Научная статья на тему 'К проблеме становления принципа этнокультурности'

К проблеме становления принципа этнокультурности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / ПРИНЦИП ЭТНОКУЛЬТУРНОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / APPROACH / ETHNO-CULTURAL APPROACH TO EDUCATION / PRINCIPAL OF ETHNIC LEVEL OF CULTURE / ETHNOCULTURAL PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна

В статье рассматривается проблема становления этнокультурного подхода к образованию, дается авторская характеристика принципа этнокультурности. Определяются основания для утверждения принципа этнокультурности в педагогике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of the ethno-cultural principle formation

The articles deals with the problem of establishing of ethno-cultural approach to education, illustrates the author's characteristics of the principle of ethnic level of culture. Basis for establishing the ethnocultural principle in pedagogics is defined

Текст научной работы на тему «К проблеме становления принципа этнокультурности»

УДК 37.035/.036

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА ЭТНОКУЛЬТУРНОСТИ

© Л.П. Карпушина

В статье рассматривается проблема становления этнокультурного подхода к образованию, дается авторская характеристика принципа этнокультурности. Определяются основания для утверждения принципа этнокультурности в педагогике.

Ключевые слова: подход; этнокультурный подход к образованию; принцип этнокультурности; этнокультурная личность.

Возникновение этнокультурного подхода к образованию обусловлено концептуальными идеями, изложенными в многочисленных документах, определяющих образовательную политику в нашей стране. Так, в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2007) отмечается, что направленность образования определяется полиэтническим характером российского общества, его многоязычием, поликультурностью, полицивилизационно-стью, поликонфессиональностью, исторической духовной общностью народов и культур России [1], поэтому образование должно обеспечить сопряжение общегосударственных интересов с потребностями и интересами общества, его народов, сформировать отношения сотрудничества между ними, развивать языки и культуру народов России, что в целом будет способствовать межнациональному согласию, единству и целостности государства [1, с. 254], сохранению исторической духовной общности народов и культур России, утверждению роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества страны, ее внутренней стабильности, укреплению единства культурного и образовательного пространства, обеспечивающего сохранность национальных и религиозных культурных традиций в ходе реализации общего гуманитарного образования на бикультурной, поли-культурной основах с использованием диалога культур, формированию межкультурно-го взаимодействия народов России, толерантности [1, с. 255-256].

С 1990-х гг. по настоящее время было издано множество работ, касающихся проблем этнокультурной направленности обра-

1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 09-06-23606а/В.

зования, развития национального образования (А.Р. Атитов, В.К. Бацын, Е.П. Белозерцев, Н.К. Елаев, Е.А. Жирков, М.Н. Кузьмин, В.А. Николаев, А.Б. Панькин, М.Г. Тайчи-нов, В.К. Шаповалов, М. А. Якунчев и др.).

Таким образом, стоит констатировать актуальность этнокультурной направленности образования, чем и обусловлена необходимость обоснования сущности этнокультурного подхода к образованию. Для уточнения понятия «этнокультурный подход к образованию» необходимо выявить значение понятий «подход», выявить принципы, на которых базируется этнокультурный подход к образованию. Подход - это совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической, теоретической, научно-исследовательской, практической деятельности [2]. Одним из принципов, на котором будет базироваться этнокультурный подход к образованию, является принцип этнокультурности.

Рассмотрение сущности принципа этно-культурности связано с двумя основополагающими принципами: принципом народности (Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов,

К.Д. Ушинский и др.) и принципом культуро-сообразности (А. Дистервег). Однако принцип этнокультурности не просто учитывает основные положения принципов народности и культуросообразности, но включает в себя новые положения в соответствии с современными тенденциями в мире и образовании.

Мы трактуем принцип этнокультурно-сти (педагогический) как объективное и нормативное положение, направленное на реализацию задач этнокультурного обучения, воспитания развития, формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультур-ному общению; развитию комплекса этно-

ориентированных психических новообразований и способностей; освоение ценностей традиционной культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, которые обеспечивают становление этнокультурной и поликультурной личности, гражданина России и мира.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдиным выделяется четыре уровня: философский, общенаучный, конкретнонаучный и технологический. Принцип этнокультурности в большей степени применим на конкретно-научном и, частично, на технологическом уровнях. Данный принцип очень актуален для педагогических исследований, для создания образовательных и воспитательных концепций в области этнокультурного образования. Использование в педагогической практике на конкретно-научном уровне принципа этнокультурности:

- поможет разработать педагогическую теорию этнокультурного (в т. ч. этнохудоже-ственного, этномузыкального) образования, определить основной вектор ее структуры, определить логику и смысл педагогического исследования в данной области;

- обеспечит уточнение, обогащение понятий и терминов в этнокультурном образовании;

- обеспечит определение структуры, логики организации, средств этнокультурного образования;

- обеспечит всесторонность получения информации о путях развития этнокультурного образования;

- позволит рассмотреть этнокультурное образование системно, во взаимосвязи элементов и явлений;

- выявит и разрешит определенные противоречия, возникающие при разработке теории этнокультурного образования;

- будет ориентировать педагогические исследования на практику этнокультурного образования, на ее преобразование, обеспечит связь теории и практики этнокультурного образования;

- позволит изучить процессы этнокультурного обучения, воспитания и развития с позиций их обусловленности внешними и внутренними факторами;

- позволит рассмотреть этнокультурное обучение, воспитание и развитие с позиций различных наук: этнопедагогики, этноп-

сихологии, антропологии и др., ориентировать педагогов на современные образовательные концепции;

- поможет определить цель исследования с учетом современной социокультурной практики, состояния этнокультуры, этнокультурного образования, уровня развития педагогической науки;

- укажет путь, с помощью которого достигается научно-исследовательская цель, которую ставят перед собой педагоги, занимающиеся этнокультурным образованием;

- позволит педагогам получать определенным способом этнокультурные знания в постоянно меняющемся поликультурном мире.

Использование в педагогической практике на технологическом уровне принципа этнокультурности будет способствовать обоснованию технологий этнокультурного образования, программ, педагогических условий, форм и методов.

В связи с вышеизложенным, по-нашему мнению, этнокультурный подход к образованию - это подход, опирающийся на принципы этнокультурности, культуротворче-ства (Е.В. Бондаревская), природосообраз-ности (Я.А. Коменский, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский и др.), толерантности, диалогизма, связи образования с этнокультурной просветительской практикой и этнокультурной средой, основанный на учете ключевых этнокультурных традиций в образовании с целью формирования этнокультурной личности в ходе социализации и культурации, обладающей развитым этническим самосознанием, личностной этнической культурой, толерантностью и базовыми социокультурными идентичностями, способной к восприятию и ретрансляции этнокуль-туры, к межкультурному общению.

Таким образом, этнокультурный подход к образованию:

- будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории страны и их культуры, толерантности, что в целом обеспечит становление гражданина страны, россиянина, представителя своего региона, этноса, консолидацию общероссийской нации, гармонизацию межэтнических взаимоотношений, сохранение мира и целостности России;

Таблица 1

Основания для утверждения принципа этнокультурности в качестве педагогического

Название критерия (по В .И. Андрееву) [3] Смысл критерия (по В.И. Андрееву) Основания для утверждения принципа

1. Объективность Формулирование названия принципа на основе объективно существующей педагогической закономерности Обусловленность педагогического процесса этнокультурными факторами. Направленность образования на формирование толерантной, культурной личности, способной к межэтническому общению

2. Ориентированность Ориентация на разрешение определенного класса педагогических противоречий, решения педагогических задач Преодоление противоречий между: - транснациональной и этнокультурной направленностью образования; - между этнической и общечеловеческой составляющей в образовании; - между отражением в образовании народных традиций и положением данных традиций в современной культуре; - между направленностью государственной образовательной политики на сохранение единого образовательного пространства и стремлением к регионализации образования и создания региональных образовательных систем; - между потребностями образовательной системы в этнической личности и недостаточной сформированностью у подрастающего поколения этнокультурной идентичности. Модернизация российского образовательного пространства с учетом полиэтничности, полиментальности, поликультурности и многоязычия, но на основе идеи государственно-гражданского единства. Формирование личности, обладающей гражданственностью, этнокультурной компетентностью, толерантностью, способностью к межэтническому общению и межкультурному взаимодействию

3.Системность Подчиненность принципу педагогической системы в целом - предъявление требований к целям, содержанию, методам, средствам, формам организации учебного процесса Направленность цели на освоение подрастающим поколением родной культуры и культур других народов, освоение этнокультурных ценностей, овладение этнокультурными способами преобразования мира и себя в этом мире. Содержание в данном аспекте включает в себя: опыт эмоционально-ценностных отношений, культурно-творческой деятельности в русле традиций, знания о материальной, духовной, бытовой, художественной, музыкальной культуре народа, практические умения преобразования действительности в рамках этнокультуры. Система методов, средств и форм, связанных с реализацией всех видов духовной и культурно-практической деятельности с опорой на традиции

4. Аспектность Раскрытие новых подходов, новых возможностей совершенствования процесса обучения и воспитания Учитывая необходимость освоения этнокультуры личностью, становления этничности - определение психолого-педагогических условий приобретения знаний об этнокультуре, ее региональных особенностях, практических умений по ретрансляции этнокульту-ры, навыков этнокультурной творческой деятельности в целях создания новых смыслов, ценностей, форм в русле этнокультурных традиций подрастающим поколением

5. Дополнительность Дополнение общих принципов, не замещая и не перекрывая их Принцип этнокультурности тесно связан с другими принципами -народности, культуросообразности, гуманизации, гуманитаризации, но не может заменить их, т. к. имеет свои особенности, позволяющие ориентировать учебно-воспитательный процесс на изучение народной культуры с целью становления этнокультурной идентичности, этнокультурной концептосферы (Т.К. Солодухина)

6. Эффективность Реализация принципа существенно повышает эффективность образования Реализация принципа этнокультурности имеет положительную результативность в том плане, что способствует формированию личности ребенка как человека этнокультуры и человека мира. Это подтверждается многими теоретическими и практическими исследованиями (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, З.Г, Ниг-матов, В.А. Николаев, А.П. Панькин и др.).

7. Теоретическая и практическая значимость Принцип имеет значение для педагогической теории и практики Педагогическая теория обогащается в плане конкретизации содержания национально-регионального компонента образования, целей, задач, методов, средств, форм его постижения учащимися, направленных на культурацию личности с опорой на родную эт-нокультуру

- позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую и культуру родного народа, культуру народов России в контексте мировой культуры, что будет способствовать формированию этнического самосознания, этнокультурной, поликультурной, межкультур-ной, конфессиональной идентичности, способности к диалогу, к межкультурному общению и сотрудничеству, что в целом сохранит культуру народов и этносы в целом, обеспечит их взаимопроникновение, обмен ценностями;

- обеспечит определенный уровень развития личностной этнической культуры детей и подростков, этнокультурной и поли-культурной компетентности, уровня овладения этнокультурно-творческой деятельностью, что позволит каждому ребенку этнически реализовать себя, почувствовать свою защищенность;

- наряду с поликультурным и меж-культурным подходом обеспечит органичное соединение российского образования с мировым, глобальным образованием, обеспечит

высокий стандарт образования в целом, что позволит учащимся социально и культурно адаптироваться в поликультурной среде.

1. Концепция национальной образовательной политики РФ // Народное образование. 2007. № 1. С. 253.

2. Поташник М.И. Проблемы оптимизации в педагогике // Сов. педагогика. 1985. № 2. С. 6.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

Поступила в редакцию 31.08.2009 г.

Karpushina L.P. To the problem of the ethno-cultural principle formation. The articles deals with the problem of establishing of ethno-cultural approach to education, illustrates the author's characteristics of the principle of ethnic level of culture. Basis for establishing the ethnocultural principle in pedagogics is defined.

Key words: approach; ethno-cultural approach to education; principal of ethnic level of culture; ethnocultural person.

УДК 370.153

НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© А.А. Чуганская

Статья посвящена изучению невербальной знаково-символической коммуникации в рамках социальной психологии. Раскрываются взаимосвязи данного понятия с понятиями ценностей, социального познания, категоризации. Определяется социально-психологические характеристики и структура невербальной знаково-символической коммуникации как одного из видов коммуникации. Особое внимание уделяется орнаменту как специфическому знаку невербальной коммуникации в социальных группах различной этничности.

Ключевые слова: невербальная знаково-символическая коммуникация; орнамент; социальное познание.

Современный мир полон смешения и взаимовлияния культур. В одних ситуациях -это интеграция, в которой культурный диалог приводит к изменениям этноса и конструктивному взаимодействию, в других - это противостояние, которое может доходить до военных конфликтов. Именно на решение напряженных моментов взаимодействия представителей социальных групп различной этничности чаще всего обращают внимание

при изучении этнопсихологических особенностей разных этносов. Это вызывает необходимость разработки адекватных и эффективных приемов урегулирования конфликтов и развития более гармоничных межэтнических отношений.

Современное общество находится в глобальном процессе перемещения людей разных этнических групп и формирования полиэтнического социума. Человеку становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.