Научная статья на тему 'К вопросу изучения мечети в Керлеуте северо-западного Крыма (на материалах государственного архива Республики Крым)'

К вопросу изучения мечети в Керлеуте северо-западного Крыма (на материалах государственного архива Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Религия / культура / мечеть / Керлеут / Тарханкут / Крымское ханство / Religion / culture / mosque / Curleut / Tarkhankut / Crimean Khanate

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Апазова Сильвия Рефатовна

Религия и культура всегда занимала важную роль в жизни народа. Сохране-ние и приумножение культовых памятников для каждого народа всегда являлось первоочередной задачей для дальнейшего развития цивилизованного общества. Главным объектом исследования в данной статье является мечеть в древнего Керлеута (ныне Водопойное Черноморского района), уникальный и единственный в своем роде памятник Тарханкутского полуострова, представля-ющий мусульманскую архитектуру периода Крымского ханства. В комплексе в статье будет рас-смотрена история населенного пункта. В данной статье предприняты собрать все доступные све-дения, письменные свидетельства, определяющее к периоду строительства мечети в Керлеуте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO STUDY OF MOSQUES IN CARLET THE NORTH-WESTERN CRIMEA (ON MATERIALS OF THE STATE ARCHIVE REPUBLIC OF CRIMEA)

Religion and culture have always occupied an important role in the life of the peo-ple. Preservation and enhancement of religious monuments for each nation has always been a top pri-ority for the further development of a civilized society. The main object of research in this article is a mosque in ancient Curleut (now the Watering of the Black Sea region), a unique and unique monu-ment of the Tarkhankut peninsula, representing the Muslim architecture of the Crimean Khanate peri-od. In the complex in the article will be considered the history of the settlement. This article attempts to collect all the available information, written evidence, defining the period of the construction of the mosque in Curleut.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения мечети в Керлеуте северо-западного Крыма (на материалах государственного архива Республики Крым)»

УДК 930

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ МЕЧЕТИ В КЕРЛЕУТЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРЫМА (НА МАТЕРИАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Апазова С.Р.

cyzel- [email protected]

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им.

В.И. Вернадского, г. Ялта, Республика Крым, Россия

Аннотация: Религия и культура всегда занимала важную роль в жизни народа. Сохранение и приумножение культовых памятников для каждого народа всегда являлось первоочередной задачей для дальнейшего развития цивилизованного общества. Главным объектом исследования в данной статье является мечеть в древнего Керлеута (ныне Водопойное Черноморского района), уникальный и единственный в своем роде памятник Тарханкутского полуострова, представляющий мусульманскую архитектуру периода Крымского ханства. В комплексе в статье будет рассмотрена история населенного пункта. В данной статье предприняты собрать все доступные сведения, письменные свидетельства, определяющее к периоду строительства мечети в Керлеуте.

Ключевые слова: Религия, культура, мечеть, Керлеут, Тарханкут, Крымское ханство.

TO STUDY OF MOSQUES IN CARLET THE NORTH-WESTERN CRIMEA (ON MATERIALS OF THE STATE ARCHIVE REPUBLIC OF CRIMEA)

S. Apazova cyzel-seva@mail. ru

Crimean Federal University, Yalta, Republic of Crimea, Russia

Abstract: Religion and culture have always occupied an important role in the life of the people. Preservation and enhancement of religious monuments for each nation has always been a top priority for the further development of a civilized society. The main object of research in this article is a mosque in ancient Curleut (now the Watering of the Black Sea region), a unique and unique monument of the Tarkhankut peninsula, representing the Muslim architecture of the Crimean Khanate period. In the complex in the article will be considered the history of the settlement. This article attempts to collect all the available information, written evidence, defining the period of the construction of the mosque in Curleut.

Keywords: Religion, culture, mosque, Curleut, Tarkhankut, Crimean Khanate.

Введение

Мир современной России многолик и многоязычен. В стране проживают представители более 190 национальностей. Они дорожат общей историей, традициями, ценностями. Наряду с этим каждый из народов имеет свою историю, язык, бережет своеобразие культуры. В состав многонациональной России входят и крымские татары - народ, исторически сформировавшийся в Крыму.

В настоящее время любой выявленный памятник, оставленный прежними поколениями, является ценным проводником между прошлым и настоящим, который раскрывает представление о культуре, духовных ценностях крымскотатарского народа.

Цель статьи: на основании архивных источников автор даёт описание истории населенного пункта и мечети, расположенной на территории села Водопойное (Керлеут) Черноморского района.

Данные в статье в первую очередь опираются на архивные материалы, извлеченные из Государственного архива Республики Крым [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Ценные материалы о селах Тарханкута содержатся в статьях Г.Н. Овчинниковой старшего научного сотрудника музея-заповедника «Калос-Лимен», написанные на основе дневника Усеина Боданинского, составленные в ходе научной экспедиции 1925 года по изучению истории, культуры, литературы и этнографии крымских татар [11].

В данной статье предприняты собрать все доступные сведения, письменные свидетельства, определяющее к периоду строительства мечети в Кер-леуте. Научная новизна работы определяется выбором предмета изучения, ранее никем не исследовавшегося.

Методы

В ходе представленного научного исследования были использованы следующие методы исследования:

1. историко-генетический (ретроспективный), позволяющий показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторических событий;

2. историко-сравнительный, дающий возможность выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных явлений культуры;

3. историко-типологический, позволяющий упорядочить предметы изучения по качественно различным типам;

4. историко-системный, направленный на выявление комплексной картины прошлого.

В период Крымского ханства земли Северо-Западного Крыма входили в состав Гезлевского каймаканства. Согласно переписи, произведенной по приказу хана Менгли-Гирая II в 1740 году, они были объединены в состав трех кадылыков: Дип-Тархан, Шейх-Эли и Мегит. В другом историческом документе - Камеральное описание Крыма за 1784 год, обозначены Тархан-

ский, Шейхэльский и Мангытский, кадылыки, включавшие земли северозападного Крыма. В их состав находились соответственно 46, 41 и 59 деревень, в том числе и села Тарханкутского полуострова [10, с. 110-112].

Керлеут в период Крымского ханства большая крымскотатарская деревня. Большинством земель на Тарханкуте владел род Мансуровых, один из самых влиятельных после Барынов в системе крымскотатарской иерархии. Беи из рода Мансуровых имели право просить для замужества ханских дочерей. Именно в этом селе исследователями были найдены изображения особого знака - тамга в форме пятиконечной звезды, которое встречается на могилах ходжей и мулл [8, с. 10.]

Одна ветвь рода Мансур-Оглу есть у ногайцев, известная под именем Каратша, на насчитывает несколько браков с ханским домом [14, с. 163]. Бейлик Мансуровых охватывал западную степную часть Крыма, весь Ман-тыгский кадылык Козловского каймакантства. Их владения насчитывали 15 тыс. десятин земли, административным центром которого была деревня Ба-кал (ныне Стерегущее Раздольненского района). В состав Мантыгского ка-дылыка входила деревня Керлеут. Она находилась на землях, принадлежащих помещику Абдише мурзе и мечети [10с.72].

Еще в одном историческом документе - Камеральном описании Крыма, составленном в 1784 году, после его присоединения к России, числится 6 каймакантств и в них 42 кадылыка со 195 деревнями. В их числе Тарханкут-ский кадылык-46 деревень, Шейхэльский-41 деревня, Мантыгский-59 деревень, включающие земли северо-западного Крыма и Тарханкутского полуострова. Подтверждением этому являются обозначенные в состав Мантыг-ского кадылыка села Кирлеут, Джаммалтджи, Чаралгач, Сакал (ныне Водопойное, Низовка, Межводное, бывшее Морозово) [9с. 32].

В степном Крыму упоминается религиозно-культурный центр мусульманской культуры. В перечне религиозно-культурных центров по Мантыг-скому кадылыку Гезлевского каймаканства 1785-1786 гг. отмечается Керлеут (ныне Водопойное Черноморского района). Имело место на территории северо-западного побережья ханское землевладение. Традиционно крымским ханам принадлежали соляные озера полуострова. Среди таковых - озеро Кер-леутское около нынешнего села Водопойное [12, с.63].

Государственной религией в Крымском ханстве был ислам. Практически во всех населённых пунктах существовали мечети. К концу ХУШ века в Крыму функционировало около 1600 мечетей, 25 медресе, действовала широкая сеть мусульманских школ. По данным Камерального описания Крыма, в 1783 году на полуострове насчитывалось 25 медресе, 35 мектеб, 21 текие 1531 мечеть. На Тарханкуте в Тарханском кадылыке находились 51 мечеть и 4 мектеб, в Мантыгском - 61 мечеть, 2 текие и 1 мектеб, в Шейхэльском - 45 мечетей и 1 текие. В состав Мантыгского кадылыка входят деревни: Бай оглу

Кипчак, Бай - Кият, Кирлеут, Киргис, Казак, Тувака, Садыр, Найман, Аип, Аджи Бакал, Чарлыгач [13с. 46].

Интересные сведения о деревне Керлеут находятся в статье Г.Н. Овчинниковой «Экспедиция 1925-го», написанная на основе дневника Усеина Боданинского, составленная в ходе научной экспедиции 1925 года по изучению истории, культуры, литературы и этнографии крымских татар в СевероЗападном Крыму. В Керлеут У. Боданинский прибыл 10-го августа 1925 г. «Подъехали после заката к месту, где работает паровая молотилка, - пишет в своем Дневнике У. Боданинский. - Крестьяне как раз закончили работу и собирались по домам. В противоположность деревням, где мы уже были, здесь нас встретили не особенно гостеприимно». Здесь сохранилась старая мечеть. Южнее неё на небольшом кургане в степи ученые увидели камень-монолит из четырёх ступенек. По мнению Усеина Боданинского этот камень использовался во время Байрама, когда скапливалось много верующих и намаз совершали в степи на открытом месте [11 с. 4].

В архивном источнике Списки мечетей Мантыгского кадылыка Кезлев-ского каймаканства 1785-1786 гг., который составлен на арабском языке упоминается о пятивременной мечети, (месджит-шериф) имамом которой являлся Аппакъ. Мы можем лишь предположить, что эта мечеть была небольших размеров, лишена всякой парадности, которая была построена на средства местных прихожан и предназначалась для обычного народа. В тот момент как, вторая мечеть, которая находилась в той же деревни, была построена для более зажиточных жителей Кирлеута. Соборная мечеть (джами-шериф), которая сохранилась до наших дней. Здесь служил Хатиб эфенди. Мечети принадлежала 51 десятина, в приходе значилось наличных денег 1рубль 80 копеек. Так же в документе упоминается о текие, в ней служил Шейх Хатиб Эфенди, и этому культовому сооружению принадлежало 105 десятин земли.

Строительство нескольких мечетей в татарских деревнях Крыма происходило потому, что они выполняли разные функции. В Соборных мечетях проходила всеобщая пятничная молитва, а квартальные или пятивременные мечети были удобны для совершения ежедневных пяти намазов. Роль Соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли единства духовной общины.

В документе ГАРК Списки мечетей Евпаторийского уезда 1890 года Чиновником Особых Поручений Абдураманчиковым и кадием Евпаторийского уезда - Сеид Ахмед Эфенди 26 мая 1890 года был составлен протокол, где указывается, что в деревне Керлеут одна мечеть с тем же составом мечетных служителей Умер Кокче Оглу, Джиан Мухаммед Ходжа Ахмет Оглу прихожанами Курман-Аджинской волости, которые вели богослужение [1 л. 173].

В архивном источнике ГАРК Списки мечетей Евпаторийского уезда 1890 года автор извлек ценные сведения, о названии мечети в деревне Керлеут - Джума-Джами-Соборная мечеть. Имамом этой мечети утвержден Сеит Магомет Курт Деде Оглу 23 декабря 1864 года. Указ за № 12779. Имам мече-

ти в Керлеуте исправлял должность Хатиба на основании предписания Кадия Евпаторийского уезда с сентября месяца 1889 года за № 90 [2 л.174].

По заявлению общества деревне Керлеут мечеть существует со времен Крымских Ханов, лета ее существования общество точно определить не может. В 1882 году настоящая мечеть перестроена заново, на том же самом месте, где была вышеуказанная мечеть. Ее перестраивал умерший Хатиб этой мечети по заявлению общества и с разрешением Губернского начальства. В том же документе отмечается, что мечеть хороша [3 л. 175].

На здании мечети фронтовой части высечена надпись на арабском языке, где упоминается имя Абдурахман хатиба, перевод этого текста гласит, что ее перестроил бывший Хатиб этой мечети.

Очевидно, мечеть была в плохом состоянии или недостаточных размеров и появилась необходимость ее отреставрировать или увеличить в размерах. Это и сделал Абдурахман хатиб в 1882 году. После завершения реставрационных работ муэдзином мечети становится Абдуль Аким Эмзе-Оглу, которому было 26 лет, проживающий в 60 саженях от мечети [3 л. 175].

Архивные источники ГАРК О мусульманской мечети в деревне Керле-ут Евпаторийского района даёт описание культового памятника. Здание мечети каменная, крыша сооружения мусульманского зодчества была покрыта черепицей, с 6 окнами и одной дверью на каменном полу, длины 7 сажень, ширины 3сажени и высоты 2 сажени. Очевидно, что низкая дверь, вмонтированная в здание мечети, говорит о том, все склоняли голову, войдя мусульманский храм, выразив, таким образом, почтение и уважение к своей религии. Оценка строения Керлеутской мечети 1512 рублей [4 л.54].

Единственной ценностью мечети была земля около 1060 десятин, из которой пахотной составляло 500 десятин, а остальные 560 десятин - неудобной [5 л.3]. Внутреннее убранство мусульманского храма было так же скромным и состояло из: 10 - ковриков; 8 - рогожек; 2 - скамьи; 1- носилки и 1- койки [6 л. 5].

Архивный документ по учету религиозных обществ по Евпаторийскому району 14 мая 1931-21 сентября 1935 гг. говорится, что в списках действующих мечетей 1931-1935 годах мечеть в деревни Керлеут отсутствует. Вероятно, мусульманское культовое сооружение и религиозная община ликвидированы [7]. Мечеть в Кирлеуте до 1935 года работала как культовое сооружение, но с 1938 года функционирующие мечети закрывались. После 18 мая 1944 года культовое сооружение осталось в полном запустении, русскоязычное население здание мечети использовали для брынзоварни из овечьего молока, продолжая ремесло своих односельчан татар. В 60-70-х гг. ХХ века мечеть начали использовать как складское помещение, в ней хранили зерно и удобрение. В советское время люди стали воровать зерно, пролезая через окна минарета. Чтобы избежать воровства голова совхоза Прынь, приказал снести минарет и замуровать стену. Минарет был настолько мощным, что во время сноса потребовалось немало сельскохозяйственной техники. Повалить

удалось лишь саму башню, основание осталось неизменным. Разрушенную башню минарета засыпали в виде искусственной дамбы между селами Водопойное и Новоульяновкой. Заново мечеть начала функционировать как мусульманский храм с 1990 года, после возвращения крымскотатарского народа. Начался процесс восстановления культового памятника мусульманского зодчества. Мусульманским обществом в лице Миназова Исмета, Велиляева Ризы, Февзиева Наримана, Джабарова Шальвера, Исмаила аги и Сеит Бекир аги выходили с просьбами на реставрацию мечети. Минарет мечети восстановлен на средства Алима Брагина, жителя Донецка. Большую часть финансовых затрат взял на себя Межводненский сельский совет, возглавляемым Володько Сергеем Анатольевичем. Эти имена, которые были причастны на восстановление памятника мусульманской архитектуры, заслуживают поистине глубокое уважение, ведь благие дела, совершенные человеком при жизни остаются в памяти для будущих поколений.

Выводы

Изучив историю культового сооружения крымскотатарского народа в Северо-Западном регионе автор пришел к следующим выводам. Мечеть нуждается в сохранении и реставрации. Установить памятные таблички с исторической справкой. Внести в реестр вновь выявленных памятников мусульманского зодчества ДУМ Крыма. Разработать экскурсионный маршрут по святым местам мусульман Северо-Западному Крыму, с целью популяризации святых мест мусульман Крыма.

Заключение

Результаты исследования могут быть использованы государственными органами и общественными организациями в осуществлении национальной и культурной политики в создании условий для самоидентификации крымских татар и диалога культур в Крыму, а также для развития международных культурных связей (с Турецкой республикой и Татарстаном). Результаты и материалы исследования могут быть использованы в лекционной, краеведческой работе, подготовке туристско-экскурсионных, маршрутов в создании научно-популярных фильмов.

Пожалуй, ничто не может дать более яркого представления о жизни прошлых поколений, о достижениях человечества на пути исторического прогресса и преемственности исторического развития, чем знакомства с памятниками материальной и духовной культуры. Через культуру глубже познается история народа и, наоборот, через историю - культура.

Литература

1. ГАРК Ф.27,Оп.1, Д.8327

2. ГАРК Ф.27,Оп.1, Д.8327

3. ГАРК Ф.27,Оп.1, Д.8327

4. ГАРК Ф. Р-663, Оп. 10, Д. 7129

5. ГАРК Ф. Р-663, Оп. 10, Д. 712

6. ГАРК Ф. Р-663, Оп. 10, Д. 712

7. ГАРК Ф. Р-663, Оп. 18, Д. 30

8. Акчокраклы О. Татарские тамги в Крыму. Симферополь, 1925

9. Известия Таврической ученой архивной комиссии (ИТУАК). Симферополь, 1889. № 7. 126 с.

10. Камеральное описание Крыма 1784 // Административно-территориальные преобразования в Крыму.1783-1998 гг. Симферополь, 1999

11. Овчинникова Г.Н. Экспедиция 1925-го года // Черноморские известия. 2018. 10 февраля. 6 с.

12. Ф. Лашков Исторический очерк крымско-татарского землевладения. Симферополь,

1897 г.

13. Хайруддинов М.А., Абдураманов А., Хайрудинова Э.М. Тархан койлери: Бай-Къыят, Къыргъыз-Къазакъ, Отуз, Токъ-Джол, Тувакъа. Симферополь: Тарпан, 2012. 312 с.

14. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого наcеления Крыма. Часть первая. Мусульмане: крымские татары, крымские цыгане / Ред.-сост. М.А. Араджиони, А.Г. Герцен. Симферополь: Таврия-Плюс,2004. 768 с.: илл. (Этнография Крыма). Рос., укр.

Сведения об авторе

Апазова Сильвия Рефатовна, аспирант, Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Институт филологии, истории и искусств, г. Ялта, Республика Крым, Россия.

Дата поступления 15.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.