Lingua mobilis № 2 (35), 2012
К ПРОБЛЕМЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОРА ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА
Т. А. Литвинова
Рассматриваются общие вопросы, связанные с проблемой установления характеристик личности автора письменного текста. Приводится краткий обзор зарубежных исследований по данной проблеме, который показывает, что в науке накоплено достаточно доказательств того, что языковые параметры текста могут дать достоверную информацию о личности его автора, в том числе его душевном и физическом здоровье. Особенно информативным в этом отношении является анализ служебных слов и местоимений. Обоснована необходимость подобных исследований применительно к русскому языку.
Ключевые слова: письменный текст, дейксис, психолингвистика, автор, индивидуальные особенности.
Введение. В настоящее время является общепризнанным, что текст как продукт индивидуальной речевой деятельности может служить средством диагностики индивидуально-типических особенностей свойств личности, поскольку за каждым текстом стоит своеобразная языковая личность. К числу таких особенностей относятся особенности человека как биологического существа (пол, возраст), как мыслящего и чувствующего существа (особенности мышления и сферы чувств) и как общественного существа (социальные признаки (уровень образования, профессия и пр.) и черты характера) (подробная классификация характеристик человека, представленных в языке, дана, напр., в [1]).
Теоретическая и практическая значимость исследований, направленных на выявление характеристик человека в созданном им письменном тексте, не-оспорима: современная лингвистика мало знает о том, на каких именно языковых уровнях отражаются те или иные характеристики личности: существуют лишь отдельные исследования (да и то в основном на материале английского языка, см. обзор в [2]), единой теоретической концепции не выработано, тогда как в повседневной практике, например, правоохранительных органов часто
50
Языкознание
приходится иметь дело с анонимными письмами-угрозами; создателям целевой рекламы в интернете многое мог бы дать анализ языка блоггеров, участников социальных сетей и др. с целью выявления интересующих их параметров личности участников интернет-пространства для повышения эффективности рекламы, и др., и пр.
1. К проблеме определения индивидуально-личностных характеристик автора текста. Описывая одно и то же событие, люди используют разные языковые средства, тем самым выражая в речи свою индивидуальность. «Извините, не могли бы Вы мне передать соль, если Вас не затруднит?» и «Эй, подай мне соль!» - речевые акты с одинаковой прагматической направленностью. Однако языковые средства, используемые авторами этих высказываний, говорят нам намного больше, чем просто о потребности в соли в текущий момент. Выбор языковых средств отражает личность человека, его настроение, социальный статус и множество других характеристик. «Каждая личность конкретна и является частью истории, признаки письма и содержание документа несут в себе информацию о данной личности и том этапе исторического процесса, частью которого она является. Они свидетельствуют об образовании, возрасте, профессии ... о конкретных явлениях и событиях, имевших место в период написания документа» [3. С. 117].
То, что слова, которые люди употребляют, являются индикаторами их интеллектуального и даже физического состояния, известно давно. Еще З. Фрейд указывал, что ошибки и оговорки, которые люди допускают в своей речи, выдают их потаенные мысли и страхи. Факты, свидетельствующие о связи языка и особенностей личности человека, стали появляться в работах ученых в последние 50 лет. Психологи, занимающиеся проблемами изучения личностных особенностей, обращали внимание на слова и выражения, которые указывали на потребности людей в признании, одобрении и власти. Путем простого подсчета слов, связанных с выражением этих понятий в образцах текстов того или иного человека, исследователь может сделать заключение о тех или иных потребностях личности. В научных статьях, написанных практикующими психологами и врачами, встречаются отдельные сведения о том, что слова, которые люди используют, определенным образом коррелируют с психосоматическими заболеваниями, биполярным расстройством, шизофренией и пр. [1].
2. Компьютерные программы для изучения связи между языком и особенностями личности автора текста. Речевая деятель-
51
Lingua mobilis № 2 (35), 2012
ность, подчиняясь закономерностям вероятно-статистического характера, предопределяет необходимость при ее исследовании комплексного применения в рамках системно-структурного как качественных, так и количественных методов [4. С. 31]. Причем в последнее время специалистами подчеркивается возрастание роли количественных методов исследования письменной речи, позволяющих точнее воспроизводить наблюдаемые явления - например, разрабатывается метод выявления объема групп слов с определенной частотой встречаемости в зависимости от свойств конкретного автора [5. С. 12].
Однако, несмотря на стремительное развитие компьютерных технологий в последние годы, компьютерных программ такого рода известно немного. Одна из наиболее эффективных, по мнению ряда исследователей, - LIWC (Linguistic Inquiry and Word Count) - была разработана под руководством известного американского ученого Дж. Пеннебакера, занимающегося вопросами взаимосвязи между языком и свойствами личности. LIWC основана на данных созданных при помощи методов экспертной оценки словарей, в которых слова разделены на 70 лингвистических и психологически релевантных категорий. С использованием этой программы в любом тексте можно рассчитать процент слов с негативной или позитивной положительной оценкой, процент предлогов, местоимений, местоимений, слов, указывающих на последовательность изложения мыслей, и др. Достоинство этой программы в том, что она может за короткое время анализировать множество текстов. Сравнивая результаты этого анализа с данными психологических тестов участников экспериментов, можно установить определенные зависимости между языковыми параметрами текста и индивидуально-личностными особенностями [1].
3. Наиболее информативные языковые единицы с точки зрения выявления особенностей личности. Путем анализа десятков тысяч текстов на английском языке группа исследователей под руководством Дж. Пеннебакера установила, что личностные особенности гораздо слабее коррелируют с параметрами текста, имеющими отношение к его содержанию (количеством слов той или иной тематической группы, слов эмоциональной оценки), чем с формальными параметрами. Гораздо важнее то, КАК человек говорит, чем то, о ЧЕМ он говорит. Особенно информативным в этом отношении оказались служебные слова (союзы, частицы, артикли, предлоги) и местоимения. Эти слова относятся к числу самых частотных в языке, что также указывает на необходимость и важность их изучения.
52
Языкознание
Учеными были установлены интересные зависимости между особенно-стями употребления указанных выше языковых единиц и индивидуальными особенностями создателей текстов (см. обзор в [1]). Оказалось, что разные единицы несут информацию о разных параметрах личности. Так, личные местоимения оказались наиболее информативны для определения душевного и физического состояния создателя текста. Анализ употребления местоимений «я»/«мы» дает представление о самоидентификации человека, а употребление местоимений 2-го и 3-го лица - об отношении к другим людям. Несколько выводов, к которым пришли ученые под руководством Дж. Пеннебакера [6]:
1. Студенты, находящиеся в депрессии, использовали гораздо больше местоимений 1-го л. ед. ч. (I), чем те, кто никогда не страдал депрессией.
2. Поэты, покончившие жизнь самоубийством, использовали в своем творчестве гораздо больше местоимений 1-го л. ед. ч., чем поэты, не имевшие суицидальных наклонностей. Интересно, что разницы в количестве слов с негативной оценочностью между этими группами выявлено не было.
3. Непосредственно после серьезных потрясений в обществе люди начи-нают реже употреблять местоимения 1-го л. ед. ч., чаще -местоимения 1-го л. мн. ч. Так, анализ сообщений в чатах непосредственно после смерти принцессы Дианы (в течение недели) показал, что количество местоимений «мы» увеличилось на 135 % от обычного уровня, а количество местоимений 1-го л. ед. ч. упало на 12 %. Однако уже через 10 дней после трагедии использование вернулось на прежний уровень.
4. Когда участники эксперимента по заданию руководителя продуцировали ложные сообщения, в их текстах резко сокращалось число местоимений «я» по сравнению с обычным уровнем.
Однако все эти выводы были сделаны, как уже говорилось, на материале английского языка.
Выводы. Представляется теоретически и практически значимым и актуальным рассмотреть особенности употребления самых частотных слов - служебных слов и местоимений - в русском языке с точки зрения отражения в них особенностей личности создателя текстов. Необходимо также разработать компьютерную программу, облегчающую подсчет употребления тех или иных единиц в тексте. Используя современные компьютерные технологии, мы сможем глубже по-
53
Lingua mobilis № 2 (35), 2012
нять взаимосвязь между словами, которые мы используем, и нашими мыслями, чувствами, особенностями личности.
Список литературы
1. Литвинова, Т. А. Лексемы, характеризующие человека по отноше-нию к труду, в воронежских говорах [Текст] / Т. А. Литвинова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. -2011. - Вып. 52. - С. 84-89.
2. Pennebaker, J. W. (2011). Secret life of pronouns: what our words say about us [Текст] / J. W. Pennebaker. - New York, Blumberry Press.
3. Алесковский, С. Ю. Основы графологии [Текст] / С. Ю. Алесковский, Я. В. Комиссарова. -М.: Юрлитинформ, 2006. - 216 с.
4. Вул, С. М. Криминалистическое исследование признаков письменной речи [Текст] / С. М. Вул. - Киев: РИО МВД СССР, 1973. - 44 с.
5. Комиссаров, А.Ю. Криминалистическое исследование письменной речи с использованием ЭВМ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / А. Ю. Комиссаров. - М., 2001. - 225 с.
6. Pennebaker, J. W. What our words can say about us: Toward a broader language psychology [Текст] / J. W. Pennebaker. Psychological Science Agenda, 2002. - P. 15, 8-9.
Spisok literatury
1. Litvinova, T. A. Leksemy, ha-rakterizujuwie cheloveka po ot-noshe-niju k trudu, v voronezhskih govorah [Tekst] / T. A. Litvinova // Vestnik Cheljabinskogo gosudarst-vennogo universiteta. Filologija. Iskusstvovedenie. - 2011. - Vyp. 52. - S. 84-89.
2. Pennebaker, J. W. (2011). Secret life of pronouns: what our words say about us [Tekst] / J. W. Pen-nebaker. - New York, Blumberry Press.
3. Aleskovskij, S. Ju. Osnovy gra-fologii [Tekst] / S. Ju. Aleskovskij, Ja. V. Komissarova. - M.: Jurlitin-form, 2006. - 216 s.
4. Vul, S. M. Kriminalistiches-koe issledovanie priznakov pis'mennoj rechi [Tekst] / S. M. Vul. - Kiev: RIO MVD SSSR, 1973. - 44 s.
5. Komissarov, A.Ju. Kriminalis-ticheskoe issledovanie pis'mennoj rechi s ispol'zovaniem JeVM: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk [Tekst] / A. Ju. Komissarov. - M., 2001. - 225 s.
6. Pennebaker, J. W. What our words can say about us: Toward a broader language psychology [Tekst] / J. W. Pennebaker. Psychological Science Agenda, 2002. - P. 15, 8-9.
54