ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014, 265-280
И. Клэстрова
к вопросу изучения художественного оформления латвийских старообрядческих
рукописей
В статье рассматривается проблема изучения художественного оформления книжно-рукописного наследия старообрядческих общин Латвии, в частности Рижской Гребенщиковской общины. Автор, используя сравнительный метод, на обширном источниковом материале (к исследованию привлечено 175 рукописей) выделяет три условных группы оформления рукописей. Первая группа — рукописи, при оформлении которых источником вдохновения служил орнамент поморского стиля; вторая — рукописи с орнаментом, подражающим старопечатному стилю, и третья — рукописи, оформленные в авторском стиле.
Ключевые слова: Латвия, латвийское старообрядчество, книжность, рукописи, книжно-рукописная традиция, поморский стиль, орнаментика, история орнамента.
После церковной реформы 1650-х гг., проводившейся патриархом Никоном, значительная часть населения, не принявшая нововведений, вынуждена была покинуть насиженные места и бежать на окраины государства и за его пределы от преследований властей. Одним из регионов компактного проживания русских старообрядцев стала Прибалтика, в частности восточная часть сегодняшней Латвии — Латгалия. Во второй половине XVIII в. сформировалась старообрядческая община в Риге, которая с 1830-х гг. стала именоваться Гребенщиковской, по имени одного из влиятельнейших ее членов, пожертвовавшего немало средств на поддержание общины, купца Алексея Петровича Гребенщикова. Постепенно Рижская Гребенщиковская община превратилась в один из крупнейших старообрядческих беспоповских центров Российской империи.
Старообрядчество, как известно, разделено на множество т. н. согласий и толков, различающихся между собой своеобразием отдельных
© И. Клэстрова, 2014
265
элементов обрядовой практики. Старообрядцы, поселившиеся на территории Латвии, в большинстве своем относятся к поморскому и федо-сеевскому согласиям, центрами формирования которых стали Русский Север (Поморье) и новгородско-псковские земли.
Данная статья посвящена обзору художественного оформления латвийских старообрядческих рукописей и, в частности, тех образцов, которые подражают стилю, сформировавшемуся в старообрядческих поморских скитах, а потому получившему название поморского.
До сих пор в латвийском искусствоведении должного внимания этой теме не уделялось, однако к вопросу разнообразия художественного оформления латвийских старообрядческих рукописей ХУШ-Х1Х в. обращались археографы Пушкинского дома Г. В. Маркелов и В. П. Буда-рагин в своей статье 1985 г.1 Несмотря на то, что ученые в начале статьи видят свою задачу «не в исследовании и обобщении, а скорее в "показе" самого материала»2, данная публикация послужила точкой опоры для более пристального изучения рукописей и направления внимания на изучение отдельных существенных признаков в художественном оформлении местного материала.
В рамках исследования были рассмотрены рукописи из Латгальского собрания в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге, созданного в 1973 г. и содержащего 462 единицы рукописей. Также были рассмотрены рукописи из книжницы Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины и Резекненской Кладбищенской старообрядческой общины, и манускрипты из рукописного фонда Латвийской национальной библиотеки.
наибольшее количество местных рукописей находится в коллекции Пушкинского дома, которая образовалась в результате археографических экспедиций 70-80-х годов XX в. и содержит научное описание фонда. В связи с этим выводы, сделанные в этом исследовании, опираются главным образом на информацию, почерпнутую из рукописей Латгальского собрания.
В рамках исследования было рассмотрено 175 манускриптов, из которых 141 принадлежит Латгальскому собранию Пушкинского дома.
1 Бударагин В. П., Маркелов Г. В. Орнаментика крестьянской рукописной книги XVIII-XIX вв. // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 476-502.
2 Там же. С. 477.
В этот фонд попали также рукописи из Литвы, Украины, России и других мест. И все же большая часть собрания состоит из рукописей местных мастеров. Для определения точки отсчета в рамках данного исследования было принято решение считать все рукописи, не имеющие отметки или записи об ином месте происхождения, манускриптами местных переписчиков. По мере получения новой информации и возможностей атрибуции в данном списке возможны коррекции, однако пока данная группа образует основной материал изучения.
на данный момент художественное оформление всех рукописей местных старообрядцев можно условно разделить на три группы. Первая группа — это рукописи, при оформлении которых источником вдохновения служил орнамент поморского стиля; вторая группа — рукописи с орнаментом, подражающим старопечатному стилю, и третья — рукописи, оформленные в авторском стиле.
В группе рукописей с элементами оформления, подражающими поморскому стилю, встречаются отдельные фамилии писцов (табл. 1). Большая их часть относится к концу XIX — середине XX в., что объясняется тем, что люди пока ещё сохранили в памяти фамилии писцов сравнительно недавнего времени. Что касается более древних рукописей, лишь редкие из них имеют заметки писца с его фамилией.
Таблица 1
Переписчики* книг с орнаментом, подражающим поморскому стилю:
1 Ваконья Иван Иулианович «Лествица божественного восхода» (настенный лист) 1937 Латг. 443
2 Добрецов И. Ирмологий с розниками на крюках и Азбука певческая XIX в. (посл. четв.) Латг. 252
3 Добринский Нил Иванович — житель д. Лоси, Узулмуй-жеской вол., Режицкога у. Азбука певческая на крюках 1927 Латг. 140
* Фамилии писцов рукописей из Латгальского собрания обобщены на базисе описания собрания в Пушкинском доме; фамилии писцов рукописей из книжницы Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) записаны по словам председателя Молодежного братства Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины А. Деликатного.
4 Иванов Евгений Фёдорович (19101991) — латгальский иконописец, реставратор «Сборник поучений на воскресный дни всего лета и на праздники Господския, Богородичные и святых великих» XX в. (середина) Латг. 73
Праздники лицевые на крюках 1951 Латг. 29
5 Макеев Аркадий Денисьевич (19071985) Октоих XX в. (середина) РГСО Но. 1495
Сборник XX в. (середина) РГСО Но. 1724
6 Маркович Филарет Азбука столпового знаменного пения на крюках 1931 Латг. 283
7 михайлов Даниел Давидович — даугавпилсский наставник Праздники лицевые на крюках 1951 Латг. 29
«Сборник поучений на воскресный дни всего лета и на праздники Господския, Богородичные и святых великих» XX в. (середина) Латг. 73
8 Морозов Ефросин Обиход XX в. (начало) РГСО. №1712
9 Сидоров Корнилий Архипов Сборник певческий на крюках 1898 Латг. 258
10 Финогеев Илларион Дионисьевич (18631935) Октоих XX в. (начало) РГСО. №1701
Сборник XX в. (начало) РГСО. №1724
Все три группы равномерно делят изучаемый материал — в каждой находится примерно 30% от общего объёма. Несмотря на то, что все группы представляют почти равноценный объём материала, руко-
писные декоры, вдохновленные поморским орнаментом, отличаются не только качеством исполнения, но и творческими интерпретациями в рамках классического поморского стиля, сохраняя при этом общую распознаваемость образца. В выборочную группу образцов входят разные типы книжного оформления — заставки, заставки-рамки, большие инициалы, композиция которых и/или большая часть мотивов подражает поморскому образцу.
В данном материале значительный объем рукописей украшен минимально — с помощью маленьких киноварных или красно-чернильных инициалов с тонкими отростками. В таких случаях трудно говорить о преобладании поморского или старопечатного стиля, поскольку такие украшения, во-первых, как правило, очень лаконичны (даже с одной, двумя изогнутыми линиями снаружи основной конструкции букв), а во-вторых — наличие этого типа инициалов в старообрядческих рукописях можно объяснить влиянием как поморского, так и старопечатного стиля, где украшения такого рода не были редкостью.
В латвийском материале встречаются образцы с различной степенью подражания поморскому орнаменту — строго следующие образцу, примитивного исполнения — следующие образцу лишь в общих чертах, а также оригинальная стилизация образца.
Для поиска характерных и отличительных черт в рукописях латвийских старообрядцев был использован сравнительный метод, в котором за образец был взят поморский рукописный орнамент в его апробированной форме, т. е. классический. Как известно, в традиционном поморском орнаменте используется золотой или черный фон, на котором располагается основной орнамент — завитки, барочные акантовые листья, розетки, вазоны. Большая часть рисунка оставлена не закрашенной — в поморском орнаменте поверхность бумаги играет активную роль в его визуальном облике. Для отдельных деталей и акцентов излюбленным является использование красных и зеленых тонов, а контур рисунка, как правило, черный. При изучении латвийского материала и сравнении его с поморским орнаментом зафиксированы некоторые отличия. Здесь необходимо подчеркнуть, что нижеприведенные отличительные признаки являются отдельными случаями и пока не могут быть отнесены ко всему латвийскому рукописному орнаменту, подражающему поморскому стилю. Местный материал (особенно многоцветный) —
немногочисленный, места его происхождения разбросаны, так как в Латвии не было рукописных центров3 и книжным делом индивидуально занимались отдельные наставники, певчие и прочие. Каждое новое поступление или сравнительный материал других регионов может изменить взгляд на теперешнее положение.
Одним из отличающих признаков является стилизация, придающая орнаменту геометрическую декоративность, которая не встречается в рукописях поморского происхождения, как это видно в Ирмологии середины XIX в. из Латгальского собрания (Латг. №7) (ил. 1).
В поморском орнаменте геометрические элементы встречаются в основном в архитектурных деталях заставок и фронтисписов, в растительных элементах главным образом видим изогнутые и вьющиеся линии, которые следуют естественной форме растений. Художник Ир-мология подверг геометризации растительный орнамент буквицы и заставки рамки, интегрируя в свой рисунок прямоугольные и треугольные элементы, из которых строится общая композиция стилизованного поморского орнамента.
Геометризация орнамента в некоторой степени использована и в Ирмологии конца XIX века (Латг. №17) (ил. 2), где видна равномерная штриховка элементов в разных направлениях, создающая геометрическое впечатление, при этом сохранена общая плавность линий композиции. В поморских рукописях штриховка традиционно использована для придания объема деталям.
В экземпляре Латгальского собрания это трансформировалось в плоское, ритмичное заполнение элементов, что придаёт рисунку народный оттенок. В этом Ирмологии находятся семь роскошных инициалов в лист — ни один не повторяется и каждый поражает своим творческим подходом и мастерским исполнением; вместе взятые, они образуют гармоничное и изящное убранство рукописи.
Однако главные различия в рукописях латвийских старообрядцев связаны с окраской орнамента. В поморских рукописях часто использовалось золото (что редкость в местных манускриптах), к тому же ассортимент цветовых акцентов был весьма ограничен — красная, зеленая,
3 Этот фактор подтверждает рукописное оформление местных манускриптов, которое не свидетельствует о существовании определённого Латгальского рукописного центра или явно выраженного общего стиля; также см.: Маркелов Г. В. Рукописи из Латгалии // ТОДРЛ. Л., 1983. Т. 37. С. 341.
реже — фиолетовая и желтая краска. Монохромные большие инициалы в поморских рукописях были, как правило, киноварными.
Местный материал отличается разноцветностью. Здесь можно встретить как монохромные инициалы разного цвета — зеленые, желтые, черные, фиолетовые, так и самые разнообразные комбинации красок в одном декоре. К тому же в местных рукописях нередко используется разноцветный контур в инициалах и заставках, что в целом придаёт дополнительную красочность орнаменту. Встречается коричневый, синий, зелёный контур — иногда даже в одном декоре, как это видно в Октоихе второй половины XIX в. (Латг. №413) и Октоихе середины XX в. руки А. Макеева (РГСО. №1495) (ил. 3). Но, по понятным причинам, самый излюбленный — это красный контур. Наличие красного контура в инициалах не удивляет, поскольку таким образом продолжается вековая традиция рисования киноварных инициалов. Даже наоборот — красный контур наводит на мысль о традиционном киноварном инициале, в котором уже потом закрашены отдельные детали, создающие инициал в красках.
Следующее отличие касается принципа раскраски орнамента — в поморских рукописях много незакрашенной поверхности, а в местных рукописях краской нередко заполнен весь рисунок орнамента или его большая часть, таким образом создается совсем иной эффект декора, несмотря на то, что рисунок более или менее соответствует традиционному поморскому стилю. В рассматриваемой группе манускриптов находится 15 рукописей с заставками, в числе которых есть восемь случаев, когда художник частично или полностью закрасил те области рисунка, которые в поморских рукописях остаются незакрашенными (например, Октоих начала XX века (РГСО. №1701) (ил. 4) и Сборник конца XIX — начала XX в. (Латг. №343) (ил. 5)).
Вышеупомянутые отличия в орнаментах зафиксированы при сравнении местного материала с хрестоматийным поморским орнаментом периода его расцвета. Однако в процессе исследования неизбежно приходится сталкиваться с отдельными случаями, которые выпадают из общей картины.
Примером тому служит электронная публикация о Выго-Лексин-ской поморской старообрядческой книгописной школе XVШ-XIX в., где опубликованы иллюстрации выговских манускриптов с ранним
типом поморского орнамента (ил. 6)4. Эти иллюстрации удивительным образом перекликаются с концептом заставки Латгальского собрания (Латг. №343) (ил. 5) не только по выбранному колориту, но и по манере закрашивания рисунка. Заставку Сборника Латгальского собрания рисовал, а точнее, копировал кто-то, кто не был столь ловок, но, возможно, имел некий образец, вышедший из Выга, которым он и руководствовался. С другой стороны, в Латгальском собрании, которое образовалось из коллекций рукописей частных лиц, можно найти поморские рукописи, представляющие только хрестоматийный поморский орнамент (не ранний тип). Таким образом, остается открытым вопрос о появлении такого рода декора в местной рукописи: совпадение ли это или подражание где-то увиденному орнаменту?
Основываясь на рассмотренном рукописном материале местного происхождения, пока ещё невозможно сделать выводы об определённом общем колорите5 латгальских старообрядческих орнаментов, подражающих поморскому стилю. В каждой рукописи встречается своя колористическая схема, не связанная с другими рукописями того же времени и тех же мест приобретения. К тому же похожие принципы сочетания красок можно встретить и в рукописях других регионов, весьма отдалённых от стран Балтии. Из-за отсутствия исследований невозможен развёрнутый сравнительный анализ особенностей художественного оформления старообрядческих рукописей соседних регионов — Литвы и Эстонии. Однако некоторые образцы наводят на мысль об использовании похожих принципов. Например, в Литовской рукописной певческой Триоди конца XIX в. (НМЛ. №К 965)6 (ил. 7) в инициале появляются красный контур и в то же время — разноцветная раскраска деталей, по колориту родственная
4 Серебрякова Е. И., Юхименко Е. М., Иткина Е. И. Выго-Лексинская поморская старообрядческая книгописная школа XVIII-XIX вв. Сайт «RARUS'S GALLERY». URL: http://www.raruss.ru/rus-christian-painting/1648-vyga-pomor-school.html (дата обращения: 10.04.2014).
5 В. П. Бударагин и Г. В. Маркелов указывают на «излюбленный колорит латгальских книжников — разные оттенки зеленого, желтого, малинового цветов» (Бударагин В. П., Маркелов Г. В. Орнаментика крестьянской рукописной книги... С. 477), однако, по мнению автора статьи, упомянутый колорит не является доминирующим в латгальском рукописном наследии, к тому же книги с такой же колористической схемой находятся, к примеру, как в рукописном фонде Литовской национальной библиотеки, так и в хранилище книг Лаборатории археографических исследований УрФУ в Екатеринбурге.
6 Культура староверов стран Балтии / под ред. Г. Поташенко. Vilnius, 2010. С. 326.
рукописи Латгальского собрания (Латг. №7) (ил. 1), красный рисунок буквицы можно также увидеть в рукописи из эстонской коллекции — Плач праотца Адама, второй половины XIX в.7 (ил. 8).
В местных рукописях, украшенных под поморский стиль, можно видеть все традиционные мотивы поморского орнамента, но самым излюбленным является мотив лилия-крин в самых разнообразных интерпретациях, также часто используется пламяобразная листва, решетка, ягоды (по одной или в пучке) и вазоны. Внимание привлек мотив, который нельзя увидеть в традиционном поморском орнаменте, местами появляющийся в латгальских рукописях, — мотив шишки, который происходит, скорее всего, от орнамента старопечатных заставок (ил. 9). Треугольная шишка в разных степенях стилизации включена в орнамент инициала в центре доминирующей ветки/цветка лилии-крина (ил. 10). Появление этого мотива в латгальских рукописях не случайно, потому как в латвийской старообрядческой среде бытовало много старопечатных книг, чем и объясняется появление такого рода мотивов в традиции местных рукописей, как будто обходящих образцы поморского орнамента, но включающих их в традиционную композицию инициалов, подражающих поморскому стилю.
Можно предположить, что похожие принципы в интерпретации орнамента поморского стиля использовали все крестьянские слои старообрядчества, вне зависимости от места проживания. И, таким образом, нетрадиционный колорит в контурах рисунка, закрашивание орнамента, геометрическая стилизация рисунка (в ряду с другими признаками, которые нельзя пока идентифицировать лишь на материалах латвийских рукописей) могут быть в целом присущи старообрядческому крестьянскому книжному искусству.
7 Культура староверов стран Балтии. С. 83.
Inese Klestrova
on the question of the decoration of latvian old believers' manuscripts
The article deals with the problem of studying the decoration of books and manuscripts belonging to the Old Believers communities in Latvia, in particular — the Grebenshchikov community in Riga. Using the comparative method and the vast range of materials (the study involved 175 manuscripts), the author identifies three groups of the manuscript decoration.
The first group represents the manuscripts with the Pomeranian style decoration; the second group includes the manuscripts with the ornaments, imitating the style of early printed books, and the third group consists of the manuscripts with unique author's design.
Keywords: Latvia, the Latvian Old Believers, book culture, manuscripts, books and manuscript tradition, the Pomeranian style, ornamentation, the history of ornament.
Ил. 1. Ирмологий, сер. XIX в. (Латг. №7)
Ил. 2. Ирмологий, кон. XIX в. (Латг. №17)
Ил. 3. Октоих, сер. XX в. (РГСО. №1495)
Ил. 7. Певческая Триодь, кон. XIX в. Ил. 8. Плач праотца Адама, втор. пол. XIX в.
(НМЛ. №К 965)
Ил. 9. Заставка Евангелия от Марка. Среднешрифтное Евангелие. М., Анонимная тип., втор. пол. XVI в.
а)
Ил. 10. Инициалы: a) Ирмологий, кон. XIX в. (Латг №17); б) Октоих, кон. XIX в. (Латг. №426)