Научная статья на тему 'К столетию со дня рождения профессора В. В. Васильева'

К столетию со дня рождения профессора В. В. Васильева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К столетию со дня рождения профессора В. В. Васильева»

К столетию со дня рождения профессора В. В. Васильева

25 июня 2007 г. исполнилось 100 лет со дня рождения профессора Владимира Владимировича Васильева — известного российского ученого и педагога, основоположника университетского математического образования в Восточной Сибири.

В. В. Васильев родился в г. Красноярске в семье учителя математики.

В 1931 г. он окончил Иркутский педагогический институт, выделившийся к тому времени из Иркутского госуниверситета в самостоятельный институт. Его учителями были известные математики — профессора С. Б. Сверженский и Б. А. Викберг. Впоследствии сильное влияние на формирование научных интересов В. В. Васильева оказал выдающийся российский математик и механик академик А. И. Некрасов.

После окончания института В. В. Васильев был направлен на работу в Читинский лесопромышленный техникум преподавателем математики. В 1932 году В. В. Васильев поступает в аспирантуру при кафедре математики Иркутского госуниверситета к профессору Б. А. Викбергу, который был специалистом не только в математике, но и в механике. Под его руководством В. В. Васильев написал свою кандидатскую диссертацию в области теории графических методов решения дифференциальных уравнений.

Интенсивная разработка теории и приближенных методов решения интегральных и интегро-дифференциальных уравнений началась в Иркутском госуниверситете под руководством В. В. Васильева с 1946 года. Сначала основное внимание было сосредоточено на развитии метода Некрасова решения линейных интегро-дифференциальных уравнений. Позднее стали развиваться и другие аналитические, асимптотические, функциональные, топологические и численные методы решения линейных и нелинейных интегро-дифференциальных, дифференциально-операторных уравнений, в том числе и с частными производными.

Более полувека проработал В. В. Васильев в Иркутском госуниверситете. Он читал лекции, вел семинары и практические занятия по математическому анализу, дифференциальным уравнениям, алгебре, дифференциальной геометрии, интегральным уравнениям. Вместе с ним работала и внесла большой вклад в математическое образование его супруга Нина Константиновна Васильева. Все математики и многие другие специалисты, учившиеся тогда в Иркутске — в университете, горнометаллургическом, финансово-экономическом, педагогическом институтах — слушали их замечательные лекции по различным математическим дисциплинам. Выдающийся вклад в становление и развитие Института математики, экономики и информатики Иркутского госуниверситета и математическую науку внес продолжатель дела Владими-

ра Владимировича его сын Олег Владимирович Васильев. Безвременная кончина Олега Владимировича явилась невосполнимой потерей для всех нас.

Математическая эрудиция, широта взглядов и характеров семьи математиков — Васильевых неизменно привлекали и оказывали сильное влияние на всех, кто с ними общался. Дом В. В. Васильева с большой математической библиотекой был открыт для всех иркутских математиков. Многие обращались к нему за советами, консультациями, помощью.

Особенно велики заслуги Владимира Владимировича как основателя и создателя математического факультета Иркутского университета, кафедры математического анализа, кафедры дифференциальных и интегральных уравнений. Им был организован и под его руководством долгие годы плодотворно работал теоретический семинар по математике в ИГУ. Здесь докладывали свои научные результаты его многочисленные ученики, многие из которых стали кандидатами и докторами физико-математических наук, и успешно продолжают дело своего учителя. В. В. Васильев всегда радовался успехам своих учеников.

Во второй половине 20-го столетия в Сибири началось бурное развитие академической науки и вузовского образования. Была организована сеть Вычислительных центров. Первая ЭВМ в Восточной Сибири была установлена в Иркутском госуниверситете. Резко возросла потребность в математиках. В связи с этим в Иркутском университете в несколько раз увеличился прием студентов на математический факультет, организованный к этому времени профессором В. В. Васильевым. Для современного читателя напомним, что средний возраст преподавателей математического факультета, как и сотрудников многих новых академических институтов Иркутска тогда составлял менее 30 лет.

В это время В. В. Васильев инициировал на математическом факультете ИГУ существенное обогащение области математических исследований, поддержал ряд новых теоретических и прикладных направлений, открытие новых математических кафедр и расширение спектра исследований в наиболее интересных и актуальных разделах современной математики.

Основные научные интересы профессора В. В. Васильева лежали в области интегральных и интегро-дифференциальных уравнений, по исследованию которых им было написано более пятидесяти научных работ, многие из которых стали классическими. В. В. Васильев всегда интересовался разными областями фундаментальной математики. Он читал лекции по многим разделам математики. Им было написано прекрасное учебное пособие «Тринадцать лекций по основам вариационного исчисления».

Особо отметим активную и плодотворную научно-организационную деятельность Владимира Владимировича. Он был первым председате-

лем Иркутского математического общества, главным редактором математических трудов ИГУ и регионального научного сборника «Дифференциальные и интегральные уравнения», который имел высокую научную репутацию и послужил хорошей основой для подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров в Восточной Сибири. Общественная и государственная значимость всей многогранной деятельности профессора Васильева В. В. отмечена двумя орденами «Знак почета», юбилейными медалями ветерана тыла Великой Отечественной войны, почетным знаком отличника народного просвещения СССР.

Жизнь профессора В. В. Васильева служит ярким примером беззаветной преданности любимому делу — Математике и ее преподаванию.

От редколлегии — д.ф.-м.н., профессор Н. А. Сидоров

В. В. Васильев — родословная и штрихи к портрету

Владимир Владимирович Васильев родился в семье известного в Сибири общественного деятеля и мецената Павла Марковича Прейна. Предок Павла Марковича, немец голландского происхождения, служивший в семье Радищева, оказался в Сибири во время нижне-илимской ссылки последнего.

Человек достаточно образованный и предприимчивый, Прейн организовал собственное дело (пушнина, торговля, золотодобыча и т.д.). Спустя несколько лет, он удачно женился, и его впоследствии многочисленная семья стала играть заметную роль в жизни региона. Наиболее известным из сибирских Прейнов был дед Владимира Владимировича — Павел Маркович Прейн, четырежды избиравшийся городским Головой г. Красноярска. С его именем связаны такие заметные явления общественной красноярской жизни, как открытие мужской, а затем и женской городских гимназий, поддержка организации Томского университета (кроме участия в этом благородном деле городской казны, П. М. Прейн лично пожертвовал на открытие университета две тысячи рублей) и др. Поликсения Павловна (мама Владимира Владимировича Васильева) была единственной дочерью и самым младшим ребенком из шестнадцати детей в семье Павла Марковича и Сусанны Ивановны Прейн. Все ее братья были верны Сибири, отдавая свои силы преподавательскому, врачебному, военному, торговому и золотопромышленному делу. Сама Поликсения Павловна, получив прекрасное образование, много времени уделяла гимназии, где и познакомилась с выпускником Санкт-Петербургского университета, учителем математики Владимиром Денисовичем Васильевым. Он был выходцем из семьи крестьянина Ярославской губернии, все три сына которого получили высшее образование.

Поженившись в 1905 г., молодая семья Васильевых после рождения в 1907 г. сына Володи уезжает в г. Читу, где Владимир Денисович получает должность учителя математики и заместителя директора городской гимназии. Детские и отроческие годы Владимира Владимировича совпадают с тяжелыми испытаниями для России: революции, Первая мировая и гражданская войны и т.д. Большая и дружная семья Прейнов утратила свои связи: основная ее часть оказалась за границей.

Огромную роль в воспитании Владимира Владимировича сыграла его мать — Поликсения Павловна. Женщина редкого обаяния и многих талантов, она всю свою жизнь посвятила сыну. Первые уроки музыки Володя получает у мамы, прекрасно игравшей на нескольких музыкальных инструментах и обладавшей великолепным голосом. Любовь к музыке Поликсения Павловна привила сыну на всю оставшуюся

жизнь. Он всегда охотно участвовал в самодеятельных концертах и до последних дней с удовольствием исполнял любимые романсы.

Другим глубоким увлечением Владимира Владимировича была живопись, которую он любил и хорошо знал. Краски маленький Володя взял в руки, едва научившись ходить, и не расставался с ними до 1980 года. После смерти его жены, Нины Константиновны, к которой Владимир Владимирович был глубоко и нежно привязан, он не прикоснулся к краскам.

В течение всей своей жизни Владимир Владимирович всегда находил время для занятия живописью, особенно он любил акварель, но ему также удавались работы маслом, гуашью, итальянским карандашом. Свои картины Владимир Владимирович с удовольствием дарил многочисленным ученикам и друзьям. Свыше двухсот его работ украшают дома в Минске, Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах России.

Еще одной страстью Владимира Владимировича было коллекционирование художественных открыток и репродукций. В те годы купить художественные альбомы было редкой удачей. Тем не менее, ему удалось собрать небольшую (немногим более ста), но очень интересную подборку альбомов известнейших музеев мира: Лувра, Прадо, Дрезденской и Третьяковской галерей и т.д.

Все, кто знал Владимира Владимировича, отмечали его дар рассказчика и импровизатора. Он обладал удивительно тонким и доброжелательным чувством юмора, на любой случай у него находился анекдот или присказка. Владимир Владимирович прекрасно владел словом. В доме не раз обсуждалась настоятельная необходимость написания воспоминаний о семье, судьбе Сибири тех времен, истории Иркутского университета, становлении математического образования в Иркутске и т.д. Он соглашался, но все как-то откладывал воплощение этой идеи. И теперь приходится только сожалеть, что мы не имеем возможности взглянуть на события тех лет глазами талантливого человека, настоящего Российского профессора, патриота Сибири, каким был Владимир Владимирович Васильев.

Г. В. Васильева, Е. В. Васильева

В. В. Васильев в воспоминаниях учеников и коллег

М. А. Дмитриева, старший преподаватель

Дорогого Владимира Владимировича я увидела в первый раз, когда ему был 41 год. Наш поток был первым, когда на физмате математиков от физиков отделили на первом курсе. Все годы обучения Владимир Владимирович знакомил нас с различными разделами математики. На четвертом курсе вышло так, что три предмета было его: вариационное исчисление, уравнения в частных производных и интегро-дифференциальные уравнения. Он всегда шутил, надо ли ему переодевать пиджак, чтобы нам не наскучить.

Много лет потом я проработала сначала на кафедре математического анализа, а потом на кафедре дифференциальных уравнений, которыми руководил Владимир Владимирович. Он умел создать деловую и в то же время доброжелательную обстановку. Много времени преподаватели проводили на кафедре: решали оригинальные задачи, обсуждали часами студенческие дела, играли в шахматы. Семейная пара Владимир Владимирович и Нина Константиновна всегда была примером единомыслия и добротного семейного уклада. Они были вместе на работе, на отдыхе в кругу друзей, вместе ходили на рынок.

В последние года наша кафедра собиралась дома у Владимира Владимировича. Мы рассказывали ему о своих делах, зная, что всегда получим дельный совет. Он умел и любил петь, пить и вкусно поесть и всегда имел свежий анекдот на любой случай, любил Чехова и очень образно пересказывал его рассказы, хорошо рисовал пейзажи.

Т. И. Назаренко, к.ф.-м.н., доцент

Я осталась, наверное, самой «древней» ученицей Владимира Владимировича Васильева, по крайней мере, в Иркутске.

Окончила я среднюю школу в 1941 г. Жила я тогда в Воронежской области и вскоре оказалась в прифронтовой местности.

Мечта о дальнейшей учебе свершилась только через пять лет. Сначала я участвовала в оборонных работах (копали окопы, траншеи, под обстрелами снарядов на поле), позже два года работала учительницей в возрождаемой школе в освобожденной от немцев деревне. А в 1944 г. волей судьбы я попала в Иркутскую область, где в городе Нижнеудинске два года работала на слюдяной фабрике.

И только в 1946 г. мне посчастливилось стать студенткой физико-математического факультета Иркутского госуниверситета. С тех пор я сначала училась у В.В., а потом работала под его руководством вплоть до ухода на пенсию.

Трудным был особенно первый год учебы. Сказались пятилетний перерыв, холодное и голодное послевоенное время. Тщетно я старалась увидеть на поднятой руке Ю. Ф. Харкиевича «сколь угодно малое положительное число» и все эти бесконечно-малые, стремящиеся к нулю. Трудно было жить на стипендию, испытывала постоянный голод. В результате — первая тройка на экзамене по математическому анализу.

Все изменилось к лучшему, когда была отменена карточная система, хлеб стал продаваться свободно. К тому же к нам в группу математиков из десяти человек (на факультете открылось математическое отделение) пришел преподавать курс дифференциальных и интегральных уравнений В. В. Васильев. В отличие от педантичного Ю. Ф. Харкиеви-ча он был более раскованным в изложении сложного материала, более доступен в общении, даже в какой-то степени артистичен, юмористичен. Разряжал наше напряжение уместной шуткой, остроумным анекдотом. Мы ходили на его лекции, как на праздники. Заработали у нас математические кружки, мы готовили доклады, учились выступать. Общие с преподавателями весело проходили праздничные вечера. В.В. всех заряжал присущим ему громким смехом, на застольях обычно под общее ликование запевал: «Улица, улица, ты брат, пьяна...».

В общем, «жизнь стала лучше, жизнь стала веселей». Никто из нашей группы не спасовал, успешно учились, активно участвовали в общественной жизни. Все в 1951 г. успешно сдали выпускные экзамены, без проблем защитили дипломные работы, получили хорошие места работы.

Я «выбилась» в отличники, и В.В. предложил мне должность ассистента на его кафедре. Теперь я уже под руководством В.В. и при его помощи осваивала педагогическое мастерство. Он был замечательным, демократичным, как сейчас бы сказали, руководителем кафедры, а позже таким же деканом математического факультета. Подчиненные его не боялись, его все уважали. И все работали с усердием, дружно, без конфликтов. В то же время он был требовательным организатором и учебной, и методической, и научной работы.

Я счастлива, что вся моя трудовая деятельность прошла в коллективе, в котором ни у кого не было ни соперников, ни недоброжелателей, ни врагов. И в этом заслуга Владимира Владимировича.

С отрывом от работы я два года проходила аспирантуру под руководством В.В., и здесь проявился его талант как руководителя. Он четко сформулировал тему, указал некоторую исходную литературу, а дальше — ищи, думай, твори самостоятельно. Приходи на консультацию только с какими-то результатами. Вспоминается случай, когда я к нему пришла с первой написанной для печати статьей. «Это же не статья, а подробный конспект лекции на заданную тему» — сказал В.В. и исчертил всю мою писанину красными чернилами. Сделал четкие устные замечания и рекомендации. Я все поняла. Когда я приходила

к нему со следующими черновиками статей, он уже обычно говорил: «Молодец, Вы быстро «насобачились», у меня нет замечаний». Меня это вдохновляло. Я старалась, и в 1965 г. на Ученом Совете в г. Томске успешно защитила кандидатскую диссертацию. В этом большая часть заслуги В.В.

Когда в университете был открыт отдельный математический факультет, стали открываться и новые математические кафедры. Мне предложили возглавить кафедру математического анализа. У меня были бытовые трудности. Я получила приглашение на работу в другой город с предоставлением квартиры. В.В. очень рассердился: «Мы Вас готовили для работы в нашем университете». В Иркутске положение с жильем в то время было очень сложным. Но благодаря хлопотам и большим усилиям В.В., университет выделил мне квартиру из своего скудного лимита.

Хотелось бы сказать еще о В.В. как о главе математической семьи. Он, по существу, был создателем и руководителем и своей домашней «математической школы». Пять членов его семьи (из шести) были талантливыми математиками. И сейчас математические традиции в прошлом большой семьи Васильевых достойно продолжают его невестка Галина Викторовна и внучка Ольга Олеговна.

А еще у В.В. осталось много учеников вне семьи, по университету. Одни из них успешно работают в Иркутских вузах и научных учреждениях, многие в других городах России.

В год 100-летия со дня рождения нашего мудрого Учителя все мы вспоминаем его с любовью и благодарностью. Память о нем всегда останется в наших сердцах светлой и незабвенной.

В. М. Чернышев, к.ф.-м.н., доцент

100 лет — много это или мало? Любой физик-первокурсник наверняка скажет, вслед за Эйнштейном, — мол, все относительно. А если бы этот вопрос можно было задать Владимиру Владимировичу, то услышали бы примерно следующее: «А вот 100 волосков — это много или мало?» — хитро прищуриваясь, спросил бы он, и после непродолжительной паузы сказал бы: «Если на голове, то мало, а если в тарелке с борщом, то много! Э-хе-хе, хе-хе...» — негромко, но раскатисто рассмеялся бы он. Это была одна из его удивительных и замечательных особенностей — при встрече или расставании рассказать какой-нибудь анекдот, веселый случай или просто пошутить. Кстати, немногие знают, что ровно 100, да именно 100 пельменей мог съесть за раз этот могучий человек (В.В. уточнил бы: «литр водки и 100 пельменей»). Да простят меня математики-первокурсники, кое-что знающие о постоянных и переменных величинах, 100 лет — это и бесконечно малая как «миг между прошлым и будущим», так и бесконечно большая величина, если попытаться охватить мысленным взором то, что сумел принести

в этот мир Владимир Владимирович, без преувеличения, — кладезь ума, таланта, щедрости, доброты, трудолюбия. Этот список прекрасных черт можно продолжать и далее, но хотел бы остановиться на одной, но очень существенной составляющей его натуры — это творчество, любовь к творчеству, творческий подход к любому делу. Это и есть та «звезда», которая горела и вела его по жизни, будь то наука, искусство или человеческие отношения. Есть один, но очень важный критерий творчества — «если можешь не писать — не пиши». Так вот Владимир Владимирович не мог не решать или составлять задачки (причем делал он это, как правило, летом, во время отпуска), не мог не писать акварели, не мог не петь романсы.

А любимых романсов было два — «Утро туманное» и «Гори, гори, моя звезда». Один — широкий, раздольный, другой — пламенный и нежный, а оба — символизируют гармоническую цельность его натуры — могучей, сильной и в то же время тонкой и изящной.

Дорогой Владимир Владимирович! Ваша звезда всегда горит для нас ярко и вдохновенно!

Г. А. Шишкин, к.ф.-м.н., доцент

С Владимиром Владимировичем Васильевым, этим удивительным человеком, я познакомился в 1968 г., когда после шести лет работы в Бурятском государственном университете решил поступать в аспирантуру и выбрал направлением научных исследований «Дифференциальные уравнения». Приехав в Иркутский государственный университет, обратился к заведующему кафедрой дифференциальных и интегральных уравнений профессору В. В. Васильеву на предмет поступления в аспирантуру. Выслушав меня, Владимир Владимирович сказал, что «кота в мешке» не берет и предложил пройти годичную стажировку при кафедре. Несмотря на то, что учебный год уже начался и учебная нагрузка была определена, Владимир Владимирович руководил мной, как стажером без учета этих часов нагрузки. Стажировка дала мне очень много, практически она стала базой для поступления в аспирантуру. Имея базу только пединститута, я во время стажировки посещал лекции преподавателей для старших курсов и не пропускал ни одной лекции, которые читал Владимир Владимирович. Лекции всегда были интересными и не только в научном и методическом плане, в них всегда было отведено место шутке, примечаниям и замечаниям. В своих лекциях Владимир Владимирович часто ставил вопросы и проблемы, на некоторые из них отвечал сам, на другие предлагал найти ответы в научной литературе, а третьи предлагал для исследования и решения в качестве курсовой, затем дипломной работы и в дальнейшем кандидатской и даже докторской диссертаций. Нередко подчеркивал, что начинать надо с малого. И только трудолюбие и упорство приведут к достижению поставлен-

ных целей. Решением одной из таких проблем и стал мой реферат при поступлении в аспирантуру при кафедре.

К студентам, стажерам и аспирантам Владимир Владимирович всегда относился доброжелательно и со вниманием, в то же время был требователен.

Иногда в дни, когда у Владимира Владимировича не было занятий по расписанию, он назначал консультации аспирантам дома. Так я познакомился с семьей Владимира Владимировича: его супругой Ниной Константиновной, сыном Олегом Владимировичем, дочерью Екатериной Владимировной и женой сына Галиной Викторовной.

Владимир Владимирович и Нина Константиновна относились к нам, аспирантам, как к родным, с вниманием и заботой и после консультации никогда не отпускали, не угостив чаем. Студенты, стажеры, аспиранты и коллеги, в разговоре между собой, часто говорили «к деду пошел», с любовью называли его «В3».

Теплые отношения с семьей Васильевых не прерывалась и после окончания аспирантуры. В 1980 г. Владимир Владимирович пригласил нас с супругой в поселок Мурино на берегу Байкала, где он отдыхал с семьей. Эти несколько дней запомнились нам на всю жизнь — и беседы, и прогулки к Байкалу, и походы за грибами в лес.

Когда я бывал в Иркутске, то обязательно заходил к Васильевым и неоднократно речь заходила о живописи, о картинах великих художников. Эти беседы были не только интересны, но и познавательны. Владимир Владимирович не только интересовался живописью, но и любил рисовать, в том числе пейзажи.

Позднее две картины были подарены мне его дочерью Екатериной Владимировной. На одной из них был изображен именно тот дом, в котором отдыхали в тот год Васильевы, а на другой — пейзаж на крутом берегу Иркута в окрестностях Иркутска. Эти картины с тех пор напоминают нам постоянно об этих замечательных людях.

Под стать Владимиру Владимировичу был и Олег Владимирович, к сожалению, очень рано ушедший из жизни. В течение 5 лет он заведовал кафедрой прикладной математики БГУ и оставил о себе самые лучшие воспоминания. Все его знавшие отмечают его доброту, внимание к людям, готовность оказать помощь независимо от того, человек это, кафедра или вуз.

Проблемы, которые ставил и которыми занимался Владимир Владимирович, актуальны и по сей день. Над ними продолжают работать многие его ученики и последователи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.