УДК 796.011.3
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ
Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
Аннотация
В статье на основании всестороннего анализа показана необходимость разработки содержания физической подготовки для обучаемых первого курса вузов силовых ведомств. Автором обосновываются основные аспекты, требующие своего решения на начальном этапе обучения в вузах. Это повышение эффективности процессов адаптации обучаемых к новым условиям жизнедеятельности (биологический, психологический и социальный аспекты) и оптимизация протекания программы возрастного развития организма молодых людей (17-18 лет). На основе результатов исследований возрастных особенностей развития основных систем организма обучаемых, обеспечивающих их физические возможности, разработано содержание физической подготовки, обеспечивающее решение актуальных задач начального периода обучения в вузе и способствующее эффективному прохождению всего этапа профессиональной подготовки сотрудников СВ.
Ключевые слова: обучение в вузах, процесс адаптации, физическая подготовка, возрастные особенности, физические способности, содержание физической подготовки, начальный период обучения в вузе.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p121-124
TO THE QUESTION OF EFFICIENCY OF PHYSICAL TRAINING AT THE INITIAL STAGE OF STUDY IN UNIVERSITIES OF POWER DEPARTMENTS
Gennady Aleksandrovich Ivakhnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia
Abstract
The article is based on the comprehensive testing of the use of the training system for the first-year students of higher educational institutions of law enforcement agencies. The author substantiates the main aspects that require their solution at the initial stage of training in universities. This is an increase in the efficiency of the processes of adaptation of trainees to the new conditions of life (biological, psychological and social aspects) and optimization of the program of age-related development of the body of young people (17-18 years old). On the basis of the results of the development of the main systems of the trainees' organism, ensuring their physical capabilities, the content of physical training has been developed, which ensures the solution of urgent tasks of the initial period of training in the university and contributes to the effective passage of the stage of the entire professional training of personnel of the ground forces.
Keywords: training in universities, the process of adaptation, physical fitness, age characteristics, physical abilities, content of physical training, initial period of study at the university.
Поступательное развитие и укрепление нашего государства диктует необходимость постоянного совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств (СВ). Решение этой задачи обуславливает разработку теоретических основ и решение практических задач с целью выведения профессиональной подготовки сотрудников на принципиально новый уровень. Движение в этом направлении должно обеспечить повышение качества профессиональной подготовки сотрудников, чем способствовать росту эффективности функционирования самих ведомств. Следует отметить, что работа по совершенствованию системы профессиональной подготовки сотрудников СВ ведется постоянно и является предметом рассмотрения руководством СВ страны, профильных комитетов Государственной Думы РФ, Совета безопасности и Правительства РФ. Вместе с тем, приходится констатировать, что, не смотря на имеющиеся на сегодняшний день значительные успехи, проблема совершенствования системы профессио-
нальной подготовки сотрудников СВ не снижает своей актуальности.
Современное состояние профессиональной подготовки в СВ страны, в целом соответствует принятым стандартам, отвечает современным требованиям и, в основном, обеспечивает запросы. Однако, нельзя не учитывать высокой динамичности всех аспектов современного мира, что обуславливает постоянное появление новых вызовов. С этой точки зрения приходится признавать, что уже имеющиеся результаты не обеспечивают решение возникающих задач. Это обстоятельство и определяет необходимость дальнейшего поиска новых, более эффективных подходов в деле подготовки сотрудников СВ, внедрения современных педагогических технологий.
Профессиональная подготовка в учебных заведениях СВ требует системного соподчинения компонентов на всех уровнях в интересах обеспечения конечного результата. Это положение определяет важность проведения научного поиска и практического внедрения в процесс профессиональной подготовки содержания, отвечающего современным запросам. Вместе с этим следует учитывать необходимость обеспечения соответствия разрабатываемого содержания специфике вуза и реальным возможностям обучаемых. Такое понимание проблемы определяет современное направление работы исследователей в деле совершенствования всех компонентов системы профессиональной подготовки сотрудников СВ. Решение такой задачи в отношении физической подготовки (ФП) как одного из наиболее важных компонентов системы основывается на детальном изучении и постоянном мониторинге содержания профессиональной деятельности сотрудников. Полученные данные обеспечивают возможность всестороннего рассмотрения вопросов, определяющих специфику различных периодов обучения в вузе. Ведущаяся в этом направлении работа призвана обеспечить своевременное уточнение актуальных задач в отношении ФП, подлежащих приоритетному решению в рамках каждого конкретного периода обучения в вузе [1].
Важно отметить, что на сегодняшний день такой важный аспект как особенности обучаемых вузов СВ (возрастные, гендерные, функциональные и т.п.) изучен вполне достаточно для решения стоящих задач. По мнению исследователей имеющиеся данные обеспечивают возможность разработки содержания ФП для всех периодов в интересах обеспечения конечного результата функционирования системы профессиональной подготовки сотрудников СВ. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что достижение конечного результата определяется логической взаимосвязью, структурным объединением, а также системной соподчиненностью периодов профессиональной подготовки сотрудников СВ на всем протяжении их обучения в вузе [3].
Постоянно ведущийся мониторинг содержания ФП в вузах СВ показывает недостаточную направленность на решение актуальных для отдельных периодов обучения в вузе задач. Помимо этого, результаты исследований позволяют заключить о практическом отсутствии в содержании ФП специфики, обусловленной возрастными особенностями обучаемых. Наиболее выражено это просматривается в начальном периоде обучения в вузах СВ вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Проведенный анализ показал практическое отсутствие различий в содержании ФП обучаемых начального периода от ее содержания на последующих курсах обучения в вузах СВ.
Также, нельзя не акцентировать внимание на ряде аспектов, значительно снижающих эффективность существующего педагогического процесса в вузах СВ. Здесь необходимо указать на имеющий место дефицит учебного времени, отводимого на ФП, применяемые методики, предполагающие дифференцированное развитие физических качеств и формирование двигательных навыков (особенно профессионально-прикладного свойства). Приходится констатировать и отсутствие системности в содержании различных форм ФП, не всегда оправданную практику совместного проведения занятий обучаемых мужского и женского пола. Важно отметить наличие значительных различий в уровне физической подготовленности обучаемых одной группы (особенно в начальном периоде),
что делает затруднительным применение эффективных методик. Все сказанное определяет остроту проблемы поиска и внедрения в педагогический процесс вузов СВ нового содержания ФП.
Общеизвестна значимость и определяющая роль начального периода обучения в вузе не только в отношении всего этапа профессиональной подготовки, но и последующей профессиональной деятельности. Начальный период обучения в вузах СВ характеризуется наличием целого ряда специфических моментов, а именно, необходимость адаптации обучаемых к новым условиям жизнедеятельности (биологический, психический и социальный аспекты), обеспечением активно идущих процессов возрастного развития организма, обеспечение необходимого в дальнейшем уровня физической подготовленности, формирование основ прикладного двигательного фонда. Необходимость проведения теоретико-экспериментального обоснования эффективного и технологичного содержания ФП для обучаемых вузов СВ на начальном периоде определила планирование и проведение многолетних исследований, основной целью которых рассматривался поиск и внедрение в практику содержания ФП адекватного возрастным особенностям обучаемых (1718 лет) и одновременно обеспечивающего решение всего комплекса специфических для начального периода обучения в вузах СВ задач [2].
В рамках проведенной работы была исследована специфика возрастного развития систем (сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, система крови и система движения) организма молодых людей в возрасте 17-18 лет, в значительной степени определяющих их физические возможности. На основе полученных данных были определены возрастные периоды, сопряженные с активным ростом и развитием, нарастанием функциональных возможностей организма молодых людей, что способствовало определению сенситивных периодов развития физических способностей. Результатом исследований стало заключение о том, что в силу возрастных особенностей развития организма у обучаемых первого курса вузов СВ активному развитию подлежат механизмы обеспечивающие координационные, отдельные проявления скоростных способностей и гибкости.
Сделанные выводы определили содержание ФП для обучаемых начального периода вузов СВ, что выявило приоритетное применение спортивных и подвижных игр и приемов и действий из арсенала восточных единоборств. Широкое внедрение такого содержания ФП по мнению авторов эффективно обеспечивает развитие скоростных и координационных способностей, гибкости и способствует оптимизации протекания процессов адаптации. Важно и то, что направленное применение такого содержания обеспечивает техническую и функциональную базу для дальнейшего формирования профессионально-прикладного двигательного фонда обучаемых вузов СВ. Основными методами применения подобранных средств являются метод сопряженного воздействия и соревновательный метод [4].
На основе полученных экспериментальных результатов и сделанных выводов были разработаны и опытным путем проверены учебные программы в реальном учебном процессе двух вузов различных СВ. Данные экспериментальных исследований показали эффективность предложенного нами содержания ФП для обучаемых начального периода вузов СВ. Следует отметить, что достоверный рост показателей координационных, скоростных способностей и гибкости в экспериментальных группах обеспечил более высокий уровень их профессионально-прикладной подготовленности на последующих курсах обучения (рукопашный бой, военно-прикладное плавание, преодоление препятствий). Отдельно следует остановиться на достоверно лучшей динамике показателей, характеризующих протекание адаптации обучаемых экспериментальных групп к обучению в вузах. Таким образом, полученные в результате исследований данные позволяют заключить о том, что внедрение разработанного содержания ФП в педагогический процесс вузов СВ обеспечивает решение всего комплекса специфических задач начального периода обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демьяненко, Ю.К. Теоретическое обоснование рационального построения учебного процесса по физической подготовке на начальном этапе обучения курсантов / Ю.К. Демьяненко, Л.Ф. Евсеева // Сборник статей Военного института физической культуры. -1982. - Вып. 2. - С. 66-70.
2. Ивахненко, Г.А. Научно-методические аспекты физической культуры начального этапа обучения вузах / Г.А. Ивахненко ; Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2017. - 167 с.
3. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) : дис. ... канд. пед. наук / Кашин Николай Игоревич. - Санкт-Петербург, 2005. - 219 с.
4. Гнездилов, М.А. Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза / М.А. Гнездилов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. -С. 4441-4445. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55153.htm.
REFERENCES
1. Demyanenko, Yu.K. (1982), "Theoretical basis for the rational construction of the educational process in physical training at the initial stage of training of cadets", Collection of articles of Military institute of physical culture, Issue 2, pp. 66-70.
2. Ivahnenko, G.A. (2018), Scientific and methodological aspects of physical culture of the initial stage of training in universities, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg.
3. Kashin, N.I. (2005), The content and methodology ofprofessional-applied physical training of cadets of universities of security agencies at the initial stage of training (on the example of universities of the Ministry of Internal Affairs, dissertation, St. Petersburg.
4. Gnezdilov, MA. (2014), "The expediency of applying the method of conjugate influence in the process of preparing basketball players in a university setting", Scientific-methodical electronic journal Concept, Vol. 20, available at: http://e-koncept.ru/2014/55153.htm.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.09.2020
УДК 796.853.23
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ И СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЗЮДОИСТОВ 17-18 ЛЕТ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ 90, 100 КГ И ВЫШЕ С УЧЕТОМ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Екатерина Александровна Кабанова, аспирант, Московский педагогический государственный университет
Аннотация
Цель исследования состоит в характеристике специфики воспитания темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов 17-18 лет весовых категорий 90, 100 кг и выше с учетом структурно-содержательных компонентов соревновательной активности. На основе методов исследования (самоанализа и педагогического анализа трудностей реализации темпа технико-тактических приемов и их комбинаций, хронологического анализа структурно-содержательных компонентов соревновательного противоборства, оценочных суждений судей; корреляционного анализа) выявлен ряд фактов. Охарактеризованы существенные различия в содержании учебно-тренировочных занятий и объемов нагрузки, направленных на воспитание темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов разных весовых категорий. Актуализирована значимость полноценной реализации скоростных способностей у представителей весовых категорий 90, 100 кг и выше на фоне принципиального сокращения тренировочного времени на воспитание темпа движений и скоростной выносливости. Определено, что основная трудность соревновательного противоборства дзюдоистов данных весовых категорий состоит в необходимом разрешении противоречия -