ТФ. Волкова* К РЕКОНСТРУКЦИИ СЕМЕЙНОГО КНИЖНОГО СОБРАНИЯ
УСТЬ-ЦИЛЕМСКИХ КРЕСТЬЯН БУЛЫГИНЫХ
doi:10.31518/2618-9100-2023-2-10 Выходные данные для цитирования:
УДК 929.522 Волкова Т.Ф. К реконструкции семейного книжного собрания усть-цилемских
крестьян Булыгиных // Исторический курьер. 2023. № 2 (28). С. 117-128. URL: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-2-10.pdf
T.F. Volkova* TO THE RECONSTRUCTION OF THE FAMILY BOOK
COLLECTION OF THE UST-TSILMA PEASANTS BULYGINS
doi:10.31518/2618-9100-2023-2-10 How to cite:
Volkova T.F. To the Reconstruction of the Family Book Collection of the Ust-Tsilma Peasants Bulygins // Historical Courier, 2023, No. 2 (28), pp. 117-128. [Available online: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-2-10.pdf]
Abstract. The article is devoted to one of the important problems in the study of the Pechora hand-written book tradition - the reconstruction based on the records of the owners and readers of hand-written and early printed books that existed in the Lower Pechora among the Old Believer peasants, one of the tribal libraries - the collection of old books of the Bulygin peasants. In the presence of very few sources, the author of the article tried to show that even such poor material testifies to the involvement of representatives of this Ust-Tsilma family in the preservation of book culture, originating in Old Russian and Old Believer literature, which continued its life outside the Middle Ages in the homes of Pechora peasants who read and carefully preserved the book heritage of their ancestors. The Bulygin family, which had been formed since the end of the 17th century, apparently possessed a rich book collection. On some surviving handwritten books, such as a handwritten collection of the first third of the 19th-20th centuries from the Ust-Tsilemsky collection of the IRLI, No. 55, containing diverse and relevant literary material for the Old Believers, and a manuscript with Pomor answers of the late 18th century preserved the ownership records of the founder of the family branch of the Bulygins-Vanins Bulygin Ivan Antonovich. According to the records on these and other handwritten books from Ust-Tsilma, it was possible to see close reader contacts of the Bulygin family with other Pechora families -the Durkins, Chuprovs, Ermolins - and to realize that old books in the Ust-Tsilma region did not lie idle in one of the. Ust-Tsilma houses, but were constantly on the move, moved from one home library to another, bringing spiritual joy to their readers. This spiritual light found in handwritten books was handed down from generation to generation and reached the descendants of the first scribes Bulygins, illuminating the life of our contemporaries, the Bulygins of the 20th and 21st centuries. Mother and daughter - Natalya Yakovlevna Bulygina-Nosova and Tatyana Dmitrievna Buly-gina-Vokueva, with their devotion to the Ust-Tsilma Old Believers, have made and are still making a great contribution to the maintenance and strengthening of the Old Believer culture, its propaganda among modern Ust-Tsilma people and far beyond Ust-Tsilma. Those few names of the Bulygins (Alexey Antonovich, Ivan Ivanovich, Timofey Ivanovich, Grigory and Evfimy Bulygins), who have kept records on the books of their family library, are the guiding thread for new researchers of the book culture of Ust-Tsilma, which, perhaps, will lead them - through archival research, conversations with the descendants of the first Bulygins - to the discovery of new names, new evidence of the existence of a once rich peasant library that was alive and pulsating for two centuries.
Keywords: tribal libraries of Old Believer peasants, Ust-Tsilma,
Old Believer literacy, owners and readers of rare books.
* Татьяна Федоровна Волкова, доктор филологических наук, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, e-mail: [email protected]
Tatyana Fedorovna Volkova, Doctor of Philology, Syktyvkar State University named after I.I. Pitirim Sorokin, Syktyvkar, Russia, e-mail: [email protected]
The article has been received by the editor on 11.01.2023. Full text of the article in Russian and references in English are available below.
Аннотация. Статья посвящена одной из важных проблем изучения печорской рукописно-книжной традиции - реконструкции на основе записей владельцев и читателей рукописных и старопечатных книг, бытовавших на Нижней Печоре в среде крестьян-старообрядцев, одной из родовых библиотек - собрания старинных книг крестьян Булыгиных. При наличии совсем немногочисленных источников автор статьи попытался показать, что даже такой небогатый материал свидетельствует о причастности представителей этого усть-цилемского рода к сохранению книжной культуры, берущей начало в древнерусской и старообрядческой литературе, продолжавшей свою жизнь за пределами Средневековья в домах печорских крестьян, читавших и бережно хранивших книжное наследие своих предков. Род Булыгиных, формировавшийся с конца XVII в., обладал, по-видимому, богатым книжным собранием. На некоторых сохранившихся рукописных книгах, таких как рукописный сборник первой трети XIX - ХХ вв. из Усть-Цилемского собрания ИРЛИ № 55, содержавший разнообразный и актуальный для старообрядцев литературный материал, и рукопись с Поморскими ответами конца XVIII в. сохранили владельческие записи основателя родовой ветви Булыгиных-Ваниных Булыгина Ивана Антоновича. По записям на этих и других рукописных книгах из Усть-Цильмы удалось увидеть тесные читательские контакты рода Булыгиных с другими печорскими родами - Дуркиных, Чупро-вых, Ермолиных - и осознать, что старинные книги в Усть-Цилемском районе не лежали мертвым грузом в одном из усть-цилемских домов, а были постоянно в движении, перемещались из одной домашней библиотеки в другую, доставляя духовную радость своим читателям. Этот обретенный в рукописных книгах духовный свет передавался из поколения в поколение и дошел до потомков первых книжников Булыгиных, осветив жизнь наших современников, Булыгиных ХХ и XXI вв. Мать и дочь - Наталья Яковлевна Булыгина-Носо-ва и Татьяна Дмитриевна Носова-Вокуева своей преданностью усть-цилемскому старообрядчеству внесли и до сих пор вносят большой вклад в поддержание и укрепление старообрядческой культуры, ее пропаганды среди современных устьцилёмов и далеко за пределами Усть-Цильмы. Те немногие имена Булыгиных (Алексея Антоновича, Ивана Ивановича, Тимофея Ивановича, Григория и Евфимия Булыгиных), которые сохранили записи на книгах их родовой библиотеки, - путеводная нить для новых исследователей книжной культуры Усть-Цильмы, которая, возможно, их приведет - через архивные разыскания, беседы с потомками первых Булыгиных - к открытию новых имен, новых свидетельств существования живой и пульсировавшей на протяжении двух столетий некогда богатой крестьянской библиотеки.
Ключевые слова: родовые библиотеки крестьян-старообрядцев, Усть-Цильма, старообрядческая книжность, владельцы и читатели старинных книг.
Статья поступила в редакцию 11.01.2023 г.
Усть-Цилемский район Республики Коми давно признан уникальным заповедником старинной книжности, сохранившим до наших дней свыше тысячи древнерусских рукописей и старопечатных книг, большинство из которых стали доступны для изучения благодаря археографическим экспедициям на Нижнюю Печору выдающегося ленинградского археографа В.И. Малышева, его коллег по Пушкинскому дому, студентов Ленинградского и Сыктывкарского университетов под руководством Н.С. Демковой и автора статьи. Изучение
печорской книжности продолжается до сих пор1. Одно из направлений, которому мы придаем большое значение, - подготовка Словаря книжников Нижней Печоры, в котором будет собрана вся доступная информация о создателях и хранителях печорской рукописно-книжной традиции. Основой для такого словаря послужат наши статьи о родовых библиотеках печорских крестьян, которые можно частично реконструировать по записям на бытовавших в Усть-Цилемском крае рукописных и старопечатных книгах, по архивным материалам и устным свидетельствам печорских крестьян, зафиксированным в ходе археографических экспедиций.
Эта статья продолжает ряд подобных публикаций о родовых библиотеках печорских крестьян-старообрядцев2. Она посвящена представителям рода Булыгиных. Некоторые сведения об истории этого рода предоставила мне исследовательница генеалогии печорских родов, устьцилёмка по рождению Т.Д. Вокуева3. Согласно полученным от нее материалам, в первом известном документе, содержащем список жителей слободки Усть-Цилемской, -«Платежнице» с Пустозерских дозорных книг 1574 г.4, записаны всего 16 человек, и фамилия Булыгины в их числе не указана. Булыгины не значатся в Усть-Цилемской слободке и в следующем документе - «Переписной книге Пустозерского уезда» 1679 г. (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. Д. 157. Л. 20-23)5. В «Книге переписной государственных черносошных крестьян Пустозерского уезда» 1719 г.6 появились жители с фамилией Булыгины. Но в то же время в списке приезжих людей, обитающих в Усть-Цилемской слободке, Булыгиных нет. Из чего следует, как считает Т.Д. Вокуева, что первый Булыгин пришел в слободку намного раньше, но после 1679 г.7
Согласно документам РГАДА, общим прародителем всех Булыгиных в Усть-Цилем-ском районе является Василий Булыгин (родился до 1655 г.). Все печорские Булыгины ведут свою родословную от его сына Сергея Васильевича Булыгина (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. Д. 157. Л. 20), умершего в возрасте 75 лет («Умре в 1750», как говорится в 3-й Ревизской сказке 1762 г., хранящейся в Государственном архиве Архангельской области - ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 4. Д. 6010. Л. 65). Известно исследователям и имя его жены: «Жена его Акилина Михайлова дочи - 46 лет», как говорится в другом документе того же архива (ГААО. Ф. 31. Д. 4. Л. 6 об.).
Род Булыгиных, постепенно разрастаясь, разделился на несколько ветвей. По принятому в Усть-Цильме обычаю присваивать родовое прозвание (т.е. уличную фамилию) ветвям разрастающегося рода в семействе Булыгиных также образовалось несколько ответвлений, получивших такие прозвища. К середине XIX в. сложились три ветви Булыгиных: род Большаковых, род Ваниных и род Марковых.
Все ветви пошли, как считает Т.Д. Вокуева, от одного из сыновей Михаила Васильевича (сына Василия - первого Булыгина на Печоре) - Прокопия Михайловича, имевшего четырех сыновей. Род Ваниных идет от правнука Михаила Васильевича - Антона Трофимовича, а родовое прозвание произошло от Ивана Антоновича Булыгина (родился в 1831 г.).
1 См. недавно вышедшее издание: Книжные центры Республики Коми: Усть-Цилемский район: сборник материалов и исследований. Сыктывкар, 2017. (Слово и текст в контексте культуры. Вып. 2).
2 См. например: Волкова Т.Ф. Книжники из печорского старообрядческого рода Кисляковых // Представления о прошлом в памятниках письменности XVI-XX вв. Новосибирск, 2021. С. 99-115. В статье приведена библиография всех предшествующих наших публикаций этого направления.
3 Вокуева Т.Д. Булыгины. Род Большаковых, слободка Усть-Цилемская Архангельской губернии: доклад, прочитанный на Междунар. конф. «Генеалогия на Русском Севере: этнический аспект» (г. Архангельск, 13-14 сентября 2013 г.).
4 Опубликовано: Садиков П.А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950. С. 463-483.
5 Опубликовано: Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. Сыктывкар, 1993. С. 165-168.
6 Опубликовано: Вокуева Т.Д. Книга переписная государственных черносошных крестьян и канцелярских служащих Ижемской и Усть-Целемской слободок Пустозерского уезда Архангельской губернии 17191724 гг. // Сельская Россия: прошлое и настоящее (Исторические судьбы северной деревни): мат-лы Всерос. на-уч.-практ. конф. (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10-13 июля 2006 г.). М.; Сыктывкар, 2006. С. 362-368.
7 Вокуева Т.Д. Пришлые люди слободки Усть-Цилемской из Архангельской губернии по Ревизской сказке 1719 г. // Генеалогия на русском Севере: связь с общественными науками: мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 10-летию Архангельской региональной общественной организации «Северное Историко-родословное общество» (Архангельск, 10-11 сентября 2008 г.). Архангельск, 2009. С. 176-183.
Род Марковых возник примерно в это же время и идет от Булыгина Филиппа Андреевича (Духовная роспись 1878 г. - ГААО. Ф. 29. Оп. 29. Д. 496. Л. 826 об.), который женился на Евфимии, одной из дочерей Марка Поздеева, и в связи с тем, что у Марка были только дочери, Филипп пришел в дом Марка, «в приняты».
А род Большаковых ведет свое начало от другого правнука Михаила Васильевича -Ефима Трофимовича. До сих пор достоверно не установлено, кто был тем ярким представителем этой ветви рода Булыгиных, по которому эта ветвь рода была названа Большаковыми: по сохранившемуся семейному преданию был среди них какой-то «большак». Именно к этой ветви рода Булыгиных - Большаковым - относится и сама Т.Д. Вокуева, так как ее мать Наталья Яковлевна до замужества была Булыгина.
Крестьянский род Большаковых, по словам Татьяны Дмитриевны, был уважаемым в селе, почетным, славился трудолюбием и мастерством. «Помимо сельскохозяйственных работ, представители рода занимались добычей рыбы, охотой, возили товары на ярмарку в Архангельск и на Мезень. Мужчины мастерили деревянную мебель для всего села, женщины вязали носки и рукавицы. Как и большая часть устьцилёмов, Булыгины являлись старообрядцами Поморского брачного согласия»8. В духовных росписях у многих записано: «Не был у исповеди по приверженности к расколу». Например, в исповедной росписи Усть-Цилемской единоверческой церкви 1915 г. Яков Ефимов Булыгин в возрасте 75 лет не был у исповеди 47 лет, сын его Иван в 43 года не был у исповеди 21 год (ГААО. Ф. 29. Оп. 29. Д. 682. Л. 472). На основании этих записей можно предположить, что исповедовались Булыгины только при венчании, которое являлось обязательным условием для официальной регистрации детей и предоставления земельных наделов. В Усть-Цильме сохранился двухэтажный родовой дом Большаковых (Булыгиных), в нем до сих пор проживают потомки рода9. Представители родовой ветви Ваниных построили рядом три добротных двухэтажных дома, один из которых сгорел при пожаре. Это место в Усть-Цильме называли «Околоток Ваниных».
Как у всех староверов в Усть-Цильме, во всех семьях Булыгиных были иконы, старинные книги и осуществлялись духовные требы. По-видимому, в этом роду было много грамотных людей, читавших и хранивших старинные рукописные и старопечатные книги. Однако по нашим - книжным - источникам известны как книжники всего несколько человек. О них дальше и пойдет речь.
Начнем с упоминания тех людей - представителей данного рода, которых выявил как книжников во время своих поездок на Печору В.И. Малышев. Его экспедиции в Усть-Цилем-ский район10 и открыли Усть-Цилемский край для науки как заповедник старинной книжности11. В составленные им на основе устных расспросов местных старожилов и архивных разысканий списки писцов и владельцев значительных собраний рукописей12 попали два представителя рода Булыгиных. Первый - Булыгин Иван Антонович, основатель рода Булы-гиных-Ваниных, имел значительное собрание рукописей в конце XIX - первой трети ХХ в.
8 Вокуева Т.Д. Булыгины, род Большаковых: к 85-летию Н.Я. Носовой (Булыгиной) // IV Горочные чтения: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Усть-Цилемского района (Республика Коми, с. Трусово Усть-Цилемского района, 27 марта 2014 г.). Усть-Цильма, 2017. С. 77.
9 Киреева С.П. И берег свою честь каждый род // Красная Печора. 2006. 1 авг.
10 См. отчеты об экспедициях В.И. Малышева на Печору: Малышев В.И.: 1. Отчет о командировке в село Усть-Цильму Коми АССР // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 469-480; 2. Археографическая экспедиция в Усть-Цилем-ский район Коми АССР // ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 425-439; 3. Пижемская рукописная старина: (отчет о командировке 1955 г.) // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 461-493; 4. Отчет о командировке на Печору в 1956 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 398-408; 5. Отчет об археографической командировке на Печору 1958 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16. С. 513-521; 6. Возможны ли еще рукописные находки в Усть-Цилемском районе Коми АССР? // ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. С. 370-374.
11 Малышев В.И.: 1. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960; 2. Усть-Цилемские рукописи XVП-XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 561-604.
12 См. список писцов в кн.: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники... С. 16-18; списки владельцев значительных рукописных собраний: Там же. С. 24-26; Малышев В.И. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVШ-XIX вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 455-456.
и проживал в с. Усть-Цильма13. Помимо указаний В.И. Малышева, мы выявили еще два упоминания этого имени. Во-первых, Иван Антонович оставил владельческую запись на интересной по своему содержанию рукописи первой трети XIX - ХХ в. - ИРЛИ, Усть-Цилемское собрание (далее - ИРЛИ, УЦ), № 5514. Сборник разнообразен по своему составу. В нем есть и агиографический текст эсхатологического содержания (выписка из Жития Андрея Юродивого), и важное для старообрядцев-беспоповцев соборное постановление выговцев о браках с припиской в конце текста «Сия тетрадь Установления поморских общежителей, 1818 года, генваря 19 дня», и выписка о запрещении есть картофель (который, как и чай, а также табак, считался у старообрядцев греховным растением), и старообрядческая компиляция о молении за умерших без покаяния и некрещеных, и «душеполезное» поучение «о суетии и о окаяньстве мирских попечений нынешних». Таким образом, эта небольшая рукописная книжица малого формата содержала тексты, касавшиеся основных аспектов бытия старообрядческого читателя, которые были в центре его ежедневных интересов.
На рукописи сохранились записи двух ее владельцев: на л. 34 об. - запись Ивана Мян-дина скорописью XIX в.: «Принадлежитъ сия тетрать крестьянину Устьцилемской волости Ивану Мяньдину»15, далее следует уточнение о писце рукописи и его источнике: «Списалъ Титъ Венедиктовъ с подлинного... списка». А на л. 49 об. читается дважды повторенная владельческая запись полууставом, сделанная тонким пером: «Сия книга Ивана Антоновича Болыгина». При этом автор записи не удержался от приведения популярной у переписчиков с давних времен приписки: «Стати писати пера попытати, бежит ли рука», которая продолжает владельческую запись.
Побывала в руках у Ивана Антоновича и очень важная для старообрядцев книга, являющаяся одним из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий, - Поморские ответы. В Усть-Цилемском собрании ИРЛИ хранится рукопись (ИРЛИ, УЦ 214), содержащая это коллективное творение выговских писателей (главным из которых был Андрей Денисов), явившееся ответом старообрядцев Выголексинского общежительства на вопросы иеромонаха Неофита, отправленного в 1722 г. официальной церковью на Выг для проведения диспутов о вере и написавшего большой сборник из 106 вопросов, составленных в полемической форме16. Рукопись датируется концом XVIII в.17 На нижней крышке переплета читается карандашная запись-автограф «Иванъ Антоновичь Булыгинъ», свидетельствующая о том, что он как минимум держал ее в руках, а скорее всего читал, как и другие усть-цилёмы, оставившие на рукописи свои записи. Какое-то время книга, судя по владельческим карандашным записям на верхней и нижней крышках переплета, подражающим полууставному почерку, принадлежала Ивану Григорьевичу Торопову. В 70-е гг. XIX в. она попала в руки Алексея Игнатьевича Дуркина. Он оставил о чтении рукописи датированную запись: «Сию книгу читывалъ Алексей Дуркинъ, руку приложилъ 1878 года» (л. 539 об.), повторив эту запись, но без даты, на л. 538 об. Заканчивается эта запись интересным замечанием: «Ета книга дяди Вани Золотеревых». Т.Д. Вокуева по своим материалам выяснила, кто был этот «дядя Ваня Золотарев». Оказалось, что так Алексей Дуркин называл Дуркина Ивана Игнатьевича (из рода Золотаревых). Он жил недалеко от Булыгиных, что объясняет появление на рукописи автографа Ивана Антоновича Булыгина. Алексей Игнатьевич Дуркин был младшим братом Ивана Игнатьевича. Видимо, из-за большой разницы в возрасте Алексей называл старшего брата Ивана «дядя Ваня Золотаревых». В документах сохранились сведе-
13 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники... С. 24.
14 Рукопись в 8-ку, на 55 л., написана полууставом и скорописью (см. описание: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники. С. 106-107).
15 О книжном собрании И.С. Мяндина см.: Волкова Т.Ф. Усть-цилемский книжник И.С. Мяндин: итоги изучения рукописного наследия // Первые Мяндинские чтения: мат-лы респ. науч.-практ. конф. (с. Усть-Цильма, 12 июля 2008 г.). Сыктывкар, 2009. С. 52-66.
16 См.: Бубнов Н.Ю. Поморские ответы - главная книга старообрядцев // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2005. Т. II: Материалы. С. 97-115.
17 Рукопись форматом в 4-ку, на 539 л., написана скорописью и полууставом, переходящим в скоропись, нескольких почерков. Переплет - доски, покрытые тисненой кожей, обрез красный; переплет выговской работы. См. описание рукописи: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописи XVII-XIX вв. ... С. 588-589.
ния о женитьбе в 1891 г. 24-летнего Алексея Игнатьевича Дуркина, отсюда можно определить его год рождения - 1867. Значит, запись на рукописи сделал 11-летний мальчик Алексей Дуркин, бравший ее почитать у своего старшего брата. Род Булыгиных и род Дуркиных были тесно связаны родственными узами, о чем будет сказано ниже.
Если обратиться к другой записи, оставленной на этой рукописи, становится ясно, что ее сделал еще один Алексей, не обозначивший своей фамилии. Он сообщает, что «1865 года июня 27 купилъ сию книгу у Ивана Мяньдина за 4 руб. сереб[ром]» (л. 539 об.). Приведенная в записи дата говорит о том, что автора этой записи нельзя отождествлять с Алексеем Дурки-ным, родившимся через 2 года после даты записи о покупке рукописи у Ивана Мяндина. Поскольку Алексей Дуркин указал другого хозяина книги - «дядю Ваню Золотаревых», у Ивана Мяндина ее купил какой-то другой Алексей. Показательно, что в своем описании рукописи В.И. Малышев об этом втором Алексее пишет так: «на л. 539 об. запись некоего Алексея о покупке рукописи.»18. Интересно, что на л. 1 рукописи УЦ 214 скорописью написана другая цена книги, чем та, которую указывает некий Алексей - не 4 рубля серебром, а 8 рублей («Цена 8 (цифирью) руб. серебромъ». Кто из покупателей рукописи оставил эту запись, неясно. Возможно, так ее оценивал Иван Григорьевич Торопов. В 1865 г. книга находилась в собрании Ивана Мяндина, который за 4 рубля продал ее некоему Алексею. Поскольку записи И.Г. Торопова и о цене рукописи в 8 рублей не сопровождаются датами, установить последовательность перемещения Поморских ответов по собраниям устьцилёмов можно будет после того, когда в архивах отыщутся датирующие сведения об Иване Григорьевиче Торопове. Таким образом, Иван Антонович Булыгин прикоснулся к книге интересной не только своим содержанием, но и своей судьбой.
Обнаружились в наших источниках и сведения о брате Ивана Антоновича Булыгина -Алексее Антоновиче (1830 года рождения - ГААО. Ф. 51. Оп. 11. Т. 8. Д. 12859. Л. 254 об. -255. 8-я ревизская сказка 1834 г.). На двух рукописях сохранились его читательские пометы. Первая сделана на рукописи ИРЛИ, УЦ 2. Это сборная рукопись третьей четверти XVI в. с вставками позднейшего письма19. Рукопись содержит Повесть о Темир-Аксаке, Страсти Христовы, Слово Палладия мниха о втором пришествии Христове, о страшном суде, о будущей муке и об умилении души, Сказание Кирилла Иерусалимского на восьмой век о последнем времени и об антихристе, выписки из сочинений Никона Черногорца, Иоанна Златоуста, Нила Синайского, Старчества, Евангелия о крестном знамении, о глумлении и поношении, о нищелюбии, клятве, святой Троице, о крестном знамении, жертве Богу, почитании Псалтыри и целый ряд других сочинений, представлявших интерес для старообрядцев (например, выписка из поморского (Выговского) устава об исповеди «нужды ради» детям, отцу и матери, молодым, старухам и о епитимьи за «блудный грех» до венчания). На листах 159 об. и 161 об. сохранились записи Алексея Булыгина. В одной он говорит о своем чтении Страстей Христовых («Сии Страсти Господьни читалъ казенный крестьянинъ Алексей Булыгинъ 1859 года июля 15 ч. И подписалъ своеручно» (л. 159 об.)). В другой записи он упоминает о несчастном случае, с ним произошедшем: «1857 (?) года мая 23 дня выломалъ ногу, для памети, и подписалъ Алексей Булыгин» (л. 161 об.). На рукописи много записей и других устьцилёмов, причем обращает на себя внимание соседство записей Алексея Антоновича Булыгина (как и в рукописи ИРЛИ, УЦ 214) с записями представителей семьи Дуркиных - Алексея Игнатьевича, Павла Федоровича и Ивана Федоровича. По-видимому, представители этих двух семей - Булыгиных и Дуркиных - обменивались по соседству книгами, оставляя об этом записи на просмотренных рукописях.
Оставил читательскую помету Алексей Булыгин и на рукописи, попавшей в Усть-Цилемское новое собрание ИРЛИ (далее - ИРЛИ, УЦ н.) под № 92. Это Сборная рукопись
18 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописи XVII-XIX вв. ... С. 589.
19 Рукопись в 4-ку, на 161 листе, написана полууставом и скорописью; переплет картонный, покрытый тисненой кожей, корешок реставрирован. Заглавия киноварные (см. описание: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники. С. 49-51).
конца XVIII - первой четверти XIX в.20 Рукопись реставрирована И.С. Мяндиным. Она содержит Повесть о невесте христовой (из Патерика), три небольших рассказа патеричного типа, выписку о птице Феникс, Слово Палладия мниха о девстве и чистоте, слова о милостыне и смирении, о ярости, Макариево видение, Житие Алексея человека божия. На л. 18 об. Алексей Булыгин оставил две записи: «Читал сию книгу крестьянин Алексей Булыгин Устилемской волости 1847-го, 1842-го года генваря 19 дня»; «Читал сию книгу крестьянин Алексий Булыгин». Интересно, что другие записи на этой рукописи свидетельствуют о связи семьи Булыгиных в плане обмена книгами еще с одной усть-цилемской семьей - Чупровых. На л. 7 об. и 18 читаются владельческие записи Василия Чупрова: «Сия книга принадлежит крестьянину села Усть-Цильма Печорского уезда Василью Чупрову»; «Сия книга принадлежит Василию Чупрову». Читал ее еще один Чупров - Петр Васильевич: «Сию книгу читал Петр Васильевич Чупров. 1893 года в 10 [час]а дня» (л. 18).
Среди владельцев старинной книжности В.И. Малышев назвал и представительницу женской части рода Булыгиных - Марию Григорьевну21 с пометой о ее месте жительства -д. На бору. Мария Григорьевна Чупрова была женой одного из первопоселенцев д. Бор -Ивана Яковлевича Булыгина (1871 г.р.) из рода Булыгиных-Большаковых, получившего родовое прозвание Иван Боровых/Боровской. Мария Григорьевна известна как хранительница рукописных книг22. Других сведений о ней по записям на книгах не выявлено.
Сохранились сведения как о владельцах рукописей и о некоторых других Булыгиных. Например, Булыгин Иван Иванович оставил владельческую запись на рукописи, сейчас хранящейся в ИРЛИ - УЦ 27. Это сборная рукопись второй половины XVIII в.23 Она содержит описание чуда, случившегося в Троице-Сергиевом монастыре24 (направлено против пьянства, «нечистоты» и курения табака25), извлечения из вопросов и ответов Анастасия Синаита (о иудеях и эллинах, о покаянии, гордости, смиренномудрии, богатстве, милостыне, о знамениях, прощении, «брани блудныя» и др.), выписки из Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Анастасия Синаита, Никона Черногорца и Василия Великого о пользе божественного Писания и о почитании книг, «Поучение святаго Илариона о пользе души», «Житие святых новых чюдотворцев муромских, благоверных князей Петра и Февронии» и другие сочинения. Рукопись была найдена в д. Скитской. На л. 2 во весь лист читается владельческая запись скорописью Ивана Ивановича Булыгина: «1891 году июля (?). Принадлежитъ крестьянину Ивану Ивановичу господину Булыгину. Село Усть-Цильма». Из другой записи следует, что некогда книга принадлежала известному печорскому старообрядческому предпринимателю Ивану Михайловичу Бозову («Купилъ Иванъ Михайл[ович] Бозов» - л. 1 об.). Названы в записях и еще несколько владельцев книги: «Кни[га] ... Андрей Спиридоновичъ» (л. 1); «Василии Сумарокова книга» (л. 49 об.); «Сия книга Федора Сумарокова» (л. 190 об.). Возможно, судя по этим фамилиям, не характерным для Нижней Печоры, рукопись пришла на Печору из какого-то другого региона.
Некоторые из Булыгиных оставили свои автографы на рукописных книгах без объяснения, были ли они ее владельцами, читателями или просто подержали в руках и хотели этот факт как-то зафиксировать на листах рукописи. Так, на сборной рукописи первой и третьей четверти XIX в. (ИРЛИ, УЦ н. 5)26, содержащей апокриф «Макариево видение», уставы
20 Рукопись в 8-ку, на 79 л., написанная поморским полууставом нескольких почерков; переплет - доски, покрытые тисненой кожей (рабочее описание Усть-Цилемского нового собрания, хранящееся в Древлехранилище ИРЛИ).
21 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники. С. 24.
22 Вокуева Т.Д. Булыгины, род Большаковых. С. 78.
23 Рукопись в 8-ку, на 191 листе, написанная полууставом нескольких почерков; переплет - доски, покрытые тисненой кожей, сохранилась одна медная застежка. Корешок реставрирован (см. описание: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники. С. 85-86).
24 См.: Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке / подг. текстов и исслед. А.В. Пигина. СПб., 2003.
25 Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники. С. 86.
26 Рукопись в 8-ку, на 108 л., написана полууставом и скорописью, переплет - доски, покрытые кожей (рабочее описание Усть-Цилемского нового собрания ИРЛИ).
о постах, о домашней молитве, месяцеслов и молитвослов, сохранились пометы-автографы представителей рода Булыгиных: «Григорий Булыгин» (л. 66 об., запись карандашом печатными буквами, ниже повторенная скорописью); «Евфим Булыгин» (л. 66 об., запись также сделана карандашом и печатными буквами, а ниже повторена скорописью). В третьем автографе Евфима Булыгина появляется инициал отчества: «Е.И. Булыгинъ» (л. 108, запись карандашом, скорописью, повторена второй раз с росчерком). Учитывая повторенные несколько раз автографы Григория и Евфимия Булыгиных, книга, скорее всего, находилась хотя бы какое-то время в родовой библиотеке Булыгиных. Была она какое-то время в руках и у одного из Ермолиных27, который оставил на ней свою читательскую запись: «Читал Т. Ермолинъ» (запись на л. 66 об., сделана фиолетовым химическим карандашом скорописью). Побывала рукопись в 1853 г. в руках и у состоятельного устьцилёма А.В. Бозова: «Сию книгу читывалъ крестьянинъ Архипъ Васильевичъ Бозовъ 1853 году» (л. 79 об., запись сделана под текстом в нижней половине листа чернилами, почерк - подражание печатному шрифту). А в начале ХХ в. ее «читалъ много разъ крестьянинъ с. Усть-Цильмы Николай Никитинъ Мяндинъ в лк>то 19[1]7 (?) году» (л. 108 об. - 109).
Еще одна рукопись попала в поле зрения кого-то из рода Булыгиных. Это сборник конца XIX в. (ИРЛИ, УЦ 8628), содержащий Сказание о 12 пятницах, Сон Богородицы с послесловием, указывающим на значение этого произведения. На нижней части переплета (на внешней стороне) красными чернилами написан ряд печорских фамилий, среди которых упомянута и фамилия Булыгина. Каково было назначение этой записи, сейчас установить невозможно, но каким-то образом она была связана с одним из Булыгиных.
Назовем и тех из представителей рода Булыгиных, которые оказались последними владельцами рукописных и старопечатных книг, перешедших в результате экспедиционной работы ленинградских и сыктывкарских археографов на государственное хранение в Древлехранилище Пушкинского Дома и Научную библиотеку Сыктывкарского университета. Так, от А.И. Булыгина был приобретен упоминавшийся выше сборник ИРЛИ, УЦ н. 5 с пометами Григория и Евфимия Булыгиных. Еще одна рукопись, содержащая Житие и службу Зосимы и Савватия Соловецких и сейчас хранящаяся в ИРЛИ (УЦ н. 629), также была получена от представительницы рода Булыгиных - С.А. Булыгиной в д. Бор. Сохранившиеся на рукописи читательские записи свидетельствуют о том, что она побывала в руках и у представителей других печорских фамилий: «Гавриилъ Григорьевъ Носовъ прочиталъ чудотво-рения преподобныхъ вси до конца. Въ лето 7412-е (1904) месяца мая 23 день» (число обозначено цифирью). Запись сделана на л. 173 об. под записью известного нерицкого книжника, снабжавшего переписанными им богослужебными рукописями всю округу - А.М. Бажукова: «Андрей Михайловичь Бажуковъ прочиталъ сию книгу до конца» (л. 173 об., полуустав, красные чернила). В НБ СГУ хранится фрагмент рукописи богослужебного содержания (2 листа), полученный в 1986 г. от жителя с. Усть-Цильма Т.И. Булыгина (УЦ р. 195). Сохранившиеся листы содержат Катавасии Спасу, Иоанну Предтече, Иоанну Богослову30. От Т.И. Булыгина тремя годами ранее, в 1983 г., была получена и печатная кириллическая книга конца XVIII в. «Ефрем Сирин и Авва Дорофей. Поучения» (НБ СГУ, УЦ п. 29)31, побывавшая в руках у представительницы рода Чупровых: «Сею гнигу читала Чупрова Лукерья Васильевна до половины. 1949 года августа 15-го» (л. 169 об. 3-го счета, скоропись).
27 О Ермолиных-книжниках см.: Волкова Т.Ф. Ермолины-книжники (к вопросу о создателях и хранителях печорской рукописной традиции) // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе: труды IV Междунар. науч. конф. М., 2019. С. 39-52.
28 Рукопись в 8-ку, на 11 л., написана печорским полууставом; переплет из мягкого картона (Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники. С. 129-130).
29 Рукопись XIХ в. (конец первой трети), в лист, 177 л., полуустав, переплет - доски, покрытые кожей, с одной застежкой. Имеются инициалы, заставки, концовки. Сохранились читательские записи XIХ-ХХ вв. Г.Г. Носова и А.М. Бажукова (рабочее описание Усть-Цилемского нового собрания ИРЛИ).
30 Памятники письменности в хранилищах Коми АССР: каталог-путеводитель. Ч. 1. Рукописные книги. Вып. 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар, 1989. С. 232.
31 Книга напечатана в Клинцах, в типографии Железникова в 1787 г., сентябрь, форматом в 2-ку, на 523 л., переплет - доски в коже.
Однако вклад представителей того или иного печорского рода в сохранение старообрядческой культуры определяется не только выявленными старинными книгами, которые хранились и читались в этой семье, но и такими людьми, которые способствовали сплочению односельчан-староверов, обучали их церковно-славянскому языку, организовывали и вели службы. К числу таких представительниц рода Булыгиных в ХХ в. с полным основанием можно отнести Наталью Яковлевну Булыгину (в замужестве Носову).
Н.Я. Булыгина волею судьбы оказалась представительницей сразу трех печорских родов: Дуркиных32 (по линии родителей своей матери), Булыгиных (по линии отца) и Носовых (по линии мужа)33. Ее мать Анна Дмитриевна Булыгина с двухлетнего возраста воспитывалась у своего дяди Максима Анфимовича Дуркина, строго придерживавшегося старой веры, получившего домашнее образование. В 1914 г. она вышла замуж за Якова Яковлевича Булыгина. В этом браке и родилась Наталья Яковлевна - мать Т.Д. Вокуевой, которая собрала по документам и воспоминаниям родственников много фактов по истории своей семьи и подробно рассказала о деятельности своей матери Натальи Яковлевны. Татьяна Дмитриевна выросла в доме своей бабушки Анны Дмитриевны, где хранились книги из родовой библиотеки Булыгиных. Она приводит в своей статье о матери интересные воспоминания о работе ленинградских археографов с Анной Дмитриевной: «Помню, мне было лет десять, приходили к бабушке городские гости-ученые (как позже оказалось, из Ленинградского Пушкинского Дома), беседовали с ней, рассматривали книги, иконы. Анна Дмитриевна часто о том вспоминала: "Не грешна, не отдала родительского наследия. Малышев-то уж очень был обходительным, а другой молодой какой-ле, шибко настырный - кажинной день ходил, все натодель зачепясь, выпрашивал, так я на него в сердчах, прости господи, ластом (деревянная большая ложка, служившая поварешкой. - Т. В.) замахнулась»34. К сожалению, никакого описания имевшихся в доме Анны Дмитриевны книг не составлено. Сохранилось лишь упоминание о родовом Златоусте, хранившемся в доме М.А. Дуркина, который он «прочитал с доски на доску» 18 апреля 1908 г.35
Наталья Яковлевна с детских лет впитала атмосферу, царившую в доме своей матери и деда. Приверженность к старой вере, уважение к старообрядческой культуре питало ее духовную жизнь, хотя долгое время ей, как и другим старообрядцам Усть-Цилемского края, приходилось скрывать свои истинные взгляды и чувства. В течение семнадцати лет Н.Я. Носова была директором вечерней очно-заочной школы Усть-Цильмы, в которой получали образование многие руководители района. С выходом на пенсию в октябре 1983 г. Наталья Яковлевна начала объединять старообрядцев Усть-Цилемского района, а затем и возглавила их. В 1990 г. ее усилиями зарегистрирована «Старообрядческая Поморская община» Усть-Цильмы, создана воскресная школа, открыт молитвенный дом. О своей деятельности по укреплению старообрядческой общины Н.Я. Носова регулярно сообщала в газете «Красная Печора»36
37
и в своих докладах37.
Члены археографической экспедиции Сыктывкарского университета в 1990 г. встречались с Натальей Яковлевной Булыгиной-Носовой. Видели книги в ее доме, но не могли их даже описать: с образованием старообрядческой общины в Усть-Цильме о приобретении рукописей для библиотеки СГУ уже не могло быть и речи.
32 О книжниках из рода Дуркиных см.: Волкова Т.Ф., Вокуева Т.Д. Книжники из печорского рода Дуркиных (по материалам архивов и банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 258-268.
33 Вокуева Т.Д. «Если не я, то больше некому.» // Староверие на Северо-Востоке европейской части России. Сыктывкар, 2006. С. 184-197.
34 Вокуева Т.Д. «Если не я, то больше некому.». С. 186.
35 Там же. С. 185.
36 См., например, публикации Н.Я. Носовой: Старообрядческая община христиан-беспоповцев Поморского согласия Усть-Цилемского района Коми АССР // Красная Печора. 1990. 23 окт.; Деньги на строительство церкви // Красная Печора. 1991. 14 марта; Славно поработали. Субботник на благоустройстве молельного дома // Красная Печора. 1991. 30 мая.
37 Носова Н.Я. Усть-Цилемская старообрядческая община. Годы становления. Взгляд на будущее: доклад на конференции «Усть-Цильма - один из центров древнерусской старообрядческой культуры». Усть-Цильма, 1993.
Из приведенных выше материалов трудно составить представление о размерах и содержании родового книжного собрания устьцилёмов Булыгиных, но даже то, что удалось выявить по записям на рукописях и старопечатных книгах, по воспоминаниям Т.Д. Вокуе-вой, также принадлежащей к роду Булыгиных, представляется важным, так как эти материалы показывают причастность представителей этого рода к делу сохранения печорской рукописно-книжной традиции.
Литература
Бубнов Н.Ю. Поморские ответы - главная книга старообрядцев // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2005. Т. II: Материалы. С. 97-115.
Вокуева Т.Д. «Если не я, то больше некому.» // Староверие на Северо-Востоке европейской части России. Сыктывкар, 2006. С. 184-197.
Вокуева Т.Д. Книга переписная государственных черносошных крестьян и канцелярских служащих Ижемской и Усть-Цилемской слободок Пустозерского уезда Архангельской губернии 1719-1724 гг. // Сельская Россия: Прошлое и настоящее (Исторические судьбы северной деревни): мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10-13 июля 2006 г.). М.; Сыктывкар, 2006. С. 362-368.
Вокуева Т.Д. Пришлые люди слободки Усть-Цилемской из Архангельской губернии по Ревизской сказке 1719 г. // Генеалогия на русском Севере: связь с общественными науками: мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 10-летию Архангельской региональной общественной организации «Северное историко-родословное общество» (Архангельск, 10-11 сентября 2008 г.). Архангельск: Правда Севера, 2009. С. 176-183.
Вокуева Т.Д. Булыгины, род Большаковых: к 85-летию Н.Я. Носовой (Булыгиной) // IV Горочные чтения: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Усть-Цилемского района (Республика Коми, с. Трусово Усть-Цилемского района, 27 марта 2014 г.). Усть-Цильма: Полиграф-Плюс, 2017. С. 71-83.
Волкова Т.Ф. Усть-цилемский книжник И.С. Мяндин: итоги изучения рукописного наследия // Первые Мяндинские чтения: мат-лы республ. науч.-практ. конф. (с. Усть-Цильма, 12 июля 2008 г.). Сыктывкар, 2009. С. 52-66.
Волкова Т.Ф. Ермолины-книжники (к вопросу о создателях и хранителях печорской рукописной традиции) // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе: труды IV Междунар. науч. конф. (Мир старообрядчества. Вып. 10). М.: Изд-во Московского университета, 2019. (Труды исторического факультета МГУ: Вып. ХХХ. Сер. II: Исторические исследования, ХХ). С. 39-52.
Волкова Т.Ф. Книжники из печорского старообрядческого рода Кисляковых // Представления о прошлом в памятниках письменности XVI-XX вв. Новосибирск, 2021 (Археография и источниковедение Сибири; вып. 40). С. 99-115.
Волкова Т.Ф., Вокуева Т.Д. Книжники из печорского рода Дуркиных (по материалам архивов и банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 258-268.
Книжные центры Республики Коми: Усть-Цилемский район: сб. мат-лов и исследований / отв. ред. Т.С. Канева. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. 355 с. (Слово и текст в контексте культуры. Вып. 2).
Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1960. 214 с.
Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописи XVII-XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. C. 561-604.
Малышев В.И. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVIII-XIX вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 442-457.
Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. 182, [2] с.
Памятники письменности в хранилищах Коми АССР: Каталог-путеводитель. Ч. 1. Рукописные книги. Вып. 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1989. 288 с.
Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке / подгот. текстов и исслед. А.В. Пигина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 259 с.
Садиков П.А Очерки по истории опричнины. М.; Л.: Изд-во Академии наук, 1950. 594 с.
References
Bubnov, N.Yu. (2005). Pomorskie otvety - glavnaya kniga staroobryadtsev [Pomor Answers -the Main Book of the Old Believers]. In Staroobryadchestvo, istoriya, kultura, sovremennost. Moscow. Vol. II. Materialy, pp. 97-115.
Kaneva, T.S. (Ed.). (2017). Knizhnye tsentry Respubliki Komi: Ust-Tsilemskiy rayon [Book Centers of the Komi Republic: Ust-Tsilemsky District]. Syktyvkar, Izd-vo SGU im. Pitirima Sorokina. 355 p. (Slovo i tekst v kontekste kultury, vyp. 2).
Malyshev, V.I. (1960). Ust-tsilemskie rukopisnye sborniki XVI-XX vv. [Ust-Tsilemsky Manuscript Collections of the 16th-20th Centuries]. Syktyvkar, Komi knizhnoe izd-vo. 214 p.
Malyshev, V.I. (1961). Ust-tsilemskie rukopisi XVII-XIX vv. istoricheskogo, literaturnogo i bytovogo soderzhaniya [Ust-Tsilemsky Manuscripts of the 17th-19th Centuries. Historical, Literary and Everyday Content]. In Trudy otdela drevnerusskoy literatury. Moscow, Leningrad. Vol. 17, pp. 561-604.
Malyshev, V.I. (1962). Perepiska i delovye bumagi ust-tsilemskih krestyan XVIII-XIX vv. [Correspondence and Business Papers of the Ust-Tsilma Peasants of the 18th-19th Centuries]. In Trudy otdela drevnerusskoy literatury. Moscow, Leningrad. Vol. 18, pp. 442-457.
Matsuk, M.A. (1993). Komi kray ot Borisa Godunova do Petra I [Komi Region from Boris Godunov to Peter I]. Syktyvkar, Komi knizhnoe izd-vo. 182, [2] p.
(1989). Pamyatniki pismennosti v hranilishchah Komi ASSR: katalog-putevoditel. Ch. 1 Rukopisnye knigi. Vyp. 1. Rukopisnye sobraniya syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Monuments of Writing in the Vaults of the Komi ASSR: Catalog-Guide. Part 1. Handwritten Books. Iss. 1. Manuscript Collections of Syktyvkar State University]. Syktyvkar, Komi knizhnoe izd-vo. 288 p.
Pigin, A.V. (Ed.). (2003). Povest dushepolezna startsa Nikodima Solovetskogo monastyrya o nekoem inoke [The Story of the Soul-Bearing Elder Nikodim of the Solovetsky Monastery about a Certain Monk]. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin. 259 p.
Sadikov, P.A. (1950). Ocherki po istorii oprichniny [Essays on the History of the Oprich-nina]. Moscow, Leningrad, Izd-vo Akademii nauk. 594 p.
Vokueva, T.D. (2006). "Esli ne ya, to bolshe nekomu..." ["If Not Me, Then No One Else"...]. In Staroverie na severo-vostoke evropeyskoy chasti Rossii. Syktyvkar, pp. 184-197.
Vokueva, T.D. (2006). Kniga perepisnaya gosudarstvennyh chernososhnyh krestyan i kantsyarskih sluzhashchih Izhemskoy i Ust-Tsilemskoy slobodok Pustozerskogo uezda Arhangel-skoy gubernii 1719-1724 godov [The Census Book of State Black-Eared Peasants and Clerical Employees of the Izhma and Ust-Tsilemskaya Settlements of the Pustozersky District of the Arkhangelsk Province 1719-1724]. In Selskaya Rossiya: proshloe i nastoyashchee (Istoricheskie sudby severnoy derevni). Moscow, Syktyvkar, pp. 362-368.
Vokueva, T.D. (2009). Prishlye lyudi slobodki Ust-Tsilemskoy iz Arhangelskoy gubernii po revizskoy skazke 1719 goda [Newcomers from the Settlement of Ust-Tsilemskaya from the Arkhangelsk Province According to the Revision Tale of 1719]. In Genealogiya na russkom severe: svyaz s obshchestvennymi naukami. Arhangelsk, IPP Pravda-severa, pp. 176-183.
Vokueva, T.D. (2017). Bulyginy, rod Bolshakovyh: k 85-letiyu N.Ya. Nosovoy-Bulyginoy [Bulygins, Bolshakov Family: To the 85th Anniversary of N.Ya. Nosova (Bulygina)]. In Sbornik materialov vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. - IV Gorochnye chteniya, posvyashchennye 85-letiyu Ust-Tsilemskogo rayona, 27 marta 2014 g., s. Trusovo Ust-Tsilemskogo rayona, Respublika Komi. Ust-Tsilma, Poligraf-Plyus, pp. 71-83.
Volkova, T.F. (2009). Ust-tsilemskiy knizhnik I.S Myandin: itogi izucheniya rukopisnogo naslediya [Ust-Tsilma Scribe I.S. Myandin: Results of the Study of the Manuscript Heritage]. In Pervye Myandinskie chteniya. Syktyvkar, pp. 52-66.
Volkova, T.F. (2019). Ermoliny-knizhniki (k voprosu o sozdatelyakh I khranitelyakh pechorskoy rukopisnoy traditsii) [Yermolins-Scribes (On the Issue of the Creators and Keepers of the Pechora Manuscript Tradition)]. In Yazyk, kniga i traditsionnaya kultura pozdnego russkogo srednevekovya v nauke, muzeynoy i bibliotechnoy rabote: trudy IV mezhdunar. nauch. konf. (Mir staroobryadchestva, Vol. 10). Moscow, Izd-vo Moskovskogo universiteta, pp. 39-52. (Trudy istoricheskogo fakulteta MGU, Vol. XXX. Seriya II: Istoricheskie issledovaniya, XX).
Volkova, T.F. (2021). Knizhniki iz pechorskogo staroobryadcheskogo roda Kislyakovyh [Scribes from the Pechora Old Believer Family of Kislyakovs]. In Predstavleniya o proshlom v pamyatnikah pismennosti XVI-XX vv. (Arheografiya i istochnikovedenie Sibiri, vyp. 40). Novosibirsk, pp. 99-115.
Volkova, T.F., Vokueva, T.D. (2019). Knizhniki iz pechorskogo roda Durkinyh (po materi-alam arhivov i banka dannyh "Pechorskaya knizhnost") [Scribes from the Pechora Family of the Durkins (Based on the Archives and Databank "Pechora Books")] In Vestnik Yekaterinburgskoy duhovnoy seminarii. No. 4 (28), pp. 258-268.