УДК 331.5
Ляпанов Артем Владимирович
Владимирский юридический институт ФСИН России Россия. Владимир
К проблеме занятости населения в Российской Федерации
Рассматривается политика занятости населения как составная часть социально-экономической политики государства. Анализируется состояние рынка труда, затрагивается проблема безработицы и ее издержек. Приводятся основные направления проведения социально-экономической политики в рассматриваемой области.
Ключевые слова и словосочетания: рынок труда, занятость, безработица, экономически активное население.
Исходя из того, что социально-экономическая политика - это совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми, одним из основных направлений социально-экономической политики государства выступит обеспечение трудоспособным гражданам благоприятных возможностей для предпринимательства и труда. Данное направление предполагает и поощрение малого бизнеса, и поддержание высокого уровня занятости, и регулирование трудовых отношений, и многое другое.
В связи с этим необходимо проанализировать состояние рынка труда в Российской Федерации и проблемы его регулирования.
Совокупный рынок труда представляет собой механизм согласования интересов нанимателей и наемных работников при посредничестве государства. Главными элементами этого механизма являются: совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения. Спрос на рабочую силу отражает природу и структуру занятости и определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Предложение отражает состояние незанятости и безработицы в экономике и охватывает все категории населения, претендующего на работу по найму.
Текущий рынок труда - часть совокупного рынка, оставшаяся за пределами удовлетворенного спроса на труд. Она определяется числом вакансий
129
и лиц, занятых поиском работы. Данный подход позволяет рассмотреть состояние рынка труда на макро- и микроуровне и выделить механизмы регулирования занятости и безработицы на каждом из этих уровней.
Рис. 1. Текущий рынок труда: 1 - официальная часть открытого рынка труда; 2 -неофициальная часть открытого рынка труда; 3 - официальная часть скрытого рынка труда; 4 - неофициальная часть скрытого рынка труда
Текущий рынок труда можно представить как многосекторную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными частями: открытым и скрытым рынками труда (рис. 1) [2].
Открытый рынок труда - это все экономически активное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профессиональной подготовке, а также вакантные места во всех секторах экономики. Официальная часть открытого рынка труда включает в себя свободную рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в государственной службе занятости населения. Неофициальная часть открытого рынка труда охватывает неучтенные вакансии и ту часть предложения рабочей силы, которая не зарегистрирована в государственной службе занятости населения.
Скрытый рынок труда включает лиц, которые формально числятся занятыми, но в силу отсутствия объемов работы, рынков сбыта продукции и других причин могут быть высвобождены без ущерба для производства. Официальная часть скрытого рынка труда регистрируется органами статистики. Она охватывает лиц, находящихся в отпусках по инициативе нанимателя, а также вынужденных по этим же причинам работать неполное рабочее время. Сюда относится также излишняя численность в связи с учтенными целодневными и внутрисменными потерями. Неофициальная часть скрытого рынка труда - это излишняя численность работников в связи с неучтенными целодневными и внутрисменными потерями рабочего времени, а также из-за низкой фактической интенсивности и производительности труда.
130
Итак, одной из центральных фигур на рынке труда выступает рабочая сила, или экономически активное население (далее - ЭАН), т.е. лица в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными.
В России уровень ЭАН в последнее время стабилизировался (рис. 2), резких колебаний, характерных для предыдущих периодов, уже не наблюдается (1992 г. - 75 060 тыс. чел., 1995 г. - 70 740 тыс. чел., 2000 г. - 72 332 тыс. чел., 2005 г. - 73 811 тыс. чел., 2007 г. - 75 060 тыс. чел.).
78
II V VIII IV X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
2009 г. 2010 г.
0 Занятое население и Безработные по методологии МОТ
Рис. 2. Динамика численности экономически активного населения
Численность экономически активного населения в ноябре 2013 г. составила 75,5 млн чел., или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,4 млн чел., или 94,6% экономически активного населения, были заняты в экономике и 4,1 млн чел. (5,4%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрированы в качестве безработных 0,9 млн чел. (табл. 1).
После провала 90-х гг. XX в., обусловленного экономическим кризисом, численность занятых в экономике постепенно увеличивается. Наметившийся в 2008 г. и пришедший на 2009 г. спад этой численности также объясняется экономическим кризисом.
Треть (31,9%) занятых на данный момент в экономике трудятся в государственных организациях, большинство работают в частных компаниях (56,9%), остальные - на предприятиях смешанной формы собственности.
Поскольку наемный труд стал субъектом рыночных отношений, на него распространяются все их достоинства и недостатки. Рынок труда в настоящее время можно разделить на две профессиональные группы: в первую входят
131
профессии, которые обслуживают отношения частной собственности; во вторую - профессии, обслуживающие государственную собственность. В первой группе спрос на профессии рыночного типа высок, но круг их ограничен, поскольку институт частной собственности в России охватывает далеко не все сферы экономики. Во второй группе специализация востребованных профессий много шире, но эта сфера деятельности часто не устраивает самих специалистов в силу ряда причин, в основном материальных.
Таблица 1
Изменение численности занятых в экономике РФ
Показатель Занятые в экономике, тыс. чел. Доля к ЭАН, %
1992 71905 94,8
1995 66330 90,5
2000 64517 90,2
2004 66407 92,1
2005 66792 92,9
2006 67174 93,3
2007 68019 94,3
2008 68474 93,0
2009 66995 91,8
2010 69933 92,6
2011 70856 93,5
2012 71545 94,5
Источник: по данным [4].
Для более полной характеристики рынка труда необходимо проанализировать структуру занятых в экономике и соотнести количество занятых по видам экономической деятельности с заработной платой, получаемой от этой деятельности (табл. 2).
Средняя номинальная начисленная заработная плата по России в 2012 г. составила 26 628,9 руб. При этом есть определенные виды экономической деятельности, в которых при значительном количестве занятых установился довольно низкий уровень оплаты труда. Прежде всего, это сельское хозяйство и образование.
132
Таблица 2
Распределение занятых в экономике по видам экономической деятельности и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (2012 г.)
Вид экономической деятельности Доля занятых, % Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство 7,3 21 665,4
Добыча полезных ископаемых 2,0 50 400,6
Обрабатывающие производства 15,0 24 511,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,3 29 437,1
Строительство 7,4 25 950,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны 18,2 19 132,45
Транспорт и связь 9,4 31 444,1
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8,7 44 962,5
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 7,5 35 701,4
Образование 9,2 18 995,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 8,0 20 640,7
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3,9 20 984,5
Источник: по данным [4].
Вместе с тем наблюдается наличие сверхдоходных видов экономической деятельности, таких, как добыча полезных ископаемых и финансовая деятельность. Таким образом, налицо серьезная диспропорция в уровне оплаты труда и соответственно в уровне жизни представителей различных видов экономической деятельности. Подобная диспропорция сохраняется и, более того, усиливается по региональному признаку.
133
Большое распространение на рынке труда получила вторичная занятость работников. Она вызвана желанием увеличить свои доходы, повысить уровень благосостояния своей семьи. Как правило, вторичная занятость - это вторая работа, фрилансерство, неофициальные подработки (репетиторство и др.), занятость в сетевом бизнесе, оказание разовых, периодических услуг и т. д. Результаты обследования населения по проблемам занятости (май 2008 г.) показывают, что в целом по Российской Федерации занятых в неформальном секторе экономики - 19 % (тенденция на повышение). Можно сказать, что вторичная занятость выступает неким неформальным регулятором рынка труда, удовлетворяя спрос на труд в самых востребованных сегментах.
Формирование рынка труда в России зависит от множества факторов. Наиболее существенным из них является безработица. Если в предыдущие годы прослеживалась отчетливая тенденция снижения темпов роста и численности этой категории ЭАН, то в связи с экономическим кризисом наблюдается обратная тенденция (табл. 3).
Из таблицы 3 видно, что существует две методики подсчета количества безработных. Так, в состав общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, включаются граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях. Кроме различий методологического характера, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы (без обращения в государственные учреждения службы занятости).
Безработица представляет собой очень серьезную проблему для любого общества, поэтому защита населения от безработицы является особым направлением социально-экономической политики государства.
Безработицу можно определить как ситуацию, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы характеризуется нормой, рассчитываемой как отношение общего числа безработных к численности рабочей силы:
У Б = —хШ%
,
где УБ - уровень безработицы;
Б - общее число безработных;
РС - численность рабочей силы, %.
134
Таблица 3
Изменение численности безработных в РФ
Кол-во безработных, тыс. чел. По методологии МОТ Зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости
1992 3 888 577
1995 6 684 2 327
2000 7 059 1 037
2004 5 666 1 920
2005 5 242 1 830
2006 5 250 1 742
2007 4 518 1 553
2008 4 697 1 521
2009 6 283 2 147
2010 5 544 1 589
2011 4 922 1 285
2012 4 130 1 064
Источник: по данным [4].
Экономисты выделяют три основных типа безработицы.
Фрикционная (от англ. friction - трения, разногласие) - добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным.
Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. Такая безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров.
Фрикционный и структурный типы безработицы составляют ее естественный уровень (5-6 % от трудоспособного населения) и характерны для современного общества даже в условиях полной занятости.
Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. Насколько она опасна для общества, помогает судить закон Оукена, в соответствии с которым каждый процент пре-
135
вышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5 % [1].
Безработица также сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работников, ростом социальной и политической напряженности. Серьезную озабоченность вызывает и связь безработицы с инфляцией. Поэтому антиинфляционная политика всегда сопряжена с мероприятиями социально-экономической политики и проявляется в двух подходах: адаптационном (индексация доходов и контроль за уровнем цен) и ликвидационном (снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы). Однако статистика свидетельствует, что для снижения инфляции на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня. Вместе с тем борьба с безработицей (трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке через биржи труда, правовое обеспечение трудовых отношений, социальная защита безработных, создание дополнительных рабочих мест) неминуемо влечет за собой повышение социальных расходов государства, вызывая дефицит государственного бюджета, и может способствовать инфляции.
Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский экономист Олбан Филлипс установил, что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость (рис. 3).
Рис. 3. Кривая Филлипса
Кривая Филлипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.
Таким образом, попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся на кривую Филлипса, как показал опыт второй половины XX в., не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безрабо-
136
тицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными. Как свидетельствует реальная экономическая ситуация в ряде стран, бывает, что и безработица растет, и цены тоже растут, возникает стагфляция (от слов «стагнация», т. е. застой, и «инфляция») - экономическое явление, характеризующееся сокращением производства, увеличением безработицы и ростом цен. Стагфляция была характерна для экономики России периода рыночных реформ начала 90-х гг. прошлого века.
По данным обследования населения по проблемам занятости в ноябре 2013 г. 4,1 млн чел., или 5,4% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрированы 0,9 млн чел., в том числе 0,7 млн чел. получали пособие по безработице.
Уровень безработицы по субъектам Российской Федерации в соответствии со стандартами МОТ далеко неоднороден. Наиболее высокий уровень безработицы на конец 2012 г. наблюдался в Республике Ингушетия -47,7%, Чеченской Республике - 29,8%, Республике Тыва - 18,4%. В 22 субъектах федерации уровень безработицы был более 7%. Наименее напряженная обстановка наблюдалась в Москве - 0,8%, Санкт-Петербурге - 1,1%, Ямало-Ненецком автономном округе - 3,4%, Самарской области - 3,4%.
Что касается федеральных округов, то в них уровень безработицы в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом понизился. Самый низкий уровень безработицы зарегистрирован в Центральном федеральном округе -3,1 %, самый высокий - в Северо-Кавказском - 13,1 %.
Представленные данные статистики свидетельствуют о наличии ряда проблем в этой области. Угроза усугубляется тем, что безработица сопряжена с широким кругом издержек, выходящих за рамки прямых расходов на поддержку безработных, и предполагает экономические, финансовые, социальные и даже психологические издержки.
Экономические издержки безработицы связаны с тем, что данное явление затрагивает ЭАН: издержки равны величине ВВП, недополученного в результате недоиспользования трудового потенциала ЭАН.
Финансовые издержки включают, во-первых, расходы на программы помощи безработным, во-вторых, вмененные издержки, величина которых измеряется суммой недополученных налогов. Работодатели также несут финансовые издержки, равные величине выплачиваемого ими выходного пособия.
Социальные издержки обусловлены тем, что отсутствие постоянной работы, низкие характеристики благосостояния отрицательно влияют на
137
здоровье людей, демографическую ситуацию в стране, происходит увеличение иждивенческой нагрузки на занятое население и т. д.
Длительная безработица сопряжена с серьезными психологическими проблемами (рост заболеваемости, высокая доля самоубийств, рост числа преступлений). Исследования, проведенные в США, показали, что увеличение безработицы на 1% в случае, если она не снижается на протяжении последующих 5 лет, ведет к увеличению числа самоубийств на 4,5%, первичных обращений в клинику для душевнобольных - на 3,3%, численности осужденных к тюремному заключению - на 4%, числа убийств - на 5,7%, общего уровня смертности - на 1,9% [3].
Данные обстоятельства определяют необходимость и основные направления проведения социально-экономической политики в рассматриваемой области.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., исходя из тенденций развития экономики и рынка труда, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе провозглашается создание правовых, экономических и институциональных условий, призванных обеспечить развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда. Это позволит преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Достижение поставленной цели должно осуществляться посредством решения следующих задач.
Первая задача - повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости.
Вторая задача - улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.
Третья задача - развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов.
Четвертая задача - создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.
Пятая задача - создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых
138
ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.
Ключевые показатели реализации поставленных задач в течение 2008-2020 гг. следующие:
- снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5-10 %;
- повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70-80%;
- снижение уровня общей безработицы с 6 до 2 -3%.
- охват внутрипроизводственным обучением 80 % работников крупных и средних предприятий, а опережающим профессиональным обучением - 4050% работников, подлежащих высвобождению.
1. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров, 1997. - С. 243.
2. Социальные проблемы трудовой занятости в регионах Российской Федерации. - М., 2009. - С. 12.
3. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - М., 2005. - С. 693.
4. Официальный сайт ФСГС. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 28.01.2014).