Сезонные отрасли и перерабатывающие производства пищевой промышленности обычно подразделяют на ряд групп в зависимости от причин сезонных колебаний, характера потребляемого сырья, продолжительности производственного цикла, ритмичности процессов труда и производства. В молочной промышленности сезонный характер производства предопределяется сезонностью производства продуктов животноводства, исторически сложившейся под влиянием естественно-климатических условий.
Ярко выражена сезонность производства масла, сыра, творога, мороженного. В цельномолочном производстве сезонность выработки продукции невелика и в основном определяется сезонными колебаниями спроса на отдельные продукты. Так в большинстве районов страны в молочной промышленности сезонный период (с мая по сентябрь) совпадает с периодом массовой переработки сырья.
Задача изучения, измерения и прогнозирования сезонных колебаний в целях определения организационно-технических мероприятий по уменьшению сезонных колебаний требует количественного измерения и анализа сезонности. Для характеристики сезонности, прежде всего, используют интервальные динамические ряды. Однако динамические ряды сами по себе не позволяют представить сезонную волну и количественно оценить сезонность.
По данным наших исследований, уровень производства молока в хозяйствах республики в период с апреля по сентябрь, о есть за 6 теплых месяцев, равен 68% общего надоя за год. Для регулирования уровня закупочных цен мы предлагаем предприятиям молочной промышленности увеличить закупочные цены зимой и снизить их летом в соответствии с сезонным колебанием цен на молоко. Для того, чтобы рассчитать уровень изменения закупочных цен на молоко, решена задача выравнивания сезонной волны цен по формуле расчета синусоидальной функции:
У = ао + аГсов! + Ь1*з1п1, где значение а1Ь1, ао рассчитываются по формулам:
Э1 = 2 У* совУб;
Ьи = Е У* втУб;
ао = 2УЛ2;
» = У|/ао*100
У; - фактическое значение показателя.
В качестве фактических данных взяты среднее процентное изменение цен к предыдущему месяцу на молоко, реализуемое частным сектором за период 1994-2000 гг., когда изменение цен происходило, в основном, под действием сезонных факторов. Задача решена в программе ЭТРА7. Программа позволяет провести анализ рядов динамики по методу выявления периодичности.
Дальнейшие расчеты позволяют определить процентное изменение цены на молоко по месяцам года в соответствии с рассчитанным выровненным характером их изменения. Изменения закупочных цен на молоко по месяцам года поможет предприятиям молочной промышленности обеспечить более равномерное поступление сырья для загрузки мощностей и увеличить объемы переработки молока в целом за год.
Алиев А.Э., Омаров М.Г.
К проблеме совершенствования управления винодельческой отраслью республики
В условиях мобилизационной централизованной экономики разгосударствление собственности неизбежно сопровождалось дезорганизацией, а зачастую и полной ликвидацией отраслевой вертикали управления госпредприятиями по линии органов исполнительной власти. Государственный контроль за деятельностью госпредприятий отсутствовал, предприятия создавались стихийно, без обоснования целесообразности их создания.
Хотя в этих условиях государственным предприятиям ничто не препятствовало вступать в хозяйственные правоотношения с частными предприятиями и даже объединяться с ними в союзы и корпорации, однако, диверсификацией эти связи назвать было нельзя, поскольку диверсификация предусматривает адаптацию, прежде всего, управленческих структур в условиях их взаимодействия между собой. При отсутствии четкой системы управления государственной собственностью, основанной на принципах, задачах, методах контроля и ответственности, деятельность государственных предприятий обессмысливается.
Построение организационной структуры управления в регионе (органы управления, их функции, координация деятельности) должно соответствовать тому, чтобы управляемые объекты на его территории - независимо от формы собственности - развивались во взаимосвязи и взаимодействии, с соблюдением необходимых пропорций и комплексности.
Характерным примером таких взаимосвязей в Дагестане может служить система управления винодельческой отраслью промышленности, структурированной в составе Комитета Правительства РД по виноделию и виноградарству - "Дагвино".
До 1985 года виноградарство и виноделие Дагестана динамично развивалось, в результате чего площадь виноградников превысила 71 тыс. га, ежегодно закладывалось 3,8 тыс. га новых насаждений. Среднегодовой валовой сбор винограда 1981-1985 гг. достиг 302 тыс. тонн, в 1984 году был собран рекордный урожай в объеме 384,0 тыс. тонн.
Параллельно с виноградарством динамично развивалась и винодельческая отрасль. К 1985 году мощность разлива винодельческой продукции достигала 964 тыс. дал, объем производства вин достигал 515 тыс. дал, шампанского - 67,5 тыс. дал.
С 1985 года происходит интенсивное разрушение одной из наиболее эффективных отраслей экономики республики, началом которого послужила непродуманная антиалкогольная кампания, введение свободных цен на технику, оборудование, материалы, новый налоговый механизм и отсутствие бюджетных ассигнований на закладку виноградников и уход за молодыми насаждениями.
Отсутствие собственных средств и государственной поддержки в 1991-1996 годы снизило восстановление амортизированных и раскорчеванных площадей до 7 процентов.
На закладку и уход за молодыми виноградниками в 1998 году при потребности средств 103 млн. рублей фактически освоено 19,6 млн. рублей, но из федерального бюджета на эти цели получено лишь 0,4 млн. рублей; в 1999 году эти цифры составили 162,2 млн. рублей, 22,5 млн. рублей и 4,6 млн. рублей соответственно. В результате посадка новых виноградников произведена в 1998 году на площади 162 га и в 1999 году - на площади 200 га.
За период 1985-1999 годы площадь насаждений под виноградниками сократилась на 45,5 тыс. га, или 70 процентов и составила на начало 2000 года 22,0 тыс. га.
Среднегодовое производство винограда за 1991-1995 годы сократилось до 127,0 тыс. тонн, что на 135,2 тыс. тонн меньше достигнутого уровня 1986-1990 годов. В 1999 году произведено всего 54 тыс. тонн винограда.
Уменьшение площадей происходило, в основном, за счет раскорчевки и исключения из новых посадок высококачественных сортов винограда. Резко снизился объем выпуска марочных вин, производимых из этих сортов. Имеющиеся производственные мощности по переработке винограда используются менее чем на треть. Особенно негативно это сказывается на коньячном производстве, выработка которого сократилась за последние 10 лет в 1,7 раз. Учитывая, что долю коньячного производства Дагестана в целом по России приходится свыше 90%, то эта проблема становится не только республиканской, но и федеральной.
До 1991г. в республике функционировало Производственное аграрно-промышленное объединение "Дагвино" как старейшая отрасль промышленности, входившая в состав Росагропрома РСФСР. Преобразованное впоследствии в Республиканскую контрактную корпорацию "Дагвино", а с 1996г. (Постановление Правительства РД N 216 от 30.12.1996г.) в Дагестанское государственное унитарное предприятие "Дагвино", последнее объединило в своем составе на правах дочерних унитарных предприятий Дербентский и Кизлярский коньячные заводы, Дербентский завод игристых вин, Махачкалинский винзавод и совхоз им.Дахадаева. ГУП не имел отраслевой подведомственности и подотчетности. В условиях отсутствия сбалансированной республиканской программы развития виноделия, государственных планов и заказов, государственной поддержки (инвестиций), дочерние предприятия, предоставленные самим себе, занимались стихийным поиском партнеров по сделкам, в свою очередь никакой отчетности перед ГУПом не несли, прибылью распоряжались самостоятельно. В связи с дезорганизацией технического контроля за качеством выпускаемой алкогольной продукции, рынок был заполнен алкогольными напитками ненадлежащего качества, а зачастую фальсифицированными.
Кризисное состояние важнейшей для республики отрасли подтолкнуло Правительство к принятию кардинальных решений по исправлению ситуации.
Постановлением N 126 от 18.07.2000г. ГУП "Дагвино" было преобразовано в Комитет Правительства РД по виноградарству и алкогольной промышленности "Дагвино", т.е. получило статус самостоятельного органа исполнительной власти в системе госорганов, а в его состав включены все предприятия по виноделию, как входившие ранее в систему ПАПО "Дагвино", так и входившие в состав Минсельхозпрода РД, всего в количестве 35 ГУПов. Решение это, на наш взгляд, правильное, поскольку государственное регулирование экономики должно предусматривать безусловную государственную монополию на производство и реализацию алкогольной продукции.
Основными задачами Комитета являются:
- проведение единой государственной политики в виноградарско-винодельческой отрасли, в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Дагестан;
- обеспечение контроля за соблюдением государственной монополии на производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, готовой алкогольной продукции, ви-номатериалов и полуфабрикатов этой продукции;
- разработка комплексных программ, приоритетных направлений развития виноградарства, виноделия, спиртовой и ликероводочной отраслей Республики Дагестан;
- содействие сохранению и расширению коллекционных и районированных сортов винограда, наиболее продуктивных в условиях Республики Дагестан;
- обеспечение рынка алкогольной продукцией. Комитет осуществляет следующие функции:
- координирует работы по восстановлению и развитию питомниководческой базы по производству сертифицированного посадочного виноградного материала в целях обеспечения потребности виноградарских, фермерских хозяйств и населения;
- оказывает содействие предприятиям подведомственной отрасли в материально-техническом обеспечении;
- формирует информационно-техническую базу данных предприятий и организаций, осуществляющих на территории республики производство и оптовую продажу этилового спирта и алкогольной продукции;
- организует работы по обобщению, распространению и внедрению в виноградарских хозяйствах достижений науки, новых технологий, передового опыта и индустриальных технологий в виноградарской отрасли;
- осуществляет методическое и правовое обеспечение деятельности подведомственных предприятий и организаций;
- обеспечивает координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в виноградарстве, виноделии, спиртовой и ликероводочной промышленности;
- готовит предложения и участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан по вопросам государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции и программ по развитию подведомственной отрасли;
- распределяет по согласованию с Правительством Республики Дагестан и контролирует целевое использование централизованных капитальных вложений, выделяемых из федерального и республиканского бюджетов, а также из других источников финансирования, направляемых на развитие виноградарства и алкогольной отрасли;
- подготавливает и выдает заключения о целесообразности и необходимости лицензирования предприятий подведомственной отрасли;
- решает вопросы организации подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров;
- организует работы по эффективному использованию производственных отходов;
- обеспечивает сбор и анализ деклараций, выявляет нарушения для принятия санкций в соответствии с законодательством РФ в пределах компетенции Комитета;
- по согласованию с Правительством Республики Дагестан распределяет предприятиям-производителям алкогольной продукции квоты на закупку этилового спирта из пищевого сырья, являясь его фондодержателем;
- проводит экспертизы проектно-сметной документации на закладку и реконструкцию виноградных насаждений, строительство и реконструкцию винодельческих, спиртовых и ликероводочных предприятий за счет бюджетных средств;
- участвует в подготовке материалов к программам социально-экономического развития республики;
- организует и проводит республиканские совещания работников виноградарско-винодельческой, спиртовой и алкогольной отраслей;
- осуществляет контроль за формированием оптового рынка этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе ввозимого в республику;
- проводит анализ отчетных статистических данных, разрабатывает мероприятия по соблюдению государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции;
- размещает государственный заказ на подведомственных предприятиях, организует их участие в выставках и ярмарках.
Комитет для выполнения возложенных на него задач и функций в пределах своей компетенции обладает следующими правами:
- запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, организаций и учреждений необходимую информацию по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;
- осуществлять контроль за ведением бухгалтерского учета и отчетности путем проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий;
- устанавливать по согласованию с органами ценообразования закупочные цены на сырье и цены на готовую продукцию, выпускаемую на подведомственных предприятиях;
- утверждать по согласованию с Мингосимуществом РД уставы подведомственных предприятий и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями;
- вносить в установленном порядке предложения о приостановке производства и реализации алкогольной продукции, не отвечающей требованиям ГОСТов, техническим условиям и другим нормативам по качеству безопасности тары, упаковки и маркировке;
- создавать в установленном порядке целевые фонды за счет отчислений от прибыли и других источников и использовать их на развитие виноградарства и виноделия, а также социальных вопросов;
- давать заключения о целесообразности строительства предприятий подведомственной отрасли;
- осуществлять в установленном порядке оперативное управление закрепленным за ним имуществом;
- учреждать в установленном порядке представительства в регионах, фирменные магазины, торговые дома и другие организации.
Таков полный перечень управленческих задач, функций и прав Комитета "Дагвино" в управляемой им подсистеме предприятий виноделия.
Таким образом, на основе общего анализа проблем государственного регулирования экономики региона, на примере отрасли, необходимо выделить важнейшие направления развития, каждое из которых включает в себя комплекс методологических приемов и средств по достижению целей и задач эффективного управления государственной собственностью региона.
Такими направлениями выступают:
1. Построение организационного механизма управления государственными унитарными предприятиями, включающего в себя, с одной стороны, оптимальное и эффективное управленческое воздействие управляющей системы на управляемую подсистему, а с другой стороны, установление рациональной и устойчивой обратной связи между ними в сочетании с развитием экономических связей хозяйствующих субъектов между собой.
2. Осуществление эффективной инвестиционной, финансово-кредитной и бюджетной политики государства в целях стимулирования и развития наиболее доходных отраслей государственного сектора, с одной стороны, и налоговой политики, обеспечивающей поддержание низкодоходных убыточных отраслей социального назначения, с другой стороны.
3. Создание максимально объективной системы оценки использования государственной собственности на макроэкономическом уровне методами учета, анализа и оценки хозяйственной деятельности унитарных предприятий на микроуровне.
4. Совершенствование механизмов контроля за сохранностью, воспроизводством и использованием государственной собственности на всех стадиях от государственного до коллективного (рабочего) контроля на предприятиях.
Шейхов М.А., Гамидов Р.Ю.
Пути повышения эффективности использования материальных ресурсов
На современном этапе развития агропромышленного производства важное значение приобретет рациональное использование материальных ресурсов.
Проблема эффективного использования материальных ресурсов в сельском хозяйстве актуальна еще и потому, что здесь значительно выше темпа их потребления, чем в остальных отраслях народного хозяйства.
Совершенствование материально-технической базы предприятий и технологий производства необходимо осуществлять с учетом уровня эффективности использования материальных ресурсов. Чистая продукция (валовой доход) должна служить критерием формирования фонда оплаты труда коллективов, бригад, ферм, звеньев и хозяйств. Нормативная база обязана учитывать новейшие научные разработки и достижения лучших колхозов и совхозов страны по экономии семян, кормов, нефтепродуктов и других материалов. Экономика (перерасход) материальных ресурсов- важная часть системы стимулирования работников.
Проблема материалоемкости сельскохозяйственной продукции связана не только с повышением эффективности общественного производства. В отличие от других отраслей снижение материалоемкости в сельском хозяйстве непосредственно влияет на решение социальных вопросов, увеличение ресурсов личного потребления населения. Этому способствует сокращение доли внутреннего оборота (молока- на выпойку телят, яиц- на инкубацию, картофеля- на семена и корм скоту и т.д.).
Рациональное использование материальных ресурсов в сельском хозяйстве имеет техническую, экономическую и социальную направленность.
Социально-экономическое содержание факторов экономии материальных ресурсов заключается в том, что наращивание массы сбереженных материалов, топлива и энергии повышает эффективность общественного производства, укрепляет ту систему производственных отношений, на базе которого этот результат достигнут. В экономии материальных ресурсов заинтересованы все участники производства материальных благ.