Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ'

К ПРОБЛЕМЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
344
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОУЧАСТВУЮЩЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / СОУЧАСТИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Макарова Екатерина Сергеевна

Проблематика работы связана с потенциалом включения молодежи в формирование и развитие городской культурной среды и недостаточностью используемых интегративных технологий вовлечения молодежи в эту деятельность. Основное внимание уделено рассмотрению особенностей технологии соучаствующего проектирования, призванной дополнить и разнообразить имеющийся инструментарий по вовлечению молодежи в формирование и развитие городской культурной среды. В статье представлены следующие аспекты, подкрепленные примерами удачного использования технологии соучаствующего проектирования: вовлечение молодежи в проектную деятельность; развитие чувства общности у участников проекта; инструменты соучаствующего проектирования, способствующие включению в деятельность; стимулирование развития социальной и творческой активности молодежи средствами соучаствующего проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF YOUTH INVOLVEMENT IN THE FORMATION OF THE URBAN CULTURAL ENVIRONMENT

Problems considered in the article connected with the potential to include young people in the formation and development of the urban cultural environment and the lack of use of integrative technologies to involve young people in this activity. The main attention is paid to the consideration of the features of the participatory (democratic) design technology, designed to supplement and diversify the existing one to involve young people in the formation and development of the urban cultural environment. The article presents the following aspects, supported by examples of successful use of participatory design technology: involving youth in project activities; developing a sense of community among project participants; participatory design tools to facilitate inclusion in activities; stimulating the development of social and creative thinking activity of participatory design.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ»

УДК 316.728-053.6

Е. С. Макарова

К проблеме вовлечения молодежи в формирование городской

культурной среды

Проблематика работы связана с потенциалом включения молодежи в формирование и развитие городской культурной среды и недостаточностью используемых интегративных технологий вовлечения молодежи в эту деятельность. Основное внимание уделено рассмотрению особенностей технологии соучаствующего проектирования, призванной дополнить и разнообразить имеющийся инструментарий по вовлечению молодежи в формирование и развитие городской культурной среды.

В статье представлены следующие аспекты, подкрепленные примерами удачного использования технологии соучаствующего проектирования: вовлечение молодежи в проектную деятельность; развитие чувства общности у участников проекта; инструменты соучаствующего проектирования, способствующие включению в деятельность; стимулирование развития социальной и творческой активности молодежи средствами соучаствующего проектирования.

Ключевые слова: соучаствующее проектирование, городская культурная среда, социокультурное пространство города, соучастие, активизация молодежи, проектная деятельность.

Ekaterina S. Makarova

On the problem of youth involvement in the formation of the urban cultural environment

Problems considered in the article connected with the potential to include young people in the formation and development of the urban cultural environment and the lack of use of integrative technologies to involve young people in this activity. The main attention is paid to the consideration of the features of the participatory (democratic) design technology, designed to supplement and diversify the existing one to involve young people in the formation and development of the urban cultural environment.

The article presents the following aspects, supported by examples of successful use of participatory design technology: involving youth in project activities; developing a sense of community among project participants; participatory design tools to facilitate inclusion in activities; stimulating the development of social and creative thinking activity of participatory design.

Key words: participatory design, urban cultural environment, socio-cultural space of the city, complicity, youth activation, project activities.

Актуализация исследовательского интереса к изучению городского пространства связана с масштабными изменениями в современном мире: по мнению С. В. Барышникова, города - «и главный узел всех противоречий современной культуры, и основной фокус ее достижений»1. Так, город - это социокультурный феномен, в котором тесно

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values связаны между собой и влияют друг на друга социум и городское пространство.

Проблема формирования и развития городской культурной среды отражена в «Основах государственной культурной политики»; одной из задач является «Сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем:

• развития инфраструктуры культурной деятельности;

• создания благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях»2. Переосмысление роли городов в общественном и культурном развитии в современных научных работах направляет фокус с городского пространства как такового (элементов, его составляющих, его особенностей и т. д.) на существование и самоощущение человека в рамках этого пространства, чему также посвящена и данная статья.

Для определения проблематики вовлечения молодежи в формирование городской культурной среды необходимо уточнить, что представляет собой городская культурная среда, из чего она складывается и каким образом связана с обществом. «Культурная среда - совокупность социально-культурных объектов, связанных с созданием и распространением культурных ценностей, а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовно-нравственная атмосфера в обществе»3. Определение, данное А. Я. Флиером, дополняет представленное выше: «Культурная среда - это стихийно сложившаяся система культурных предпочтений населения какого-то локального пространства (города, региона), обладающая определенными идеологическими, эстетическими, нравственными и иными осо-бенностями»4. Таким образом, складывается единое представление о городской культурной среде как совокупности культурных объектов и смыслов, окружающих человека.

Специфические факторы, отражающие и определяющие культурную жизнь города, выделяет М. С. Каган: «первый - географический, природный фактор; второй - социальный статус города и основная направленность деятельности его обитателей; третий - архитектурный фактор, подразумевающий пространственную художественную организацию города; четвертый - эстетически художественный, включающий и архитектурный образ города, но имеющий гораздо более широкое содержание: этот фактор включает и природную среду, и художественную культуру»5. Комплексный подход к изучению городской культурной среды, предпринятый ученым, показывает, что сочетание всех четырех факторов придает городу неповторимость, оригинальность, самобытность.

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей

Динамические процессы городской культурной среды напрямую влияют на социально-культурные, политические, экономические, экологические и другие аспекты жизни общества, при этом под влияние социокультурного пространства города, так или иначе, попадает каждый член городского сообщества. Образ жизни, ценности, ритуалы, современные формы общения, отдыха и другие формы передачи общественного опыта определяются сложившейся культурной средой города, выступающей площадкой для культурного производства. Таким образом, процесс культурного производства тесно связан с тем, как организовано городское пространство и как в нем проходит социокультурная жизнедеятельность людей.

В настоящее время выявлена проблема «снижения влияния человека на городскую среду»6, обусловленная глобализацией и унификацией процессов формирования городского пространства. Поскольку при таких обстоятельствах преемственность общественного опыта прекращается, городская культурная среда, как носитель представлений субъектов о культуре, традициях и истории постепенно утрачивает свое предназначение. Так об этом пишет М. С. Шилехина в статье «Современные тенденции формирования культурного пространства города: проблемы и возможности?»: «Сейчас все границы стираются, и города унифицируются, теряя свою индивидуальность, и вместе с ней теряется преемственность опыта эффективной в социальном, экологическом и экономическом аспектах жизнедеятельности населения в его пределах и вне их. По статистике, в районах типовой застройки наблюдается самый высокий процент самоубийств, несчастных случаев и криминальных происшествий. Неблагоприятная визуальная среда, когда человек вынужден постоянно пребывать среди зданий с искаженными формами, приводит к возникновению и развитию психических заболеваний, падению нравственности и процветанию низменных качеств человеческой природы. Проблема архитектурной глобализации в современной городской среде стирает культурные различия между городами, рождая глобальный мегаполис»7.

Исследования последних лет показывают, что у населения современных городов снижается ощущение сопричастности, приобщения населения к многогранным процессам социокультурного пространства города. Особенно это характерно для вовлечения в освоение культурных традиций и ценностей городской среды молодежи, включающейся в процесс городского пространства, определяющей собственное место в этом пространстве.

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values

Проблемное поле статьи представлено следующими противоречиями между: социально-культурным потенциалом городов в формировании городской культурной среды и не разработанностью методов и технологий вовлечения населения в ее развитие; а также между потенциалом вовлечения молодежи, как активной категории граждан, в формировании городской культурной среды и недостаточным использованием методов и средств соучаствующего проектирования, реализующих этот потенциал.

В качестве инновационной технологии вовлечения городских жителей в формирование городской культурной среды в данной работе выступает соучаствующее проектирование. Впервые данное определение было представлено в работе Г. Саноффа: «Соучаствующее проектирование (Democratic Design) - это процесс проектирования с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта»8.

Целью статьи является освещение специфических особенностей использования соучаствующего проектирования в работе с молодежной аудиторией для активизации ее участия в проектах по развитию городской культурной среды. Для определения направлений эффективного использования соучаствующего проектирования в рамках поставленной цели, рассмотрим возможности соучаствующего проектирования как социально-культурной технологии при вовлечении молодежи в формирование городской культурной среды:

1. Привлечение молодежи к процессу принятия проектных решений (вовлечение в проектную деятельность). Поскольку соучаствующее проектирование подразумевает совместную работу профессионалов в различных сферах и непрофессионалов, заинтересованных в проекте, процесс его разработки стимулирует обмен знаниями между участниками и обучение. Таким образом, для участников будет иметь ценность не только полученный результат, но и процесс его достижения.

2. Развитие чувства общности у участников проекта, действующих для достижения общей цели. По мнению Г. Саноффа, популяризатора идеи соучаствующего проектирования за рубежом, люди, которые объединяют усилия в совместных делах, в погоне за индивидуальными достижениями перестают препятствовать друг другу и открывают больше возможностей в достижении проектных задач. Для реализации этого

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей механизма необходимо использование новых перспектив и форматов для участия молодежи, например, дизайн-игры, готовые воркшопы по сохранению городской среды, цели и стратегии, дискуссии в группах.

3. Подбор наиболее подходящей формы организации процесса соучаствующего проектирования для молодежи, а также подготовка квалифицированной информации для осмысленного участия молодежной аудитории. «Процесс совместного планирования может формироваться с помощью большого числа различных инструментов, предлагающих для участников различную степень «включения» в тот или иной проект. Например, это проектные семинары, фокус-группы, мастерские, экскурсии, сессии по генерации идей, совместный SWOT, формирование пожеланий и мозговые штурмы, дизайн-игры, проведение отдельных проектных сессий и игр и т. д.»9.

Информирование молодежи о планирующихся проектных семинарах и приглашение в возможном участии может осуществляться посредством СМИ, социальных сетей и интернет-ресурсов, афиш и объявлений, через учебные заведения и с использованием индивидуальных приглашений. Для получения обратной связи от участников проекта могут подойти как традиционные формы - анкетирование, интервью, фокус-группы - так и относительно новые и особенно актуальные в последние годы: интернет-флешмобы, стриминг и онлайн-трансляции, использование различных интернет-площадок и возможностей социальных сетей для интеграции и коммуникации.

4. Социально-культурную идентификацию и сопричастность молодого поколения к культурной среде родного города, стимулирование развития социальной и творческой активности молодежи в сохранении его культурных традиций, воспитание чувств патриотизма и ответственности за свою «малую родину». Чувство причастности к развитию культурной среды родного города может быть развито посредством организации тематических форумов, проведения образовательных мероприятий о городском пространстве, а также проектов для общеобразовательных учреждений, профессиональных, дополнительного и высшего образования (рисунки, сочинения, пожелания, стихотворения, макеты).

Последние десять лет в России активно разрабатываются и реализуются проекты соучаствующего проектирования. Существует много форматов реализации соучастного подхода в развитии и формировании городской культурной среды. При рассмотрении конкретных примеров нельзя не упомянуть деятельность междисциплинарной команды специалистов под названием «Проектная группа 8», одной из первых в нашей стране начавшую использовать модель проекти-

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values рования и планирования городской среды, в основе которой лежит соучастие. При участии команды в Вологде были реализованы проекты «Активация» (2012), «Цветущий город» (2013), «7 чудес света»; в рамках этих проектов, на выбранных горожанами территориях и с учетом их пожеланий в процессе проектирования, были созданы зоны, в которых жители сами красили, высаживали цветы, организовывали мероприятия, проводили субботники и т. д. Эти проекты имеют пролонгированный результат: поскольку каждый участник внес вклад в разработку идеи и деталей проекта, своими руками помог его осуществить - это формирует бережное и небезразличное отношение к социокультурным и материальным элементам городского пространства, что способствует передаче опыта и активизации деятельности молодежи в соответствующем направлении.

Использование технологии соучаствующего проектирования в работе с молодежной аудиторией можно рассмотреть на примере петербургского фестиваля «Живые улицы», организованного при поддержке «Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями». В основе концепции фестиваля лежит идея диалога с городом и улицами, обеспечение взаимодействия и сотворчества жителей, направленного на то, чтобы помочь людям «чувствовать себя свободными, чувствовать право на этот город, ответственность за этот город и перемены в нем»10.

В 2018 г. на фестивале было представлено несколько тематических зон, в которых проходили мероприятия с использованием интересных и актуальных для молодежи практик: создание recycle-объектов и уличного арт-объекта, использование VR-технологии, воркшопы, спортивные и интеллектуальные игры и др. Опыт фестиваля показал, что подобные формы взаимодействия с молодежной аудиторией пользуются большой популярностью и обеспечивают максимальную вовлеченность.

Еще один из многих примеров, которые можно показать с разных ракурсов в рамках выбранной темы - «Всероссийский молодежный форум развития территорий». В 2020 г. форум проходил второй раз и был посвящен участию молодых специалистов и волонтеров в реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

«Всероссийский молодежный форум развития территорий» помогает участникам национального проекта наиболее полно и разносторонне раскрыть свои способности в проектировании городской среды. Основная проблематика форума была сфокусирована на следующих моментах: «диалоге между молодежными сообществами и органами государственной власти, местного самоуправления, и на новых воз-

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей можностях для практики и повышения уровня компетенций студентов и добровольцев в сфере развития территорий»11.

Направления секций молодежного форума, включенные в программу: «особенности благоустройства малых городов и исторических поселений, соучаствующее проектирование, айдентика города и села, информационное продвижение и социокультурное программирование»12.

По итогам форума были подготовлены предложения по участию молодежных сообществ в соучаствующем проектировании и социокультурном программировании, а также по вовлечению студентов и молодых специалистов в разработку дизайн-кодов городов и сел для дальнейшего рассмотрения в Минстрое России. Данный опыт может способствовать развитию молодежной активности, направленной не только на взаимодействие с городской средой, но и на налаживание коммуникации с органами городской власти и местного самоуправления, стимулируя обмен опытом и создавая потенциал для будущего продуктивного взаимодействия.

Несмотря на то, что внедрение соучаствующего проектирования в реализацию современных проектов - это относительно новая практика для России, она начинает пользоваться все большей популярностью у архитекторов, урбанистов, чиновников и активных горожан как альтернативный подход к формированию среды. Подводя итог в размышлении на тему вовлечения молодежи в формирование городской культурной среды, можно сказать, что соучаствующее проектирование обладает специфическими особенностями, которые можно вариативно интегрировать в социокультурные проекты. Молодежь (молодые специалисты в области архитектуры, урбанистики, градостроительства, дизайна, социологии, 1Т-технологий, добровольцы, представители органов государственной власти субъектов и др.) выступает и как объект воздействия технологии соучаствующего проектирования, и как инициативная социальная группа, способная оценить и воспринять инновационный подход к взаимодействию с городским пространством.

Примечания

1 Барышников С. В. Городская культурная среда: Становление и развитие. Социально-философский аспект / С. В. Барышников: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Москва, 1999. 158 с.

2 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 775.

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values

3 Кантемирова Т. А. Социокультурные особенности формирования городской среды в России / Т. А. Кантемирова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2002. №1. С. 278.

4 Флиер А. Я. Модернизация культурной среды: варианты целеполагания // Знание. Понимание. Умение: электронный научный журнал. 2013. № 3. С. 65. URL: https:// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20270090_15312936.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

5 Каган М. С. Культура города и пути ее изучения / М. С. Каган // Город и культура. Санкт-Петербург: СПбГИК, 1992. С. 19-21.

6 Шилехина М. С. Культурное пространство города как его идентификационное лицо: сущность и формирование / М. С. Шилехина // Вестник МГУКИ. 2017. № 3 (77). С. 52-62.

7 Шилехина М. С. Современные тенденции формирования культурного пространства города: проблемы и возможности? / М. С. Шилехина // Культурное наследие России. 2016. № 4. С. 103-109.

8 Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Г. Санофф. Вологда: Проектная группа 8, 2015. С. 36.

9 Три принципа проектирования с соучастием // Архи.ру: архитектурный веб-портал. 2016. 24 мар. URL: https://archi.ru/russia/67941/kniga-genri-sanoffa-souchastvuyuschee-proektirovanie (дата обращения: 17.02.2021).

10 Фестиваль «Живые улицы». URL: https://www.livingstreets.info (дата обращения: 12.01.2021).

11 II Всероссийский молодежный форум развития территорий пройдет в Ярославской области // Минстрой РФ: официальный сайт. 2020. 6 марта. URL: https:// minstroyrf.gov.ru/press/ii-vserossiyskiy-molodezhnyy-forum-razvitiya-territoriy-proydet-v-yaroslavskoy-oblasti/ (дата обращения: 12.01.2021).

12 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.