К ВОПРОСУ О БИБЛЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЭСХАТОЛОГИИ
М.В. ФИЛАТОВ, ст. преподаватель кафедры мировой и отечественной культуры МГУЛа
Вопросы жизни и смерти всегда были предметом особого интереса в истории человеческой культуры. Они имели свое отражение как в материалистических философских концепциях, так и в мировых религиозных системах, в том числе, в христианстве.
В современных условиях эсхатологические и техногенные проблемы как бы вызывают некоторую остроту ощущения приближения конца света, с одной стороны и с другой возрождающееся в нашей стране христианское мировоззрение, в свою очередь испытывает интерес к этому фундаментальному понятию христианского вероучения.
В этой связи следует добавить, что сейчас как в мире в целом, так и в нашей стране в частности объявляются новоявленные пророки, которые, спекулируя на страхах и переживаниях людей предсказывают миру близкий конец света.
Библейская эсхатология включает в себя три основных элемента. Во-первых, представления о Богоизбранности и Мессианстве, а также связанный с ними образ царства Мессии. Во-вторых, представления о посмертном воздаянии. В-третьих, представления о месте наказания для умерших.
Три вопроса, выделенные выше являются определяющими для библейской эсхатологии. Главным источником по библейской эсхатологии является Священное писание- Библия. Библейский текст традиционно разделяется на две части, являющихся священными для двух религий: иудаизма и христианства. В свете этого сложилось две эсхатологических традиции: иудейская и христианская. Обе традиции дополняют друг друга и представляют эволюцию эсхатологических воззрений христианской церкви. Христианская эсхатология отчасти воспринимает иудейскую эсхатологию.
Проблема Богоизбранности и Мессианства является ключевой для библейской эсхатологии. Эта проблема интересовала не только иудаизм, но и христианство. Зарождаясь в недрах религиозной иудейской доктрины, данная проблема окончательно была сформулирована христианством. В рамках библейской традиции происходит эволюция проблемы Богоизбранности. Зарождаясь как избранность по крови, т.е. национальная, Богоизбранность постепенно превращается в избранность по духу, т.е. избранность религиозную. Изменение взглядов на Богоизбранность четко разделяется на две традиции: ветхозаветную и новозаветную. Ветхозаветная традиция ассоциируется с Богоизбранностью национальной. Эта традиция сохранилась в иудаизме и стала основной идеей еврейской религии. Согласно этому единственным Богоизбранным народом является только еврейский народ. В соответствии с этим и ветхозаветная Богоизбранность определяется как кровная принадлежность к этому народу. Только позднее появляется тенденция к отождествлению Богоизбранности не только с генетической принадлежностью к определенному народу, но и как духовное родство. В иудаизме эта традиция не получила дальнейшего развития, но Отцы церкви, в частности, Августин Блаженный, развивают эту мысль в рамках христианского учения.
Уже в книге Бытия мы встречаем упоминания об особых отношениях евреев и Бога. Бог поочередно заключает заветы с ветхозаветными патриархами Ноем (Бытие. 9:8-17), Авраамом (Бытие. 17:4-12), Исааком (Бытие. 26:2-5;24) и Иаковом-Израилем (Бытие.28:11-15) и (Бытие. 35:9-13). Причем вначале это неопределенные отношения, которые касаются всего человечества. Именно в Бытии зарождается меркантильное представление о Земле обетованной как
о реальной территории. Эти архаические и экспансионистские чаяния еврейского народа ложатся в основу представлений о царстве Богоизбранного народа.
Идея о царстве Мессии формулируются в книгах пророков и приобретают более универсальный характер, хотя при этом сохраняет материалистические черты реального государства на земле. Вопрос о царстве Мессии переходит на другой духовный уровень только в рамках христианства, причем для этого оказалось необходимым пересмотреть взгляды и на образ Мессии.
В Ветхом завете образ Мессии связан только с еврейским народом, то в Новом завете образ Мессии принимает апокалипсические черты Спасителя всего живого и Судьи Живых и Мертвых. При этом именно в Новом завете все составные части эсхатологической концепции связываются воедино.
В дальнейшем идея Богоизбранности получает развитие в книгах пророков. Если в Торе говорится, что евреи Богоизбранный народ, единственный, который интересует Яхве, то у пророков вопрос о Богоизбранности рассматривается под другим углом зрения. Согласно мнению М.И. Рижского, в пророческую эпоху Израиль остается для Бога избранным народом, но Он также опекает и другие народы. Главным принципом, по которому еврейский народ становится избранным является особая роль этого народа в эсхатологической истории мира. Именно в недрах еврейского народа должен зародиться Мессия-спаситель [1].Это главная миссия еврейского народа. Ради этой миссии евреям прощаются их проступки перед Богом. Хотя наказание за них регулярно обрушиваются на Богоизбранный народ. Одним из первых идею наказания формулирует пророк Амос.
Вообще говоря, мы можем назвать пророка Амоса и пророка Исаию основоположниками иудейской эсхатологии. Пророк Амос формулирует идею избранности в следующих словах: 2. Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас
за все беззакония ваши (Амос; 3:2) [2]. Вся пророчекая литература полна рассуждений о каре Бога своему избранному народу. Бог не просто испытывает свой народ, но закаляет его, готовя к важной миссии- появлению в его среде Мессии. Ярким примером испытания Богоизбранного народа является Вавилонский плен. Именно в вавилонском плену рождается представление о «Дне гнева Яхве», дне воплощения эсхатологических чаяний еврейского народа. Именно в «День гнева» Яхве будет судить Богоизбранный народ, именно после этого Мессия установит Царство Бога на земле для еврейского народа.
Несмотря на все преступления Богоизбранного народа против Бога, он по прежнему печется о них. Они важная деталь эсхатологической мистерии. Именно через них придет в мир Мессия, поэтому и нужен Богоизбранный народ, поэтому и нужны испытания для него, чтобы подготовить приход Мессии. Пророк Иеремия так говорит о приходе Мессии: 5. Вот, наступают дни, говорит Господь,- и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше» (Иер. 23; 5- 6) [3].
Говоря о Богоизбранности, мы упомянули и о Мессии. Кто же такой Мессия? Согласно еврейской традиции, Мессия- это спаситель Богоизбранного народа. Идея Спасителя появилась еще в древности. Еврейский народ имел довольно бурную политическую историю, результатом которой стало даже разделение Царства на Израиль и Иудею. Этим воспользовались противники евреев. Много раз евреи терпели поражения от своих врагов. Враги эти были достаточно могучими, в результате чего справиться с ними еврейское государство не могло. Таким образом, в утешение комплекса обиды и была создана теория Мессии - спасителя. В еврейских текстах упоминается слово «Машиах», что в переводе
значит «помазанный». Оно употреблялось по отношению царей, священников, пророков. Мессии в первую очередь уделяют внимание пророки. Именно они предсказывают появление Спасителя методично перечисляя приметы Его прихода. Исайя говорил о Мессии из рода Давидова: 1. Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;[...] 6. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7. чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. 8. Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. 9. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. (Исаия 42:1-9) [4].
Со временем, образ Мессии превращался в образ воина, который освободит еврейский народ от иноземного владычества. После этого будет установлено всемирное царство Мессии. Под царством Мессии подразумевалась сначала Земля обетованная, обещанная Богом ветхозаветным патриархам, а в книгах пророков под царством Мессии подразумевалось мировое еврейское государство: 6. В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. 7. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. (Мих. 4:6-7) [5].
Таким образом, в Библии идея Мессии тесно связана с идеей Царства Божия. При этом налицо эволюция идеи. Образ Земли Обетованной постепенно трансформируется в образ мировой державы Избранного народа. Новый завет создает более мистический и универсальный образ Царства Божия, переводя его из сферы материальной в сферу мистическую.
Более возвышенным становится и образ Богоизбранного народа. В Новом за-
вете Богоизбранность понимается не генетически, а духовно. Это не родство по крови, а единение Духа. Новое духовное родство не учитывает никаких земных критериев: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (К галатам. 3;28) [6].
Если в ветхозаветной традиции Богоизбранность превращает евреев в господ по сравнению с другими людьми (Ис. 14:2), то в новозаветной традиции Богоизбранность подразумевает служение Человечеству: 22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10: 22) [7]. Если в Ветхом завете избранный народ получает весь мир, то в Новом завете избранный народ должен сам отказаться от всего ради своего служения: 37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:37-38) [8].
Более универсальным становится и образ Мессии. Он не воитель или мститель за притеснения Богоизбранного народа, Мессия становится фигурой вселенского масштаба, Он спасает все человечество. Именно Мессия создаст на земле Царство Божие. Это не утилитарное земное царство избранного народа, но вселенское царство праведных - Небесный Иерусалим: 2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Апокалипсис; 21:2) [13]. Налицо эволюция и идеи Богоизбранности и Мессианства от более примитивных земны форм в Ветхом завете до духовномистических форм в Новом завете.
Особняком в библейской эсхатологии стоит вопрос о посмертном воздаянии. Говоря о посмертном воздаянии мы выделяем два ключевых момента: Страшный суд и концепция самого места наказания.
Идея Страшного суда в христианстве формируется из ветхозаветного «Дня гнева
Яхве». О «Дне гнева Яхве» постоянно твердят ветхозаветные пророки: 6. Рыдайте, ибо день Господа близок, идет, как разрушительная сила от Всемогущего. 7. Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. 8. Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись. 9. Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. 10. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. 11. Я накажу мир за зло, и нечестивых- за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей: 12. Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи- дороже золота Офирского. 13. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Г оспода Саваофа, в день пылающего гнева Его (Исаия; 13:6-13) [9].
Именно концепция «Дня гнева» легла в основу представлений о Страшном суде: 19. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. 20. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; 21. ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (Исаия; 26:19-21) [10].
В Ветхом завете «День гнева» не столько день кары сколько день подготовки избранного народа к его миссии: 12. Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13. и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме (Исаия; 27:12-13) [11] Пророк Исаия говорит, что только после
того когда Бог снимет свой гнев с Богоизбранного народа придет в мир долгожданный Мессия. (Исаия; 25:6-9).
После этих эсхатологических событий грешники будут приговорены к вечному страданию.
Правда в Ветхом завете еще не существовало представления об Аде, как в Новом завете. В Ветхом завете упоминается только место скорби-Шеол. Шеол- это место, куда попадают все умершие, несмотря на свою праведность или греховность. Шеол - это подземное царство вечной скорби: 17. Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания (Пс. 93:17) [12] .Постепенно Шеол превращается из места пребывания всех умерших в место наказания для грешников: 2. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание (Дан. 12:2) [13].
В Новом завете ад это место воздаяния грешникам. Хотя в новозаветной традиции детализированного образа ада тоже не существует: 10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. ... 12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, 14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это- смерть вторая. 15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Апокалипсис; 20:10-15) [14].
Таким образом Новый завет продолжает ветхозаветную традицию. «День гнева Яхве» постепенно трансформируется в новозаветный День Страшного суда. Именно в этот день Иисус Христос-Мессия будет судить все человечество. В результате этого праведники окажутся в Царстве Божием, как его называл Иоанн Богослов - Небес-
ном Иерусалиме, а грешники будут ввергнуты в Геену Огненную.
Также мы видим как изменяются представления о месте наказания грешников. Так ветхозаветный Шеол - место скорби трансформируется в Геену огненную -место страданий грешников.
В целом библейская эсхатологическая концепция тяготеет к усложнению апокалипсических образов. Наблюдается переход эсхатологических идей от грубого физического к утонченному духовномистическому восприятию. Несомненно, то что, библейская эсхатологическая концепция оказала влияние на формирование духовного мира западной христианской цивилизации в целом.
Подводя итоги, хотелось бы отметить также и то значение, какое играет библейская эсхатологическая концепция в формировании духовного мира современно-
го человека. Рамки данной статьи не позволяют более детально рассмотреть данный вопрос, однако актуальность проблемы «последних дней» делает его интересным не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
Литература
1. Рижский М.И., Библейские пророки и библейские пророчества,М., 1987 г., С. 92.
2. Библия., М., 2000. - С. 799.
3. Библия., М., 2000. - С. 683
4. Библия., М., 2000.-С. 643.
5. Библия., М., 2000. - С. 809.
6. Библия., М., 2000. - С. 1048.
7. Библия., М., 2000.-С. 843.
8. Библия., М., 2000. - С. 844.
9. Библия., М., 2000. - С. 1103.
10. Библия., М., 2000. - С. 622.
11. Библия., М., 2000. - С. 630.
12. Библия., М., 2000. - С. 631.
13. Библия., М., 2000. - С. 556.
14. Библия., М., 2000. - С. 787.
«КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» - ФЕНОМЕН В КУЛЬТУРЕ РОССИИ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ
А.С. АГАФОНОВА, ст. преподаватель кафедры мировой и отечественной культуры
В истории культуры России можно выделить несколько феноменов, не имеющих по своему размаху и результативности аналога в мировом культурно-историческом процессе. Среди таких феноменов творчество крепостного крестьянства, интерес к которому стал формироваться в конце XIX - начале XX веков.
Понятие «крепостная интеллигенция» было введено в научный оборот Е. Летковой в 1883 году [1]. Это широкое понятие, включающее в себя крепостных, представляющих различные виды творчества. Это «все те элементы из крепостной среды, которые, в силу ли собственных дарований, или волею своего барина, посвящали себя занятиям нынешних свободных профессий» [2]. Активно творчество крепостных развивается с XVIII века. То есть в
тот период, когда в России происходят кардинальные перемены в экономическом и культурном плане, когда доминирующем сословием становится дворянство, создавшее свою неповторимую культуру.
Именно дворянская культура самым непосредственным образом связана с творчеством крепостного крестьянства. Образованность, свобода передвижений, свобода действий, доходы, приносимые поместьями, выливались в дворянской среде в желания что-то делать, совершать неслыханное, иметь что-то лучшее, чем у других. Срабатывал психологический фактор, фактор социального соперничества. Элитная корпорация нередко осуществляла свои амбициозные потребности с помощью талантливых крепостных. Труд крепостных крестьян играл двоякую роль: с одной стороны, как