О.А. Сидоренко
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО—ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Решение проблемы формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса педагогического вуза исходит из общетеоретических представлений о феномене профессионально-ценностных ориентаций и общих подходов к формированию ценностных ориентаций личности.
В основе решения названной проблемы лежат теоретико-методологические положения, раскрывающие сущность механизма усвоения личностью социальных ценностей (К.А. Абульханова-Славская, С.Ф. Анисимов, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), идея перевода социально значимых ценностей в лич-ностно значимые. В теории процесс принятия личностью социальных ценностей рассматривается на двух уровнях: социальном (межличностном), когда на уровне межличностных отношений ценности объективируются, происходит отбор, оценивание, деятельностная интериоризация; и психологическом (внутри-личностном), когда присвоенные ценности превращаются в ценностные ориентации, представления, направленность, цели и т. д., происходят детализация ценностей, ранжирование их по модальности, уникальное, смысловое наполнение [1].
В отдельных исследованиях по проблеме формирования ценностных ориен-таций выделяются содержательный, процессуальный и инструментальный аспекты данного процесса (Н.А. Асташова, Г.П. Михеева, Г.П. Савкина). Содержательный аспект реализуется через освоение студентами знаний о ценностях.
В связи с доминированием в сознании студентов первого курса экзистенциальных вопросов в избранной профессии в первую очередь выделяются вопросы ее назначения и сущности, социальной и культурной ценности, что требует при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла акцентирования внимания на профессионально значимых ценностях.
Процессуальный аспект формирования профессионально-ценностных ориен-таций в психолого-педагогической теории раскрывается через определение этапов усвоения и принятия студентами профессиональных ценностей.
Л.В. Разживина определяет процесс возникновения ценностных ориентаций как ряд взаимопродолжающихся действий (этапов): сопоставление представлений — определение меры значимости для себя — планирование следования выбранной ориентации — действия, поступки, поведение — сверка результатов с представлениями о ценностных ориентациях [2].
По мнению Я. Гудечека, процесс принятия и освоения ценностей включает следующие этапы: информация (о существовании ценности и условиях ее ре-
ализации); трансформация («перевод» информации на собственный, индивидуальный язык); активная деятельность (познанная ценность принимается или отвергается); инклюзия (инициирование, включение в лично признанную систему ценностей); динамизм — изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценности [3].
В указанных авторами этапах освоения ценностей внимание акцентируется на необходимости информирования личности о ценностях и их реализации в деятельности при определенных условиях. Отметим, что в рассмотренных работах в последовательности этапов принятия ценностей не отражена значимость эмоционального переживания осваиваемых ценностей. При этом имеются исследования, указывающие на значительную роль эмоций в процессе формирования ценностных ориентаций. К.А. Абульханова-Славская, В.И. Додонов, В.Н. Мясищев и др. утверждают, что личностное принятие ценностей, т. е. их восприятие и интериоризация личностью, перевод во внутренний план и выработка собственных ценностей, невозможно только на когнитивном, рациональном уровне. Данный процесс предполагает активную роль эмоций и чувств.
Эмоции и чувства существенно влияют на формирование ценностных ориен-таций и превращение их в движущие силы личности, «так как даже понимание общественных ценностей не просто "сопровождается", а "окрашивается" чувством, — отмечает К.А. Абульханова-Славская. — Участие чувства определяет реальность принятия ценности личностью, а не просто ее понимание» [4: 16].
Выделенные исследователями этапы отражают логику процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов. Названные этапы, на наш взгляд, могут быть реализованы в образовательном процессе на первом курсе в том случае, если ценностная проблематика станет предметом специального изучения студентами-первокурсниками, а организация учебного процесса будет способствовать осознанию студентами профессионально-педагогических ценностей, их эмоциональному переживанию, формированию готовности действовать в соответствии с принятыми ценностями.
Инструментальный аспект формирования профессионально-ценностных ори-ентаций связан с технологическим обеспечением данного процесса, с определением средств и методов. К примеру, В. Брожик, М.Г. Казакина моментом рождения субъективной ценности считают оценку. Оценка здесь рассматривается как «рождение», формирование значимости объекта для субъекта.
По мнению В.Н. Мясищева, в своем онтогенетическом развитии личность постепенно усваивает определенные ценности, становясь их носителем. Встречаясь с каким-либо новым объектом, явлением, человек вырабатывает отношение к нему как ценному или неценному с позиции уже закрепленных в его сознании ценностей. Инструментом определения ценности данного явления, средством и способом выражения отношения к нему является оценка [5: 142].
Оценка выступает как «переживание знаемого», как «открытие для себя смысла» (А.Н. Леонтьев, Н.Н. Чеснокова), в ней проявляется органическая связь между понимаемым и отношением к понимаемому. Оценочное суждение включает отношение к объекту, т. е. связано с чувственным опытом человека.
«Когда предметом оценки выступают ценности, оценка предстает в форме сложных эмоций, чувств, идеалов. Но сфера оценки этим не ограничивается. Если предметом оценки становится сущность ценности, оценка приобретает специфический познавательный характер и предстает в форме оценочных суждений» [6: 156].
Мы разделяем точку зрения названных авторов и считаем, что инициирование в образовательном процессе ситуаций оценки профессионально-педагогических ценностей, включение студентов первого курса в оценочную деятельность являются средством обеспечения перевода ценностей, имеющих объективное значение для профессии, в разряд личностно значимых. Оценка (переживание) как механизм присвоения ценности связана с выбором, который предполагает соотнесение оцениваемого объекта с другими, сравнение его с однопоряд-ковыми явлениями или с нормой, идеалом (А.В. Кирьякова). В этой связи представляется значимым, чтобы образовательный процесс в педагогическом вузе на первом курсе обеспечивал студенту возможность такого ценностного выбора.
Ряд авторов (Ф.Е. Василюк, Н.Г. Зотова, В.В. Сериков и др.) полагают, что ориентация на ценность в собственном смысле возникает тогда, когда человек становится способным к рефлексии, осознанию собственной системы ценностей, оценке имеющегося и вновь усваиваемого ценностного содержания.
В процессе присвоения ценностей исследователи отмечают роль деятельности. Т.К. Ахаян указывает, что именно в деятельности происходит переход или «перевод» личностью отражаемого в субъективный образ. Одним из значимых моментов теории Б.С. Братуся выступает положение о деятельностном опосредовании изменения ценностно-смысловых образований субъекта. «Прежде чем стать ценностно-смысловой, внутриличностной реальностью, — отмечает Б.С. Братусь, — значения должны быть опосредствованы деятельностью, пройти через жизнь, бытие человека, которое представляет собой бесконечное в своих возможностях дело смыслопорождения» [7: 127].
В трудах В.П. Зинченко деятельность выступает необходимым условием формирования ценностей, смыслов личности, их расширения и углубления. По его мнению, пути развития смыслов связаны с анализом процессов извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуаций или «вчитывания» их в ситуацию [8].
На значимость деятельностного опосредствования процесса усвоения социальных ценностей указывает и В.И. Гинецинский. Центральный вектор в развитии ценностных ориентаций определяется, по его мнению, последовательностью совершаемых человеком поступков. «Поступок как реальность, ценностно мотивированное действие, взятое в единстве намерений и фактических последствий, есть то звено человеческой деятельности, в котором обнаруживаются сформировавшиеся ценности, система ценностных ориентаций, из недр которого генерируются новые ценности...» [9: 95].
Ведущим механизмом приобщения к ценностям, по мнению ряда исследователей (С.Ф. Анисимова, М.С. Кагана, В.Н. Мясищева, Ю.А. Шрейдера и др.), является общение, в процессе которого происходит предъявление ценностей, а также обмен ценностями, который возможен в межиндивидуальном взаимодей-
ствии. Общение, как пишет М.С. Каган, есть способ приобщения к ценностям другого; оно является основным способом формирования и развития мировоззрения личности, ее системы ценностей [10: 297]. Для нашего исследования особое значение имеет положение М.С. Кагана о том, что общение порождает общность ценностей, которая достигается не внешним давлением, а внутренним принятием ценностей другого, становящихся ценностями того, кто их принимает. «Механизмом» общения, по мнению исследователя, является диалог, а не «обмен монологами» [11: 176].
Выявленная специфика процесса освоения ценностей, которая состоит в том, что ценностные ориентации имеют социальный (межсубъектный) характер возникновения, функционирования и трансляции (С.Ф. Анисимов), общение выступает ведущим механизмом приобщения к ценностям (М.С. Каган, В.Н. Мяси-щев, Ю.А. Шрейдер), и полученный исследователями вывод о том, что определяющим видом деятельности студентов первого курса является общение (Е.С. Волков), позволяют предположить, что успешность формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса во многом зависит от эффективности организации их общения в процессе обучения. Это существенным образом изменяет требования к характеру общения в ходе учебных занятий студентов первого курса педагогического вуза.
В ряде исследований, посвященных проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций, акцентируется роль коллектива студентов, ценнос-тно-ориентационного единства студенческой группы, ее морально-психологического климата (А.А. Бодалев, Л.Н. Лесохина, В.И. Слободчиков и др.), что представляется значимым при обосновании и осуществлении процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса педвуза.
При определении этапов освоения профессионально-педагогических ценностей студентами первого курса мы опирались на приведенные алгоритмы; учитывали взаимосвязь процессуального и инструментального аспектов, т. к. адекватный выбор методов, приемов, средств обеспечивает эффективность каждого этапа. Кроме того, определяя алгоритм освоения профессионально-педагогических ценностей студентами первого курса, мы учитывали новообразование раннего юношеского возраста — самоопределение, где личностное и профессиональное находятся в неразрывной взаимосвязи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.); рассматривали начальный этап профессионально-педагогической подготовки как сензитивный в плане изменения ценностно-смысловых образований студентов (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков); принимали во внимание особенности социальной ситуации развития, в которой на основе ценностного выбора формируется личностная позиция студента первого курса как субъекта общественных отношений.
Проведенный анализ позволил уточнить сущность процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса педагогического вуза и представить алгоритм освоения ими профессионально-педагогических ценностей как последовательность следующих этапов: получение инфор-
мации о профессионально-педагогических ценностях, ее трансформация, осмысление профессионально-педагогических ценностей, соотнесение их с лич-ностно значимыми ценностями; эмоционально-чувственное переживание значимости профессионально-педагогических ценностей, их оценка; экстериориза-ция ценностей в деятельности и общении, апробирование ценностей в реальном взаимодействии; осуществление рефлексии как сопоставления осваиваемых ценностей с актуальной системой ценностей; преобразование системы профессионально-ценностных ориентаций.
Разработанный алгоритм освоения профессионально-педагогических ценностей как результат проведенного теоретического анализа отражает аксиологические ориентиры профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом вузе.
Библиографический список
1. Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С.Ф. Анисимов. — М.: Мысль, 1970.
2. Разживина, Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза: автореф. дисс. канд. психол. наук / Л.В. Разживина. - М., 1990.
3. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности / Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Я. Гудечек. — М.: Наука, 1989.
4. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульха-нова-Славская. — М.: Наука, 1980.
5. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии / В.Н. Мясищев. — 1957. — № 5.
6. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во Моск. унта, 1972.
7. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988.
8. Зинченко, В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. — М.: Тривола, 1994.
9. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие / В.И. Гине-цинский. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1992.
10. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. (Над чем работают, о чем спорят философы.) / М.С. Каган. — М., 1988.
11. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. — СПб., 1997.