История
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 6, с. 413-50
УДК 378.113.1
К ВОПРОСУ О ДАТЕ ОСНОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
© 2016 г. Д. С. Игонина
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Подтупила в реЧакцию 31.10.2016
Затрагивается вопрос даты основания Нижегородского государственного университета им. Николая Ивановича Лобачевского, ставший актуальным в связи со столетним юбилеем вуза в 2016 году. Особое внимание уделяется анализу архивных источников и историографии, которые проливают свет на возникновение различных версий о дате основания Нижегородского университета. Автор пытается разрешить дискуссию относительно трех «дней рождения» университета и научно обосновать наиболее корректную, на взгляд автора, дату основания университета.
Ключевые длова: университет, основание университета, советский университет, факультет.
В 2016 году Нижегородский государственный университет им. Николая Ивановича Лобачевского отмечал вековой юбилей со дня основания. Конечно же, 17 января 1916 г. с основанием Нижегородского Народного университета (далее - НГУ) было положено начало зарождению высшего образования в Нижегородском крае. Дискуссии относительно даты основания университета в настоящий момент не встречаются в историографии, но нельзя игнорировать тот факт, что в настоящий момент в краеведческой литературе фигурируют три даты, претендующие на дату основания университета в Нижнем Новгороде: 1916, 1918 и 1931 год. Очевидно, что эта проблема требует научного решения. Аргументы и контраргументы относительно каждой из трех указанных дат автор попытается представить в данной статье.
С конца 90-х гг. XIX в. в России начиналась широкая популяризация идеи развития народных университетов. Член Нижегородской городской думы Д. В. Серебровский высказывался за демократическую направленность учебного заведения: «Народный университет должен иметь в виду не состоятельные классы населения, а народ в собственном смысле этого слова, лишенный возможности получать образование. Было принято решение сделать народный университет доступным самым широким слоям населения, для чего предусмотреть такие меры: низкая плата за обучение; отсутствие каких-либо ограничений для поступления» [1]. В 1916 году в Нижнем Новгороде был образован городской Народный университет1. К этому времени в Поволжье уже более века действовал Казанский Императорский университет, образованный по указу Александра I 5 ноября 1804 года, в кото-
ром успешно развивались различные научные школы. В 1829 году с выходом работы «О началах геометрии» Николаем Ивановичем Лобачевским было положено начало развития неевклидовой геометрии. В 1842 году воспитанник университета, профессор Н.Н. Зинин впервые синтезировал анилин, тем самым заложив основы анилино-красочной промышленности и производства лекарственных средств. Двумя годами позже, в 1844 году, другой казанский учёный, К.К. Клаус, открыл новый химический элемент, названный им в честь России «рутением». Ещё более прославил казанскую химическую школу А.М. Бутлеров, создав теорию химического строения органических веществ, которая для химии органических соединений имеет такое же значение, как таблица Д.И. Менделеева для изучения мира неорганических веществ. В первой половине XIX века университет превратился в крупнейший в Европе центр востоковедения - здесь родилась прославленная лингвистическая школа, основанная И. А. Боду-эном де Куртене [6]. Благодаря настойчивости саратовской общественности, а также министра П.А. Столыпина в 1909 году в Саратове был открыт университет, более известный как Императорский Николаевский университет, в котором первоначально действовал только медицинский факультет [6]. Бюджет университета составляли государственные ассигнования, добровольные пожертвования и небольшая плата студентов за обучение [7, с. 72]. В 1868 году Демидовский лицей в Ярославле был преобразован в Демидовский юридический лицей, который отныне давал высшее юридическое образование, пятая часть выпускников которого имели ученую степень кандидата права [8, с. 52].
Юридический лицей находился в ведении Московского государственного университета, который и был источником финансирования для юридического лицея в Ярославле.
Финансовый фонд Нижегородского Народного университета формировался из средств предпринимателей и меценатов. Среди них стоит особенно выделить фигуру Зиновия Михайловича Таланцева, который был одним из организаторов, а впоследствии председателем попечительского совета Нижегородского Народного университета. Именно он пригласил для чтения курсов лекций по ботанике и зоологии Дмитрия Федоровича Синицына, который впоследствии стал вторым (ди)ректором Нижегородского Народного университета и первым ректором Нижегородского государственного университета 1918 года (подробнее об этом см. далее) и активно отстаивал автономию вуза после революции 1917 года [9 с. 33]. Первым директором университета был профессор Московского университета, доктор исторических наук Д.Н. Егоров - историк-германист, ранее преподававший в Московском государственном университете и являвшийся основоположником отечественной библиографии и библиотековедения [10, с. 42-54].
Деятельность З.М. Таланцева в области народного образования началась в 1916 г. Он был инициатором создания в Нижнем Новгороде Городского народного университета и как гласный Городской думы входил в состав Комиссии по выработке Положения о народном университете. «Третьего дня, под председательством З.М. Таланцева, состоялось заседание попечительского совета народного университета в Нижнем. Председательствующий доложил о своей поездке в Москву и о приглашении там профессоров для чтения лекций на 3-м курсе университета. Московская профессура отнеслась очень сочувственно к открываемому в Нижнем университету, и с большой готовностью профессора принимали сделанные им предложения. Несколько профессоров заявили, что они приедут на торжественное открытие университета. З.М. Таланцев заявил, что расход в сумме 1500 рублей он принимает на свои личные средства. Попечительский совет выразил г. Таланцеву за его труды и за пожертвование благодарность. Решено просить профессора Московского университета г. Егорова принять на себя председательствование в университетском совете» [11, с. 2].
Структура Народного университета первоначально была представлена тремя отделениями: историческим, литературным и экономическим. Были избраны преподаватели 1-го курса университета. З.М. Таланцев и Н.Д. Работнов
провели переговоры с приват-доцентами
B.Н. Бочкаревым, Н.Л. Бродским и Б.И. Сыро-мятниковым. Они и стали деканами этих отделений. В.Н. Бочкарев возглавил историческое отделение, Н.Л. Бродский - литературное, а Б.И. Сыромятников - экономическое. Тогда же было сформировано и штатное расписание преподавательского состава - первого за всю историю университета. На литературном отделении числился 21 преподаватель, из них трое были приглашены из Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского (Ю.И. Ай-хенвальд, Б.А. Грифцов, В.Г. Сахновский), шесть приват-доцентов Московского университета (П.П. Блонский, В.К. Мюллер, В.Ф. Ржига,
C.В. Шувалов, В.М. Экземплярский, Ю.М. Соколов), шестеро преподавателей Московских женских педагогических курсов (Н.Л. Бродский (декан), И.Н. Розанов, С.С. Розанов, Н.П. Сидоров, Б.М. Соколов, Ю.А. Веселовский), магистрант русской литературы С.С. Игнатов, преподаватель Нижегородского дворянского института Б.В. Лавров, помощник библиотекаря Исторического музея им. Императора Александра III в Москве К.В. Покровский, профессор Петроградского женского педагогического института П.И. Сакулин, литератор В.Е. Чешихин (Вет-ринский), преподаватель московских средних учебных заведений М.А. Цявловский [12, с. 37].
Революция 1917 г. кардинальным образом изменила отношения между университетами и государством, привела к пересмотру принципов организации, структуры управления и внутренней юрисдикции университетов [13, с. 92].
Реформа высшей школы после Октябрьской революции была проведена с тем, чтобы закрепить победу революции и новой власти. Перестройка высших учебных заведений осуществлялась путем введения преподавания марксистской науки, подготовки новых преподавательских кадров и привлечения на сторону советской власти специалистов старой школы, а также вовлечения в число студентов детей трудящихся. В деле привлечения трудящейся молодежи в высшую школу огромное значение имела речь В.И. Ленина на III съезде комсомола. «Задача состоит в том, - говорил В.И. Ленин, обращаясь к молодежи, - чтобы учиться... Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание коммунистического общества» [14, с. 298, 301].
В 1918 г. Нижегородский университет в трудных условиях разгоравшейся Гражданской войны стал государственным по декрету, подписанному 25 июня 1918 г. Председателем Совета
народных комиссаров В.И. Лениным [9, с. 30]. В силу уже этого обстоятельства Нижегородский государственный университет - «первый университет в Советской России» [15, с. 156]. Основная задача новой высшей школы заключалась не только в обеспечении общенаучной подготовки и получении универсальных знаний, но также и в освоении специальных знаний по техническим направлениям. К началу 1918/1919 учебного года постановлением Организационного совета были открыты математический, физико-химический, биологический, горнотехнологический, агрономический, инженерно-строительный, механический, электротехнический, профессиональный и рабоче-энциклопедический факультеты [16, с. 1]. В ноябре 1918 г. был открыт историко-филологический факультет, а в 1920 г. - медицинский. В 1921 г. начинается обратный процесс -«сужения» многопрофильности Нижегородского университета. Были закрыты профессиональный, биологический, электротехнический и историко-филологический факультеты, а в феврале 1922 г. по распоряжению Главпрофобра был закрыт физико-математический факультет. Таким образом, с сентября 1922 года университет стал функционировать в составе четырех факультетов: агрономического, механического, химического и медицинского.
С учетом всего вышесказанного очевидно, что в 1918 году Нижегородский университет пережил не новое рождение, а реорганизацию внутренней структуры, следовательно, подверглось изменению штатное расписание и распорядок внутриуниверситетской жизни. Такого рода трансформация - закономерный исторический процесс, и стоит отметить, что университет 1918 года был переустроен на базе Нижегородского народного университета, переняв не только принципы преподавания и обучения, но также и учебные планы, на основе которых строилось обучение студентов на новых факультетах.
Ректор Нижегородского городского народного университета Дмитрий Федорович Сини-цын говорил, что Нижегородский университет должен представлять собой «свободный автономный Университет, не зависимый ни от какой партии, ни от какого правительства. Университет, в котором ум и душа профессора не связываются ничем кроме истины. Университет, в котором один повелитель - наука и один Бог -человечество» [12, с. 17]. В начале 1918 г. по указанию Центрального комитета партии была организована комиссия для выработки проекта реформы высших учебных заведений. В комиссию вошли А.В. Луначарский, П.К. Штернберг, К. А. Тимирязев и др. В мае 1918 г. проект реформы, подготовленный комиссией, обсуждался
на заседании политбюро ЦК партии. Проект был одобрен с несколькими поправками В. И. Ленина, решительно выступившего против автономии высшей школы [17, с. 5]. 8-14 июля 1918 г. было проведено Всероссийское совещание по реформе высшей школы. Совещание, однако, не оправдало надежд его организаторов, планировавших принять на совещании Положение о российских университетах, в котором был пункт о необходимости создать факультеты общественных наук, ставящих своей целью задачу разработки и распространения идей научного социализма и приложения материалистического метода во всех областях обществоведения. Участники совещания, среди которых было немало представителей старой профессуры, воспротивились попыткам сделать высшую школу средством идеологической обработки молодежи. Принятая 10 июля резолюция гласила, что «в университетах должна царить атмосфера полной свободы преподавания наук и проведения взглядов и идей всякого направления» [18, с. 18].
Не устраивали новую власть ни методы преподавания в высшей школе, ни состав студентов. 24 июля 1919 г. в Постановлении Коллегии Народного комитета просвещения «Об устранении параллелизма в высшей школе» было указано: «Принимая во внимание:
1) что высшая школа буржуазного типа явно не удовлетворяет потребности широких народных масс и насущных нужд Социалистической Республики вследствие устарелости своих учебных планов и методов преподавания;
2) что благодаря этому число студентов, фактически занимающихся в высших учебных заведениях, весьма невелико, совершенно не соответствуя количеству студентов, числящихся в списках этих заведений, и составляет нередко лишь несколько процентов этого последнего числа;
3) что явление это должно в будущем еще обостриться в связи с отменой отсрочки по отбыванию воинской повинности для учащихся в высших учебных заведениях;
4) что в то же время в некоторых городах существует по нескольку высших учебных заведений, ставящих себе одинаковые задачи;
5) что создание высшей школы нового типа, предполагая прежде всего другого полное обновление кадров профессуры, не может быть проведено быстро даже в обычной обстановке, тем более в обстановке военного времени, создаваемой нападением всего буржуазного мира на Советскую Россию;
Народный комиссариат по просвещению предписывает Отделу высших учебных заведений:
а) немедленно принять меры к устранению параллелизма, имеющего теперь место по отношению к высшей школе в крупных центрах, а для этого, прежде всего, свести в одно целое однотипные высшие учебные заведения, существующие в одном городе, поскольку отдельное существование их не оправдывается количеством учащихся;
б) в более мелких центрах использовать библиотеки, аудитории, лаборатории и т.д. высших учебных заведений для внешкольного образования пролетариата и крестьянства, во-первых, и для подготовки кадров нового учительства школ первой и второй ступени, во-вторых...» [19, с. 148].
В 1919 г. в программе Коммунистической партии были сформулированы основные задачи и принципы построения высшей школы: «Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой» [20, с. 96].
Основанный в царской России университет, по мнению большевиков, не мог транслировать курс партии, как того требовала верховная власть. В данном случае признание 1916 года датой основания университета не соответствовало главной линии партии по искоренению дореволюционных достижений России, и вплоть до 1991 года в нижегородской историографии фигурировал 1918 год как год образования Нижегородского университета. Авторы статей официального информационного издания Горьковского университета - газеты «За Сталинскую науку» во всех статьях и заметках, содержание которых прямо или косвенно касалось даты основания университета, открыто обозначали 1918 год как год основания университета.
Быстрые темпы индустриализации в начале 30-х гг. XX века в стране, включение в 1929 г. в состав Нижегородского края Чувашской, Удмуртской и Марийской национальных автономий, испытывавших необходимость в качественно подготовленных кадрах, - все это можно отнести к предпосылкам переустройства Нижегородского университета. Стоит отметить, что специально для НГУ бюро крайкома сформулировало определенные задачи по подготовке технических кадров, потому как «темп подготовки новых кадров не идет ни в какое сравнение с темпами индустриализации и социали-
стического переустройства сельского хозяйства. Темп подготовки специалистов должен быть ускорен» [21, с. 1]. Области, как и государству в целом, необходимы были не только инженеры, строители и врачи, но и специалисты с определенными идеологическими убеждениями. Николай Иванович Бухарин говорил: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, будем вырабатывать их как на фабрике» [22, с. 254]. Начавшийся в связи с этим процесс «пролетаризации» высшей школы лишь подтверждал эту установку. Был существенно расширен контингент учащихся при помощи новых приемов, сопровождающийся дальнейшим улучшением социального состава студенчества.
Согласно партийным указаниям, НГУ по линии технических факультетов уже в текущем году должен перейти на четырехлетний срок обучения, специализация студентов начиналась с первого курса. Такие тенденции реформирования технического образования происходили по всей стране. Но вышеописанная система организации подготовки необходимых стране специалистов не могла выполнить поставленную властью страны задачу, поэтому Нарком-прос совместно с местными органами власти в начале 30-х гг. приступил к совершенствованию системы высшего образования. В Нижнем Новгороде была образована специальная межведомственная комиссия в составе представителей Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции, Народного комиссариата просвещения, Высшего совета народного хозяйства и Центрального бюро пролетарского студенчества по вопросу о реорганизации НГУ. Закончив свою работу 11 апреля 1930 года, комиссия приняла решение об организации на базе имеющихся факультетов университета новых высших учебных заведений соответствующего профиля: механико-машиностроительный, химический, педагогический, сельскохозяйственный, строительный и медицинский институты. Коллектив университета на заседаниях фракций ВКП(б) и ВЛКСМ факультетов выступал против закрытия университета, считая, что «в данной конкретной обстановке расчленение университета на два обособленных учебных заведения крайне нецелесообразно» [23, оп. 1. Д. 3. Л. 7]. Нецелесообразность этого решения объяснялась прежде всего «отсутствием материально-технической базы, в результате чего проведение в жизнь разделения университета может лишь привести к естественной гибели факультета Педагогического и Агрономического, не создав этой гибелью благоприятных условий
для развития индустриальных факультетов» [23, оп. 1. Д. 3. Л. 7]. Более того, были намечены работы по рационализации педагогического состава и административного аппарата. При трудоустройстве преимущество отдавалось тем сотрудникам, которые были настроены на постоянную работу в университете, в связи с этим была поставлена задача расширять институт аспирантов [23, оп. 1. Д. 3. Л. 8 об.].
На заседании бюро коллектива ВКП(б) при Нижегородском университете было решено включить в план постройку новых факультетов -химического, механического, строительного, речного судостроения, промышленно-эконо-мического, индустриального земледелия, а также студенческого общежития на тысячу человек [23, оп. 1. Д. 3. Л. 53]. Смета расходов также была составлена и озвучена на вышеупомянутом заседании. Был поднят вопрос и об отсутствии столовой для студентов и преподавателей. Было принято решение ходатайствовать перед горсоветом о предоставлении Георгиевской и Троицкой церквей под столовую студентам [23, оп. 1. Д. 3. Л. 47].
В 1930 году в качестве самостоятельного научного учреждения был образован научно-исследовательский физико-технический институт (далее - НИФТИ), который непосредственно подчинялся сектору науки Наркомпроса РСФСР. Инициативная группа людей в лице А.А. Андронова, В.И, Гапонова, М.Т. Гапоновой-Греховой, Е.А. Леонтовича и А.Г. Любиной, работавших там, добились присоединения НИФТИ к Горь-ковскому университету. Приказом Наркомпроса № 341 от 25 июня 1932 года, НИФТИ был включен в систему Горьковского университета и получил статус Горьковского научно-исследовательского физико-технического института. На заседании бюро коллектива ВКП(б), состоявшегося 26.02.1932 года, была отмечена «целесообразность и своевременность присоединения института к Н.Г.У.» [23, оп. 1 а. Д. 2. Л. 18]. Единогласным решением бюро коллектива ВКП(б) было также и то, что «бюджет НИФТИ должен быть использован только для НИФТИ по прямому назначению» [23, оп. 1 а. Д. 2. Л. 18]. Включение НИФТИ в систему университета помогло установить более тесную связь между научно-исследовательской работой и подготовкой специалистов. В нем были представлены следующие научные направления: рентгенофизика, металлография, электротехника, физическая химия, электрические колебания и теоретическая физика [24]. (Ди)ректор ГГУ Маньковский (Лев Александрович Маньков-ский занимал пост (ди)ректора ГГУ с 1931 по 1938 г. - Прим. авт.) всецело поддержал ини-
циативу присоединения НИФТИ. Поддержал для того, чтобы университет выжил, когда из него вывели медицинский, педагогический, политехнический, сельскохозяйственный и строительный институты. В 1934 г. Л.А. Маньковский признавался: «В первые годы [после 1930 г.] работы Университета были настроения перевести Университет в другой город, но мы, идя по пути укрепления Университета, вышли из всех трудностей и Университет на сегодня не только создан, но и значительно укреплен. В Университет приехал т. Андронов, который много делал по комплектованию Университета кадрами, и хорошими кадрами».
Развертывание такой активной работы по организации строительства новых корпусов и административных зданий, образование и присоединение к НГУ НИФТИ явно шло в противоречие с возможным закрытием и расформированием университета. Следовательно, можно сделать вывод, что руководство университета не намерено было закрывать университет или расформировывать его на ряд вузов.
Проект разделения университета на шесть самостоятельных высших учебных заведений так и не воплотился в жизнь. Стало очевидно, что университет способен быстрее и качественнее обеспечить государство необходимыми кадрами, чем отдельные вузы, которым требовалось время, чтобы стать динамично развивающимися высшими учебными заведениями. То есть 1931 год не может считаться третьей датой рождения университета. В настоящее время нет ни одной научной работы, где бы приводились аргументы в пользу 1931 года. Поэтому считать, что в 1931 году Горьковский университет пережил третье рождение, некорректно ввиду отсутствия аргументированных научных доводов. Более того, в работах советского периода 1931 год упоминался в контексте реорганизации университета, но авторы не ставили себе цели пересмотреть вопрос о дате основания университета, потому как 1918 год, как общепринятая дата основания, никогда не оспаривался советскими исследователями.
Одержав победу в революции 1917 года, большевики активно стали пропагандировать свою идеологию во всех сферах жизни государства. Переустраивая Нижегородский университет, местная власть «забыла» о заслугах основателей университета, которые, безусловно, создали базу для университета 1918 года. Идеологическая составляющая заключалась в том, что исследователи и публицисты советского времени, следуя директивам новой власти, делали акцент на 1918 год, как на год основания университета, лишь иногда упоминая про универ-
ситет 1916 года как на учреждение, созданное в империалистическую эпоху. Считать 1918 год датой основания университета стало лишь историографической традицией советского времени, но не научным фактом или достижением. Подтверждением этому служит и то, что после 1991 года возрос интерес к истории университета 1916 года, и исследователи стали обоснованно считать 17 января 1916 года датой основания Нижегородского университета. Очевидно, что 1918 и 1931 год - это даты самых крупных реорганизаций университета. Несмотря на практически полное переустройство внутриунивер-ситетской жизни, вуз поддерживал традиции классического университетского образования. Реорганизации высшего учебного заведения в данном случае давали толчок к дальнейшему развитию университета в Нижнем Новгороде. Подобные явления закономерны для развития любого учреждения в историческом контексте. Таким образом, очевидно, что единственно верной и научно обоснованной датой рождения университета в Нижнем Новгороде следует считать 1916 год. Тогда же вместе с университетом зародился ряд научных школ, которые стали развиваться в стенах вуза и до сих пор поддерживаются современными исследователями не только в Нижнем Новгороде и в России, но и за рубежом.
Выражаю благодарность моему научному руководителю д.и.н., профессору, заведующему кафедрой истории средневековых цивилизаций Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Андрею Александровичу Кузнецову за консультации и предоставленные материалы по истории присоединения НИФТИ к Горьковскому университету.
Примечание
1. Комплексные исследования феномена народных университетов в дореволюционной России автору в настоящий момент неизвестны. Отдельные аспекты проблемы, связанные с социальной, правовой и педагогической спецификой функционирования этого типа образовательных учреждений, рассматривались в работе А.Е. Иванова «Высшая школа России в конце XIX - начале XX века» [2]. Автор дает общую характеристику деятельности университетов такого типа в стране, особо отмечая Университет им. А.Л. Шанявского в Москве, Народный университет в Томске и Нижегородский народный университет. А. Е. Иванов дает общую оценку их деятельности, сравнивая учебные заведения между собой. История региональных Народных университетов к настоящему моменту отражена в статьях исследователей в
рамках изучения общей картины образовательного процесса в областях к началу XX века. Становление и развитие Воронежского общества Народных университетов представлено в статье М.Ю. Семенова «Исторический опыт организации народного просвещения в Австро-Венгрии и России в конце XIX -начале XX века (на примере Народного университета в Вене и Воронежского общества Народных университетов)» [3]. Короткий период существования Тамбовского народного университета отражен в статье В.В. Канищева и Н.Н. Будюкина «К 95-летию Тамбовского университета» [4]. Народному университету Шанявского посвящена обширная публикация
B.А. Власова «Народный университет имени Шаняв-ского» [5].
Список литературы
1. Бахтурина А.Ю. Народные университеты в России конца XIX - начала XX века // История «Миусс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-miuss/istoriya-miuss/narodnie-universiteti-v-rossii-konca-xix--nachala-xx-vv.html
2. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. 392 с.
3. Семенов М. Ю. Исторический опыт организации народного просвещения в Австро-Венгрии и России в конце XIX - начале XX века (на примере Народного университета в Вене и Воронежского общества Народных университетов) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1. С. 159-164.
4. Канищев В.В., Будюкин Н.Н. К 95-летию Тамбовского университета // Вестник ТГУ. 2013. № 4.
C. 9-22.
5. Власов В.А. Народный университет имени Шанявского // Известия Пензенского государственного педагогического университета. 2012. № 27. С. 527-532.
6. Казанский (Приволжский) федеральный университет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kpfu.ru/sveden/istoriya-universiteta
7. Блохина Н. Н. Первые шаги Императорского Николаевского Саратовского университета (19091917) к 100-летию со дня создания университета // Клиническая медицина. 2012. № 5. С. 72.
8. Головщиков К.Д. История Демидовского юридического лицея в Ярославле (1803-1899 гг.). Ярославль: Типолитогр. Э.Г. Фальк, 1900. 104 с.
9. Кузнецов А. А., Игонина Д.С. «Синицын... казался смелым пионером в области высшей школы: первый ректор ННГУ и советское студенчество» // Вестник Нижегородского университета. 2015. № 4. С. 30-37.
10. Кузнецов А. А., Федосеева К. В. Доклад члена-корреспондента АН СССР С. И. Архангельского об истории Нижегородского государственного университета // Вестник Нижегородского университета. 2016. № 4. С. 42-54.
11. Газета «Волгарь». 9 января 1916 г. С. 2.
12. Хохлов А.Ф. Университет, рожденный трижды. История создания и становления Нижегородского университета. Нижний Новгород, 2001. 377 с.
13. Покладок Е.Б., Спасская В.В. Эволюция автономии университета в Европе. М.: Поматур, 2006. 142 с.
14. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. 696 с.
15. Стоюхина Н.Ю. Гуманитарное образование в провинцию. Нижегородский университет в первые годы Советской власти. СПб.: Любавич, 2011. 234 с.
16. Сталинская забота о развитии науки // За Сталинскую науку. 1952. № 4. С. 2.
17. Покровский M.H. Ленин и высшая школа. Л.: Госиздат, 1924. 192 с.
18. Сафразьян И.Л. Становление марксистско-ленинского гуманитарного образования в Московском университете (октябрь 1917-1925 г.). М., 1987. 152 с.
19. Постановление Коллегии Наркомпроса «Об устранении параллелизма в высшей школе». 24 июля
References
1919 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917— 1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузы-рев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. 456 с.
20. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / Под общ. ред. А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. Т. 8: 1946-1955. 1985. 542 с.
21. Балахонов А.Г. «Основная задача НГУ - реорганизовать постановку академической общественной работы» // Нижегородская коммуна. 1929. 4 декабря. С. 1-2.
22. Бухарин Н. И. Путь к социализму. Новосибирск: Наука, 1990. 494 с.
23. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 275.
24. Университет, рожденный октябрем. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1978. 192 с.
1ейуи 80 dnya sozdaniya universiteta // Klinicheskaya
ON THE QUESTION OF THE FOUNDING DATE OF THE NIZHNI NOVGOROD STATE UNIVERSITY
D.S. Igonina
The issue of the founding date of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod became topical in 2016 in connection with the university's centenary. In this article, particular attention is given to the analysis of archival sources and historiography that shed light on the emergence of different versions regarding the date of the university's founding. The author tries to resolve the debate on the university's three «birthdays» and to provide a scientific justification for the most correct (in the author's opinion) date of the university's founding.
Keywords: university, university founding, Soviet university, faculty.
1. Bahturina A.Yu. Narodnye universitety v Rossii konca XIX - nachala XX vekа // Istoriya «Miuss» [Eh-lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-miuss/istoriya-miuss/na-rodnie-universiteti-v-rossii-konca-xix--nachala-xx-vv. html
2. Ivanov A.E. Vysshaya shkola Rossii v konce XIX -nachale XX veka. M., 1991. 392 s.
3. Semenov M.Yu. Istoricheskij opyt organizacii narodnogo prosveshcheniya v Avstro-Vengrii i Rossii v konce XIX - nachale XX veka (na primere Narodnogo universiteta v Vene i Voronezhskogo obshchestva Narodnyh universitetov) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2016. № 1. S. 159-164.
4. Kanishchev V.V., Budyukin N.N. K 95-letiyu Tambovskogo universiteta // Vestnik TGU. 2013. № 4. S. 9-22.
5. Vlasov V.A. Narodnyj universitet imeni Shan-yavskogo // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 27. S. 527-532.
6. Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://kpfu.ru/sveden/istoriya-universiteta/
7. Blohina N.N. Pervye shagi Imperatorskogo Niko-laevskogo Saratovskogo universiteta (1909-1917) k 100-
medicina. 2012. № 5. S. 72.
8. Golovshchikov K.D. Istoriya Demidovskogo yuridicheskogo liceya v Yaroslavle (1803-1899 gg.). Yaroslavl': Tipolitogr. Eh.G. Fal'k, 1900. 104 s.
9. Kuznecov A.A., Igonina D.S. «Sinicyn... ka-zalsya smelym pionerom v oblasti vysshej shkoly: pervyj rektor NNGU i sovetskoe studenchestvo» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. 2015. № 4. S. 30-37.
10. Kuznecov A.A., Fedoseeva K.V. Doklad chlena-korrespondenta AN SSSR S.I. Arhangel'skogo ob istorii Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta // Vest-nik Nizhegorodskogo universiteta. 2016. № 4. S. 42-54.
11. Gazeta «Volgar'». 9 yanvarya 1916 g. S. 2.
12. Hohlov A.F. Universitet, rozhdennyj trizhdy. Is-toriya sozdaniya i stanovleniya Nizhegorodskogo univer-siteta. Nizhnij Novgorod, 2001. 377 s.
13. Pokladok E.B., Spasskaya V.V. Ehvolyuciya avtonomii universiteta v Evrope. M.: Pomatur, 2006. 142 s.
14. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T. 41. 696 s.
15. Stoyuhina N.Yu. Gumanitarnoe obrazovanie v provinciyu. Nizhegorodskij universitet v pervye gody Sovetskoj vlasti. SPb.: Lyubavich, 2011. 234 s.
16. Stalinskaya zabota o razvitii nauki // Za Sta-linskuyu nauku. 1952. № 4. S. 2.
17. Pokrovskij M.H. Lenin i vysshaya shkola. L.: Gosizdat, 1924. 192 s.
18. Safraz'yan I.L. Stanovlenie marksistsko-leninskogo gumanitarnogo obrazovaniya v Moskovskom universitete (oktyabr' 1917-1925 g.). M., 1987. 152 s.
19. Postanovlenie Kollegii Narkomprosa «Ob us-tranenii parallelizma v vysshej shkole». 24 iyulya 1919 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobra-zovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973 gg. / Sost. A.A. Abakumov, N.P. Kuzin, F.I. Puzyrev, L.F. Litvinov. M.: Pedagogika, 1974. 456 s.
20. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza
v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i Ple-numov CK (1898-1988) / Pod obshch. red. A.G. Ego-rova, K.M. Bogolyubova. T. 8: 1946-1955. 1985. 542 s.
21. Balahonov A.G. «Osnovnaya zadacha NGU - re-organizovat' postanovku akademicheskoj obshchestven-noj raboty» // Nizhegorodskaya kommuna. 1929. 4 dekabrya. S. 1-2.
22. Buharin N.I. Put' k socializmu. Novosibirsk: Nauka, 1990. 494 s.
23. Gosudarstvennyj obshchestvenno-politicheskij
arhiv Nizhegorodskoj oblasti. Р. 275.
24. Universitet, rozhdennyj oktyabrem. Gor'kij: go-Vyatskoe knizhnoe izd-vo, 1978. 192 s.