ter. I Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf., 29 noyabrya 2011 g./ otv. red. V.A. Komogor-kin. — Ryazan': Alekseeva I.A., 2011.
6. Bushueva I.V., Butova T.G. Marketin-govye tekhnologii formirovaniya regional'nogo
potrebitel'skogo kompleksa // Vestnik
+
KrasGAU. Nauchno-tekhnicheskii zhurnal. — 2005. — Vyp. 8
7. Blinova T.V., Potapov A.P. Trudovoi potentsial modernizatsii Rossiiskogo sela // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo un-
iversiteta. — 2011. — Vyp. № 1. — T. 2. +
УДК 332.14
Д.В. Рожкова D.V. Rozhkova
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ON THE ISSUE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LOCAL MARKET:
THEORETICAL ASPECT
Ключевые слова: АПК, рынок, региональный рынок, местный рынок, локальный рынок, региональная экономика, экономическое разви-
С позиции современного развития экономики Российской Федерации, в том числе региональной экономики, вопрос формирования локальных рынков встает наиболее остро, поскольку намеченный курс на форсированный переход к импор-тозамещению требует изучения рынка на всех его уровнях. Следовательно, цель работы заключается в освещении теоретических аспектов формирования и развития локального рынка в рамках региональной экономики. Традиционно исследователи отождествляют локальные рынки с рынками местными, не учитывая их специфику, при этом до настоящего времени нет единого подхода к определению термина «локальный рынок». Проведен детальный анализ подходов к определению термина «локальный рынок», среди которых преобладают пространственно-территориальный и товарный подходы. Приведены примеры определений локального рынка с точки зрения таких ученых, как Л.Я. Баранова, М. Портер, Е.А. Абрамова, Н.А. Феоктистова и т.д. Кроме того, отмечена взаимосвязь локального и регионального, локального и местного рынков. В соответствии с целью работы автором проанализированы трактовки понятий «региональный» и «местный» рынки, выявлены отличительные черты данных категорий, что позволило опровергнуть утверждение о тождественности вышеназванных рынков. Предложена авторская трактовка понятия «локальный рынок», сформулированы присущие ему отличительный черты и характеристики, влияющие на
эффективное функционирование рынка. Рассмотрены функции локальных рынков в экономике.
Keywords: agricultural industry complex, market, regional market, local market, regional economy, economic development.
Today the issue of the formation and development of local markets is very topical from the viewpoint of modern economy development in the Russian Federation including the regional economy, because the planned course of the forced transition to import substitution requires market study at all levels. The goal of this research is to consider the theoretical aspects of the local market formation within the development of the regional economy. Traditionally many researchers equate the local market with special market without taking into account their specificity, and at the same time there is no unified approach to the definition of the "local market". A detailed analysis of the approaches to the term of the "local market" was made by author; the most popular of them are spatial and commodity approaches. Some examples of the "local market" definitions according to such researches as L.Ya. Baranova, M. Porter, Ye.A. Abramova, N.A. Feoktistova and others are presented. Besides, the author points out the correlation of "local" and "regional", "local" and "special" markets. The definitions of "regional" and "local" markets are analyzed; the distinctive features of those categories are revealed. The author's interpretation of the term of "local market" is presented, and its specific features and characteristics that may affect the effective functioning of the market are revealed. The functions of local markets in the economy are considered.
Рожкова Дарья Викторовна, ассистент, каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Rozhkova Darya Viktorovna, Asst., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Введение
В условиях введения Россией продовольственного эмбарго на поставки продовольствия из стран Евросоюза одним из факторов экономического развития и последующей стабильности экономики аграрного региона, к которым относится и Алтайский край, безусловно, является эффективно-функционирующая система локальных рынков региона. Однако понятие локального рынка на сегодняшний момент не раскрыто в должной мере несмотря на то, что в сложившихся условиях экономического развития Российской Федерации, целесообразно уделять внимание рынку на всех его уровнях. Соответственно, объектом изучения выступает такая экономическая категория, как «локальный рынок». Цель работы заключается в освещении теоретических аспектов формирования и развития локального рынка в рамках региональной экономики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические подходы к определению категории «локальный рынок»; проанализировать сущностные отличия понятий «региональный», «местный» и «локальный» рынки; предложить авторскую трактовку термина «локальный рынок» и сформулировать присущие ему специфические черты.
В процессе работы использованы следующие методы: монографический, абстрактно-логический, метод контент-анализа.
Экспериментальная часть
Рынок как механизм можно рассматривать с точки зрения различных аспектов, в том числе с точки зрения экономического назначения рыночных объектов, характера конечного использования товаров, потребностей, определяющих спрос на товар, территориального охвата и т.п. Для целей нашей работы не целесообразно рассматривать рынок во всех его ипостасях, поэтому далее мы подробнее остановимся на характеристике рынка в разрезе его классификации по территориальному охвату.
По пространственным характеристикам (территориальному охвату) в современной экономике выделяют мировой, региональный по группе стран, национальный, региональный, местный и локальный рынки.
Стоит отметить, что в современной литературе многие авторы отождествляют понятия локального и местного, локального и регионального рынков, при этом в настоящее время нет единого подхода к определению локального рынка. В результате чего представляется необходимым анализ
понятий региональный, местный и локальный рынки.
Под региональным рынком зачастую понимают рынок, ограниченный определенной территорией. Так, финансовый словарь дает определение регионального рынка, опираясь лишь на его территориальную ограниченность: «Рынок региональный — рынок определенного товара или товарной группы, сфера функционирования которого ограничивается преимущественно рамками одного региона (области, края, республики)» [1].
Тенденция к закреплению в экономической науке такого понятия, как региональный рынок, была заложена еще А. Лешем в его работе «Географическое размещение хозяйства», где он рассматривал рынок как «главный районообразующий фактор, который формируется под воздействием борьбы различных экономических сил» [2]. В дальнейшем данная мысль получила свое развитие в учениях У. Изарда, впервые сформулировавшего постулат о том, что каждой стране присущ не единый рынок, а иерархия рынков: рынки местные, субрегиональные, региональные и национальные [2].
Современные авторы дают множество трактовок понятия «региональный рынок», в каждой из которых пытаются отразить основные элементы, характеризующие рынок в целом.
Так, по мнению А.С. Новоселова, «...региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей»
[3].
С.Н. Алпысбаева, в свою очередь, пишет: что «.региональный рынок — это территориально обусловленная, сложноор-ганизованная и открытая система товарных отношений и связей, посредством которых осуществляется контакт между предъявителями спроса и предложения, способствуя кругообороту материально-вещественных, финансово-кредитных и денежных потоков в регионе и за его пределами; а также эволюционному формированию новой институциональной среды в регионе» [4].
А.Г. Гранберг под региональным понимает «рынок отдельного региона, отличающийся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров» [5].
К.С. Айнабек дополняет определение регионального рынка принципами сущност-
ных отношений, закона стоимости, условиями функционирования рынка, считая, что «.сущность регионального рынка выражают социально-экономические отношения купли и продажи, позволяющие осуществить обмен и распределение товаров и услуг на основе стоимостных эквивалентов и учета спроса и предложения, реализующих отношения присвоения и отчуждения собственности для обеспечения индивидуального и территориального воспроизводства, субъектов хозяйствования, производства и потребления в условиях конкурентной среды и ограниченности ресурсов» [6].
Исходя из анализа предложенных выше определений, можно сделать вывод, что региональный рынок имеет территориаль-но-оформленные границы (совпадающие с административно-территориальным делением РФ) и отличительные черты, формирующиеся под воздействием внутренних особенностей рынка (особенности представленных товаров/услуг, спроса, предложения, ценообразования, конкуренции) и воспроизводственного процесса в рамках обозначенных границ.
Как отмечали выше, далее имеет смысл обратиться к определению понятия «местный рынок».
Понятие «местный рынок» чаще всего употребляют при обозначении рынка, находящегося в границах какой-либо территории. Однако экономисты достаточно редко обращались к рассматриваемому понятию, вследствие чего до сих пор отсутствует единое мнение по его определению.
Впервые термин «местный рынок» упоминается в трудах А. Маршалла. Однако Маршалл рассматривает местный рынок как рынок для труда узкой специализации в разрезе обзора организации производства в отдельных районах.
Современные исследователи, в числе которых В.В. Чмарина, определяют местный рынок как «субъект хозяйствования, созданный на отведенной по решению местных органов исполнительной власти земельном участке и зарегистрированный в установленном порядке, функциональными обязанностями которого являются предоставление услуг и создание для продавцов и покупателей надлежащих условий в процессе купли-продажи товаров по ценам, которые устанавливаются в зависимости от спроса и предложения» [7].
В.В. Черных отмечает, что «.местный рынок — это система экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, которые объединены общими экономическими и стратегическими интересами, находятся в пределах определенной территории, характеризуются наличием определенных границ и подчинены глобальной системе» [8].
Таким образом, местный рынок можно определить как рынок, расположенный в границах определенного муниципального образования (района, города, села и т.п.), местности, формирующийся под воздействием местных спроса и предложения и зависящий как от состояния экономики в целом, так и от социально-экономической политики на местном уровне.
Понятие локального рынка, в отличие от местного, чаще встречается в экономической теории, однако разные авторы в качестве главных критериев его формирования и выделения границ определяют разные факторы.
Первоначально обратимся к этимологии слова «локальный».
Согласно этимологическому словарю И.А. Крылова «локальный — это прилагательное, имеющее значение «местный», было заимствовано из латыни, где прилагательное localis — «местный» образовано от locus — «место» [9]. Таким образом, скорее можно говорить об отождествлении понятий локальный и местный рынок, что зачастую и происходит при переводе зарубежной литературы по экономике.
В многочисленных словарях по экономике, в том числе в финансовом словаре, локальный рынок определяется как совокупность отношений продавцов и покупателей конкретного товара или товарной группы, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним городом, районом или определенной их частью [10].
В целом становление теории локализации принято связывать с трудом немецкого экономиста Й. Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии» (1826 г.), в котором были сформулированы принципы и закономерности размещения сельскохозяйственного производства [11].
Современные авторы в качестве подходов к определению локального рынка определяют и пространственно-территориальный, и экономико-географический, и товарный, и пр. (табл.).
Таблица
Подходы к определению понятия локального рынка
Подходы к определению локального рынка Автор Определение
Пространственно-территориальный подход Баранова Л.Я., Левин А.И. Локальный рынок — рынок какой-либо местности, включающей некоторую совокупность населенных пунктов (употребимо в основном по отношению к рынку товаров народного потребления и платных услуг) [12]
Булыга С.Н. Локальный рынок — вся территория городской агломерации или ее часть, в пределах которой локализовано предоставление и потребление услуг инфраструктуры обслуживания населения [13]
Портер М. Локальный рынок автор рассматривает как «совокупность рынков любого уровня: городов, регионов (штатов) и даже групп соседних стран» [14]
Экономико-географический подход Абрамова Е.А. Локальный рынок — это локальный региональный рынок, развивающийся в рамках определенного территориального образования (экономического района, области, города, района, отдельных населенных пунктов, входящих в состав района); представляют собой сферу обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей [15]
Екимова К.В., Буравова С.В., Савельева И.П. Локальные рынки представляют собой рынки, где производственная, распределительная сферы и сфера обмена и потребления ограничены административными границами и являются гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости территории [16]
Товарный подход Феоктистова Н.А. Локальный рынок — рынок, объектами экономического оборот которого являются товары, которые ввиду особых потребительных свойств имеют ограниченный ареал сбыта [17]
Дудова Х.Х. Локализация рынка связана с производством, реализацией и присвоением определенного вида товарной продукции (товарной услуги); таким образом становится объяснимым многоуровневый (межуровневый) характер локальных рынков [18]
Суслова Е.М., Феоктистова Н.А., Шевченко А.В. Локальный рынок представляет собой местное экономическое пространство, на котором представлена ограниченная номенклатура товаров, преимущественно местного производства и потребления, являющаяся объектом экономического оборота, удовлетворяющая определенным критериям данного экономического оборота в пределах экономических границ [18]
Ценовой подход Никифорова В.А. Локальный рынок — это совокупность отношений продавцов и покупателей конкретного товара или товарной группы, сфера деятельности которых ограничивается одним городом, при этом локальность рынка опосредуется разницей в ценах на товар в один и тот же период времени в разных городах [19]
Факторный подход Феоктистова Н.А. Локальный рынок — это часть местного экономического пространства (стадия местного воспроизводства), где экономический оборот образует товары, произведенные по преимуществу из местных ресурсов (с частичным использованием привозных ресурсов), действуют категории местного производства (предложения) и местного потребления (спроса) [17]
Екимова К.В., Буравова С.В. Под локальным рынком можно понимать рынок, на котором осуществляется товародвижение, обеспечивающее движение капитала, как денежного, который обслуживает товарообмен и в свою очередь обеспечивает основным и оборотным капиталом сферы производства и обращения в регионе, за счет которого также осуществляется воспроизводственный процесс [20]
Сетевой подход Олейник А. Локальный рынок — это рынок, ограниченный территорией или определенным кругом агентов. При этом локализация экономических отношений происходит либо спонтанным, эволюционным образом, или же в результате сознательных действий агентов [21]
Анализируя вышеизложенные определения и подходы других авторов, можно сделать вывод, что локальный рынок имеет специфические черты, такие как: наличие узких территориальных границ и единого экономического пространства, в котором рынок функционирует; локальный рынок определяется ограниченностью ресурсов (трудовых, сырьевых, финансовых и т.п.); на локальном рынке преобладают товары местного производства (с частичным использованием ввезенного сырья) и потребления; в рамках локального рынка действует единая зона ценового влияния; функционирование локального рынка зависит от специфических, присущих данной местности природных и географических условий; процесс товародвижения на локальном рынке обеспечивает основным и оборотным капиталом сферы производства и обращения в регионе; локальный рынок характеризуется единой логистикой; самоидентификация игроков рынка как участников одного локального рынка; процесс воспроизводства на локальном рынке определяется как эндогенными, так и экзогенными условиями.
На наш взгляд, правомерно дать следующее определение локального рынка: локальный рынок — это рынок муниципального образования субъекта РФ или его части, представляющий собой совокупность существующих и потенциальных местных потребителей, производителей, посредников, вступающих во взаимоотношения, базирующиеся на принципах ограниченности ресурсов, а также характеризующийся преобладанием товаров местного производства, едиными логистикой и зоной ценового влияния.
Локальный рынок, как и любой другой вид рынков, выполняет как прямые свои функции, так и косвенные, вытекающие из его сущностных характеристик.
К прямым функциям отнесем реализацию отношений собственности на локальном уровне, конкуренции, воспроизводственного процесса; развитие внутренней структуры рынка и другие; а к косвенным функциям — содействие в развитии местных и межрегиональных экономических отношений, в повышении эффективности национальной экономики, межнациональных экономических связей, влияние на надстроечные отношения.
Заключение
Таким образом, видим, что понятия регионального, местного и локального рынков очень взаимосвязаны, но не тождественны. Так, по ряду мнений, локальный ры-
нок может быть и региональным, и местным, и охватывать несколько местных рынков. Выделение региональных рынков все же в первую очередь связано с административно-территориальным делением, базовым понятием для регионального рынка является регион. Локальный рынок, в свою очередь, не имеет жесткой привязки к административно-территориальному устройству, локальный рынок можно рассматривать как рынок муниципального образования субъекта РФ или его части. К тому же границы локального рынка могут определяться рамками экономического исследования.
Библиографический список
1. Рынок региональный / / Финансовый словарь [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ fin_enc/17674 (дата обращения: 05.12.2014).
2. Придвижкин С.В. Рынок недвижимости как пространственная социально-экономическая система / / Вестник УГТУ — УПИ. — 2006. — № 1(72). — С. 28.
3. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. — Новосибирск, 2002. — С. 20.
4. Алимбаев А.А., Утешев С.Б. и др. Региональная социально-экономическая система. — Караганда, 2002. — Т. 1. — С. 66.
5. Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах // Известия АлтГУ. — 2012. — № 2-1 (74). — С. 250.
6. Айнабек К.С. Теория общественного хозяйствования (альтернатива экономической теории и экономикса): учебник. — исправл. и доп. — Караганда: КЭУК, 2014. — С. 128.
7. Чмарина В.В. Местный рынок как регулирующий фактор деятельности предприятий рыночной торговли [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. rusnauka.com/10_NPE_2008/Economics/302 50.doc.htm (дата обращения: 05.12.2014).
8. Черных В.В. К вопросу об определении понятия «местный рынок» // Российское предпринимательство. — 2007. — № 11 (102). — С. 154.
9. Локальный рынок // Этимологический словарь Крылова [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/krylov/Lokaln-2804.html (дата обращения: 06.12.2014).
10. Рынок локальный // Финансовый словарь [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ fin_enc/17650 (дата обращения: 05.12.2014).
11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — С. 42.
12. Новикова Н.В. Понятийно-терминологический аппарат исследования локального потребительского рынка [электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// municipal.uapa.ru/en/issue/2012/01/04/?p rint (дата обращения: 06.12.2014).
13. Булыга С.Н. Концептуальный анализ локального рыночного пространства [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eprints.kname.edu.ua420/1 /421-425 _Тихонова.pdff (дата обращения: 07.12.2014).
14. Porter Michael E. On Competition. — Harvard Business School Pr., 1998. — 387 с.
15. Абрамова Е.А. Локальный рынок депрессивного региона: анализ, оценка, перспективы развития (на примере рынка овощной продукции): дис. ... канд. эконом. наук / Ивановский государственный химико-технологический университет. — Иваново, 2005. — С. 10.
16. Екимова К.В., Буравова С.В., Савельева И.П. Локальные рынки в структуре региональной экономики [электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/lokalnye-rynki-v-strukture-regionalnoy-ekonomiki (дата обращения: 07.12.2014).
17. Феоктистова Н.А. Локальный (местный) рынок как фрагментация экономического пространства: факторный подход: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Ивановский государственный университет. — Иваново, 2009 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat. com/content/lokalnyi-mestnyi-rynok-kak-frag-mentatsiya-ekonomicheskogo-prostranstva-faktornyi-рodkhod#ixzz3JbOYQe8a (дата обращения: 07.12.2014).
18. Суслова Е.М., Шевченко А.В., Феоктистова Н.А. О категории локального рынка // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e—rej.ru/ Articles/2008/Suslova_Feoktistova_Shevche nko.pdf (дата обращения: 07.12.2014).
19. Никифорова В.А. Формирование локального рынка жилья: на примере города Новокузнецка: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Кемерово, 2005. — 169 с.
20. Екимова К.В., Буравова С.В. Взаимосвязь локального рынка труда, рынка недвижимости и потребительского рынка через систему воспроизводственного процесса // Вестник ЮУрГУ. — 2012. — № 30. — С. 6-9.
21. Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. — 2003. — № 8. — С. 132.
References
1. Rynok regional'nyi / / Finansovyi slovar' [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/176 74 (data obrashcheniya: 05.12.2014).
2. Pridvizhkin S.V. Rynok nedvizhimosti kak prostranstvennaya sotsial'no-ekonomicheskaya sistema // Vestnik UGTU-UPI. - 2006. - № 1 (72). - S. 28.
3. Novoselov A.S. Teoriya regional'nykh rynkov. - Novosibirsk, 2002. - S. 20.
4. Alimbaev A.A., Uteshev S.B. i dr. Re-gional'naya sotsial'no-ekonomicheskaya sistema: T.1. - Karaganda, 2002. - S. 66.
5. Belyaev V.I. Lokal'nye rynki: ikh rol', mesto i znachenie v razvitii vosproizvodstven-nykh protsessov v regionakh // Izvestiya AltGU. - 2012. - № 2-1 (74). - S. 250.
6. Ainabek K.S. Teoriya obshchestvennogo khozyaistvovaniya (Al'ternativa ekonomi-cheskoi teorii i ekonomiksa): uchebnik: is-pravl. i dopoln. - Karaganda: KEUK, 2014. -S. 128.
7. Chmarina V.V. Mestnyi rynok kak regu-liruyushchii faktor deyatel'nosti predpriyatii rynochnoi torgovli [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rusnauka. com/10_NPE_2008/Economics/30250.doc.ht m (data obrashcheniya: 05.12.2014).
8. Chernykh V.V. K voprosu ob opredele-nii ponyatiya «mestnyi rynok» // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. - 2007. - № 11 (102). -S. 154.
9. Lokal'nyi rynok / Etimologicheskii slovar' Krylova [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://enc-dic.com/krylov/Lokaln-2804.html (data obrashcheniya: 06.12.2014).
10. Rynok lokal'nyi // Finansovyi slovar' [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: / / dic.academic.ru / dic.nsf/fin_enc /17650 (data obrashcheniya: 05.12.2014).
11. Granberg A.G. Osnovy regional'noi ekonomiki: uchebnik dlya VUZov, 2-e izd. -M.: GU VShE, 2001. - S. 42.
12. Novikova N.V. Ponyatiino-terminolo-gicheskii apparat issledovaniya lokal'nogo po-trebitel'skogo rynka [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://municipal.uapa.ru /en/issue/2012/01 /04/?print (data obrashcheniya: 06.12.2014).
13. Bulyga S.N. Kontseptual'nyi analiz lok-al'nogo rynochnogo prostranstva [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://eprints.kname.edu.ua420/1/421-425 _Tikhonova.pdff (data obrashcheniya: 07.12.2014).
14. Porter Michael E. On Competition. Harvard Business School Pr., 1998. - 387 p.
15. Abramova E.A. Lokal'nyi rynok de-pressivnogo regiona: analiz, otsenka, pers-pektivy razvitiya: na primere rynka ovosh-
chnoi produktsii: dis. ... kand. ekonom. nauk. Ivanovskii gosudarstvennyi khimiko-
tekhnologicheskii universitet. — Ivanovo, 2005. — S. 10.
16. Ekimova K.V., Buravova S.V., Sa-vel'eva I.P. Lokal'nye rynki v strukture region-al'noi ekonomiki [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/l okalnye-rynki-v-strukture-regionalnoy-ekono-miki (data obrashcheniya: 07.12.2014).
17. Feoktistova N.A. Lokal'nyi (mestnyi) rynok kak fragmentatsiya ekonomicheskogo prostranstva: faktornyi podkhod: dis. ... kand. ekonom. nauk: 08.00.05. Ivanovskii gosudarstvennyi universitet. — Ivanovo, 2009 [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/lokalnyi -mestnyi-rynok-kak-fragmentatsiya-ekonomi-cheskogo-prostranstva-faktornyi-rodkhod #ixzz3JbOYQe8a (data obrashcheniya: 07.12.2014).
+
18. Suslova E.M., Shevchenko A.V., Feoktistova N.A. O kategorii lokal'nogo rynka // Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.e-rej.ru/Articles/2008/ Suslo-va_Feoktistova_ Shevchenko.pdf (data obrashcheniya: 07.12.2014).
19. Nikiforova V.A. Formirovanie lokal'no-go rynka zhil'ya: na primere goroda Novo-kuznetska: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05. - Kemerovo, 2005. - 169 s.
20. Ekimova K.V., Buravova S.V. Vzai-mosvyaz' lokal'nogo rynka truda, rynka ned-vizhimosti i potrebitel'skogo rynka cherez sis-temu vosproizvodstvennogo protsessa // Vestnik YuUrGU. - 2012. - № 30. - S. 6-9.
21. Oleinik A. Model' setevogo kapitaliz-ma // Voprosy ekonomiki. - 2003. - № 8. - S. 132.
+
УДК 338.431:636-035.571;321.62-5(571.15)
Н.Ф. Вернигор N.F. Vernigor
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА -НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
STATE SUPPORT OF AGRICULTURE IS AN INTEGRAL PART OF STATE REGULATION
Ключевые слова: формы, принципы государственной поддержки, сельхозтоваропроизводители, субсидии, федеральный, региональный бюджет.
Сельское хозяйство для государства является приоритетной отраслью, так как является основой, прежде всего, продовольственного обеспечения, а следовательно, и продовольственной независимости. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства реализуется посредствам конкретных форм и методов. Необходимость систематизации форм и методов поддержки вызвана тем, что в настоящее время с целью подъема экономики сельского хозяйства и в рамках реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства органы исполнительной власти стали применять различные методы государственного вмешательства в отрасль. Рассмотренные формы, методы и механизмы связаны с определенными затратами государственных средств, направляемых на решение таких задач, как повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, формирование отлаженного экономического механизма функционирования сельского хозяйства, стимулирование инновационной деятельности, улучшение
использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной инфраструктуры, снижение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда. Государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансирования наиболее ущемленных в экономическом отношении предприятий и отраслей. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства является объективной, и эта объективность кроется в экономической природе отличия положения производителя сельскохозяйственной продукции от положения всех остальных участников рынка, поскольку в силу объективных причин сельское хозяйство на свободном рынке неконкурентоспособно в сравнении с другими отраслями экономики.
Keywords: forms, principles of state support, agricultural commodity producers, subsidies, federal budget, regional budget.
Agriculture is a priority sector for the state being the basis, primarily, of food supply and hence food security. State support of agricultural production is implemented through specific forms and methods.