дение опрошенных, вынужденных не просто в редких, а в крайних случаях посещать юристов, носит исключительный характер.
Преимущественно это были обращения либо в юридические консультации (чаще в Тульской и Ростовской областях), либо к юрисконсульту, работающему непосредственно на предприятии. В отдельных случаях опрошенные пользовались услугами знакомых юристов. Обращение за помощью к профсоюзным юристам отмечено у одного респондента. Из-за малого числа ответов на вопросы, касающиеся обращения к юристам в связи с увольнением из-за ликвидации угольных предприятий, не представляется возможным показать, как они распределяются по разным признакам и основаниям. Поэтому попробуем описать их в самом общем виде.
Сама по себе юридическая помощь представляла собой чаще всего бесплатные консультации даже при обращении в юридические консультации. (О том, что пришлось платить юристам в специальных консультациях, говорил один опрошенный в Кемеровской области, два человека в Тульской и четыре в Ростовской областях.) Можно сказать, что все те, кто остро нуждался в юридической помощи и обращался к соответствующим специалистам в различные службы и организации или к частным юристам, ее получали. Отмечен лишь один случай в Тульской области, когда респондент заявил, что не получил соответствующей помощи у знакомого юриста, что можно считать скорее исключением из общего правила.
Но в целом следует отметить крайне низкую готовность использовать правовые средства для решения возникающих проблем и конфликтов. Причины этого коренятся не только в слабости правовой системы прежде всего юридической помощи населению или отдельным категориям работников, но и в правовом нигилизме как населения, так и властей. Практически это состояние оборачивается тем, что даже в случае благоприятных перспектив удовлетворения законных претензий уволенных работников шансов получить все положенное не так много. Даже положительное решение суда практически не гарантирует его реализации и удовлетворения нарушенных прав шахтеров. Так, за последние 12 месяцев в суд с индивидуальным или коллективным иском по поводу незаконных действий администрации шахт или местных властей обращалось незначительное число уволенных шахтеров или жителей шахтерских поселений (в Ростовской области — 2% от числа уволенных, в Тульской — 9%, в Кемеровской — 1%). Предметом судебного рассмотрения были невыплаты всей заработной платы или пособий, полагающихся при увольнении (десять случаев во всех трех регионах), незаконное увольнение (четыре случая) и одна невыплата по регрессным искам (в Ростовской области). Частота и характер обращения в суд жителей угольных поселков примерно те же самые, если не считать нескольких бытовых мотивов или поводов. Результаты даже этих немногих юридических дел весьма характерны. В Кемеровской области иски были удовлетворены, но в половине случаев решение ответчиком не выполнено (причем рассмотрение дела длилось девять месяцев, в Тульской области — по большей части дела не закончены, хотя сами процессы длятся уже в среднем почти четыре месяца, в двух законченных делах суд удовлетворил иск, но в одном из них ответчик решение суда не выполняет. В Ростовской области — в одном случае истцу отказано в удовлетворении его претензий и одно дело еще рассматривается (процесс длится уже восемь месяцев).
Данные качественных исследований показывают, что правовые формы коллективного обращения работников предприятий в суд по поводу невыплат заработной платы используются как способ погашения задолженности, поскольку по решению суда средства на эти цели направляются в первую очередь.
Ханс Петер ХАРЛАНД,
Ханс-Иоахим НИССЕН,
Вольфганг ФРАНЦЕН
К развитию демократии и рыночной экономики в центральноевропейских и восточноевропейских странах
Несмотря на очевидные различия в проведении реформ в странах Центральной и Восточной Европы, все они идут по верному пути. Об этом свидетельствуют и новейшие данные о развитии народного хозяйства. Однако население этих стран в своей повседневной жизни все еще слабо ощущает результаты реформ. Большинство людей по-прежнему сетуют на стесненное материальное положение, на увеличивающиеся тяготы повседневной жизни. Конфликты и раздор между партиями, правительственные кризисы, коррупция и непрозрачность внутренней приватизации служат фоном, оценивать состояние демократии и рыночной экономики скорее заставляют негативно.
Барометр трансформаций в Восточной Европе — исследование, ежегодно проводимое в странах Центральной и Восточной Европы Исследовательским центром эмпирической социальной экономики при Кельнском университете. Его цель — изучать процессы трансформации в этих странах на основе объективных и субъективных показателей. С 1997 г. в исследование включены Польша, Чехия, Венгрия, Россия, а с 2000 г. — Украина*.
Улучшение показателей экономического развития.
В Польше, несмотря на спад экономического роста в пред-шествовашие последнему опросу два года, перспективы общеэкономического развития в целом следует оценить как положительные. Показатель экономического роста здесь из наиболее высоких в Европе. Постоянный приток инвестиций, сопровождаемый успешными институциональными реформами, позволяет надеяться, что и в ближайшем будущем условия для экономического развития будут благоприятными. Успешное осуществление важных задач по структурной перестройке сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и других отраслей, а также перспективы решения важных экономическим проблем как внутренних (снижение инфляции, дефицит бюджета), так и внешних (недостаточная по сравнению с другими странами производительность труда) будут оказывать огромное влияние на сроки вхождения Польши в Европейский союз.
В Чехии ситуация, сложившаяся в развитии народного хозяйства, кажется, начинает постепенно, пусть медленно, но улучшаться. Причем это происходит на фоне крайне нерешительного устранения структурных проблем, вызвавших спад производства. Институциональные препоны, такие, как абсолютная непрозрачность структуры рынка капитала или торможение реструктуризации промышленного сектора, создают угрозу наметившемуся улучшению экономической конъюнктуры. Впрочем, усилившийся за последний год приток прямых иностранных инвестиций свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий по санации промышленности. Возвращение к ситуации устойчивого роста в значительной степени зависит от того, будет ли, вопреки сохраняющемуся нестабильному политическому положению, найден выход из ситуации стагнации, преодолена сама эта атмосфера.
В Венгрии последовательная политика проводимых на макроэкономическом уровне реформ уже продолжительное время дает свои плоды. Высокие показатели общего
* Результаты этих исследований публиковались в журнале: Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. № 6; 2000. № 4.
экономического роста и продолжающаяся интенсивная инвестиционная деятельность, несмотря на завершившийся в целом процесс приватизации, постепенно оказывают положительное влияние на рынок труда. Появились и первые признаки успешной борьбы с инфляцией. Правда, в будущем вполне возможны некоторые проблемы, связанные с высоким дефицитом государственного бюджета, а также с внешней торговлей. Тем не менее в обозримый период это не может негативно отразиться на лидерстве Венгрии среди кандидатов первого круга на вступление в Европейский союз.
В народном хозяйстве России после кризиса 1998 г. отмечается заметный экономический рост. Экономический спад развития, характерный для эпохи Б.Ельцина, как представляется, приостановился в момент прихода к власти В.Путина. Хотя насущно необходимые программы по реформированию пока еще не возобновляются и все лишь сводится к декларациям о намерениях, звучащим довольно заманчиво, тем не менее рост показателей инвестиций и экспорта свидетельствует о том, что российская экономика постепенно начинает оживать. Впрочем, высокие показатели экономического роста, начавшегося с 2000 г., не должны заслонить нам то обстоятельство, что существенное и продолжительное улучшение экономического положения может быть достигнуто лишь в результате последовательного
проведения дальнейших реформ. До сих пор в основе такого роста, как правило, лежали внешние факторы, например, рост мировых цен на энергоносители, удачная реструктуризация долга России западным кредиторам, а также в значительной мере обесценившийся рубль.
Украина, в отличие от стран Вышеградского соглашения и России, спустя десять лет после начала переходного процесса все еще не смогла преодолеть обвала в экономике, вызванного трансформациями. Хотя темпы экономического спада за последний год ощутимо замедлились, отсутствие фундаментальных структурных реформ во всех областях экономической жизни препятствует восстановлению устойчивого положения в народном хозяйстве Украины. Появился некоторый проблеск надежды, связанный с наметившимся в последнее время экономическим ростом, он почти не связан с лучшей адаптацией предприятий и предпринимательских структур к рыночной экономике, а является результатом обесценивания украинской валюты, что способствует процессу импортозамещения, стимулирующего местное промышленное производство.
Общий экономический климат и материальное положение людей. В своем развитии страны Вышеградского соглашения заметно продвинулись на пути, связанном с проведением реформ, в отличие от таких восточноевро-
Мониторинг общественного мнения
№ 6 (50) ноябрь—декабрь 2000
59
пейских стран, как Россия и Украина, которые, как представляется, только перевели стрелки на путь реформ. В связи с этим между группами этих стран по-прежнему существуют большие различия.
Однако почти во всех странах, переживающих период реформ, вновь ухудшались оценки экономического положения. Две трети опрошенных в Польше и почти три четверти опрошенных на Украине считают, что экономическое положение в их стране ухудшилось по сравнению с предыдущим годом. Оценки опрошенных в Чехии и в Венгрии лишь не намного лучше. Изменение этой тенденции можно было зафиксировать только в России, где ухудшение положения отмечают вполовину меньше опрошенных, чем в прошлом году. Если в 1999 г. снижение настроения было обусловлено шоком от финансового и валютного кризисов, то его подъем в 2000 г. связывается прежде всего с надеждами, возлагаемыми на Президента В.Путина.
Оценки экономического положения, которые в большинстве стран значительно хуже, чем того заслуживает их объективное развитие, отражают тяжелое материальное положение почти в трех из четырех семей на Украине, а также в каждой второй семье в Польше и в России. Только в Чехии и Венгрии большая часть опрошенных довольны уровнем своих доходов. Усиливается страх перед дальнейшим ростом цен и безработицы. В то время как в России и на Украине уже много лет существует представление о возможной потере работы, в странах Вышеградского соглашения всерьез эта угроза начинает восприниматься только в последние годы. И все равно здесь лишь явное меньшинство обеспокоено потерей своего рабочего места, тогда как в России и на Украине каждый второй считает, что, возможно, он в обозримое время потеряет работу. В этих двух восточноевропейских государствах положение населения все еще гораздо хуже, чем в странах Центральной Европы. Поэтому неудивительно, что здесь для взаимной поддержки очень сильно используются неформальные социальные связи: примерно две трети опрошенных помогают друг другу (прежде всего это касается узких семейных и родственных отношений). В странах Вышеградского соглашения таких ответов вполовину меньше. В Чехии, России и на Украине большинство населения убеждено в том, что готовность к взаимопомощи уменьшилась по сравнению с прошлыми годами.
Недовольство реформами растет. Во всех пяти странах большинство опрошенных критикуют ход реформ. За последние годы в странах Вышеградского соглашения вновь выросло недовольство положением дел. Только в России оно несколько уменьшилось, однако и здесь оно, как и на
100 Г 90 80 70 60 50 40 30 20 10
Польша Чехия Венгрия Россия Украина Щ 1997 г. Ш 1998 г. Н 1999 г. □ 2000 г.
Рис. 7. Ожидания безработицы
Украине или в Чехии зашкаливает за отметку 90%. В странах Вышеградского соглашения политики еще могли рассчитывать на определенную готовность к жертвам со стороны населения. Но в последние годы эта готовность заметно снизилась. Только в России и на Украине большинство населения готово к дополнительным жертвам и терпению, невзирая на свое тяжелое материальное
юоД
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
I
"Ж
Польша Чехия Получаю помощь Q
Венгрия Россия Украина Помогаю сам Ц Ни то, ни другое
Рис. 5. Ухудшение экономического положения по сравнению с предыдущим годом
Рис. 8. Взаимная поддержка семьи, родственников, друзей
положение. В остальных странах население хочет, наконец, получить "свое" от проводимых реформ.
Сложившаяся на сегодня рыночная экономика и низкий уровень жизни внушают страх перед будущим во всех странах. Эта неуверенность за последние годы не уменьшилась, а даже увеличилась. Хотя большинство опрошенных считают необходимым, чтобы доходы диффе-
ренцировались в зависимости от личных достижений и собственной работы, слишком резкие расхождения между богатыми и бедными часто подвергаются критике. Сообщения о коррупции, непрозрачных процессах приватизации и часто выставляемое напоказ богатство ничтожного меньшинства порождают у большинства населения скорее чувства зависти и неудовольствия, чем стимулируют их собственные достижения. В остальных странах как раз большинство опрошенных убеждено в том, что для высоких доходов особенно важны "связи", нужные люди. В Венгрии, России и на Украине почти каждый третий опрошенный полагает, что высокие доходы имеют главным образом криминальную природу и происхождение. Большинство к тому же полагает, что от рыночной экономики выгоду получает только старая номенклатура (это мнение особенно характерно не только для двух упомянутых восточноевропейских стран, но и для стран Вышеградского соглашения). Критика новой экономической системы в последние три года постепенно росла и в Польше.
Надежда на сильное государство и на "сильного лидера". В ситуации незащищенности многие опрошенные начинают надеяться лишь на сильное государство, которое должно заботиться о спокойствии и порядке, поскольку демократия, с точки зрения большинства людей, ведет к хаосу и анархии. Почти во всех странах год от года отношение к демократии ухудшается, поскольку она, в
представлениях опрошенных, не соответствует тому образу, который они связывали с ней. Вместе с недовольством существующими условиями жизни растет и число тех, кто требует "твердой руки". Поддержка авторитарного режима особенно высока в восточноевропейских странах: четыре пятых опрошенных как в России, так и на Украине придерживаются мнения, что для их страны в настоящее время важнее жесткое руководство, чем демократические отношения. Но и в странах Вышеградского соглашения этого мнения придерживается большинство населения. При этом если в Венгрии наблюдается тенденция к снижению поддержки авторитарного типа руководства, то в Польше и Чехии она скорее растет.
Уровень доверия к новым политическим институтам остается пока невысоким. С деятельностью правительства и парламента связываются издержки процессов трансформации системы, что отражается в их негативной оценке. Многочисленные случаи коррупции в политических кругах и теневой характер процессов приватизации укрепили недоверие населения к депутатам парламента и политическим партиям. Милиция, адвокатура, судебная система, пораженные коррупцией и произволом, все еще не смогли освободиться от того образа, который у них был во время социализма. Высоким доверием по-прежнему пользуются такие давно известные институты, как армия и церковь. Ностальгия по "жесткому правлению", характерная для России, отражается в высоком уровне доверия к институту президентства, авторитет которого резко повысился с приходом В.Путина. В Польше и в Венгрии наблюдается относительно высокий уровень доверия к высшему политическому посту.
Большинство новых государств-членов НАТО и после войны в Косово расценивает свое вступление в североатлантический блок как правильный шаг. В 2000 г. в Польше и Венгрии поддержка и одобрение этого шага выросла и разделяется тремя четвертями населения. В Чехии, напротив, традиционно низкая поддержка вступления в НАТО стала еще ниже: 31% опрошенных чехов считают вступление в НАТО ошибочным. В то время как в России только каждый десятый одобряет расширение НАТО на Восток, население Украины демонстрирует гораздо большее понимание и поддержку этого процесса. Но в обеих странах большинство опрошенных не могут определенно высказать свое отношение к НАТО.
В Венгрии при этом вхождение в ЕС оценивается столь же позитивно, что и вступление в НАТО. В Польше, напротив, за последнее время доля критикующих ЕС явно возросла из-за сложных переговоров о вступлении в ЕС.
Даже на Украине каждый четвертый хочет, чтобы его страна была принята в Европейский союз; еще 30% населения требуют по меньшей мере тесного сотрудничества с ЕС. В России упор, напротив, скорее делается на "особый
Рис. 19. Значение самореализации для разных возрастных групп
путь", хотя большинство вообще не имеет по вопросу о вступлении в ЕС определенного мнения.
Ностальгия по спокойной жизни вытесняет личную инициативу. Недовольство экономическим и политическим развитием усиливает значение традиционных ценностей. Большинство испытывают ностальгию прежде всего по гармоничной семье, защищенности, покою и порядку. Поэтому новые, связанные с рыночной экономикой ценности, такие, как, например, самореализация, ориентация на свободное время, на получение удовольствия от жизни и т.п., оказываются отодвинутыми на второй план. Однако в стра-
нах Вышеградского соглашения они приобретают все большее значение. В России и на Украине мнения разных поколений по этим вопросам все больше расходятся, так . как молодежь все сильнее ориентируется на Запад.
Насколько успешным может быть процесс изменения системы, показывает пример Венгрии, где курс на реформы осуществляется последовательно и где требование возврата к авторитарной форме правления выражено слабее, чем во всех других странах. Последовательное осуществление структурных реформ в политике и в экономике пробуждает надежды на улучшение, даже если успехи в экономике не отражаются в повседневной жизни непосредственно.
Перевод Н.Зоркой
АВТОРЫ НОМЕРА:
Гудков Лев Дмитриевич (ВЦИОМ)
Дубин Борис Владимирович (ВЦИОМ)
Заславская Татьяна Ивановна (Интерцентр)
КеселъманЛеонидЕвсеевич (Центр изучения и прогнозирования социальных процессов, С.-Петербург) Красильникова Марина Дмитриевна (ВЦИОМ)
Левада Юрий Александрович (ВЦИОМ)
Мацкевич Мария Владимировна (Центр изучения и прогнозирования социальных процессов, С.-Петербург)
Ниссен Ханс-Иоахим (Кельнский университет, Германия)
Седов Леонид Александрович (ВЦИОМ)
Францен Вольфганг (Кельнский университет, Германия)
Хаарланд Ханс Петер (Кельнский университет, Германия)