Девиз мастера: «Современная китайская каллиграфия есть один из "мятежных отрядов", разрушающих традиционное расположение войск. Тем не менее, она принимает лучшее в каллиграфической традиции, обогащает ее и развивает, так что новая каллиграфия наполняется дыханием прошлого» [5, с. 66).
В группе «свободного формата» каллиграфы проводят эксперименты, связанные с написанием элементов иероглифа в необычном формате, без четкого выделения для знаков некоего единого пространственного модуля. В произведении каллиграфа Гу Ганя границы между знаками размыты настолько, что все черты сливаются в некий один большой иероглиф. Каллиграф соединяет приемы скорописного письма с принципами композиции и графикой архаического почерка гу-вэнь, в котором между элементами соседних иероглифов не было четкой дистанции. Предлагаемый каллиграфом синтез столь разных почерков выглядит убедительно, так как основан на глубоком понимании общности их композиционных приемов.
В группе работ, условно обозначаемой «проявленное-непроявленное», внимание их авторов сосредоточено на тайне появления черт из небытия фона. В произведении Чжу Най-чжэна формы черт минимизированы, но за счет активности тушевого тона и высокой энергетики черт и точек каллиграфом выражена особая интенсивность творческого акта. Хотя изобразительные элементы разбросаны в как бы произвольном порядке, их все властно удерживает невидимый центр. Пластике черт Чжу Най-чжэна присущи особые вибрации, волны которых проникают на большую глубину, подобно ударам во внутренних стилях боевых искусств. Уровень, на котором каллиграф владеет техникой вибраций, напоминает Библиографический список
поздние творения Ми Фу. Мастер блестяще справляется с извечной для каллиграфии пластической темой овала и угла. Девиз Чжу Най-чжэна: «Дао каллиграфии заключается в передаче истинной энергии. Нет нужды отбрасывать нормы, как и не стоит связывать [себя] ими» [5, с. 75].
Группа «живописного синтеза» ориентирована на раскрытие связей пластических архетипов каллиграфии и живописи. Так, в произведении Пэн Ши-цяна силуэт в живописной технике гор напоминает древнюю пиктограмму «гора», а иероглифический текст в нижней части композиции, прописанный с нарушением столбцов, создает живописный эффект, ассоциирующийся с предварительно смачивая бумагу водой. Данный прием перенесен из живописи, но вводится достаточно корректно и не нарушает линеарной сути каллиграфической пластики. Девиз каллиграфа: «Каллиграфия — это распечатывание пустоты, великая спонтанность сердца и духа» [5, с. 86].
Необходимо отметить, что сложно протекавший процесс модернизации активизировал антикризисные механизмы каллиграфической традиции. Каллиграфия как воплощение национальной эстетики сохранила свое лидирующее положение среди пластических искусств Китая XX столетия [4, с. 45]. В развитии каллиграфической традиции не произошло спада, и ее достижения с честью продолжила плеяда талантливых мастеров, как в самом Китае, так и за его пределами. Годы жизни многих мастеров охватывают век целиком, а их основные творческие успехи приходятся, как и полагается, на старческий возраст. Занятия каллиграфией помогли им преодолеть все трудности драматичного столетия и достичь вдохновляющих следующие поколения вершин творчества.
1. Гольштейн, А.Ю. Воинские искусства и каллиграфия // Общество и государство в Китае: Тез. докл. XIX науч.конф. - М: Изд-во МГУ, 1988. - Ч. 1.
2. Белозерова, В.Г. Особенности развития каллиграфической традиции Китая // Новое видение культуры мира в XXI веке: Материалы международной научной конференции. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003.
3. Кривцов, В. А. Даосизм и китайская каллиграфия. // Эстетика даосизма. - М: АСТРЕЛЬ, 1993.
4. Соколов-Ремизов, С.Н. Китайская каллиграфия как выражение универсального через национально-своеобразное. - М.: Квинт-Принт, 2007.
5. Chinese Painting and Calligraphy. - Beijing: Zhaohua Publishing House, 1984.
6. Соколов-Ремизов, С.Н. Литература - каллиграфия - живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. -М.: Наука, 1985.
Статья поступила в редакцию 15.12.09
УДК 751.1+293
Ю.А. Крейдун, соискатель АГУ, г. Барнаул, E-mail: krey70@mail.ru
К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО МИССИОНЕРСКОГО СТАНА В С. УЛАЛЕ (совр. г. ГОРНО-АЛТАЙСК)
В статье представлены сведения о строительной истории миссионерских построек центрального улалинского стана Алтайской духовной миссии, существовавшей в Горном Алтае с 1830 по 1919 гг. Дано описание архитектурного облика зданий, которые в ХХ веке пострадали более других памятников. Предлагаемая статья расширяет фактологическую основу для историко-архитектурных исследований такого самобытного в культурном отношении региона.
Ключевые слова: архитектура, православный храм, миссионерство, православие, алтайская духовная миссии, улалинский миссионерский стан, русская православная церковь.
Памятникам градостроительства и архитектуры Алтая посвящены достаточно глубокие и всесторонние исследования историков и искусствоведов. Однако эти изыскания касаются, прежде всего, крупных населенных пунктов региона - Барнаула, Бийска, Змеиногорска и некоторых других.
Гораздо реже исследовательская мысль обращалась к архитектурному наследию г. Горно-Алтайска (ранее - с. Улала), основанному в начале XIX века. В значительной степени такое положение объясняется недостатком историкоархитектурных фактов, вызванным утратой многих архитектурных комплексов.
В статье представлены сведения о строительной истории миссионерских построек центрального улалинского стана Алтайской духовной миссии, существовавшей в Горном Ал-
тае с 1830 по 1919 гг., дано описание архитектурного облика зданий. Церковные строения в силу известных причин пострадали более других памятников. Предлагаемая статья призвана расширить фактологическую основу для историкоархитектурных исследований такого самобытного в культурном отношении региона.
Первый храм Улалы
Первый миссионерский храм в с. Улала. был построен в августе 1838 года и освящен во Имя Всемилостивого Спаса. Храм был деревянный, небольших размеров и, очевидно, простейшей архитектуры [1].
В 1863 году была произведена реконструкция. Заменены нижние обветшавшие венцы, прирублены алтарь и притвор. Размеры сруба составляли 15 х 8 аршин. Но и после реконст-
рукции храм был настолько тесен. Что не было возможности разместить новые иконы, пожертвованные Алтайской миссии специально для этого храма.
Назрела необходимость строить новый храм, но воплощение этого в жизнь началось только в 1873 году, когда пожаром был уничтожен первый Улалинский храм.
Храм Всемилостивого Спаса
К 1875 г. в центре миссионерского стана, недалеко от места современного Покровского храма, было возведено новое деревянное здание храма Всемилостивого Спаса (освящен 21 сентября 1875 года) [2, л. 27]. В начале ХХ века, судя по архивным фотодокументам, территория храма была обозначена деревянной оградой на кирпичном основании. Храм играл решающее композиционное значение комплекса. Несмотря на то, что он был деревянным, вокруг него формировался облик улалинского стана. Здание крестово-купольного храма было построено в традиционных для церковного зодчества тех лет формах, без преобладания какого-либо архитектурного стиля. Проект храма был образцовым (рис. 1).
Церковь была двухсветной. Все оконные проемы нижнего уровня имели одинаковую вертикальную форму с 3-х лопастным завершением. Исключение составляет горизонтальный прямоугольный витраж главного входа под треугольным фронтоном. Над окнами западного фасада были расположены более мелкие, но сходных очертаний проемы с фигурной рас-стекловкой. На световых проемах второго света в фигурной расстекловке присутствуют элементы модерна, которые предполагают витражи, если бы в них были бы вставлены цветные стекла. В то время как в барабане купола имелось двенадцать световых проемов простой прямоугольной формы.
Здание было обшито досками и покрашено в два цвета. Более светлой краской выделялись наличники, профили карнизов и пилястры. Декор церкви достаточно условный, но гармоничный. Между декором колокольни и оформлением световых проемов наблюдается определенная связь. Храм отапливался печами. В 1929 году храм был закрыт, использовался как клуб, а впоследствии разрушен.
Первый дом начальника Миссии
Дом начальника миссии с домовой церковью святителя Иннокентия Иркутского в мезонине начал строится в 1867 году. Ему определили место к западу от Спасского храма. К 1872 году постройка представляла собой Т-образный в плане сруб размером 15 х 12 аршин (10,6 х 8,5 м) [3, с. 321-322]. По оси главного, южного фасада был надстроен трехоконный мезонин крестообразной формы. Окна были снабжены ставнями, имели высокие лобовые доски наличников (рис. 2). С 1880 года - дом помощника начальника АДМ. В 1906 году «упразднен по ветхости» [4, л. 10], в 1910 - разобран.
Рис. 1. Храм Всемилостивого Спаса, главные фасады и план.
В плане храм был четырехчастный: притвор, трапезная, собственно церковь и алтарь. Основной объем здания находился под большим куполом с железной кровлей на невысоком барабане. Купол (несколько тяжеловатый) завершался непропорциональными фонариками. Кровля жестяная скатная, что соответствует сибирским условиям. Основанием купола служил двенадцатигранный барабан, модулем которого являлось бревно. Колокольня, купол и скат алтаря завершались ложными главками. К центральному объему с двух сторон примыкали более низкие приделы. Алтарь храма имел прямоугольную форму, что объясняется большей простотой в исполнении бревном.
Храм имел парадное и боковые крыльца. Центр главного входа под колокольней выделен раскреповкой карниза. Имелся отдельный вход в алтарь через понамарку, пристроенную к северной стене алтаря. Высокий цоколь обеспечивал теплое подполье с системой вентиляции.
Колокольня была красивой, гармоничных пропорций с шатровым завершением. Трехчастное основание колокольни несло на себе восьмигранный объем звонницы с трехлопастными аттиками по периметру над гранеными просветами. Ее шатровая крыша завершалась небольшой ложной главкой на барабане. Фронтоны колокольни хорошо гармонируют с оконными световыми проемами.
Рис. 2. Дом начальника миссии 1872 года постройки, восточный фасад.
Спасская часовня
На юго-западном углу ограды Спасского храма в 1896 году была возведена часовня «В память коронования Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры» [2, л. 127]. Ее небольшой, примерно квадратный в плане объем создавался из кирпича, с луковичным завершением крыши, покрытой железной кровлей. Единственной святыней часовни была икона Спасителя [5, л.81], перед которой имелся подсвечник и возжигали свечи.
Причтовый дом
В середине 1880-х гг. (согласно страховым ведомостям в 1885году [6, л. 71], согласно плану БТИ - в 1890 году) был построен довольно просторный причтовый дом с подвалом размерами 19 на 19 аршин. Дом этот сохранился и находится в исторической части города в непосредственной близости от городского Дома культуры, в пер. Театральном, д. 4. Представляет собой одноэтажное деревянное здание на высоком цоколе. Сруб из бревен диаметром 25-30 см обшит мелким тесом. Выступающие торцы бревен по углам и в центре закрыты широкими досками. Подвал под всем объемом сруба сохранил историческую планировку и имеет два входа - со двора и из комнаты. Фундамент выполнен из бутового камня, на котором стоит цоколь из красного кирпича с небольшими оконными проемами. Ранее основной вход в дом располагался на дворовом фасаде, ныне - на западном. Поэтому первоначальная планировка и интерьер в значительной степени утрачены. Тем не менее, по техническому паспорту здания 1959 года можно восстановить функциональное предназначение и
планировку помещений дома начальника Миссии, который использовался как для административных целей, так и в качестве жилья (см. схему).
Декор наличников окон характерен для домов Горно-Алтайска конца XIX - начала XX века. Крыша шатровая, сейчас она покрыта шифером. В середине ХХ века здесь находился радиоузел, в настоящее время - «Учебно-курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства».
Миссионерская больница-приют
Миссионерская больница с совмещением функций приюта построена в 1875 году [7, с. 6]. Этот памятник сохранился и расположен по ул. Социалистическая, д. 7. Представляет собой двухэтажное деревянное здание прямоугольной в плане формы с подвалом (рис. 3).
Рис. 3. Миссионерская больница-приют, западный фасад
Фасад здания несколько отступает от красной линии. Деревянный сруб с двускатной крышей обшит досками. Оба входа в здание расположены на торцах, причем главный вход - с улицы - имеет дощатые сени. Окна оформлены несложными по форме наличниками, характерными для домов Горно-Алтайска. Частично сохранились исторические верхние части оконных переплетов с маленькой форточкой в углу. За входом со двора здания следует двухмаршевая лестница на второй этаж. Система планировки коридорная, с комнатами по обе стороны. Теплое междуэтажное перекрытие сделано двойным, с земляным наполнением. Кирпичный фундамент стоит на грубом бутовом камне. Пол в подвальных помещениях выложен красным кирпичом на ребро «в елочку».
Архитектурно-строительные особенности памятника характерны для зданий Алтайского Горного округа конца XIX -начала XX века. В 1910 году больница была продана «врачебному ведомству под сельскую лечебницу» [8, с. 7].
В настоящее время в здании бывшей миссионерской больницы-приюта - кожно-венерологический диспансер. В 2003 году был осуществлен капитальный ремонт. Была заменена кровля, произведена внутренняя перепланировка, расширены оконные проемы. В результате строительных работ облик данного памятника истории и архитектуры республики Алтай частично утратил свои исторические черты.
Женское училище
Женская церковно-приходская школа находилась в нескольких метрах к востоку от нынешнего здания физикоматематического факультета университета на ул. Социалистической. Этот одноэтажный дом был построен в 1901 году из дерева и обшит горизонтальными досками [9, с.40]. Осевая симметрия объема подчеркнута центральным расположением главного входа через массивный тамбур под овальной крышей на высоком крыльце. По сторонам входной двери находились большие, почти квадратные окна со сложной расстекловкой. Остальные окна здания - прямоугольные, с наличниками характерной для Горно-Алтайска формы. Над карнизом по периметру здания возвышалось деревянное ограждение с балясинами (рис. 4). Трубы печного отопления находились ближе к центру 4-х-скатной крыши и были снабжены узорным дым-ником из просечного железа. В середине 1990-х годов здание школы сгорело.
Рис. 4. Женская школа, северный фасад.
Мужская школа
Другая бывшая миссионерская школа расположена в исторической части города на ул. Социалистической, д. 26. Здание создавалось в 1902 году как мужская второклассная школа Алтайской духовной миссии [9, с. 40]. Представляет собой почти квадратное в плане здание с подвалом. Первый этаж выполнен из красного лекального кирпича с последующей штукатуркой. Вход расположен в центре главного, уличного фасада и в настоящее время выделен треугольным навесом современной постройки. Второй этаж выполнен из дерева в 1920-х годах.
Все оконные проемы первого этажа имеют лучковую форму с фигурным сандриком, выполненным кирпичной кладкой. Сохранившаяся мелкая расстекловка окон характерна для архитектуры Улалы начала ХХ века. Под окнами расположены парные лопатки. Углы кирпичного объема подчеркнуты фигурными пилястрами. Межэтажный карниз выполнен двойным аркатурным фризом из кирпича (рис. 5).
Первый этаж сохранил свою историческую планировку. За входом расположен вестибюль, отделенный перегородкой с оригинальной расстекловкой верхней части. За вестибюлем находится обширная рекреация, по трем сторонам которой расположены входы в учебные помещения. Три окна каждой учебной комнаты выявлены их сгруппированностью на дворовом, южном фасаде. Первоначальная система отопления не сохранилась.
Здание представляет собой памятник истории и архитектуры начала ХХ века. В настоящее время здесь расположен физико-математический факультет университета. Следует отметить, что оба школьных здания строились местными мастерами и усердием Улалинского приходского (сельского) попечительства. Основная заслуга в постройке принадлежала бийскому второй гильдии купцу А.М. Ситникову.
Пантелеимоновская часовня
Следом за возведением каменного школьного корпуса была построена каменная часовня в честь великомученика и целителя Пантелеимона (в 1902 г.). Ее объем с тонкими пилястрами по углам был покрыт сферическим куполом под небольшим барабаном с луковичным завершением. Свято-Пантелеимоновская часовня была самой посещаемой в 1920 году [10, л. 26]. И это не удивительно - святой великомученик Пантелеимон был одним из самых почитаемых святых Горного Алтая. Часовня не сохранилась.
Храм-памятник
На месте разобранного первого дома начальника Миссии в 1910-1912 гг. был построен храм-памятник Св. Равноапостольного Владимира [4, л. 13-14]. Освящение состоялось в 1913 году [11, с. 394].
Храм-памятник (в некоторых документах он назван часовней) имел вид небольшой каменной церквушки с алтарем и престолом [10, л. 23]. Ее увенчивал небольшой, возможно, позолоченный куполок с крестом. Имелся небольшой колокол весом в два пуда и 12 фунтов. Здание было возведено из кирпича. Стены - оштукатурены и побелены. На панорамном снимке Улалы 1910-х гг. можно увидеть его очертания храма-памятника.
Новый миссионерский приют
В период с 1914 по 1917 гг. по инициативе митрополита Макария (Невского) и на пожертвование почетного гражданина Москвы И.Коншина было построено новое здание приюта Алтайской духовной миссии [12, л. 1]. Это здание сохранилось и расположено в исторической части города, на пересечении ул. Социалистической и переулка Спортивного. Оно представляет собой двухэтажное деревянное здание с мансардой (мансарда построена в нач.1990-х гг.). Сруб по типу шес-тистенка размером 16 х 10 метров обшит мелким тесом с горизонтальным членением.
Главный фасад расположен на красной линии ул. Социалистической. Осевая симметрия его композиции подчеркнута расположением главного входа на центральном ризалите. По ширине двустворчатой двери продолжается витраж лестничного блока с крупной расстекловкой. По обе стороны от ризалита расположено по три окна на каждом этаже. Обшивка здания была произведена в советские годы, поэтому имеет черты, не свойственные дореволюционной архитектуре Горно-Алтайска. Наличники украшены характерной накладной резьбой крупных форм (рис. 6).
Рис. 5. Мужская школа, северный фасад.
Рис. 6. Миссионерский приют, северный фасад. Библиографический список
Коридорной системе планировки отвечает центральное расположение окон на коротких боковых фасадах. Внутренние двухмаршевые лестницы с токарными балясинами расположены у тамбуров входов центрального и дворового фасадов. Торцы бревен лестничных блоков выступают из плоскости стен интерьера. Так же обнажены потолочные балки. В правой части здания сохранился исторический объем печи. Историческими являются и оконные блоки с подоконниками в центральной части, а также латунная ручка на высокой двустворчатой двери тамбура.
Здание приюта возводилось в середине второго десятилетия прошлого века, поэтому на нем сильно выражено влияние позднего модерна. В 19З0-х годах здесь располагалась прокуратура. В настоящее время - помещения «Коммунпро-екта».
Обелиск
Центральное местоположение в планировке исторического центра Улалы занимал каменный (первоначально - деревянный) обелиск. Он был установлен на месте дома, в котором архимандритом Макарием была отслужена первая литургия в Горном Алтае (1831 г.). У этого обелиска в особо торжественные дни совершались панихиды о всех почивших сотрудниках алтайской миссии [13, л. 222].
Духовная и социальная основа, а также определенные функциональные потребности православных храмов оставляли за церковными сооружениями Улалы градостроительную роль, сохраняя значение композиционно-архитектурных доминант. Вертикали колоколен и часовен, возвышаясь над другими постройками, сообщали их силуэтам характерное своеобразие. Первоначально строительство храмовых зданий и сооружений в Улале производилось компактно, в радиусе нескольких десятков метров от Спасского храма, с восточной и южной стороны, акцентируя его центральное расположение. Все здания своими главными фасадами были обращены к Спасскому храму. Расположение многих зданий имеет историческое значение и было мотивировано целью сохранения памяти и преемственности миссионерства в Горном Алтае. Сохранившиеся исторические здания Алтайской миссии (бывшие больница, школа, приют) и сегодня имеют градостроительное значение, формируя перекрестки улиц и организуя архитектурное пространство исторического центра современного Горно-Алтайска.
В современных условиях общественной жизни в России проявляется интерес к духовной и, в частности, к религиозной культуре. Применительно к территории Алтайского края и Республики Алтай особое место занимает история деятельности Алтайской духовной миссии, принесшей коренным народам письменность, просвещение, культуру. В связи с этим сегодня актуальны историко-этнографические и искусствоведческие исследования в области истории религии и культуры, поскольку они позволяют восстановить историческую преемственность дореволюционных и послереволюционных поколений, возродить память об утраченных духовных ценностях, остановить процесс безвозвратной утраты памятников истории и архитектуры.
Схемы и чертежи миссионерских построек, приведенные в статье, разработаны автором по фотографиям и архивным документам с применением компьютерных технологий.
1. ЦХАФ АК ф. 164, оп.1, д.5.
2. ЦХАФ АК ф. 188, оп.1, д.1.
3. Алтайская духовная миссия в 1870 году / Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн.2. - М., 1872.
4. ЦХАФ АК ф.164, оп.2, д.46.
5. Государственный архив Томской области (далее ГАТО) ф.170, оп.1, д.143.
6. Российский государственный исторический архив ф.799, оп.33, д.2121.
7. Отчет об Алтайской духовной миссии за 1871-1875 гг. - Томск, 1876.
8. Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1910 год. - Томск, 1911.
9. Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1902 год.- Томск, 1903.
10. Государственный архив Республики Алтай ф.91, оп.1, д.21.
11. Павлин Алтайский. Чувства и думы миссионера в алтайском храме-памятнике / Томские епархиальные ведомости. - 1913. - №7.
12. ГАТО ф.170, оп.3, д.5007.