Научная статья на тему 'К творческой биографии И. Ф. Каллиникова: генеалогическое исследование (отцовская линия)'

К творческой биографии И. Ф. Каллиникова: генеалогическое исследование (отцовская линия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
414
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА / И.Ф. КАЛЛИНИКОВ / РОДОСЛОВИЕ ПИСАТЕЛЯ / АРХИВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ XVIII-XX ВЕКОВ / ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО АСПЕКТОВ / THE RUSSIAN LITERATURE OF THE FI RST THIRD OF THE XX CENTURY / I.F. KALLINIKOV / THE WRITER'S GENEALOGY / ARCHIVES AND HISTORICAL DOCUMENTS OF THE XVIII XX CENTURIES / INTERACTION BETWEEN BIOGRAPHICAL AND FI CTIONAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тюрин Г. А.

На материале центральных и региональных архивов составлено родословие писателя И.Ф. Каллиникова. Хронологические границы исследования охватывают XVIII-XX века. Уточнены сведения о рождении писателя. Выделена взаимосвязь биографического и художественного аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE CREATIVE BIOGRAPHY OF I.F. KALLINIKOV: GENEALOGICAL RESEARCH (PATERNAL LINE)

The writer's genealogy is based on the materials from central and regional archives. Chronological borders of research embrace XVIII XX centuries. The information about the writer's place of birth is clarifi ed. The interrelation of biographical and fi ctional aspects is identifi ed.

Текст научной работы на тему «К творческой биографии И. Ф. Каллиникова: генеалогическое исследование (отцовская линия)»

УДК 821.161.1 (82.09) Г.А. ТЮРИН

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русской литературы XX-XXI веков и зарубежной литературы, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 821.161.1 (82.09) G.A. TYURIN

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of the Russian literature of the XX-XXI centuries and history of foreign literature, Orel State University E-mail: [email protected]

К ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ И.Ф. КАЛЛИНИКОВА: ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ОТЦОВСКАЯ ЛИНИЯ)

TO THE CREATIVE BIOGRAPHY OF I.F. KALLINIKOV: GENEALOGICAL RESEARCH (PATERNAL LINE)

На материале центральных и региональных архивов составлено родословие писателя И. Ф. Каллиникова. Хронологические границы исследования охватывают XVIII-XX века. Уточнены сведения о рождении писателя. Выделена взаимосвязь биографического и художественного аспектов.

Ключевые слова: Русская литература первой трети XX века, И.Ф. Каллиников, родословие писателя, архивно-исторические материалы XVIII-XX веков, взаимосвязь биографического и художественного аспектов.

The writer's genealogy is based on the materials from central and regional archives. Chronological borders of research embrace XVIII - XX centuries. The information about the writer's place of birth is clarified. The interrelation of biographical and fictional aspects is identified.

Keywords: The Russian literature of the first third of the XX century, I.F. Kallinikov, the writer's genealogy, archives and historical documents of the XVIII - XX centuries, interaction between biographical andfictional aspects.

Творческая биография писателя, фольклориста и переводчика И.Ф. Каллиникова (1890-1934 гг.) связана с Орловским краем. При изучении родословных истоков литератора-земляка раскрываются глубокие и малоизвестные пласты культуры Х1Х-ХХ веков. События семейной истории, воспоминания о детстве и впечатления о паломнических поездках входили в творчество писателя. В одном из писем А.М. Горькому начинающий прозаик раскрывал художественные замыслы, построенные на биографической основе: «У меня есть материал, из которого можно сделать роман-хронику, это поколение деда и отца, быт и жизнь кладбища, покойников и их близких (живущих), быт мещан, почтовых чиновников, модисток, и всё это дать на фоне кладбища» [1]. Генеалогическое исследование позволяет уточнить маршруты, подробности и обстоятельства научных экспедиций И.Ф. Каллиникова, связанных с формированием уникального собрания фольклорно-этнографических материалов. Социально-исторические потрясения ХХ-го века (революция, войны, массовые репрессии, эмиграция) разрушили отдельные звенья семейно-родовой памяти Каллиниковых. Однако материалы центральных и региональных архивов (метрические книги, исповедные и клировые ведомости, книги брачных обысков, ревизские сказки и др.) позволяют дополнить и уточнить мемуарно-эпистолярные источники. Автор статьи выражает признательность администрации и сотрудникам РГАЛИ, ОГЛМТ, ГАОО, ГАБО, НИОР РГБ, Архива А.М. Горького за предоставленную возможность изучения архивных фондов.

Противоречивыми, требующими некоторых уточнений являются сведения о месте рождения И.Ф. Каллиникова. В биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917», выпущенном в 1992 году издательством «Большая российская энциклопедия», литературовед Т.Л. Никольская отмечала, что И.Ф. Каллиников родился 1 (13) января 1890 года в селе Мелеч Трубчевского уезда Орловской губернии [2, 445]. В указанных автором источниках (раздел «Архивы») выделена «биография К.[аллиникова], составленная его матерью, 1934» (ЦГАЛИ, ныне РГАЛИ, ф. 267). Нам известны два варианта воспоминаний Лидии Алексеевны Каллиниковой (урождённой Михайловой): первый из них хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, а второй - в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Однако в этих текстах нет упоминания о селе Милечь, находившемся на расстоянии 185 вёрст от Орла и 35 вёрст от уездного Трубчевска.

В Государственном архиве Орловской области сохранилась метрическая книга Покровской церкви города Орла с записью о крещении И.Ф. Каллиникова. В первой части книги за 1890 год «О родившихся» в графе «Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания» указаны «губернский секретарь, служащий в почтово-телеграфном ведомстве Федор Иосифов Каллиников и законная жена его Лидия Алексеева, оба православные». Восприемниками при крещении новорождённого выступили дедушка по отцовской линии - «Орловской градской Троицкой кладбищенской церк-

© Г. А. Тюрин © О.А. Tyurin

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - РИТШЬОИСЛЬ

ви диакон Иосиф Феодоров Каллиников» и бабушка по матери - «орловская мещанская вдова Анна Николаева Михайлова». В записи указаны даты рождения (1 января 1890 года, по ст. ст.) и крещения (4 января 1890 года).

Таким образом, при соотнесении двух материалов - записи в метрической книге 1890 года и статьи в биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917» со ссылкой на воспоминания матери - допустимо предположить, что И.Ф. Каллиников был рождён в селе Милечь Трубчевского уезда и через несколько дней крещён в городе Орле. В связи с этим невольно возникает вопрос о причинах, заставивших родителей везти младенца через два-три дня после рождения в январскую стужу из отдалённого села в губернский центр. Аргументированного ответа нет. В известных нам историко-архивных материалах, связанных с биографией писателя, село Милечь и январская поездка 1890 года не упоминаются. В официальных документах, в рукописных и печатных источниках («Анкета для лиц, ходатайствующих о въезде в Россию», заграничный паспорт и др.) местом рождения И.Ф. Каллиникова указан город Орёл. О губернском центре, ставшем родиной, И.Ф. Каллиников писал в разных вариантах своей автобиографии, которая переведена на иностранные языки.

Всё сказанное позволяет заключить, что противоречивые сведения о месте рождения И.Ф. Каллиникова связаны с двумя основными причинами. Первая - недостаточная полнота исследования архивных источников (не введён в научный оборот один из вариантов воспоминаний Л. А. Каллиниковой). Вторая причина - некие сложные жизненные обстоятельства, связанные со здоровьем матери писателя. Примечательно, что в воспоминаниях Ф.И. Каллиников упоминал о серьёзной болезни жены после рождения сына. Возможно, что эти семейные проблемы были неизвестны самому писателю, который в автобиографических произведениях основывался на хранившихся в личном архиве метрических выписках 1890 и 1911 годов.

В «Семейной биографии» Ф.И. Каллиников, рассказывая о своём отце-дьяконе Иосифе Фёдоровиче, кратко написал о родовых корнях семьи: «Дедушка родился <.. .> в селе Коровье Болото Кромского уезда Орловской губернии» [3, 84]. Примечательно, что в составе этого уезда выделялась Коровье-Болотская волость, землевладельцами которой были генералиссимус граф А. Д. Меньшиков, династия Каменских, построивших Сабуровскую крепость и основавших крепостной театр; гофмаршал Д. Шепелёв, граф Алмазов, помещики Кандауров, Лутовинов (дед И. С. Тургенева), Анциферов и др. В справочном издании 1871 года «Орловская губерния. Список мест по сведениям 1866 года» отмечалось, что село Коровье Болото (70 дворов и 643 жителя) находится при реке Ицке. в 14 верстах от уездного города Кромы.

В 1830 году 66-летний дьячок церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Коровье Болото Гавриил Иванович Успенский был отправлен в заштат. На его место причислен Фёдор Иванович Каллиников, двадцати двух лет [4, 187]. Церковнослужители породни-

лись: Фёдор женился на младшей дочери Успенского

- Татьяне. Основной документ, позволяющий раскрыть родословные корни Каллиниковых, сохранился в Книге записи брачных обысков Успенской церкви за 1830 год [5, 8]. Прежде всего, важны сведения о женихе - «бывшем ученике» Фёдоре Каллиникове (это прадед писателя И.Ф. Каллиникова). Его отец - Иван Кондратов [Кондратьевич] являлся пономарём церкви села Покровское на Липовце Малоархангельской округи.

Однако истоки рода Каллиниковых глубже. В ревизской сказке 1811 года (шестая ревизия) при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Рождествена, что на Руде Орловской округи Орловской епархии и губернии записан дьякон Кодрат Иоакимов (Иоакимович) Калинников. В графе «Лета по последней ревизии составили» указано 57 лет, далее записано (графа «Из того числа выбыли»): «Умре в 1809 году» [6:107]. В книге значатся церковнослужители с отчеством «Иоакимовы» (Иокимовичи), возможно, это братья Конрата Иоакимовича Калинникова: священник Георгий Иоакимов, 49 лет, «умре в 1796 году» (его сын Иван, которому был 21 год по последней ревизии, в 1797 году отдан в рекруты), и дьячок Леонтий Иоакимов (41 год, «умре в 1807 году») с сыновьями Константином, Иоанном, Николаем и Петром. Главное - записаны дети (сыновья) Конрата Иоакимова: Георгий («20 [лет - по последней ревизии], отдан в рекруты в 1797 году»), Феодор («18 [лет], выбыл в город Малоархангельск в мещанство в 1808 году») и Иван («18 [лет], выбыл Малоархангельской округи в село Покровское на Липовце в 1799 [году]». Таким образом, этот архивный документ позволяет установлить место проживания предков писателя (его прародина) - село Рождествено, что на Руде Орловской округи Орловской губернии), время рождения его прапрадеда и время обоснования в Малоархангельском крае.

В ведомости о церковнослужителях церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Покровского, что на Липовце сведения о Каллиниковых уточняются: «Пономарь Иван Кондратов [Кондратьевич Калинников

- Г.Т.] в последнюю при сим ревизию писан был Орловской округи села Рождествене что на Руде при отце его Диаконе Кодрате Акимове [Акимовиче - Г.Т.], а в оное село определён в 1797 году». Указаны его дети, рождённые после ревизии: Василий (9 лет), Василий меньшой (6 лет), Фёдор (4 года) [6:168].

Имя жены дьячка Фёдора Ивановича Каллиникова

- Татьяны Гавриловны - вспомнил автор «Семейной биографии» [3, 81]. По сведениям исповедных ведомостей, в 1830 году ей было 19 лет, а её матери - Ксении Фёдоровне - исполнился 61 год. Из шестерых старших братьев и сестёр Татьяны Гавриловны выделим Гликерию (1801 г.р.), муж которой Феофан Моисеевич Грабилин был пономарём в приходской Успенской церкви села Коровье Болото, и Сергея (1793 г.р.) - коллежского секретаря, служившего столоначальником Орловской казённой палаты (в книге брачных обысков 1830 года он указан одним из поручителей).

В семье Фёдора Ивановича и Татьяны Гавриловны Каллиниковых, основателей «кромского родового гнезда», было четверо детей. Старшая - Настасья (1831 г.р.) - вышла замуж за дьячка Соборной Успенской церкви города Кром Акиндина Богословского. Позже её семья переехала в Карачев, где часто бывали орловские родственники. Анастасия Фёдоровна участвовала в первом сватовстве своего племянника Фёдора Иосифовича Каллиникова, отца писателя [3, 93, 96, 104]. Одна из её дочерей - Мария Акиндиновна - жила в Орле и преподавала в гимназии, другая - была смотрительницей в земской больнице города Карачева. Представители этой ветви (троюродные братья Иосифа Каллиникова-младшего) были учителями: Николай Богословский - в селе Авчухи Дмитровского уезда Орловской губернии, а Алексей Богословский - в Орле. В 1926 году Ф.И. Каллиников писал сыну Иосифу в Чехословакию: «Ося! Ты просил написать про Колю Богословского, он учительствует в Авчухах, думал жениться, но пока ещё не женился. Алёша Богословский учительствует в Орле, иногда бывает у нас. Чаще бывает его жена Аня, у них дочь Надя, ей уже 9 лет» [3, 1]. В архиве ОГЛМТ сохранилась фотография с дарственной надписью Ф.И. и Л. А. Каллиниковым: «Дорогим родным за всегдашнее радушие и гостеприимство на добрую память от Коли Богословского. 27 апреля 1914 г.» [7]. Стихотворение И.Ф. Каллиникова «По деревне нынче плач...», написанное в 1920 году в Каире, посвящено Н. Богословскому.

Для фольклориста, этнографа и писателя И.Ф. Каллиникова село Авчухи связано не только с родовой памятью, но и с литературно-творческими замыслами. Здесь, в Дмитровском крае, при выполнении «научного поручения» Императорской Академии наук исследователем-энтузиастом записаны народные сказки, свадебный обряд, детские игры. Сохранился рукописный очерк И.Ф. Каллиникова «Авчухи» - с подробным описанием села и крестьянских построек. В одном из писем писатель-эмигрант признавался И. А. Новикому: «Больше всего меня интересует деревня, и я мечтаю пожить у троюродного брата [Н. Богословского - Г.Т.] в Дмитровском у.[езде] - на пасеке, в старом, пахнущем соломою, мёдом и воском омшанике» (выделено нами - Г.Т.).

Один из сыновей Фёдора Ивановича Каллиникова

- Иван (1834 г.р.) - стал служащим Малоархангельской почтово-телеграфной конторы. Младший сын дьячка

- Василий (1836 г.р.) - служил причетником в церкви села Пирожково Орловского уезда (в 1860 году он выступил поручителем при венчании И.Ф. Каллиникова-старшего с Д.И. Моисеевой). О нём имеется упоминание в английском варианте «Автобиографии» писателя: «Каждое лето я проводил несколько каникулярных недель в монастыре - в лесу под Брянском. <.> Мой дед и отец были дружны с монахами. Брат деда [Василий Фёдорович Каллиников - Г.Т.] был пустынником: его келья находилась в глубине леса». Впоследствии впечатления этих поездок легли в основу романов «Мощи» и «Монастырские жёнки».

Третий сын Фёдора Ивановича Каллиникова -Иосиф, дедушка писателя, - являлся основателем « орло-

вского родового гнезда». Он родился 31 марта 1835 года в селе Коровье Болото Кромского уезда Орловской губернии. Первоначальное образование получил в 1-ом Орловском духовном училище, затем окончил полный курс Орловской духовной семинарии [3, 84]. С 1857 года служил по найму помощником делопроизводителя на почте. По настоянию отца Иосиф-старший стал церковнослужителем - псаломщиком-дьяконом Орловской Троицкой кладбищенской церкви. По семейному преданию, прадед писателя, Фёдор Иванович Каллиников, давая наказ сыну Иосифу, говорил: «У меня Иван по-чталион, Василий дьячок, <.. .> ты, Иосиф, должен быть попом, умрём - будешь нас с матерью поминать <...>». Этот конфликт отцов и детей воплощён писателем-эмигрантом в повести «Безумная», опубликованной в студенческом журнале «Орион» (Египет, 1922 г.).

В «Историческом описании Орловского Троицкого кладбища со времён его возникновения» (Орёл, 1894) священник о. Михаил Высотский, перечисляя «преемственно» всех служителей, писал и об И.Ф. Каллиникове: «<...> 14 июля 1860 года на должность причетника был определён бывший воспитанник низшего отделения Орловской семинарии Иосиф Фёдорович Каллиников, который по выдержанию испытания в причетнических предметах и по аттестации его казначеем иеромонахом Ксенофонтом, 15 июля того же года, преосвещенным Поликарпом в Крестовой Предтеченской церкви по-свящён в стихарь, с выдачею ему 16 июля ставленни-ческой причетнической грамоты. 24 декабря 1867 года, по выдержании испытания у экзаменатора ректора Орловской духовной семинарии протоиерея Александра Васильевича Богданова (ныне епископа Енисейского и Красноярского), причетник Иосиф Каллиников преосвященным Макарием рукоположен в сан диакона в звании псаломщика при той же церкви».

В первые годы службы причетник Каллиников с женой снимал квартиру в Новотроицкой слободе. Впоследствии семья жила в церковном каменном доме, построенном при Троицком некрополе в 1864-1868 годах стараниями священника Иоанна Мещерского. В 1Х-й главе исторического описания кладбища отмечалось: «Построение причтового дома дало возможность причту ближе наблюдать за порядком на кладбище, благовременно удовлетворять молитвенному усердию посетителей кладбища». Один из разделов статьи краеведа-исследователя К. А. Седойкиной «Орловские адреса Каллиниковых (по архивным материалам)» по-свящён сохранившемуся дому при Троицком кладбище (ул. Лескова, д. № 19) [3:101-104].

Женой И.Ф. Каллиникова-старшего стала Дарья Ивановна Каллиникова, урождённая Моисеева (18411902 гг.). Её отец Иван Андреевич Моисеев был псаломщиком в селе Хотим Карачевского уезда Орловской губернии. Её брат Иван Иванович Моисеев служил инспектором 2-го Орловского духовного училища. В семье Каллиниковых-старших был один сын - Фёдор (1861 г.р.). В «Автобиографии» внук-писатель И.Ф. Каллиников, названный в честь дедуш-

ки Иосифом, отмечал: «В воспоминаниях молодости ясно выступает строгая и спокойная фигура моего деда <...>. Его жена [Дарья Ивановна - Г. Т.] сошла с ума из-за любви к сыну - моему отцу [Фёдору Иосифовичу Каллиникову - Г. Т.]».

С первых лет службы молодой причетник Каллиников занимался обустройством городского некрополя. Примечательно описание Троицкого кладбища середины Х1Х-го века: «В свободное время после занятий с учениками [И.Ф. Каллиников-старший - Г.Т.] занимался приведением в порядок кладбища; заравнивал рвы, рассаживал деревья, которых там совсем не было, впоследствии на кладбище провёл дорожки и всё время обсаживал деревьями» [3, 85]. Усердие и старания церковнослужителя не остались незамеченными. Автор воспоминаний отмечал: «Отцу неоднократно предлагали сан священника за его трезвую жизнь и труды, но он говорил, что не имеет призвания и желания, быть священником - обязанность тяжелая, нужно исполнять все канонические правила, а <. > обманывать людей не стоит, это грешно» [3, 90]. В летние месяцы семья Каллиниковых часто совершала паломнические поездки в Белобережскую пустынь (Брянский уезд Орловской губернии). В отделе фондов ОГЛМТ сохранилось несколько фотографий И.Ф. Каллиникова-старшего, за-печатлённого в этом монастыре. На одном из своих портретов внук-студент оставил дарственную надпись: «Дорогому дедушке любящий внук его. [Подпись -Иосиф Каллиников.] 1915 г.».

В дореволюционном издании «Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» (Орёл, 1901 г.) выделено участие И.Ф. Каллиникова-старшего в обустройстве усыпальницы генерала Ермолова на Троицком кладбище города Орла. По представлению священника о. Иоанна Мещерского 10 августа 1865 года причетнику Каллиникову преподано архипастырское благословение (Указ Орлов.[ской] дух.[овной] консистории от 28 августа 1865 года за № 7312). Будучи участником или свидетелем основных событий, связанных с церковью и кладбищем (строительство дома, установка каменной ограды, поднятие колокола и др.), дьякон Каллиников являлся очевидцем перезахоронения в 1886 году праха схиигумении Серафимы, которую считали прообразом Лизы Калитиной - героини романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Последние годы жизни дьякона И.Ф. Каллиникова были омрачены последствиями трагических событий 1917-го года: закрытие новой властью Орловского епархиального училища, захват свечного завода, разграбление монастырей, аресты священников и др. Он скончался 19 августа 1918 года в возрасте 84-х лет [9, 152 об.-153]. В «Исторической справке», составленной О.В. Вологиной 1 декабря 1988 года, отмечалось: «Около могилы Фёдора Иосифовича Каллиникова [отца писателя - Г.Т.] - обломок памятника в виде четырёхгранника. Можно предположить, что здесь похоронен дед писателя Каллиников Иосиф Фёдорович, дьякон Троицкой церкви, умерший в начале 1900-х годов».

Примечательно происхождение фамилии Каллиниковых. В письме А.М. Горькому писатель-фольклорист отмечал: «<...> в старые годы в семинарии был обычай менять фамилии соответственно прихода, успехам и т. д. Моему прадеду переменили фамилию за красоту. Соединение двух греческих слов - каллос - и -нике - дало имя КаЛЛиник. Ударение же в моей фамилии - правильно - должно быть на третьем слоге». В книге «Иосиф Каллиников: страницы жизни и творчества» О.В. Вологина, собиратель архива писателя-земляка, глубокий знаток и исследователь его творчества, отмечала: «По семейной легенде, один из пращуров писателя - Иосиф Каллиников, вступая в сан в Иерусалиме, получил имя Kallikos, что в переводе с латинского означает "прекрасный". Отсюда в фамилии два лл и одно н. В роду были только Фёдоры и Иосифы». Как явствует из проведённого нами исследования, мужская родовая линия включает разнообразные имена: Кондрат, Иван, Фёдор, Василий, Иосиф; полными тёзками были только орловский дед-дьякон и внук-писатель. При этом пращура с именем Иосиф в роду не было.

Глубинная родовая память, охватывающая отцовскую линию, в творческом сознании писателя ассоциировалась с мрачной эпохой крепостничества (не случайно художественное время повести «Баба-змея» и романа «Бобры» восходит к этому историческому периоду).

Единственным сыном И.Ф. Каллиникова-старшего был Фёдор Иосифович Каллиников, отец писателя, -почтово-телеграфный служащий, участник I-ой мировой и Гражданской войн, «герой труда» I-ой степени. Он родился 19 апреля 1861 года в семье причетника Троицкой кладбищенской церкви города Орла Иосифа Фёдоровича Каллиникова и его жены Дарьи Ивановны, урождённой Моисеевой. Крёстным отцом был брат матери - Иван Иванович Моисеев, инспектор 2-го Орловского духовного училища. Крёстная мать - жена священника Африкана Гавриловича Введенского - Анна Павловна. Детские годы Фёдора прошли на Троицком кладбище. В воспоминаниях сын дьякона отмечал: «На свои деньги с позволения дедушки покупал нитки, клеил змеи, с увлечением их пускал с наступлением августа до половины сентября. С половины сентября 1870 года с позволения дедушки купил себе несколько клеток для птиц и две западни для ловли их. Птицеловством очень увлекался, певчих птичек бывало до 20 штук разных пород: синицы, чижи, московки, щеглы, юрки, снегири; их держал всегда до 25 марта, т.е. до Благовещения, в этот день всех птичек выпускал» [3:85].

В 1876 году после окончания 1-го Орловского духовного училища Ф.И. Каллиников проучился два класса в семинарии (это давало «права среднего образования»). С 1881 года он зачислен в штат служащих Орловской телеграфной станции (позже ставшей почтово-телеграфной конторой). Работал в Ливнах, Карачеве, был командирован в Ессентуки. Участвовал в Первой мировой войне, находился под огнём неприятеля. В мае 1917 года являлся делегатом съезда почтово-телеграфных служащих Западного фронта. В конце сентября 1919 года был

эвакуирован с казённым имуществом в Москву, затем командирован в Усолье Пермского края. После окончания Гражданской войны вернулся в Орёл, работал в почтово-телеграфной конторе старшим по аппаратной. В «Семейной биографии» он отмечал: «В 1921 году в неделю профсоюзов Губпрофсоветом я был награждён званием героя труда первой степени за свою усердную и честную службу, один из всех старших Орловской конторы как выдающийся работник».

В январе 1925 года он уволен с работы по возрасту. Престарелые и одинокие Каллиниковы находились в бедственном положении. В этой сложной жизненной ситуации их тревожила судьба собранной сыном библиотеки - единственного семейного богатства, ставшего непосильной ношей: «<...> в особенности нас связывают книги, их два шкафа и один сундук, что с ними делать и куда деть, не придумаем; думаем сменить квартиру, а кто будет возиться с книгами <...>, всё должно погибнуть, как и мы погибаем» [3, 138]. Воспоминания и письма Ф.И. Каллиникова раскрывают его отношения с сыном-писателем: «<...> с поступления твоего в реальное училище и когда ты был студентом, я с тобой жил и общался ни как отец, а как брат и товарищ <...>. Тебе я всегда был благодарным, в особенности в последнее время, ты никогда нам не отказывал в своей помощи, благодаря ей мы и существовали, такого сына не всякий имеет, но ты редкий сын, благодарю и, умирая, не забуду этого <...>» [3, 144].

В первом браке Ф.И. Каллиников был женат на Анне Павловне Золотовой, дочери зажиточного крестьянина Павла Михайловича Золотова из села Вельяминово Карачевского уезда Орловской губернии. Сохранившееся описание сватовства и свадьбы новобрачных является важным этнографическим материалом. Ребёнок-первенец и жена умерли от болезни. Лидия Алексеевна Михайлова (1864-1951 гг.) - жена Ф.И. Каллиникова во втором браке, заключённом 30 августа 1888 года (их венчание состоялось в Покровской церкви г. Орла). После кончины Ф.И. Каллиникова Лидия Алексеевна сообщала в Москву писателю-земляку И.А. Новикову: «Многоуважаемый Иван Алексеевич! Сообщаю Вам моё тяжёлое горе: Фёдор Иосифович умер 4 августа [1928 года - Г.Т.] от тяжёлой болезни <...>».

Иосиф Фёдорович Каллиников-младший, фольклорист и писатель, в годы Гражданской войны оказался в эмиграции. На его поколении мужская ветвь «орловского родового гнезда» Каллиниковых оборвалась. В 1921 году в Египте у Надежды Александровны и Иосифа Фёдоровича Каллиниковых родилась дочь Наталья. Единственная наследница орловского литератора Н.И. Каллиникова в письме Тюрину Г.А. от 17 апреля 2003 года рассказала о своей семье: «Дочь Маша (Мария Владимировна) родилась 5.II. 1954 года в Праге. Жили мы в Турчанских Теплицах, здесь <.> работала я врачом по туберкулёзу и лёгочным болезням. Главным моим счастьем в жизни было то, что я могла учиться в университете и очень любила свою работу. Дочь ходила здесь в школу и в гимназию. Училась она отлично, кро-

ме того, ходила в музыкальную школу (рояль, скрипка), у неё определённо были способности. <.> Потом было ей трудно найти себе место в жизни по своему вкусу. <.> Я её устроила в среднюю школу, где готовили экономистов. Это она закончила, но между тем вышла замуж и сразу же после окончания 24. VII. 1977 родила дочку [Люцию - Г.Т.]. Работала на разных местах <...>, переехала в Братиславу. Родился внук Матвей [Матуш -Г.Т.] <.> 12. XII. 1982. <.> У внука сын - три года ему - Даниил <...>. Что касается внучки <...>. Вышла замуж, родила сына. При этом года два ездила в соседний город Martin и училась заочно в экономической школе. <...> К сожалению, внучка русского языка не знает, когда-то (да и сейчас) она понимала, но говорила она только с гостями, которые приезжали к нам из России».

Для потомков И.Ф. Каллиникова, родившихся за границей, в силу объективных обстоятельств почти непосильным оказался наказ, который писатель-изгнанник (за полгода до своей кончины) оставил дочери Наталье: «Ты русская, ты принадлежишь к большому народу. Это ничего не значит, что ты в словенской школе, учиться всё равно где. А твой язык, твой народ - русский, у которого столько трудного и прекрасного. Будь русской <...>.» [3, 196].

Таким образом, документально установлено, что прародиной И.Ф. Каллиникова являлись сёла Орловского, Малоархангельского и Кромского уездов Орловской губернии. Предки писателя являлись потомственными (с конца XVIII века) церковнослужителями. Примечательно, что события семейной истории входили в литературно-художественные произведения писателя, а маршруты научных экспедиций составлялись с учётом родственных связей.

При наблюдении над судьбами представителей писательской родовой ветви Каллиниковых выделяются некоторые закономерности, характерные для общественной жизни России. К концу XIX-го века происходят заметные изменения в духовно-нравственной сфере отдельных семей: ослабление, а затем утрата религиозных (православно-христианских) убеждений. Душевные сомнения Каллиникова-старшего передались сыну -Ф.И. Каллиникову, ставшему после окончания двух классов семинарии почтово-телеграфным служащим. Нарастающее маловерие обрело воинствующе атеистические черты в судьбе и творчестве И.Ф. Каллиникова, который (как внук диакона) был причастен к церковно-монастырской среде, но глубоко не познал и не принял духовно-религиозной жизни. Л. А. Каллиникова, мать писателя, личные несчастья сына (отрыв от родины, развод с женой, болезни, одиночество, душевное смятение) объясняла отсутствием духовного идеала: «<...>вот ты всё же думаешь о себе, что зависит всё от твоей силы и ума твоего, что ты сам собою живёшь или людьми, да людьми - это великое дело, <.> но людей всё же устраивает всех невидимая сила - Бог, велики дела твои, Господи, я очень боюсь за тебя, что ты забыл о нём, вспомни эти слова скорбящей матери твоей, я очень скорблю и молюсь за тебя, как мать молится о сыне единственном» [3, 148].

Библиографический список

1. Архив А.М. Горького, КГ-П-33-5-39.

2. Русские писатели. 1800-1917. М., 1992.

3. Литература русского зарубежья (1917-1939 гг.): новые материалы: Том 2. Орёл, 2004.

4. Государственный архив Орловской области, ф.101, оп. 1, д. 1411.

5. Государственный архив Орловской области, ф. 101, оп. 1, д. 1412.

6. Государственный архив Орловской области, ф. 760, оп. 1, д. 379.

7. Орловский объединённый государственный литературный музей И.С. Тургенева, ф. 51, д. 8151.

8. Литература русского зарубежья (1917-1939 гг.): новые материалы: Том 1. Орёл, 2004.

9. Государственный архив Орловской области, ф. 101, оп. 1, д. 4471.

References

1. Archives of A.M. Gorki, KG-P-33-5-39.

2. Russian writers. 1800-1917. М., 1992.

3. Literature of the Russian Emigration (1917-1939): New Material. V. 2. Orel, 2004.

4. Orel State Archives, f.101, о. 1, d. 1411.

5. Orel State Archives, f. 101, о. 1, d. 1412.

6. Orel State Archives, f. 760, о. 1, d. 379.

7. Orel United State Literary museum of I.S. Turgenev, f. 51, d. 8151.

8. Literature of the Russian Emigration (1917-1939): New Material. V. 1. Orel, 2004.

9. Orel State Archives, f. 101, о. 1, d. 4471.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.