Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Роднаева О.А., Тыхеева НА, Етобаева И.Г., Капустина Ю.А., Ламажапова Г.П. — К вопросу формирования культуры здорового образа жизни студентов, как неотъемлемой части процессов воспитания и обучения // Педагогика и просвещение. - 2021. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.1.34925 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=34925
К вопросу формирования культуры здорового образа жизни студентов, как неотъемлемой части процессов воспитания и обучения
Ррднаева Ольга Анатольевна
кандидат биологических наук
доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологии с курсом биохимии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский
государственный университет имени Доржи Банзарова»
670000, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а, оф 6305
Тыхеева Наталья Алексеевна
кандидат медицинских наук
доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологии с курсом биохимии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский
государственный университет имени Доржи Банзарова»
670000, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а, оф 6305
И [email protected] Етобаева Инна Георгиевна
кандидат медицинских наук
доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологии с курсом биохимии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский
государственный университет имени Доржи Банзарова»
670000, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а, оф 6305
И [email protected] Капустина Юлия Алексеевна кандидат биологических наук
старший преподаватель кафедры фармакологии, клинической фармакологии с курсом биохимии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
670000, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а, оф 6305
Ламажапова Галина Петровна
доктор биологических наук
доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологии с курсом биохимии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский
государственный университет имени Доржи Банзарова»
670000, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а, оф 6305
Статья из рубрики "Образование"
DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34925
Дата направления статьи в редакцию:
22-01-2021
Дата публикации:
29-01-2021
Аннотация.
В педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся занимает одно из приоритетных мест, так как сохранение и укрепление здоровья населения - одна из главных стратегических задач развития страны, регламентируемая федеральными нормативно-правовыми документами. Статья посвящена формированию культуры здорового образа студентов, как одному из приоритетных задач воспитательной и образовательной деятельности медицинского ВУЗа. Авторами проведены исследования по оценке приверженности студентов 2-3 курсов медицинского института здоровому образу жизни по валидизированной методике, в рамках федерального приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни». Результаты самооценки здоровья студентами показали, что наибольшее количество опрошенных студентов оценивает свое индивидуальное здоровье как хорошее (55,8% студентов). При этом мониторинг приверженности ЗОЖ выявил, что доля курящих и употребляющих алкоголь студентов составила 15,8% и 21,9%. соответственно, а физическая активность не соответствует рекомендуемым нормам у 59,6% студентов. В ходе исследований был определен индекс приверженности ЗОЖ у студентов в первую очередь связан с некачественным, несбалансированным питанием, пищевыми привычками, а также низким материальным положением значительной части студентов. Оценка индекса приверженности ЗОЖ у студентов медицинских образовательных организаций показала крайне низкие значения. Так, только 2,6% студентов имеют высокий показатель индекса и лишь 39% - удовлетворительный, в половом различии у девушек отмечены незначительно лучшие показания, по сравнению с юношами. Таким образом, результаты свидетельствуют о низкой культуре здоровья студентов, что определяет важность повышения эффективности преподавания основ ЗОЖ в рамках учебных образовательных программ, внедрения в воспитательный и образовательный процесс новых методов и форм обучения, направленных на формирование компетентности будущих врачей в области ЗОЖ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура здоровья, мониторинг здоровья, комптентность, воспитательная работа, студенты, медицинский институт, новая компетенция, факторы риска, самооценка здоровья
Введение В педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся занимается одно из приоритетных мест. Проблемы формирования ЗОЖ в разное время освещались в трудах известных
зарубежных и отечественных педагогов, таких как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др. ^^
В настоящее время сохранение и укрепление здоровья населения - одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется нормативно-правовыми документами. Среди них: Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.». В указанных документах обозначено, что приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование культуры здоровья, которое включает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других
вредных привычек [8]. На необходимость формирования потребности в ЗОЖ студенческой молодежи нацеливает «Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года», а также национальный проект «Здоровье», приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» («Укрепление общественного здоровья»), одна из задач которого - мониторинг приверженности ЗОЖ населения на популяционном уровне.
Среди путей сохранения здоровья важная роль принадлежит формированию культуры ЗОЖ, той компетентности, которой нужно следовать в течение всей жизни, которая является частью общей культуры человека, отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно - ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. Также необходимо повышение эффективности преподавания основ здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в рамках учебных образовательных программ. Культуры ЗОЖ молодежи, Ценностные ориентиры способствуют точному целеполаганию и проектированию деятельности, определяют приоритеты и критерии педагогического процесса, направляют педагогическую деятельность и общение участников педагогической системы 7 9 10].
В последнее время повышается роль Высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Вузовское образование должно создавать благоприятные условия для формирования мотивации на ведение ЗОЖ, воспитывать культуру здоровья и бережного отношения к нему [1, 2' 5' 9].
Современное обучение в ВУЗе, особенно в медицинском, характеризуется сверхдинамичностью, большим объемом информации, что связано с высокими ресурсными затратами, Учеба в вузе и колледже предъявляет к студентам высокие требования, в том числе и к уровню здоровья. Повышение рейтинга здоровья в системе ценностей студентов медицинского вуза, обучение оценке качества и количества
здоровья, технологиям его обеспечения, включая собственное здоровье, является необходимым условием успешности их профессиональной социализации [1, 4].
Предметом исследования является формирование культуры ЗОЖ студентов-медиков, которое является важнейшим направлением воспитательной деятельности педагогов-наставников в процессе профессиональной подготовки врачей и среднего медицинского персонала, в чьи обязанности входит профилактическая работа с населением. Воспитательная работа в Медицинском институте ФГБОУ ВО Бурятского государственного университета проводится в соответствии с современными требованиями компетентностного подхода к формированию личности врача 21 в. и ее ключевые тезисы основываются на положениях «Концепции воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете»
С целью формирования общей картины приверженности ЗОЖ и создания адекватной программы последующей воспитательной, направленный на формирование культуры ЗОЖ необходимо проведение мониторинга текущего реального состояния здоровья студентов и уровня их компетенции к ЗОЖ. Проводимый в рамках Федерального проекта «Формирование здорового образа жизни» мониторинг необходим для разработки регионального интегрального индекса приверженности ЗОЖ (ИПЗОЖ), оценки его распространенности в сравнении с Российскими данными.
Цель исследования - оценка уровня сформированности культуры ЗОЖ у студентов медицинского института г. Улан-Удэ республики Бурятия.
Научная новизна исследования: впервые проведено полноценное исследование приверженности ЗОЖ студентов медицинского института г. Улан-Удэ, на основе валидизированной технологии, разработанной ВОЗ.
Материалы и методы исследования
Для проведения мониторинга культуры ЗОЖ была выбрана целевая группа студентов Медицинского института ВГОУ ВО «Бурятский государственный университет». Всего в исследовании приняли участие 165 студентов 2 и 3 курсов, среди которых 69 юношей и 95 девушек.
Мониторинг проводился по валидизированной технологии ВОЗ (SЕTPS), с помощью которой были определены следующие показатели:
1. «Распространенность потребления табака» оценивала сь анкетированием, в ходе которого определялось отношение к курению, частота курения, возраст начала курения, оценка осознанности вреда курения на здоровье человека.
2. «Распространенность потребления алкоголя» оценивалась при помощи вопросника по следующим критериям: не употреблявшие алкоголь в течение последнего года, употребляющие редко, мало, умеренно (не более 168 и 84 г этанола в неделю для мужчин и женщин соответственно) и употребляющие избыточно (не менее 168 и 84 г этанола в неделю соответственно).
3. Физическая активность оценивалась как высокоинтенсивная работа и высокоинтенсивный досуг при которых адекватной считается нагрузка 75 минут в неделю и, среднеинтенсивная работа и среднеинтенсивный досуг 150 минут в неделю.
4. «Приверженность ЗОЖ» определялась при собеседовании на основе рекомендаций ВОЗ и включает оценку пяти индикаторов, в соответствии с рекомендуемыми
показателями): потребление овощей и фруктов ежедневно (не менее 400 г. ежедневно); адекватную физическую активность (не менее 150 минут умеренной или 75 минут интенсивной физической нагрузки в неделю); нормальное потребление соли (не выше 5,0 г хлорида натрия в сутки); отсутствия курения; употребление алкоголя (не более 168 г. чистого этанола в неделю для мужчин и не более 84 г. - для женщин).
Высокая приверженность к здоровому образу жизни - это соответствие 5 параметрам. Удовлетворительная приверженность - это отсутствие курения и наличие 3 из 4 параметров (не злоупотребление алкоголем, потребление 400г овощей и фруктов в день, потребление не более 5 г соли, адекватная физическая нагрузка)
5. Самооценка здоровья, методом анкетирования.
Результаты и выводы
Следует отметить, что среди студентов, принявших участие в исследовании 75,4% не состоят в браке, 35,6% проживают в общежитии, 39,6% ранее обучались в средних профессиональных образовательных учреждениях (31,5% в медицинских колледжах разных регионов России).
Результаты проведенных исследований показали, что 15,8% (26 человек) студентов являются курящими. При этом, среди юношей этот показатель составил 27,5%, а у девушек доля курящих 7,4 %. При этом, результаты анкетирования показали, что 98% студентов понимают опасность и вред курения для организма, однако никто из курящих студентов бросать курить не пытался. Анализ полученных данных показал, что количество выкуриваемых в день сигарет у студентов обоего пола практически одинаковое (8-9 сигарет в день), а средний возраст начала курения составляет у юношей 17 лет, а у девушек 16 лет, что свидетельствует о формировании вредной привычки у молодых людей еще в школьные годы.
Оценка приверженности к алкоголю показала, что 24,4% студентов никогда не употребляли алкоголь, большая часть студентов (53,7%) эпизодически употребляет алкогольные напитки. Однако, среди студентов 21,9% ежемесячно выпивают, из них 16,1% составляют девушки и 29,9% юноши. Среди них выпивающих один раз в месяц соответственно 79,2 и 68,9%. При этом, чрезмерное употребление алкоголя за раз (>60 г чистого спирта в среднем за раз для мужчин и >40 г чистого спирта для женщин) определено у 3,45% студентов (2,2% у девушек и 4,8% у юношей). Собеседование показало, что знакомство с алкоголем у большинства студентов произошло еще во время учебы в школе.
Известно, что курение и алкоголь относятся к так называемым поведенческим факторам риска, которые возникают лишь в тех случаях, когда человек добровольно соглашается рисковать. Главная особенность таких факторов риска состоит в том, что они поддаются коррекции и могут быть полностью устранены.
При оценке физической активности, согласно методике, не соответствуют рекомендуемым нормам, учитывая специфику учебы, 59,6% студентов, а отсутствие физического досуга отмечается у 31,41% в общем студентов. Таким образом, у молодых людей отмечена гиподинамия.
Оценка индекса приверженности ЗОЖ организаций показала крайне низкие института имеют высокий показатель
у студентов медицинских образовательных только 2,2% девушек медицинского имеют удовлетворительный индекс,
значения. Так, индекса 42,2%
у остальных отмечен уровень ниже удовлетворительного. Среди юношей высокий индекс отмечается у 3,13%, а удовлетворительный 34,3%оказался еще ниже и составил 9%. Согласно оценочной шкале, удовлетворительный индекс свидетельствует об отсутствии приверженности к курению и соответствии нормам еще трех показателям из пяти исследуемых. Отмечено существенное нарушение питания студентов, которое может стать как фактором риска развития хронических заболеваний, так и значимой протективной мерой.
Респондентам предлагалось в конце опроса субъективно оценить свое здоровье от отличного до плохого.
Так, всего 12,9% студентов оценили свое здоровье как отличное (15,9% юношей и 10,6% девушек), как очень хорошее - 13,5% всех студентов (8,7% юношей и 17% девушек). самооценки здоровья Хорошим свое здоровье оценило наибольшее количество опрошенных студентов (55,8%), у юношей показатель равен 66,6%, а у девушек 47,8. Удовлетворительным назвали свое здоровье всего 7,2% девушек и 24,3% юношей и 1,4% юношей затруднились оценить свое здоровье. Плохим свое здоровье студенты обоих полов не считают. Таким образом, юноши субъективно лучше оценивают свое здоровье, чем девушки.
Анализируя полученные данные, можно сделать выводы:
- несмотря на то, что студенты знают о вреде курения и алкоголя на организм, доля курящих и употребляющих алкоголь студентов составила 15,8% и 21,9% соответственно, что свидетельствует о недостаточно сформированной культуре ЗОЖ.
- у многих студентов отмечается низкая физическая активность, связанная с загруженностью учебного процесса и сформированными в семье привычками;
- низкий индекс приверженности ЗОЖ у студентов медиков г. Улан-Удэ в первую очередь связан с некачественным, несбалансированным питанием, пищевыми привычками, а также низким материальным положением значительной части студентов.
- студенты имеют представление о ЗОЖ и понимают значимость его составляющих теоретически и оценивают свое индивидуальное здоровье в большинстве случаев ка хорошее
Следует отметить, что полученные результаты раскрывают проблему культуры ЗОЖ молодежи, решить которую в системе образования возможно только на основе комплексного подхода, ориентированного на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы ее сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную и деятельностную. Важно, чтобы в итоге такого воздействия у личности сформировалась новая компетенция - ответственность за свое здоровье и здоровье других людей.
С целью повышения мотивации формирования и поддержания здорового образа жизни студентами целесообразно проведение факультативов и конкурсов о ЗОЖ среди студентов и преподавателей; подготовка агитационных материалов по здоровому образу жизни, с учётом его особой значимости для студентов медицинских образовательных учреждений, с привлечением к участию представителей кафедр физической культуры, гигиены, внутренних болезней и др. С учётом современных педагогических тенденций и возможностей социальной коммуникации для повышения эффективности освоения студентами информационных, мотивационных и поведенческих компонентов здорового
образа жизни, необходимо введение обучающего курса по ЗОЖ, в котором необходимо уделить особое внимание интерактивным методам обучения, моделированию проблемных ситуаций, выработке практических навыков. Кроме того, необходимо проводить регулярный мониторинг оценки ЗОЖ студентов.
Библиография
1. Акименко Г.В. Михайлова Т.М. К вопросу о формировании у студентов медицинского вуза ценностного отношения к здоровому образу жизни // Научные достижения и открытия. Сборник статей III Международного научно-практического конкурса. 2017. Наука и Просвещение. Пенза. С. 190-193.
2. Архипова Т.В., Эшиев А.К. Здоровый образ жизни как компетентность // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия. Май, 2015. С.28-30.
3. Гайтян, С. В. Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения // Образование и воспитание. 2018. № 5 (20). С. 1-3. URL:https://moluch.ru/th/4/archive/108/3715/
4. Горностаева Ю.Д., Михайлов А. Ю., Рахманова О. В. Отношение студентов медицинского университета к здоровому образу жизни // Региональный вестник. 2020 №1 (40). С.17-19.
5. Жамолдинова О. Р. Некоторые вопросы формирования культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) молодежи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. Уфа. 2011. С. 88-90.
6. Жилина Н. М., Серая А.О. Студенты и здоровый образ жизни. Взгляд изнутри // Педагогика профессионального медицинского образования. 2018. № 3 С.23-32.
7. Попова А.В., Шнейдер О.С. Здоровый образ жизни студентов: учеб. Пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. 2012. 88 с.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. № 122(6693). https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
9. Романова Л.В., Кремнева Г.М., Литвиненко И.Л., Килинкарова Н.Н., Оверченко В.В. Формирование у студентов медицинских образовательных учреждений ответственного отношения к здоровью как общественной ценности и профессиональной компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id = 23952
10. Сорокина В.М., Сорокин Д.Ю. Формирование отношения к здоровому образу жизни как ценности // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 5 С. 39-42.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в рецензируемой статье выступают процессы и результаты формирования культуры здорового образа жизни студентов Медицинского института ФГБОУ ВО Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. В исследовании применены общетеоретические методы (анализ, сравнение, классификация, обощение), междисциплинарный анализ литературы по изучаемой теме,
а также метод мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни студентов-медиков на основе авторской методики. Актуальность исследования обусловлена как задачами формирования ценностей здорового образа жизни у молодёжи, так и задачей совершенствования качества профессиональной подготовки в отечественных вузах: автор справедливо указывает на значимость культуры здорового образа жизни как элемента профессиональных компетенций студентов-медиков. Заслуживает внимания мысль автора о том, что высшая школа является социальным институтом, формирующим не только профессиональные компетенции студентов, но и значимой сферой формирования их личности, ценностей, жизненной позиции и мировоззрения. Это проявляется и в культуре ЗОЖ, рассмотренной в данной статье. Научная новизна исследования заключается в следующем: - разработана оригинальная авторская методика мониторинга на принципах валидизированной технологии SЕTPS, разработанной Всемирной организацией здравоохранения; - выделены основные показатели, отражающие культуру ЗОЖ студентов и критерии их оценки; - получены новые данные о состоянии культуры ЗОЖ студентов рассматриваемого вуза; - в выводах о проблемах формирования здорового образа жизни среди молодёжи и путях их решения. Стилистика и структура статьи отвечают методологическим требованиям научной публикации. Содержание статьи в полной мере соответствует заявленной теме. Вместе с тем, считаем необходимым внести в текст некоторые коррективы: - не желательно начинать статью с цитирования чужой работы (это снижает впечатление читателя о самостоятельности и авторитете автора), тем более что фраза со ссылкой [3] не раскрывает какой-то оригинальной мысли, а является общим рассуждением; -дополнить изложение результатов мониторинга культуры здорового образа жизни иллюстрациями в графической форме или изложить результаты в виде таблиц; наглядность презентации данных не только улучшит их восприятие читателями, но и позволит чётче показать основные тенденции, выявленные авторами в ходе исследования; - исправить недочёты в пунктуации и грамматические неточности. Библиографический список статьи содержит актуальные работы отечественных авторов по рассматриваемой проблематике. Все они находят отражение в тексте. Но желательно избегать множественного перечисления ссылок (как [6, 7, 9, 10], [1, 2, 5, 9]), чтобы не создавалось впечатление формального упоминания данных работ, без их анализа автором. Апелляция к оппонентам отсутствует, поскольку статья носит практико-ориентированный характер, и теоретическая полемика не входила в её задачи. Содержание работы и её выводы представляют интерес для исследователей педагогики профессионального образования, проблем формирования профессиональной направленности личности, для педагогов и методистов вузов, а также для широкого круга специалистов в области формирования здорового образа жизни.