Юридические науки
УДК 342.9
К ВОПРОСУ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
П.В. Сабанин, Московский финансово-юридический университет МФЮА;
Главное управление Росгвардии по г. Москве (Москва, Россия).
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы процедуры категорирова-ния объектов топливно-энергетического комплекса, связанные с определением критического элемента. Предложена структурно-уровневая модель обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Ключевые слова: объект топливно-энергетического комплекса, категорирование, критический элемент, зона безопасности объекта, модель обеспечения безопасности.
TO ISSUE OF CATEGORIZATION OF FUEL-POWER COMPLEX OBJECTS
Abstract. The article deals with problematic issues of procedure for categorization of objects of fuel-power complex, associated with definition of critical element. A structural-level model of ensuring the safety of the fuel-power complex is suggested.
Keywords: fuel-power complex object, categorization, critical element, object safety zone, security model.
В 2011 году был принят Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон) в соответствии с которым были установлено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе дифференцированных требований, определяемых по степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, то есть отнесения объекта к категории опасности. Порядок категори-рования в соответствии с данным Законом был определен в постановлении Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" (далее - Положение).
В вышеуказанных нормативно-правовых актах подробно отражено все, что касается категорирования объектов топливно-энергетического комплекса, но остается вопрос, касающийся темы применения созданных нормативно-правовых актов в жизни, на практике.
В соответствии с пунктом 8 Положения процедура категорирования осуществляется комиссией созданной субъектом топливно-энергетического комплекса и от качества ее работы зависит все дальнейшая деятельность по обеспечению безопасности объекта, в частности будет зависть объем затраченных материальных и финансов ресурсов (которые в большинстве своем связаны с тарифами коммунальных услуг для населения).
Главным образом процедура категорирования взаимосвязана с определением наличия критических элементов повреждение или разрушение которых приведет к прекращению
нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии в целом на всем объекте топливно-энергетического комплекса[1].
В связи с тем, что наличие критических элементов объекта ТЭК является необходимым условием для присвоения ему категории опасности [2], при их определении надо исходить, не только из определения конкретного конструктивного и технологического элемента или узла оборудования, или устройства потенциально опасной установки, но и из возможности обеспечить ее безопасность. То есть комиссии в процессе своей работы надо определить критический элемент объекта топливно-энергетического комплекса и спрогнозировать возможность обеспечения его защиты в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Требования). Например, если определить в главном корпусе тепловой электростанции определенный узел оборудования критическим элементом, то надо будет его защищать в соответствии с установленными Требованиями. Но это практически неосуществимо, а если и осуществимо, то потребует использование огромных материальных и финансовых ресурсов. Как же выходить из этой ситуации?
С целью повышения эффективности работы комиссий по категорированию объектов топливно-энергетического комплекса необходимо определить структурные «единицы» процесса обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса - зоны безопасности объекта (рисунок 1). Безопасность объекта в таком случае надо рассматривать как процесс выполняемых мероприятий необходимых для противодействия нарушителей в отношении объекта в зоне периметра объекта, территории объекта и в зонах критических элементов объекта.
Критический элемент
Территория объекта
Периметр объекта
Рисунок 1. Структурные «единицы» процесса обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса - зоны безопасности объекта.
В соответствии с разделами Паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса [1], а также в соответствии с установленными Требованиями, обеспечение безо-
пасности объекта достигается за счет следующих компонентов системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса:
• организационные, административные и правовые меры (например, план и схема охраны объекта, должностные инструкции, инструкция по осуществлению пропускного и внутриобъектового режима)
• инженерно-технических средств охраны (например, инженерные заграждения,
• персонал, обеспечивающему безопасность объекта топливно-энергетического комплекса, включая подразделения охраны и частные охранные организации.
В процессе категорирования необходимо проводить анализ каждой зоны безопасности объекта, на возможность реализации всех трех компонентов системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса (рисунок 2).
Рисунок 2. Структурно-уровневая схема обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
Итак, в данной работе было отражена попытка решения по повышению качества процедуры категорирования, а также отражено предложение по повышению эффективности обеспечения безопасности объята топливно-энергетического комплекса. С этой целью предложено рассматривать процесс обеспечения безопасности объекта как процесс по «единицам» - зонам безопасности объекта образующими по своей сути уровни, от критического элемента до периметра объекта. Предложенная структурно-уровневая схема обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса позволяет более наглядно представить, как взаимосвязаны три компонента системы физической защиты объектов то-
пливно-энергетического комплекса на пространстве объекта. Здесь надо отметить, что выпадение одного из обязательных компонентов внутри зонной безопасности снижает уровень безопасности и антитеррористической защищенности объекта.
Литература:
1. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 26.12.2008 № 296-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.- правовой системы "Консультант Плюс" (дата обращения: 15.02.20l6).
2. Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях катего-рирования: постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459(ред. от 10.09.2016)[Электронный ресурс]. Доступ из справ.- правовой системы "Консультант Плюс" (дата обращения: 15.02.2016).
References:
1. O bezopasnosti ob"ektov toplivno-energeticheskogo kompleksa: Federal'nyi zakon ot 26.12.2008 № 296-FZ [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.- pravovoi sistemy "Konsul'tant Plyus" (data obrashcheniya: 15.02.2016).
2. Ob utverzhdenii Polozheniya ob iskhodnykh dannykh dlya provedeniya kategorirovaniya ob"ekta toplivno-energeticheskogo kompleksa, poryadke ego provedeniya i kriteriyakh kategorirovaniya: postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 05.05.2012 № 459(red. ot 10.09.2016)[Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.- pravovoi sistemy "Konsul'tant Plyus" (data obrashcheniya: 15.02.2016).
— • — Сведения об авторе
Павел Валерьевич Сабанин, студент магистратуры, Московский финансово-юридический университет; старший инспектор ОКБ ТЭК, Главное управление Росгвардии по г. Москве (Москва, Россия).
— • —