категорию лиц - условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания до вступления в силу Постановления, которым эта амнистия объявляется [6, с. 203].
Обращение к ст.84 УК РФ позволяет утверждать, что данный вид амнистии - освобождение от неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении - отсутствует. Уголовно-правовая теория и правоприменительная практика традиционно придает условно-досрочному освобождению значение разновидности освобождения от отбывания наказания. Отличительной особенностью данного института является, что освобождение производится под условием несовершения в течение неотбытой части наказания нового
преступления и возложением комплекса обязанностей. Неотбытая часть наказания, хотя и имея широкое значение, уголовным законом не выделяется как самостоятельное правовое средство. Преобладающим в научной литературе остается мнение о значении неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении как об испытательном сроке [7].
Не рассматривая в дальнейшем данные вопросы, что является объектом самостоятельного исследования, следует отметить, что именно от прохождения испытания, от ограничений и лишений в период неотбытой части наказания освобождаются условно-досрочно освобожденные лица. Освобождение несовершеннолетних от неотбытой части наказания актом об амнистии объясняется доброй волей законодателя, сущностью амнистии как акта прощения и дальнейшего милосердия к подросткам, преступившим закон. И если по отношению к несовершеннолетним данный вид амнистирования вполне применим, то по отношению ко взрослым лицам такое положение нельзя признать целесообразным.
Содержание освобождения от неотбытой части наказания условно-досрочным освобожденным зависит от содержания государственноправовых актов об амнистиях и порядке их применения. Однако актами об амнистиях используется различная терминология, которая придает рассматриваемому основанию освобождения иной смысл.
Так, в п.4 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения государственной Думы в России» от 19 апреля 2006 года указано, что подлежат освобождению условно-досрочно освобожденные от оставшейся неотбытой части наказания, а в п.4 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» от 18 декабря 2013 года подлежат освобождению условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления. Во-первых, зачем освобождать условно-досрочно освобожденных, если они уже освобождены от наказания?; во-вторых, освободить их можно только от испытаний при оставшейся неотбытой части наказания.
И если виды амнистирования определяются актами об амнистии как предписания, обязывающие правоприменителя совершить юридически значимые действия, то они должны быть закреплены в уголовном законе. Поэтому формулировку в ч. 2 ст. 84 УК РФ следует изменить, приведя ее в соответствие с законодательством об амнистиях, добавив: «... условно-досрочно освобожденные лица могут быть освобождены от прохождения испытания в течение оставшейся неотбытой части наказания».
В связи с этим, заслуживает рассмотрения вопрос об амнистии несовершеннолетних, освобожденных от наказания с помещением несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Согласно
ч. 2 ст. 92 УК РФ, помещение в специальное
161
учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. С одной стороны, объем кары и ограничений в данной мере значителен, несовершеннолетний изымается из семьи, ограничивается его свобода. С другой, - воспитательное воздействие осуществляется комплексно силами педагогов, психологов, медицинских работников ради интересов самого несовершеннолетнего в целях исправления и предупреждения повторных преступлений. Освобождать от воспитательного воздействия просто недопустимо.
Пенитенциарные обстоятельства в качестве оснований применения амнистии в отношении несовершеннолетних осужденных в актах амнистии присутствуют в следующих формах: а) несовершеннолетние ранее не отбывали лишение свободы в воспитательной колонии; б) несовершеннолетние осужденные отбыли определенную часть срока наказания.
Данные основания используются в актах амнистии в качестве дополнительных признаков, и ни в одной из амнистий не являются основными признаками. Например, в пп. 2 п.1 постановления Государственной Думы Федерального Собрания «Об объявлении амнистии с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» указание о том, что несовершеннолетние ранее
Литература:
1. Ожегов СМ. Словарь русского языка. 15-е здание / Под ред. И.Ю. Шведовой. М., 1984.
2. Михлин AM. Проблемы досрочного освобождения от отбывания наказания. Учебное пособие. М. : Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982.
3. Яковлева ЛЯ. Институт освобождения от наказания в российском праве : дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003.
4. Сотников С.А. Амнистия в уголовном праве России. Москва : Проспект, 2010.
5. Сотников С.А. Амнистия в уголовном праве России. Москва : Проспект, 2010. С. 98.
6. Яковлева ЛЯ. Институт освобождения от наказания в российском праве : дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. С.203
7. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. учение о наказании. Учебник для вузов; под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М. : ЗЕРЦАЛО, 2002. С. 224 (автор главы - Ю.М. Ткачевский).
8. Бузина МЯ. Испытательные сроки, устанавливаемые осужденным (правовой и криминологический аспекты) : дисс. ... канд.юрид.наук. Рязань, 2014. С. 177.
отбывали лишение свободы в воспитательной колонии, сочетается с другим дополнительным признаком - сроком лишения свободы. Согласно пп. 3 п.1 названного постановления, второй признак сочетается также со сроком лишения свободы. Кроме того, данные признаки всегда указываются для несовершеннолетних от 16 до 18 лет. Логика законодателя понятна, ибо в последнее время одним из направлений уголовной политики в отношении несовершеннолетних является сокращение применения уголовного наказания в виде лишения свободы.
Таким образом, проведенное исследование государственно-правовых актов об амнистии позволяет выявить определенные особенности, связанные с практикой применения амнистий в отношении несовершеннолетних:
1. Законодатель унифицирует ряд признаков, определяющих несовершеннолетних как надлежащего субъекта применения амнистии. К таким признакам, в первую очередь, с уверенностью можно отнести дифференциацию возраста.
2. Законодатель не выделяет в качестве необходимых в акте амнистии такие социальные признаки несовершеннолетних, как: учащиеся и не учащиеся, работающие и не работающие, проживающие в неблагополучных семьях и не имеющих родителей и т.п.
3. Нет «льгот» для несовершеннолетних женского пола. Представляется, что такой дифференцированный подход может считаться справедливым лишь в том случае, когда речь идет о несовершеннолетних.
Literature:
1. Ozhegov S.I. Russian Language Dictionary. 15th ed. / ed. I.Yu. Shvedova. M., 1984.
2. Mikhlin A.S. Problems of early release from punishment. Textbook. M. : Institute of Ministry of Interior of the USSR Press, 1982.
3. Yakovleva L.V. Institution of exemption from punishment in the Russian law: diss. ... Doct. of law. M., 2003.
4. Sotnikov S.A. Amnesty in Russian criminal law. Moscow : Prospect, 2010.
5. Sotnikov S.A. Amnesty in Russian criminal law. Moscow : Prospect, 2010. P. 98.
6. Yakovleva L.V. Institution of exemption from punishment in the Russian law: diss. ... Doct. of law. M., 2003. P. 203
7. Course of criminal law. General part. V. 2. Doctrine of punishment: textbook for higher schools; ed. N.F. Kuznetsova, I.M. Tyazhkova. M. : Zertsalo, 2002. P. 224 (author of the chapter - Yu.M. Tkachevskii).
8. Buzina M.V. Test dates fixed to the convicted (legal and criminological aspects) : diss. ... cand. of law. Ryazan, 2014. C. 177.
162