УДК 620.179.112
К РАСЧЕТУ КОНТАКТНЫХ ТЕМПЕРАТУР ПРИ ТРЕНИИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
В. Г. Заренбин, д. т. н., проф.
Тепловая задача трения для различных характеристик контакта при фрикционном взаимодействии сопряженных поверхностей изложена в работах [1-6]. Доказано, что тепловое состояние непосредственно связано как с условиями на фрикционном контакте, так и особенностями макро- и микроконтактирования элементов пары трения. Для поршневого кольца (ПК) и гильзы цилиндра (ГЦ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) такими особенностями являются нестационарный, смешанный режим трения, широкий диапазон значений вектора внешних воздействий и изменение структуры трибомеханической системы. В этом случае актуальной представляется оценка максимальной температуры поверхности, которая определяет возможность возникновения заедания и противозадирную стойкость трущихся тел.
Между тем решение и анализ такой тепловой задачи с учетом наличия граничной масляной пленки (МП) на скользящем контакте в ДВС до сих пор проведены недостаточно и требуется его дальнейшее развитие.
Цель работы. Предложить расчет температуры на контакте поршневое кольцо-гильза цилиндра ДВС в условиях граничной смазки и неустановившегося трения.
Основной материал. Для расчета максимальной температуры на контакте 1тах использовано общепринятое допущение о том, что она является суммой поверхностной температуры 1;п и температурной вспышки 1всп, которая возникает при взаимодействии неровностей сопряженных поверхностей.
Считая поверхность ГЦ гладкой, а неровность ПК скользящей в условиях граничной смазки, температуру 1всп на поверхности ГЦ для движущегося квадратного источника тепла интенсивностью q со стороной 21, можно описать уравнением [1; 5; 6]:
г сп.и ( *, у, Ро ^ Ре )
(1
) ч £
0 ¥ ( Г, у, Ро ц , Ре ),
(1)
где
0 ц ( г , у, Ро х + 1
ег[
Ре =
V £
2 а,
, Ре ) =
+ — иРе 2
РО ц =
1
Л4Р
- егГ
I
егГ
У + 1
Г - 1 1 „
-+ — иРе
и2
х
- ег[
du
£'
У -1
х = —; у = —;
££
(2)
соответственно ГЦ [ 3 ]; V -
а тп — коэффициент распределения тепловых потоков;
приведенные коэффициенты теплопроводности и температуропроводности
скорость скольжения ПК, Т - время ; х, у - координаты.
Поскольку при числе Ре > 4 максимальная температура на контакте квадратного и кругового источников одинакового характерного размера отличаются не более 12 % [1], принято I = 0,5dср, где dср - средний диаметр фактического пятна касания. Для неровности ПК число Ре = 0 и уравнения (1) и (2) запишутся в виде :
г есп к ( *, У, Ро к ) =
а тп Ч £
•0 к (х, у, Ро к)
(3)
где
а
1
гр .ц
и
и
0
и
а т
пр .ц .
0 к (х, у, Ро к) =
\4к
ег/ I ^^ I - ег/
0
х - 1
и
егП^11 - ег/ ( У - 1
(\)
ёи
, а„„,, -
соответственно приведенные коэффициенты
р°к = апР.к т/12; Л,р.к , '-пр.к теплопроводности и температуропроводности ПК.
Число Фурье в момент проникновения тепла на всю толщину 5м граничной масляной пленки (МП)
Ром = \ам • т / ёСр, где тм = 81 /(3а м ) [3] ,
м мм ср ' ^ м
ам - коэффициент температуропроводности МП.
Изменения Ром от угла поворота коленчатого вала (п.к.в.) на номинальном режиме работы дизеля 8Ч 12/12 при различных значениях параметра опорной кривой и представлены на рисунке 1. Исходные данные: 8м = 0,1 • 10 6 м, максимальная высота неровности профиля Ктх = 3 • 10-6 м, радиус кривизны вершины неровности г = 90 • 10-6 м. Остальные величины взяты из работы [3].
РОм
0.001 0.001 0.001 0.00
810" 610-\ \10"\ 210-\
30 31 32 33 3\ 35 36 37 38 39 \0 \1 \2 \3 \\ \50 угол поворота коленвала
Рис. 1. Изменения Ром от угла поворота коленвала при различных значениях параметра опорной кривой V/ 1 - V = 2; 2- V =2.5
В интервале рассмотренных углов п.к.в. число Ром не превышает значения 1410" . Для наиболее вероятной зоны граничной смазки (от 350 до 390о п.к.в.) Ром<810-\. Поскольку Ром<
Ро = 0,01, то формулы (1-\) можно существенно упростить:
^ ■ ,
*всп.ц (0,0,т)
0 ц (0,0,Го ч ) =
'всп.к (0,0,т) = 0 к (0,0,Го к)
1.
Ро
2 -ч/р
л/а
2
РО к .
у/Ж
Полагая т = тм, находим максимальную температуру вспышки для ГЦ и ПК:
2 (1 -аш )д8м
4ъЖ
1 « тп Ч
всп . тах . к
8,
*______ц = —;== • --ш у' м (5)
(6)
/3 Ж 1 „
Коэффициент распределения тепловых потоков От является постулируемой величиной, т. е. определяемой до решения теплотой задачи из условия равенства максимальных или средних поверхностных температур трущихся тел [5; 6].
* = * + *
тах ц всп .ц ,тах
* + *
к всп.к .,тах
1
I
и
и
и
или
t +1 = t +1 (8)
ц всп.ц.т. к всп.ц.т. ' v /
где
(1 - а тп) q 0 (9)
t = ^-~ тп J1 Q
всп . ц ., т л ц.т
l м
= атп q 0 (10)
к.т '
l м
0
1 i i
= — II 0 ц ( X, у, F о , Pe ) d Xd у 4 -1 -1 1 1 1
= — || 0 к ( X, у, Fo ,0) d Xd у.
4 - ! - !
tv tK - поверхностные температуры ГЦ и ПК. Подставляя в (7) и (8) выражения (5), (6), (9,10) получим:
-( 2 -A t ^
• c
пр .к г пр .к пр .к
1 +__" пр .к
qd 0
i cp ц, цт
тп.тах, т
, Л О • C + - Л О • c
Д^ прк г прк прк Д/ прц г прц прц
где А1 = 1;ц - 1;к; Лпрк, рпрк, рпрц, спрк, спрц - соответственно приведенные коэффициенты
теплопроводности, плотности и теплоемкости ПК и ГЦ;атп тах т - коэффициент
распределения тепловых потоков при равенстве максимальных или средних температур на контакте.
При Лпрк Лпрц Лм , рпрк рпрц рм , спрк спрц см ;
А X '-Л„
атп. max, m 0,5 , ,-х
q • d 0
^ cp ц, ц m
В нашем случае в зоне граничной смазки при At < 10oC значение От с погрешностью не более 3 % можно принять равным 0,5.
Присутствие на поверхности граничной МП значительно увеличивает число Пекле для движущегося источника тепла (ИТ). В области Fo < FoM число Ре > 200, при этом значения величин максимальных и средних поверхностных температур совпадают. Поэтому при оценке Огп в зоне граничной смазки их выбор не имеет практического значения. Для простоты решений более целесообразным представляется использование условия равенства максимальных температур, хотя физически он менее оправдан из-за разных точек зон контакта.
На рисунке 2 приведены изменения температуры вспышки teслц от продолжительности трения неровности для номинального режима работы дизеля 8Ч 12/12 при ф=370° п.к.в. и следующих исходных данных: Лтш:=Г10-6м; г=150'10-6м; 5м = 0,110-6м; tк = 160 оС; параметры опорной кривой: u=2, в=2. При определении q и dcp использованы формулы, полученные в работах [3; 4].
С увеличением продолжительности контакта teciltj в начале быстро возрастает, достигая при 5=5м экстремального значения 116 оС для относительной контурной площади контакта лс = 0,1 и 78 оС для a = 0,9. В дальнейшем происходит снижение их значений соответственно до 48 и
28 оС с последующей практически стабилизацией из-за незначительного изменения приведенных теплофизических параметров. Таким образом, увеличение относительной контурной площади контакта с 0,1 до 0,9 (приработка поверхностей) привело к снижению tecn^ на 38 оС (33 %). Значения максимальной температуры поверхности при этом составили соответственно 276 и 238 оС.
Если принять допустимую температуру поверхности трения равной 240 оС, то путь трения приработанной неровности в этом случае не будет ограничиваться условием разрушения адсорбированного масляного слоя.
Практический интерес представляет также оценка температуры поверхности после взаимодействия неровностей, длительность которого зависит от скорости скольжения и
среднего диаметра фактического пятна касания, т.е. Твсп =dcp /v. Ее значение необходимо для
исследования кинетики образования смазочных слоев в случае их локального разрушения при
t
всп . к .. т
повторно-кратковременном режиме трения. Если промежуток времени между двумя последовательными контактами неровностей будет превышать твсп., то температуру поверхности в период межциклового движения неровности можно принять равной 1;к.
1всп.ц
оС
120 90
60 30
0
0 5.10-8 1.10"7 1.5.10-7 2.10-7 2.5.10-7 3.10"7
Рис. 2Изменение температуры вспышки teen.ц от продолжительности трения при различных значениях отношения Ас/Ан: 1 -0.1; 2 -0.9 .
Выводы
1. Предложен расчет температур на контакте поршневое кольцо-гильза цилиндра ДВС в условиях граничной смазки и неустановившегося трения.
2. Приведены зависимости контактных температур от микрогеометрических характеристик пары трения для номинального режима работы дизеля 8Ч12/12.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Мышкин Н. К., Петроковец М. М. Трение, смазка, износ. Физические основы и технические приложения трибологии. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. - 368 с.
2. Пикус В. И., Стефановский Б. С., Новиков В. Г. и др. Оценка температур на фактическом пятне контакта в условиях ДВС. // Межвузовский сб. науч. тр. - Ярославль: ЯПИ. - 1976. -С. 63-67.
3. Заренбин В. Г. Расчет пути трения смазочного единичного пятна касания. // Вюник Придшпровсько! державно! академп бущвництва та архтектури. - 2006. № 9. - С. 21-25.
4. Крагельский И. В., Добычин М. Н., Комбалов В. С. Основы расчетов на трение и износ. -М: Машиностроение, 1977. - 526 с.
5. Blok H. Theoretical study of temperature rise at surfaces of actual contact under oilness lubricating conditions - Proc/. Inst/ Mech. Eng. London, 1937. V2.2., p. 222-235.
6. Jaeger J. C. Moving sources of heat and the temperature at sliding surfaces. - Proc. Roy. Soc. NSW. 1942,V.76. p. 203-224
•• • •
• • • • у • £ 1 2
• / • • / • • ••..... \ ........ ■ Ш • • • • • 1 V"
УДК 620.179.112.
К расчету контактных температур при трении деталей двигателей внутреннего сгорания /В. Г. Заренбин //Вкник ПридншровськоТ державноТ академп бущвництва та арх^ектури. - Днiпропетровськ: ПДАБА, 2009. - № 1. - С. 11 - 14. - рис. 3. - Бiблiогр.: (6 назв.).
Предложен расчет температур на контакте поршневое кольцо-гильза цилиндра ДВС в условиях граничной смазки и неустановившегося трения. Приведены зависимости контактных температур от микрогеометрических характеристик пары трения для номинального режима работы дизеля 8Ч 12/12.