УДК 159.97
Е. В. Немеров, К. Г. Языков
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКТИВНОСТИ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ НА АУДИОВИЗУАЛЬНУЮ СТИМУЛЯЦИЮ
Исследованы личностные особенности больных бронхиальной астмой в зависимости от физиологической реакции бронхолегочной системы в ответ на психофизиологическое воздействие.
Ключевые слова: свойства личности, аудиовизуальная стимуляция, бронхиальная астма.
Технология аудиовизуальной стимуляции мозга (АВС) эффективна в изменении психофизиологического состояния человека. АВС действует на активность головного мозга, влияя на частотный диапазон, измененный при том или ином заболевании. Она эффективна в профилактике и лечении гипертонии, стенокардии, язвенной болезни, бронхиальной астмы, синдрома предменструального напряжения, бессонницы, депрессии, хронической усталости, алкогольной и наркотической зависимостей. Эффект АВС, известный как реакция усвоения или следования (entrainment), обнаружил Г. Уолтер в 1940 г. Он показал, что волны ЭЭГ повторяют частоту мерцающего света, особенно в диапазоне альфа- или тета-частот. Подобное воздействие оказывают и бинауральные биения - пульсирующий звук, параметры которого модулированы по соответствующей частоте. Соединение эффекта от воздействия пульсаций света и звука привело к возникновению полимодальной технологии изменения волновой активности мозга человека - аудиовизуальной стимуляции (light and sound relaxation systems или AVS (Audio Visual Stimulation). При подаче сигналов на правый и левый анализаторы возникает и дополнительный эффект - синхронизация активности правого и левого полушарий мозга, улучшается межполушарное взаимодействие. Изменения биоэлектрической активности головного мозга по мере перехода от обычного бодрствующего состояния к релаксации показывают смену быстрой волновой активности бета-диапазона (12-42 Гц) и усиление альфа-ритмов (8-12 Гц), что свойственно безмятежному, восприимчивому и расширенному состоянию сознания. Различные виды медитации также соответствуют переходу уровня мозговой активности от альфа-ритма (812 Гц) к тета- (4-7 Гц) и дельта-ритму (0.1-4 Гц) при сохранности сознания [1]. Усиление тета-активности мозга сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного напряжения, возникновением образов. Являясь промежуточным между сном и бодрствованием, тета-состояние открывает доступ к бессознательному, появлению гипногоги-ческих эффектов.
Наиболее пригодна методика аудиовизуальной стимуляции в работе с психосоматическими заболе-
ваниями. Во-первых, АВС, воздействуя на эмоциональную компоненту психосоматического заболевания, является патогенетическим методом, а во-вторых, - немедикаментозным воздействием, что позволяет избежать побочных реакций [2].
Использование АВС при психосоматических расстройствах может разорвать порочный круг из внутренней тревоги, напряжения и связанных с ними усилений симптомов. Аудиовизуальная стимуляция осуществляет влияние на организм через зрительный и слуховой анализаторы с вовлечением в процесс корковых, лимбических структур и ретикулярной формации головного мозга, воздействуя на нейрогуморальную регуляцию человека.
Как известно, недостаток альфа-активности является показателем стресса, эмоциональной перегрузки, тревожности. Поэтому АВС в альфа-диапазоне приводит к релаксации, исчезновению спастических болей и мышечных зажимов, нормализации АД, что выражается в субъективных ощущениях. Психофизиологические механизмы, связанные с АВС, способствуют выработке условного рефлекса на поддержание спокойного, внимательного состояния, снятию напряжения и тревоги. Эмоциональные впечатления АВС фиксируются в памяти по ассоциативному ряду, реализуется эффект научения поддержания «альфа-состояния». Оказавшись в эмоционально-стрессовой ситуации, пациент включает «альфа-состояние», проводя неосознанную эмоциональную коррекцию. Таким образом, АВС является инструментом активного влияния на эмоциональную составляющую психосоматического заболевания. Важным моментом в его развитии будет смещение уровня реагирования с эмоционального на соматический, т. е. соматический эквивалент эмоций. Восстановление эмоционального уровня реагирования - непременное условие долгосрочного эффекта терапии [2, 3].
Нервно-психическая (нервная) теория бронхиальной астмы (БА) является одной из самых первых попыток объяснить природу этой древнейшей и распространенной болезни человечества.
Роль психологического фактора в генезе БА, как и другой соматической патологии, постоянно дискутируется [4]. Интересно, что одни и те же пациенты с данной патологией по-разному трактуются в
различных областях медицины. Так, в руководствах по психиатрии астма входит в группу «классических» психосоматических заболеваний. В то же время в аллергологии эта болезнь - типичный представитель многочисленных аллергозов. В современной пульмонологии астма объективизирована как хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов. При этом психоэмоциональный фактор рассматривается как один из триггеров обострения болезни [5]. Так как целью лечения является не только купирование симптомов (воспаления), но и - главное - улучшение качества жизни, то вклад психосоциальных факторов, особенности личности также необходимо изучать и учитывать. Поэтому ведущий отечественный пульмонолог А. Г. Чуча-лин пишет: «Одной из центральных проблем в трактовке и лечении болезни является оценка психоэмоционального фактора и его роли в возникновении первых проявлений болезни и последующего влияния на течение болезни. У каждого больного бронхиальной астмой можно наблюдать своеобразные, присущие только ему особенности психоэмоционального статуса» [6]. Установлено, что в 2035 % случаев обострение БА наблюдается в периоды стрессов [7]. В экспериментальных исследованиях показано, что у подвергнутых повторяющимся стрессам животных могут усилиться воспалительные реакции воздухоносных путей [8].
В ходе длительного динамического наблюдения за больными БА, анализа жизненных событий, анамнеза жизни нами была выявлена группа пациентов с высокой чувствительностью к психотравмирующим жизненным ситуациям.
Возникла гипотеза: среди больных БА существует часть людей с особой психобиологической реактивностью, у которых психосоциальное стрессовое воздействие провоцирует развитие и в дальнейшем обострение болезни. Поэтому целью данной работы явилось изучение реакции бронхолегочной системы на психологическое воздействие у больных БА, развитие и обострение болезни у которых было связано с психоэмоциональными триггерами.
В качестве модели психогенного воздействия использовалась технология аудиовизуальной стимуляции мозга по программе релаксации. Как уже отмечено выше, в основе последней лежит воздействие на испытуемого ритмическим светом и звуком, в результате чего изменяется волновая активность мозга, происходит навязывание медленноволновых (преимущественно дельта и тета) ритмов, что соответствует состоянию покоя и релаксации.
Для оценки реактивности респираторной системы-фокуса поражения при БА было предпринято изучение механики дыхания, так как этот метод в отличие от традиционной спирографии и пневмо-тахографии позволяет более точно определить из-
менение внутрилегочных сопротивлений. Мы обследовали 48 больных БА, которых распределили на две группы по 24 человека в каждой. Первую (основную), условно обозначенную как БА психогенно-индуцированная (БАПИ), составили пациенты, у которых начальный эпизод болезни был связан с психотравмирующим жизненным событием. Во вторую - непсихогенную (БАНП) - вошли больные, у которых не отмечалось связи течения болезни с психологическими факторами.У всех присутствовал повышенный уровень тревоги по шкалам Спилбергера и Шихана, а это показание и «точка приложения» для процедуры АВС и характерная психологическая особенность основной группы пациентов.
Аудиовизуальная стимуляция проводилась с использованием прибора «Voyager XL» по программе релаксации, начинающейся с бета-диапазона (1430 Гц), затем ритм снижался до альфа-частот (9-13 Гц) с дальнейшим замедлением до тета-диапазона (4-8 Гц). Перед окончанием программы ритм возрастал до медленного бета-диапазона (12-14 Гц), чтобы ускорить период адаптации к активной деятельности после релаксации.
До и после процедуры АВС путем синхронной регистрации спирограммы, пневмотахограммы и кривой транспульмонального давления с использованием внутрипищеводного зонда изучались не только традиционные показатели вентиляции легких, но и механика дыхания, так как последняя более точно отражала вклад в процесс дыхания вну-трилегочных сопротивлений. Оценивались следующие показатели вентиляции: минутный объем дыхания (МОД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), объем форсированного выдоха (ОФВ-1), максимальная вентиляция легких (МВЛ), пиковая объемная скорость (ПОС), мгновенная объемная скорость (МоС-25, МОС-50, МОС-75) и параметры механики дыхания: общая работа дыхания при спонтанном дыхании ^общ.) и ее фракции: неэластическая ^н.эл.) и эластическая ^эл.); удельная работа дыхания ^уд.), работа дыхания в условиях одинакового МОД, равного 10 л/мин. ^МОДЮ), общая ^МВЛ общ.) и удельная ^МВЛ уд.), работа дыхания при МВЛ; а также динамическая (Œyn) и статическая ^stat) растяжимость легких и бронхиальное сопротивление на вдохе (Квд.) и выдохе (Квыд.), измеренные в условиях прерывания воздушного потока.
Статистическая обработка данных проводилась с применением прикладного пакета «Statistica 6 for Windows».
В результате наиболее значительное и достоверное увеличение большинства показателей вентиляции и уменьшения параметров W обнаружилось у больных БАПИ. У пациентов БАНП измене-
ния были менее выраженными: наблюдалось некоторое увеличение ОФВ-1, уменьшение Ш, преимущественно за счет неэластической фракции.
В обеих группах не произошло существенных изменений показателей, отражающих эластические свойства легких (С и эластической фракции Ш), а наиболее значительно и высоко достоверно уменьшились Ивд. и Ивыд. Но при сравнительном изучении степень улучшения всех исследованных параметров внешнего дыхания была большей при БАПИ и достоверно отличалась от подобных изменений при БАНП. Отдельные показатели, а также суммарные изменения в абсолютных значениях (показатель |сумма|) приведены в таблице 1.
Таким образом, пациенты БА, наиболее реагирующие на психоэмоциональные триггеры, обладают высокой психофизиологической реактивностью в ответ на психорелаксирующее воздействие путем АВС. Механизм этой реактивности требует дальнейшего изучения с позиций совместной оценки разнообразных как психосоциальных, так и физиологических и морфологических факторов, прежде всего психологии личности. Для этого и был изучен исходный личностный профиль (по 16-факторному тесту Кеттелла) в сравниваемых группах.
Таблица 1
Изменение физиологических параметров дыхания пациентов с различным типом бронхиальной астмы под влиянием АВС
Физиологические параметры дыхания 1 БАПИ 2 БАНП Статистика
И МОД -0.075 -0.094 N8
И ЖЕЛ 0.057 0.019 N8
И ФЖЕЛ 0.146 0.046 1=2.76 р=0.01
И ОФВ1 0.194 0.076 1=2.64 р=0.01
И ОФВ1/ЖЕЛ 0.131 0.067 1=2.01 р=0.04
И МВЛ 0.106 0.045 N8
И ПОС 0.224 0.063 1=2.84 р=0.007
И МОС25 0.230 0.064 1=2.97 р=0.005
и сауи 0.251 -0.014 1=2.58 р=0.01
И С81а1 0.067 -0.063 113=2.18 р=0.03
И Ивд. -0.304 -0.075 1=4.32 р=0.0001
И Ивыд. -0.364 -0.074 1=5.21 р=0.00001
И Шобщ. -0.370 -0.121 1=3.30 р=0.002
И Шуд. -0.322 -0.004 1=5.23 р=0.00004
И Шн.эл. -0.372 -0.122 1=3.49 р=0.001
И Шэл. -0.212 0.017 1=2.24 р=0.03
И ШМОД10 -0.307 -0.09 1=3.59 р=0.0008
И ШМВЛ общ. 0.239 0.186 N8
И_ШМВЛ уд. 0.065 0.175 N8
Депрессия (по Беку) 27.38 20.25 1=3.11 р=0.003
Тревожность личностная (Спилбергер-Ханин) 1.88 1.46 1=3.34 р=0.002
Тревожность реактивная (Спилбергер-Ханин) 1.83 1.46 1=2.89 р=0.006
Сумма 4.73 3.38 1=3.32 р=0.002
Выделенные типы личности характеризовались и существенными различиями в выраженности целого ряда черт по тесту Р. Кеттелла (см. таблицу 2).
Таблица 2
Показатели шкал личностного опросника Кеттелла 16Р¥ пациентов с различным типом бронхиальной астмы
Шкалы Кеттелла 1 БАПИ Хср (8Б) 2 БАНП Хср (8Б) Статистика
А 5.83 (2.19) 4.73 (2.23) N8
В 4.44 (2.61) 5.95 (2.68) N8
С 4.65 (2.39) 5.27 (2.05) N8
Е 4.87 (1.87) 5.09 (2.76) N8
Б 4.83 (2.17) 4.77 (2.11) N8
О 6.87 (2.53) 5.86 (2.42) N8
Н 4.52 (2.31) 5.09 (2.31) N8
I 5.04 (2.10) 3.77 (1.74) 1=2.20 р=0.03
ь 5.43 (2.66) 6.69 (2.58) N8
м 4.39 (2.21) 4.86 (2.46) N8
N 4.65 (2.08) 6.09 (1.80) 2 .0 0. = р 8 .4 2. 1=
О 7.26 (2.40) 6.18 (2.02) N8
01 3.57 (2.35) 3.86 (2.23) N8
02 5.87 (1.36) 5.27 (2.29) N8
03 5.65 (2.60) 6.72 (2.33) N8
04 6.39 (1.67) 5.09 (1.51) 1=2.74 р=0.009
04/С 2.45 (2.71) 1.25 (0.89) 6 5 .0 0. = р 6 .9 1=1
Характеристика личностных черт пациентов с БАПИ. Данным больным присущи повышенная тревожность, внутренняя напряженность, фрустри-рованность (О+, 04+). Особенно показательна для них повышенная фрустрированная напряженность - 04/С+. Устоявшиеся традиции, принципы и ценности являются для БАПИ существенно значимыми. На это указывают высокие значения показателей в смещении их к полюсу «обязательность» и низкие - в смещении к полюсам «практичность», «консерватизм» (0+, М-, 01-). Таким образом, в общении такие пациенты предпочитают поведенческие стереотипы (К-). В целом они ориентированы на внешнюю ситуацию. Шкалы Е-, 0+ указывают на субмиссивность; больные с БАПИ склонны больше полагаться на мнения окружающих, старших по возрасту, чем на свое собственное. Низкие значения 01 указывают на их неприятие неустоявшихся взглядов и новых идей, некритич-ность мышления, нетерпимость к противоречиям. Они отличаются нерешительностью, неуверенностью в себе, озабоченностью, склонностью к само-упрекам, недооценке своих способностей и компетентности, пессимистичностью (04+, 0+, Н—, Б- и С-). Относительно высокие значения шкалы 1+ указывают на эмоциональную незрелость, ипохон-дричность, гистрионные черты БАПИ [9]. Повышение уровня фактора О говорит о неудовлетворенности субъектов ситуацией, своим положением в ней [10].
В сравнении с пациентами группы с непсихогенной астмой (БАНП) у больных БАПИ отмечаются достоверные различия в шкалах 1+, К-, 04+, 04/С+. Интерпретация этих различий указывает на возможный предикторный характер эффективности АВС. Как уже отмечалось, эти данные означают, что пациентов с БАПИ характеризует повышенная озабоченность, фрустрированность, фрустрированная напряженность с ограниченной свободой выбора (04+, 04/С+), ригидностью (^-); это люди чувствительные, художественного типа по И. Павлову (1+).
Для оценки предикторной роли отдельных черт личности была построена модель множественной регрессии. Зависимой переменной здесь выступала сумма абсолютных по модулю индексов физиологических показателей дыхания, независимыми переменными служили шкалы опросника Кеттелла.
Таблица 3
Модель множественной регрессии (пошаговой вперед)
шкалы B S.E. t(54) Р
пересечение 5.102 1.073 4.76 0.000
A 0.167 0.074 2.27 0.027
C 0.245 0.122 2.01 0.049
E -0.176 0.081 -2.16 0.035
M -0.140 0.077 -1.82 0.074
Q3 -0.315 0.076 -4.13 0.000
Q4/C 0.234 0.112 2.10 0.041
Сумма (индексы)= 5.102 + 0.167*А + 0.245*С -
0.176*Е - 0.14*М - 0.315*03 + 0,234* 04/С.
Я= 0.585 Я2= 0.34
Б(6.54)=4.68 р<.0007 Б.Е оценки: 1.29
Согласно модели, эффективность АВС тем выше, чем больше склонность к сотрудничеству (А), способность управлять эмоциями (эго - сила/слабость) (С), чем меньше стремление к лидерству, доминирование в интерперсональных отношениях (Е), ау-тичность, замкнутость, мечтательность (М), а также меньшая организованность, степень интеграции, повышенная импульсивность (03) и большая фру-страционная напряженность (04/С) (см. таблицу 3). Имеется тенденция к более высоким значениям у пациентов с БАПИ по шкалам А с меньшими С, 03 и большими 04/С.
Построенная регрессионная модель отражает зависимость эффективности АВС от основного параметра фрустрационной напряженности - наиболее выраженной черты пациентов с психогенно-индуцированной бронхиальной астмой.
Таким образом, на основании исследований показано, что основным свойством личности, отражающим высокую психофизиологическую реактивность больных психогенно-индуцированной бронхиальной астмой, наиболее чувствительных к воздействию аудиовизуальной стимуляции, явился высокий уровень фрустрационной напряженности.
Список литературы
1. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Наука, 1992.
2. URL: http://www.neuroservice.rU/content/view/303/7/
3. Булатова Т. А., Черных Е. И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 2 (92). С. 107-112.
4. Семенова Н. Д. Психологические аспекты бронхиальной астмы / Бронхиальная астма. Под ред. А. Г.Чучалина: в 2-х т. Т. 2. М.: Агар, 1997.
5. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / под ред. А. Г. Чучалина. М.: Изд-во «Атмосфера», 2002.
6. Чучалин А. Г. Клиническая картина / Бронхиальная астма. Под ред. А. Г. Чучалина: в 2-х т. Т. 1. М.: Агар, 1997.
7. Isenberg S. A., Lehrer P. M., Hochron S. The effects of suggestion and emotional arousal on pulmonary function in asthma: a review and a hypothesis regarding vagal mediation. Psychosom. Med. 1992.
8. Forsythe P. et al. Opposing Effects of Short- and Long-term Stress on Airway Inflammation Am J Respir Crit Care Med 2004.
9. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.
10. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
Немеров Е. В., доцент, кандидат медицинских наук.
Сибирский государственный медицинский университет.
Московский тракт, 2, г. Томск, Томская область, Россия, 634050. E-mail: [email protected]
Языков К. Г., профессор, доктор медицинских наук.
Сибирский государственный медицинский университет.
Московский тракт, 2, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.03.2011.
E. V Nemerov, K. G. Yazykov
STUDY OF PERSONALITY CHARACTERISTICS OF PSYCHOPHYSICAL REACTIVITY OF PATIENTS WITH BRONCHIAL ASTHMA IN AUDIO-VISUAL STIMULATION
The article examines personal characteristics of patients with bronchial asthma depending on physiological responses of bronchus pulmonary system in response to a physiological effect.
Key words: audio-visual stimulation, personal characteristics, bronchial asthma
Nemerov E. V.
Siberian State Medical University.
Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Yazykov K. G.
Siberian State Medical University.
Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]