Экономические науки
УДК 338.47
Булатова Надежда Николаевна Nadezhda Bulatova
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
ON THE ISSUE OF MODELS FORMATION OF INNOVATION-ORIENTED DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE REGION
Отмечено, что современные условия хозяйствования предъявляют особые требования к любому виду экономической деятельности и, прежде всего, к транспортной инфраструктуре, являющейся ключевым звеном поступательного развития экономической системы любого уровня. Россия характеризуется высокой дифференциацией регионального развития, что определяет необходимость реализации научного подхода к проведению исследования различных аспектов инновационного развития транспортной инфраструктуры в региональном разрезе. Причем инновационное развитие транспортной инфраструктуры региона должно проводиться комплексно, с учетом взаимодействия и целевых ориентиров всех элементов транспортной инфраструктуры, для чего в статье приведена система целей и задач стратегического инновационно-ориентированного развития транспортной инфраструктуры региона. Представлена совокупность методов и механизмов воздействия инноваций на развитие транспортной инфраструктуры региона, что обусловливает структурные и системные изменения транспортной производственно-хозяйственной деятельности. Выявлена необходимость разработки модели инновационного развития транспортной инфраструктуры, эффективность функционирования которой определяется оптимальным распределением функций между его элементами, их рациональным взаимодействием. Показаны условия ее формирования, представленные в виде структуры организационно-экономического механизма в соответствии с
In the article it is mentioned that the current economic conditions demand for specific requirements for any kind of economic activity, and, above all, to the transport infrastructure, which is a key element of economic system's progressive development of any level. Russia is characterized by high differentiation of regional development, which determines the need to implement a scientific approach to the study on various aspects of innovation development of transport infrastructure in the regional context. And the innovative development of transport infrastructure in the region must be comprehensive, taking into account the interaction and targets of all elements of the transport infrastructure. Therefore a system of strategic goals and objectives of innovative development of transport infrastructure in the region is described in the article. The author presents a set of methods and mechanisms of innovation action in the development of transport infrastructure in the region, resulting in structural and systemic changes in the transport of industrial and economic activity. The need to develop innovative models of transport infrastructure development, the efficiency of which is determined by the optimal distribution of functions between its elements, their rational interaction is revealed in the article. The conditions of its formation are presented in a form of organizational structure and economic mechanism in accordance with a systematic approach, taking into account specific characteristics of regional development
системным подходом с учетом специфических особенностей регионального развития
Ключевые слова: регион, транспортная ин- Key words: region, transport infrastructure, spatial фраструктура, пространственная экономика, economics, innovation, technology, innovative devel-инновации, технологии, модель инновационного opment model, differentiation развития, дифференциация
Транспортная инфраструктура является ключевым звеном национальной экономики, воздействуя на функционирование любых отраслей промышленности, непроизводственной сферы. Поэтому неэффективное ее развитие становится трудно преодолимым барьером экономического роста как в любой отдельно взятой отрасли, так и каждого региона России [6]. Данные обстоятельства предъявляют специальные требования к направлениям перспективного развития транспортной инфраструктуры и на региональном, и на федеральном уровнях, поэтому проблема повышения эффективности развития и разработка долгосрочной стратегии инновационного развития транспортной инфраструктуры актуальна и требует скорейшего решения [19].
Транспортная инфраструктура — стремительно развивающаяся в современном обществе система. Играя ключевую роль в реализации приоритетных национальных проектов и решении социальных задач, транспортная инфраструктура содействует активизации участия нашей страны в экономических процессах мирового хозяйства. Увеличение и интенсификация взаимосвя-
зей в процессе функционирования транспортной инфраструктуры требует внедрения инновационных принципов развития, применение которых в различных отраслях деятельности позволяет значительно снизить издержки бизнеса и повысить качество предоставляемых услуг [16]. Инновационная направленность развития транспортной структуры способствует повышению эффективности процесса транспортировки грузов, поскольку приоритетное значение в данном случае приобретают общие цели всех участников транспортной инфраструктуры, а не частные цели каждого участника в отдельности [2].
В Российской Федерации можно наблюдать оживление общей экономической конъюнктуры, увеличение количества транспортных средств у бизнеса и населения, что влечет за собой резкий рост объемов пассажирских и грузовых перевозок. Однако нынешнее состояние транспортной инфраструктуры не способно удовлетворить потребителей транспортных услуг. В табл. 1 представлены динамика и прогноз общего объема грузоперевозок России.
Таблица 1
Динамика и прогноз общего объема грузоперевозок России, млн т [21]
Вид транспорта 2000 2005 2007 2010 2015 2020 2030
Автомобильный 17,9 33,1 40,3 50 65 80 110
Железнодорожный 170,8 242,3 297,6 64 247 228 202
Морской 159,6 367,4 388,7 466 685 770 882
Воздушный 0,05 0,06 0,08 0,12 0,2 0,35 1,05
Внутренний водный 5 7,7 8 12 18 28 35
Всего 353,35 650,56 734,68 792,12 1015,2 1106,3 1230
Анализ представленных в табл. 1 данных демонстрирует значительное увеличение объемов грузопотоков, что требует трансформации развития транспортной инфраструктуры России в инновационном направлении.
Ситуация осложняется тем, что планировка различных населенных пунктов и старых городов ограничивает возможности прокладки новых трасс, расширения дорожного полотна, обустройства придорожных объектов обслуживания. С другой стороны, без существенного и комплексного обновления параметров дорог и объектов транспортной инфраструктуры, резко, без всестороннего анализа и научного обоснования увеличиваются продажи автомобильного транспорта, повышаются объемы грузоперевозок всеми видами транспорта. Строятся новые микрорайоны, продолжается неконтролируемая застройка городов без дорог, парковок, гаражей, других объектов инфраструктуры и т.д. [18]. Поэтому только процесс инновационного развития транспортной инфраструктуры способен обеспечить осуществление бесперебойного функционирования внутренних и внешних транспортных потоков посредством инновационной организации взаимосвязи материальных, финансовых, информационных ресурсов. Для их оптимизации необходимо инновационное управление и рациональное использование ресурсов. Решение данной задачи будет способствовать улучшению качества предоставляемых транспортных услуг, повышению эффективности функционирования транспортной инфраструктуры. Особенно актуальными обозначенные проблемы являются для развития транспортных инфраструктур регионов России.
Проблемы методологического и теоретического характера, связанные со становлением и развитием транспортной инфраструктуры регионов, успешно решаются в развитых странах, однако их разработанность в трудах отечественных ученых является недостаточной [15]. Ключевой причиной высокого уровня затрат и низкого уровня развития транспортной инфра-
структуры в России является отсутствие эффективных методов оценки и анализа количественного влияния различных факторов на основные показатели транспортной деятельности, недостаточное использование инновационных технологий в данном виде деятельности [4]. Существующие методы не позволяют разносторонне оценить влияние инноваций на динамику функционирования транспортной инфраструктуры в целом. В табл. 2 представлена система целей и задач стратегического инновационного развития транспортной инфраструктуры региона. При этом предполагается, что приоритетной целью внедрения инноваций в процессы транспортной инфраструктуры региона является поступательное развитие всех субъектов хозяйствования исследуемого вида производства с сохранением надёжности и качества производственных процессов [4, 5].
Определение роли инновационного развития транспортной инфраструктуры региона должно исходить из комплекса учитывающих специфику региональных социально-экономических и географических особенностей транспортной инфраструктуры. В качестве основных направлений инновационного развития транспортной инфраструктуры можно представить следующие [13]: строительство, реконструкция авто- и железных дорог; модернизация основных производственных фондов; внедрение телекоммуникаций в процесс управления транспортными потоками; проведение обследований на объектах транспортной инфраструктуры; сравнительный анализ статистических показателей регионов с аналогичным уровнем развития, расширение видов услуг инновационной направленности; ввод инфраструктурных объектов, функционирующих на основе использования инноваций; использование логистических принципов при разработке оптимальных маршрутов; применение информационных систем управления для формирования единого транспортного пространства региона.
Таблица 2
Система целей и задач инновационного развития транспортной инфраструктуры региона
Стратегическая цель Задачи и направления инновационного развития транспортной инфраструктуры региона для достижения цели
Оптимизация процесса функционирования транспортной инфраструктуры региона - привлечение инвестиций при внедрении инноваций в транспортную инфраструктуру региона для продолжения процесса обновления основных производственных фондов; - снижение технологической отсталости элементов транспортной инфраструктуры региона; - активное внедрение зарубежных инновационных технологий
Повышение эффективности процессов транспортировки - снижение диспропорций в уровне развития транспортной инфраструктуры на территориях различных регионов, муниципалитетов; - привлечение инвестиций в обновление инфраструктурных объектов; - внедрение в систему транспортировки инновационных технологий
Внедрение оптимальных методов управления - внедрение эффективных управленческих инноваций в деятельность транспортной инфраструктуры региона
Обеспечение потребителей современными услугами транспортной инфраструктуры с учетом повышения эффективности их использования - снятие инфраструктурных ограничений; - создание условий для повышения производительности и пропускной способности транспортной инфраструктуры; - снижение аварийных ситуаций
Снижение потребления энергетических, материальных, финансовых и других видов ресурсов - развитие ресурсосбережения транспортной деятельности; - повышение безопасности транспортировки продукции; - развитие традиционных и разработка новых видов транспортных услуг
В качестве результатов реализации указанных направлений можно представить следующие: ресурсосбережение и повышение эффективности транспортной инфраструктуры региона; увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры; снижение аварийных ситуаций; снятие инфраструктурных ограничений; расширение доли потенциальных потребителей транспортных услуг; снижение удельного расхода трудовых ресурсов в расчете на единицу транспортируемой продукции, повышение рентабельности услуг, а также активов и т.д.
Следует подчеркнуть, что необходимо соблюдать соответствие поставленных целей развития транспортной инфраструктуры региона следующим условиям: сочетание интересов всех заинтересованных сторон; количественное моделирование при помощи системы показателей; иерархическая структура целей для каждого субъекта транспортной инфраструктуры региона; устойчивость предприятия транспортной инфраструктуры региона в определенный промежуток времени.
Проведенный анализ методологии исследования позволил выделить основные
изменения в результате внедрения инноваций в функционирование транспортной инфраструктуры региона, а также совокупность методов и механизмов воздействия инноваций на развитие транспортной инфраструктуры региона, которые представлены на рис. 1.
Обобщая изложенное, можно сказать, что в современных условиях инновации превращаются в основополагающий фактор поступательного развития и повышения эффективности функционирования транспортной инфраструктуры, а это, в свою очередь, обусловливает структурные и системные изменения транспортной деятельности. При этом данные изменения имеют отношение ко всем направлениям и аспектам производственно-хозяйственной деятельности региона: институциональным, инвестиционным, инновационным, интеграционным, организационным, технологическим, экономическим.
Системные изменения транспортной инфраструктуры характеризуются сбалансированным функционированием всего транспортного комплекса региона, объединенного в единую безопасную и комфорт-
ную сеть элементов инфраструктуры всех видов транспорта (автомобильной, железнодорожной, речной, морской, авиа- и др.). К структурным изменениям можно отнести развитие транзитных коридоров межрегиональных и международных; развитие существующих и внедрение современных инновационных способов взаимодействия всех видов транспорта, разработка при помощи
информационных систем управления оптимальных логистических маршрутов. При этом, если в условиях основополагающей роли материальных факторов производства эффективность оценивалась такими показателями, как рентабельность или прибыль, то усиление роли инноваций требует тесной взаимосвязи результатов деятельности с уровнем эффективности их использования.
Инновации
Рис. 1. Совокупность методов и механизмов воздействия инноваций на развитие
транспортной инфраструктуры региона
Инновационное развитие в современных условиях можно назвать приоритетной формой прогресса как отдельных сфер деятельности, так и экономики в целом, которая представляет собой многокомпонентный и сложный процесс для современных экономических систем. Так, отдельные авторы [12, 13] рассматривают инновационное развитие как трехкомпонентный процесс, который включает:
1) экономическое развитие, базирующееся на интеллектуальных ресурсах;
2) инновационную экономику;
3) управление знаниями.
В экономической литературе акцент делается на различных характеристиках, аспектах, последствиях инновационного развития. Сравнительный анализ научных подходов к экономической категории «инновационное развитие» демонстрирует то, что указанная дефиниция обеспечивает:
— формирование конкурентоспособной рыночной позиции;
— получение нормы прибыли, которая превышает среднее значение среди предприятий-конкурентов ;
— реализацию «потенциала новых научных идей и изобретений»;
— повышение уровня финансовой устойчивости транспортных организаций за счет получаемых конкурентоспособных преимуществ.
Транспортная инфраструктура региона, выступающая в качестве ведущего элемента российской национальной экономической системы, обладает всеми возможностями для инновационного развития. В контексте проводимого нами исследования под «инновациями» следует понимать широкомасштабное и систематическое внедрение в деятельность элементов транспортной инфраструктуры новейших достижений науки и техники, направленных на повышение конкурентоспособности и отдельного вида транспортных услуг, и конкретного субъекта рассматриваемого вида деятельности, и транспортной инфраструктуры региона в целом.
Необходимость инновационного развития транспортной инфраструктуры региона, как и любого значимого вида деятельности, обусловлена также потребностью обеспечения экономической безопасности экономики региона. То есть инновационное развитие транспортной инфраструктуры региона приводит не только к интенсификации производственных процессов, но и создает условия для трансформации всего экономического пространства в количественном, качественном, а также территориальном аспектах.
Одной из главных задач развития региональной экономики в России является преодоление одного из распространенных заблуждений, что проблему транспортной инфраструктуры можно решить только за счет наращивания строительства инфраструктурных объектов и дорожного полотна. Сегодня можно с уверенностью сказать, что время для эволюционного решения указанной проблемы уже потеряно. Отставание темпов развития транспортной инфраструктуры даже при максимально благоприятных условиях обеспеченности транспортными объектами и дорожной сетью невозможно полностью устранить из-за высокой трудоемкости, капиталоёмкости.
Решение задач повышения эффективности функционирования транспортной инфраструктуры регионов России возможно только в направлении инновационного развития транспортного пространства России, что предполагает необходимость разработки научно обоснованной модели инновационного развития транспортной инфраструктуры.
На данный момент конкретного понятия «модель инновационного развития транспортной инфраструктуры» не существует, при этом представляется целесообразным рассмотреть его особенность, которая с точки зрения системного подхода состоит в представлении указанной модели как совокупности упорядоченных, взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое [1]. Развитие этого подхода можно найти в научных трудах, в которых обобщенно модель инновационного развития предстает как система «взаимосвязанных элементов (функциональных и обеспечивающих подсистем, целевых (локальных)». Все элементы модели направлены на достижение установленных целей и приоритетов деятельности. При этом модель инновационного развития представляет собой набор целей, правил, критериев, положений, функций, регламентов деятельности отдельных элементов и транспортной инфраструктуры в целом [8, 14]. Можно выделить три составляющие модели инновационного развития транспортной инфраструктуры:
1) цели функционирования и инновационного развития транспортной инфраструктуры;
2) система управления элементами транспортной инфраструктуры;
3) цели отдельных активных элементов, направленных на достижение приоритетов инновационного развития.
Поскольку функционирование и развитие социально-экономической системы региона происходит в пределах транспортной инфраструктуры и ее частных составляющих, то необходимо обеспечивать согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления [24]. Условия формирования модели инновационного развития транспортной инфраструктуры представлены в табл. 3.
Таблица 3
Структура организационно-экономического механизма в соответствии с системным подходом
Системные объекты Содержание системных объектов
Структура Совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов, составляющих единое целое; элементами являются функциональные, обеспечивающие и целевые (локальные) подсистемы; методы и формы согласования транспортной деятельности и эффективного функционирования транспортной инфраструктуры региона
Процесс Производственно-хозяйственная деятельность транспортной инфраструктуры региона; взаимодействие элементов данной модели в пределах, заданных целью и его структурой. Непрерывное развитие транспортной инфраструктуры региона, обеспеченное законодательными, финансово-экономическими и организационно-административными методами воздействия. Управление (регулирование) ходом транспортной деятельности; реализация функций управления. Обеспечение соответствия между элементами модели в процессе формирования и реализации инновационного развития транспортной инфраструктуры региона
Результат Достижение целей инновационного развития транспортной инфраструктуры региона; обеспечение эффективного функционирования транспортной инфраструктуры и ее элементов, обеспеченное соответствием распорядительных функций, прав, ответственности и имеющихся ресурсов
Таким образом, можно сказать, что для решения проблемы инновационного развития транспортной инфраструктуры региона необходимо широкомасштабное внедрение инноваций во все направлениям взаимодействия транспортного комплекса, при этом успех зависит от способности участников взаимодействия транспортной инфраструктуры распознавать ценность и перспективность внедряемых инноваций и применять их в процессе осуществления хозяйственной деятельности [20].
На рис. 2 представлена авторская модель инновационного развития транспортной инфраструктуры региона. Формирование модели отражает ключевые позиции системного подхода к внедрению инноваций в транспортную деятельность, определяет особые требования к используемым методам и принципам для определения оптимальных ориентиров инновационного развития [9]. Каждый из элементов модели должен надежно обеспечивать выполнение своих функций. Все элементы, выполняя главную функцию — обеспечение инновационного развития транспортной деятельности, вступают между собой во взаимодействие. Это даёт основание рас-
сматривать ее как систему, а весь механизм ее формирования и развития — в неразрывном единстве.
На наш взгляд, целесообразно рассматривать модель инновационного развития транспортной инфраструктуры региона как сложную многофакторную систему, состоящую из постоянно взаимодействующих и взаимозависящих частей, составляющих единое целое, обеспечивающее целостность функционирования транспортной инфраструктуры региона за счет обеспечения инновационных потребностей всех ее субъектов.
Использование системно-структурного подхода к указанному определению позволяет высказать мнение, что модель инновационного развития транспортной инфраструктуры региона должна включать в себя не только отдельные элементы, но и структурные связи между ними, то есть технологии [10].
При этом базовыми принципами, определяющими направления инновационного развития транспортной инфраструктуры, можно назвать принципы системного подхода. Формируя модель инновационного развития транспортной инфраструктуры
во взаимообусловленности и взаимосвязи, необходимо учитывать принципы, создающие условия для рыночной направленности
внедрения инноваций в основные и вспомогательные процессы функционирования транспортной инфраструктуры [9].
Проблемы инновационного развития транспортной инфраструктуры региона
Условия инновационного развития
Инновации
Условия управления инновационным развитием
Мероприятия управления инновационным развитием
Анализ конкурентов в сфере использования инноваций в транспортной деятельности. Определение возможности по внедрению инноваций Анализ поставщиков, обеспечивающих разработку, создание, производство и внедрение мероприятий инновационного развития транспортной инфраструктуры Анализ рынка (потребителей), обеспечивающих спрос на транспортные услуги, удовлетворение которого можно назвать целью инновационного развития
Анализ возможности транспортной инфраструктуры реализовать взаимосвязи производителей и потребителей услуг ——^
Принципы и
методы управления инновационным
развитием транспортной инфраструктуры региона
Стратегические задачи инновационного развития
Определение перспективных видов инноваций и способов их внедрения
Развитие инновационных способностей адаптации к изменениям внешней среды
Установление долгосрочных целей инновационного развития транспортной инфраструктуры
Концентрация и координация элементов транспортной инфраструктуры
Логистические
принципы составления маршрутов пассажиро- и грузопотоков
Приоритеты развития транспортной инфраструктуры с учетом региональных особенностей
Определение перспективных видов предоставляемых транспортных услуг
Рис. 2. Модель инновационного развития транспортной инфраструктуры региона
Процесс формирования модели инновационного развития транспортной инфраструктуры включает:
— условия и проблемы инновационно-
го развития транспортной инфраструктуры региона;
— собственно мероприятия управления инновационным развитием, отражающие
анализ конкурентной среды использования инноваций в транспортной деятельности и определение возможности по их внедрению; анализ поставщиков, обеспечивающих разработку, создание, производство и внедрение мероприятий инновационного развития транспортной инфраструктуры; анализ рынка (потребителей), обеспечивающих спрос на транспортные услуги, удовлетворение которого можно назвать целью инновационного развития;
— на основании полученных результатов проводится анализ возможности транспортной инфраструктуры реализовать взаимосвязи производителей и потребителей услуг;
— затем происходит решение стратегических задач инновационного развития при помощи установленных принципов и методов управления инновационным развитием транспортной инфраструктуры региона: определение перспективных видов инноваций и способов их внедрения; развитие инновационных способностей адаптации к изменениям внешней среды; установление долгосрочных целей инновационного развития транспортной инфраструктуры и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование эффективной модели инновационного развития транспортной инфраструктуры является одним из основных условий поступательного развития экономической системы региона, так как в процессе взаимодействия все элементы транспортной инфраструктуры вступают в экономические, технические и технологические отношения [3]. Следует отметить, что функционирование и развитие транспортной инфраструктуры региона наталкивается на целый ряд экологических проблем, угрожающих стать в последующие годы все более острыми, поскольку данный вид деятельности является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды [23].
Поэтому при формировании процесса инновационного развития транспортной инфраструктуры с позиции обеспечения долгосрочного сбалансированного инновационного развития необходимо учесть интересы всех субъектов социально-эконо-
мической региональной системы, в рамках которой осуществляется транспортная деятельность:
— для органов государственной власти, для которой должна решаться наиболее глобальная задача обеспечения регионального экономического роста и повышения благосостояния населения;
— общественных организаций (главным образом, экологических), в отношении которых должно поддерживаться решение задачи снижения вредного воздействия субъектов производственной деятельности на окружающую среду;
— субъектов экономической деятельности (собственников и акционеров производственных предприятий) — для этой группы участников решается задача получения финансово-экономического эффекта;
— потребителей транспортных услуг, которым необходимо обеспечение надёжности и своевременности транспортировки;
— предприятий и организаций как потребителей, в отношении которых решается задача оптимизации процессов транспортировки.
Стратегия эффективного инновационного развития транспортной инфраструктуры региона должна быть основана на следующих механизмах:
— инновациях, путем разработки и применения новых технологий и методов управления;
— развитии взаимодействия как важнейшего средства обеспечения движения;
— стимулах для поощрения и стремления к устойчивому развитию и повышения уровня конкурентоспособности.
Проблема соблюдения баланса между экономическим ростом, экологией и эффективностью транспортной инфраструктуры региона может быть решена за счет эффективного функционирования транспортной инфраструктуры региона, минимизации временных и финансовых затрат на транспортные услуги, снижения негативных экологических эффектов от транспортной деятельности. Очевидна необходимость внедрения инновационных технологий в данный процесс.
В современных условиях в России проблемы хозяйственной практики и экономической теории не могли не отразиться на состоянии транспортной инфраструктуры любого региона. Бессистемно обновляемая, устаревающая, изношенная транспортная инфраструктура регионов не соответствует новым социальным и экономическим задачам развития государства и качественного удовлетворения потребителей транспортных услуг. Растет объем грузоперевозок, увеличивается количество пассажиров и транспортных средств.
Все сказанное предопределяет необходимость инновационного развития и разработки модели инновационного развития транспортной инфраструктуры для каждого отдельно взятого региона с учетом специфических особенностей регионального
развития. Несомненным является то, что отдельные локальные меры не способны обеспечить решение возникающих региональных транспортных проблем. Поэтому требуется разработка комплексного единого транспортного пространства, изучение всех региональных транспортных схем; объемов перевозок по каждому из видов транспорта; прогноз и расчет необходимой величины инвестиций и финансовых ресурсов; разбивка плана строительства инфраструктурных объектов по годам и этапам; увязка всех проводимых мероприятий с ресурсным потенциалом государства, с потребителями услуг, с собственниками земельных участков; государственное стимулирование инновационного развития транспортной инфраструктуры.
Литература-
1. Sibirskaya E.V., Stroeva O.A., Khokhlova O.A., Oveshnikova L.V. Regionalization of the innovation management process // Life Science Journal. 2014. 11(8s). P. 297-301.
2. Алексеева B.B., Булатова H.H., Алексеев B.M. Политранспортная система Республики Бурятия: современное состояние и перспективы развития: монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. 232 с.
3. Герами, В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. M.: Юрайт, 2014. 510 с.
4. Аналитический доклад «Экономическая дифференциация регионов: оценки, динамика, сравнения». ФБК. Департамент стратегического анализа. Режим доступа: www.fbk.ru/upload/ images/regions_doklad .pdf.
5. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика» // Издательский дом «Коммерсантъ». Режим доступа: http://www. kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf.
_References
1. Sibirskaya E.V., Stroeva O.A., Khokhlova O.A., Oveshnikova L.V. Life Science Journal (Life Science Journal), 2014, no. 11(8s), pp. 297-301.
2. Alekseeva V.V., Bulatova N.N., Alekseev V.M. Politransportnaua sistema Respubliki Buryatiya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Poly-transport system of the Republic Buryatia: Current status and prospects of development]: Monograph: Ulan-Ude: Izd-vo VSGTU, 2009. 232 p.
3. Gerami, V.D., Kolik A.V. Upravlenie trans-portnymi sistemami. Transportnoe obespechenie logistik [Driving systems. Transportation services of logistics] Moscow: Yurait, 2014. 510 p.
4. Analiticheskiy doklad «Ekonomicheskaya dif-ferentsiatsiya regionov: otsenki, dinamika, sravneni-ya». FBK. Departament strategicheskogo analiza (Analytical report «Economic differentiation of regions: assessment speaker comparisons». FBK. Department of Strategic Analysis) Available at: www.fbk.ru/up-load/images/regions_doklad. pdf.
5. Promezhutochny doklad o rezultatah ek-spertnoy raboty po aktualnym problemam sotsialno-ekonomicheskoy strategii Rossii na period do 2020 goda «Strategiya-2020: Novaya model rosta — novaya sotsialnaya politika» (Interim report on the results of expert work on urgent problems of the socio-economic strategy of Russia until 2020 «Strategy 2020: New Growth Model - a new social policy»): The publishing house «Kommersant» Available at: http://www. kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf.
6. Еремеева Л.Э. Транспортная логистика. Сыктывкар: СЛИ, 2013. 260 с.
7. Кирясов А.С. Формирование эффективной транспортно-логистической системы регионального уровня на основе концепции устойчивого 174 развития // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. № 4 (68). С. 299-303.
8. Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю., Тарабу-кина Н.А., Киселенко А.А. Существующие подходы моделирования развития транспортной системы региона // Вестник ИБ. 2009. № 11. С. 18-23.
9. Лавриков И.Н., Пеньшин Н.В. Экономика автомобильного транспорта. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. 116 с.
10. Лычкина Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: ИНФРА-М, 2011. 254 с.
11. Макаров Д.Б., Кузнецов И.А. Единая транспортная система региона: инфраструктурный аспект. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014.
12. Малышев Е.А., Макарова И.В., Петров А.П. Выделение эффектов от формирования и развития кластеров в регионе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 7 (98). С. 111-120.
13. Мильнер Б.З. [и др.]. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с.
14. Овешникова Л.В., Лащенкова И.С. Применение моделирования в инновационно-инвестиционном проектировании / / Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 4 (15). — С. 175-180.
15. Осеевский М.Э. Выбор стратегических приоритетов регионального развития. Новые теоретико-методологические подходы. СПб: Наука, 2008. 240 с.
16. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 30.09.2014).
17. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 № 45.
18. Проскурин И.Ю., Макаров Д.Б. Приоритетные направления развития региональной транспортной системы // Лесотехнический журнал. 2014. № 3.
6. Eremeeva L.Ye. Transportnaya logistika [Transport logistics: tutorial]. Syktyvkar: SFI, 2013. 260 p.
7. Kiryasov A.S. Vestnik Saratovskogo gosu-darstvennogo tehnicheskogo universiteta (Bulletin of Saratov State Technical University), 2012, no. 4 (68), pp. 299-303.
8. Kiselenko A.N., Sundukov E.Yu., Tarabukina N.A., Kiselenko A.A. Vestnik IB (Bulletin of IB), 2009, no. 11, pp. 18-23.
9. Lavrikov I.N., Penshin N.V. Ekonomika avto-mobilnogo transporta [The economy of road transport: tutorial ]. Tambov: Univ. GOU VPO TSTU, 2011. 116 p.
10. Lychkina N.N. Imitatsionnoe modelirovanie ekonomicheskih protsessov [Simulation modeling of economic processes]. Moscow: INFRA-M, 2011. 254 p.
11. Makarov D.B., Kuznetsov I.A. Edinaya transportnaya sistema regiona: infrastrukturny aspekt [Integrated transport system in the region: infrastructure aspect]. Tambov: Univ. TSU. GR Derzhavin, 2014.
12. Malyshev E.A., Makarova I.V., Petrov A.P. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 7 (98), pp. 111-120.
13. Milner B.Z. [et al]. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektualnye resursy, upravlenie znani-yami [Innovative development: economy, intellectual resources, knowledge management]. Moscow: IN-FRA-M, 2009. 624 p.
14. Oveshnikova L.V., Lashhenkova I.S. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie (Region: systems, economics, management), 2011, no. 4 (15), pp. 175180.
15. Oseevskiy M.Ye. Vybor strategicheskih prior-itetov regionalnogo razvitiya. Novye teoretiko-metod-ologicheskie podhody [The choice of strategic priorities for regional development. New theoretical and methodological approaches]. St. Petersburg: Nauka, 2008. 240 p.
16. O Federalnoy tselevoy programme «Razvitie transportnoy sistemy Rossii (2010-2020 gody)» (On the Federal Target Program «Development of Transport System of Russia (2010-2020 years»): Government Decree dated by 05.12.2001 no. 848 (ed. by 09.30.2014)
17. Ob utverzhdenii Transportnoy strategii Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (On approval of the Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2020): Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated by 12.05.2005 no. 45.
18. Proskurin I.Yu., Makarov D.B. Lesotehnich-eskiyzhurnal (Forestry Engineering magazine), 2014, no. 3.
19. О Транспортной стратегии Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 11.06.2014).
20. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 2 / под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Издат. дом «Дело» РАН-ХиГС, 2013. 408 с.
21. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.
22. Трусов С.А. Методические основы оценки спроса на инновации в инфраструктурных отраслях экономики // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 1(15). С. 30-34.
23. Шелестов Н.Е., Кузнецова А.И. Проблемно-управленческое содержание инновационной автодорожной инфраструктуры // Экономика и право. XXI век. 2012. № 3.
24. Шутенко О.В. Системный подход к управлению региональной инновационной инфраструктурой // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. № 6.
Коротко об авторе _
Булатова H.H., д-р экон. наук, доцент, профессор, каф. «Экономика, организация и управление производством», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Научные интересы: региональная экономика транспортная инфраструктура
19. O Transportnoy strategii Rossiyskoy Federat-sii (On the Transport Strategy of the Russian Federation): Russian Federation Government Decree dated by 22.11.2008 no. 1734-r (ed. by 06.11.2014).
20. Strategiya-2020: Novaya model rosta — novaya sotsialnaya politika. Itogovy doklad o rezultatah ekspertnoy raboty po aktualnym problemam sotsialno-ekonomicheskoy strategii Rossii na period do 2020 goda [Strategy 2020: New Growth Model -a new social policy. The final report on the results of expert work on urgent problems of the socio-economic strategy of Russia for the period up to 2020]. Book 2. Moscow: Publishing House «Delo» RANHiGS, 2013. 408 p.
21. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g. (The Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030).
22. Trusov S.A. Vestnik OrelGIET (Bulletin of the OrelGIET), 2012, no. 1(15), pp. 30-34.
23. Shelestov N.E., Kuznetsova A.I. Ekonomika i pravo. XXI vek (Economy and law. XXI Century), 2012, no. 3.
24. Shutenko O.V. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennyh nauk (Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences), 2011, no. 6.
_ Briefly about the author
N. Bulatova, doctor of economic sciences, professor, Economics, Organization and Management of Production department, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: regional economy, transport infrastructure