УДК 93/94 БО!
С. А. Французов
К уточнению ранних датировок по мусульманскому летоисчислению
В истории наук, особенно гуманитарных, известны случаи, когда некоторые твердо установленные положения оказывались забытыми на десятилетия или же по непонятным причинам игнорировались, так что их приходилось открывать заново. В арабистике можно привести в качестве примера случай с йеменским порядком символов арабского алфавита, который был разработан наряду с магрибинским и получившим затем наибольшее распространение машрикским в первые десятилетия ислама, использовался, пусть и в ограниченных масштабах, в средние века на юге Аравийского полуострова, упоминался в трудах западных арабистов вплоть до конца XIX в. как нечто знакомое, однако в последней четверти XX в. был заново описан и введен в научный ^ оборот бельгийским сабеистом (специалистом по древнему Йемену) о Жаком Рикмансом (Кусктапэ), вызвав живейший интерес его коллег1.
Подобным образом обстояло дело и с привязкой к юлианскому календарю 3 дат употреблявшегося в Мекке одного из календарей доисламской Аравии в пе- д риод, охватывающий первые десять лет мусульманской эры (ли-л-хиджра «по 13 хиджре»2). Лунные месяцы этого календаря были впоследствии восприняты о мусульманами и употребляются по сей день. Однако до ислама для приведения ^ его в соответствие с солнечным календарем периодически добавлялась интер-каляция, обозначавшаяся термином насй' или его вариантами (нас', насй, на-сийй), который обычно истолковывают как «отложенные (дни)» (от наса'а «от- £ срочивать») или «забытые (дни)» (от насийа «забывать»)3. Подобная практика ^ была характерна для подавляющего большинства народов древнего мира4, опи-
равшихся в повседневной жизни на оба цикла, лунный и солнечный. «Как часто производились временные вставки (насй) и какой они были величины — мы не знаем»5. Это утверждение О. Г. Большакова, крупнейшего отечественного арабиста-медиевиста, сфера исследовательских интересов которого охватывает историю мусульманского Ближнего и Среднего Востока, а также Средней Азии в домонгольский период, представляется, пожалуй, чересчур категоричным. По сведениям, приведенным великим мусульманским астрономом и математиком Абу Райханом ал-Бйрунй в труде, посвященном календарным системам и эрам различных народов, под насй' понимается добавочный месяц, причем указывается, что те годы, которые прошли между хиджрой и кончиной пророка Мухаммада, «были с прибавлением четырех добавочных месяцев»6. Таким образом, интеркаляция совершалась один раз в два с половиной (вероятнее, в три) года. По всей видимости, она была тесно связана с некими языческими представлениями и обрядами. Иначе трудно объяснить категорический запрет вставных месяцев, объявленных грехом, в речи Мухаммада, произнесенной в Мекке во время «прощального паломничества» (хиджжат ал-вада'), которому предшествовало вступление пророка в Мекку 5 зу-л-хиджжа 10 г. хиджры (3 марта 632 г.)7, за несколько месяцев до его кончины. Последовавшее за этим прекращение интеркаляции и, как следствие, переход мусульман на чисто лунный, прежде нигде и никем не использовавшийся календарь подтверждаются не только исламской традицией. Начало решающего для арабов в ходе завоевания Сирии сражения при ал-Иармуке, согласно хронологическим выкладкам, помещенным на лицевой стороне 1-го листа сирийской рукописи Евангелий от Матфея и Марка из собрания Британского музея (Add. 14461, fol. 1 г.20-21), пришлось на 9 аба 947 г. селевкидской эры, т.е. на 20 августа 636 г.н. э.8 По данным арабо-мусульманских источников, эта битва состоялась в раджабе 15 г. хиджры, начавшемся, если следовать лунному календарю (без интеркаляций), 2 9 августа 636 г.н. э.9
CJ. До «прощального паломничества», как видно из приведенного выше свиде-J тельства ал-Бйрунй, вставные месяцы использовались, однако во всех без ис-« ключения синхронистических таблицах, составленных как мусульманами, так
Л
^ и востоковедами10, они не учитываются и первые десять лет хиджры считаются ^ лунными, а не лунно-солнечными, каковыми они были на самом деле. Об этой
s ошибке ал-Бйрунй был хорошо осведомлен, отмечая, в частности, что «мухар-
у рам [первого] года хиджры [в действительности] был у арабов раньше, чем тот, s^ который учитывался [до официального введения эры]», но в астрономические
g таблицы (зйджи)»он помещен [верно] с учетом этих [добавочных месяцев]»,
s При этом он привел точное числовое соотношение в 3742 дня между хиджрой
| и началом правления Иездигерда III, последнего шаханшаха Сасанидского ^ Ирана11. Эру Иездигерда, применявшуюся в течение нескольких столетий пос-\ЕГ ле падения Сасанидов, принято было отсчитывать с 16 июня 632 г. — первого
S числа того года, в течение которого он был возведен на трон12. Что до его во-С
царения, то оно датируется лишь приблизительно зимой 632/633 г.13 Если же дату хиджры принять в соответствии с переводными таблицами за 24 сентября 622 г., то интронизация Иездигерда III через десять с половиной солнечных лет пришлась бы не на зиму, а на весну (конец марта — начало апреля) 633 г.
Между тем, современные исследователи игнорируют лунно-солнечный характер первых лет мусульманской эры. Чтобы убедиться в этом, достаточно ограничиться наиболее знаковыми событиями: самой хиджрой (12 рабй' I 1 г.), первой крупной победой мусульман при Бадре (19 рамадана 2 г.) и их первым серьезным поражением при горе У худ в окрестностях Медины (7 шаввала 3 г.). И уже упоминавшийся О. Г. Большаков, и виднейшие западные ориенталисты, участвовавшие в самом, пожалуй, амбициозном арабистическом проекте последних десятилетий — полном переводе хроники ат-Табарй на английский язык, приводят их соответствия по лунному календарю: 24 сентября 622,15 марта 624 и 23 марта 625 г.14 А ведь в конце позапрошлого века один из выдающих историков исламской цивилизации Август Мюллер, на фундаментальном труде которого, переведенном на русский язык, учились поколения отечественных арабистов, призывал осторожно подходить к определению даты хиджры, имея в виду, конечно, вставные месяцы: «Число это не вполне достоверно, как и вся хронология этой эпохи ислама. Окончательное распределение разделения года наступило почти 10 лет спустя по особому предписанию пророка. Поэтому, чтобы составить хотя бы приблизительное понятие об известных событиях, приходится прибегать к разного рода комбинациям и некоторым случайным соображениям применительно к языческому летоисчислению, существовавшему у арабов. Так что если даже принять довольно гадательное число 12 КаЫ 1-го года хиджры за действительное, то и тогда верное определение времени события возможно в промежутке от 28 июня до 20 сентября 622 г.»15. Прелюдию битвы при Бадре он относил к «17 рамадана (приблизительно 13 января 624 г.)»16, а по поводу сражения при У худе отмечал, что оно состоялось «приблизительно в январе или феврале 625 г.», датировать же его двадцатыми числами марта «решительно невозможно»17.
В связи со сражением при Бадре можно привести по меньшей мере одно кос- С-венное соображение в пользу его датировки январем, а не мартом. Как извест- ^ но, поводом к нему послужило стремление Мухаммада напасть со своими сподвижниками на мекканский караван, возвращавшийся из Газы. Но в древности | и средние века мореплавание в бассейне Средиземного моря в зимний период из-за частых штормов считалось слишком опасным и сокращалось до миниму- -с ма. Что было делать в Газе купцам из Мекки на протяжении как минимум че- % тырех месяцев после прекращения навигации? ^
Кроме того, вызывает сомнения предложенная О. Г. Большаковым гипотеза, ^ согласно которой в доисламской Мекке «конец одного и начало другого года § определялись зимним солнцеворотом»18. Ведь год «прощального паломниче- ^ ства», последний из тех, что исчислялись по лунно-солнечному календарю, я
завершился 28 марта, всего на неделю позже весеннего равноденствия. Еще один серьезный аргумент в пользу именно такой привязки нового года по мек-канскому языческому календарю был обнаружен сравнительно недавно. Дело в том, что свои календари существовали в ареале древней южноаравийской цивилизации, просуществовавшей на территории Йемена и близлежащих областей полторы тысячи лет — с начала I тысячелетия до н.э. до середины I тысячелетия н.э., но только для двух из них, сабейского и химйаритского, известен полный набор месяцев. Тринадцать месяцев сабейского календаря не оставляют сомнений в том, что он был лунно-солнечным, хотя их точная последовательность пока не реконструирована19. Впрочем, недавно удалось установить три заключительных месяца сабейского года, на последний из которых, зу абхй, приходилось паломничество в Мариб, в главный храм бога Алмакаха, покровителя Сабейского государства, причем его ключевые обряды совершались в те же дни, что и во время зсс1 д жжа в Мекку. Речь идет, скорее всего, не о влиянии Сабы на Мекку, а о типологическом сходстве. Главное же состоит в том, что конец этого месяца и соответственно начало нового сабейского года оказываются приуроченными к весеннему равноденствию20. Так что нет нужды вслед за ал-Бйрунй полагать, что добавочный месяц в календаре доисламской Мекки появился под иудейским влиянием21. Благодаря новейшим открытиям в древ-нейеменской эпиграфике аравийские корни этого явления можно считать твердо установленными.
1 См. об этом подробнее: Frantsouzoff S. A. On the origin of the Arabic alphabetic lettered order // Proceedings of the 17th Congress of the Union européenne des arabisants et islamiser ants. St. Petersburg: Thesa, 1997. P. 77, note 1.
^ 2 Как было установлено арабистами, исследовавшими зарождение ислама, хиджра проро-
^ ка Мухаммада представляла собой ни в коем случае не бегство и даже не переселение,
s а «разрыв с прежними родственными отношениями и переход под защиту новой системы
я взаимоотношений» (см., например: Большаков О. Г. История Халифата. I: Ислам в Аравии. 570-633. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. С. 90).
^ 3 Moberg A. Nasi' // The Encyclopaedia of Islam. New Edition. T. VII. Eeiden; New York:
s E.J. Brill, 1993. P. 977.
u 4 См., например: de Blois F. С. Ta'nkh. I. Dates and Eras in the Islamic World. 1. In the sense tr1
S a* о
of "date, dating", etc. // The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Т. IX. Eeiden; New York: E.J.Brill, 1997. P. 258.
Ö 5 Большаков О. Г. История Халифата. I. С. 56. Высказывавшееся некоторыми s исследователями мнение о чисто лунном характере доисламского мекканского календаря
«
s (см. о нем в Robin Ch.J. "La caravane yéménite et syrienne" dans une inscription de l'Arabie y méridionale antique // L'Orient au cœur en l'honneur d'André Miquel / Éd. par Br. Halff, Fl. Sanagustin, M. Sironval, J. Sublet sous la responsabilité de Fl. Sanagustin. Paris: Maison-neuve & Larose, 2001. P. 216 , note 16) не выдерживает критики.
Беруни Абу Рейхан. Избранные произведения. V. Ч. 1: Канон Мас'уда (Книга I-V) / Вступ. ст., пер. и примеч. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенельда. Ташкент: Фан, 1973. С. 147—
а*
\о а*
148. Этот перевод основан на двух рукописях h трех изданиях данного сочинения (см. об этом: Там же. С. 45), что не позволяет дать точные ссылки на опубликованный арабский текст.
См.: Большаков О. Г. История Халифата. I. С. 180-181, — где допущена досадная неточность (очевидно, вследствие опечатки) и вместо марта указан февраль, а вместо февраля — январь (Ср. [Орбели И. А.] Синхронистические таблицы хиджры и европейского летоисчисления. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 8).
Этот сильно поврежденный текст, который О. Г. Большаков называет «Сирийским фрагментом» (Большаков О. Г. История Халифата. II: Эпоха великих завоеваний. 633-656. М.: Наука, Восточная лит-ра, 1993. С. 55, 233, прим. 9), опубликован под заглавием Historia subiectionis Syriae ab Arabibus effectae в Chronica minora. Pars secunda / Ed. E.-W. Brooks, interpretatus est J.-B. Chabot // Corpus scriptorium christianorum orientalum. Scriptores Syri. Series tertia, t. IV. Parisiis: E Typographeo Reipublicae; Lispiae: Otto Harrassowitz, 1904. P. 75 (textus), 59-60 (versio).
О. Г. Большаков, предложив исправить 5 раджаба на 15-е, получает 23 августа — последний день сражения при ал-Йармуке (Большаков О. Г. История Халифата. II. С. 233, прим. 9), но эта эмендация принципиально ничего не меняет.
Из числа наиболее подробных см. [Орбели И. А.] Синхронистические таблицы хиджры и
европейского летоисчисления.
Беруни. Избранные произведения. V. С. 148.
Лившиц В. А. «Зороастрийский» календарь // Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М.: Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1976. С. 329.
Большаков О. Г. История Халифата. I. С. 207.
Там же. С. 89, 100, 248, прим. 67; The History of al-Tabari (Ta'rikh al-rusul wa'1-mulûk). Vol. VI: Muhammad at Mecca; Vol. VII: The Foundation of the Community / Translated and annotated by W. Montgomery Watt, M. V. McDonald. Albany: State University of New York Press, 1988. Vol. VI. P. 150; Vol. VII. P. 26, 105.
Millier A. Der Islam im Morgen- und Abendland. 1. Bd. Berlin: Grote'sche Verlagsbuchhandlung, 1885 (Allgemeine Geschichte in Einzeldarstellungen, 2. Hauptabtheilung, 4. Theil). S. 91, Anm. 1 (см. рус. пер.: Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов / Пер. с нем. М.: Астрель; ACT, 2006 (Сер. «Классическая мысль»), С. 138, прим. *). Ibid. S. Ill (рус. пер.: Там же. С. 166).
Ibid. S. 122, Anm. 1 (рус. пер.: Там же. С. 180, прим. *). Автор этих строк сам был свидетелем того, как переиздание первого тома «Истории ислама» А. Мюллера, осуществленное московскими арабистами в 2006 г., вызвало недоумение у ряда их петербургских коллег, ^ искренне не понимавших, зачем нужно «это старье». Как выяснилось, кое в чем оно пре- 3 восходит новейшие труды по той же тематике. Ci-
Большаков О. Г. История Халифата. I. С. 56. ^
См. их перечень в Robin Ch. J. Le calendrier himyarite: nouvelles suggestions // Proceedings of the Seminar for Arabian Studies. 1981. Vol. 11. P. 50, N 15. g
Robin Ch. J. Marib et Makka: deux pèlerinages de l'Arabie préislamique qui se tenaient à la о veille de l'équinoxe de printemps // Graeco-Arabica. Vol. XII: 13th International Congress ^ on Graeco-Oriental and African Studies and Colloquium East and West: Greek-Arabic Relations. Athens: The Institute for Graeco-Oriental and African Studies, 2017. P. 661-671. 3 Ситуация с химйаритским календарем гораздо сложнее. До недавнего времени он g считался чисто солнечным наподобие юлианского (Robin Ch. J. Le calendrier himyarite. P. 44-48; de Blois F.C. Ta'rïkh. P. 260), пока в найденной немецкими археологами краткой строительной надписи с Марибской плотины (DAI GDN 2002-20), датированной 658 г. s® химйаритской эры (548 г. н. э.), не встретился тринадцатый (добавочный) химйаритский месяц, после чего лунно-солнечная природа календаря химйаритов стала очевидной (Nebes N. A new ' Abraha inscription from the Great Dam of Marib // Proceedings of the Sem- .3 inar for Arabian Studies. 2004. Vol. 34. P. 221-230). Однако по данным той же надписи оо
л
7
8
9
14
16
17
18
20
начало хнмйарнтского года выпадает на февраль (Ibid. Р. 227-228), т. е. он оказывается равноудаленным и от зимнего солнцестояния, и от весеннего равноденствия.
21 Беруни. Избранные произведения. V. С. 147. Будем же снисходительны к среднеазиатскому гению: когда в 30-х гг. XI в. н. э. он писал свой «Канон Мас'уда», иудеи оставались практически единственной общностью на Ближнем и Среднем Востоке, которые пользовались лунно-солнечным календарем.
References
Beruni, Abu Reyhan, Isbrannye proizvedenija. V. Pt. 1: Bulgakov P. G., Rosenfeld B. A. (transi, and annot.), Canon Mas'uda (Books I-V). Tashkent: «Fan», 1973.
de Blois F. С., «Ta'rîkh. I. Dates and Eras in the Islamic World, 1. In the sense of «date, dating», etc.», in: The Encyclopaedia of Islam. New Edition. T. IX. Leiden; New York: E. J. Brill, 1997. P. 257-264.
Bolshakov O. G., Istorija Khalifata.. I: Islam v Aravii. 570 -633. II: Epokha velikikh zavoevanij. 633 -656. M.: «Nauka», 1989, 1993.
Brooks E.-W. (éd.), Chabot J.-B. (interpr.), «Chronica minora. Pars secunda», in: Corpus scriptorium christianorum orientalum. Scriptores Syri, series tertia, t. IV. Parisiis: E Typographeo Reipublicae; Lispiae: Otto Harrassowitz, 1904. P. 41-238 (textus), 33-180 (versio).
Frantsouzoff S. A., «On the origin of the Arabic alphabetic letter-order», in: Proceedings of the 17th Congress of the Union européenne des arabisants et islamisants. St. Petersburg: Thesa, 1997. P. 67-79.
Livshits V. A., "«Zoroastrijskij» kalendar'", in: Bikerman E. J., Khronologija drevnego mira. Blizhnij Vostok. Moscow: «Nauka», 1976. P. 320-332.
Montgomery Watt W., McDonald M. V. (transi, and annot.), The History of al-Tabari (Ta'rîkh al-rusul wa'l-muluk), vol. VI: Muhammad at Mecca; vol. VII: The Foundation of the Community. Albany: State University of New York Press, 1988, 1987.
Moberg A., «Nasi'», in: The Encyclopaedia of Islam. New Edition. T. VII. Leiden; New York: E.J. Brill, 1993. P. 977.
Millier A., Der Islam im Morgen- und Abendland. 1. Bd (Allgemeine Geschichte in Einzeldarstellungen, 2. Hauptabtheilung, 4. Theil). Berlin: Grote'sche Verlagsbuchhandlung, 1885 (Russian translation: Mjuller A., Istoria islama. Ot doislamskoj istorii arabov do padenija Abbasidov. Moscow: Astrel'; AST, 2006).
Nebes N. «A new 'Abraha inscription from the Great Dam of Màrib», in: Proceedings of the Seminar for ad Arabian Studies, 2004, 34. P. 221-230.
о [Orbeli I. A.], Sinkhronisticheskie tablitsy hidjry I evropejskogo letoischislenija. Moscow; Leningrad: The
^ USSR Academy of Sciences Press, 1961.
о, Robin Ch. J., «Le calendrier himyarite: nouvelles suggestions», in: Proceedings of the Seminar for Arabian
^ Studies, 1981, 11. P. 43-53.
g Robin Ch.J., ««La caravane yéménite et syrienne» dans une inscription de l'Arabie méridionale antique», in: Halff Br., Sanagustin Fl., Sironval M., Sublet J. (éditeurs), l'Orient au cœur en l'honneur dAndré Miquel. ^ Paris: Maisonneuve & Larose, 2001. P. 207-216, fig. 1.
Robin Ch. J., «Marib et Makka: deux pèlerinages de l'Arabie préislamique qui se tenaient à la veille de g l'équinoxe de printemps», in: Graeco-Arabica, vol. XII: 13th International Congress on Graeco-Oriental and gi African Studies and Colloquium East and West: Greek-Arabic Relations. Athens: The Institute for Graeco-S Oriental and African Studies, 2017. P. 661-671. о
H
g Список литературы
sS Беруни Абу Рейхан. Избранные произведения. V. Ч. 1: Канон Мас'уда (Книга I-V) / Вступ. ст., пер.
§ и примеч. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенельда. Ташкент: Фан, 1973.
^ Большаков О. Г. История Халифата. I: Ислам в Аравии. 570-633. М.: Наука, Главная редакция вос-
^ точной лит-ры, 1989.
с^ Большаков О. Г. История Халифата. II: Эпоха великих завоеваний. 633-656. М.: Наука; Восточная
н лит-ра, 1993. С
Лившиц В. А. «Зороастрийский» календарь // Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М.: Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1976. С. 320-332.
Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов / Пер. с нем. М.: Астрель; ACT, 2006 (Сер. «Классическая мысль»),
[Орбели И. А.] Синхронистические таблицы хиджры и европейского летоисчисления. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
de Blois F. С. Ta'rîkh. I. Dates and Eras in the Islamic World. 1. In the sense of «date, dating», etc. // The Encyclopaedia of Islam. New Edition. T. IX. Leiden; New York: E.J. Brill, 1997. P. 257-264.
Chronica minora. Pars secunda / Ed. E.-W. Brooks, interpretatus est J.-B. Chabot // Corpus scriptorium christianorum orientalum. Scriptores Syri. Ser. tertia, t. IV. Parisiis: E Typographeo Reipublicae; Lispiae: Otto Harrassowitz, 1904. P. 41-238 (textus), 33-180 (versio).
FrantsouzoffS. A. On the origin of the Arabic alphabetic letter-order // Proceedings of the 17th Congress of the Union européenne des arabisants et islamisants. St. Petersburg: Thesa, 1997. P. 67-79.
The History of al-Tabari (Ta'rîkh al-rusul wa'l-muluk). Vol. VI: Muhammad at Mecca; Vol. VII: The Foundation of the Community / Translated and annotated by W. Montgomery Watt, M. V. McDonald. Albany: State University of New York Press, 1988, 1987.
MobergA. Nasi' //The Encyclopaedia of Islam. New Edition. T. VII. Leiden; New York: E.J. Brill, 1993. P. 977.
Müller A. Der Islam im Morgen- und Abendland. 1. Bd. Berlin: Grote'sche Verlagsbuchhandlung, 1885 (Allgemeine Geschichte in Einzeldarstellungen, 2. Hauptabtheilung, 4. Theil).
Nebes N. A new 'Abraha inscription from the Great Dam of Märib // Proceedings of the Seminar for Arabian Studies. 2004. Vol. 34. P. 221-230.
Robin Ch. J. Le calendrier himyarite: nouvelles suggestions // Proceedings of the Seminar for Arabian Studies. 1981. Vol. 11. P. 43-53.
Robin Ch. J. «La caravane yéménite et syrienne» dans une inscription de l'Arabie méridionale antique // L'Orient au cœur en l'honneur d'André Miquel / Éd. par Br. Halff, Fl. Sanagustin, M. Sironval, J. Sublet sous la responsabilité de Fl. Sanagustin. Paris: Maisonneuve & Larose, 2001. P. 207-216, flg. 1.
Robin Ch. J. Marib et Makka: deux pèlerinages de l'Arabie préislamique qui se tenaient à la veille de l'équinoxe de printemps // Graeco-Arabica. Vol. XII: 13th International Congress on Graeco-Oriental and African Studies and Colloquium East and West: Greek-Arabic Relations. Athens: The Institute for Graeco-Oriental and African Studies, 2017. P. 661-671.
С. А. Французов. К уточнению ранних датировок по мусульманскому летоисчислению
В данной статье рассматривается проблема привязки к юлианскому календарю событий, датированных по хиджре в пределах первого десятилетия мусульманской эры. До ислама в Мекке, как, по всей видимости, и в других областях Аравийского полуострова, был в ходу лунно-солнечный календарь с пе- -у риодической интеркаляцией добавочного (тринадцатого) месяца. Запрет вставлять этот месяц был не- о двусмысленно сформулирован пророком Мухаммадом лишь во время «прощального паломничества» ' в конце 10 г. хиджры (в начале марта 632 г.н. э.). Однако мусульманская традиция распространила этот ^ запрет на первые десять лет по хиджре, что нашло отражение во всех синхронистических таблицах. Величайший математик и астроном исламского средневековья, Абу Райхан ал-Бируни, прекрасно осоз- £ навал эту несообразность, что нашло отражение в его «Каноне Мас'уда». Однако современные ученые, § занимающиеся ранним исламом, признавая на словах наличие добавочных месяцев в самом начале му- г-ч сульманской эры, игнорируют это обстоятельство при датировке конкретных событий. Между тем еще .У в конце XIX в. выдающийся немецкий арабист Август Мюллер попытался привязать, хотя бы приблизи- о тельно, ключевые эпизоды раннеисламской истории (хиджру, битвы при Бадре и при Ухуде) к нашему «2 календарю, учитывая интеркаляцию. В статье также подвергнута критике гипотеза О. Г. Большакова ^ о том, что начало года в доисламской Мекке было приурочено к зимнему солнцестоянию, и с учетом по- д следних открытий в области южноаравийской эпиграфики показано, что оно приходилось на весеннее равноденствие. «
Ключевые слова: ислам, пророк Мухаммад, Мекка, хиджра, «прощальное паломничество», лунно-солнечный календарь, лунный календарь, интеркаляция, древний Йемен, Саба, Химйар, сабейский и химйаритский календари.
S. Frantsouzoff. Towards a More Accurate Definition of Early Datings according to the Muslim Era
The present article is devoted to the problem of correlating the events dated according to the Hegira within the first ten years of the Muslim era to the Julian calendar. Before Islam in Mecca as well as, in all probability, in other regions of the Arabian peninsula, a lunisolar calendar with a periodic intercalation of the additional (13th) month was in use. The interdiction to insert that month was unambiguously formulated by the Prophet Muhammad only in the course of the «Farewell Pilgrimage» at the end of the 10th year of the Hegira (in early March of A. D. 632). However, the Muslim tradition extrapolated that prohibition to the first ten years of the Hegira, so that such an approach proved to be reflected all the synchronistic tables. The greatest Mathematician and Astronomer of the medieval Islam Abu Rayhan al-BIrunl was perfectly aware of that inconsistency and paid attention on it in his Canon of Mas'ud. Nevertheless modern scholars specialized in early Islam, acknowledging in words the use of additional months in the very beginning of the Muslim era, are ignoring that circumstance, while they are dating specific events. Meantime still at the end of the 19th century the outstanding German Arabist August Miiller tried to correlate, at least approximately, the key episodes of the early Islamic history (the Hegira itself, the battles of Badr and of Uhud) to our calendar taking into account intercalation. The article also includes criticism of the hypothesis advanced by Oleg G. Bolshakov about the coincidence of the beginning of a year in pre-Islamic Mecca with the winter solstice and in view of the latest discoveries in the field of South Arabian epigraphy its attachment to the vernal equinox is demonstrated.
Key words: Islam, Prophet Muhammad, Mecca, the Hegira, the «Farewell Pilgrimage», lunisolar calendar, lunar calendar, intercalation, ancient Yemen, Saba', Himyar, Sabaean and Himyarite calendars.
Французов, Сергей Алексеевич — д.и. н., главный научный сотрудник — заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН, профессор кафедры семитологии и гебраистики восточного факультета СПбГУ, профессор Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Serge A. Frantsouzoff — Habil. Dr., Head of the Department of Near and Middle Eastern Studies of the Institute of Oriental Manuscripts (Russian Academy of Sciences), Professor of the Chair of Semitic and Hebrew Studies of the Oriental Faculty of the St. Petersburg State University, Professor of the Department of Oriental and African Studies of the National Research University Higher School of Economics — St. Petersburg.
E-mail: [email protected]; [email protected]
и rt К a*
«
s «
о
<L»
s a* о н о
s «
s «
о
[-4
a*
\o a*