ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Мезинова И.А. Email: Mezinova644@scientifictext.ru
Мезинова Инга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в то время как в общественном представлении явно прослеживается консенсус относительно незыблемости позиций транснациональных компаний (ТНК) в условиях современного мирохозяйственного порядка, изучение текущего их состояния и тенденций развития экономики и общества свидетельствуют о том, что глобальность охвата становится для фирм в большей степени бременем, а не преимуществом. В статье рассматриваются актуальные вопросы функционирования транснационального бизнеса в глобальной среде и обосновывается необходимость смещения фокуса эмпирических исследований функционирования международных корпораций с дихотомии «транснациональность - эффективность» на новые проблемные аспекты, отвечающие современным изменениям в мировом хозяйстве и глобальным вызовам современности. Ключевые слова: транснациональная компания, ТНК, бремя глобальности, транснациональность или эффективность, научные исследования.
CONSIDERING FURTHER RESEARCH IN THE FIELD OF MULTINATIONALS' EFFICIENCY AND THEIR ROLE IN GLOBAL ECONOMY Mezinova I.A.
Mezinova Inga Aleksandrovna - PhD in Economics, Associate Professor,
DEPARTMENT OF WORLD ECONOMY, ROSTOV STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ROSTOV-ON-DON
Abstract: while public opinion clearly demonstrates consensus in permanence of position of multinational companies (MNEs) within current state of world economic order, the investigation of their up-to-date position and of the economic and social development trends witness that today global coverage of MNEs is more a burden rather than a benefit for them. The article covers urgent issues of transnational business activity in global environment and justifies the need for revisiting of empiric academic research of transnational' phenomena from «Multinationality vs. Performance» dimension to current matters, reflecting changes in world economy and global challenges.
Keywords: multinational company, MNE, globality burden, multinationality vs performance, academic research.
УДК 339.9
Многонациональные компании уже на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания не только академического сообщества, пытающегося дать объяснение и, по возможности, спрогнозировать векторы их развития и влияния на мировую экономику в целом, экономику принимающих стран и стран базирования, а также на конкурентную среду в том или ином регионе и/или отрасли, в частности. Деятельность подобного рода компаний помимо прочего имеет широкий общественный и, что более важно, политический резонанс, который зачастую используется и в спекулятивных целях. Данный факт имеет множество объяснений: от весьма объективных (доходы 8000 крупнейших компаний мира сопоставимы с 90% мирового ВВП, на их долю приходится порядка 1/3 объема мирового фондового рынка, 80% мировой торговли товарами и услугами, они неоспоримые лидеры в области генерации патентов и лицензий, «регуляторы» глобальных производственных цепочек [14]) до субъективных (модификация «вкусовых» предпочтений потребителей за счет агрессивного промоутирования, эксплуатация детского труда, грабительское отношение к ресурсной базе наименее развитых принимающих стран, основной виновник безработицы в развитых странах и т.д.).
«Золотой век» ТНК пришелся на конец 1980-х - 90-е годы XX столетия. Именно в этот период перед ними открылись до того недосягаемые рынки стран бывшего Советского Союза, Китая и некоторых других развивающихся стран, большинство из которых активно приветствовали экспансию транснационального бизнеса в свою экономику. ТНК стали одним из важнейших акторов мирохозяйственных процессов, своего рода флагманами экономического роста, во многом детерминирующими направление товарных и финансовых потоков. Именно в этот момент предсказания «о конце истории» Ф. Фукуямы стали чем-то вполне осязаемым и очень близким [19]. Однако в последние годы транснациональные игроки стали испытывать значительные трудности: только за последний год из списка Fortune-500 отрицательную динамику по приросту прибыли продемонстрировали более половины компаний, в целом же прибыль ТНК за последние пять лет снизилась на 25%, прибыль на капитал достигла своего минимума за последние 20 лет, доля прибыли, полученной из-за рубежа, неуклонно сокращается, рентабельность собственного капитала уменьшилась до 11% (против пиковых 18%). McDonald's, Lego, и многие другие неоспоримые лидеры рынка в своих сегментах декларируют убытки. Безусловно, есть компании, особенно в сфере потребительских товаров массового спроса, с широко разрекламированным брендом, или в IT-сфере, которые до сих пор демонстрируют стабильный рост по большинству параметров - те же Apple, Accenture, Orange, Alphabet, AT&T, например, но общий тренд таков, что большинство ТНК растут медленнее, чем многие «локальные» компании, и доходность их так же ниже. Этому вопросу, в частности, был посвящен январский выпуск журнала The Economist, в котором рассматривались вопросы текущего состояния транснациональных фирм [14, с. 11, 18-22]. А как показывает практика, если исконно теоретические вопросы функционирования экономических агентов выносятся на обсуждение и/или суждение широкой аудитории, то это является явным признаком значительных сдвигов и изменений в обсуждаемой плоскости.
В этой связи встает вопрос о том, что глобальность охвата становится для крупных фирм бременем, а не преимуществом. И цель данной работы - выявить, какие факторы обусловливают вероятность снижения конкурентоспособности транснациональных корпораций на рынках принимающих стран.
Достижение вышеобозначенной цели предполагает решение следующих задач:
- выделить основные стратегические подходы транснациональных компаний к ведению бизнеса за рубежом;
- определить наиболее явные причины снижения показателей результатов деятельности ТНК в странах-реципиентах;
- детерминировать дальнейшие направления исследования первопричин, лежащих в основе значительного снижения показателей деятельности транснационального бизнеса на зарубежных рынках.
Объектом исследования являются транснациональные компании, предметом - факторы, оказывающие влияние на их деятельность в принимающих странах.
Глобальные бизнес стратегии фирм
В статье 2006 года Самюэль Пальмизано, тогда глава IBM, отметил, что 150 лет назад компании, выходя на международный рынок, просто торговали, но к началу ХХ века уже инвестировали в локализацию производства. Он также объявил о появлении нового корпоративного формата: глобально интегрированного предприятия, для которого «корпоративное мышление и процессы все меньше определяются границами стран» [11]. Тем не менее, даже сейчас, более десяти лет спустя, говорить о всеобъемлющих и абсолютно универсальных стратегиях крупных фирм, активно участвующих в мировой торговле не приходится.
В современной литературе по менеджменту в последнее десятилетие общепринятым является направление, предложенное Гемават Панкаем, который выделил три универсальных подхода к формированию глобальной бизнес стратегии фирм: адаптация, агрегация и арбитраж, - так называемая модель «Стратегии ААА» [5]. Так, стратегия адаптации, в полном соответствии со своим названием, предполагает подстраивание компании (ее бизнес-модели, товаров/услуг, ценностных установок и т.д.) к нуждам и требованиям потребителей в каждой из стран присутствия. Стратегия агрегации, напротив, имея в своей основе цель максимального использования эффекта экономии на масштабах и объемах, в большей степени ориентирована на унификацию и стандартизацию всех сфер деятельности компании. Суть стратегии арбитража сводится к принципу «приобретай дешевле, продавай дороже» и предполагает использование страновых/региональных различий в ресурсообеспеченности.
Причины «бремени глобальности»
Среди всех обозначенных выше «крайних» вариантов стратегий - ни одна из них, в большинстве случаев, не реализуется компанией полностью по всем направлениям ее деятельности, - наиболее подходящей для транснациональных компаний считается стратегия аггрегации, ведь именно она обеспечивает экономию на масштабе, распространяя общие подходы и практики на региональные или глобальные рынки. Однако еще в 2003 году с статье П. Гемавата в Harvard Business Review указывалось, что для подавляющего большинства компаний из списка Fortune Global 500 доходность их деятельности зарубежном ниже, чем в странах их базирования (анализировался период с 1990 по 2001 гг.) [4]. Подобные примеры позволяют говорить о том, что «глобальность является вариантом, но не императивом развития» [6]. В чем могут быть причины подобных явлений?
Основополагающих объяснений, на наш взгляд, несколько. Во-первых, как бы банально это не звучало, изменяются сами рыночные условия. Тектонические сдвиги претерпели энергорынки: сланцевая революция в США, резкое падание нефтяных цен, сужение использования атомной энергетики. Прерогативность условий развивающихся рынков сократилась: вырос уровень заработной платы местных работников, требования к условиям труда, общие затраты на производство. Усилилась волатильность многих национальных валют.
Во-вторых, изменения в политической обстановке. Если ранее правительства многих развивающихся стран были готовы предоставить крупному иностранному бизнесу крайне льготные условия лишь бы «завлечь» инвестиции, то в настоящий момент их инвестиционная политика серьезно скорректирована (выделяются приоритетные области приложения ПЗИ (и чаще всего, это наукоемкие сферы), ужесточаются экологические требования к производственным процессам, детерминируются способы входа на рынок (например, обязательное создание совместных предприятий с местными компаниями, необходимость государственного участия и т.п.)). Одновременно активизируется политическая риторика в Западных странах в отношении вывода части цепочки создания стоимости в развивающиеся страны (яркий пример - обещание Д. Трампа «взяться» за те ТНК, которые перенесли свое производство в страны с более дешевой рабочей силой).
В-третьих, значительно сузилось налоговое пространство для маневра. Если ранее глобальность фирмы автоматически давала возможность использовать различного рода механизмы для сокращения налоговых отчислений, то в настоящий момент контроль в данной сфере со стороны как отдельных государств, так и международных организаций усилился, и делать это с каждым годом становится все труднее. Достаточно вспомнить «черный и серый список» ОЭСР [15] или налоговые расследования ЕС в отношении Apple.
В-четвертых, цифровые трансформации: мобильные и блокчейн-платформы, облачные хранилища, Интернет вещей, "accelerated" IT - все эти термины буквально десять лет назад были понятны только узким специалистам, в настоящее же время - это те мегатренды, которые в корне меняют сам ландшафт бизнес-среды. И хотя во многом данные трансформации инициируются, разрабатываются и финансируются непосредственно самими ТНК, они одновременно позволяют многим «локальным» фирмам ускорять адаптацию передовых знаний и технологий и, тем самым, успешнее конкурировать на тех же самых или смежных рынках.
В-пятых, изменились сами покупатели: следуя общей тенденции, растет разборчивость и требовательность потребителей развивающихся стран, а это, в свою очередь, согласно Портеровской теоретической школы, подталкивает местные фирмы к повышению их конкурентоспособности. Помимо прочего, конкурентное давление на ТНК усиливается еще и за счет роста популярности потребительской модели «Сделано/Произведено на Родине» («Made in America», «Hecho en España», «Сделано в России» и т.д.), а она, в свою очередь, превращает покупку товара, произведенного местной фирмой, в более патриотичную, нежели аналогичную у иностранного продавца (см. Рис. 1).
Возможные направления дальнейших теоретических и эмпирических исследований «бремени глобальности» ТНК
Каждая из вышеобозначенных причин в той или иной степени уже является предметом академических изысканий (см., например, Hoskisson and Kim (1997) - влияние международной диверсификации на финансовые и инновационный показатели компаний, L. Games and K. Ramaswamy (1999) - взаимосвязь между транснациональностью фирмы и ее финансовыми показателями деятельности, H. Berry (2006) - влияние интернационализационного опыта компании на выбор страны/региона дальнейшей экспансии; L. Li (2007), F. Contractor (2012) -обзор литературы и теоретические дебаты относительно подходов к научному исследованию взаимосвязи между транснациональностью и эффективностью компаний; T. Osegowitsch, A.
Sammartino (2008) - переоценка теории А. Рагмана о регионализации деятельности ТНК, и др.) [8, 3, 1, 9, 2, 10]. Анализ статей, публикуемых в International Business Review, Journal of International Business Studies, The Academy of Management Journal и Global Strategy Journal -ведущих мировых англоязычных академических изданиях, освещающих проблематику деятельности ТНК, показывает, что традиционной предметной областью исследований является дискуссия о взаимосвязи между транснациональностью и эффективностью фирм (Multinationality vs. Performance).
Однако изменения, произошедшие в мировой экономике за последние несколько лет и данные Докладов по мировым инвестициям ЮНКТАД о результатах деятельности ТНК, требуют более детального исследования первопричин, лежащих в основе значительного снижения показателей деятельности транснационального бизнеса на зарубежных рынках. Фокус исследований, в частности, может быть направлен на:
- сравнение эффективности ТНК и компаний, не ведущих активной экспансии на зарубежные рынки / сравнение результатов деятельности зарубежных филиалов ТНК и крупных местных производителей, а так же изменений, произошедших в данной сфере за последние годы;
- дискуссию о степени глобальности или все же региональности охвата ТНК, возможности расширения их глобального присутствия в ближайшие десятилетия или, наоборот, сохранении тенденции к региональной локализации;
- дискуссию о соответствии традиционных международных стратегий ТНК текущим рыночным условиям и, возможно, выработке новых подходов к разработке международных стратегий;
- выявление различий в паттернах поведения транснационального бизнеса из развитых и развивающихся стран и основных причин, лежащих в их основе.
Список литературы / References
1. Berry H. Shareholder Valuation of Foreign Investment and Expansion, Strategic Management Journal, 27, 2006. PP.1123-1140.
2. Contractor Farok J. Why Do Multinational Firms Exist? A Theory Note About The Effect of Multinational Expansion on Performance and Recent Methodological Critiques, Global Strategy Journal, 2(4), Nov. 2012. PP. 318-331.
3. Games L., Ramaswamy K. An Empirical Examination of the Form of the Relationship between Multinationality and Performance, Journal of International Business Studies, 30 (1), 1999. PP. 173-188
4. GhemawatP. Forgotten Strategy, Harvard Business Review, November 2003, 81(11). PP. 76-84
5. Ghemawat P. Managing differences: the central challenge of global strategy, Harvard Business Review, March 2007, 85(3). PP. 58-68.
6. Ghemawat P. Globalization in the Age of Trump, Harvard Business Review, July-August 2017.
7. Hitt M.A., Hoskisson R.E., Kim H. (1997), «International Diversification: Effects on Innovation and Firm Performance in Product-Diversified Firms», The Academy of Management Journal, Vol. 40 (4).
8. Hoskisson R.E., Johnson R.A., & Moesel D.D. (1994), «Corporate Divestiture Intensity in Restructuring Firms: Effects of governance, strategy, and performance», The Academy of Management Journal, Vol 37 (5).
9. Li L. (2007), «Multinationality and Performance: A Synthetic Review and Research Agenda», International Journal of Management Reviews, Vol. 9 (2).
10. Osegowitsch T., Sammartino A. (2008), «Reassessing (Home-) Regionalisation», Journal of International Business Studies, Vol. 39 (2).
11. Palmisano S.J. The Globally Integrated Enterprise, Foreign Affairs, May-June 2006.
12. Rugman A.M., Verbeke A. (2004), «A perspective on regional and global strategies of multinational enterprises», Journal of International Business Studies, Vol 35 (1).
13. «Death and transfiguration.The golden age of the Western corporation may be coming to an end», The Economist, Sep 19th 2015.
14. «In retreat: The multinational company is in trouble», The Economist, Jan 28th 2017.
15. FATF (OECD) blacklist by the Financial Action Task Force. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fatfgafi.org/publications/highriskandnoncooperativejurisdictions/?hf=10&b= 0&s=desc(fatf_releasedate) (дата обращения: 25.03.2018).
16. World Investment Report 2013 - Global-Value Chains: Investment and Trade for Development.
17. World Investment Report 2015 - Reforming International Investment Governance.
18. World Investment Report 2017 - Investment and the Digital Economy.
19. Фукуяма Ф. (2005), «Конец истории и последний человек», Ермак, АСТ.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ Кетоева Н.Л.1, Малыш Е.А.2 Email: Ketoeva644@scientifictext.ru
'Кетоева Наталья Леонидовна — кандидат экономических наук, доцент;
Малыш Екатерина Алексеевна — магистрант, кафедра экономики энергетики в промышленности, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт,
г. Москва
Аннотация: современный бизнес функционирует в условиях нарастания сложности, неопределенности и динамичных изменении, происходящих во внешней среде. Источники возникновения неопределенности разнообразны и связаны с действием целого ряда факторов, находящихся как внутри организации, так и вне ее. Уменьшение размеров и увеличение гибкости фирм, рост объемов информации и сложности в принятии решении, разнообразие состава и вариации поведения самих менеджеров характеризуют факторы неопределенности внутренней среды организации. Хорошо поставленная и постоянно функционирующая система бизнес-планирования позволяет планировать и координировать работу всех структурных подразделений для достижения стратегических целей, повышать эффективность управления. Планирование в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции занимает центральное место в процессе управления предприятием.
Ключевые слова: бизнес-планирование, инвестиционная деятельность, эффективность предприятия.
BUSINESS PLANNING AS A TOOL FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE INFOCOMMUNICATION COMPANY Ketoeva N.L.1, Malysh E.A.2
'Ketoeva Natalya Leonidovna — PhD in Economics, Assistant Professor;
2Malysh Ekaterina Alekseevna — Master Student, DEPARTMENT OF ENERGY ECONOMICS IN INDUSTRY, NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY MOSCOW POWER ENGINEERING INSTITUTE,
MOSCOW
Abstract: modern business functions in conditions of increasing complexity, uncertainty and dynamic changes occurring in the external environment. Sources of uncertainty are diverse and are associated with the action of a number of factors, both inside the organization and outside it. The reduction in size and increase in the flexibility of firms, the growth of information and complexity in decision-making, the diversity of the composition and the variation of the behavior of managers themselves characterize the uncertainties of the internal environment of the organization. A well-established and constantly functioning business planning system allows you to plan and coordinate the work of all structural units to achieve strategic goals, improve management effectiveness. Planning in a market economy and high competition is central to the management of the enterprise. Keywords: business-planning, investment activities, business efficiency.
УДК: 338.262
В условиях высокой рыночной конкуренции, а именно в таких условиях ведет свой бизнес современная инфокоммуникационная компания, сложно переоценить значимость бизнес-планирования. Без постоянного просчета своих будущих действий, моделирования их различных вариантов, выбора наилучшей модели с точки зрения перспективы роста и повышения эффективности деятельности компании сегодня не возможно обеспечить стабильное развитие бизнеса. Изучение подходов и методов составления бизнес-планов помогает грамотному планированию мероприятий по повышению конкурентоспособности