О. Г. Вильданова
К ВОПРОСУ ИСТОРИИ БАШКИРСКОГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА. БАЛЕТ «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» В ПОСТАНОВКЕ ЮРИЯ ГРИГОРОВИЧА
Статья посвящена деятельности выдающегося балетмейстера XX в. Юрия Николаевича Григоровича в (музыкальном театре Башкортостана. До настоящего времени эта проблема не была подробно изучена. Работа посвящена первому поставленному под руководством Григоровича балету «Тщетная предосторожность». Рассмотрены хореография спектакля, его авторы и первые исполнители, дана оценка деятельности труппы Башкирского театра. Статья имеет научно-историческое значение, представляет интерес для изучения истории музыкального театра Башкирии, развития хореографического искусства.
Ключевые слова: Башкирский балет, балетмейстер Григорович, хореография, премьера, «Тщетная предосторожность».
История становления балетного театра Башкирии берёт своё начало с открытия оперного театра, когда в Уфу приехали первые выпускники национального отделения Ленинградского хореографического училища. Начиная с 40-х и вплоть до 90-х гг. прошлого века, процесс развития Башкирского балетного театра, как и любого творческого коллектива, не мог иметь исключительно поступательное движение: неизбежно творческие подъёмы сменялись спадами, новаторские поиски - банальными штампами, стремительное движение вперёд - неожиданной остановкой.
В конце 80-х гг. прошлого века, в связи с капитальным ремонтом здания театра, труппа переживает творческий кризис -не имея своей базы (постоянного балетного зала), часть артистов разъехалась, соответственно обеднел балетный репертуар.
В 1990 г. директором театра был назначен народный артист России и Башкортостана Радик Арсланович Гареев. Лауреат международных конкурсов, желанный гость на Центральном телевидении, он активно берётся за дело - приглашает специалиста высокого класса - дирижёра Валерия Платонова, молодёжь -выпускников Московской консерватории, находит спонсоров.
Появляется возможность подготовки и выпуска новых спектаклей с красочным оформлением.
В январе 1993 г. в Уфу приглашают выдающегося мастера XX в. Юрия Николаевича Григоровича, что ознаменовало начало нового этапа в художественной жизни республики. Сотрудничество с балетмейстером мирового масштаба успешно сказывается на деятельности Башкирского балета, стимулирует его творческий подъём. Все словно встрепенулись, и оказалось, что многое возможно.
К этому году был подготовлен первый выпуск Уфимского хореографического училища, начало деятельности которого приходится на январь 1986 г. Молодые силы пополняют состав труппы театра. Обстановка в балете театра резко меняется - быстрыми темпами начинается восстановление утраченных позиций.
Художественный руководитель Шамиль Терегулов, возглавляя балет театра, одновременно преподавал в хореографическом училище. Его ученики уже с I курса принимали участие в спектаклях театра. Теперь они готовились к выпуску.
Коллектив балета Башкирского театра к тому времени не располагал большим количеством солистов: народная артистка РФ и РБ Л. Куватова, Заслуженная артистка РБ Л. Шапкина, Г. Сабирова, О. Тарова. Немногочисленный женский кордебалет, мужской состав труппы представлял собой класс Терегуло-ва за небольшим исключением оставшихся артистов. Тем не менее Григорович предложил поставить балет П. Гертеля «Тщетная предосторожность» совместно с его учеником Андреем Меланьиным. Спектакль этот явился дипломной работой молодого балетмейстера.
Один из ранних спектаклей классического наследия, балет «Тщетная предосторожность» (1789 г., балетмейстер Ж. Добер-валь), по числу постановочных версий занимает одно из первых мест в мире. Но обилие редакций и двести лет сценической жизни не помешали этому весёлому балетному сочинению остаться востребованным и сегодня.
Основной задачей в постановке Григорович считал необходимость бережного сохранения пантомимных сцен, созданных и описанных самим Добервалем, а потому по сей день являющихся основой сюжета «Тщетной предосторожности».
Что касается хореографии, её восстановление было делом достаточно сложным. Пожалуй, лишь дуэт Лизы и Колена с лентой из I картины в редакции А. Горского можно с уверенностью отнести к концу XIX в. [I]. Этот фрагмент служит прекрасным образцом простой и доходчивой танцевальной лексики. Свою популярность не потеряло и дошедшее до сегодняшних дней знаменитое pas de deux, также в редакции А. Горского, которое постоянно исполняется на концертах и конкурсах и стало для широкой публики символом балета «Тщетная предосторожность».
Особенностью данной редакции является решение Ю.Н. Григоровича использовать фрагменты интересной, но малоизвестной хореографии Ж. Перро в качестве ансамблевого фона для развития сюжета второй картины. Хореограф стремился к объединению достоверной стилистики балета XIX в. с принципами сквозного действия балетов конца XX в. [I]. В спектакле также были использованы хореографические фрагменты М. Петипа и А. Горского.
На главную партию Лизы были назначены две ведущие, опытные балерины Леонора Куватова и Людмила Шапкина, а на партию Колена - юные учащиеся выпускного III курса училища -Роман Рыкин и Дмитрий Доможиров. Давний друг и бывший одноклассник Ю.Н. Григоровича, Хашим Фаттыхович Мустаев, которому исполнилось 74 года, был приглашён на исполнение комической роли тётушки Марцелины. В театре заканчивался капитальный ремонт, и репетиции проходили в школьном театре хореографического училища: утром репетировали солисты, вечером кордебалет. Артисты с огромным воодушевлением начали работу над новым балетом.
Первая исполнительница Лизы - Людмила Шапкина вспоминала, с каким воодушевлением шла подготовка премьеры:
«С Меланьиным работать было одно удовольствие, он был очень доброжелателен, терпелив: мог объяснять и показывать движения, комбинации, повторяя их бесконечно, два, три, десять раз, пока не добьётся необходимого результата. Кроме этого, молодой балетмейстер - человек с большим чувством юмора, весёлый и остроумный - проводил репетиции на большом подъёме. Над спектаклем велась оживлённая и интересная работа» [2].
Спектакль имеет большое количество сложных интересных дуэтов, сольных вариаций, танцев кордебалета. Несмотря на его комическую фабулу, исполнительские требования ставились чрезвычайно высокие. Хореография главных героев являла собой сложный, технически насыщенный классический танец в сочетании с живой актёрской игрой. Действие в балете продвигается на основе хореографии, т. е. действенного танца. Все мизансцены: «разговоры» Лизы с ворчливой Марцелиной, встречи с Коленом и подругами - были решены в танцевальной лексике.
Хореография балерины в партии Лизы представляет собой мелкую пальцевую технику, различные виды вращений и прыжков. Партия Колена требует виртуозного исполнения партерных и воздушных вращений, всевозможных заносок, обязательных для мужского танца больших прыжков.
Главные герои постоянно находятся на сцене, не имея ни малейшей паузы для отдыха. Первый исполнитель партии Колена - молодой танцовщик Дмитрий Доможиров после pas draction просто падал за кулисами, а следующим номером уже было adajio с зонтиком. А на самый финал балета, после большой комической мизансцены Лизы с Марцелиной, требующей определённой эмоциональной отдачи, было поставлено сложнейшее классическое pas de deux, включавшее в себя все необходимые для классического балета элементы, в том числе и fouette.
Из Большого театра, по инициативе Ю. Григоровича, был приглашён дирижёр - Заслуженный артист РФ Александр Лав-
ренюк. Бывший артист балета, окончивший консерваторию, он требовал точного музыкального исполнения абсолютно от каждого артиста, его не останавливали никакие регалии и чины, нужно было слышать и оттанцовывать каждую нотку.
Ассистентом хореографа-постановщика был приглашён Заслуженный артист России Олег Рачковский. Живописные декорации создал художник Дмитрий Чербаджи.
Спектакль был подготовлен в кратчайший срок - всего за полтора месяца. Премьера состоялась 2 марта 1993 г. Замечательная актёрская игра исполнителей на протяжении всего балета «держала» публику и неоднократно вызывала смех в зрительном зале.
Слаженность дуэта опытной балерины и начинающего танцовщика создавало впечатление длительного творческого сотрудничества ведущих артистов. Лиза Людмилы Шапкиной поражала филигранностью пальцевой техники. Позже А. Максов писал о точном попадании в образ актерской индивидуальности Людмилы Шапкиной: «Опытная балерина буквально купается в роли Лизы. Она столь органична в каждом жесте, каждом взгляде, что грань между героиней и артисткой напрочь стирается» [3].
Дмитрий Доможиров легко вжился в роль Колена - простого крестьянского парня. Его молодость и обаяние в сочетании с хорошей техникой и профессиональным исполнением также способствовали успеху премьеры.
На премьере «Тщетной предосторожности» мастерство художественного руководителя постановки - Юрия Григоровича и профессионализм молодого постановщика - Андрея Меланьи-на, огромное воодушевление артистов, истосковавшимся по серьёзной работе, прекрасно исполненные Шапкиной и Домо-жировым (на второй премьере Рыкиным) главные партии -были встречены публикой овацией и обеспечили долгую жизнь этому балету.
Работа балетной труппы с Юрием Николаевичем Григоровичем имела огромное художественное значение. Мастер не
выносил формального отношения к работе и пустого, невыразительного исполнения. Ему претило, если артист не наполнял определённой смысловой задачей свою пусть даже совсем маленькую партию. «Хвалил он очень редко, - рассказывает Шап-кина. - «Молодец!» - была самая высокая похвала, какую можно было от него ожидать» [2, с. 4]. Молодые танцовщики получили незабываемый урок творческого мастерства. Все понимали: совместное творчество с Мастером огромная честь для каждого. Ш. Терегулов вспоминал, что во время работы над балетом установился прекрасный контакт - полное взаимопонимание и самоотдача [4, с. 45]
Приезд мастеров всколыхнул замершую было балетную жизнь. Это был творческий всплеск, когда труппа с огромным воодушевлением взялась и с успехом закончила подготовительную работу над спектаклем в сравнительно короткий срок. Премьера прошла на самом высоком уровне. В сложившихся условиях работа Башкирского балета явилась результатом нешуточного труда. Изящество и прелестная наивность балетной старины дались ценой немалых усилий [5].
Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н. Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает.
«Тщетная предосторожность» явилась началом новой ступени развития балетного искусства в республике, началом сотрудничества с выдающимся хореографом ХХ в. (впоследствии Григоровичем было поставлено в Уфе ещё три балета, в настоящее время идёт совместная работа над постановкой балета «Корсар»), рождением крупнейшего события в культурной жизни Башкортостана. Узнав о смерти Рудольфа Нуреева, Юрий Николаевич предложил проводить в Уфе фестивали его памяти. Премьера спектакля «Тщетная предосторожность» стала первым балетом в рамках I международного фестиваля балетного искусства им. Р. Нуреева.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Меланьин А. Тщетная предосторожность / Программа спектакля, 2.03.1993.
2. Из беседы автора с Л. Шапкиной S.09.2011.
3. Максов А. «Тщетная предосторожность». - «Вечерняя Уфа», 24.03.199S.
4. Жиленко Н.А. Гран-па Башкирского балета. - Уфа, 2007. - С. 4S.
5. Колесников А. Он вернулся в свой город. - «Комсомольская правда», 17.03.1993.
Abstract
The article is devoted to the activities of the outstanding choreographer of the twentieth century of Yuri Grigorovich in the musical theater of Bashkortostan. So far this problem has not been studied in detail. This paper is devoted to the first, placed under the leadership of Grigorovich's ballet «The Futile Precaution.» The paper discusses the performance choreography, its authors, and the first performers. The estimation of the company's activity of Bashkir theater is given. The article has the scientific and historical significance, is of interest to study the history of musical theater of Bashkiria, the development of choreographic art.
Keywords: Bashkir ballet, choreographer Grigorovich, choreography, the premiere, «The Futile Precaution».