УДК 908(470:292.471):930.22 "1801-1850"
Башкова Инга Сергеевна, старший преподаватель ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТА КАНЦЕЛЯРИИ ТАВРИЧЕСКОГО ГУБЕРНАТОРА
Аннотация: современный структурно-функциональный подход к истории местного управления позволяет рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Анализ особенностей организации и деятельности канцелярии Таврического гражданского губернатора, как отдельного элемента механизма управления, позволяет формировать представление об эффективности государственного управления в целом.
Ключевые слова: канцелярия, Таврическая губерния, губернские учреждения, штаты губернских канцелярий
Inga Bashkova, Senior Lecturerof Crimean Federal V.I. Vernadsky University
e-mail:[email protected]
Annotation: modern structural and functional approach to the history of local governance allows us to consider the governor's power as an integral system of institutions, in which each element has a specific functionality. Analysis of the peculiarities of the organization and activities of the Office of TauridaCivil Governor, as a separate element of the administration mechanism allows us to form an idea of the efficiency of public administration in general.
Keywords: Office, TauridaProvince, provincial institutions, the staff of the provincial offices
На современном этапе сразу в нескольких смежных научных направлениях много внимания уделяется эффективности государственного управления. Для успешного решения этой задачи необходима качественная оценка управления в регионах с учетом исторической составляющей. Практически все исследования, направленные на изучение высших административно-территориальных органов власти, рассматривают деятельность различных губернских учреждений только в совокупности, а потому и не дают возможности оценить эффективность отдельных элементов механизма управления, являющихся ключевыми. Одним из таких элементов, по нашему мнению, являются канцелярии губернаторов, с помощью которых последние непосредственно реализовывали свои полномочия.
С начала XXI в. ряд исследователей начали разрабатывать структурно-функциональный подход к истории местного управления, что позволило рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Как подчеркивает С.В. Любичанковский, «аппарат регионального управления сегодня необходимо рассматривать уже не как монолит, а как многоэлементную систему со своими внутренними противоречиями, и изучать по частям» [4, с. 420]. А изучение качества основных компонентов функционирования губернских канцелярий обязательно требует рассмотрения внутренней организации: структуры, делопроизводства, штатов, финансирования.
Присоединение Крыма к России было закреплено в 1783, а 02.02.1784 г. Приказом императрицы Екатерины II в была основана Таврическая область[5, с.17]. Это событие гарантировало безопасность южных границ государства и, соответственно, создавало условия для успешного хозяйственного развития земель и территорий, вошедших в состав Российской империи. Управление местными административными органами пограничных, окраинных, многонациональных территорий влияет на целостное существование великой державы. Крым был и остается очень неоднородным в демографическом
отношении регионом страны. Значительные изменения в его народонаселении как раз и проходили в последней четверти XVIII - начала XX в. Процесс ассимиляции присоединенных территорий путем введения общих правил регионального упорядочения, привел к определенным изменениям в административных структурах уровня губернии.
С XVIII в. в России главами местных администраций были губернаторы. Таврическая губерния, образованная по приказу Александра I от 08.10.1802 г.[6, с. 272] не стала исключением: высшим представителем административной и политической власти стал губернатор, которого назначал российский император для осуществления общего надзора за исполнением законов и деятельностью учреждений. Кроме этого, губернатор назначал должностных лиц ведомства Министерства внутренних дел России, утверждал кандидатур на выборных должностях, представлял отчеты о состоянии губернии, пользовался правом издания обязательных постановлений.
Выполнял свои функции губернатор с помощью административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского правления, присутствий. Канцелярия Таврического губернатора (далее - Канцелярия) начала деятельность в июне 1803г. Именно через Канцелярию осуществлялось взаимодействие с высшими и нижестоящими учреждениями, на нее возлагали обязанности по составлению всевозможных отчетов, сообщений, ведению переписки.
По штату, утвержденному в 1806 г., В Канцелярии был только один секретарь (переписчики в штат не входили, на их содержание выделялись особые суммы) и губернатор в необходимых случаях заимствовал для своей канцелярии чиновников из исполнительной экспедиции губернского правления[1, с. 5]. В связи с увеличением делопроизводства Канцелярии (например, в 1820 г.изКанцеляриивыходило 5285 документов, а в 1829 г. - уже 11 370)[2, с. 15]неоднократно ставился вопрос о необходимости увеличения количества чиновников. К сожалению обращение к Новороссийскому и
Бессарабскому генерал-губернатору в 1828 г. о необходимости увеличения числа чиновников в Канцелярии осталось без внимания[1, с. 6].
Штат Канцелярии был увеличен в 1830 г. после обращения Таврического губернатора Казначеева А.И. (губернатор с 17 апреля 1829 г. - по 13 февраля 1837 г.)[3, с. 24-26], с просьбой «о необходимости в исходатайствовании содержания для Канцелярии гражданского губернатора»[2, с. 1]. Это письмо дало очень убедительные обоснования необходимости этих мер. К документу прилагались:
1) проект штата Канцелярии (приложение 1)[2, с. 2];
2) распределение дел Канцеляриипо столам (приложение 2)[2, с. 8-11];
3) записка обисходящих номерах по Канцелярии за 1820-1829 гг.[2, с. 15];
4) сведения обисполненных и неисполненных бумагах по Канцелярии за январь, февраль 1830 г.[2, с. 3];
5) правила делопроизводства для регистраторов и столоначальников [2, с. 11-13].
Разделение на столы осуществлено в 1832 г., по утвержденному в январе положению «О разделении канцелярии на столы»[1, с. 6-7]:
I стол - уголовный - вел переписку по следственным делам; о тюрьмах; об арестантах, арестантских ротах, бродягах, дезертирах, разбойниках; о беглых крестьянах, и их жалобах на помещиков; о поимке и розыске людей, их высылке или наблюдении за ними.
II стол - распорядительный - вел переписку об устройстве городов и сел; о земских зданиях; о назначении, увольнении и награждении чиновников; о переводе людей из одного звания в другое; о дворянских и купеческих выборах; о вакуфах.
III стол - исполнительный - вел переписку о взыскании податей и недоимок; о справочных ценах; по вопросам сельского хозяйства; о квартировании войск; о рекрутских наборах; о кантонистах; о выдаче паспортов.
Количество столов со временем увеличивалась за счет разукрупнения существующих и выделения из них какой-либо группы вопросов. Например, в 1840-е годы появились паспортный, тайный и карантинный столы.
Структура Канцелярии еще никогда не была предметом специального рассмотрения. Одной из причин подобного положения является особенность делопроизводственной документации, сохранившейся в архивах - основного источника по проблеме. Как правило, она отражает повседневную текущую деятельность государственного учреждения и не располагает к обобщениям. Достоверные сведения оригиналов документов (приложения 1 и 2) позволят скорее определить функциональное назначение Канцелярии, и в дальнейшем оценить эффективность ее деятельности.
Список литературы:
1. Государственный архив в АР Крым. Обзор фонда №26 «Канцелярия Таврического губернатора». - Симферополь. - 1951. - С.5
2. Государственный архив в АР Крым. Ф. 26 оп. 1, д. 6056
3. Ласковский В. Правители Тавриды // Известия Таврической ученой архивной комиссии. - Симферополь. - 1903. - Т.35. - С.24-26.
4. Любичанковский С.В. Место губернаторской канцелярии в системе управления пореформенной губернией: механизмы власти и их эффективность (исследовательская программа) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т.11, №6(2) . - 2009. - С.419-423.
5. Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 1-е. - СПб., 1830. - Т.22, №15920. - С.17.
6. Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 1-е. - СПб., 1830. - Т.27, №20449. - С.272.
Приложение 1
Проект Штата Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора Число людей Жалования в год На паек Итого
В Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора столов три: В Каждом Столе Канцелярских служителей:
Разрядов высшего 1 500 500 500
среднего 1 300 300 100 100 400
низшего 2 200 400 100 200 600
Итого 4 1000 1200 200 300 1500
О трех столах Итого 12 3000 3600 600 900 4500
Вообще по Канцелярии прочих чинов:
Правитель Канцелярии 1 1500 1500 1500
Журналист 1 900 900 900
Архивариус 1 700 700 700
Экзекутор 1 700 700 700
Переводчиков татарского языка 2 500 1000 1000
Сторожей из инвалидов 2 60 120 90 180 300
На канцелярские припасы, на отопление, освещение, прочее 2400
Всего 12000
Приложение 2
Расписание дел по Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора
В Канцелярии полагается три стола:
Первый стол:
Дела уголовные, присылаемые от всех мест на ревизию. Следственные вообще.
Ведомости о делах и содержащихся под стражей арестантах. Искоренение пристанодержательства бродяг и дезертиров. Расколы. Происшествия.
Поимка беглецов всякого рода и отыскание разных лиц по Циркулярным предписаниям и требованиям. ^ Препровождение арестантов. ^ Составление срочных сведений по сим предметам. ^ Вся вообще переписка, принадлежащая по роду своему к уголовным и следственным делам.
^ Жалобы на медленность и правильность или злоупотребление по делам уголовным и следственным.
^ Переписка по делам гражданским. Второй стол:
^ Благоустройство городов, статистические сведения и годовые
сметы.
Штаты.
Строительная часть и архив. Медицинская часть и аптеки. Приказ Общественного Призрения. Больницы, богоугодные заведения. Врачебная Управа.
• Дворянские выборы.
• Дворянское собрание.
• Ревизские сказки.
• Землемеры.
• Гвардейский эскадрон.
• Рекрутские наборы.
• Народное продовольствие.
• Судакский Сад.
• Почты и почтовые дома.
• Топливо.
• Подряды.
• Квартирная комиссия.
• Квартирование войск.
• Городовая Дума.
• Городовой Сад и все заведения.
• Бахчисарайский Дворец.
• Переписка по Сельской промышленности.
• Оспенный комитет.
• Взыскание податей и недоимок.
• Духовное правление.
• Казенные здания, Церкви и прочее.
• Определение на службу и отставка.
• Производство и награждения.
• Планы городов.
• Устройство полиции и прочее.
• Мосты и прочее.
• Земские повинности денежные и натуральные.
• Определение и увольнение, отпуска и награды чиновников и служителей, также и все о них сведения.
• Статьи городских расходов.
V Справочные цены на провиант и прочее.
V Казенные и земские строения.
V Переселение людей и увольнение их для поступления в духовные и другие заведения.
V Вызов желающих к подрядам и поставкам.
V Годовые отчеты, равно и все сведения как по сим предметам равно и другим же принадлежащим к уголовным и следственным делам.
V Выдача паспортов иностранцам на проживание внутри губернии и на следование в другие города.
V Об отыскивающих вольности.
V Жалобы крестьян на дурное обхождение с ними владельцев.
V Жалобы на чиновников и служителей по делам частным.
V Взыскание частных долгов.
V Все вообще жалобы не принадлежащие к предметам первого стола. Третий стол
В сем столе полагается иметь следующие книги на записку:
V
V
V
V
V
V
V
V
V
V
V
Призрения.
V
Сенатских Указов.
Министерских предписаний.
Генерал-губернаторских предписаний.
Отношений и рапортов.
Прошений.
Исходящих бумаг.
Открытых листов.
Подорожных.
Пересылочных денег.
Передаваемых в Губернское правительство подлинников. Передаваемых таковых же бумаг в Приказ Общественного
Объявления Почтовой канторы. Отправляемых в разные места конвертов.
• Всеподданейших донесений Государю Императору.
Поступила в редакцию: 2016-02-16