ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО Том 88 ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА 195в г.
К ТЕОРИИ РАСЧЕТА ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИХ МАШИН
УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ
П. М. АЛАБУЖЕВ
В данной статье рассмотрены некоторые вопросы теории и расчета электропневматических машин ударного действия на примере молотка с односторонней воздушной связью (рис. 1).
Характеристиками рабочего процесса могут служить графики, представленные на рис. 2, 3, 4 и 5. На рис. 2 за период цикла Т изображены графики изменения угловой скорости <о, путь поршня 5П, путь бойка скорость бойка 1^6, давление воздуха р между бойком и поршнем и значение энергии бойка Е; на рис. 3 показан баланс энергии электропневматического молотка в одном из лучших режимов при испытаниях его на стенде [5]. Характеристики воздушной связи изображены на рис. 5. На рис. 4а показано изменение за цикл скорости бойка в зависимости от пути бойка. Так называемый предельный цикл на фазовой плоскости вб, Ч)б устанавливается после 4—5 ударов бойка. Предельный цикл в безразмерных координатах — °— и —- по-
/#
казан на рис. 46.
Каждая точка фазовой плоскости соответствует определенному состоянию колеблющейся системы. „Фазовый портрет" поведения системы позволяет сразу охватить всевозможные состояния системы [7].
Зависимость —/(я*;) определяет на фазовой плоскости все особенности движения системы, так как на основании предельного цикла можно получить:
а) характер переходного и установившегося режима машины;
б) период цикла установившейся работы;
в) коэффициент восстановления при ударе е
г) давление воздуха V — р0 — — ~• ^
к
где ^ _
~ '4 <3б '
Интересно также изучение зависимости Vп = /(5П) как при холостом ходе машины, так и при рабочем холе. Кривые и 1)п проще всего получить экспериментально, применением электрических датчиков и дифференцирующих цепей.
О том, что пневматические отбойные молотки являются автоколебательными системами, сказано в работе [9].
Функциональная схема системы: податчик—молоток—порода изображена на рис. 6.
С точки зрения автоколебательных систем электропневматические машины ударного действия (в отличие от пневматических машин) имеют следующие особенности:
и от Ъуд
1) эти машины являются преобразователями энергии с выраженными элементами автоколебаний (наличие падающей характеристики в кривой предельного цикла, независимость рабочего цикла от начальных условий). Но в большинстве конструкций частота колебаний бойка определяется извне, так как у электропневматических молотков имеется сравнительно мощная система вращающихся частей, по отношению которой колебательное движение бойка имеет подчиненное значение;
2) обратная связь (действие вакуума, компенсация утечек воздуха, отскок бойка) преимущественно реактивного типа;
3) клапан 1 „открыт" при значении длины воздушной подушки / — клапан 2 „открыт" в момент удара;
4) в системе имеется жесткое возбуждение, так как молоток приводится в работу (или прекращает ее) при помощи выключателя.
Полагая угловую скорость электродвигателя постоянной, пренебрегая сопротивлениями трения при горизонтальном положении молотка, мы можем
записать уравнение движения бойка для машины ударного действия с односторонней воздушной связью в следующем виде:
g аг 4
где — сила реакции инструмента, действующая только в момент удара.
Применяя к решению энергетический метод [7], можно определить максимальный ход бойка
—----• [^р\&$б . л ,
Ро и
Ро У ' Ро' Где Рх—давление, отсчитываемое по кривой расширения воздуха рис. 56.
4 Об
Здесь #—вес бойка на единицу площади # = — При рабочем ходе
— 1 Г „ По Я У2уд $6тах— • I р^иБб ~ . - ,
Ро Ро%ё
где р% — давление, отсчитываемое по кривой сжатия воздуха, рис. 5б.
Нетрудно показать, что в установившемся рабочем режиме машины работа Аа, поглощенная инструментом, равна энергии бойка накопленной им от воздушой подушки за время цикла Т и
= Аб= — . ^ (Рг—Р^ййб.
Применяя к решению уравнения движения бойка теорему импульсов и имея в виду, что максимальный ход бойка имеет одно и то же значение как при холостом ходе, так и рабочем ходе, нетрудно установить следующее соотношение:
Уод *
X
Более точное значение в распределении времени цикла Т—1х-\-1р на части, соответствующие времени холостого хода Ьх и времени рабочего хода можно получить с учетом влияния формы импульса на движение массы бойка [8].
Опытные данные [3,5] подтверждают наличие отмеченного соотношения е~ ~р-у с погрешностью порядка 10%. Отсюда ясно влияние материала,
¿х
поглощающего энергию при уларе, на рабочий процесс машин ударного действия и на распределение времени цикла Т.
Из проведенных нами экспериментальных исследований [5] установлено, что в режиме ударной нагрузки зависимость давления воздуха р от степени
сжатия почти линейная; кроме того, среднее значение показателя политропы за цикл можно считать тср ~ 1,25.
Линеаризируя уравнение политропы, рис. 5а, получим:
р = р0 ^ | + 1 Ц. Изв. ТГ1И, т. 88 161
где к определяется, согласно [6] из условия
d_
üIk
■f
У i
ут ^ k(y — l)~\
dy = 0.
Здесь: у——; при m = 1,25 и у == 0,5 k =■ 1,54.
I-
R
- ~ 0, sn /?(! ~f cos?),
где s ^ тогда
/? со sin 9;
1 ВИДНО, ЧТО Sg + / = A> ~Ь sn;
ds6 . di dsn
dt dt cít
d2s6 + dt2 d2l dt- d-s„ dt-
Уравнение движения бойка будет:
Q6 rf^ те.£>2 TC>D2 ¡ /о
¿r "
/ ч 71 J 10 1 \
(Р-ръ) = ——1 )■
7:1)2 gkPo и Обозначая-. .....-= я, получим:
4 Q6
С-Х—1 >
_ ft | --1 ) = - Яш2. cos a>í
de-
нелинейное и неоднородное уравнение воздушной связи бойка с поршнем.
Полагая решением: /0-j~ reos v, где v — (i) t—S здесь г и8 медленно меняющиеся функции с течением времени), в первом приближении будем иметь:
di . d4
-------— ГШ sin V и -----^ — Г со-.cos v.
Л
После замены получим:
, у COSV sin V
-ГО)2, cos V -4— ¡Z» - . -----=
/0 г COSV sin V
= — Río2, (cos v.cos о — sin v. sin 8),
откуда
. л hr ctg v л г „ /z.ctgv sm о =1-— cos о = —; tg о =--°—.
; fl' * л
Из условия sin2V -f- COS2 V = 1, получим
г4 + ar* + br¿ + cr + d = 0,
где
fl = b = —— + —^----Л8;
COSV COSV Ш4. sin2v
2RKk _ j
COS V COS2 V
Порядок решения задачи алгебраическим методом 162
1) при известных параметрах R, lQt Qe, k, D, со задаемся v и находим коэффициенты а, Ь, с, d;
2) решая уравнение четвертой степени, определяем г;
3) находим угол сдвига фаз —
4) определяем угол поворота кривошипа <р = wt — v -[- 8;
5) вычисляем путь поршня sn = /?(I -f- cos ср);
6) определяем путь бойка — /0 -(- — /;
7) находим для данного положения механизма давление воздуха
Р=Рч
k
Примечание: уУд— V + 5 = тс и55 = 5П = 0, если tg2v = —-— = 1, то есть
«2/0
комплекс величин — — равен единице.
4.<Зб.о>2 /0
При малых значениях /0, Об и о> имеем колебания бойка на упругой (воздушной) связи под действием воздушной подушки, возмущаемой поршнем. Удара бойка по инструменту может и не быть, если избыточное среднее давление воздуха в воздушной подушке за цикл работы молотка равно нулю.
В работе [10] приводится численный пример решения задачи алгебраическим методом. Несмотря на громоздкость решения и ограниченность применения, этот метод открывает возможность аналитического решения задачи, выбора оптимальных параметров машины ударного действия и исследования устойчивости движения.
В работах [1,4] нами показана возможность применения к исследованию рабочего процесса молотка численных и графических методов расчета.
В заключение покажем возможность выбора параметров машины ударного действия на основе теории подобия [2].
Пусть в качестве хорошо работающей машины является молоток с параметрами: — 39 мм, /0 —58 мм, 0~ 1,65 кг, л = 2 = 1400 уд/мин, ТУ =4,95 кет, И = 68 мм и Ае = 7 кг м. Предположим, что нас интересует новая машина с числом ударов = 1100 уд/мин, при весе бойка 01 = 3кг и работе на бойке Ах — 10 кг М.
Тогда на основании теории динамического подобия определяем масштабные коэффициенты: отношение времен совершающихся процессов
отношение масс
отношение работ
и z 1400
т Q 1,65
Щ =---= = 0,55;
тх Q i «3
Ас = —— = —— = me.v г
А1 10 Тогда линейный масштаб
1с = ъс1с = 1,13.0,785 = 0,885. , I Я О
Так как /г =-— = -—= — , то новая длина воздушной подушки будет ¿1 Н1
1 I 58 с « П R
¿i =- =- = оо,Ь мм> новый радиус кривошипа К\ = —~
1С 0,885
39 ,, Q и n О 68 __
44,о ММ; новый диаметр их~--------=-------— I( мм.
0,885 1С 0,885
Отношение мощностей
Nr =-= тс —с— = 0,55. -- — = 0,89.
с t0,785:i
Откуда мощность новой машины
лг N 4>95 - ^ /Vt =----= —-— = о,55 кет.
Nc 0,89
Для электропневматических машин с односторонней воздушной связью критерием подобия является выражение, справедливое при одинаковых условиях работы машины (отскок бойка, компенсация воздуха, зазоры и смазка)
П = = idem (одно и то же) [2].
Qco2/0
В данном случае
п = 1.980.6,8- = 1,980,7,72 _ g 22 1,65.146,52.5,8 3.1162.6,55
Если для взятой машины мы изменим только число оборотов, полагая вредные сопротивления прежними, то есть возьмем новый режим по времени, сохраняя линейные размеры прежними, то 1С=1; тс—\. Отношение сил
Fr — т,—с— = 1. —-— = яД
Отношение работ Отношение мощностей
с t? v
Ae = Fe.le = ne\
12 1
Nc = mc. -j— = 1. ——-=nj\
¿с" tc
Пусть, например, tti = z1 = 700 уд/мин, тогда
n 1400 . „ o-> л
nc = — =----= 2; Fc — n?- = 22 = 4;
700
A = 22=4 и Ai=r^— = — —\tlbKZM.
' А1 ' Ас 4-
N , .; =---= 11с] ~ 2,! и мощность новой машины
М
ЛГ 4,95
Л^ —----=-— 0,64 кет.
2:' 8
Из уравнения движения вала кривошипа [2]
7 Лж мж <*>2 ¿1
/. г — А4 к -}- Л1.
2 ¿/<р 164
следует, что между коэффициентами для моментов сил —М, действующих в подобных системах, существуют соотношения:
м'= = ,'-*с= *С = /VК» = «V* =
которые могут быть использованы для нахождения характеристик подобных электродвигателей, работающих в режимах ударных нагрузок.
ЛИТЕРАТУРА
1. А л а б у ж е в П. М. Исследование рабочего процесса электроотбойного молотка с упругой (воздушной) связью. Известия ТПИ, т. 61, вып. 1, 1947.
2. Алабужев П. М.. Применение теории подобия и размерностей к исследованию (моделированию) машин ударного действия. Известия ТПИ, т. 73, 1952.
3. Алабужев П. М., Медлина Е. К., Невструев Е. Н. К методике исследования индикаторных диаграмм электропневматических машин ударного действия« Известия
ТПИ, т. 76, 1953.
4. Алабужев П. М. Применение графоаналитического метода расчета к исследованию рабочего процесса электропневматическсго молотка. Известия ТПИ, т. 75, 1954.
5. Алабужев П. М. Некоторые итоги экспериментального исследования электро-тшевматических машин ударного действия. Известия ТПИ, т. 78, 1954.
6. П а н о в к о Я. Г. Действие периодических ударов на нелинейную упругую си-стему с одной степенью свободы. Труды института физики, т. V, АН СССР, Рига.
7. Стрелков С. Б. Введение в теорию колебаний, ГИТТЛ. М.-Л., 1950.
8. С у д н и ш н и к о в Б. В. Некоторые вопросы теории машин ударного действия, ЗСФАН, Новосибирск, 1949.
9. X а р к е в и ч А. А. Автоколебания, ГИТТЛ, М, 1953.
10. Алабужев П. М. Исследование рабочего процесса электропневматическжх ма-тнн ударного действия. (Диссертация), ТПИ, 1954.